УДК 663.5 DOI 10.24412/2311-6447-2021-1-23-37
Анализ рынка алкогольной продукции Alcohol Market Analysis
Доцент Е.А. Вечтомова, доцент В.Ю. Богер (Кемеровский государственный университет) кафедра технологии продуктов питания из растительного сырья E-mail: [email protected]
Associate Professor Е.А. Vechtomova, Associate Professor V.Yu. Boger (Kemerovo State University) chair of Food Technology from Vegetable Raw Materials E-mail: [email protected]
Реферат. Представлена информация по объемам производства и потребления алкогольных напитков в России и мире. Приведена классификация пищевого спирта в соответствии с европейскими и отечественными стандартами. Большой массив данных представлен в отношении потребительских предпочтений в соответствии с тендерными характеристиками, географическим положением, уровнем доходов населения, возрастом. Имеются данные, отражающие структуру потребления различных видов алкогольной продукции, в соответствии с которыми представлено деление стран по видам потребления алкоголя на винный, пивной и другие типы. Показано, что производство алкогольной продукции в мире распределено неравномерно, представлены данные по экспорту и импорту алкогольных напитков и этанола. Приведенные данные представляют собой статистическую информацию за период с 2010 года по настоящее время.
Summary. Information on the volume of production and consumption of alcoholic beverages in Russia and the world is presented. The classification of food alcohol in accordance with European and domestic standards is given. A large body of data is presented on consumer preferences according to gender characteristics, geographical situation, income level of the population, age. There are data reflecting the pattern of consumption of various types of alcohol, according to which the division of countries by types of alcohol consumption into wine, beer and other types is presented. It was shown that the production of alcoholic beverages in the world is unevenly distributed, data on the export and import of alcoholic beverages and ethanol are presented. These data represent statistical information for the period from 2010 to the present.
Ключевые слова: алкоголь, объемы производства и потребления на душу населения, этанол.
Keywords: alcohol, volume of production and consumption per capita, ethanol.
В развитых странах мира США, Японии, Канаде растут объемы инвестиций в научные исследования биотехнологических процессов переработки возобновляемого растительного сырья в промышленные спирты. На смену гидролизным заводам приходят мошные предприятия с непрерывным циклом переработки, позволяющие за счет консолидации имеющегося опыта и современных достижений научного прогресса в области ферментативного катализа увеличивать выход спирта с единицы перерабатываемого сырья, реализовывать замкнутые циклы переработки, уменьшать количество отходов, снижать себестоимость готовой продукции. Важнейшим фактором при этом являются практически неограниченные сырьевые ресурсы. Разработаны биотехнологии, обеспечивающие переработку не только пищевого сырья в этанол, но и сельскохозяйственных и бытовых отходов, содержащих лигнин и целлюлозу, в другие спирты. Это свидетельствует о том, что производство спиртов является динамично развивающейся отраслью промышленности.
© Е.А. Вечтомова, В. Ю. Богер, 2021
По типу готовой продукции рынок промышленного спирта сегментируется на пзопропиловый, метиловый, этиловый, изобутиловый спирт и другие. Метанол используется для синтеза формальдегида и в качестве топливной добавки. Пропанол, бутанол и изобутиловый спирт используют в качестве растворителей, в моющих и фармацевтических средствах. Этиловый спирт нашел наиболее широкое использование в различных областях промышленности. Его применяют при получении синтетического каучука, уксусной кислоты, красителей, эссенций, фотопленки, пороха, пластмасс, антисептиков.
Требования к качеству спиртов значительно разнятся, что обусловлено спецификой их использования, а также характеристиками и режимами технологических операций в процессе производства. Существенным образом на качество готовой продукции влияют качество исходного сырья и технология его переработки. Наиболее популярны два метода получения спиртов: микробиологический и химический. Первый предусматривает процедуру сбраживания Сахаров дрожжами Бас-скаготусе1ез. По второму методу спирт получают из этилена путем каталитической гидратации. В результате химического синтеза осуществляется производство технического спирта, а при биологическом - пищевого.
В качестве сырья при производстве спирта биологическим методом используют растительную массу с высоким содержанием крахмала и сахара: картофель, зернопродукты, мелассу, сахарный тростник и др. Лидирующие позиции сырьевой базы в производстве этилового спирта по-прежнему принадлежат зерну и картофелю.
