Научная статья на тему 'Факторы формирования логистической инфраструктуры на предприятиях по производству питьевой бутилированной воды'

Факторы формирования логистической инфраструктуры на предприятиях по производству питьевой бутилированной воды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
744
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ / ДАИГРАММА ИСИКАВЫ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Наталья Васильевна

В данной статье рассматриваются основные факторы формирования логистической инфраструктуры на предприятиях по производству питьевой бутилированной воды, которые имеют ряд отличительных особенностей по сравнению с предприятиями других отраслей; предлагается модель формирования инфраструктуры на основе диаграммы Исикавы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования логистической инфраструктуры на предприятиях по производству питьевой бутилированной воды»

Факторы формирования логистической инфраструктуры на предприятиях по производству питьевой бутилированной воды

Иванова Наталья Васильевна

аспирантка кафедры «Коммерции и сервиса» Самарский государственный экономический университет

e-mail: [email protected]

The factors of formation of logistics infrastructure in enterprises for the production of bottled drinking water

Ivanova Natalia Vasilyevna

postgraduate student, Department of commerce and service

Samara State University of Economics

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные факторы формирования логистической инфраструктуры на предприятиях по производству питьевой бутилированной воды, которые имеют ряд отличительных особенностей по сравнению с предприятиями других отраслей; предлагается модель формирования инфраструктуры на основе диаграммы Исикавы.

Ключевые слова: логистическая инфраструктура, факторы формирования, даиграмма Исикавы, производственно-логистическая система.

Summary. This article examines the main factors of forming of logistics infrastructure in enterprises for the production of bottled drinking water, which have a number of distinctive features in comparison with companies of other industries, we propose a model of formation of infrastructure based on Fishbone Diagram.

Key words: logistics infrastructure, factors of formation, Fishbone Diagram, production and logistics system.

Понятие логистической инфраструктуры, как и инфраструктуры в общеэкономическом смысле, рассматривается с различных точек зрения. Однако все они сводятся к тому, что в логистике инфраструктура, так же как и в других сферах экономики, играет, прежде всего, обеспечивающую роль, а «инфраструктурная деятельность реализуется в форме услуг» [8, с. 39].

Также Д. Бауэрсокс и Д. Клосс отмечают, что «компетентность в логистике достигается благодаря координации таких видов деятельности, как (1) формирование логистической инфраструктуры; (2) информационный обмен; (3) транспортировка; (4) управление запасами; (5) складское хозяйство, грузопереработка и упаковка. Только сведенные в единую систему, эти функциональные области способны обеспечивать потребности логистики» [2, с. 44].

Расположение объектов инфраструктуры напрямую влияет на конфигурацию логистической системы предприятий, а также на уровень издержек. Таким образом, решение о составе и местоположении объектов логистической инфраструктуры являются ключевыми в стратегии компании.

Предприятия по производству питьевой бутилированной воды имеют ряд особенностей, связанных с формированием объектов логистической инфраструктуры, обусловленных видом выпускаемой продукции, особенностями производства и тенденциями на рынке питьевой воды.

В связи с этим целесообразно выделить ряд факторов, влияющих на размещение объектов логистической инфраструктуры на предприятиях по производству питьевой бутилированной воды. Влияние факторов наглядно можно представить с помощью диаграммы Исикавы (Рис. 1).

Тип источника (уникальность)

Совершенствование

производственных

-► Тип конечного продукта Тип предприятия

Совершенствование материалов для изготовления тары

Совершенствование средств дезинфекции

тары Обеспеченность сырьем

и материалами

Условия поставки ---Своевременность

Наличие квалифицированной рабочей силы

Необходимость

повышения

квалификации

персонала

Уровень культуры потребления Уровень конкуренции Ситуация на рынке

Рис. 1 Диаграмма Исикавы: факторы формирования объектов логистической инфраструктуры

Основными факторами, оказывающими влияние на формирование логистической инфраструктуры, являются: окружающая среда, производство, персонал и технология.

Производство. Особенности производства, в первую очередь, определяются типом предприятия: осуществляющее продажу воды через розничные сети, осуществляющее доставку на дом и в офис или использующее оба варианта каналов сбыта.

Тип предприятия зависит от вида конечного продукта, а он, в свою очередь, от типа источника.

Так, в зависимости от того, является ли источник уникальным или нет, определяется структура логистического канала, поскольку в первом случае производство необходимо располагать вблизи от источника, а во втором случае - вблизи рынка сбыта. Также это влияет и на технологию водоподготовки, а, следовательно, и на внутреннюю инфраструктуру предприятия.

