Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (XVI-ХХ ВВ.)'

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (XVI-ХХ ВВ.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / RUSSIAN LEGISLATION / ROAD SAFETY / SAFETY OF OPERATION OF VEHICLES / NORMATIVE LEGAL ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зокина Анна Михайловна

Дан анализ российского законодательства, регулирующего отношения в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (XVI-ХХ вв.). Правовое регулирование уличного движения в России имеет богатый исторический опыт и естественным образом сопровождает этапы развития транспорта. Вместе с тем проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла задолго до появления автомо-би-ля. Рост числа транспортных средств закономерно привел к разрастанию соответствующего регулятивного законодательства. Начальные упоминания о правовых актах, определяющих поведение на дорогах, относятся примерно к концу XVI - началуXVШ в. С современных позиций эти документы выглядят весьма казуистично и примитивно. Вместе с тем именно их положения легли в основу современных российских представлений о нормативном регулировании в сфере дорожного движения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RUSSIAN LEGISLATION, REGULATING RELATIONS IN THE SPHERE OF SAFETY OF TRAFFIC AND OPERATION OF VEHICLES (XVI-XX)

The analysis of the Russian legislation regulating relations in the field of traf-fic safety and operation of vehicles (XVI-XX). Legal regulation of traffic in Russia has a rich historical experience and naturally accompanies the stages of transport development. However, the problem of road safety had arisen long before the advent of the automobile. The increase in the number of vehicles naturally led to the growth of the relevant regulatory legislation. The ini-tial mention of the legal acts that determine the behavior on the roads date from around the end of the XVI - century modern началуXVШ position these documents look very casuistic and primitive. At the same time, it was their provisions that formed the basis of modern Russian ideas about normative regulation in the field of road traffic

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (XVI-ХХ ВВ.)»

ЗОКИНА Анна Михайловна,

аспирант Российского университета дружбы народов (РУДН)

12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

(XVI-XX ВВ.)

Аннотация. Дан анализ российского законодательства, регулирующего отношения в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (XVI-XX вв.). Правовое регулирование уличного движения в России имеет богатый исторический опыт и естественным образом сопровождает этапы развития транспорта. Вместе с тем проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла задолго до появления автомо-би-ля. Рост числа транспортных средств закономерно привел к разрастанию соответствующего регулятивного законодательства. Начальные упоминания о правовых актах, определяющих поведение на дорогах, относятся примерно к концу XVI - началуXVШ в. С современных позиций эти документы выглядят весьма казуистично и примитивно. Вместе с тем именно их положения легли в основу современных российских представлений о нормативном регулировании в сфере дорожного движения.

Ключевые слова: российское законодательство, безопасность дорожного движения, безопасность эксплуатации транспортных средств, нормативно-правовые акты.

ZOKINA Anna Mixaylovna,

post-graduate student of the Peoples friendship University of Russia (RUDN)

ANALYSIS OF RUSSIAN LEGISLATION, REGULATING RELATIONS IN THE SPHERE OF SAFETY OF TRAFFIC AND OPERATION OF VEHICLES

(XVI-XX)

Annotation. The analysis of the Russian legislation regulating relations in the field of traffic safety and operation of vehicles (XVI-XX). Legal regulation of traffic in Russia has a rich historical experience and naturally accompanies the stages of transport development. However, the problem of road safety had arisen long before the advent of the automobile. The increase in the number of vehicles naturally led to the growth of the relevant regulatory legislation. The ini-tial mention of the legal acts that determine the behavior on the roads date from around the end of the XVI - century modern началуXVШ position these documents look very casuistic and primitive. At the same time, it was their provisions that formed the basis of modern Russian ideas about normative regulation in the field of road traffic.

Key words: Russian legislation, road safety, safety of operation of vehicles, normative le-gal

acts.

