МИХАЛЕВА А.
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДЕВИЧЕСТВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Аннотация: Визуальная культура девичества включает в себя внешние атрибуты
девичьего образа, которые служили не только для украшения нарядов, но и имели особое сакральное значение: девичий костюм, девичья коса, головной убор.
Ключевые слова: девичество, сакральность, коса, костюм.
Визуальная культура девичества включает в себя внешние атрибуты девичьего образа, которые служили не только для украшения нарядов, но и имели особое сакральное значение. Самыми главными символами визуальной культуры девичества являются: девичий костюм, определяющий социальный статус его обладательницы; девичья коса, которая символизирует девичество, молодость, красоту и непорочность; головной убор, являющийся символом добропорядочности.
Девичий костюм. Одежда русских крестьян была очень практична в изготовлении и носке. В то же время каждая деталь русского костюма имела мифологическое обоснование и объяснение: использование того или иного цвета, формы, размера. А особенности кроя, украшения и выбор материала сообщали о социальном статусе и имущественном положении носившего костюм.
При рождении ребенок получал свою самую первую собственную вещь: пояс. Пояс надевался сразу после обрезания пуповины, прямо под пеленки. Символически это понималось как защита от сглаза и злых духов, необходимая ребенку до крещения. Пеленки же изготовлялись из старой одежды родителей, причем для девочки - из рубахи матери. Когда ребенок начинал ходить, ему шили длинную белую, не украшенную ничем рубаху с поясом. В таких рубахах ходили и мальчики, и девочки лет до 7-8. До 15 лет девочки носили более длинные и уже украшенные рубахи. Кроме того, они получали первые бусы (которые тоже являлись оберегом — все тот же круг, как и пояс). Также в этом возрасте девочкам протыкали уши и дарили первые серьги. В 15 лет девушка считался созревшей для вступления в брак, ее одежда начинала отличаться своей пышностью, сложностью и обилием модных деталей, а также отражала избыток жизненной энергии.
Девушка «в самой поре» чтобы нравиться парням должна была, хорошо одеваться, так как на гуляньях и посиделках успехом у парней пользовались в первую очередь красиво одетые девушки. Особенно активно обсуждались девичьи наряды в праздник, когда все буквально высыпали на улицу, и в первую очередь интерес проявляли матери парней. Девушки старались продемонстрировать свои наряды разными способами. В праздники переодевались по три-четыре раза за день. Отправляясь на гулянье в соседнюю деревню, везли с собой не менее двух костюмов.
Девушке полагалось, по общему мнению, иметь три вида одежды: для будней - «платьице ежедённое», для праздников - «платьице воскресённое», и для свадьбы - «платьице подвиняшное». Обычай требовал, чтобы праздничный гардероб состоял не из одного-единственного «платьица воскресённого», а из нескольких полных костюмов: один для Пасхи, другой для Рождества и Святок, третий для гуляний в праздничные дни, четвертый для посиделок и гуляний в будние дни, пятый для выхода в церковь по воскресеньям и т. д. Праздничный костюм шили из дорогих тканей, по возможности фабричного производства1. Поэтому на невестившуюся дочь работала обычно вся семья, но прежде всего мать и сама девушка. Они выращивали лен и коноплю, пряли, ткали, шили, продавали холсты, овощи, ягоды, грибы, молочные продукты. Девушки работали по найму в богатых хозяйствах на жатве, сенокосе и уборке овощей. Все вырученные ими деньги шли только по одному назначению - на наряды и приданое.
На большей части территории России в ХУШ - середине XIX века девушки носили «стародавние костюмы», то есть костюмы традиционного типа, или, как еще принято их называть, национальные. Костюмы девушек из разных областей, естественно, различались, однако при всем том многие особенности были общими.
На Русском Севере, в Центральной России, Поволжье, Сибири девушки носили рубаху и сарафан. В селах, расположенных к югу от Москвы, - в Рязанской, Курской, Воронежской, Орловской губерниях, еще в середине XIX века одеждой девушки была только рубаха, которую подвязывали красивым пояском и подтягивали ее на уровне талии так, что спереди подол доходил до середины икры, а сзади спускался почти до щиколоток. В казачьих станицах Дона девушки
поверх рубахи надевали кубилёк - платье в талию с узким лифом, застегивавшимся на множество мелких серебряных или жемчужных пуговиц, и широкой юбкой, два передних полотнища которой оставались не сшитыми. Кубилёк подпоясывали серебряным или шитым поясом с пряжкой. Костюм всегда дополнялся головным убором - обычно с открытым верхом и с множеством украшений.