Конфигурация линии зависит также и от конечного продукта: газированная вода или негазированная, ароматизированная, с добавлением минеральных веществ и т.п.

Необходимо отметить также, что предприятия осуществляющие доставку воды на дом и в офис используют возвратную тару (количество оборотов может доходить до 50), этим розлив воды в возвратные бутыли объемом 18,9 л отличается от розлива в небольшие одноразовые бутылки (Рис. 2).

К 1990-му г. была разработана моноблочная конструкция установки розлива, где операции начиная с загрузки на конвейер и заканчивая маркировкой выполнялись автоматически. В настоящее время такая конструкция применяются на большинстве современных предприятий мощностью до 2000 бутылей/ч. На предприятиях большей мощности по-прежнему устанавливают отдельные бутылкомоечные машины и установки розлива с системой конвейеров между ними.

Автоматическая выгрузка

Єї

Є[

є

є є є а ЇЇ

о

о

о

Предварительная промывка

Про-

мывка

горячей

водой

Ополас-

кивание

Дезин-

фекция

Оконча-

тельное

ополас-

кивание

Зона розлива

а

0

ш

Наполнение

Автоматическая подача пустых бутылей Укупорка

Тестирование под давлением Оптический анализатор Г азоанализатор Удаление колпачков Участок загрузки пустых бутылей

Участок выгрузки наполненных бутылей

Рис. 2 Схема установки розлива

Кроме того, использование возвратной тары требует организации обратных потоков и создание складов (или участка на складе) для нее.

Качество выпускаемой продукции является одной из важнейших составляющих любого производственного предприятия. Факторами, оказывающими влияние на качество продукции, являются качество исходных материалов и качество водоподготовки, соблюдение санитарногигиенических условий производства, качество производственного оборудования и квалификация рабочих - в этом реализуется принцип TQM.

Следующий существенный фактор, оказывающий влияние на производство - это объем потребления. Объем потребления выражается в количестве заявок потребителей и влияет на план продаж, а также на план производства продукции определенного ассортимента, а также на решение о месторасположении складских комплексов и на потребность в транспортных средствах. С другой стороны на план производства оказывает влияние анализ рынка: выявление тенденций в предпочтениях потребителей. Это может повлиять на необходимость внесения определенных изменений в ассортимент выпускаемой продукции и, следовательно, в процесс производства.

Обеспеченность сырьем и материалами зависит от своевременной поставки необходимых материалов. В данном случае материалами могут служить преформы для выдува тары, крышка, этикетка, упаковка, а также возможные компоненты (например, ароматизаторы).

Окружающая среда - второй главный фактор, влияющий на формирование логистической инфраструктуры на предприятиях по производству питьевой бутилированной воды. В первую очередь здесь следует отметить влияние такого фактора как ситуация на рынке. В данном случае она выражается в уровне конкуренции, уровне культуры потребления и в тенденциях развития отрасли.

Конкуренция на рынке питьевой бутилированной воды имеет свою специфику, поскольку в данном случае конкуренцию следует рассматривать не только между различными производителями, но и конкуренцию с другими товарными группами (соки, пиво, чай и пр.) и способами очистки воды (фильтрация, отстаивание, серебрение, кипячение).

Несмотря на то, что рынок еще не насыщен, уровень конкуренции между производителями высок и одним из конкурентных преимуществ становится высокий уровень сервиса, который возможно реализовать посредством логистики.

Уровень культуры потребления. Согласно теории мотивации А.Г. Маслоу базовыми потребностями человека являются физиологические потребности [5], именно к таким потребностям относится питьевая вода. Культура потребления питьевой воды зародилась еще во времена Римской империи. Современный рынок питьевой воды берет начало с традиций позднего средневековья, когда появились города-курорты, привлекавшими целебными водами. Однако можно выделить и второе направление -употребление свежей холодной воды с целью утоления жажды. Родниковую воду начали разливать в бутылки еще во времена правления Тудоров, а к 1700 г. бутыли с добываемой водой из хэмпстердских источников продавались на Флит Стрит.

Изобретенный Джозефом Пристли метод карбонизации в конце 1760х гг. стал своего рода толчком к промышленному производству безалкогольных напитков. Наибольшее развитие получило производство искусственных минеральных вод. К 1800 г. в продаже появились «содовая» вода, а также искусственные воды «сельтерская», Спа и Пирмонт, а в 1792 г.

- «Швепс».

