Научная статья на тему 'Оптимизационная стратегия и показатели модернизации системы повышения квалификации педагогов'

Оптимизационная стратегия и показатели модернизации системы повышения квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ОПТИМИЗАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / STATE EDUCATIONAL POLICY / MODERNIZATION OF TEACHERS'' IN-SERVICE TRAINING SYSTEM / OPTIMIZATION STRATEGY / PERFORMANCE INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каплунович Татьяна Александровна

В статье представлен контекстный анализ основных нормативных документов, определяющих российскую государственную политику в области повышения квалификации работников образования, обоснована сущность оптимизационного подхода к модернизации системы повышения квалификации с учетом этого контекста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каплунович Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION STRATEGY AND INDICATORS OF MODERNIZATION OF NATIONAL SYSTEM OF IN-SERVICE TEACHERS TRAINING

The article presents the contextual analysis of the main regulations that determine Russian state policy in the field of in-service teachers training, substantiates the essence of the optimization approach to modernizing the system of in-service teachers training taking into account this context

Текст научной работы на тему «Оптимизационная стратегия и показатели модернизации системы повышения квалификации педагогов»

Образовательные системы и технологии

Т. А. Каплунович

(Санкт-Петербург)

ОПТИМИЗАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

OPTIMIZATION STRATEGY AND INDICATORS OF MODERNIZATION OF NATIONAL SYSTEM OF IN-SERVICE

TEACHERS TRAINING

В статье представлен контекстный анализ основных нормативных документов, определяющих российскую государственную политику в области повышения квалификации работников образования, обоснована сущность оптимизационного подхода к модернизации системы повышения квалификации с учетом этого контекста.

Ключевые слова: государственная образовательная политика, модернизация системы повышения квалификации педагогов, оптимизационная стратегия, показатели результативности.

The article presents the contextual analysis of the main regulations that determine Russian state policy in the field of in-service teachers training, substantiates the essence of the optimization approach to modernizing the system of in-service teachers training taking into account this context. Keywords: state educational policy, modernization of teachers in-service training system, optimization strategy, performance indicators.

Одной из приоритетных задач современной государственной образовательной политики в России является «развитие учительского потенциала», при этом особая роль отводится системе повышения квалификации (СПК). Важные стратегические направления изменений в этой системе были определены в 2003 году в Программе модернизации педагогического образования, где предусматривались:

- разработка содержания дополнительного профессионального образования (ДПО), обеспечивающего включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования;

- разработка эффективных форм ДПО, в том числе на основе интерактивных методов и обучение с применением дистанционных образовательных технологий;

- уточнение дополнительных профессиональных программ педагогического профиля, направленных на подготовку кадров для

опережающего решения актуальных задач модернизации образования [7].

Далее, в 2010 году в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (ННШ) поставленные в названной выше Программе задачи были дополнены с учетом нового контекста общей стратегии развития российского образования. Предполагалось приведение дополнительных профессиональных программ (ДПП) в соответствие с требованиями к компетенциям педагогов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), внедрение новых подходов к организации СПК, связанных с расширением практики сетевого взаимодействия, и создание на базе успешно реализовывавших инновационные программы школ специальных стажировок для распространения лучшего опыта [2].

В 2014 году в рамках «Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» были выделены новые акценты:

- задача модернизации педагогического образования стала рассматриваться в комплексе с задачами по апробации и внедрению профессионального стандарта педагога, по переходу на эффективный контракт и по повышению престижа профессии педагога;

- целью подпрограммы модернизации было определено обеспечение подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральным государственным образовательным стандартом общего образования;

- в качестве одного из ожидаемых результатов названо «комплексное решение назревших проблем в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников» [ 1 ].

Анализ вышеуказанных и ряда других программных документов, касающихся модернизации СПК, позволяет говорить об общей направленности стратегии этой модернизации на оптимизацию данной системы.

Общая задача оптимизации управления образованием в России выделена в последнее время в рамках государственной образовательной политики как одна из приоритетных. В утвержденной в 2012 году распоряжениями Правительства Российской Федерации «дорожной карте» изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования на 2013-2018 гг.», предусмотрены мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов и качества образования посредством:

- оптимизации сети образовательных организаций и программ с учетом существующей структуры системы образования и социально-экономического развития;

- оптимизации неэффективных расходов, в том числе на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала;

- оптимизации численности отдельных категорий работников за счет увеличения

производительности труда в результате обновления образовательных программ и реализации новых образовательных технологий [1].

