УДК 338
Попова Е.А. студент Козина Е.В., к.э.н.
доцент
кафедра «Экономика и управление» Пензенский государственный технологический университет
Россия, г. Пенза
АНАЛИЗ РЫНКА БУТИЛИРОВАННОЙ ВОДЫ В ГОРОДЕ
ПЕНЗЕ
Аннотация: В статье рассматривается рынок бутилированной воды в городе Пензе. Дана сравнительная характеристика бутилированной воды по ряду важных показателей различных российских и зарубежных производителей. Приведены данные о качестве и цене воды из аквавендинговых киосков (водоматов).
Ключевые слова: цена, качество, производители, рынок.
Popova E.A. student
Kozina E. V., Candidate of Economic Sciences
associate professor Department of «Economics and Management» Penza State Technological University
Russia, Penza.
Annotation: The article deals with the bottled water market in the city of Penza. A comparative characteristic of bottled water is given for a number of important indicators of various Russian and foreign manufacturers. Data are provided on the quality and price of water from aquavanding stalls (water machines).
Key words: price, quality, manufacturers, market.
Вода - важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни.
Проблема качества питьевой воды затрагивает очень многие стороны жизни человеческого общества в течение всей истории его существования. Кому как не нам судить о важности воды, ведь именно ее содержание в различных органах составляет 70 - 90%. С возрастом количество воды в организме уменьшается. Трехмесячный плод содержит 90% воды, новорождённый 80%, взрослый человек - 70%. Вода присутствует во всех тканях нашего организма. Потребление чистой воды обеспечивает нормальную работу органов. В настоящее время питьевая вода — это проблема социальная, политическая, медицинская, географическая, а также
инженерная и экономическая. Эксплуатирующиеся системы и сооружения коммунального водоснабжения и канализации, построенные 25 - 30 лет назад по традиционным технологиям, были предназначены для кондиционирования природных вод с небольшой антропогенной нагрузкой. В настоящее время они не в состоянии обеспечить потребителей доброкачественной водой, так как их барьерные функции чрезвычайно малы. Кроме того, в процессе обработки воды при ее первичном хлорировании в ней обычно образуется до 40 видов канцерогенных загрязнений, в том числе хлороформ, дихлорметан, дихлорэтан, а также другие хлорированные углеводороды.
Но как, же нам не стать заложниками воды? Существует много способов проверить воду на качество, например, попробовать воду на вкус, выпаривать или отстаивать воду в течение нескольких часов и наблюдать выпадение белого осадка. Но такие методы "анализа и контроля" имеют существенный недостаток - субъективность и большую вероятность ошибки в определении качества воды.
Но где, же взять чистую воду, за адекватную цену? В последнее время на улицах нашего города стали появляться аппараты по продаже воды. Но насколько они эффективны?
Новейшее направление вендинга (vending от англ. vend — продавать (через автоматы) — продажа различных товаров и услуг через специальные (торговые) аппараты.) - автоматы по продаже чистой воды.
Аквавендинговые киоски (водоматы) по продаже воды могут, устанавливаются на фасаде здания, жилых домах или магазинах и подключаются к источнику водоснабжения, а уже далее к основному фильтрующему модулю, где установлена система многоступенчатой мембранной фильтрации, которая и готовит чистую питьевую воду для последующей реализации. По какому принципу работает водомат: в состав оборудования входят два основных модуля. 1 модуль — восьми ступенчатой фильтрации, минерализации и дезинфекции воды, устанавливается внутри здания. 2 модуль — блок розлива, для непосредственной раздачи воды в тару покупателя, с предварительной дезинфекцией озоном, размещается на фасаде здания.
1 ступень - Механическая очистка 5 мк.
2 ступень - Угольная фильтрация.
3 ступень - Механическая очистка 1 мк.
4 ступень - Система обратного осмоса.
5 ступень - Постфильтрация.
6 ступень - Минерализация.
7 ступень - Дезинфекция.
8 ступень - Озонирование.
На примере рассмотрим производство воды «Кувака». Завод для розлива русской натуральной углекислой столовой воды был построен графом Воейковым у подножья горы в селе Кувака в 1913 году. Теперь это территория каменской области. На заводе «Кувака» есть одно место, которое
спустя более века не изменилось, каптажная галерея, серьезное гидротехническое сооружение, которое является источником водозабора. Вода 7 источников проходит естественную фильтрацию и самотеком поступает на заводские линии розлива расположенные внизу у подножья горы, и уже там происходит розлив воды. Кувака - это источник восходящего напорного типа его воды относятся к пластовым подземным водам это естественный очаг разгрузки. В отличие от поверхностных, воды глубокого залегания не испытывают значительного воздействия весеннего паводка, это подтверждает многолетний мониторинг. Ассортимент Куваки очень разнообразен, вода разливается в современную тару различной емкости.
