Исследование влияния тренда осознанного (устойчивого) потребления на рынок
бутилированной питьевой воды
Research of the influence of the trend of conscious (sustainable) consumption on the bottled
drinking water market
Насртдинов Никита Эдуардович
Студент 4 курса
Факультет бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Санкт-Петербург e-mail: nikita. nasrtdinov@yandex. ru
Nasrtdinov Nikita Eduardovich
Student 4 term
Faculty of business, customs and economic security Saint Petersburg State University of Economics
Saint Petersburg e-mail: nikita. nasrtdinov@yandex. ru
Аннотация.
Рынок бутилированной питьевой воды является относительно стабильным и постоянно растущим рынком с большим количеством игроков, как регионального, локального, так и международного характера. Употребление питьевой воды же является базовой потребностью любого человека, удовлетворение которой может быть осуществлено лишь несколькими альтернативными способами - через муниципальные системы водоснабжения, при условии качественной очистки воды, собственными приобретенными и установленными системами фильтрации или приобретением воды в сетях розничной торговли. Ввиду малого количества альтернатив рынок бутилированной питьевой воды играет важную социальную и здравоохранительную функцию, однако также интересен тот факт, что в подавляющем большинстве случаев товарное предложение на рынке представлено исключительно в пластиковой упаковке. Исходя из этого и беря во внимание набирающий популярность тренд осознанного (устойчивого) потребление (в данном контексте - сокращение потребления пластика населением), актуальным будет вопрос о влиянии тренда на рассматриваемый рынок и поведение потребителей в отношении приобретаемого товара. В данной статье будут представлены рассуждения на основе проведенного прикладного исследования, касаемо заявленной тематики, проведен анализ ответов и мнений потребителей рынка, сделаны выводы и сформированы рекомендации для компаний, которые за счет поддержания тренда, возможно, смогут повысить свое конкурентное положение на рынке.
Annotation.
The bottled drinking water market is a relatively stable and constantly growing market with a large number of players, both regional, local and international. Drinking water consumption is a basic need of any person, the satisfaction of which can be carried out only in several alternative ways - through municipal water supply systems, subject to high-quality water purification, own purchased and installed filtration systems, or purchase of water in retail chains. Due to the small number of alternatives, the bottled drinking water market plays an important social and health function, but it is also interesting that in the vast majority of cases the product offer on the market is presented exclusively in plastic packaging. Proceeding from this and taking into account the growing trend of conscious (sustainable) consumption (in this context, the reduction of plastic consumption by the population), the question of the influence of the trend on the market in question and consumer behavior in relation to the purchased product will be relevant. This article will present reasoning based on the applied research on the stated topic, analyze the answers and opinions of market consumers, draw conclusions and form recommendations for companies that, by maintaining the trend, may be able to increase their competitive position in the market.
Ключевые слова: Рынок бутилированной воды. Маркетинговое исследование. Маркетинг. Осознанное потребление. Устойчивое потребление. Поведение потребителей. Тренд.
Key words: Bottled water market. Marketing research. Marketing. Conscious consumption. Sustainable consumption. Consumer behavior. Trend.
Введение
История человечества в XXI веке, с заданным в конце предыдущего столетия трендом всемирной глобализации, характеризуется тесным взаимодействием всех мировых держав и их экономик, открытыми
границами и огромными возможностями коммуникации людей и создании мировых трендов, влияющих в целом на их поведение и особенности потребления в любой точке мира. Вместе с этим человечество столкнулось с невиданными ранее демографическими (численность населения Земли в 2020 году составляет - 7,8 млрд. чел. по данным публикаций Отдела народонаселения при Департаменте по экономическим и социальным вопросам ООН [8]), экономическими, социальными и в особенности - экологическими проблемами. Совокупность вышеперечисленных категорий проблем повлияло на появление такого тренда всемирного поведения потребителей, как устойчивое потребление [3]. Устойчивое потребление - это поведение потребителей, направленное на удовлетворение текущих нужд и потребностей индивида без нанесения вреда потребностям будущих поколений [4]. Феномен устойчивого (также, ответственного, «зелёного», и, на взгляд автора, справедливо также определение - осознанного) потребления связан со всем перечнем упомянутых проблем современного человечества, однако автором данной статьи будет рассмотрено его более узкое проявление, а именно экологической составляющей (потребление пластика) на рынок бутилированной питьевой воды в городе Санкт-Петербурге и России в целом и влияние на поведение потребителей на данном рынке.