В зависимости от вида сырья европейская классификация пищевого спирта выглядит следующим образом:
- винный (фруктовый);
- зерновой;
- картофельный.
В соответствии с данной классификацией из различных сортов спирта получают соответствующие алкогольные напитки. В России зарегистрировано шесть видов пищевого спирта - первого сорта, высшей очистки, «Экстра», «Люкс», а также спирты последнего поколения «Базис» и «Альфа». Разница между сортами заключается в смеси зерновых, которая используется в производстве: «Люкс», «Экстра» и «Базис» вырабатывают из различных видов зерна, а также смеси зерна и картофеля (количество крахмала картофеля в смеси не превышает 35 % при выработке «Люкс» и 60 % - «Экстра» и «Базис»), «Альфа» вырабатывают из пшеницы, ржи или смеси пшеницы и риса. Спирт высшей очистки - из различных композиций сырья.
Мировыми лидерами по производству этанола сегодня являются Бразилия и США. В совокупности на их долю приходится 72 % производимого в мире этанола. Стоит отметить, что большую часть производимого (воспринимаемого нами как пищевой спирт) этанола в мировой практике используют не в пищевых целях. 85 % этанола идет на технические нужды, в том числе 80% в качестве биотоплива (рис.1). При этом программа топливного спирта является одной из приоритетных программ развития сельского хозяйства названных стран.
120 100
I 80 ' Ш
т Я ■ ■ I I I
П -iZi__
1980 19S5 1990 1995 2000 2005 2010 2020
Рис. 1. Динамика производства биоэтанола в мире
Этиловый спирт из зерна и картофеля непосредственно для пищевых целей в 2018 г. на мировом рынке спиртов имел значение 73,47 %по объему благодаря его широкому использованию в производстве напитков. Размер мирового рынка пищевого алкоголя оценивался в 2,26 млрд долл США в 2018 г., и ожидается, что в период с 2020 по 2025 гг. его ежегодный рост составит 3,7 %. Это обусловлено увеличением применения пищевого алкоголя в продуктах питания и напитках, здравоохранении, фармацевтических препаратах и средствах личной гигиены. Растущее потребление напитков продолжает оставаться главным фактором, стимулирующим спрос на пищевой спирт.
Потребление алкоголя в разных странах не постоянно, а быстро и направленно меняется. Начиная с 1960-х гг. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) анализирует динамику потребления алкогольных напитков, переводя их с определенными коэффициентами в чистый этанол. Рейтинг стран мира по уровню потребления алкоголя в пересчете на чистый этанол на душу населения в возрасте от 15 лет и старше, рассчитанный по этой методике, в последнем европейском отчете о состоянии здравоохранения выглядит следующим образом (рис. 2).
Украина
Бельгия -
Болгария Хорватия " Чехия
Румыния —^^—
Россия Молдова
Беларусь -
Литва
"V I I I I I I I I I I
О 2 4 б 8 10 12 14 16 18 20
Рис. 2. Страны с самым высоким потреблением алкоголя в 2018 г., л на душу населения в год
В начале 1960-х г. соотношение трех групп алкогольных напитков (пиво, водка, вино) было почти равным, но объемы потребления алкоголя в виде пива и крепких спиртных напитков до стабилизации на современном уровне возрастали, а в виде вина, напротив, понемногу снижались. Относительная устойчивость динамики уровня потребления алкоголя на глобальном уровне скрывает существенные различия в тенденциях потребления по регионам и странам мира.
Уровень потребления алкоголя в Европейском регионе ВОЗ остается стабильным уже в течение ряда лет, однако за этим скрывается тот факт, что существовавшие ранее очень большие различия в уровне потребления на душу населения между странами региона постепенно сокращаются. В традиционно винодельческих странах на юге Европы уровень потребления алкоголя заметно снизился, а в большинстве стран Восточной и Северной Европы он достиг своего исторического максимума и остается на высоком уровне в странах Центральной Европы.
Внутри регионов также наблюдается тенденция к выравниванию: в странах с высоким уровнем потребления алкоголя он снижается, а в странах с низким уровнем потребления - повышается. Как правило, объем потребления алкоголя возрастает по мере экономического развития и роста благосостояния страны. Такая тенденция прослеживается по скандинавским странам и Ирландии в Европе, а также по многим развивающимся странам. Тем не менее, различия между странами остаются значительными.
