DOI 10.47576/2949-1878_2023_9_126 УДК 343
АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КИБЕРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Цримов Амир Амузедович,
старший преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru
В статье анализируется законодательное регулирование кибертеррористических преступлений. Различают два вида кибертерроризма - классический и гибридный. На данный момент проблема заключается в том, что не во всех странах кибертерроризм активно преследуется законом. Существует большое количество недоработок и пустот в законодательствах, из-за чего преступники могут избегать ответственности. Стоит заметить, что кибертеррористы могут совершать опасные деяния в одной стране, находясь при этом в другой. Высокая степень анонимности не позволяет быстро расследовать преступления такого характера, однако даже при обнаружении преступников не каждая страна желает их выдавать.
Ключевые слова: законодательное регулирование; цифровые средства; информационная война; разрушительный кибертерроризм; подрывной кибертерроризм; классический кибертерро-ризм; гибридный кибертерроризм.
UDC 343
ANALYSIS OF RUSSIAN AND INTERNATIONAL LEGISLATIVE REGULATION OF CYBERTERRORIST CRIMES
Tsrimov Amir Amuzedovich,
Senior Lecturer of the Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@mail.ru
The article analyzes the legislative regulation of cyberterrorist crimes. There are two types of cyberterrorism -classic and hybrid. At the moment, the problem is that not all countries actively pursue cyberterrorism by law. There are a large number of flaws and voids in legislation, which is why criminals can avoid responsibility. It is worth noting that cyberterrorists can commit dangerous acts in one country while being in another. A high degree of anonymity does not allow for a quick investigation of crimes of this nature, but even if criminals are found, not every country wants to extradite them.
Keywords: legislative regulation; digital means; information warfare; destructive cyberterrorism; disruptive cyberterrorism; classic cyberterrorism; hybrid cyberterrorism.
Кибертерроризм находит отражение во многих работах российских и зарубежных авторов, и при изучении источников сразу бросается в глаза неоднозначность этого термина. Существует его широкое понимание, в котором под этим понятием подразумевают любое незаконное использование компьютерной информации для осуществления террористических целей.
Кибертерроризм в данном случае - это всегда запланированный акт, направленный на разрушение инфраструктуры, создание помех в работе государственных органов, запугивание власти и граждан, оказание социального и психологического давления, угроз для достижения поставленных террористами целей. Террористы могут создать угрозу техногенной катастрофы, применяя для этого возможности Интернета. Они распространяют вредоносные программы, похищают информацию, распространяют ложные сведения, практикуют взломы чужих страниц, хакерские атаки, а также ведут вербовку при помощи социальных сетей и других средств связи, работающих через Интернет.
Кроме этого, существует и более узкое понимание кибертерроризма, которое рассматривает только его прямое воздействие на объекты и цели, например, когда, используя удаленный доступ, хакеры создают реальную угрозу или причиняют объекту воздействия вред. Из-за такой разницы возникает путаница, мешающая объективно работать с данным понятием. Одним из примеров путаницы может стать попытка депутатов Госдумы Российской Федерации в 2017 г. приравнять к кибертерроризму создание так называемых «групп смерти» для подростков, которые распространяются через социальные сети. Некоторое время спустя депутаты обратили внимание на соцсети как на инструмент вербовки сторонников террористов. Было выдвинуто несколько подобных инициатив, однако они не приняли законодательную форму [2; 5-7].
В зарубежных научных источниках, как и в российских, нет единого понимания кибер-терроризма. Например, Кембриджский центр исследований рисков предлагает такое видение этого явления: «акт политически мотивированного насилия, повлекший имущественный ущерб или вред жизни и здоровью граждан, вызванный удаленным цифровым
вмешательством в технологические системы». Американские специалисты из ФБР делают больше акцента на страхе, который вызывают террористы, их определение звучит так: «Страх случайной, насильственной вик-тимизации хорошо сочетается с недоверием и открытостью компьютерных технологий, ко -торые усиливаются в страхе перед неизвестным. Легко не доверять тому, что невозможно контролировать». Кроме этого, специалисты напоминают, что в американском обществе бытует миф о возможности создать такой алгоритм, который будет полностью контролировать виртуальное пространство, срабатывая на определенные слова или действия, позволит управлять каждым компьютером в стране или мире. В то время как на самом деле создать такое устройство невозможно, по крайней мере, на текущий момент.