Актуальность данной темы обуславливается растущим влиянием тренда осознанного потребления и особенностью рынка в отношении использования пластика. Рынок бутилированной питьевой воды полностью построен на использовании пластика, как тары, упаковки для предоставления своей продукции (питьевой воды) конечным потребителям. Влияние на их поведение данного тренда во многом может способствовать сокращению спроса на рынке и бойкотированию производителей неспособных сократить использование пластика в производстве товаров. Если ценность поддержания тренда в глазах потребителей превысит ценность продукции питьевых брендов в существующей пластиковой таре, то это может привести к сокращению рынка и его упадку.
Состояние рынка бутилированной питьевой воды в России
Культура употребления воды у россиян постепенно повышается, многие люди уделяют этому вопросу большое внимание и стремятся стабильно обеспечивать себя качественной природной водой, в состав которой входят все необходимые микроэлементы. Экологическая ситуация ухудшается, а запасы питьевой воды постепенно падают, кроме того, во многих городах страны водопроводная вода относится к низкой категории качества и зачастую не соответствует санитарным нормам.
По данным, подготовленным BusinesStat в 2020 году, за 2015-2019 гг. объём продаж минеральных и питьевых вод в стране увеличился на 30%: с 6,29 до 8,20 млрд. л. Кроме того, в совокупном объеме продаж удельный весь питьевой воды вырос с 41,9% до 56,2%, что еще раз говорит об абсолютном росте объемов продаж на рынке бутилированной питьевой воды.
В 2020 году ожидается снижение продаж минеральных и питьевых вод на 3,0% относительно 2019 года. Кризисные явления в экономике страны приведут к снижению доходов потенциальных покупателей и, следовательно, к сокращению потребления различных категорий продуктов питания, в том числе и минеральных и питьевых вод. В 2021-2024 гг., по прогнозам BusinesStat, продажи ежегодно будут расти умеренными темпами на 1,9-3,5% до 8,85 млрд. л. в 2024 г. Таким образом, в 2024 году показатель превысит уровень 2019 года на 7,9%. Стоит также отметим, что тенденция снижения доли минеральных вод в общем объеме продаж сохранится. К 2023 году удельный вес минеральных вод в продажах сократится до 40,7%, а доля питьевых вод увеличится до 59,3% [6].
На отечественном рынке бутилированной воды действует большое количество игроков, предлагающих множество собственных марок продукции, однако 30% продаж контролируют две транснациональные компании - Pepsi Bottling Group (бренд «Аква Минерале») и Coca Cola Company (бренд «BonAqua»). Другие ведущие производители - Nestle Waters (бренды «Святой источник», «Perrier», «Vittel», «San Pellegrino»), OOO «Шишкин
лес холдинг» (бренд «Шишкин лес») и компания «Висма» (бренд «Архыз») занимают от 3 до 7%, остальную часть делят между собой 650 локальных брендов.
По информации компании Nielsen, самая популярная бутилированная вода - «Borjiomi», «Шишкин лес», «Aqualife», «Святой источник», «Аква Минерале» и «BonAqua».
