Научная статья на тему 'Роль государственного заказа в достижении эффективного развития рынка образовательных услуг'

Роль государственного заказа в достижении эффективного развития рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Ирина Борисовна

Рассматривается влияние государственного заказа на процесс формирования региональных рынков образовательных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов, анализируется структурное и качественное обновление этих рынков.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nfluence of the government contractual work on process of formation of the regional markets of educational services of additional vocational training of teachers of Institutes of Higher Education is considered; structural and qualitative updating of this market is analyzed here as well.

Текст научной работы на тему «Роль государственного заказа в достижении эффективного развития рынка образовательных услуг»

УДК 338.45

И.Б. Николаева

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В ДОСТИЖЕНИИ

ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Рассматривается влияние государственного заказа на процесс формирования региональных рынков образовательных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов, анализируется структурное и качественное обновление этих рынков.

I.B. Nikolaeva

THE ROLE OF THE GOVERNMENT CONTRACTUAL WORK IN ACHIEVEMENT

OF EDUCATIONAL SERVICES MARKET EFFECTIVE DEVELOPMENT

Influence of the government contractual work on process of formation of the regional markets of educational services of additional vocational training of teachers of Institutes of Higher Education is considered; structural and qualitative updating of this market is analyzed here as well.

Начиная с 2005 года, Рособразованием разработана и введена в действие новая модель формирования государственного заказа на образовательные услуги дополнительного профессионального образования (ДПО) преподавателей вузов.

В соответствии с этой моделью контрольные цифры приема слушателей системы повышения квалификации научно-педагогических работников вузов, подведомственных Рособразованию, обучающихся за счет средств федерального бюджета, выделяются вузу без указания структурных подразделений, реализующих программы подготовки, и только для организации внутривузовского повышения квалификации и профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава (ППС).

Количество контрольных цифр, выделяемых вузу, не должно превышать 20% штатной численности преподавателей вуза, что обеспечивает выполнение Рособразованием перед ректоратом вуза нормативного требования п. 2 ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» о гарантировании государством создания необходимых условий для повышения квалификации ППС не реже, чем один раз в пять лет [1].

Кроме того, с 2005 года, получив от Минфина России дополнительное финансирование в объеме 125 млн руб., Рособразование осуществляет повышение квалификации преподавателей подведомственных вузов по приоритетным направлениям развития образовательной системы на основе сетевого принципа.

В 2006 году повышение квалификации организовывали 32 так называемых «базовых» вуза, в том числе 7 университетов, являющихся особо ценными объектами культурного наследия, и дополнительно 25 ведущих вузов России [2].

Количество преподавателей, проходящих повышение квалификации в одном базовом вузе - 150.

В соответствии с новой моделью Рособразования, построенной на сетевом принципе, распределение базовых вузов по федеральным округам (рис. 1) проводится в соответствии с количеством преподавателей вузов в этих округах и из соображений снижения транспортных расходов вузов.

■ Сибирский ФО

□ Уральский ФО

□ Южный ФО

■ Приволжский ФО

■ Северо-Западный ФО

■ Центральный ФО

□ Дальневосточный ФО

Рис. 1. Распределение базовых вузов по федеральным округам в 2006 г. [3, с. 23]

Отбор базовых вузов осуществляется на конкурсной основе. Главным критерием для выбора является значимость предлагаемых программ, именно по этому критерию организуется конкурс.

Такой подход позволил сконцентрировать финансовые средства на повышении квалификации по приоритетным направлениям, повысить мобильность ППС региональных вузов и активизировать межвузовские обмены [3].

Однако анализ целевого повышения квалификации ППС вузов Рособразования за счет средств дополнительного бюджетного финансирования показал, что эффективность функционирования предложенной модели не полностью соответствует ожиданиям.

В частности, как видно из исследований [2, с.111, с.115]:

- принятое распределение базовых вузов по федеральным округам приводит к отличиям процентного отношения количества преподавателей, имеющих возможность пройти повышение квалификации в базовых вузах своего федерального округа, к количеству ППС в округе в пределах плюс-минус 50% от отношения в Центральном федеральном округе и требует, как минимум, дополнительного анализа;

- распределение слушателей по десяти выбранным приоритетным направлениям повышения квалификации в 2006 году в пределах от 3 до 20% свидетельствует о неправильном определении приоритетов в выборе направлений подготовки.