Согласно данным GSR примерно 2,3 млрд чел. во всем мире в настоящее время употребляют алкоголь, но потребление варьируется в зависимости от региона. Алкоголь потребляется более чем половиной населения в трех регионах ВОЗ - в Северной и Южной Америке, Европе и Западной части Тихого океана. Текущие тенденции и прогнозы указывают на ожидаемое увеличение глобального потребления алкоголя на душу населения в ближайшие 10 лет, особенно в регионах Юго-Восточной Азии, Западной части Тихого океана и в Американском регионе.
Потребление алкоголя отличается и по тендерному признаку (рис. 3), особенно если принимать в расчет лиц от 15 лет.
100
Рис. 3. Структура потребления алкоголя по гендерному признаку в 201 б году, л
Более четверти (27 %) всех детей в возрасте от 15 до 19 лет являются потребителями алкоголя в настоящее время, при этом уровень потребления алкоголя наивысший среди этой возрастной группы в Европе (44 %), за которым следуют Северная и Южная Америка, и Западная часть Тихого океана (оба 38 %).
Аналитики ВОЗ отмечают, что доля расходов на алкоголь также растет и в настоящее время составляет от 3 до 6 % от среднего ежемесячного дохода (рис. 4).
Люксембург-Словакия Румыния Венгрия Финляндия Чехия Польша Литва Латвия Эстония
0 1 2 3 4 5 6
Рис. 4. Доля расходов на алкоголь в общей сумме расходов граждан Евросоюза, %
Данные ВОЗ, накапливаемые в Глобальной базе данных по проблемам потребления алкоголя, показывают не только изменения в уровне общего потребления чистого алкоголя, но и изменения в предпочтениях спиртных напитков.
Более 20 лет назад учеными (Г. Эдварде, П. Андерсон, Т. Бабор и др.) была предпринята попытка определить так называемую «идеальную» структуру потребления алкогольной продукции, т.е. соотношение, которое минимизирует негативные последствия для здоровья населения (рис. 5). В этой структуре пиво составляет 50 % ,вино - 35%, а крепкие напитки - 15%. Согласно этой стратегии все страны разделены на «пояса» в соответствии со структурой потребления алкоголя путем выделения доминирующего напитка.
В ряде стран такое четкое распределение оказалось затруднительным, в связи с доминированием сразу нескольких видов напитков, такие страны в представленной классификации заняли соответствующие промежуточные позиции.
«ИДЕАЛЬНАЯ» СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ
«Винный» тип потребления (более 35%)
«Пивной» тип потребления (более 50%)
Потребление, ориентированное на крепкий алкоголь (более 15%)
Промежуточный тин потребления
Нидерланды Норвегия Испания Австралия
Промежуточный тип потребления
Финляндия Великобритания США Польша
Рис. 5. Распределение стран ОЭСР, СНГ и России по типу потребления алкогольных напитков. Источник: составлено на основании данных Всемирной организации здравоохранения
Быстрое расширение алкогольной промышленности стимулирует спрос на продукцию во всем мире. Так, в Европе производится более половины мирового вина. Это крупнейший экспортер алкоголя в мире с присутствием крупных производителей отрасли. Германия, Франция, Великобритания и Италия являются ключевыми рынками Европы. Франция, Италия, Испания, Румыния и Португалия являются крупнейшими потребителями вина. Благодаря масштабному производству и доминирующему потреблению вина вышеперечисленные страны относятся в соответствии с предложенной классификацией к странам «винного типа» (рис. 6).
i Италия Франция Португалия
2001 2002 2003 2004 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Рис. 6. Потребление алкогольных напитков всех видов в пересчете на абсолютный алкоголь в странах «винного» типа
Аналогичным образом Германия, Великобритания и Ирландия являются крупнейшими потребителями пива и относятся к странам «пивного типа» (рис.7).
Рост количества клубов, пабов и пивоваренных заводов здесь значительно увеличивает рынок. За последние несколько лет количество пабов и баров увеличилось и на глобальном уровне (с 2016 г. на 23,5 %). Растущий спрос на крафто-вое пиво является важным фактором роста в этой отрасли. Количество ремесленных пивоваренных заводов увеличилось с 3 814 в 2014 г. до 7 346 в 2018 г., что свидетельствует о росте более чем на 13 % за четыре года.