Правовое регулирование уличного движения в России имеет богатый исторический опыт и естественным образом сопровождает этапы развития транспорта. Вместе с тем проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла задолго до появления автомобиля. Незначительное число объектов транспорта не требовало на начальном этапе осуществления нормативного

регулирования безопасности движения. Рост числа транспортных средств закономерно привел к разрастанию соответствующего регулятивного законодательства. Начальные упоминания о правовых актах, определяющих поведение на дорогах, относятся примерно к концу XVI -началу XVIII в. С современных позиций эти документы выглядят весьма казуистично и примитивно. Вместе с тем именно их положения

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

легли в основу современных рос-сийских представлений о нормативном регулировании в сфере дорожного движения.

Изданные в то время указы формализовали исторически сложившиеся обычаи передвижения и распространялись сначала на Москву, а затем и на другие части страны.

Так, в Указе Ивана III было определено, что движение осуществляется по правой стороне дороги. Нарушение этого «правила» влекло достаточно суровое наказание (для холопов «битье батогами», выполнявшее одновре-менно воспитательную функцию [21], а для бояр -штраф в три деньги с соболями). 20 октября 1676 г. был объявлен Именной указ с Боярским приговором, ограничивающий въезд на территорию столицы порожних транспортов [12]. 3 января 1683 г. был издан Именной указ, направленный на упорядочение движения гужевого транспорта как в столице, так и в стране в целом. Извозчикам предписывалось придерживаться правостороннего движения, править повозкой, сидя верхом на лошади, а не в экипаже, «в санях на вожжах не ездить, а ездить с возницами по прежнему обычаю», избегать «резвой езды во избежание увечья». Надзор за движением по городским улицам и площадям возлагался на Стрелецкий приказ...» [20]. В распоряжениях администраций разных городов в конце XVII в. есть такие указания: «Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все сто-роны, дабы кому повреждение не учинить или с кем не съехаться» и «на мостах через реки карет не обгонять, а ехать, напротив, порядочно и нескоро»[12; 14;19].

Исследователи утверждают, что одно из первых нормативных упоминаний о так называемых сегодня «транспортных преступлениях» содержалось в Соборном уложении 1649 г. Как указывает А.И. Коробеев, к числу таких деяний, по-видимому, стоит относить запрещенное ст. 17 Уложения опасное лихое вождение: «с похвалы или с пьянства, или умыслом наскачет на лошади на чью жену, и лошадью ея стопчет и повалит, и тем ее обесчестит, или ея тем более изувечит» [3].

В 1718 г. в г. Санкт-Петербург было образовано «генерал-полицмейстерство». В функции столичной полиции по обеспечению охраны порядка в городе тогда входил в том числе и контроль за проездом по улицам и переулкам. 26 августа 1720 г. был издан Указ Петра I «О торго-вании в Санкт-Петербурге съестными харчевыми припасами в указанных местах и о езде всяких чинов людям на взнузданных лошадях», в котором основными видами правонарушений на городских улицах назывались быстрая езда и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

битье кучерами прохожих кнутом: «извощикам и прочим всяких чинов людям при Санкт-Петербурге ездить, имея лошадей взнузданных, со всяким опасением и осторожностию, смирно. <...> А ежели кто по сему указу не будет чинить: таковые в первую вину будут биты кошками, за вторую кнутом, за третью будут сосланы на каторгу» приказ.» [16].

Указ Анны Иоанновны 1730 г. включал в себя следующие нормативные предписания: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей занузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, - бить кнутом и ссылать на каторгу» [13].

Изданные в то время указы распространялись сначала на Москву, а затем на Санкт-Петербург и другие города [5; 6; 7; 8; 11; 15; 17].

Детализация правил продолжалась и в XIX в. Обеспечение правил безопасного движения, как свидетельствуют документы, постепенно становилось одной из основных функций полиции. В 1809 г. в России создается транспортная полиция в составе 10 окружных транспортных полицейских команд. На эти команды были возложены задачи по обеспечению безопасности движения на реках и дорогах, сопровождению грузов и предотвращению хищения. В их функцию так же входило наблюдение за исправностью дорог и безопасностью движения по ним гужевого и пешего казенного транспорта [9; 10; 18].