С целью дальнейшего совершенствования организации управления моделью, разработанной Рособразованием, и контроля за соответствием результатов образовательного процесса поставленным целям и задачам, предлагается использовать систему показателей мониторинга рынка образовательных услуг при размещении госзаказа, отражающих как уровень отдельного вуза, так и региональный уровень качества и доступности образовательных услуг ДПО преподавателей (см. таблицу).

Групповой критерий 1. Доступность образовательных услуг ДПО преподавателей.

Доступность повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогических работников в регионе определяется на основе комплексной оценки по 4 субкритериям.

Субкритерий 1. Количество образовательных учреждений в регионе, имеющих право участвовать в конкурсе на получение госзаказа.

Образовательные учреждения, имеющие право участвовать в конкурсе на получение госзаказа на образовательные услуги ДПО преподавателей, определяются с использованием алгоритма отбора, схематично приведенного на рис. 2.

Субкритерий 2. Территориальная равномерность размещения образовательных учреждений в регионе.

Для определения территориальной равномерности размещения образовательных учреждений в конкретном регионе необходимо выявить соотношение фактического размещения образовательных учреждений, имеющих право участвовать в конкурсе на

получение госзадания, близости их расположения друг к другу и степени удаления отдельных локальных образований.

С целью определения территориальной равномерности размещения рекомендуется использовать модификацию известного в экономике индекса концентрации, направленного на определение степени сформированности конкурентной среды на рынке соответствующего продукта.

Чем ближе рассчитанный индекс территориальной равномерности размещения образовательных учреждений в регионе приближается к 100%, тем более неравномерно распределение образовательных учреждений в регионе. Большая удаленность от 100% свидетельствует о равномерности распределения образовательных учреждений в регионе.

Данный индекс можно рассчитывать и в общероссийском масштабе с целью выявления равномерности расположения образовательных учреждений, имеющих право участвовать в конкурсе на получение госзаказа на образовательные услуги ДПО преподавателей, по регионам.

Система показателей анализа состояния регионального рынка образовательных услуг ДПО преподавателей

Групповые критерии Критерии оценки

1. Доступность образовательных услуг ДПО преподавателей 1. Количество образовательных учреждений в регионе, имеющих право участвовать в конкурсе на получение госзаказа; 2. Территориальная равномерность размещения образовательных учреждений в регионе; 3. Максимальное количество обучаемых, которым образовательное учреждение может предоставить возможность прохождения программ ДПО преподавателей; 4. Возможность образовательного учреждения обеспечить условия проживания иногородним обучающимся.

2. Финансовая самостоятельность образовательных учреждений 1. Наличие источников самофинансирования программ ДПО преподавателей; 2. Возможная структура (собственные средства / государственное финансирование) покрытия затрат на осуществление соответствующих программ на одного потенциального обучающегося; 3. Возможность образовательного учреждения самостоятельно финансировать обучение собственных работников при прохождении соответствующих программ в других образовательных учреждениях.

3. Научная и научнометодическая обеспеченность условий для осуществления программ ДПО преподавателей 1. Обеспечение доступа к Интернет-ресурсам; 2. Наличие соответствующих лабораторий, модельных модулей и специализированных тренажеров для практической апробации (или имитации) осваиваемых процессов; 3. Доступ к современной научной и научно-технической литературе; 4. Состав ППС, занятого в процессе обучения по программам ДПО преподавателей; 5. Качество разработки рабочих программ дисциплин, отвечающих современным требованиям науки и техники.

4. Анализ внешних связей образовательного учреждения 1. Наличие, теснота и продолжительность деловых и партнерских отношений с образовательными учреждениями, официальными властными органами, коммерческими и общественными организациями города; 2. Наличие, теснота и продолжительность деловых и партнерских отношений с образовательными учреждениями, официальными властными органами, коммерческими и общественными организациями соответствующего региона; 3. Наличие, теснота и продолжительность деловых и партнерских отношений с образовательными учреждениями, официальными

властными органами, коммерческими и общественными организациями страны;

4. Наличие, теснота и продолжительность международных деловых и партнерских отношений с образовательными учреждениями, официальными властными органами, коммерческими и общественными организациями.