I Чехия Австрия Германия Ирландия
2001 2002 2003 2004 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Рис. 7. Потребление алкогольных напитков всех видов в пересчете на абсолютный алкоголь в странах «пивного» типа
Россию, исходя из предложенного классификацией распределения, относят к странам с так называемым «северным» типом потребления алкоголя, т.е. с высокой долей потребления крепких алкогольных напитков наряду с Белоруссией, Украиной, Венгрией и Казахстаном (рис. 8).
■ Белоруссия
■ Украина
■ Россия
■ Казахстан Венгрия
2001 2002 2003 2004 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Рис. 8. Потребление алкогольных напитков всех видов в пересчете на абсолютный алкоголь в странах, ориентированных на употребление крепких алкогольных: напитков
За последние 50 лет в большинстве стран «пояса крепкого алкоголя» произошли значительные изменения в структуре потребления алкогольных напитков. Россия при ее уровне потребления абсолютного алкоголя в 13,9 л, перестала занимать лидирующие позиции в рейтинге самых «пьющих» стран мира.
Производство алкогольных напитков в стране распределено неравномерно (табл. 1). Есть регионы, специализирующиеся на выпуске конкретного вида продукции. Так, например, в Сибирском федеральном округе наряду с производством водки организовано производство винодельческой продукции, ее выпускают в виде плодового вина предприятия Алтайского края. В свою очередь, в Дальневосточном федеральном округе в промышленных масштабах организовано только производство водки.
Таблица 1
Производство основных видов алкогольной продукции (тысяч декалитров) по данным Росалкогольрегулпрованпя
Наименование Водка Коньяк Винодельческая продукция
2016 2017 2018 2016 2017 2018 2016 2017 2018
ЦФО 15387 18369 22403 1368 1622 1661 6925 7116 7416
СЗФО 9398 10324 10785 1197 1182 1195 15716 13132 12668
ЮФО 1414 2462 3601 605 650 544 35601 31830 31783
СКФО 2140 3596 2821 3104 3608 3537 18412 17109 15042
ПФО 31895 31756 28107 1296 1397 1402 7596 9205 11793
УрФО 676 719 841 35,9 34,1 15,3 3520 3420 3154
СФО 10329 10337 8112 - - - 898 963 1026
ДВФО 1953 2215 1945 - - - - - -
Анализ структуры производства по регионам показывает, что Приволжский ФО на протяжении всего рассматриваемого периода является лидером (в 2016 г. было произведено 31895,45 тыс. дал или 24,4 % от общего объема розлива по РФ). На втором месте идет Центральный ФО, где в 2016 г. было разлито 16,2 % общего объема производства.
Выпуск винодельческой продукции базируется в основном в Южном, Северо -Кавказском и Северо-Западном федеральных округах. Центральный ФО специализируется на производстве слабоалкогольных напитков с содержанием спирта не более 9 %.
Согласно данным Национального союза защиты прав потребителей объем производства алкогольной продукции в России (рис. 9) сократился в январе 2020 г. на 17,6 %. При этом основной вклад в снижение объемов производства внесло производство водки.
90000 80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
2016
2017 2018 2020
■ Водка "Коньяк Винодельческая продукция
Рис. 9. Производство основных видов алкогольной продукции России, тыс. декалитров
Существенное влияние на рынок пищевого этилового спирта и напитков на его основе оказывает политика государства, направленная на снижение объемов потребления населением спиртных напитков и профилактику алкоголизма.
Внедрение системы ЕГАИС, увеличение размеров акциза, запрет на рекламу привели к планомерному снижению как объемов производства, так и продаж (рис. 10).
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Л Розничные продажи, млн дал
2018
'Производство- Экспорт+Импорт, млн дал Акциз, руб/1 л безводного спирта (правая ось)
Рис. 10 - Объем производства, розничных продаж и ставка акциза на крепкую алкогольную продукцию, 2008-2018 гг. Источник :Росстат, ФНС, PAP
Изменения произошли и в структзфе потребления напитков. Так, в 1995 г. структура напитков, составляющих объем на душу населения в пересчете на абсолютный спирт состояла на 81 %из водки, 5 % - вина и 14 %пива, в 2017 г. эта структура выглядела следующим образом: водка - 45 %, вино -11%, пиво - 41 % и другие напитки около 3 %.