История бутилирования воды в России начинается в 1870-е годы, когда директор Кавказских Минеральных Вод доктор Семен Смирнов предложил наливать лечебную воду в бутылки [3].

Тем не менее, в России среднегодовое потребление на одного человека составляет 15 л бутилированной воды, тогда как в Польше — 40, в Чехии — 50, а в Западной Европе в среднем 70 л [6].

Уровень интеграции является также одним из важнейших факторов, поскольку только на основе интеграции возможно формирование логистической системы компании. На уровень интеграции в данном случае влияет деятельность профессиональных ассоциаций и наличие объектов логистической инфраструктуры.

Профессиональные ассоциации осуществляют, в первую очередь, нормативное регулирование производства бутилированной воды, а также влияют на развитие отрасли в целом.

В 1958 г. была основана международная ассоциация производителей бутилированной воды (International Botteled Water Association, IBWA), в 1993 году была создана European Bottled Watercooler Association (EBWA).

Одна с самых первых и самых больших европейских национальных ассоциаций является Bottled Water Cooler Association (BWCA), образованная в 1989 году для защиты интересов английских производителей и дистрибуторов питьевой воды для кулерных установок. Национальные ассоциации производителей воды для кулеров образованы также в других странах Европейского Союза.

Кроме перечисленных выше международных ассоциаций важнейшее значение имеет независимая некоммерческая организация: Международная Аттестационная Комиссия NSF International, созданная в 1944 г. и осуществляющая стандартизацию, сертификацию, аудит, развитие и образование сотрудников.

В России также с 1990-х гг. стали создаваться профессиональные ассоциации производителей питьевой воды.

Так, ассоциация «Вода-Медицина-Экология» была основана в 1995 г. На сегодняшний день Ассоциация объединяет более 150 российских и зарубежных предприятий, организаций и учреждений, в том числе более 100 национальных производителей бутилированной питьевой воды [1].

В июле 2004 г. в Москве по инициативе Российской Академии Естественных Наук и Ассоциации «Вода-Медицина-Экология» была образована и зарегистрирована Национальная ассоциация бутилированных вод России (НАБВ России).

Национальная ассоциация бутилированных вод России -некоммерческая организация, объединяющая участников рынка воды для формирования инфраструктуры рынка, создания оптимальных условий для реализации качественной питьевой воды населению хозяйствующими субъектами.

В 2005 г. был зарегистрирован Союз производителей бутилированных вод России (СПБВ), который является членом европейской ассоциации EBWA и Международного Совета Ассоциации бутилированной воды ICBWA [7].

Все указанные организации и ассоциации выполняют важнейшую роль в регулировании внутрипроизводственных процессов (с точки зрения стандартизации и сертификации производств), а также помогают своим участникам в нахождении партнеров по сделкам (производителей тары, пробки, поставщиков оборудования и т.д. и непосредственно производителей

бутилированной воды), что представляет собой объединение участников рынка, и таким образом организуют инфраструктуру.

Наличие элементов логистической инфраструктуры предполагает наличие в предполагаемом месте расположения производства дорог, ЛЭП, организаций, необходимых для нормального функционирования компании, складов общего пользования и т.д.

Персонал. Данный фактор является ключевым в любой сфере деятельности. Так, на производстве питьевой бутилированной воды, где имеет место высокотехнологичное оборудование и конечный продукт является употребляемым в пищу людьми различного возраста, квалификация персонала должна быть на высоком уровне. Следовательно, необходимо обращать внимание на наличие квалифицированной рабочей силы в месте предполагаемого расположения производства. Данный фактор также связан не только с производственным процессом, но и с квалифицированной работой всех служб, в частности, логистики, обеспечивающей бесперебойное снабжение производства и обслуживание потребителей (в случае доставки на дом и в офис).

Технология. Постоянное развитие технологий в данной отрасли связано с тем, что появляется новое оборудование, прежде всего для розлива воды в домашних условиях. По сути, происходит перенос части функций производства в сферу потребления. Первые диспенсеры появились еще в XIX веке, и с тех пор шло постоянное их развитие и совершенствование. В 1920-х гг. появились первые электрокулеры; в конце 1940-х гг. - кулеры с возможностью розлива как горячей, так и холодной воды; к середине 1990-х гг. регулирование температуры стало осуществляться по электронным технологиям.

На сегодняшний день существуют следующие виды оборудования для розлива воды в домашних условиях:

• Помпа - простейший вид оборудования, представляет собой ручной насос, устанавливаемый на горлышко бутылки;

• Диспенсеры керамические - представляют собой керамические кувшины, в которые вставляется бутыль с водой горлышком вниз; такие диспенсеры оборудованы краном и могут быть оборудованы специальными подставками;

• Диспенсеры напольные и настольные;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Пурифайеры.

