ническим прогрессом, управлением и научно-техническим регрессом, и является источником развития.
1. Алчян А., Демсец Г. Производство, информационные издержки и экономическая организация // Вестник молодых ученых. Сер. «Экономические науки». 2002. №1.
2. Демсец Х. Еще раз о природе фирмы // Природа фирмы / пер. с англ. М.: Дело, 2001.
3. Управление организацией: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 570.
4. North D.C. Is it worth making sense of Marx? // Inquiry. 1986. Vol. 29. № 1.
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСАУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
И.Б. Николаева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, коммерции и права, СГТУ
ВЕСТНИК. 2008. № 3(22)
В России дополнительное профессиональное образование (далее -ДПО) научно-педагогических кадров высших специальных образовательных учреждений существовало с самого их возникновения. В XIX в. практиковалась одно-двухлетняя научная стажировка научно-педагогических работников за границей. Повышение квалификации врачей осуществлялось с 1841 г в Военно-медицинской академии, при которой в 1858 г открылся факультет усовершенствования врачей с набором 10 человек в год [3]. Традиционными формами повышения квалификации преподавателей вузов в дореволюционной России являлись подготовка и защита диссертаций на соискание ученых степеней магистра и доктора наук, проведение научных конференций и семинаров.
Дальнейшее развитие дополнительное образование научно-педагогических кадров высших образовательных учреждений получило в советский период. Постановлением Совета Министров СССР № 729 от 3 сентября 1966 г «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» поставлена задача создания системы повышения квалификации кадров высших и средних специальных образовательных учреждений, включающей в себя следующие организационные формы [5]:
- для преподавателей - факультеты повышения квалификации и ИПК при вузах, стажировка, годичная аспирантура, творческие отпуска для завершения работы над диссертацией;
- для ректоров, директоров, проректоров, деканов и заведующих кафедрами - совещания-семинары, проводимые по конкретным направлениям;
- для научного, учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала - курсы повышения квалификации.
Существовавшее в высших образовательных учреждений конкурсное замещение профессорско-преподавательских должностей обязало преподавательский состав как минимум один раз в пять лет проходить повышение квалификации по одной из перечисленных выше форм. Главным звеном вводимой системы повышения квалификации стали ФПК преподавателей вузов, открытые при ведущих вузах страны в 1967 - 1968 гг. Основным направлением работы ФПК стало повышение профессиональной квалификации преподавателей вузов, организация семинаров-совещаний заведующих кафедрами и научной стажировки преподавателей. За период с 1967 по 1970 г повышение квалификации прошли 73 тыс. преподавателей вузов, причем через систему из 6 ИПКП и 120 ФПКП -около 30 тыс. человек [4].
14 января 1988 г. Коллегия Минвуза СССР своим решением № 2/3 одобрила концепцию перестройки системы повышения квалификации преподавателей и руководящих работников вузов, где предусмотрен переход от периодического к непрерывному обучению кадров. Коллегия отметила некоторые итоги развития сложившейся в конце 1960-х гг. систе-
мы повышения квалификации преподавателей и других работников вузов. Эта система содержит:
- разветвленную сеть ИПК и ФПК преподавателей, объединяющую около 140 учебных подразделений со сроками обучения от 3 до 6 месяцев и среднегодовым контингентом слушателей до 50 тыс. человек;
- стажировку преподавателей в передовых учебных заведениях, научных учреждениях и предприятиях продолжительностью до 3 месяцев с ежегодным контингентом от 15 до 26 тыс. человек;
- регулярно проводимые семинары-совещания различных категорий руководящего состава высших образовательных учреждений (ректоров, проректоров, деканов и заведующих кафедрами), которыми охвачено до 30 тыс. человек в год;
- весьма разнообразный по формам и содержанию внутривузовский сектор повышения квалификации, в который входят теоретические и методические семинары, а также курсы лекторского мастерства в высших специальных образовательных учреждениях.
Коллегией отмечено, что система повышения квалификации преподавателей действует в тесной взаимосвязи с различными формами подготовки научнопедагогических кадров, включая работу молодых специалистов на должностях стажеров-преподавателей и стажеров-исследователей, аспирантуру, творческие отпуска, перевод на должности научных сотрудников для завершения докторских диссертаций.
