Научная статья на тему 'Сервис как стратегическое направление модернизации образования'

Сервис как стратегическое направление модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕРВИС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / SERVICE / UPGRADE / IMPROVEMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ривчун Татьяна Евгеньевна

В статье рассматриваются методические и организационные аспекты реформирования профессионального образования в области сервиса как одного из стратегических направлений модернизации российской системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors discuss the methodological and organizational aspects of the reform for the vocational education in the field of service as a strategic direction of the improvement for the education system in Russia.

Текст научной работы на тему «Сервис как стратегическое направление модернизации образования»

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении».

2. Закон Московской области от 27 июля 2006 года № 136/2006-03 «Об образовании» (принят постановлением Мособлдумы от 12 июля 2006 года № 15/187-П)

3. Аромштам М.С. Очередь на горшок // Новая газета. 1 октября 2007 года. № 75.

4. Галицкий Е.Б., Левин М.И. Затраты семей на образование детей //Информационный бюллетень. М.: ГУ-ВШЭ, 2008.

5. Социальное положение и уровень жизни населения России. М: Росстат, 2008.

УДК 378.2; 33

Сервис как стратегическое направление модернизации образования

Ривчун Татьяна Евгеньевна, к.э.н., проректор,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

[email protected]

The authors discuss the methodological and organizational aspects of the reform for the vocational education in the field of service as a strategic direction of the improvement for the education system in Russia.

В статье рассматриваются методические и организационные аспекты реформирования профессионального образования в области сервиса как одного из стратегических направлений модернизации российской системы образования.

Key Words: professional education, service, upgrade, improvement strategy

Ключевые слова: профессиональное образование, сервис, модернизация,

стратегическое направление

Современные преобразования, возникающие под воздействием краткосрочных и долгосрочных изменений в технике, технологиях, институтах и сознании людей, характерны для различных по политическому устройству социально-экономических систем всех развитых стран. В экономической науке существует целый ряд концепций,

объясняющих закономерности и дальнейшие траектории этих преобразований. Выдвигаемые концепции различаются подходами: одни акцентируют внимание на структурно-технических факторах, другие - на социально-экономических, третьи подчеркивают стихийность процесса, четвертые делают упор на сознательную организацию процесса трансформации6.

В 50-х годах ХХ века в ряде таких теорий появилась теория У. Ростоу, которая более известна в современной экономической науке как теория стадий развития (роста). Согласно этой теории каждую стадию развития определяет взаимодействие разнородных факторов - производственных, технико-экономических, политических, идеологических, психологических. В качестве основных признаков, характеризующих определенную стадию, данная теория выдвигает следующие: уровень развития промышленности, техники, хозяйства в целом, науки, долю накопления капитала (норму сбережения). Любые экономические изменения трактуются в данном случае как «последствия неэкономических порывов и устремлений», как «результат субъективного принятия решений» [2. С. 39]. Согласно теории роста смена стадий происходит в момент изменения ведущего сектора экономики, под которым Ростоу понимает группу отраслей, развивающихся более высокими темпами и определяющих рост народного хозяйства. Ростоу выделяет два типа общества - «традиционное» и «индустриальное», а историческое развитие, по его мнению, проходит шесть стадий [см. там же], в том числе шестая стадия роста - это стадия «поиска качества жизни», где ведущим сектором экономики становится сфера услуг. В теории Ростоу определяющая роль в перестройке экономики принадлежит смене целевой направленности общества, а именно, активной роли общественных потребностей.

В работах А. Фишера, К. Кларка и Ж. Фурастье выдвигается и развивается так называемая «теория третичного сектора». Перечисленные авторы подтверждают реальные наблюдаемые закономерности преобразований социально-экономических систем различных стран, исходя из масштабных сдвигов в общественном разделении труда, связанных с ускоренным развитием отраслей, удовлетворяющих массовые потребности в разнообразном обслуживании населения. Рост сферы услуг, оказавшийся возможным в результате роста доходов населения и повышения эффективности производства, сопровождавшийся высвобождением труда из промышленных отраслей, явился основой развития «третичного сектора» - масштабного сектора услуг. Перелив труда в этот сектор

6 Анализ данных концепций приведен в работе Платоновой Н.А. и Ксенитовой Л.Ф. «Теоретические основы формирования сервисной экономики» [1].