Методология исследования
В рамках тематики данной статьи было проведено количественное маркетинговое исследование, целью которого было выявить степень влияния тренда осознанного потребления в отношении сокращения пластика на рынке бутилированной питьевой воды. Предметом в рамках рассмотренной темы является степень влияния тренда на поведение потребителей в контексте заданного рынка. Для проведения различного рода количественных анализов было опрошено (путем интернет-анкетирования при помощи использования Google форм) 376 человек. Выборка формировалась на основе генеральной совокупности, в которую входили молодые люди и девушки возраста 18-24 лет включительно, проживающие на территории Санкт-Петербурга. Полученный массив данных анализировался при помощи компьютерной программы для статистической обработки данных IBM SPSS Statistics. Выборка носила вероятностный, случайный характер, а её формирование обуславливалось возрастной особенностью данной категории людей, которые в силу большей информационной грамотности и регулярным потреблением информации более осведомлены о существующих глобальных проблемах и практике реализации тренда осознанного потребления.
Основная часть
Упомянутое выше исследование было направленно на комплексное изучение рынка бутилированной питьевой воды и поведения потребителей на нем, однако, чтобы выдержать заявленную тематику в статье будут рассмотрены исключительно анализы, относящиеся к изучению влияния тренда осознанного потребления.
В ходе анкетирования респонденты отвечали на ряд вопросов, измеренные в номинальных, порядковых и количественных шкалах, которые были призваны отразить отношение потребителей к тренду, их фактическое поведение, соответствующее осознанному потреблению, и мнения касательно проблемы потребления пластика, которая в настоящее время принимает все более системный характер. Так, руководствуясь данными критериями, для анализа остаются интересными вопросы, касательно: факторов выбора бутилированной воды, использования переносных емкостей и их предпочтение бутилированной воде, а также степени согласия с утверждениями касательно тех или иных аспектов затронутой проблемы.
Так, на рисунке 1 представлены средние значения согласия потребителей с утверждениями, касаемо принципов осознанного потребления. Большинство показателей имеет значение, превышающее порог в 3-и балла из 5-ти возможных, что несомненно является положительной тенденцией, характеризующей комплексное влияние тренда на мнения потребителей. Наибольшим оказалось значение утверждения «Я считаю, что сокращение покупок бутилированной воды реально поможет экологии», что говорит о ярко выраженном осознании проблем экологии и отношения к ним чрезмерного потребления пластика. Однако, вопросы, призванные отразить фактическое поведение потребителей в отношении сортировки пластиковых отходов и знания принципов маркировки и особенностей утилизации, имеют наименьшие значения согласия, что говорит об отсутствии фактических действий потребителей по решению проблем экологии, а также их расхождении с имеющимся мнением. Остальные показатели со средними значениями, превышающие 3 балла, в целом отражают готовность покупать воду в более экологичной таре, при возможности пользоваться переносными емкостями, как наиболее близкой альтернативой, снижать потребление пластика, а также использовать прочие, более экологически безопасные товары-заменители. Следование тренду осознанного потребления в большинстве своем (с точки зрения экологической составляющей тренда) выражается в отказе от одноразовых товаров, повторное
использование, сокращение объемов потребления, использование отходов и их переработка, что несомненно распространяется и на рынок бутилированной питьевой воды, следовательно, все вышеперечисленные принципы могут быть реализованы при должном осознании проблемы потребления пластика на рынке.
Степень согласия потребителей с утверждениями (от 1 до 5)
Си | реклама или новости в соц. сетях [например. про загрязнение океана) л частота их ..
показа положительно влияет на меня и споссбствует отказу от покупки бутилированной '
Я считаю, что сокращение покупок бутилированной веды реально поможет экологии 3,78
Я сортирую пластиковые бутылки и выбрасываю их раздельно ■ 2,50
Я знаком с маркировкой пластиковых бутылок для их сортировки * 2,64
Я готов лолностью отказаться [уже отказался) от покупки бутилированной воды в пользу переносных емкостей.
Я хочу уменьшить использование пластика, поэтому в большинстве случаев отказываюсь .