Появление новых видов транспорта, как уже было отмечено, естественным образом повлияло на регламентацию ответственности в сфере пользования им. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. можно встретить широкую (для того времени) группу запретов нарушения правил пользования транспортными средствами. Как подчеркивает И.М. Тяжкова, большую часть правовых норм составляли положения, обеспечивающие в первую очередь безопасность движения железнодорожного и водного (речного и морского) транспорта ввиду их большей развитости в то время [26].

Особо следует выделить нормы об ответственности за нарушения пра-вил передвижения в городах и на дорогах России. Принимая во внимание сформировавшийся к середине XIX в. подход размежевания объективных и субъективных признаков преступления, важное значение принимают положения Уложения о транспортных нарушениях, влекущих тяжкие последствия, оцениваемые в каждом конкретном случае с учетом виновного отношения лица к их нарушению. Так, например, А.В. Лохвиц-

кий подчеркивал, что сама по себе непомерно скорая езда может причинить смерть другому лицу. Однако же, «если кто пустит во весь опор лошадей по глухой улице, по дорогам и задавит прохожего, то вина его подходит под 1466 статью: он не мог думать, что в состоянии кого-либо умертвить; по дороге не бывает сплошного движения, каждый заблаговременно может посторониться; но если он пустил бешеную тройку по улице, наполненной народом, среди играющих детей, где надобно проезжать шагом и с постоянными предварениями, то деяние его подойдет под ст. 1458, когда он при этом лишит кого-либо жизни» [4]. Этот пример показывает, что безразличное отношение лица к тому, что в результате выполняемого им опасного «вождения» могут наступить летальные последствия для других граждан в случае действительного наступления таковых, подлежал правовой оценке по статьям об убийстве. В случае же неосторожного причинения смерти содеянное могло влечь ответственность за «транспортное преступление». Тем самым можно провести условную историческую параллель между этим подходом к квалификации деяний при косвенном умысле и резервами современного уголовно-правового регулирования, предопределяемыми положениями об общеопасном способе убийства.

Примечательно, что уже в то время положительно на основании предписаний закона разрешался вопрос о компенсации вреда, причиняемого в результате транспортных нарушений: виновные «за причинение важного в здоровье вреда, по требованию самих потерпевших от того или же родителей их, детей, супругов, родственников, опекунов или поверенных, могут быть проговариваемы: к платежу за расходы, употребленные на их излечение, и к вознаграждению за причинённые убытки и вред» [3].

В Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судами, 1864 г. нарушения правил вождения объединены в отдельную главу (гл. 6 «О нарушениях устава строительного и путей сообщения»). Можно заметить, что в этом документе особое внимание уделено вопросам организации дорожного движения, за нарушение правил которого предусмотрены штрафные санкции. К примеру, в п. 74 Устава было закреплено: «За несоблюдение правил, установленных для езды обозами по шоссе и другим дорогам, виновные в том извозчики подвергаются: денежному взысканию не более тридцати копеек за каждую повозку. Находящиеся при обозах комиссионеры и приказчики, виновные в допущении этих нарушений, подвергаются: денежному взысканию не свыше десяти рублей» [24].

В Инструкции городовым Московской полиции, изданной в 1883 г., которая выдавалась каждому городовому для руководства ею в своих действиях, вопросам «соблюдения порядка и безопасности на тротуарах, дорогах и бульварах» посвящено 30 параграфов из 144. В частности, в § 44 указано:

«Наблюдать, чтобы при езде по улице правящие лошадьми:

а) не ездили вперегонку;

Примечание: не запрещается обгонять умеренной рысью тихо едущих.

