Научная статья на тему 'Освоение технико-технологических особенностей предметов одежды воронежского народного костюма в профессиональной подготовке педагогов психолого-педагогического факультета'

Освоение технико-технологических особенностей предметов одежды воронежского народного костюма в профессиональной подготовке педагогов психолого-педагогического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE / НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / FOLK COSTUMES / ГОЛОВНОЙ УБОР / HEADDRESS / СОРОКА / FORTY / УКРАШЕНИЯ / JEWELRY / МАНИСТО / MANISTO / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДИЗАЙН / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ожерельева О.В.

В статье представлены результаты авторских исследований и практического использования современного декора в народных головных уборах и украшениях воронежского костюма. Автор анализирует, технологические особенности, которые присутствуют в современных этнических головных уборах, украшениях, как новых носителях семантической информации воронежского этноса, а также представляет собственные решения головных уборов и украшений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the results of research and practical use of copyright modern decor in popular headdresses and decorations of the Voronezh costume. The author analyzes the technological features that are present in today's ethnic headdresses, jewellery, as new media semantic information of the Voronezh ethnos, and represent their own solutions of hats and jewelry.

Текст научной работы на тему «Освоение технико-технологических особенностей предметов одежды воронежского народного костюма в профессиональной подготовке педагогов психолого-педагогического факультета»

2,00%

□ Краткосрочные курсы, тренинги

□ Программы дополнительного обучения и переподготовки

□ Стажировка □Другое

Рисунок 2. Динамика распределения программ ДПО

Краткосрочные курсы и программы дополнительного обучения и переподготовки - наиболее распространенные виды обучения по программам ДПО, в среднем на них приходится 76% и 19% соответственно. Это, кстати говоря, соответствует и общей тенденции выбора формата обучения.

Если рассматривать вопрос дополнительного обучения в разрезе организаций различных типов, то можно увидеть, что 50 % слушателей корпоративного обучения предпочитают краткосрочные тренинги.

Наиболее популярным предложением по продолжительности обучения являются краткосрочные курсы, хотя в рамках спроса в каждом конкретном регионе представлены курсы повышения квалификации от 1 месяца до 1 года, к ним относят и профессиональное обучение по профессиям рабочих или должностям служащих без изменения уровня образования.

В большинстве своем образовательные организации предпочитаю не фиксировать на сайте сто-

имость программы или предлагать дифференцированный подход к установлению цены. Это свидетельствует о наличии между конкурентами, прежде всего, ценовой борьбы.

В заключении хотелось бы отметить что, образование сегодня все более воспринимается как продолжающийся в течение всей жизни процесс, обеспечивающий поддержание и обогащение профессиональной компетентности кадров. Важным фактором развития ДПО становится создание гибкой и эффективной модели, реагирующей на новые требования рынка труда в условиях глобальной конкуренции.

Список литературы:

1. Ст. 76 ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс].

2. Ст. 73 ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс].

ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ ВОРОНЕЖСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА_

Ожерельева О.В.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и СОТ Борисоглебский филиал «Воронежского государственного университета»,

г. Борисоглебск

АННОТАЦИЯ: В статье представлены результаты авторских исследований и практического использования современного декора в народных головных уборах и украшениях воронежского костюма. Автор анализирует, технологические особенности, которые присутствуют в современных этнических головных уборах, украшениях, как новых носителях семантической информации воронежского этноса, а также представляет собственные решения головных уборов и украшений.

ABSTRACT: the paper presents the results of research and practical use of copyright modern decor in popular headdresses and decorations of the Voronezh costume. The author analyzes the technological features that are present in today's ethnic headdresses, jewellery, as new media semantic information of the Voronezh ethnos, and represent their own solutions of hats and jewelry.

Ключевые слова: культурное наследие, народный костюм, головной убор, сорока, украшения, мани-сто, проектирование, дизайн.

Key words: cultural heritage, folk costumes, headdress, forty, jewelry, manisto, design, design.