от покупки бутилированной воды. '
Я хочу сэкономить деньги поэтому в большинстве случаев отказываюсь от покупки I бутилированной воды. '
Товары-заменители полностью заменяют (могут заменить) для меня покупку ■ бутилированной воды. '
Я готов покупать бутилированную воду поболее высокой цене (на 5-15%), если ее ■ упаковка будет более экологичной '
1
Рисунок 1. Степень согласия потребителей с утверждениями, касаемо принципов устойчивого потребления
В дополнение к представленной описательной статистике мнений потребителей стоит также представить результаты факторного анализа, проведенного на основе блока вопросов с утверждениями, представленными на рисунке 1. Качество построенной модели более чем удовлетворительно, адекватность выборки КМО приняло значение 0,725, что говорит о том, что модель описывает 72,5% структуры данных, также при удовлетворительном показателе значимости и степени извлечения равной практически 68%, мы можем говорить, что проведенный анализ довольно точно определяет факторы потребительского поведения, относящиеся к влиянию тренда. Факторный анализ сгруппировал все представленные переменные в три группы.
Так, в первый фактор вошли следующие переменные: «Я хочу сэкономить деньги, поэтому в большинстве случаев отказываюсь от покупки бутилированной воды», «Товары заменители (например, фильтры воды или кулеры) полностью заменяют (могут заменить) для меня покупку бутилированной воды», «Я готов полностью отказаться (уже отказался) от покупки бутилированной воды в пользу переносных емкостей». В данный фактор вошли все переменные, характеризующие отказ потребителей от покупок бутилированной воды, а также переменная, показывающая стремление потребителей к экономии. Группу этих переменных можно назвать «Фактором отказа».
Второй фактор содержит переменные: «Я готов покупать бутилированную воду по более высокой цене (на 5-15%), если ее упаковка будет более экологичной», «Социальная реклама или новости в социальных сетях (например, про загрязнение океана) и частота их показа положительно влияет на меня и способствует отказу от покупки бутилированной воды в магазине», «Я считаю, что сокращение покупок бутилированной воды реально поможет экологии». Переменные данного фактора объединяет сильно выраженное мнение о том, что сокращение потребления пластика действительно необходимо, которое может повлиять на фактическое поведение потребителей. Назовем второй фактор, как «Неравнодушность к проблеме».
В третий фактор вошли переменные: «Я знаком с маркировкой пластиковых бутылок для их сортировки», «Я хочу уменьшить использование пластика, поэтому в большинстве случаев отказываюсь от покупки бутилированной воды». Перечисленные переменные объединяет степень фактического поведения потребителей в отношении стремления к сокращению потребления пластика. Данный фактор назовём «Осознанное потребление».
Также стоит отметь, что высокую корреляцию в стандартной матрице компонентов имели переменные «Я хочу сэкономить деньги, поэтому в большинстве случаев отказываюсь от покупки бутилированной воды» и
■■ ■ 3,19 Н ■ 3,19 ■ 2,91 М ■ 3,19 ■ 3,30
«Я готов покупать бутилированную воду по более высокой цене (на 5-15%), если ее упаковка будет более экологичной». Связь носила обратный характер, из чего можно сделать выводы о том, что существует незначительный фактор экономии даже на таком рынке, как бутилированная вода.
Результаты факторного анализа можно использовать для выявления существующих тенденций на рынке бутилированной питьевой. Выявленные факторы показывают, что, во-первых, существует фактор отказа от покупки воды, влияющий на уменьшение спроса на бутилированную воду, который заключается во внешнем влиянии на рынок товаров-заменителей и стремлении экономии даже на воде, а во-вторых, в сознании потребителей присутствуют факторы, влияющие на сокращение покупки пластика, хоть на рынке это пока проявляется довольно слабо. Это явно говорит о том, что потребители осведомлены и осознают существующие проблемы мировой экологии.
Остается интересным вопрос о том, какое количество респондентов склоны к следованию принципов тренда или выражают свою готовность к такому поведению и какое количество пока не задумывается о существующих проблемах.