Субкритерий 3. Максимальное количество обучаемых, которым образовательное учреждение может предоставить возможность прохождения программ ДПО.

Для оценки данного субкритерия каждое образовательное учреждение, подающее заявку на участие в конкурсе на получение госзаказа на образовательные услуги ДПО педагогических работников, должно предоставить сведения по поводу максимального количества человек, имеющих возможность одновременно проходить обучение по соответствующей программе в конкретном образовательном учреждении. Подобная оценка является приблизительной и основана на данных по количеству преподавательского состава, потенциально участвующего в соответствующей программе, располагаемых помещений и учебного инвентаря.

Субкритерий 4. Возможность образовательных учреждений обеспечить условия проживания иногородним обучающимся.

Данный субкритерий определяется на основании имеющихся в наличии у образовательного учреждения общежитий, пригодных для пребывания обучающихся по программе, а также возможности предоставления иных помещений, пригодных для временного жилья (например, гостиниц, профилакториев, санаториев и т.д.). Подобные сведения также прилагаются к заявке на участие образовательного учреждения в конкурсе на получение госзаказа на образовательные услуги ДПО преподавателей.

Государственная Негосударственная

форма форма

собственности Образовательное ^ собственности

учреждение

£

Не имеет

Имеет

Аккредитовано

Отрицательные Положительные

результаты результаты

Лицензия Аттестация Аккредитация

1 ЛГ Л г ♦ ♦

Не аккредитовано

' г ' г ' г

Институт Университет Академия

' г г ' г

Классический Технический Профильный

Групповой критерий 2. Финансовая самостоятельность образовательных учреждений.

Финансовая самостоятельность образовательных учреждений определяется с целью выявления внутренних резервов источников финансирования осуществления образовательного и научно-исследовательского процессов. Это необходимо для определения степени самостоятельности образовательного учреждения в финансовых вопросах, а также степени выполнения взятых на себя обязательств. Иными словами, оценка данного группового критерия позволяет охарактеризовать способность образовательного учреждения к целевому использованию выделенных средств. В рамках данного группового критерия рекомендуется выделить три основных субкритерия.

Субкритерий 1. Наличие источников самофинансирования программ ДПО преподавателей.

Данный субкритерий определяется по отдельным образовательным учреждениям, и информация по наличию источников самофинансирования программ ДПО преподавателей направляется вместе со всей сопроводительной документацией для подачи заявки на участие в конкурсе на получение госзаказа на образовательные услуги ДПО преподавателей. В качестве источников финансирования программ ДПО преподавателей могут быть любые поступления, не связанные с соответствующей программой по осуществлению госзаказа. А именно:

- бюджетные и внебюджетные фонды соответствующего образовательного учреждения;

- поступления от проводимых научно-исследовательских работ;

- оплата по договорам, заключаемым с промышленными предприятиями;

- иные хозяйственные связи с другими предприятиями и организациями;

- финансирование из бюджетов всех уровней и т.д.

При этом определяются не только наличие соответствующих источников, но и объемы и регулярность поступлений денежных средств из каждого источника. При определении регулярности денежных поступлений учитываются не только временной горизонт (т.е., как часто наблюдаются денежные поступления), но и стабильность, и долгосрочность партнерских отношений, обусловливающих соответствующие денежные поступления.

Субкритерий 2. Возможная структура (собственные средства / государственное финансирование) покрытия затрат на осуществление соответствующих программ на одного потенциального обучающегося.

Для оценки второго субкритерия определяется потенциально возможная структура покрытия затрат на осуществление программы ДПО из расчета на одного потенциального обучающегося. Оценка данного критерия предполагает выявление спектра возможностей образовательного учреждения при выполнении соответствующего госзаказа.

Если принять необходимый объем денежных средств на выполнение госзаказа на образовательные услуги ДПО преподавателей за 100%, то возможная доля собственных средств в общей сумме покрытия затрат попадает в один из диапазонов:

- менее 20% - низкий уровень самофинансирования;

- от 20 до 50% - средний уровень самофинансирования;

- от 50 до 80% - уровень самофинансирования выше среднего;

- от 80 до 100% - высокий уровень самофинансирования.