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда, сегодня национальный костюм -это великая ценность, которую мы любим и бережно храним. Народный костюм - это яркий самобытный элемент культуры, синтез различных видов декоративного творчества.

Одежда воронежцев была неразрывно связана с культурой народа, отражала его нравы и идеалы, традиции национальной культуры, как по широте и глубине связей, так и по богатству выражения. В образно-стилистической структуре народного костюма зримо отразились религиозно-магические, этические и эстетические представления народа, его темперамент, характер, высокий уровень духовной и материальной культуры. Воронежский народный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Каждая деталь костюма являлась неотъемлемой частью единого ансамбля. Его образуют гармонично согласованные предметы одежды, украшения и дополнения к ним, обувь, прическа, головной убор, грим. Естественно, что в таком контексте одну из главных ролей играл головной убор.

К сожалению, в современном обществе стираются чувства сопричастности отдельной личности к национальной принадлежности, чувства гордости за свою родину.

Приобщение населения к национальной культуре - это важный аспект культурного воспитания, который необходимо начинать прививать с раннего возраста и продолжать развивать в течение жизни. Одними из главных «воспитателей культуры» являются образовательные учреждения.

В Борисоглебском филиале ВГУ на психолого-педагогическом факультете, в учебном плане предусмотрены дисциплины «Теория и технологии развития изобразительной деятельности детей с практикумом», «Методика преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла», в рамках которых рассматриваются вопросы национально-регионального компонента. В программы обучения включено обязательное изучение народных искусств, в число которых входит народный костюм. Целью изучения является: знакомство с национальным воронежским костюмом, историей, предметами одежды, украшениями, технологией. В процессе выполнения практических работ предметов одежды происходит ненавязчивое воздействие на патриотические чувства студентов, возникает трепетное отношение к культурному наследию, возрастает уважение и гордость к достижениям своей нации, так как предметы одежды отличались декоративностью и обладали высокими художественными характеристиками [Фото. 1., 2].

Фото. 1., 2. Примеры народных воронежских головных уборов выполненных студентами психолого-педагогического факультета БФ ФГБОУВО

«Воронежский государственный университет»

Технология современного выполнения народного воронежского головного убора, украшений в связи с наличием новых инструментов и материалов, упрощается, но опирается на опыт многих поколений, что позволяет студентам прочувствовать историческую нотку в процессе шитья, вышивания бисером оценить значимость убранства. Помимо повторения существующих технологий студенты вырабатывают собственные техники, воплощают свои идеи с помощью традиционных материалов,

тем самым, приобщаются к культуре своей малой родины. В процессе практической работы, происходит процесс культурного воспитания, сохранения народного промысла и его интерпретация в современном видении.

В искусстве головного убора органично соединились различные виды художественно-дизайнерского творчества: вышивка, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, бисера, бус, блесток, шелковых

лент, тесьмы, позумента, кружев, цветнограненных стеклышек.

Сегодня, как и в те далекие времена, народные головные уборы полноценно отвечают как требованиям функциональности, так и носят декоративный

характер. На занятиях студенты создают головные уборы, украшения, каждый из которых отвечает художественным и эстетическим требованиям [Фото.

3].

Фото. 3. Сорока - женский воронежский народный головной убор. Работа студентов

«Сорока» (привязка, макушка) - самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же «сороки» состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости.

«Сорока» зачастую самая дорогая часть всего гардероба. Богатую «сороку-золотоломку» молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества. Владимир Даль писал, что в российском захолустье ему довелось видеть сороку ценой в десять тысяч.

Именно высокая стоимость сыграла с сорокой злую шутку - до наших дней они почти не сохрани-

лись. Скупая эту в прямом и переносном смысле золотую одежду, ее уничтожали, выплавляя драгметаллы.