б) при спуске под гору, на перекрестках, а равно перед переезжающими и переходящими улицу сдерживали лошадей;

в) уступали дорогу крестным ходам, похоронным и другим процессиям, проходящим частям войск и арестантским партиям, а при недостатке места для проезда останавливались, пока не проследуют;

г) не ездили на лошадях невзнузданных;

д) зимою не ездили на санях без подрезов, препятствующих раскату.

Примечание. Правило это не распространяется на крестьянские возы».

Документы, регулирующие дорожное движение, принимались не только в столицах, но и в провинции. В книге «Сборник обязательных постановлений Нижегородской Думы для жителей Нижнего Новгорода», изданной в 1894 г., содержатся «Права лиц на производство извозного промысла с таксою за провоз по 1893 - 1894 гг.».

В документе был установлен возраст, по достижении которого можно было заниматься извозным промыслом (16 лет). Каждый желающий заняться извозным промыслом «должен взять из городской управы установленные для того нумерные знаки...» [22]. «Выданные на право производства извозного промысла нумер-ные знаки должны быть: один знак - прибит к экипажу, на котором извозчик работает (у легковых извозчиков - сзади экипажей, а у ломовых - на дуге), а другой - находится постоянно у извозчика на спине на случай вручения его седоку по требованию последнего. Передача извозчичьих знаков от одного лица другому воспрещается» [22]. Был закреплен срок действительности знаков на право производства извозного промысла - «.только на одно полугодие, на которое они выданы» [22].

Так же в указанном Сборнике содержались «Обязанности городовых по соблюдению порядка и безопасности на тротуарах и дорогах», «Инструкции городовым Нижегородской городской полиции». Подобно тому, как и в «Инструкции городовым Московской полиции», для

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

нижегородских городовых были детально распи-саныдействия и обязанности. Обязанностям нижегородских городовых «по соблюдению порядка и безопасности на тротуарах и дорогах» посвящены 24 параграфа из 146. Например:

«§ 50. Стараться задержать те экипажи, которые, несмотря на сделанное предупреждение, будут продолжать нестись вскачь, или которые после причиненного кому - либо вреда быстрою ездою будут избегать преследования. Для задержания таких нарушителей порядка городовой может кричать - «держи», требуя свистком содействия от городовых следующих постов, и сам, взяв первого попавшегося извозчика, должен следовать за укрывающимся экипажем.

Примечание: Кроме указанного здесь случая, городовому дозволяется брать бесплатно извозчика еще для того, чтобы отвезти пьяного, внезапно заболевшего на улице, впавшего в бесчувственное состояние и скоропостижно умершего, а также для преследования всякого, скрывающегося бегом, преступника» [22].

Ответственность за нарушение установленных правил движения на до-рогах предусматривалась ст. 123 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, в которой указывалось, что за неосмотрительную или непомерно скорую езду в городах и селениях, а также за получение управления лошадьми лицу неспособному или пьяному виновные подвергаются аресту не свыше семи дней или денежному взысканию не свыше двадцати пяти рублей [25].

С появлением в 90-х годах XIX в. первых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, способных развивать большую скорость, чем лошади, существенных изменений в нормах по обеспечению безопасности движения не произошло. Между тем автомобиль как источник повышенной опасности представлял серьезную угрозу для участников движения. Поэтому общество объективно нуждалось в нормативном регулировании данной сферы социальных отношений. Исследование специальных исторических документов показало, что одним из первых актов в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств было распоряжение Петербургской управы 1895 г. «О регистрации бензиновых механических самокатов». Буквально на следующий год приняты первые правила движения - «Постановление о порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров на шоссе в самодвижущихся экипажах», замененное впоследствии «Техническими правилами о движении автомобилей по дорогам общего пользования» (приняты в 1910 г.) [20].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

В 1896 г. были разработаны первые официальные правила перевозки тяжестей и пассажиров в самодвижущихся экипажах. А в 1900 г. было утверждено «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по г. Санкт-Петербургу на автомобилях». Эти правила в дальнейшем постоянно совершенствовались и утверждались заново.