Чем выше выявленный уровень самофинансирования, тем больше удельный вес потенциально возможного покрытия затрат из собственных средств на осуществление соответствующего госзаказа на ДПО преподавателей.

Субкритерий 3. Возможность образовательных учреждений самостоятельно финансировать обучение собственных работников при прохождении соответствующих программ в других образовательных учреждениях.

В рамках оценки второго группового критерия - финансовая самостоятельность образовательных учреждений - целесообразно определять возможность каждого образовательного учреждения самостоятельно финансировать обучение собственных работников при прохождении соответствующих программ в других образовательных учреждениях. Определение данного субкритерия важно при оценке стремления образовательного учреждения к повышению профессионального уровня собственных работников. При этом определяется не только потенциальная возможность отправлять педагогические кадры для повышения квалификации, но и количество соответствующих мероприятий, профинансированных за счет собственных средств образовательного учреждения.

Таким образом, финансовая самостоятельность образовательного учреждения, определенная по трем субкритериям, имеет информативное значение для принятия решения по распределению госзаказа, которое может стать решающим в случае возникновения сомнений по поводу оценки остальных групповых критериев.

Групповой критерий 3. Научная и научно-методическая обеспеченность условий для осуществления программ ДПО преподавателей.

Научная и научно-методическая обеспеченность условий для осуществления программ ДПО преподавателей определяется по отдельным образовательным учреждениям, подавшим заявку на участие в конкурсе на образовательные услуги ДПО преподавателей. Оценка данного группового критерия рекомендуется для выявления наиболее благоприятных условий для осуществления и выполнения соответствующего государственного заказа. При прочих равных условиях можно утверждать, что образовательное учреждение с наилучшей научной и научно-методической обеспеченностью процесса обучения в состоянии достичь больших результатов, чем аналогичная организация с худшими характеристиками условий обучения.

Субкритерий 1. Обеспечение доступа к Интернет-ресурсам.

Данный субкритерий характеризует возможность доступа к необходимым информационным ресурсам, размещенным в глобальной сети Интернет. Достоинством данного вида источника информации является максимальная оперативность и простота поиска интересующих данных. Кроме того, важна обширность размещаемой информации в сети и возможность сравнения точек зрения из нескольких источников данных.

Для оценки данного субкритерия необходимо определить:

- число компьютеров, имеющихся в распоряжении образовательного учреждения, подключенных к глобальной сети Интернет;

- возможный статус пользователей, имеющих право доступа к сети Интернет;

- максимальное время пребывания в сети одним пользователей за один сеанс работы;

- максимальное количество возможных сеансов в неделю для одного пользователя;

- процедуру получения доступа пользователям к сети.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При определении процедуры получения доступа пользователям к сети необходимо учитывать в первую очередь сложность оформления заявки (если таковая предусмотрена действующими правилами информационного центра образовательного учреждения), а также среднее количество времени с момента получения разрешения доступа в сеть до момента фактического использования данного права пользователями.

Чем проще оформление заявки и больше времени пользователь может проводить в глобальной сети Интернет, тем лучше обеспеченность образовательного учреждения доступа к Интернет-ресурсам.

Субкритерий 2. Наличие соответствующих лабораторий, модельных модулей и специализированных тренажеров для практической апробации (или имитации) осваиваемых процессов.

Оценка данного субкритерия необходима для выявления потенциально возможного качества освоения отдельных дисциплин. Под качеством освоения дисциплины следует понимать глубину познания теоретического материала, а также выработку необходимых практических навыков и умений, пригодных для использования в дальнейшей профессиональной деятельности.

При этом определяется возможность проведения практических занятий по ряду дисциплин в лабораториях; на специализированных тренажерах и т.д.

Субкритерий 3. Доступ к современной научной и научно-технической литературе.

Данный субкритерий оценивается по состоянию библиотечного фонда соответствующего образовательного учреждения. Современной научной и научнотехнической литературой считаются издания последних 1-3 лет. При этом по каждой отрасли научного знания сверяются имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения в наличии современные издания с перечнем опубликованных работ за соответствующий период, признанных ведущими специалистами как имеющие научную и практическую ценность для соответствующей отрасли знания. Кроме того, необходимо учитывать доступность библиотечных фондов для всех сотрудников образовательного учреждения.