позволил увеличить занятость в целом, создал условия для возврата господства частного индивидуального предпринимательства и индивидуальной частной собственности, связанными с возрождением рыночной экономики. Естественно, что явление экономического ренессанса происходит на новом уровне и учитывает все произошедшие на данный момент в обществе изменения. В современных экономических системах формируется закономерность - растут масштабы индивидуализации спроса не только со стороны конечного потребителя, но и в производственном потреблении. Это происходит под влиянием изменений в отраслевой и технологической направленности производства, нацеленных на усиление специализации продукта, возможности создания эксклюзивного продукта и тому подобных явлений, вызванных острейшей конкурентной борьбой за рынок сбыта и конкретного потребителя. Указанные процессы, в свою очередь, ведут к высокой дифференциации услуг, возникновению совершенно новых их видов, увеличению и расширению стадий индивидуальной «доводки» продукта в производственных процессах, т.е. масштабного внедрения услуг не только на рынок в качестве самостоятельного объекта купли-продажи, но и в процессы индивидуального и массового производства - «сервисизации» экономики7. Указанные изменения в формах и отношениях собственности, и в технологическо-отраслевой структуре экономики лежат, по всей видимости, в основе важнейшего этапа развития общества, который можно назвать вслед за Фурастье и Кларком обществом услуг, сервисным обществом или сервисной экономикой, которая занимает значительное место в рамках важнейшей ступени в эволюционном движении социально-экономических систем [2].

В 90-х годах ХХ и начале XXI веков появляются работы российских экономистов, историков и социологов, исследующих сервисный императив и институт сервиса8, посвященные прикладным исследованиям в области истории, социологии, экономики и менеджмента сервиса. Согласно их исследованиям услуга действительно становиться преобладающей во всем объеме создаваемых благ, поэтому и сфера сервиса начинает доминировать в национальных экономиках развитых стран. Характерный для последних лет процесс кастомизации выдвигает на первое место производство не просто многообразия благ, а конкретное обслуживание индивидуального потребителя, что также является подтверждением явления «сервисизации» экономики и формирования «сервисного» общества.

7 См. монографию «Концептуальные и методологические аспекты формирования сервисологии - науки синергийного типа» [3].

8См. работы Ананьевой Т.Н., Багдасаряна В.Э., Биндиченко Е.В., Ксенитовой Л.Ф., Новиковой Н.Г., Платоновой Н.А., Хотинской Г.И., Чернышева Б.Н., и др.

На фоне происходящих в экономике и в обществе процессов система профессионального образования также должна адекватно реагировать на все социальноэкономические изменения. Являясь источником формирования и пополнения трудового потенциала экономики и одним из крупнейших сегментов сферы сервиса, система профессионального образования должна расширять сервисную составляющую реализуемых образовательных программ в качестве самостоятельных квалификаций либо как полноценный модуль внутри учебного плана. Основной идеей указанных преобразований становится обеспечение национальной экономики специалистами в области сервиса, имеющими профильное отраслевое образование и способными организовать, контролировать и корректировать все сервисные процессы, входящие в воспроизводственный цикл.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда глобальных задач в области профессионального образования в сфере сервиса:

1) развитие образовательного контента:

• формирование многоуровневого профильного контента профессионального образования в области сервиса с учетом необходимости подготовки специалистов для экономики РФ на основе компетентностного подхода к сервисной составляющей производства и реализации товаров и услуг;

• разработка федеральной системы мониторинга и прогнозирования потребности в подготовке специалистов профессий разных уровней для обеспечения функционирования предприятий сервиса и формирование на этой основе системы государственного заказа разнопрофильным учебным заведениям, реализующим сервисные образовательные программы;

• разработка системы оценки практической ориентации программ профессионального образования всех уровней в сфере сервиса и присвоения региональных рейтингов учреждениям профессионального образования;

• организация внедрения разработанных ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) ВПО в сфере сервиса, разработка ФГОС СПО и квалификационных требований для профессий НПО и непрерывного профессионального образования в сфере сервиса совместно с работодателями.