По данным Росстата, сегодня на рынке алкогольной продукции в России лидирующая позиция принадлежит пиву — особенно в объеме розничных продаж и потребления (рис. 11).
100
1998
2000
2002
2004
■ пиво
2006
2008
2010
2012
2014
2016
водка
вино
Рис. 11. Потребление алкогольной продукции на душу населения, л
В целом по стране потребление напитков, так же как и их производство, распределено неравномерно, среди регионов можно выделить те, где употребление алкоголя (в пересчете на абсолютный этанол, л) на душу населения в возрасте старше 15 лет значительно превышает показатель по стране в целом. Реализуемым в стране проектом «Трезвая Россия» в 2017 г. были определены самые трезвые и пьющие регионы страны (рис. 12, табл. 2, рис. 13).
Камчатский край Нижегородская область Сахалинская область Республика Бурятия Республика Карелия Пермский край Амурская облает Республика Коми Чукотский автономный округ Магаданская область
39
40
41
42
43
44
45
46
47
Рис. 12. Самые пьющие регионы России, баллы 30
Таблица 2
Реализация Алкогольной продукции в регионах - «лидерах» РФ в I кв. 2019 г. (по данным интернет-газеты «Реальное время»)
Регион Место субъекта по продажам на человека в I кв. 2019 г. Место субъекта по совокупным продажам в I кв. 2019 г. I кв. 2019 г. Литров на человека за I кв. 2019 г. Численность постоянного населения на 1 января 2019 г.
Магаданская область 1 73 51633,81 3,7 141234
Сахалинская область 2 46 177790,46 3,6 489638
Республика Коми 3 29 283171,47 3,4 830235
Республика Карелия 4 41 195196,23 3,2 618056
Ненецкий автономный округ 5 80 13651,10 зд 43829
Чукотский автономный округ 6 78 15073,92 3,0 49663
Мурманская область 7 38 215791,56 2,9 748056
Камчатский край 8 69 90059,12 2,9 314723
Хабаровский край 9 17 375536,92 2,8 1321473
Вологодская область 10 22 327844,95 2,8 1167713
Ростовская область
Республика Северная Осетия Белгородсткая область Ставропольский край Республика Калмыкия Кабард1шо-Балкарская республика Карачаево-Черкесская республика Республика Дагестан Республика Ингушетия Чеченская республика
Н-1-1--1-1-1-:
О 5 10 15 20 25 30
Рис. 13. Самые «трезвые»регионы России, баллы. Источник: проект «Трезвая Россия»
Полученные данные позволяют сделать вывод, что отказ от употребления алкоголя в южных регионах России связан, прежде всего, с религиозными убеждениями. Несмотря на то что в этих регионах сосредоточено значительное количество предприятий по выпуску коньяка и винодельческой продукции, употребление здесь алкоголя на душу населения самое низкое в стране. Эти результаты согласуются и с мировой практикой, согласно которой в странах с мусульманскими традициями потребление алкоголя на душу население самое низкое в мире.
Несомненно, рынок алкоголя стабильно занимает лидирующие позиции среди других отраслей пищевой промышленности России, является важным источником поступления денег в госбюджет, поскольку большая часть отечественного и ввозимого из-за рубежа алкоголя акцизная, что обеспечивает получение дополнительных доходов от любых видов продукции, реализуемой на территории РФ. Алкогольный рынок в России регулируется двумя основными законами: ФЗ № 171 от 22.11.1995 года и № 218-ФЗ. Государство первым делом регулирует производителей, затем продавцов, стремясь снизить потребление алкоголя населением и
увеличить доходы в казну. Нынешнее состояние рынка алкоголя в России определяют экономическая ситуация и тенденции во всем мире. Причинами этого является не только импорт продукции из-за рубежа (рис. 14), но и общемировая тенденция сотрудничества рынков отдельных государств и создания глобальных региональных рынков.
120 100 80 60 40 20
30 20 10 о -10 -20 -30
вин
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Импорт, млн дал Темпы роста, %
Рис. 14. Динамика Импорта алкогольной продукции в 2008-2017 годах в натуральном выражении. Источник: ФТС
Общая картина импорта алкогольной продукции представляется снижением ввозимой продукции в 2015 г., обусловленной девальвацией рубля, которая вызвала удорожание цен в данный период, однако в дальнейшем нормализовавшаяся экономическая ситуация в стране позволила увеличить объем импорта к 2017 г.