Что касается педагогического образования, то «оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов» были выделены в качестве отдельного направления в упомянутой выше Программе его модернизации, где предусмотрено:

- создание системы прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования;

- поддержка учебных и учебно-научных педагогических комплексов, обеспечивающих непрерывность педагогического образования;

- разработка системы взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных учреждений разного уровня внутри субъектов Федерации и федеральных округов в целях обеспечения доступности и повышения качества педагогического образования;

- оптимизация структуры управления (в том числе в субъектах Российской Федерации) педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования [7].

Как известно, сущность «оптимизации» состоит в выборе или конструировании мер, обеспечивающих достижение максимально возможных результатов при рациональных затратах ресурсов [3]. В качестве способов оптимизации выделяются «генерализация» (приведение деятельности к общим правилам для повышения результативности^ «комплексирование» (учет экономических, организационных, социальных и других аспектов в их взаимосвязи, интеграция использования ресурсов), «ресурсосбережение» (сокращение затрат за счет перераспределения ресурсов или активизации внутреннего потенциала, стимулирования и поддержки самоорганизации субъектов в достижении максимально возможных результатов). Об использовании

именно этих способов при модернизации СПК можно, на наш взгляд, говорить исходя из контекста документов, определяющих в последнее время государственную политику в отношении этой системы.

О «генерализации» СПК свидетельствует то, что в документах, определяющих направления и задачи ее модернизации, особое внимание уделяется планированию ожидаемых от выполнения программных мероприятий результатов в контексте общих стратегических задач повышения эффективности российского образования. Показатели результативности СПК в обеспечении решения этих задач нашли отражение, например, в утвержденной Постановлением Правительства РФ в 2011 году Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, где, вслед за предыдущей Программой (на 2006-2010 г.г.), была подчеркнута необходимость «разработки, апробации и внедрения персонифицированной системы повышения квалификации и механизмов финансирования». Соответствующие мероприятия предусматривали создание в федеральных округах «стажиро-вочных площадок» для обучения педагогических и руководящих работников системы образования по вопросам ее модернизации. В перечень целевых показателей результатов были включены:

- доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ (конечное значение - 85%);

- доля образовательных систем субъектов РФ и муниципалитетов, охваченных процессами переподготовки и повышения квалификации преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования на базе стажировоч-ных площадок, созданных для распространения современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием (конечное значение - 60%);

- доля учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций,

где они получают профессиональную поддержку и помощь (конечное значение -60%).

Отдельным показателем была выделена «доля учителей, эффективно использующих в профессиональной деятельности современные образовательные технологии (85%)», которую можно рассматривать как общую результирующую характеристику названной выше «структурной инновации» в организации СПК [5].

Далее, в соответствии с предложенными Министерством образования и науки РФ «рекомендациями по организации работы стажировочных площадок в рамках мероприятий ФЦПРО на 2011-2015 годы» в процессе мониторинга самой деятельности таких площадок была применена система критериев и показателей для содержательной экспертизы ее результативности, качества реализуемого образовательного процесса, образовательных программ, научно-методического, кадрового обеспечения и управления качеством [4].

В 2015 году Постановлением Правительства была утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 20162020 годы, где отдельным мероприятием в рамках задачи «Развитие современных механизмов и технологий общего образования» выделено «повышение профессионального уровня педагогических и руководящих кадров общего образования», в том числе сопровождение внедрения профессиональных стандартов педагога и руководителя, апробация современных моделей педагогического лидерства и эффективного преподавания. Целевыми индикаторами и показателями запланированных результатов определены:

- доля (%) учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей;

- доля (%) педагогических работников образовательных организаций, прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в общей чис-

ленности педагогических работников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нашла продолжение в Программе и идея повышения результативности организации СПК на основе структурных инноваций -предусмотрено «распространение инновационного опыта посредством стимулирования создания инновационных методических сетей» [6].

Наряду с программными документами, касающимися непосредственно модернизации педагогического образования, задача по повышению результативности СПК ставится и в других документах, определяющих стратегию повышения эффективности образования в России. Так, например, в утвержденных и реализуемых во всех субъектах РФ Планах мероприятий («дорожных картах») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования на 2014-2018 годы», сформированы перечни мероприятий и выделены соответствующие им показатели результативности «кадрового обеспечения» повышения эффективности и качества услуг в сфере образования, связанные с этапами перехода к «эффективному контракту». В перечень мероприятий входят:

- повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников с учетом внедрения Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»;

- повышение квалификации кадрового состава организаций для детей-сирот;

- разработка и реализация программ профессиональной переподготовки менеджеров и повышения квалификации педагогов организаций дополнительного образования детей и др.