В то же время Россия, становившаяся на рубеже веков автомобильной державой, включилась в сферу международных правоотношений в области автомобильного транспорта. В сфере правового регулирования безопасности дорожного движения Российская Империя в начале XX в. руководствовалась международными нормами, изложенными в Конвенции «Общие правила езды по дорогам на автомобилях», подписанной представителями России в октябре 1909 г., ратифицированной Императором России 12 февраля 1910 г. и вступившей в силу для России 18 апреля/1 мая 1910 г. [2].

Документ, подписанный 16 государствами, включал положения, касавшиеся технических характеристик автомобилей, правила их использования; определял дорожные знаки, обязательные для всех участников Конвенции, сформулировал перечень основных требований, предъявляемых к лицам, допускаемым к управлению транспортными средствами, установил форму международного водительского удостоверения и международного номерного знака [23].

С учетом положений Конвенции в столицах были приняты правила дорожного движения (обязательные постановления о порядке движения автоматических экипажей): в 1910 г. - в Санкт Петербурге, в 1912 г. - в Москве. В них определялась правосторонняя ориентация на дороге, допустимая скорость движения, регламентировались пассажирские перевозки и др. Следует отметить, что в начале прошлого века, как и в наши дни, основным нарушением на дорогах было превышение скорости, наказываемое штрафами и двухнедельным арестом. Согласно статистическим данным только в феврале 1912 г. в Москве было составлено 97 протоколов о нарушениях в сфере безопасности дорожного движения [1].

Указанные документы действовали исключительно в столицах. В про-винции принимались свои правила. Автомобилистам, как и лицам, управляявшим конными экипажами, в основном предписывалось использовать номерные знаки и фонари, была ограничена скорость езды: сначала - до 12 верст в час, а в 1907 г. - до 20.

И даже в 1917 г. в «Инструкции милиционерам Московской городской милиции», издан-

ной при Временном правительстве, о правилах езды на автомобилях сказано всего несколько строк - все о тех же номерах и фонарях: «15. Автомобили должны иметь сзади и спереди номерной знак; с наступлением сумерек должны быть зажжены спереди два ярких фонаря, и сзади - один фонарь, освещающий номер автомобиля».

В дореволюционном уголовном законодательстве содержались нормы, обеспечивавшие безопасность движения и эксплуатации транспорта. Однако они имели определенные особенности. Во-первых, в Уголовном уложении 1903 г. основное внимание уделялось обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, речного и морского транспорта.

Во-вторых, ответственность наступала прежде всего за повреждение самих транспортных средств.

В-третьих, к транспортным преступлениям относились и уголовно-наказуемые нарушения технических правил строительства производственных построек и сооружений, если это повлекло их полное или частичное разрушение.

Нормы, непосредственно предусматривавшие ответственность за опас-ное управление автомобилем, в уголовном законе отсутствовали.

Уголовное уложение, утвержденное 22 марта 1903 г., в ст. 231 закрепило положение о том, что виновный в неосмотрительной или непомерно скорой езде в городе или селении подлежал уголовной ответственности. К водителям, нарушившим положения правил о порядке движения автоматических экипажей, применялась ч. 1 указанной нормы.

Однако опасность автомобиля еще не была в надлежащей степени осо-знана законодателем. Он фактически уравнял по степени опасности нарушение правил управления автомобилем и лошадью. Более того, управление автомобилем в состоянии опьянения не рассматривалось как правонарушение, в то время как в ч. 2 рассматриваемой нормы поручение править лошадью лицу, заведомо неспособному или пьяному, предусматривало наказание - арест на срок не свыше двух недель или денежная пеня не свыше пятидесяти рублей [27].

Список литературы:

[1] Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства и столичной полиции. 1910. 4 и 23 марта // Ежегодник Московского автомобильного общества. М., 1912 - 1914.

[2] Квитчук А.С. Система обеспечения безопасности дорожного движения в России: истори-

ко-правовое исследование: дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2006. С. 312.