Следование тренду осознанного потребления
7% Знаю, следую ■ Знаю, не следую, но очень хочу начать ■ Знаю, не следую, не могу
-41% ■ Знаю, не следую, не хочу
■ Не знаю, не следую, не хочу
Рисунок 2. Диаграмма «Следование тренду осознанного потребления»
На рисунке 2 приведена статистика ответов, которая охарактеризовалась следующими результатами. Более чем 40% опрошенных уже следуют принципам осознанного потребления, однако неизвестно в чем конкретно выражается их фактическое поведение. Также, 39% выражают свою готовность и желание придерживаться существующих принципов, но пока не могут начать это делать ввиду определенных обстоятельств. Суммарно 80% опрошенных можно определить, как людей с активной позицией в отношении следования тренду осознанного потребления, что определенно говорит о распространенности и «модности» тренда в российском обществе среди молодых людей и девушек 18-24 лет. Всего лишь 2% респондентов не знаю о существовании тренда.
На основе данных, представленных на рисунках 1 и 2, можно получить информацию о том, готовы ли потребители переплачивать за бутилированную воду, если ее упаковка будет более экологична, либо полностью произведена из быстроразлагаемых эко-материалов. Для это стоит воспользоваться методом построения таблиц сопряженности, результаты которого представлены в таблице 1. Также стоит отметить, что данная модель прошла проверку на статистическую достоверность и показала удовлетворительное значение асимптотической значимости.
Таблица 1. Таблица сопряженности «Готовность переплачивать за эко-упаковку * Следование тренду _осознанного потребления».
Комбинационная таблица «Следование трендам осознанного потребления» * «Степень согласия с утверждением о готовности покупать бутилированную воду по более высокой цене, если ее упаковка будет более экологичной».
Следование тренду осознанного потребления Степень согласия с утверждением Всего
1 2 3 4 5
Знаю, следую 17,6% 3,5% 16,5% 24,7% 37,6% 100%
Знаю, не следую, но очень хочу начать 14,8% 13,6% 21,0% 22,2% 28,4% 100%
Знаю, не следую, не могу 20,0% 13,3% 26,7% 26,7% 13,3% 100%
Знаю, не следую, не хочу 37,5% 8,3% 29,2% 16,7% 8,3% 100%
Не знаю, не следую, не хочу 60,0% 20,0% 0,0% 0,0% 20,0% 100%
Всего 20,0% 9,0% 20,0% 22,4% 28,6% 100%
Потребители, которые осведомлены о существующем тренде и проблемах, связанных с потреблением пластика, следуют ему или выражают свою готовность начать это делать при наличии возможностей показывают определенную закономерность в своих ответах. Так, степень их согласия закономерно увеличивается, что говорит о том, что вывод на рынок новых товарных предложений в эко -упаковке будет положительно встречен. В категориях потребителей, которые уже следуют принципам тренда или готовы начать следовать процент готовых платить за экологический продукт равен 62,3% и 50,6% соответственно. С учетом того, что данные две категории самые многочисленные по представленным ответам, мы можем говорить о том, что тренд уже оказывает сильное влияние на готовность отечественного потребителя в возрасте 18-24 лет постепенно отказаться от регулярного побочного потребления пластика, при наличии более экологичных альтернатив.
Можно сделать вывод о том, что бренды, которые смогут предложить экологичную упаковку своих продуктов, создавая этим дополнительную ценность своего предложения, смогут привлечь к себе достаточное количество потребителей, которым это было бы интересно и укрепить их лояльность. К сожалению, на рынке в России такого пока не представлено, но в качестве примера можно привести американский бренд воды, который в первую очередь позиционирует себя, как экологически направленный и использует это в своем УТП - «JUST WATER».