Эксперты из Туниса в 2017 г. выдвинули свой вариант видения кибертерроризма, который был принят государственными спецслужбами и органами. В частности, кибер-терроризм - это действия, осуществляемые отдельными лицами, группировками или организациями через киберпространство. Ими управляют лидеры террористических группировок или же такие лица, которые активно поддерживают идеи радикальных организаций. Мотивация в данном случае - желание преступников влиять на политические или социальные события в стране, заставить правительство внести идеологические изменения в существующий строй. При этом в качестве способа достижения цели может использоваться психическое и физическое насилие. Результат такого насилия может касаться широкого круга лиц, не только возможной жертвы, в сторону которой была направлена агрессия [3; 4; 7; 8].
Различают два вида кибертерроризма -классический и гибридный:
- Гибридный применяет цифровые средства для ведения информационной войны, внедрения в общество пропагандистских материалов, вербовки новых членов организации, поддержания взаимодействия между ячейками, координации их действий, обучения сторонников, поиска и сбора денег, повы -шения лояльности общества к радикальным идеям, развитие связи и проведение реальных террористических атак.
- Классический характерен тем, что ис-
пользуется для достижения религиозных, политических, идеологических целей. Такой вид преступной деятельности разделяют на подрывной и разрушительный. Разрушительный кибертерроризм наносит ущерб виртуальным объектам цифровой системы, может вывести из строя физические архивы. Чаще всего для этого применяются различные вредоносные программы, вымогательство. Подрывной кибертерроризм - это взлом системы, сети критической инфраструктуры, например государственных органов, транспортных сетей, больниц, финансовых систем. Эти действия выводят из строя систему, создают общественную опасность, на -рушают привычный ритм жизни граждан.
Чаще всего можно встретить на практике гибридный вид терроризма. С его помощью террористические идеи находят распространение, сторонники получают обучение, финансирование, осуществляются поиск и вербовка новых членов, подготовка террористических атак. За счет открытости Интернета, его доступной стоимости и высокой скорости террористические организации все чаще используют его как основное средство общения и достижения целей. В Западной Европе появился термин «одинокий волк», характеризующий террориста-одиночку, который не имеет прямых контактов с организацией, интересы которой отстаивает. При этом организация может манипулировать таким человеком, силой или обманом заставлять его совершать те или иные действия. Нередко такой одиночка действительно понимает, что делает, и искренне поддерживает определенные идеи и взгляды.
Максимальную опасность представляет гибридный вид кибертерроризма. Он позволяет преступникам мгновенно координировать свою деятельность и поддерживать связь со сторонниками во всем мире. Например, после того как был арестован Абдуллы Оджалана, являвшийся лидером Курдской рабочей партии, на следующий день прошли массовые акции протеста. Так быстро организовать их можно, только имея целую сеть агентов или быстрый способ связи, за счет которого информация может мгновенно достигать цели.
Современные террористы уделяют большое внимание своей безопасности, поэтому важную роль для них играет шифрование
передаваемых друг другу сообщений. Например, мессенджер Telegram достаточно популярен среди преступников, так как его каналы хорошо защищены от внешнего вмешательства. Существуют закрытые каналы, которые позволяют передавать информацию сторонникам, не опасаясь попасть под отслеживающие определенные виды информации алгоритмы. Например, именно эта программа пригодилась организаторам массовых беспорядков в Иране, Китае, а также в Афганистане для координации действий боевиков. На данный момент в Иране этот мессенджер запрещен с 30 апреля 2018 г.
Гибридный кибертерроризм неразрывно связан с пропагандистской деятельностью террористов. Он позволяет преступникам общаться с гражданами, доносить до них свои идеи, проводить вербовку, воздействовать на массы психологически. Последствия от таких действий могут быть намного опаснее, чем от физического проявления атак. Если социально-политическая обстановка в стране и в мире нестабильна, как это происходит сейчас, террористы наращивают свою активность, их идеи лучше приживаются в обществе и оказывают на него большее влияние, чем в спокойной стабильной обстановке. Интернет позволяет террористам максимально быстро и при минимальных финансовых затратах добиться максимального эффекта от своей деятельности [6; 5; 8].
Террористы и их сторонники могут внедряться в критически важную инфраструктуру. Из-за этого работники, которые имеют доступ к системе цифрового обеспечения, должны будут проходить специальный контроль. Зарубежные специалисты считают, что электронные технологии могут не только помогать террористам достигать свих целей, но и в некоторых моментах переходить в физические сферы, когда обнаруживается соприкосновение цифрового и реального пространства или обнаруживается слабая защита. Например, это финансовая сфера, где, взломав доступ к банковским счетам, можно получить вполне реальные средства и украсть их.