Импорт вина является крупнейшим сегментом алкогольного импорта. В 2017 г. объем поставок составил 499,8 млн л, происходит ежегодное восстановление поставок вина после резкого падения в 2015 г. Рост импорта вина в Россию был обусловлен активностью европейских компаний из Италии, Франции, Украины и Грузии, которые нарастили объемы своего импорта. Лидером же по поставкам вина в Россию осталась Испания, несмотря на сокращение объема импортируемых вин. Также знаковым является тот факт, что в последние годы происходит снижение цен ввозимого вина. За последние четыре года средняя годовая цена импортируемого вина снизилась на 32,5 %, что может говорить об изменении избирательности со стороны российского потребителя.
После обвала импорта пива в 2015 г. ежегодные поставки восстанавливали позиции быстрым темпом и в к 2017 г. (232,4 млн л) превысили показатели 2014 года (227,1 млн л). Рост обусловлен падением цен на ввозимые налитки, тенденцией перехода населения на слабоалкогольные напитки, растущей популярностью крафтового пива.
Самый большой рост импорта в 2017 г. показала водка (69,3 %), рост стал возможен благодаря увеличению поставок продукции из Беларуси по низкой стоимости.
Для экспорта алкогольных напитков РФ (рис. 15) характерна отрицательная динамика у всех видов алкоголя, исключая водку (+5,2 %).
50 45 40 35 30 25 20 15 10
|Ц||||||||
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Экспорт, млн дал Ж Темпы роста, %
Рис. 15. Динамика экспорта основной алкогольной продукции в 2008-2017 гг. в натуральном выражении
Спад экспорта алкоголя обусловлен, прежде всего, снижением внутреннего производства. Так, экспорт коньяка в 2017 г. сократился на 37,1 % в натуральном выражении, вследствие уменьшения отгрузок украинским компаниям, но при этом возобновились поставки в Казахстан и Узбекистан. И даже уменьшение цен (- 14,2 %) не помогло российским коньячным заводам остановить падение экспортных продаж. Очевидно, наибольшая доля в экспорте алкоголя с 2014 по 2017 гг. принадлежит пиву, чей уровень производства позволяет совершать экспортные поставки в таких объемах. Вторым крупным экспортным алкогольным сегментом является водка, чьи поставки увеличились за счет поставок в Европу -Великобританию, Германию, Латвию, а также страны СНГ (Армения и Казахстан) .
Несмотря на широкие рыночные возможности в отношении импорта и экспорта алкогольной продукции, на рынке этилового спирта сегодня существенную долю по-прежнему занимает теневое производство. Теневым производством считается любое производство этилового спирта для продажи, не учитываемое государственными статистическими органами. Незарегистрированный алкоголь не облагается налогом в стране, где он потребляется, потому что он обычно производится, распространяется или продается за пределами официальных каналов, находящихся под контролем государства. Среди незарегистрированного алкоголя можно выделить четыре категории:
- домашние алкогольные напитки (легальные и нелегальные);
- незаконно произведенный алкоголь и/или контрафактная алкогольная продукция;
- алкогольная продукция, официально не предназначенная для употребления, но употребляется в качестве суррогатного спирта (лекарственные или косметические спирты);
- алкоголь, который доставляется через границу (ввезенная контрабандой или ввезенная на законных основаниях, но зарегистрированная в другой юрисдикции) .
Текущая оценка употребления незарегистрированных алкогольных напитков на душу населения для стран ЕС составляет 1,4 л - около 13 % от общего количества алкоголя на душу населения. Не секрет, что нелегальный алкоголь дешевле, чем легальный. Разница в цене между легальным алкоголем и серым аналогом достигает в некоторых странах 85 % (рис. 16).
33
Танзания
57
Гондурас
15
Украина
СЕ) ОЗ
Мексика
- легальный алкоголь
Эквадор
г нелегальный алкоголь
Рис. 16. Стоимостная разница легального и нелегального алкоголя, $/л. Источник: Еиготопйог
При этом показательным является тот факт, что наиболее распространены производство и продажа нелегального алкоголя в странах с низким уровнем экономического развития.
Мировой рынок алкоголя на 26 % состоит из нелегального, что составляет более 40 млн гекталитров (рис. 17).
