Научная статья на тему 'Инновационные подходы к развитию системы дополнительного профессионального образования в вузе'

Инновационные подходы к развитию системы дополнительного профессионального образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1567
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вторина Е. В.

В статье раскрываются опыт работы факультета повышения квалификации и переподготовки кадров с субъектами, как общего образования, так и преподавателями ВУЗа на основе реализации компетентностного подхода «образования под заказ», опережающего образования и сетевого взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the work experience of the department of improvement of professional skills and retraining teachers and lecturers on the basis of competent approach education on order, advance education and network cooperation

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к развитию системы дополнительного профессионального образования в вузе»

14. Коренберг В.Б. Надежность исполнения в гимнастике. М., 1970.

15. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления // Инженерная психология / Под ред. А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Д.Ю. Панова. М., 1964.

16. Хаккер В. Инженерная психология и психология труда. М., 1985.

17. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональное состояние человека в трудовой деятельности. М., 1981.

18. Бодров В.А., Лукьянова Н.Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность // Психологический журнал. 1981. № 2.

19. Бойко Е.И. Время реакции человека. М., 1964.

20. Алексеев А.В. Себя преодолеть. М., 1978.

21. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2.

22. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.

23. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988.

24. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2002. № 2.

25. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 4.

УДК 378

Е.В. Вторина

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Томский государственный педагогический университет

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, современному развивающемуся обществу нужны специалисты высокообразованные, компетентные, нравственные, предприимчивые, уверенные, толерантные, коммуникабельные, способные к сотрудничеству.

Подготовка таких специалистов, несомненно, должна носить системный, непрерывный характер. Понятие непрерывности профессионального образования можно отнести к трем объектам (субъектам):

- к личности. В этом случае оно означает, что человек учится постоянно, без относительно длинных перерывов. Причем учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием. Возможны три вектора движения человека в образовательном пространстве: во-первых, человек может, оставаясь на одном и том же формальном образовательном уровне, оставаясь, допустим, слесарем, медсестрой, инженером, педагогом, совершенствовать свою профессиональную квалификацию, свое профессиональное мастерство (условно назовем вектор профессионального мастерства).

Во-вторых, человек может подниматься по ступеням и уровням образования - вектор развития. При этом может последовательно восходить по ступеням и уровням образования либо какие-то уровни и ступени пропускать. Например, студент может последовательно получить начальное, среднее и высшее профессиональное образование либо сразу после школы приступить к программе высшего об-

разования, а затем послевузовского (аспирантура, докторантура).

В-третьих, непрерывность образования также подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, т.е. возможность профильного маневра на разных этапах жизненного пути исходя из потребностей и возможностей личности и социально-экономических условий в обществе (например, поменять специальность) -вектор профессиональной переориентации;

- к образовательным процессам (образовательным программам). Непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех стадиях его развития. Она же характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому;

— к организационной структуре образования. Непрерывность в данном случае характеризует такую сеть образовательных учреждений и их взаимосвязь, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в каждом отдельном регионе и у каждого человека.

Таким образом, непрерывность профессионального образования должна обеспечивать возмож-

ность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание для нее оптимальных условий для такого движения.

В целях реализации непрерывного профессионального образования все большее значение приобретает дополнительное профессиональное образование (ДПО), в основу целевой установки которого в современных условиях заложен компетентност-ный подход.

Учреждения ДПО имеют свою историю развития. В настоящее время учреждения ДПО осуществляют работу по трем моделям.

Первая модель — это институты (факультеты) повышения квалификации, являющиеся подразделениями вуза. Они пользуются лицензиями вуза и используют тот потенциал преподавателей, который может предоставить вуз.

Вторая модель — это также подразделения вуза, но управляемые по доверенности. Они имеют практически ту же структуру, что и любой вуз, однако являются центрами дополнительного профессионального образования - юридическое лицо, имеющее собственную лицензию на образовательную деятельность.

Третья модель представляет собой самостоятельное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования - юридическое лицо, имеющее собственную лицензию на образовательную деятельность.

Факультет повышения квалификации и переподготовки кадров (ФПК и ПК) Томского государственного педагогического университета осуществляет свою деятельность по первой модели и был открыт восемь лет назад Министерством общего и профессионального образования РФ с целью осуществления повышения квалификации руководителей и специалистов общего образования. Годовая контрольная цифра с федеральным бюджетным финансированием составляла 110 человек. Факультет фактически начал заниматься повышением квалификации работников образования по программам дополнительного профессионального образования в объеме 72 часов, совпадающих с направлениями обучения в вузе. Обучение на факультете проводили ведущие преподаватели университета.