Соответствующим показателем «результативности» выполнения названных мероприятий определен «удельный вес численности обучившихся по модернизированным программам.

В целом, проведенный контекстный анализ представленных выше и ряда других определяющих в последнее время россий-

скую государственную образовательную политику документов позволяет сделать вывод о том, что:

- стратегия модернизации СПК в России направлена на оптимизацию этой системы прежде всего за счет «генерализации» -планирования и реализации программных мероприятий по ее совершенствованию и ожидаемых от их выполнения результатов в контексте общих стратегических приоритетов и задач повышения эффективности образования;

- в качестве дополнительных способов оптимизации используются «комплекси-рование» (разработка «комплексных программ», «комплексов мер», позволяющих достичь «системных эффектов») и «ресурсосбережение» - сокращение необходимых для достижения планируемых результатов затрат за счет разработки и внедрения моделей перераспределения ресурсов («персонифицированного финансирования», создания «стажировочных площадок» и активизации субъектного потенциала).

Интегративным показателем «результативности» мероприятий по модернизации СПК является «охват» работников образования (или отдельных их категорий) повышением квалификации и профессиональной переподготовкой в контексте той или иной стратегической «программной задачи». Вместе с тем, хотя подобного рода показатель позволяет обоснованно рассчитать и оптимизировать необходимые ресурсы, особую актуальность с точки зрения «генерализации» приобретает проблема выделения показателей «конечных результатов» модернизации СПК, характеризующих успешность решения прошедшими обучение ключевых задач повышения эффективности образования.

Некоторые ориентиры для формирования таких показателей можно выбрать в ряде названных выше стратегических документов (например, используемый в утвержденных в субъектах РФ «дорожных картах изменений в отраслях социальной сферы» показатель «соотношение результатов ЕГЭ по русскому языку и математике в 10% организаций субъекта РФ с лучшими результатами и в 10% с худшими»). Опираясь на

эти ориентиры, можно, вероятно, определить и некоторые соответствующие им показатели «конечных результатов» модернизации СПК. Их учет усилит мотивацию к разработке моделей организации «адресного» повышения квалификации руководителей и педагогов, а также особых моделей дополнительных профессиональных программ и системы оценки результатов их освоения. Это, в свою очередь, позволит ускорить достижение «конечных результатов».

Еще одна проблема - выявление наиболее результативного опыта для его дальнейшего распространения. Как известно, механизм решения такого рода проблемы уже существует сегодня в системе управления общим средним и высшим профессиональным образованием, где выявляются лучшие практики («лучшие» школы и вузы), строятся «рейтинги» и принимаются соответствующие решения [12]. Что касается СПК, то решение подобной задачи приобретает особую актуальность в условиях внедрения модели «персонифицированного финансирования». Учитывая результаты различного рода социологических исследований и анализа различных публикаций в СМИ, есть основания предполагать, что даже в тех субъектах РФ, где эти модели уже используются, сделать обоснованный вывод об их эффективности с точки зрения достижения «оптимизационного эффекта» пока сложно.

Наряду с оптимизацией СПК в целом, отдельного внимания заслуживает также проблема оптимизации деятельности организаций дополнительного профессионального образования.

В 2010 году Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации был утвержден Перечень целевых показателей эффективности работы бюджетных образовательныхучреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, где в его редакции от 17.03.2017 целевыми показателями и соответствующими им критериями определены:

- качество образования (выполнение контрольных цифр приема; доля обучив-

шихся по программам разного объема);

- социальная защищенность слушателей (обеспеченность местами в общежитии учреждения и посадочными местами в учреждении или в организациях для работы подразделений общественного питания);

- научный потенциал (изданные монографии; изданные в индексируемой научной периодике и в рецензируемых научных журналах статьи; подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации);

- кадровый потенциал (штатные ППС, имеющие ученые степени и (или) ученые звания; средний возраст основного штатного ППС);

- финансовое обеспечение и развитие имущественного комплекса (средства от приносящей доход деятельности, направленные на развитие имущественного комплекса; отношение среднемесячной заработной платы ППС к соответствующей зарплате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц в субъекте РФ);

- уровень исполнительской дисциплины (соблюдение регламентирующих деятельность учреждения требований, поручений; результаты выполнения определенных требований) [8].