Субкритерий 4. Состав ППС, занятого в процессе обучения по программе ДПО преподавателей.

Оценка данного субкритерия предполагает определение преподавательского состава, принимающего участие в процессе обучения по программе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров. Преподавательский состав определяется по двум направлениям:

- для осуществления будущего госзаказа, на выполнение которого подается заявка;

- по результатам выполнения прошлого госзаказа.

Определяются количественный состав соответствующих категорий сотрудников и весовая доля каждого в общей массе.

Рекомендуемый преподавательский состав:

- профессора - 0,1-0,3;

- доценты - 0,7-0,9;

- ассистенты - 0-0,2.

Субкритерий 5. Качество разработки рабочих программ дисциплин, отвечающих современным требованиям науки и техники.

Оценка данного субкритерия проводится специальной комиссией, состоящей из представителей данного образовательного учреждения, заказчика и незаинтересованной стороны. При этом оценка может проводиться, как до выполнения госзаказа, так и по результатам проведения процесса обучения ДПО преподавателей.

Особое внимание при определении качества разработанных рабочих программ уделяется удельному весу современных теорий и разработок в общей структуре рабочей программы.

Особое внимание оценке научной и научно-методической обеспеченности условий для осуществления программ ДПО преподавателей уделяется тем образовательным учреждениям, которые впервые подают заявку на участие в конкурсе на получение соответствующего государственного заказа.

Вывод по данному групповому критерию делается на основе логического заключения, на базе оценки пяти приведенных субкритериев.

Групповой критерий 4. Анализ внешних связей образовательных учреждений.

Анализ внешних связей образовательных учреждений проводится по двум направлениям:

- по отдельным образовательным учреждениям, подавшим заявку на участие в конкурсе на получение госзаказа ДПО преподавателей;

- в целом по региону.

Внешние связи образовательного учреждения определяются на четырех уровнях:

- городском;

- региональном;

- национальном;

- международном.

Под теснотой связи понимаются:

- отсутствие (наличие) посредников между образовательным учреждением и организацией;

- выгодность для образовательного учреждения условий заключаемых договоров;

- разнообразие предметов заключаемых договоров;

- наличие совместно осуществляемых проектов и т.д.

Под продолжительностью деловых и партнерских отношений понимаются:

- временной горизонт наличия деловых и партнерских связей образовательного учреждения с официальными властными органами, коммерческими и общественными организациями;

- частота деловых и партнерских связей образовательного учреждения с официальными властными органами, коммерческими и общественными организациями .

Совокупная оценка по четвертому групповому критерию дает представление о продолжительности и тесноте внешних связей образовательного учреждения, а также об общественной роли образовательного учреждения на разных уровнях оценки.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что предложенная Рособразованием модель дала возможность сконцентрировать финансовые средства на повышение квалификации преподавателей по приоритетным направлениям и убедительно показала свои преимущества. Однако она имеет и ряд недостатков. С целью устранения этих недостатков предложена методика проведения мониторинга состояния регионального рынка образовательных услуг ДПО преподавателей вузов при размещении госзаказа, позволяющая расширить горизонт охватываемых параметров рынка образовательных услуг ДПО преподавателей как на региональном, так и на общероссийском рынке и на их основе выявить наиболее перспективные и наиболее слабые его стороны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Письмо Рособразования от 19.09.06 № 1718/12-16 «О заполнении заявок на контрольные цифры приема слушателей системы дополнительного профессионального образования Рособразования, обучающихся за счет средств федерального бюджета на 2007 год и отчетов о проведенной работе в 2006 году в программе АВУГЫ».

2. Мосичева И. А. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения / И.А. Мосичева, В.П. Шестак, В.Н. Гуров. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. 323 с.

3. Отчет по выполнению работ по приказу от 15.11.2005 года № 1395 «О повышении квалификации в 2006 году профессорско-преподавательского состава государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию» / Федеральное агентство по образованию. М.: МИРЭА, 2007. 129 с.

Николаева Ирина Борисовна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, коммерция и право» Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 26.09.07, принята к опубликованию 13.11.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.