За прошедший период времени факультет определил свою миссию, задачи, принципы и подходы к организации образовательной деятельности.

Сегодня деятельность ФПК и ПК направлена на развитие современной системы непрерывного профессионального образования, предоставляющей каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

При этом ведущими принципами организации и управления системой непрерывного профессионального образования являются:

- гуманизация содержания и организации учебного процесса;

- гуманитаризация содержания дополнительного образования;

- дифференциация информации, создание условий для реализации индивидуальных возможностей и потребностей личности;

- развитие творческой направленности деятельности личности;

- вариативность содержания и форм дополнительного профессионального образования;

- ориентация содержания программ обучения на приобретение знаний, необходимых для профессиональной деятельности, опора на квалификационные характеристики (требования).

При разработке содержания и продолжительности программ ДПО, форм организации учебного процесса, используемых методов, приемов и кадров, привлекаемых к преподавательской работе, особое внимание уделяется попытке осмысленно подойти к реализации компетентностного подхода, дидактических принципов обучения взрослых, маркетинга, образовательного заказа и сетевого принципа взаимодействия. Кратко раскроем данные позиции.

Согласно компетентностному подходу, получаемые членами общества в процессе обучения знания, умения и навыки могут быть условно распределены по трем группам, соответствующим тем или иным компетенциям, необходимым для эффективного взаимодействия общества и личности:

1. Базовые компетенции - наличие у индивидуума базовых общих знаний, базовых знаний по профессии, способность индивидуума понимать и использовать общественные идеи и установки, правильно контактировать с окружающей средой, организовывать собственное время, формировать стратегию собственной жизни, принимать решения и управлять ситуацией, достаточность личных технологических умений для жизни в современном информационном обществе, включая компьютерную грамотность, знание иностранных языков и т.п.

2. Межличностные компетенции - навыки взаимодействия в обществе, включая способность индивидуума доносить личные чувства и мнения до общества, способность адаптации к изменяющимся условиям, способность к самокритике и восприятию критики, способность работать в команде, потребность в постоянном повышении квалификации, терпимость к культурным отличиям, способность восприятия мировых тенденций и т.п.

3. Системные компетенции - стремление к личному успеху, способность к предпринимательству, способность к лидерству, креативность, желание са-

моутверждения, желание реструктуризировать общественные институты и связи и т.п. [1, с. 25-26].

При организации образовательного процесса на ФПК и ПК основными дидактическими принципами являются:

1) ценностное проживание;

2) применение активных форм обучения (решение проблемных задач, дискуссия, исследование, моделирование, игра, групповое сотрудничество, проектирование, рефлексия);

3) относительная «завершенность» процесса обучения;

4) информационная достаточность.

Технология образовательного заказа в первую

очередь реализуется через содержание учебных планов и программ. Учебные планы и программы максимально ориентированы на конкретные запросы образовательных учреждений различных типов регионального рынка образовательных услуг с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда, отвечающие постоянно изменяющимся социальнокультурным и образовательным потребностям государства, общества, личности.

С целью же выявления потребностей в новых образовательных программах, услугах, корректировки неудачных моментов процесса обучениях на факультете широко используются маркетинговые исследования, включающие в себя следующие блоки:

- исследование конкурентов на предмет предлагаемых программ и существующих цен на обучение (мониторинг конкурентного рынка образовательных услуг);

- предварительное анкетирование слушателей для выяснения того, что именно они ожидают от посещения той или иной программы, из какого источника информации они узнали о существовании курсов;

- анкетирование слушателей, уже прошедших обучение, с целью понять, удовлетворены ли они работой преподавателя, а также персонала, занимающегося организацией учебного процесса; интерес представляет оценка обучающегося всего цикла -от агитационной работы и ответа на звонок до организации итоговой аттестации;

- анкетирование слушателей, уже прошедших обучение, с целью выяснить, насколько они удовлетворены содержательной частью курса, возможность использовать на практике приобретенные знания, желают ли они продолжать обучение по другим направлениям;

- «послепродажное обслуживание», а именно информирование о вновь открывшихся программах, оказание консультаций по тем или иным вопросам в области ранее изученных программ.