С начала 1994 г. процесс переподготовки преподавателей вузов вступает в новую фазу. Приказом Госкомвуза РФ № 366 объявлено о создании с 1 января 1994 г экспериментального Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей технических университетов и инженерных вузов при МГТУ им. Н.Э. Баумана. В 1994 - 1996 гг аналогичные центры открываются в ряде ведущих вузов Москвы, Казани, Санкт-Петербурга, Краснодара, Саратова, Красноярска, Тамбова, Новочеркасска и других городов. Центры имеют в своей структуре кафедры и лаборатории, проводят не только учебную и методическую, но и научную работу.
С 1994 г в русле интеграции отечественной системы высших образовательных учреждений в международную образовательную систему в России введены институты бакалавриата и магистратуры. При этом восстановленная отечественная профессиональная переподготовка преподавателей вузов интегрировалась с британской системой подготовки магистров, в результате чего в отечественной магистратуре появилась двухгодичная подготовка преподавательских кадров по 600-часовой программе с присвоением дополнительной квалификации «преподаватель высших образовательных учреждений» [9]. К 1997 г. разработаны государственные требования к минимуму содержания и уровню указанной подготовки для преподавателей ссуза [1] и вуза [2], которые с 2001 г. распространяются и на аспирантскую подготовку [6]. Таким образом, можно констатировать, что к
2000 г произошло формирование рынка образовательных услуг ДПО преподавателей вузов.
В системе Минобразования России в 2001 г. работали 132 структурных подразделения, из них 106 факультетов повышения квалификации, 8 институтов по переподготовке и повышению квалификации и 18 центров переподготовки и повышению квалификации
преподавателей образовательных учреждений. В структурных подразделениях высших учебных заведений в
2001 г в обеспечении проведения повышения квалификации и профессиональной переподготовке участвовало 4 394 преподавателя, из них 1 554 (35,4%) - профессора, доктора наук, 2 342(53,3%) - доценты, кандидаты наук, 423 (9,6%) - старшие преподаватели и 75(1,7%) -специалисты различных отраслей и знаний [8].
Всего в 2001 г за счет бюджетных средств прошли квалификацию и профессиональную переподготовку 21 209 преподавателей, из них преподавателей средних специальных учебных заведений - 2 816 человек.
Однако, как указывалось на заседании коллегии Минобразования России от 12.11.2002 г., при установ -ленной периодичности прохождения повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет ежегодно дол -жны обучаться свыше 38 тыс. преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, подведомственных Минобразования России.
Кроме того, в рассматриваемый период наблюдалось крайне неравномерное распределение структур ДПО преподавателей по федеральным округам. Максимальное их количество приходилось на Центральный федеральный округ минимальное - на Дальневосточный федеральный округ
Таким образом, анализ процесса формирования российского рынка образовательных услуг ДПО преподавателей дает основание считать, что этот рынок находится в стадии роста в количественном отношении, структурного и качественного обновления. Решающее значение на темпы роста рынка образовательных услуг ДПО преподавателей оказывает бюджетное финансирование, осуществляемое в виде госзаказа Рособразования.
Бюджетное финансирование образовательных услуг ДПО преподавателей в настоящее время осуществляется:
- в рамках контрольных цифр приема слушателей системы ДПО преподавателей;
- за счет средств федерального бюджета для целевого повышения квалификации преподавателей.
Производителями образовательных услуг ДПО преподавателей, финансируемых путем сметных назначений согласно ежегодным приказам «О контрольных цифрах приема слушателей системы дополнительного профессионального образования Рособразования, обучающихся за счет средств федерального бюджета», являются факультеты повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений (ФПКП), институты по переподготовке и повышению квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений (ИППК), центры переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений (ЦППКП), факультеты повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ФПК и ППРО), центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов (ЦПКРС) и ряд институтов и академий дополнительного образования.
К 2006 г в 175 подведомственных вузов, имеющих структуры, реализующие программы дополнительного
профессионального образования, ежегодно распределялось примерно 32 тыс. контрольных мест приема слушателей, тогда как при общей численности ППС подведомственных вузов 224 тыс. человек (2005/2006 учебный год), должно распределяться не менее 45 тыс. мест [7]. То есть нехватка составляла около 13 тыс. контрольных цифр.