В костюмах девушек-славниц, помимо традиционных вещей, появлялись галоши, зонтики от солнца и даже перчатки. Хотя, основу составляли все же предписанные традицией вещи: рубаха, сарафан или понева, в зависимости от местного обычая, душегрея и головная повязка, оставляющая открытым темя. Но шилась одежда уже из очень богатых материалов: для рубахи использовался беленый лен, для сарафана — парча, шелк, или дорогой фабричный кумач. Основным цветом одежды девушки становился красный. Головные повязки девушек-невест вообще являли собой маленькие короны: они делались на твердой основе из парчи и шелка, украшались золотым шитьем, речным жемчугом и стразами. Узоры, изображаемые на них, несли в себе символику плодородия (растительные мотивы, птиц, и т.п.) Эти узоры сохранялись на девичьих уборах вплоть до начала XX века1.
Дополнением к девичьему костюму служили всевозможные украшения, самыми популярными из которых были серьги. На русском Севере предпочтение отдавали серьгам, которые по своей форме напоминали белых бабочек. «Крылышки» делали из речного жемчуга, перламутра или белого бисера, нанизанного на конский волос или тоненькую проволочку, а сердцевину - из меди или серебра. Популярными у девушек северных районов были и серьги-пясы
- небольшие жемчужные сетки в форме трапеции. Серьги-голубцы (по названию птицы) получили широкое распространение по всей России. Они состояли из полой или литой подвески - часто в виде стилизованной летящей птички, декорированной гравировкой, цветной эмалью, вставками из камней или стекол, мелкой зернью, - и закрепленных на ее нижнем конце металлических стерженьков, украшенных бусинками, жемчужинками, бисеринками, зернью или мелкими драгоценными или полудрагоценными камнями. Похожими на эти сережки были и любимые девушками «орлики». Они назывались так потому, что на конце каждого из стерженьков висело маленькое изображение летящей птички.
Как мы можем видеть, традиционный девичий костюм состоял из нескольких элементов, каждый из которых девушки стремились украсить, сделать более нарядным и ярким, чтобы привлечь к себе внимание окружающих, в первую очередь, парней. Вообще, издавна национальный костюм казался жителям деревни самым красивым и добротным и лишь со второй половины XIX века стал терять свою притягательность, уступая одежде европейского типа. Однако мода возвращается, и сегодня девушки и женщины современных городов с удовольствием носят сарафаны, конечно слегка модернизированного фасона. В последнее время на прилавках обувных магазинов можно найти красивые модные валенки. А это значит, что традиционный костюм жив и готов возродиться в новом качестве1.
Самым характерным символом девичества, определяющий социальную принадлежность девушки и, главным образом, обуславливающим переход от девичьей жизни к замужней, является коса. Такая прическа характерна в русской культурной традиции в основном для девочек и девушек.
Девичья коса - символ девичества, молодости, красоты, чистоты. В Древней Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести.
С древнейших времен длинные волосы считаются символом красоты и женственности. Отношение к волосам на голове всегда было особым: люди верили, что в них заключена сакральная сила и могущество. Чем они были длиннее и гуще, тем большей энергией обладал человек. В списке архаичных представлений, связанных с волосами, значились сила, мудрость, красота и счастье. Прическа являлась своеобразным знаком, свидетельствующим о социальном статусе человека, его положении в обществе. На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса1.
Коса как одна из разновидностей женской прически наделялась особой брачной символикой. Во времена средневековой Руси одна коса символизировала девичество, две — замужество. По легенде, правая коса предназначалась Богу, левая — дьяволу, и от того, кто перетянет, зависело, попадет женщина в рай или в ад.
Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дивчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась
«дивкою», девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13—16 лет. В некоторых районах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. После угощения крестные, заплетая косу, пели: «Плетем тебя, милая косичка, для здоровья и силы крестницы. Чтобы мы были такими ловкими, чтобы у
нее косички были длинными». Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, завязывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались».
Девушки украшали кончик косы лентой или косником. Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, а прическу дополняла лента или венок на голове. Коса
- символ готовности девушки к браку, лента в косе - знаком того, что девушка на выданье. Длинная коса являлась предметом гордости и особой заботы девушки, за волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.
С уходом за волосами связано множество обрядов. Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку веревку; в Юрьев день ходили причесываться в поле, в Чистый четверг — под яблоню; смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике. Девушки бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной. Желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола.
В свадебных обрядах и песнях коса являлась символом невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение — заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора — переход невесты в группу женщин. В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна — стало две, была девушка — стала женщина»1.
Словом «коса» в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы, называемая «девичник». Девичник проводился накануне свадьбы, девушки собирались в доме у невесты и «пропивали косу» - это означало угощать подруг вином накануне свадьбы. Также существовала традиция выкупа косы. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата - косопродаванье.
Полное отрезание косы в свадебном обряде встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и символическим прижиганием его пламенем свечи1.
Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского национального костюма. В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой женщины должны были скрывать волосы, так как считалось, что женские волосы обладают колдовской силой. Поэтому женский головной убор на Руси всегда был не только важнейшей частью народного костюма, но и имел символическое значение. Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться «простоволосой» было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением.
Девичью косу и лоб обычно обвивала лента или повязка. Часто на голову девушки надевали венец - обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Венец мог иметь зубцы -треугольные или четырехугольные. Венец, у которого была приподнята передняя часть назывался очельем. Но как только девица выходила замуж, ей надевали особый головной убор, который она не имела права снимать даже в собственном доме.