Существенно расширился не только количественно, но и качественно профессорско-преподавательский состав, привлекаемый к обеспечению

учебного процесса на курсах. Занятия проводят ведущие специалисты вузов России, авторитетные педагоги-практики, победители национального проекта «Образование», директора школ Томска, Томской области и других областей России. Практикуется опыт приглашения к проведению занятий профессоров университетов США, Германии, Англии.

Тесное сотрудничество с различными организациями, образовательными учреждениями, коллективами, педагогами основывается на сетевом принципе взаимодействия.

Сетевое взаимодействие дает возможность:

- проявления собственной инициативы;

- коллективной поддержки своей инициативы;

- участия в поддержке и оценке других инициатив;

- складывания общей цели, общего этноса, общей системы профессиональных ценностей.

Ярким проявлением сетевого взаимодействия является реализация проектов по подготовке кадров для инновационного сектора экономики Томской области и регионов Российской Федерации в системе ДПО педагогического университета.

С 2004 г. на ФПК и ПК системно апробируется одна из моделей Администрации Томской области подготовки инновационных менеджеров на основе краткосрочных программам дополнительного образования: «Менеджмент для начинающих предпринимателей в инновационной сфере», «Менеджмент бизнес-проектов для инновационной сферы», «Привлечение кадрового потенциала, формирование и обучение команд для реализации инновационных проектов». Основная идея этих программ нацелена на то, чтобы подготовить менеджеров, не занятых непосредственно научными исследованиями и разработками, к эффективной их коммерциализации.

В разное время слушателями этих программ были и студенты старших курсов томских вузов, планирующих свою профессиональную деятельность в области инновационного менеджмента, а в основном -это взрослые образованные люди, неплохо ориентирующиеся в проблемах, связанных с развитием бизнеса, рынка, так как это их реальная работа.

Для организаторов данных программ одним из важнейших моментов является решение проблемы взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в формировании кадрового ресурса для развития инновационного сектора предпринимательства.

На протяжении трех лет партнерами для педагогического университета на разных этапах выступали: Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства, Томский государственный университет (Учебный центр «Тренинг-фирма»), Региональный молодежный ресурсный центр, Томский центр содействия инновациям,

Томский центр трансфера технологий, Студенческий бизнес-инкубатор, Центр деловых коммуникаций «Аккорд», офис коммерциализации образовательных и научно-технических разработок ТГПУ и инновационные предприятия.

Следует отметить, что данное партнерство было нацелено на согласование различных ресурсных возможностей, интересов и целевых ориентаций и получение более качественного результата в подготовке кадров для инновационного сектора экономики.

Чтобы максимально учесть образовательный заказ слушателей, учебный план каждой образовательной программы состоял из инвариантной (обязательной для всех) и вариативной частей. Такая структура плана позволяет слушателям сделать свой образовательный выбор, а организаторам - сформировать их индивидуальную образовательную траекторию.

Немаловажную роль играет и подход к организации самого процесса обучения. Взрослый человек с его «образовательным и профессиональным багажом» легче идет на диалог, дискуссию, споры и от этого получает больший образовательный эффект, чем от классических лекций. Поэтому приоритетными формами обучения по этим программам являются семинары, практикумы и не исключаются классические лекции.

Основным итогом обучения по образовательным программам данного проекта является защита бизнес-плана для инновационной разработки. Поиск инновационных разработок тоже прошел совою эволюцию. В начале реализации проекта (2004 г.) перед слушателями ставилась задача самостоятельного поиска организации или разработчика, где есть это «ноу-хау». Затем отрабатывалась технология встречи (в рамках образовательной программы) с авторами научного исследования или разработки. На этих встречах авторы презентовали свои идеи, отвечали на множество вопросов со стороны слушателей. При этом слушатели отмечали, что «авторы заинтересованы в самом процессе исследования (исследование ради исследования) и не видят необходимости в коммерциализации». «Разработчики -это не люди рынка, они не представляют всей сложности коммерческой стороны разработки», в этой связи «авторы не желают “делиться” с молодыми специалистами своими наработками».

На последнем этапе (2006 г.) при реализации программы «Привлечение кадрового потенциала, формирование и обучение команд для реализации инновационных проектов» слушателям были предложены реально существующие в Томской области инновационные проекты, которые требовали их дальнейшего продвижения. При разработке бизнес-планов в качестве консультантов практикуется приглашение представителей реального бизнеса и авторов инновационных идей.