Развитие технологий связано также и с постоянным усовершенствованием материалов, из которых изготавливается тара; веществ, используемых для дезинфекции бутылей; самого технологического процесса (переход к моноблочной системе розлива в 1990-х гг.); а также систем контроля качества.

В большей степени данный фактор оказывает влияние на предприятия, осуществляющие доставку на дом и в офис, поскольку именно компании данного типа оказывают наибольшее количество услуг своим клиентам. Услуги этих предприятий связаны далеко не только с доставкой: поскольку они также поставляют оборудование, то и осуществляют его обслуживание, это влечет за собой необходимость создания определенных запасов как самого оборудования, так и запчастей и механизмов и содержание штата специалистов, осуществляющих это обслуживание.

В данном случае можно привести в качестве примера ЗАО «Чистая вода», производящее воду под маркой «Кристальная». Компания была создана в 1996 г. С 2005 года функционирует контакт-центр, который позволяет не только круглосуточно в любой день недели принимать заказы, но и поддерживать постоянный контакт с покупателями: от

консультирования и анонсирования реализуемых рекламных акций до проведения социологических опросов и ведения истории заказов конкретных групп клиентов.

В 2006 году на базе корпоративного сайта организован Интернет-магазин, позволяющий потребителям совершать заказы в онлайн-режиме, и

подробный Интернет-каталог выпускаемой продукции и сопутствующего оборудования.

С 2007 года действует собственный сервисный центр, обеспечивающий гарантийное, постгарантийное и профилактическое обслуживание приобретенного сопутствующего оборудования [4].

Любая производственно-логистическая система разрабатывается для конкретного предприятия, в соответствии с его стратегией. Поэтому нельзя сказать, что каждая логистическая система будет иметь один и тот же набор объектов инфраструктуры. Она является уникальной как по техническому назначению, так и по всему спектру задач. В свою очередь, все вышеперечисленные факторы образуют многофакторную модель формирования логистической инфраструктуры предприятий по производству питьевой бутилированной воды. Это означает, что необходимо оценивать влияние данных факторов в совокупности, не умаляя значения ни одного из них.

Библиографический список

1. Ассоциация «Вода - Медицина - Экология» [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://www.awme.ru/index.php?option=com_content&

view=article&id=20&Itemid=27

2. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: Интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / Пер. с англ. [Текст] - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.

3. Данилина Н. Бутилированная вода: какую пить? [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.gkhprofi.ru/page.php?id=174

4. История создания и развития ЗАО «Чистая вода» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kristalnaya.ru/encycl/chvpitszdb/history/

5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. Татлыбаевой А. М.

— СПб.: Евразия, 1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.ru/PSIHO/MASLOU/motivaciq.txt#41

6. Обзор российского рынка питьевой бутилированной воды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketcenter.ru/ content/document_r_575BE913-2D57-4872-B97C-8A2C0E202924.html

7. Союз производителей бутилированных вод [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.bwpu.ru/

8. Чернова Д.В. Стратегическая логистика сетевой экономики. [Текст] -М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2005.

References

1. Association, "Water - Health - Environment" [electronic resource]. - Mode of access: http://www.awme.ru/index.php?option=com_content & view = article & id = 20 & Itemid = 27

2. Bowersox DJ, Closs DJ Logistics: The integrated supply chain process. 2nd ed. / Per. from English. [Text] - Moscow: JSC "Olimp-Business," 2005.

3. Danilina N. Bottled water: what to drink? [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.gkhprofi.ru/page.php?id=174

4. History and development company "Clean Water" [electronic resource]. -Mode of access: http://kristalnaya.ru/encycl/chvpitszdb/history/

5. Maslow A. Motivation and personality / Trans. from English. Tatlybaevoy A.M. - St. Petersburg.: Eurasia, 1999 [electronic resource]. - Mode of access: http://www.lib.ru/PSIHO/MASLOU/motivaciq.txt # 41

6. Overview of the Russian market of bottled drinking water [electronic

resource]. - Mode of access: http://www.marketcenter.ru/

content/document_r_575BE913-2D57-4872-B97C-8A2C0E202924.html

7. Union of Producers of bottled water [electronic resource]. - Mode of access: http://www.bwpu.ru/

8. Chernova D.V. Strategic Logistics Network Economy. [Text] - M.: Publishing house "MELAP", 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.