Данное явление весьма опасно, и требуется слаженная борьба с ним не только на национальном, но и на международном уровне. Например, Англия создала Национальный центр кибербезопасности. Аналог его есть и
внутри НАТО, однако там противодействие терроризму будет носить уже вооруженный характер. Предлагается и Российской Федерации пойти по примерно такому же пути. В России уже есть «Лаборатория Касперско-го», которая выполняет задачи, которые за границей ставятся перед государственными центрами. Однако выпуск программ, позволяющих бороться с вирусами, - это лишь малая часть тех способов противодействия терроризму, которые необходимо применять. Только при максимальном объеме мер и слаженном направлении усилий каждого отдельного гражданина, государства и международного сообщества можно будет победить данный вид преступности. Сделать это не так просто, так как нужна единая юридическая база, создание которой осложняется существенной разницей в законодательстве разных стран, даже если они входят в один блок, например, страны Евросоюза.
На данный момент проблема заключается в том, что не во всех странах кибертерро-ризм активно преследуется законом. Существует большое количество недоработок и пустот в законодательствах, из-за чего преступники могут избегать ответственности. Стоит заметить, что кибертеррористы могут совершать опасные деяния в одной стране,
находясь при этом в другой. Высокая степень анонимности не позволяет быстро расследовать преступления такого характера, однако даже при обнаружении преступников не каждая страна желает их выдавать. Часто кибертеррористы совершают атаки на государственные органы по заказу другой недружественной страны. В этом случае вообще трудно говорить о каких-то переговорах по выдаче преступников.
Правовая основа для борьбы с кибертер-роризмом должна выглядеть следующим образом:
- Действия в киберпространстве должны быть упорядочены и подконтрольны национальному законодательству.
- Должно быть выведено единое для всего мира понятие кибертерроризма.
- Нужно ввести специальный состав уголовного преступления - кибертерроризм - в законодательстве многих стран.
Что касается уголовного закона Российской Федерации, то в нем тоже нет понятия кибертерроризма и ничего не говорится о мерах ответственности относительно этого, лишь подразумевается, что это одна из форм обычного терроризма, который нашел отражение в УК РФ [1].
Список литературы _
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 01.02.2023).
2. Берова Д. М. Правовое регулирование ответственности за преступления в сфере компьютерной информации: проблемы и перспективы развития // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. № 3. С. 121-123.
3. Кочесокова З. Х. Сравнительный анализ российского и международного законодательного регулирования кибертеррористических преступлений // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. № 4. С. 198-202.
4. Кулешова Г П., Капитонова Е. А., Романовский Г Б. Правовые основы противодействия кибертерроризму в России и за рубежом с позиции общественно-политического измерения // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14. № 1. С. 156-165.
5. Пинкевич Т. В., Нестеренко А. В. Проблемы обеспечения безопасности цифровых технологий в Российской Федерации // Вестник Костромского государственного университета. 2019. Т. 25. № 4. С. 161-165.
6. Рафиков И. Н., Алышев Ю. В. Преступления в сфере компьютерной информации // E-Scio. 2020. № 2 (41). С. 154-159.
7. Родивилова В. А., Коломинов В. В. Криминалистическая характеристика отдельных видов преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2022. № 1 (21). С. 110-120.
8. Тамбиев С. А. Криминологические аспекты противодействия преступности в цифровом пространстве // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 63-66.
References _
1. Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of 13.06.1996. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699 / (date of address: 01.02.2023).
2. Berova D. M. Legal regulation of responsibility for crimes in the field of computer information: problems and prospects of development. Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. No. 3. Pp. 121-123.
3. Kochesokova Z. H. Comparative analysis of Russian and international legislative regulation of cyberterrorist crimes. Gaps in Russian legislation. 2023. Vol. 16. No. 4. Pp. 198-202.
4. Kuleshova G. P., Kapitonova E. A., Romanovsky G. B. Legal foundations of countering cyberterrorism in Russia and abroad from the perspective of socio-political dimension. All-Russian Criminological Journal. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 156-165.
5. Pinkevich T. V., Nesterenko A.V. Problems of ensuring the security of digital technologies in the Russian Federation. Bulletin of Kostroma State University. 2019. Vol. 25. No. 4. Pp. 161-165.
6. Rafikov I. N., Alyshev Yu. V. Crimes in the field of computer information. E-Scio. 2020. No. 2 (41). Pp. 154-159.
7. Rodivilova V. A., Kolominov V. V. Criminalistic characteristics of certain types of crimes committed using information and telecommunication technologies. Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. 2022. No. 1 (21). Pp. 110-120.
8. Tambiev S. A. Criminological aspects of countering crime in the digital space. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. Pp. 63-66.