В 2013 году Приказом Министерства образования и науки РФ были утверждены показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, где по сравнению с предыдущим документом выделен ряд акцентов. Например, к показателям «образовательной деятельности» отнесено количество не только реализуемых и разработанных программ, но «удельный вес ДПП по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, а также программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию». Для «научно-исследовательской деятельности» установлены актуальные показатели, отражающие: доходы от НИО-КР; проведение международных и всероссийских (межрегиональных) научных семинаров и конференций; возраст научно-педагогических работников. Самостоятельным

показателем в рамках выполняемых государственных заданий определена «удовлетворенность» слушателей, устанавливаемая по результатам анкетирования либо по наличию (отсутствию) рекламаций со стороны потребителей или заказчика [9].

Чрезвычайно важным шагом стал и выход в 2013 году Приказа Минобрнауки «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность», где акцент сделан, в том числе на включении в общий перечень показателей, касающихся доброжелательности, вежливости работников, удовлетворенности их компетентностью, достоверности и открытости информации о них [10].

Наконец, особо можно отметить вышедший еще в 2008 году Приказ Федерального агентства по образованию, утвердивший примерные показатели стимулирования работников государственных образователь-ныхучреждений дополнительного профессионального образования, подведомственных Федеральному агентству по образованию, за количество, интенсивность и качество труда [11]. Несмотря на то, что в связи с изменением в последние годы законодательной и нормативно правовой базы в образовании данный приказ утратил силу, его контекст представляет значительный интерес и в настоящий момент. Акцент был сделан на регламентированном использовании итогов оценки для повышения мотивации работников к достижению более высокой результативности деятельности, к проявлению инициативности и к решению более сложных задач. С точки зрения «оптимизационной стратегии», речь идет одновременно о «генерализации» и об «активизации внутреннего потенциала» учреждения («ресурсосбережении»). Для осуществления премиальных и стимулирующих выплат в перечень показателей были включены количественные характеристики:

- участия работников в развитии предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также личного вклада в работу учреждения, оцениваемую по аккреди-тационным показателям;

- объема работы не только по выполнению государственного задания, но и по прямым договорам с заказчиками, доли учебной работы по программам, реализованным по модульному принципу;

- количества новых образовательных программ (модулей), разработанных по за-даниюучредителя и, отдельно - по прямым договорам с заказчиком, а также доли учебной работы, приходящейся на слушателей с высшим образованием, в общем контингенте обучаемых.

В целом контекстный анализ названных нормативных и некоторых других документов (в том числе касающихся разработки программ ДПО в условиях реализации ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагога) позволяет сделать вывод о том, что:

- в качестве одного из факторов оптимизации деятельности учреждений ДПО в настоящее время рассматривается развитие системы оценки этой деятельности;

- при формировании ее показателей учитывается особая специфика таких организаций, связанная не только с реализацией образовательной функции, но и с сопровождением повышения профессионального уровня педагогических работников в соответствии с новыми ценностно-целевыми ориентирами и задачами государственной образовательной политики;

- мотивационная функция оценки усиливается не только для стимулирования работников к более высокой результативности деятельности, но и для обоснованного внесения по ее итогам изменений в процессе принятия решений о формировании государственного заказа и государственного задания учреждениям ДПО с учетом их кадрового инновационного потенциала.

В дальнейшем отдельного внимания заслуживает проблема повышения результативности реализации дополнительных профессиональных программ, критерии и показатели которой необходимо привести в соответствие с новыми требованиями к педагогическим работникам в условиях введения ФГОС ОО и «профессионального стандарта» педагога.

Литература

1. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. Утверждена Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 28 мая 2014г. № 3241п-П8.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

3. Осипов А. А. Стратегия и механизмы оптимизации управления модернизацией образования в территории: дис. ... к.п.н. - СПб., 2015. - 252 с.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 августа 2011 г. № МД-1119/03 «О рекомендациях по организации работы стажировочных площадок в рамках мероприятий ФЦПРО на 2011-2015 годы».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы.

6. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».

7. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 1 апреля 2003 года № 1313 «О программе модернизации педагогического образования».

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации».

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

11. Приказ Федерального агентства по образованию от 28 ноября 2008 г. № 1767 «Об утверждении примерных показателей стимулирования работников государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, подведомственных Федеральному агентству по образованию, за количество, интенсивность и качество труда».

12. Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям: сб. материалов. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - С. 74-88.

■Ф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.