2) создание инфраструктуры:

• формирование системы базовых тренинговых центров по сервисным специальностям совместно учебными заведениями и работодателями, используя лучшие

мировые практики (создание тренинговых гостиниц, прачечных, химчисток, автосервисов, салонов красоты, ателье и т.п.);

• создание корпоративных институтов (факультетов) по направлениям сервиса;

• формирование на базе вузов сервисных профилей инновационного пояса, включающего центры трансфера технологий, маркетинговые центры, венчурные фонды и др.;

• создание бизнес инкубаторов малого и среднего бизнеса в сфере услуг на базе учебных заведений, как инновационной командообразующей программы;

• разработка моделей и механизмов формирования системы сертификационных центров с целью оценки профессиональной квалификации выпускников и программ профессионального образования в сфере сервиса всех уровней.

3) формирование кадрового потенциала:

• подготовка профессорско-преподавательского состава и тренеров для обучения обучающих, специалистов для уровней ВПО, СПО и ДПО и педагогических кадров (педагогов и мастеров производственного обучения) для НПО (начального профессионального образования) сферы сервиса по специально разработанным программам, учитывающим лучшие российские и зарубежные практики;

• формирование системы ресурсных базовых центров

обучения/переквалификации на основе существующих образовательных учреждений, реализующих программы обучения для сферы сервиса;

• совершенствование системы профессиональной переподготовки и аттестации руководящих работников сферы сервиса с учетом требований по внедрению и использованию стандартов менеджмента качества в сфере сервиса;

• подготовка предпринимательских кадров для развития малого и среднего бизнеса в сфере сервиса.

4) разработка организационно-экономических механизмов управления:

• разработка механизмов государственной поддержки формирования программ развития региональных учебных учреждений, реализующих программы подготовки кадров для сферы сервиса;

• разработка механизмов взаимодействия учебных заведений, региональных общественно-профессиональных организаций и ассоциаций работодателей, направленных на формирование требований к квалификации выпускников профессиональных образовательных программ всех уровней для сферы сервиса.

5) информационная поддержка.

Рассмотрим некоторые из указанных задач. Формирование многопрофильного образовательного контента сервисной направленности требует проведения глубокого исследования влияния инновационных процессов на модернизацию производства товаров и услуг с учетом усиления сервисной составляющей в процессах производства и эксплуатации, расширение ассортиментного ряда, появление новых товаров и услуг. Такие исследования необходимы для всесторонней оценки влияния указанных процессов на посторенние системы образования. Реализация этой задачи требует в свою очередь расширения интеграции научной и образовательной деятельности в вузах, разработки механизмов управления и финансирования данного процесса.

В свете изменения содержательной составляющей подготовки специалиста, владеющего вопросами сервисной поддержки производства и эксплуатации продукта, крайне необходима разработка методологических основ построения системы принципиально новых профильных компетенций специалиста по сервису во всех областях экономической деятельности, а не только в тех, которые традиционно относят к сфере сервиса. Основной целью в данном случае можно считать унификацию подходов к сервисной составляющей производства и реализации товаров и услуг в национальной экономике. Целесообразным, на наш взгляд, является и исследование инвариантной составляющей содержания образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования в области сервиса, с целью оптимизации системы обучения и предоставления возможности реализации различных траекторий получения образования. Результатом таких исследований должна стать разработка методологических подходов к содержанию составляющих профильного контента профессионального образования в сфере сервиса для всех имеющихся уровней - НПО, СПО, ВПО (бакалавриат, магистратура) и ДПО. Обязательным условием признания валидности предлагаемого контента должна стать опытно-экспериментальная апробация модели разработанного профильного контента на базе нескольких разнопрофильных вузов: сервисных, технических, технологических (возможно с конкретной отраслевой направленностью).

Содержательное профильное наполнение контента должно четко соответствовать реальным потребностям отраслей национальной экономики в сервисных специалистах. Для проведения такой оценки, во-первых, крайне необходима разработка системы мониторинга и прогнозирования потребности в подготовке таких специалистов разных уровней профессий для обеспечения функционирования отраслей национальной

экономики и, в первую очередь, для сервиса и туризма и отраслей материального производства, формирующих производственную базу для предприятий сервиса и туризма, как наиболее емких сегментов.