[3] Коробеев А.И. Транспортные преступления и транспортная преступность. М.: Юрли-тинформ, 2015. С. 11.

[4] Лохвицкий А. Курс русского уголовного права. СПб.: Скоропечатня Ю.О. Шрейера, 1871. С. 538.

[5] О воспрещении ездить в Москве по улицам на резвых лошадях: Именной Указ, объявленный из Сената 19 марта 1742 г. // ПСЗ. Т. XI. 1740 - 1743. № 8530. С. 588, 589.

[6] О воспрещении езды в Санкт-Петербурге цугами и четвернями: Именной Указ от 18 октября 1742 г. // ПСЗ. Т. XI. 1740 - 1743. № 8640. С. 697.

[7] О воспрещении скорой езды на наемных лошадях и о нечинении извощикам ни-каких бед: Сенатский Указ от 8 августа 1755 г. // ПСЗ. Т. XIV. № 10 443. С. 397.

[8] О запрещении скорой езды в Санкт-Петербурге и о наказаниях и штрафах за не-испол-нение сего: Именной Указ, данный Сенату 6 февраля 1737 г. // ПСЗ. Т. X. 1737 - 1739. № 7170. С. 42, 43.

[9] О мерах к лучшему устройству извозного промысла в С.-Петербурге: Высочайше утвержденное положение Комитета Министров 13 августа 1876 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. II. Отд. II. № 56 295. С. 120 - 124.

[10] О мерах к лучшему устройству извозного промысла в С.-Петербурге: Высочай-ше утвержденное положение Комитета Министров 13 августа 1876 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. II. Отд. II. № 56 295.С.120-124.

[11] О неделании дышел у саней и о запрещении скорой езды: Именной Указ, объяв-лен-ный генерал-полицмейстером Салтыковым 15 декабря 1737 г. // ПСЗ. Т. X. 1737 - 1739. № 7460. СПб., 1830. С. 368.

[12] О непропуске извощиков в Кремль с ездоками и с порожними саньми и телега-ми: Именной Указ с Боярским приговором от 20 октября 1676 г. // ПСЗ. Т. II. 1676 - 1688. № 664. СПб., 1830. С. 78.

[13] О нескорой и осторожной езде на лошадях по улицам, и о задержании в Поли-ции тех, которые будут давить лошадьми и бить проходящих кнутьями: Сенатский Указ от 9 марта 1730 г. // ПСЗ. Т. VIII. 1728 - 1732. № 5512. С. 254.

[14] О привозе в Стрелецкий приказ извоз-щиков, которые поедут на вожжах и о доз-воле-нии таковой езды прочим обывателям: Именной Указ от 11 января 1683 г. // ПСЗ. Т. II. 1676 -1688. № 987. С. 493.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

[15] О том, чтобы всяких чинов люди ездили смирно и на лошадях не скакали: Именной Указ, объявленный Действительным Тайным Советником князем Черкасским 25 января 1732 г. // ПСЗ. Т. VIII. 1728 - 1732. № 5940. С. 621.

[16] О торговании в Санкт-Петербурге съестными харчевыми припасами в указан-ных местах и о езде всяких чинов людям на взнузданных лошадях; Именной Указ, объяв-ленный генерал-полицмейстером Девиером 26 августа 1720 г. // ПСЗ. Т. VI. 1720 - 1722. № 3633. С. 233.

[17] О экипажах и ливреях, какие разных классов чиновникам дозволяется иметь. Манифест от 3 апреля 1775 г. // ПСЗ. Т. XX. 1775 -1780. № 14 290. С. 100, 101.

[18] Об извощичьем промысле в Санкт-Петербурге: Высочайше утвержденное мне-ние Государственного Совета 15 января 1862 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. XXXVII. Отд. I. № 37 864. С. 35.