Данный бренд представлен на рынках Америки, Азии и Европы и пользуется большой популярностью, особенно среди потребителей, придерживающихся принципов осознанного потребления. Появление такого бренда на рынке России в теории могло бы дать ему лояльную аудиторию из числа людей, придерживающихся принципов осознанного потребления, ведь судя по результатам построения соответствующей таблицы сопряженности доля таких потребителей достаточно многочисленна.
В завершении анализа потребительских мнений стоит упомянуть также о том, что реальное поведение потребителей в настоящий момент во многом отличается от высказанных мнений. Проведенный корреляционно-регрессионный анализ, целью которого было выявить связь между частотой покупок бутилированной воды и желанием уменьшить потребление пластика через отказ от покупок бутилированной воды, показал очень низкую обратную связь, которая составила -0,173. Кроме того, желание снизить потребление пластика влияет на конечное решение о покупке лишь на 2,5% среди прочих факторов, что также является крайне низким значением.
Интересен также вопрос о важности экологичности бутылки при выборе питьевой воды. На рисунке 3 мы можем увидеть средние значения важности различных факторов выбора в пользу покупки бутилированной питьевой воды и, ранжируя данные значения, определить, что фактор экологичности бутылки занимает четвертое по приоритетности место. Экологичность упаковки для потребителей является далеко не самым решающим фактором при выборе питьевой воды определенной марки, однако положительным остается то, что фактор так или иначе вызывает у потребителей играет роль при принятии решения. Здесь важно отметить то, что, возможно, потребители обращают внимание именно на маркировку пластиковой бутылки для ее дальнейшей утилизации.
Факторы выбора бутилированной питьевой воды
4,77
4,06 4.10
— —
4.73 _4150_4,72
У У У
У
Дизайн бутылки
Цена
Экологичность Объем и удобство Наличие лечебных Популярность Опыт использования Престиж бренда
бутылки бутылки и свойств бренда и употребления
(маркировка) транспортировки (узнаваемость)
Рисунок 3. Факторы выбора бутилированной питьевой воды
В заключении стоит также отметить распространенность переносных емкостей, которые, несомненно, отрицательно влияют на спрос на рынке бутилированной питьевой воды, однако мода на их использование во многом соответствует принципам осознанного потребления. Как видно на рисунке 4 более половины опрошенных предпочитают пользоваться переносными емкостями, доля положительных ответов составила 59%.
Предпочитаете ли вы пользоваиться переносными емкостями
41%
59%
Да ■ Нет
Рисунок 4. Диаграмма «Предпочитаете ли вы пользоваться переносными емкостями»
Несомненно, обеспечение потребителей питьевой водой имеет огромное социальное значение, удовлетворяет базовую потребность любого человека и играет важную роль в обеспечении здоровья населения. На диаграмме рисунка 4 представлены данные респондентов, покупающих бутилированную питьевую воду, однако более половины из них при возможности предпочитают пользоваться переносными емкостями, что может свидетельствовать, во-первых, о действительной активности в отношении снижения потребления пластика, а, во-вторых, о низкой ценности товарного предложения на рынке. Беря во внимание обе причины и предполагая, что в будущем тренд будет оказывать все большее влияние не только на рынок бутилированной питьевой воды, но и во многом формировать ценностную систему потребителей в соответствии с sustainaЫИty -принципами, производители могут повышать ценность своего предложения ориентируясь на данные принципы. Переносные емкости так или иначе не смогут полностью удовлетворять потребность в употреблении питьевой воды поскольку не всегда есть возможность наполнить их из источника питьевой воды (фильтров, систем очистителей и т.д.), поэтому приведение своего предложения на массовом рынке в частичном или полном соответствии с принципами устойчивого развития позволит брендам удержаться на рынке и повысить лояльность потребителей.