Результатом проведения мониторинга и прогнозных расчетов должно стать формирование перечня наиболее и наименее востребованных специалистов разных уровней профессий сервисной направленности для обеспечения функционирования отраслей национальной экономики и, в том числе, сервиса и туризма в разрезе регионов РФ. Региональная оценка этих параметров крайне важна, потому что именно региональный рынок труда является основным потребителем выпускников профессиональных учебных заведений, находящихся на его территории. Прогнозирование потребности для сфер сервиса и туризма должно проводиться с обязательным учетом крупных международных мероприятий, проводимых в Российской Федерации, так как в последнее время это одно из развивающихся направлений международных отношений России и довольно серьезный источник формирования потребности в специалистах сервисного профиля всех уровней. Региональная привязка основного потребляющего сегмента требует внедрения системы мониторинга и прогнозирования потребности в подготовке сервисных специалистов разных уровней профессий в практику управления системой профессионального образования в субъектах РФ и формирование системы государственного заказа разнопрофильным учебным заведениям с соответствующим территориальным закреплением/подчинением.

Вторым условием адекватного содержательного наполнения профильного контента является степень практической ориентации предлагаемых программ профессионального образования всех уровней. Основной методической задачей здесь можно считать разработку критериев оценки образовательной и научной деятельности высших учебных заведений сервисного профиля, а также образовательных программ сервисного профиля вузов отраслевой направленности с точки зрения практической ориентации и соответствия требованиям работодателей к подготовке специалистов и кадров рабочих профессий (для вузов - в рамках дополнительного профессионального образования). На базе критериальной системы оценки возможно составление рейтинга вузов и образовательных программ, который поможет сориентировать абитуриентов, а также работодателей в качестве потребителя продукта учебного заведения и в качестве заказчика образовательных услуг в форме целевой подготовки кадров. Кроме того, использование разработанной системы рейтинговой оценки возможно в целях государственного регулирования развития высших учебных заведений сервисного профиля в качестве

информационной базы для принятия управленческих решений. Знание данных рейтинга полезно и для самого учебного заведения в целях проведения самооценки содержания образовательной услуги, а также ее имиджа и имиджа вуза в целом. Владение и понимание такой информации дает возможность корректировки деятельности вуза в сторону повышения его хозяйственной эффективности.

Важнейшим методическим вопросом является также переработка и унификация перечня рабочих профессий в сфере сервиса и разработка соответствующих квалификационных требований для специальностей начального профессионального образования и непрерывного профессионального образования совместно с работодателями. На этой базе может быть сформирована модель преемственности различных уровней профессионального образования в сфере сервиса, в том числе в масштабах отдельно взятых регионов РФ. Такая работа предполагает проведение сравнительного анализа критериев, общей структуры, междисциплинарных связей существующих государственных образовательных стандартов и стандартов нового поколения всех уровней профессионального образования сервисной направленности; разработку примерных учебных планов и соответствующего методического обеспечения.

Необходимо также повышать квалификацию профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для сферы сервиса, поскольку новые условия требуют изменения методик и содержательного наполнения преподавания большинства специальных дисциплин.

Создание принципиально нового образовательного контента требует реорганизации и развития всей инфраструктуры сервисного профессионального образования. Отраслевая практическая ориентация образовательных программ подразумевает усиленное внимание к получению студентом практических навыков и компетенций. Учитывая имеющиеся сложности с базами практик, на наш взгляд, целесообразным было бы формирование системы базовых тренинговых центров по сервисным специальностям, организованным с учетом лучших мировых практик совместно учебными заведениями и работодателями, возможно с участием муниципальных органов управления (для сервисных вузов это тренинговые гостиницы, прачечные, химчистки, автосервисы, салоны красоты, ателье и т.п.). Такие тренинговые центры могут решать сразу несколько задача образовательного, социального и экономического характера.

1. Образовательные задачи:

• проведение практических, лабораторных и исследовательских занятий;

• проведение студенческих научных исследований в части практических испытаний и апробаций;

• прохождение учебных, производственных и преддипломных практик;

• получение опыта практической работы и, возможно, начального трудового

стажа;

• параллельное получение второй (рабочей) профессии;

• широкие возможности ведения программ начального профессионального образования в рамках университетского образовательного комплекса (непрерывное образование) и в рамках дополнительного профессионального образования.