Следующей задачей проекта являлись формирование и обучение команд для реализации выбранных инновационных проектов.

В ходе реализации проектов с 2003 г. разработан трехступенчатый механизм комплектования группы: отбор по анкетным материалам, собеседование и психодиагностическое исследование кандидатов, проведение совещания заказчиком - Администрацией Томской области со слушателями по постановке целей и перспективных задач, а также заключение контракта о целевой подготовке специалиста для инновационного предпринимательства.

После окончания обучения по каждой образовательной программе проводился мониторинг качества обучения. Среди опрошенных подавляющее большинство высоко оценивали программы и считают, что получили достаточные знания, благодаря которым они могут начинать работу в инновационной сфере предпринимательства.

К настоящему времени по данным образовательным программам прошли обучение 63 слушателя. Это непросто слушатели, это люди, которые являются реальным кадровым резервом Администрации Томской области, а также участниками региональной сети взаимодействия инновационных менеджеров, что, несомненно, должно положительно отразиться на развитии Томской области.

Разрабатывая систему непрерывного профессионального образования в условиях ДПО вуза, Томский государственный педагогический университет наряду с такими вузами, как РГПУ им. А.И. Герцена, МГПУ, Иркутским, Красноярским, Волгоградским, Челябинским, Омским государственными педагогическими университетами и Биробиджанским государственным педагогическим институтом, стал победителем открытого конкурса Министерства образования «Повышение квалификации ППС на базе центров в педагогических вузах, включая семинары и совещания», что дало право в 2003 г. на базе ФПК и ПК создать Центр повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по вопросам модернизации общего и педагогического образования. С этого времени Центр системно организует курсы повышения квалификации преподавателей.

В основном программы курсов нацелены не на предметное повышение квалификации, а на над-предметное, что позволяет современному преподавателю высшей школы овладеть необходимыми компетенциями, позволяющими обеспечить:

- приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества, экономики и личности;

- использование в практической деятельности механизмов управления процессом обучения, адекватных задачам развития системы образования.

В период с 2003 по 2007 гг. на базе Центра повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ТГПУ сотрудники вышеназванного университета участвовали в различных видах обучения по программам ДПО, входящих в актуальные направления развития кадрового потенциала вуза.

Финансирование программ повышения квалификации ППС вуза осуществлялось за счет внебюджетных средств, а с 2006 г. вуз повышает квалификацию 135 ППС за счет средств федерального бюджета по тем направлениям, которые вуз выделил как приоритетные.

В настоящее же время перед вузовскими структурами дополнительного профессионального образования встают новые сложные задачи, направленные на разработку и реализацию системы деятельности ДПО, позволяющие осуществлять развитие кадрового потенциала вуза на основании использования педагогического опыта передовых вузов России и реализации на практике принципа «академической мобильности», обеспечивающего преподавателям возможность широкого выбора программ, форм и методов обучения.

С 2005 г. Рособразованием впервые начато за счет дополнительных средств федерального бюджета целевое финансирование опережающего повышения квалификации преподавателей по приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации с использованием механизма командирования ППС вузов в базовые вузы страны.

В качестве приоритетных направлений повышения квалификации ППС в 2005 г. (Приказ № 379 от 21.12.2004 г.) были определены: информационнокоммуникационные технологии, современные педагогические технологии, гуманитарные проблемы современности, менеджмент в образовании, инновационная деятельность, история и философия науки; в 2006 г. (Приказ № 1395 от 15.11.2005 г.) к этим направлениям добавлены: русский язык, экология и природопользование, современная биология, экономическая теория и правоведение; а в 2007 г. (Приказ № 1390 от 23.11.2006 г.) - сфера услуг. Данные направления предопределены Программой социальноэкономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.).

Томский государственный педагогический университет входит в число линейных вузов, направляющих профессорско-преподавательский состав на повышение квалификации в базовые вузы РФ.

Сегодня пока можно приводить и анализировать статистические данные по реализации приказов Рособразования №№ 379, 1395, 1390 и ставить перед собой задачу перспективного анализа качественных изменений в деятельности самих преподавателей, прошедших обучение, и диссимиляции их знаний среди преподавателей вуза в целом.