Замужняя женщина носила головной убор, символически связанный с небом - об этом убедительно говорят «птичьи» названия: сорока, кокошник, кичка и украшения на уборе в виде солнца и птиц, а также рясны (ленты), символизирующие дождь. Самым распространенным головным убором была сорока - ее носили женщины на юге России вплоть до начала ХХ в.
Головные уборы украшались лентами на висках, гремящими украшениями из металла, махры и меха, которые (как и сам головной убор) служили оберегом, защитой от злых сил.
С течением времени вышеперечисленные головные уборы становятся праздничными. В будни же волосы от «дурного глаза» и от позора прятали в маленькую шапочку повойник. Поверх него обычно надевали платок, сложенный в виде треугольника, так называемый убрус. Убрус был полотняный, а у знатных женщин шелковый. Его накидывали на голову и скалывали под подбородком. Особенной красотой отличались головные уборы севера: высокие, расшитые узорами, напоминающими морозные, они искрились, как снег. В центральных и южных губерниях носили уборы поменьше, богато расшитые яркими многоцветными узорами и украшенные у висков белыми пушками. А сверху еще накидывался нарядный платок1.
Особой разновидностью головного убора является свадебный венок - один из основных атрибутов свадебного обряда, наряду со свадебным деревцем, хлебом и знаменем. Является символом брака, как и другие кольцевидные или круглые свадебные предметы: кольцо, калач, каравай. Брачная символика венка отражена в любовной магии и девичьих гаданиях о замужестве, в обычае вручать девушке венок в знак сватовства, в обрядовом использовании венков на свадьбе.
Главное значение свадебного венка как символа девичества связано также с косой невесты. Эта символика отражена в фольклорном мотиве потерянного венка, доставшегося жениху, в выражении «загубить венок», означающем потерю невинности. Девичий венец всегда был без верха, потому что открытые волосы считались символом девичества. Замужние женщины венка как правило не носят, не надевает его выходящая замуж вдова и невеста, утратившая девственность до брака. У такой девушки в знак позора может быть половина свадебного венка, так как она его уже «пролежала», «перетерла»1.
Венок известен и как девичий головной убор до свадьбы. Венок невесты тесно смыкается с девичьими головными уборами («перевязкой», «повязкой», «налобнем» и т. п.), в том числе со специальными свадебными, которые просватанная невеста носит перед венчанием («венцом», «коруной», «плачеей», «волей», «лентой» и др.). Известны и пародийные, шутовские свадебные венки из колючек, зеленого лука, крапивы, соломы, гороховых стеблей, которые на свадьбе надевают подставной невесте. В православной традиции во время церковного венчания на голову новобрачным возлагают специальные венцы.
Для изготовления свадебного венка использовались различные растения: барвинок, самшит, рута, розмарин, калина, лавр, мирт, виноградная лоза, базилик и т.д. Для оберега, деторождения, любви, богатства или счастья в свадебный венок вплетают или вкладывают чеснок, лук, жгучий перец, красные нитки, хлеб, овес, любисток, монеты, сахар, изюм, кольцо. Надевание свадебного венка невесте нередко предварялось обрядовым расплетением косы и сопровождалось закрыванием ей лица покрывалом или фатой. У некоторых славян невеста имеет до трех свадебных венков на голове. Часто свадебный венок невесты специально сохраняют для счастья в супружестве, вешают возле образов, зашивают невесте в подушку, оставляют матери, подруге или в церкви.
После свадьбы свадебный венок используют в лечебных и магических целях: кладут в колыбель, чтобы ребенок рос здоровым; дают в порошке ребенку от испуга; подкуривают им при детской бессоннице и других болезнях; доят через него корову, когда от порчи у нее пропадает молоко; дают переступить через него корове, когда приведут от быка; отгоняют им градовые тучи; дают как амулет сыновьям при отправлении на войну1.
Все эти внешние особенности имели не только сакральное значение, но и социальное, то есть определяли положение женщины в обществе. Так, женский головной убор служил своеобразной визитной карточкой, по нему можно было узнать, кто его владелица: из какой она местности, ее возраст, семейное положение (женщина, вдова или девушка), социальную принадлежность. Изменение характера плетения косы, либо перемена костюма также означало переход в новую фазу жизни женщины. Девичий костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей, символикой и эстетическими взглядами создателей.
На протяжении развития русской культуры символика и символизм играли особую роль. Жизнь человека состояла из множества обрядов, в которых был выверен каждый шаг, любая мелочь имела символическое значение, на что-то указывала, могла предсказать будущее. Люди издревле вкладывали смысл в особые атрибуты, веря, что они помогут прожить долгую и счастливую жизнь, сделать ее полноценной, яркой, эмоциональной и плодовитой. Поэтому визуальная культура является неотъемлемой составляющей всего облика русского девичества.