2. Социальные задачи:

• обслуживание студентов, сотрудников и преподавателей вуза по сниженным ценам (относительно рыночного уровня);

• бесплатное и льготное обслуживание социально незащищенных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования, в котором функционирует вуз;

• допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация школьников.

3. Экономические задачи:

• создание источников возможной временной занятости и дополнительного дохода для студентов;

• привлечение дополнительных внебюджетных средств в вуз;

• улучшение имиджа вуза как фактора повышения его хозяйственной эффективности.

Обеспечения интеграции образования и науки как основного условия подготовки грамотных специалистов, владеющих самыми передовыми знаниями и технологиями, можно добиться за счет создания корпоративных институтов (факультетов) по направлениям сервиса, а также за счет формирования на базе вузов сервисных профилей инновационного пояса, включающего центры трансфера технологий, маркетинговые центры, венчурные фонды и т.п. структуры. Решению этой же задачи, а также задачи формирования у студентов навыков командной работы и инновационного мышления также будет способствовать создание на базе учебных заведений как инновационной командообразующей программы бизнес-инкубаторов малого и среднего бизнеса в сфере услуг. Кроме научной поддержки сервисного образования, это обеспечит привлечение

ресурсов бизнеса, а также тесное сотрудничество вузов, предпринимательских и научноинновационных структур при разработке и реализации долгосрочных программ обучения.

Важным элементом модернизации и развития инфраструктуры сервисного образования, на наш взгляд, является также разработка моделей и механизмов формирования системы сертификационных центров. Такие сертификационные центры должны иметь своей целью оценку профессиональной квалификации выпускников и программ профессионального образования в сфере сервиса всех уровней. Этот подход основывается на опыте стран западной Европы и США, где функции аккредитации и сертификации образовательных программ и учебных заведений, а также функции присвоения (оценки соответствия) квалификации находятся не в ведении государства, а в ведении специализированных организаций с государственно подтвержденными полномочиями.

Отдельного рассмотрения требует вопрос информационной поддержки развития образовательного контента сервисного профиля. Сложность реализации мероприятий данного направления заключается в чрезвычайно разнонаправленной структуре сервисных видов деятельности при наличии общих вопросов и проблем в области подготовки специалистов. Частично они могут быть реализованы в рамках отраслевых направлений как виды деятельности рассмотренных выше корпоративных институтов и факультетов сервиса. Среди них:

• организация тематических выставок по различным направлениям сервиса;

• создание совместных печатных изданий и интернет-ресурсов;

• аналогичного рода мероприятия, замыкающиеся на отраслевую специфику того или иного вида сервисной деятельности.

Проблемы информационного обеспечения и поддержки, на наш взгляд, целесообразно решать комплексно, так как они затрагивают общие вопросы образовательного контента:

• разработка моделей взаимодействия работодателей и учебных заведений по продвижению образовательных программ для сферы сервиса и сервисных продуктов и др.;

• разработка и запуск общедоступного Интернет-портала «Сервисное образование»;

• организация ресурсного центра развития образовательной и инновационноинформационной среды профессионального образования в области сервиса в целях

обеспечения открытого доступа к новым образовательным ресурсам с выходом на уже упоминавшийся интернет-портал.

Структура интернет-портала, на наш взгляд, должна включать в себя следующие наиболее крупные разделы:

• образовательные программы профессиональной подготовки всех уровней;

• специализированные учебные заведения сервисного профиля;

• сервисная подготовка в учебных заведениях отраслевой направленности;

• отраслевой мониторинг и прогноз потребности в подготовке сервисных специалистов разных уровней профессий;

• открытая обменная электронная библиотека научной и учебно-методической литературы;

• постоянно действующая интернет-конференция по проблемам сервисного образования и т.п.

Таким образом, будет создана информационная платформа для решения всех перечисленных выше задач формирования и развития контента сервисного образования.

Литература

1. Платонова Н.А., Ксенитова Л.Ф. Теоретические основы формирования сервисной

экономики // Отчет по НИР № ГР 01.200.304307, инв. № 02.20.0030404. М., 2003.

2. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия Т.4. М., 1980.

3. Концептуальные и методологические аспекты формирования сервисологии - науки

синергийного типа/ Ананьева Т.Н., Багдасарян В.Э., Буткевич М.Н. и др./ М.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Собрание, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.