Выводы
Определенно, проблемы экологии в современном мире уже давно приобрели системный характер и оказывают влияние на все население Земли. Производство синтетических полимеров, начатое в предыдущем веке, до сих пор не имеет хорошо развитой сферы сопровождения - утилизации отходов производства и потребления. С каждым годом популяризация тренда устойчивого развития и осознанного потребления
обеспечит всеобщую озабоченность проблемами сохранения экологии и положительно скажется на поведении людей повсеместно, однако для этого необходимо всесторонне развивать культуру осознанного потребления, чтобы она находила конкретное отражение в поведении людей. Так, необходимы инвестиции в создание определенной инфраструктуры. Редко встречающиеся точки раздельного сбора мусора и сортировки не могут обеспечить создание привычки пользоваться ими у населения, а отсутствие должного количества заводов по переработке отходов являются препятствием на пути распространения таких точек.
Говоря о брендах, можно сформировать следующие рекомендации. Компаниям необходимо учитывать выявленные факторы потребительского поведения и исследовать важность влияния каждого фактора в отдельности, кроме того, стоит проводить дальнейшее исследование влияния осознанного потребления на мнения и фактическое поведение людей. Беря во внимание выявленные факторы, маркетинговые стратегии компаний стоит разрабатывать, опираясь помимо всего прочего на нивелирование фактора отказа от покупки бутилированной воды и развивать взаимодействие с потребителями, руководствуясь их неравнодушностью к существующей проблеме, повышая ценность бренда через транслирование идей устойчивого развития. О необходимости «экологизации» политики компаний данного рынка также говорит высокий процент людей, заинтересованных в продвижении тренда, которые выражают свою готовность поддерживать, направленные на это инициативы.
Также компаниям не стоит сосредотачиваться на удешевлении своей продукции, рынок бутилированной питьевой воды повсеместно имеет большой спрос и лидирование за счет цены не является наилучшей стратегией на нем, ведь разница в ценах, как правило минимальна. Наоборот же, компании, которые смогут создать более ценное предложение, например, за счет использования биополимеров или других быстроразлагаемых и экологически безопасных материалов, смогут завоевать лояльность аудитории, следующей принципам осознанного потребления, которая с каждым годом будет только расти. Создание особой ценности своего предложения скажется не только на краткосрочном интересе к новому продукту, но и стратегически сыграет «на руку» компаниям и обеспечит рост ценности самого бренда, завоевание новой целевой аудитории, повышение лояльности существующей, а также даст огромные возможности для совершенствования маркетинговой деятельности компании и ее дальнейшего продвижения.
Список используемой литературы:
1. Аренков И.А., Наумов В.Н., Середохо В.А., Юлдашева О.У. Маркетинг и управление потребительской ценностью: Учебник для слушателей программ МВА. - СПб.: Изд-во «АМКОС», 2013.
2. Трушникова И.О., Погребова О.А., Ширшова О.И. Количественные методы исследований в маркетинге: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018.
3. Юлдашева О.У., Соловьева Ю.Н., Погребова О.А., Халина Е.В., Ширшова О.И. Устойчивый маркетинг: теория и практика устойчивого потребления. - СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2017.
4. Peattie K.J., Collins A.J. Perspectives on sustainable consumption // International Journal of Consumer Studies. - 2009. - № 2. - P. 107-112.
5. Павлов, И. Н. Маркетинговое исследование рынка бутилированной питьевой воды / И. Н. Павлов, Е. С. Ревякина, В. В. Елесина // Техника и технология пищевых производств. - 2019. - Т. 49, No 3. - С. 487-494. URL: http ://fptt.ru/stories/archrve/5 4/17.pdf дата посещения источника - 20. 08. 2020.
6. Анализ рынка минеральных и питьевых вод в России в 2015-2019 гг, оценка влияния коронавируса и прогноз на 2020-2024 гг - URL: https ://marketing. rbc.ru/research/27571/ дата посещения источника - 20.08.2020.
7. О состоянии питьевого водоснабжения - URL: http://68.rospotrebnadzor.ru/content/545/21721/ дата посещения источника - 20. 08. 2020.
8. Department of Economic and Social Affairs Population Dynamics - URL: https://population.un.org/wpp/ дата посещения - 20.08.2020.