К праздничному народному костюму полагались особые украшения [Фото. 4], в основном нагрудные. Это могло быть ожерелко - широкая матерчатая лента, расшитая бусами, бисером, иногда с нее спускались набранные на нитки бусины, полностью закрывавшие грудь. Для расшивки студенты использовали монеты, на которых пробиты отверстия для пришивания. Монисто (или «нами-сто») напоминало ожерелко, только вместо жемчужин в нем были разноцветные бисеринки, собранные в замысловатые узоры.

А в бабушкином национальном костюме таким украшением служат гайтан [Фото. 5] .

Гайтан - это широкая, вышитая бисером полоса материи, надевавшаяся на шею. Концы ее соединяются на груди, и к ним иногда в национальном русском костюме крепился образок.

Фото. 4. Намисто из бисера. Фото. 5. Гайтан из бисера.

Работа студентов Работа студентов

Величавая торжественность форм и радостная декоративность праздничных одежд способствовали утверждению человека в уважении к традиции, к культуре. Народный костюм как концентрированное художественное выражение общественной практики обладает познавательной, воспитательной, а главное - эстетической функцией. В народном костюме слились воедино два начала - функциональное и эстетическое. Как правило, народный костюм сейчас используется в двух направлениях: как сценический и как празднично-обрядовый. Профессиональные и самодеятельные коллективы художественного творчества широко применяют традиции народного костюма.

Таким образом, в результате ознакомления с историей национального костюма, трудоемкостью

4.

21

его технологии, решаются не только задачи воспитания уважения молодежи к национальной культуре, но и развиваются творческие способности, взращиваются чувства сопричастности к своей нации, своей родине.

Литература:

1. Толкачёва С.П. Народный костюм Воронежской губернии конца. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007. - 232 с., ил.

2. Калашникова Н.М. Семиотика народного костюма: Учебник. СПб., 2000.

3. Сысоева Г.Я. Богучарский частный музей русского народного костюма и кукол. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ К ФОРМИРОВАНИЮ _ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВРАЧА_

Осетрова Ольга Вениаминовна,

докт.пед.наук, доцент, начальник отдела научно-методического обеспечения образовательной деятельности ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования»

МЗ РФ, Москва Астанина Светлана Юрьевна, канд. пед. наук, доцент, начальник управления научно-методической

и образовательной деятельности ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» МЗ РФ, Москва

АННОТАЦИЯ

Представлена структура и содержание учебно-методического обеспечения для формирования профессиональной компетенции врача по направлению «психолого-педагогическая деятельность». Разработка учебно-методического обеспечения осуществлялась на основании трудовых функций врача в соответствии со стандартами профессиональной деятельности.

ABSTRACT

The structure and contents of educational and methodological support, revealing the features of formation of the psycho-pedagogical competence of a doctor in accordance with labour functions in professional work, are represented.

Ключевые слова: учебно-методические материалы, врач, психолого-педагогическая компетенция, трудовые функции, профессиональная деятельность.

Keywords: seducational and methodological support, a doctor, psycho-pedagogical competence, labour functions, professional work.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Современные требования к подготовке врача в ординатуре основаны на разработке организацией образовательных программ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по соответствующей медицинской специальности. Обучение построено на овладении компетенциями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.

Одним из приоритетных направлений в обучении врача является овладение профессиональной компетенцией в психолого-педагогической деятельности, сформулированной в ФГОС ВО как «готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих» [1].

Освоение необходимых знаний и приобретение специальных умений врача по формированию мотивации у населения к здоровому образу жизни включены в перечень трудовых действий медицинских специалистов в утвержденных профессиональных стандартах и их проектах. К примеру, в профессиональном стандарте «Специалист по педиатрии» включена трудовая функция «Проведение профилактических мероприятий для детей по возрастным группам и состоянию здоровья, проведение санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни среди родителей и детей и контроль их эффективности», в содержании которой предусмотрено освоение необходимых знаний по направлению «Основные характеристики здорового образа жизни, методы его формирования» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.