35%
Рис. 1 7. Структура нелегального алкоголя в мире
По данным СУАР, с 2005 г. в России наблюдается спад легального производства спирта: если по итогам 2004 г. в стране было произведено 80,3 млн дал, то в 2005 г. цифра уменьшилась до 71,5 млн дал, а в 2006 г. - до 55,5 млн дал. Сегодня объем спиртового экспорта у российских заводов невелик --не более 2 млн дал, или примерно 3,5 % от общего объема производства. В 2009-2013 гг. доля внутренних продаж в структуре спроса колебалась от 99 % в 2009 г. до 91 % в 2013 г. За аналогичный период времени доля экспорта варьировала от 1 до 9 % соответственно. За период с 2009 по 2013 гг. натуральный объем продаж этилового спирта в России вырос на 4 % с 944 до 985 млн л. При этом рост показателя относительно предыдущих лет наблюдался только в 2012 г. - почти на 8 %.
В 2009-2013 гг. основной объем продаж приходился на этиловый спирт неде-натурированный. Его доля в структуре общих продаж этилового спирта в стране колебалась от 89 в 2010 г. до 93 % в 2013 г. Доля денатурата в продажах варьировала от 11 в 2010 г. до 7 % в 2013 г. В 2018 г. продажи спирта составили 945 млн л, что меньше значения показателя за 2013 г. на 4 %. Причиной снижения продаж стало, прежде всего, небольшое снижение спроса на продукцию со стороны лике-роводочной промышленности под влиянием изменения культуры потребления алкогольных напитков в стране.
В 2011-2015 гг. доля теневого производства этилового спирта в России колебалась от 33,5 до 39,9 %. Мощным стимулом к развитию «подпольных» производств послужил существенный рост акцизов в 2013-2015 гг.
По данным исследований Визте881а1, продажи этилового спирта в ближайшие несколько лет не покажут существенного роста. Причиной возможного снижения продаж станет сокращение объемов теневого производства этилового спирта благодаря действию мер, предпринимаемых правительством.
На рынок пищевого этилового спирта существенное влияние будет оказывать активная политика российского правительства, направленная на снижение объемов потребления населением спиртных напитков и профилактику алкоголизма. Кроме того, ожидается, что увеличение объема налогообложения и государственного регулирования в отношении алкогольной промышленности ограничит объем производства, что, в свою очередь, ограничит масштабы роста рынка алкоголя в ближайшем будущем. Осведомленность о здоровье и благополучии начала формировать потребительские привычки населения. Потребители теперь более информированы, чем раньше, и повышенная осведомленность о вредном воздействии алкогольных напитков может представлять угрозу для отрасли.
В соответствии с паспортом приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни 2017-2025» установлены следующие показатели потребления алкогольной продукции на душу населения в РФ (рис. 18).
2017
2018
2019
2020
2025
Рис. 18. Рекомендуемые показатели потребления алкогольной продукции на душу населения в РФ на период до 2025 г.
Прогнозируется, что рост мирового рынка алкогольных напитков будет изначально умеренным, но ожидается, что он будет усиливаться по мере увеличения потребительской базы, особенно среди молодежи.
Движущим фактором развития мирового рынка этанола является растущий спрос на алкоголь высшего качества, изменение образа жизни, увеличение располагаемого дохода, изменение вкуса и предпочтений людей. Алкоголь является важным ингредиентом для производства экстрактов, ароматизаторов, дрожжей и уксусов. В пищевой промышленности возрос спрос на этанол для увеличения срока годности продукта, что обусловлено изменением привычек питания и принятием готовых к употреблению продуктов. Пищевой спирт играет важную роль в отрасли здравоохранения благодаря использованию его в приготовлении лекарств и стерилизации различного медицинского оборудования перед употреблением.