[19] Об употреблении экипажей и числа упряжных лошадей починам: Именной Указ от 28 декабря 1681 г. // ПСЗ. Т. II. 1676 - 1688. № 902. С. 367.

[20] Рифицкий Г. П. Безопасность дорожного движения в России: история и современность. М.: МУ МВД России; Книжный мир, 2005. С. 7, 8.

[21] Рожнов A.A. История уголовного права Московского государства (XIV-XVII вв.). М.: Юрлитинформ, 2012. С. 423.

[22] Сборник обязательных постановлений Нижегородской Думы для жителей Ниж-него Новгорода. Н. Новгород,1894. П. 2. С. 52.

[23] Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое при Прави-тельству-ющем сенате. 1911. 1 февр. Отд. 1. № 16, ст. 155.

[24] Судебные Уставы. 20 ноября 1854 г. С.

16.

[25] Таганцев Н.С. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (изд. 22-е, доп.). Пг.: Государственная типография, 1914.

[26] Тяжкова И.М. Неосторожные преступления с использованием источников по-вышен-ной опасности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 92.

[27] Уголовное уложение: изд. Государственной канцелярии. С.-Петербург, 1903.

Spisok literatury:

[1] Vedomosti Sankt-Peterburgskogo gra-donachal'stva i stolichnoj policii. 1910. 4 i 23 marta / / Ezhegodnik Moskovskogo avtomobil'nogo obshchestva. M., 1912 - 1914.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

[2] Kvitchuk A.S. Sistema obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossii: istoriko-pravovoe issledovanie: dis. ... d-ra ist. nauk. SPb., 2006. S. 312.

[3] Korobeev A.I. Transportnye prestu-pleniya i transportnaya prestupnost'. M.: Yurli-tin-form, 2015. S. 11.

[4] Lohvickij A. Kurs russkogo ugolovnogo prava. SPb.: Skoropechatnya Yu.O. Shrejera, 1871.S.538.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5] O vospreshchenii ezdit' v Moskve po ulicam na rezvyh loshadyah: Imennoj Ukaz, ob"yav-lennyj iz Senata 19 marta 1742 g. // PSZ. T. XI. 1740 - 1743. № 8530. S. 588, 589.

[6] O vospreshchenii ezdy v Sankt-Peterburge cugami i chetvernyami: Imennoj Ukaz ot 18 oktya-brya 1742 g. // PSZ. T. XI. 1740 - 1743. № 8640. S. 697.

[7] O vospreshchenii skoroj ezdy na naemnyh loshadyah i o nechinenii izvoshchikam ni-kakih bed: Senatskij Ukaz ot 8 avgusta 1755 g. // PSZ. T. XIV. № 10 443. S. 397.

[8] O zapreshchenii skoroj ezdy v Sankt-Pe-terburge i o nakazaniyah i shtrafah za ne-ispol-nenie sego: Imennoj Ukaz, dannyj Senatu 6 fevralya 1737 g. // PSZ. T. X. 1737 - 1739. № 7170. S. 42, 43.

[9] O merah k luchshemu ustrojstvu izvoznogo promysla v S.-Peterburge: Vysochajshe ut-verzhdennoe polozhenie Komiteta Ministrov 13 avgusta 1876 g. // PSZ. Sobr. 2. T. II. Otd. II. № 56 295. S. 120 - 124.

[10] O merah k luchshemu ustrojstvu izvoznogo promysla v S.-Peterburge: Vysochaj-she utverzhdennoe polozhenie Komiteta Ministrov 13 avgusta 1876 g. // PSZ. Sobr. 2. T. II. Otd. II. № 56 295.S.120-124.

[11] O nedelanii dyshel u sanej i o zapreshche-nii skoroj ezdy: Imennoj Ukaz, ob"yav-lennyj gen-eral-policmejsterom Saltykovym 15 dekabrya 1737 g. // PSZ. T. X. 1737 - 1739. № 7460. SPb., 1830. S. 368.