Бутилированная питьевая вода BonAqua появилась в Германии в 1988 году и постепенно распространилась по всему Европейскому рынку. На российском рынке BonAqua появилась в 1994 году. В России производство чистой питьевой воды происходить на 10 заводах. Но как происходит изготовление воды? На этикетки бутылки BonAqua написано: ... «очищенная, кондиционированная вода центрального источника водоснабжения». Вода проходит те же ступени очистки, что и в аппаратах. Точно так же, но только в больших количествах производят воду, которая стоит на прилавках магазинов, за которую мы готовы переплачивать в 5, а то порой в 15 раз больше. Но стоит ли вода своих денег? Единственно точный и надежный способ проверки воды на качество, пригодность для питья - это использование современных методов и приборов ее анализа и контроля. В таблице 1 по показатели pH и TDS мы проверили разных производителей воды.
pH - водородный показатель, — мера активности ионов водорода в растворе, количественно выражающая его кислотность.
TDS - это прибор для измерения общей концентрации солей и получения субъективных данных о жёсткости, или мягкости воды.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика производителей бутилированной воды___
Название производителя pH в пределах 6-9 TDS От 0 до 170 Цена (Рубли)/объем бутылки (мл)
Кувака 6,7 259 2290/1500мл
Шишкин лес 7,2 176 2999/1000мл
Evian 6,8 305 10290/500мл
Исток с серебром 6,7 183 2490/1500мл
Надежда 6,6 160 1990/500мл
BonAqua 6 175 3690/500мл
Aqua Minerale 6,9 0,43 3690/500мл
ФрутоНяня 6,5 254 2999/330мл
Архыз 7,1 0,97 2990/500мл
Спортик 6,5 229 2690/330мл
Aquanika 7,3 158 1449/250мл
Святой источник 6,8 230 2890/500мл
Агуша 7 171 2990/330мл
Красная цена 6,8 153 3699/1500мл
BAIKAL 7,6 0,63 5190/450мл
Honey kid 7,1 194 6999/5000мл
Исток 6,5 186 1699/1000мл
Ключ здоровья 6,4 168 2690/1500мл
209-209 6,6 0,59 145/19000мл
Из крана, водопроводная вода 7,2 188 2572/1куб.м
Цены представлены без учета скидок, в г. Пенза, мониторинг был
произведен в торговых точках «Магнит», «Пятерочка», «Караван». Нормы для измерения воды TDS метром: От 0 до 5 — Дистиллированная вода. От 5 до 50 — Идеальная, питьевая вода.
От 50 до 170 — Питьевая вода из подземных и горных источников. Вода очищенная угольными фильтрами.
От 170 до 300 — Предельно допустимая питьевая вода с высоким содержанием примесей. Искусственная минерализованная вода. От 300 до 400 — Не пригодная для питья вода. Свыше 400 — Опасная для здоровья, вода считается "технической" В таблице 2 представлены характеристики воды из некоторых водоматов г. Пензы.
Таблица 2 - Качество воды из Водоматов «Живая вода - Пенза»
Адрес pH в пределах 6-9 TDS От 0 до 170 Цена (Рубли)/объем бутылки (мл)
Карпинского 37 7,3 0,21 3/1000мл
Ворошилова 19 7,2 0,19 3/1000мл
Пушкина 42 7,1 0,23 3/1000мл
Подводя итог, можно заметить, что вода привезенная из других регионов или городов гораздо дороже, чем вода произведенная в Пензенской области. Изготовленная вода в Пензенском регионе все равно на уровень дороже, чем вода в водоматах, становится ясно, что покупая бутилированную питьевую воду в магазине, вы платите за транспортную логистику, рекламу и товарную наценку. Подводя итог, хотелось бы сказать - покупайте воду, а не тару.
Использованные источники:
1. Реймерс, Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс. - М: Просвещение, 1992. - 320 с.
2. ГОСТ 32220-2013 Вода питьевая, расфасованная в емкости. Общие технические условия (Переиздание)
3. Государственный контроль качества воды: Справ. техн. комитета по стандартизации. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 687 с. - (сборник Государственных стандартов).
4. Карюхина Т.А., Чурбанова И.Н. Контроль качества воды: [Учеб. для техникумов по спец. «водоснабжение, канализация и очистка пром. и сточ. вод»]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1986 - 158 с.
5. Обеззараживание питьевой воды на городских водопроводах. Изд. 2-е, переработ. и доп. М., стройиздат, 1970.
6. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества: Сан. - Эпидем. правила...: СанПиН 2.1.4.1074-01. - Изд. офиц. - Ввод 01.01.02. - М.: Минздрав России, 2002. - 103 с. - (Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы).
7. Самые распространенные способы очистки воды. - М.: АСТ, 2005. - 94 с.
8. Эксплуатация систем водоснабжения/ В.П. Рудник, П.И. Петимко, В.Д. Семенюк, Ю.С. Сергеев; Под общ. ред. В.Д. Семинюка. - Киев: Будшьник, 1993. - 183 с.
9. Федорович Н.Н. Федорович А.Н. Научный журнал Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10 (часть 15) - С. 3423-3427 // URL:
https://fundamental-research.m/ru/artide/view?id=33079 (дата обращения: 05.03.2020)
10. Официальный сайт компании «Живая вода - Пенза» // URL: http://vodapnz.ru/ (дата обращения: 05.03.2020)