Следовательно, эта система не может обеспечить необходимые условия для повышения квалификации не реже чем один раз в 5 лет профессорско-преподавательского состава в соответствии с положением п. 2 ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
С целью устранения этого противоречия в 2007 г. Рособразование отказалось от системы финансирования структурных подразделений вузов. Финансируются собственно вузы, минимальное количество слушателей для вуза определяется как 20% штатного состава преподавателей.
В соответствии с приказом «О контрольных цифрах приема слушателей системы повышения квалификации научно-педагогических работников подведомственных Рособразованию учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, обучающихся за счет средств федерального бюджета, в 2007 году» (№ 748 от 26.04.07) были утверждены контрольные цифры приема слушателей в количестве 33 574 человека в структурные подразделения федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образований. Кроме того, были утверждены контрольные цифры приема слушателей в федеральные государственные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования - 25 325 человек.
Начиная с 2005 г. дополнительно к сметному финансированию вузов, соответствующему выделенным контрольным цифрам, выделяются средства федерального бюджета в объеме 125 млн руб. для проведения целевого повышения квалификации ППС.
Производителями образовательных услуг ДПО преподавателей, финансируемых за счет этих средств, являются ведущие вузы России, перечень которых определяется ежегодными приказами Рособразования о повышении квалификации профессорско-преподавательского состава государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в его ведении. При определении производителей образовательных услуг ДПО преподавателей используется сетевой принцип - вузы выбраны во всех регионах России из соображений снижения транспортных расходов линейных вузов, количество базовых вузов в каждом регионе соответствует количеству преподавателей в этом регионе.
В 2006 г базовыми были 32 вуза, из них 7 университетов, являющихся особо ценными объектами культурного наследия. Количество преподавателей, проходящих повышение квалификации в одном базовом вузе, - 150.
Согласно новой модели более 5 000 преподавателей всех вузов, подведомственных Рособразованию, ежегодно проходят повышение квалификации. Выделенные Минфином России дополнительные средства приблизили экономические показатели повышения
квалификации специалистов образовательной отрасли к показателям, существующим в других отраслях экономики России - примерно 30 тыс. руб. на одного слушателя при объеме программ повышения квалификации 72 часа [7].
Из сказанного следует, что Рособразование формирует инновационную модель государственного заказа на образовательные услуги ДПО преподавателей, адекватную потребностям развития рынка образовательных услуг и обладающую всеми признаками системности, к которым относятся распределяемость и контролируемость.
Однако при этом возникает ряд проблем, требующих безотлагательного решения:
- формирование структуры и состава системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей с обоснованием распределения функций;
- оценка эффективности функционирования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей на основе выбора критериев оценки на фоне обеспечения оценочного центра необходимой информацией, ее агрегированием, выбором вариантов оценки;
- определение процедуры распределения материальных, финансовых, кадровых и других ресурсов;
- координация и согласование интересов участников процесса на основе формирования действенной системы стимулирования (мотивации);
- синтез действенного механизма контроля и оперативного управления, позволяющего отслеживать функционирование управляемой системы в реальном времени и вносить коррективы в случае отклонения ее показателей от запланированных значений.
1. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпусника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. М.: Московский лицей. 1995. №4.
2. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника магистратуры для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» // Бюллетень Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. 1997. № 7.
3. Елютин В.П. Высшая школа общества развитого социализма. М.: Высшая школа, 1980.
4. Елютин В.П. Развитие высшей школы в СССР (1966 -1970). М.: Высшая школа, 1971.
5. Концептуальные основы кадровой политики в высшей школе: социально-экономические аспекты: тр. Иссл. центра / под ред. Е.Н. Жильцова и Ю .А. Кудрявцева. М.: Исслед. центр гособразования СССР по проблеме управления качеством подготовки специалистов,1991.
6. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991.
7. Мосичева И.А. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения. Ставрополь : СГУ, 2007.
8. Решение коллегии Минобразования России № 21 от 12.11.2002. М., 2002.
9. Сенашенко В.С. О подготовке преподавательских кадров в магистратуре // Высшее образование в России. 1996. № 3.