[12] O nepropuske izvoshchikov v Kreml' s ezdokami i s porozhnimi san'mi i telega-mi: Imennoj Ukaz s Boyarskim prigovorom ot 20 oktyabrya 1676 g. // PSZ. T. II. 1676 - 1688. № 664. SPb., 1830.S.78.

[13] O neskoroj i ostorozhnoj ezde na los-hadyah po ulicam, i o zaderzhanii v Poli-cii tekh, kotorye budut davit' loshad'mi i bit' prohodyash-chih knut'yami: Senatskij Ukaz ot 9 marta 1730 g. // PSZ. T. VIII. 1728 - 1732. № 5512. S. 254.

[14] O privoze v Streleckij prikaz izvozsh-chikov, kotorye poedut na vozhzhah i o doz-volenii takovoj ezdy prochim obyvatelyam: Imennoj Ukaz

ot 11 yanvarya 1683 g. // PSZ. T. II. 1676 - 1688. № 987. S. 493.

[15] O tom, chtoby vsyakih chinov lyudi ezdili smirno i na loshadyah ne skakali: Imennoj Ukaz, ob"yavlennyj Dejstvitel'nym Tajnym Sovetnikom knyazem Cherkasskim 25 yanvarya 1732 g. // PSZ. T. VIII. 1728 - 1732. № 5940. S. 621.

[16] O torgovanii v Sankt-Peterburge s"est-nymi harchevymi pripasami v ukazan-nyh mestah i o ezde vsyakih chinov lyudyam na vznuzdannyh loshadyah; Imennoj Ukaz, ob"yav-lennyj gener-al-policmejsterom Devierom 26 avgusta 1720 g. // PSZ. T. VI. 1720 - 1722. № 3633. S. 233.

[17] O ekipazhah i livreyah, kakie raznyh klassov chinovnikam dozvolyaetsya imet'. Manifest ot 3 aprelya 1775 g. // PSZ. T. XX. 1775 -1780. № 14 290. S. 100, 101.

[18] Ob izvoshchich'em promysle v Sankt-Pe-terburge: Vysochajshe utverzhdennoe mne-nie Gosudarstvennogo Soveta 15 yanvarya 1862 g. // PSZ. Sobr. 2. T. XXXVII. Otd. I. № 37 864. S. 35.

[19] Ob upotreblenii ekipazhej i chisla upryazhnyh loshadej pochinam: Imennoj Ukaz ot

28 dekabrya 1681 g. // PSZ. T. II. 1676 - 1688. № 902. S. 367.

[20] Rifickij G. P. Bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya v Rossii: istoriya i sovremennost'. M.: MU MVD Rossii; Knizhnyj mir, 2005. S. 7, 8.

[21] Rozhnov A.A. Istoriya ugolovnogo prava Moskovskogo gosudarstva (XIV-XVII vv.). M.: Yurlitinform, 2012. S. 423.

[22] Sbornik obyazatel'nyh postanovlenij Nizhegorodskoj Dumy dlya zhitelej Nizhnego Novgoroda. N. Novgorod,1894. P. 2. S. 52.

[23] Sobranie uzakonenij i rasporyazhenij Pravitel'stva, izdavaemoe pri Pravi-tel'stvuyush-chem senate. 1911. 1 fevr. Otd. 1. № 16, st. 155.

[24] Sudebnye Ustavy. 20 noyabrya 1854 g.

S. 16.

[25] Tagancev N.S. Ustav o nakazaniyah, nal-agaemyh mirovymi sud'yami (izd. 22-e, dop.). Pg.: Gosudarstvennaya tipografiya, 1914.

[26] Tyazhkova I.M. Neostorozhnye prestu-pleniya s ispol'zovaniem istochnikov po-vyshennoj opasnosti. SPb.: Yuridicheskij centr Press, 2002. S. 92.

[27] Ugolovnoe ulozhenie: izd. Gosudarst-vennoj kancelyarii. S.-Peterburg, 1903.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.