С 2005 по 2007 гг. в соответствии с вышеуказанными приказами прошло обучение 124 преподавателя ТГПУ, из них: профессора - 6; доценты - 61; старшие преподаватели - 21; преподаватели - 7; ассистенты - 29.

На диаграмме 1 представлено представительство преподавателей 10 структурных подразделений нашего университета (факультеты, институты), прошедших данное обучение.

С 2007 г. начато системное обучение руководителей факультетов и институтов в ведущих вузах страны - Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Кубанский государственный университет.

Как уже было отмечено выше, Рособразованием выделено 12 приоритетных направлений повышения квалификации преподавателей на рассматриваемый период.

На диаграмме 2 представлено распределение контингента обученных преподавателей нашего вуза по данным приоритетным направлениям в базовых вузах России за счет дополнительных средств федерального бюджета в 2005-2007 гг.

Анализ данной диаграммы явно выявил рейтинг направлений, наиболее востребованных преподавателями в качестве повышения своей профессиональной квалификации, что в принципе совпадает с рейтингом направлений в системе повышения квалификации Рособразования.

Если говорить о вузах, в которых прошли обучение преподаватели ТГПУ, то следует отметить, что выделенных средств достаточно для того, чтобы отправить наших преподавателей в базовые вузы не только Сибирского федерального округа (Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Сибирский федеральный университет, Новосибирский государственный университет), но и Южного федерального округа (Кубанский государственный университет, Ростовский государственный университет), Центрального и Северо-Западного ФО (Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский университет дружбы народов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отправляя преподавателей на обучение в базовые вузы, мы всегда надеемся на то, что организаторы курсов, профессорско-преподавательский состав, обеспечивающий образовательную программу в этих вузах, имеют достаточно высокий потенциал, чтобы создать мотивацию у преподавателей для прохождения повышения квалификации по осознанно выбранным, профессионально важным программам повышения квалификации объемом 72 часа с отрывом от работы.

□ сэи

■ ипп

□ ипи

□ ПФ

■ ИГФ

□ ФФ

□ БХФ

□ ФИ я

■ ФФКиС

□ ФМФ

Количество преподавателей ТГПУ, прошедших повышение квалификации за период с 2005 по 2007 гг. в соответствии с приказами Рособразования (Приказ № 379 от 21.12.2004г.,Приказ № 1395 от 15.11.2005г.,Приказ № 1390 от 23.11.2006г.)

45

40

35

с 30т 8 I

? 25

I

3

I 20

г

с

ф

Г5

10

5

Приоритетные направления Рособразования

Диаграмма 2

□ 1 - Информационно-коммуникационные технологии

□ 2 - Современнные педагогические технологии

□ 3 - Управление качеством

□ 4 - Гуманитарные проблемы современности

■ 5 - Менеджмент в образовании

□ 6 - Инновационная деятельность

□ 7 - История и философия науки

□ 8 - Русский язык

■ 9 - Экология и природопользование

□ 10 - Современная биология

□ 11 - Экономическая теория и правоведение

□ 12-Сфера услуг

Но, к сожалению, наши надежды не всегда оправдываются. Аргументом этому служит анализ анкетирования, которое мы проводим после прохождения преподавателями курсов в других вузах. С нашей точки зрения, прошло достаточно времени, чтобы базовым вузам работать не только на реализацию количественного показателя (предоставления широкого набора программ), а совершенствовать их качество в комплексном понимании этого понятия. Ведь основная цель Рособразования при разработке модели новой эффективной системы повышения квалификации ППС по приоритетным направлениям - развитие кадрового потенциала вузов, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса, работать, используя современные образовательные технологии, а это значит, раз-

вивать инновационные компетенции выпускников, а в перспективе - создавать условия для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Таким образом, разрабатываемые инновационные подходы (сетевая организация, «образование на заказ», опережающее обучение) к развитию системы дополнительного профессионального образования в вузе будет способствовать обеспечению непрерывности образования различных субъектов, в том числе ППС вуза, и повышению качества подготовки выпускников, которые будут высокообразованными, компетентными, нравственными, предприимчивыми, уверенными, толерантными, коммуникабельными, способными к сотрудничеству, а затем и качество их процесса повышения квалификации.

Поступила в редакцию 15.12.2006

Литература

1. Шестак В.П. Научно-исследовательская работа студентов: проблемы и решения / В.П. Шестак, И.А. Мосичева, Н.В. Скибицкий. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.