На мировом рынке алкогольной продукции огромное количество игроков, занимающих разные позиции в рейтинге производства, однако все они придерживаются стратегии внедрения инноваций для сохранения своей доли рынка. В последние годы появилось много открытий в области технологий, касающихся глобального промышленного алкогольного рынка, что, в свою очередь, поможет росту промышленности п приведет к росту конкуренции. Крупные игроки отрасли уже сейчас формируют союзы, чтобы иметь доминирующее положение на рынке, приобретая значительную долю в индустрии алкогольных напитков. Например, SABMiller, лондонская пивоваренная компания, имеет совместное предприятие с североамериканской пивоваренной компанией Molson Coors, которая приобрела значительную долю отрасли в пивном сегменте с целью получить конкурентное преимущество над игроками из развивающихся стран, таких как Индия, Китай и Бразилия. Кроме этого отрасль характеризуется слияниями и поглощениями среди ведущих игроков, что делает ее очень конкурентоспособной по всему миру. Некоторые из этих игроков осуществляют огромные инвестиции в маркетинговые н рекламные стратегии для обеспечения лояльности своих клиентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. В.И. Харченко, Е.А. Кошкина, М.М. Вприн и др. Показатели потребления алкоголя в России в сравнении с другими странами
2. British national formulary : BNF 69 (69 ed.). British Medical Association. 2015. pp. 42, 838. ISBN 9780857111562.
3. "WHO Model List of Essential Medicines (19th List)" (PDF). World Health Organization. April 2015. Archived (PDF) from the original on 13 December 2016. Retrieved 8 December 2016.
4. Hydrolysis of lignocellulosic materials for ethanol production: a review Автор:: Sun, Y; Cheng, JY BIORESOURCE TECHNOLOGY, Том: 83,- Выпуск: 1 Стр.: 1-11, 2002.
5. Trends in biotechnological production of fuel ethanol from different feedstocks Автор:: Sanchez, Oscar J.; Cardona, Carlos A.BIORESOURCE TECHNOLOGY Tom: 99.-Выпуск: 13.- Стр. 5270-5295 Опубликовано: SEP 2008
6. Ethanol from lignocellulosic biomass: techno-economic performance in short-, middle- and long-term Автор:: Hamelinck, CN; van Hooijdonk, G; Faaij, APC BIOMASS & BIOENERGY Том: 28 Выпуск: 4 Стр.: 384-410 Опубликовано: 2005
7. Pretreatment: the key to unlocking low-cost cellulosic ethanol Автор:: Yang, Bin; Wyman, Charles E.
8. BIOFUELS BIOPRODUCTS & BIOREFINING-BIOFPR Том: 2 Выпуск: 1 Стр.: 26-40 Опубликовано: JAN-FEB 2008
9. Ethanol fermentation from biomass resources: current state and prospects. Автор:: Lin, Y; Tanaka, S
10. APPLIED MICROBIOLOGY AND BIOTECHNOLOGY Том: 69. Выпуск: 6 Стр.: 627-642. Опубликовано: FEB 2006
REFERENCES
1. V.I. Kharchenko, Е.А. Koshkina, М.М. Virin and others. Alcohol consumption in Russia
2. British national formats: BNF 69 (69 units). British Medical Association. 2015. pp 42, 838. ISBN 9780857111562.
3. "WHO Model List of Essential Medicines (19th List)" (PDF). April 2015. Archived (PDF) from the original on 13 December 2016. Retrieved 8 December 2016.
4. Hydrolysis of lignocellulosic materials for ethanol production: a review Автор:: Sun, Y; Cheng, JY BIORESOURCE TECHNOLOGY, Tom: 83,- VYIvpusk: 1 Str.: 1-11, 2002.
5. Trends in biotechnological production of fuel ethanol from different feedstocks Автор:: Sanchez, Oscar J.; Cardona, Carlos A.BIORESOURCE TECHNOLOGY Tom: 99. -Выпуск: 13.- Str.
6. Ethanol from lignocellulosic biomass: techno-economic performance in short-, middle- and long-termAvor:: Hamelinck, CN; van Hoijdonk, G; Faaic, APC BIOMASS & BIOENERGY Tom: 28 VYkpusk: 4 Str.: 384-410 Oplikovano: 2005
7. Pretreatment: the key to unlocking low-cost cellulosic ethanol Автор:: Yang, Bin; Wyman, Charles E.
8. BIOFUELS BIO PRODUCTS & BIOREFINING-BIOFPR Tom: 2 VYkpusk: 1 Str.: 26-40 Oplikovano: JAN-FEB 2008
9. Ethanol fermentation from biomass resources: current state and prospects. Author: Lin, Y; Tanaka, S
10. APPLIED MICROBIOLOGY AND BIOTECHNOLOGY Tom: 69 VYpusk: 6 Str.: 627-642 Oplikovano: FEB 2006