Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ В 2022 ГОДУ'

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ В 2022 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
586
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
всероссийская олимпиада по русскому языку / олимпиадное движение / региональный этап / лингвистические задачи / комплексные задания / диахронический аспект / системный подход / All-Russian Olympiad in Russian language / academic movement / regional stage / linguistic tasks / complex tasks / diachronic aspect / systematic approach

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н.А. Волкова, Т.И. Орехова, С.И. Драчева

В статье проанализированы результаты регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, который проходил в январе 2022 года. Представлен краткий обзор заданий и освещены основные итоги их выполнения. Приведены статистические данные, отражающие уровень выполнения каждого задания, проанализированы возможные причины неполных ответов. Отмечается, что степень сложности отдельных заданий связана с новизной и необычностью формы подачи языкового материала. В статье подчёркивается важность системного подхода в подготовке к разным этапам олимпиады по русскому языку, что обусловлено значимостью участия в такого рода испытаниях не только с целью получения участниками дополнительного преимущества при поступлении в вузы, но и в связи с возрождением научного интереса к вопросам языкознания. В заключение статьи предложены возможные подходы и формы работы по подготовке школьников к подобной олимпиаде, указаны современные источники, которые можно использовать для подготовки к олимпиаде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Н.А. Волкова, Т.И. Орехова, С.И. Драчева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE REGIONAL STAGE OF THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD OF SCHOOLCHILDREN IN RUSSIAN LANGUAGE IN THE REPUBLIC OF ALTAI IN 2022

The article deals with an analysis of results of a regional round of the All-Russian Olympiad in the Russian language, which was held in January 2022. A brief review of the tasks is presented and the main results of their performance are highlighted. Statistical data are given, reflecting the level of completion of each task; possible reasons for incomplete answers are analyzed. The article emphasizes the importance of a systematic approach in preparing for different stages of the Olympiad in the Russian language, which is due to the importance of participation in this kind of tests, not only to provide participants with additional advantages when entering universities, but also in connection with the revival of scientific interest in linguistics. In conclusion, the article suggests possible approaches and forms of work to prepare students for this kind of Olympiad, indicates modern sources that can be used to prepare for the Olympiad.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ В 2022 ГОДУ»

трев приведенные примеры. Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута, а поставленные задачи выполнены, так как нам удалось осветить и практические, и теоретические вопросы. Конечно, рассмотренные фрагменты не могут представить полную картину происходящего и считаться полноценным доказательством. Но эта тема разрабатывается нами в других ис-

Библиографический список

следованиях, в том числе и в нашей кандидатской диссертации, где аргументируется максимально подробно.

Результаты данного исследования могут применяться в ходе преподавания курсов, посвященных Уильяму Шекспиру а также в процессе лингвопоэтического и лингвостилистического исследования текстов.

1. Липгарт А.А. К проблеме интерпретации фактов жизни и творчества Уильяма Шекспира: поэма «Феникс и Голубь» и покупка недвижимости в Лондоне. Available at: http://stephanos.ru/izd/2018/2018-28-8.pdf

2. Аникст А. Первые издания Шекспира. Москва, 1974.

3. Pollard A. Shakespeare's Folios and Quartos. New York, 1909.

4. Craig H. A New Look at Shakespeare's Quartos. Stanford, 1961.

5. Urkowitz S. Good News about Bad Quartos. 'Bad' Shakespeare: Revaluations of the Shakespeare Canon. 1988: 189 - 206.

6. Васильева Т.С. Второе кварто «Ромео и Джульетты» как улучшенный вариант сценического текста. Сборник тезисов Международной конференции Ломоносов - 2022. Москва, 2022.

7. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Москва, 1969.

8. Липгарт А.А. Основы лингвопоэтики: учебное пособие. Москва, 2016.

9. Shakespeare W. An excellent conceited tragedie of Romeo and Juliet As it hath been often (with great applause) plaid publiquely, by the right Honourable the L. of Hunsdon his Seruants. Available at: https://quod.lib.umich.edu/e/eebo/A12010.0001.001/1:1?rgn=div1;view=fulltext

10. Shakespeare W. Romeo and Juliet. Available at: http://shakespeare.mit.edu/romeo_juliet/romeo_juliet.2.2.html

11. Shakespeare W. Hamlet Side By Side. Parallel texts of the Second Quarto. First Folio / First Quarto. Available at: https://povto.ru/shakespeare/hamlet/hamlet-compare-texsts-first-second-quarto-vs-first-folio.php

References

1. Lipgart A.A. Kprobleme interpretacii faktov zhizni i tvorchestva Uil'yama Shekspira: po'ema «Feniks i Golub'» i pokupka nedvizhimosti v Londone. Available at: http://stephanos. ru/izd/2018/2018-28-8.pdf

2. Anikst A. Pervye izdaniya Shekspira. Moskva, 1974.

3. Pollard A. Shakespeare's Folios and Quartos. New York, 1909.

4. Craig H. A New Look at Shakespeare's Quartos. Stanford, 1961.

5. Urkowitz S. Good News about Bad Quartos. 'Bad' Shakespeare: Revaluations of the Shakespeare Canon. 1988: 189 - 206.

6. Vasil'eva T.S. Vtoroe kvarto «Romeo i Dzhul'etty» kak uluchshennyj variant scenicheskogo teksta. Sbornik tezisov MezhdunarodnojkonferenciiLomonosov- 2022. Moskva, 2022.

7. Ahmanova O.S. Slovar' lingvisticheskih terminov. Moskva, 1969.

8. Lipgart A.A. Osnovy lingvopo'etiki: uchebnoe posobie. Moskva, 2016.

9. Shakespeare W. An excellent conceited tragedie of Romeo and Juliet As it hath been often (with great applause) plaid publiquely by the right Honourable the L. of Hunsdon his Seruants. Available at: https://quod.lib.umich.edu/e/eebo/A12010.0001.001/1:1?rgn=div1;view=fulltext

10. Shakespeare W. Romeo and Juliet. Available at: http://shakespeare.mit.edu/romeo_juliet/romeo_juliet.2.2.html

11. Shakespeare W. Hamlet Side By Side. Parallel texts of the Second Quarto. First Folio /First Quarto. Available at: https://povto.ru/shakespeare/hamlet/hamlet-compare-texsts-first-second-quarto-vs-first-folio.php

Статья поступила в редакцию 30.05.22

УДК 811.161.1

Volkova N.A., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Department of Russian Language and Literature, Gorno-Altaysk State University

(Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: volkova_n.altay@mail.ru;

Orehova T.I., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Department of the Russian Language and Literature, Gorno-Altaysk State University

(Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: princessa90@bk.ru

Dracheva S.I., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Department of Russian Language and Literature, Gorno-Altaisk State University

(Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: kl@gasu.ru

ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE REGIONAL STAGE OF THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD OF SCHOOLCHILDREN IN RUSSIAN LANGUAGE IN THE REPUBLIC OF ALTAI IN 2022. The article deals with an analysis of results of a regional round of the All-Russian Olympiad in the Russian language, which was held in January 2022. A brief review of the tasks is presented and the main results of their performance are highlighted. Statistical data are given, reflecting the level of completion of each task; possible reasons for incomplete answers are analyzed. The article emphasizes the importance of a systematic approach in preparing for different stages of the Olympiad in the Russian language, which is due to the importance of participation in this kind of tests, not only to provide participants with additional advantages when entering universities, but also in connection with the revival of scientific interest in linguistics. In conclusion, the article suggests possible approaches and forms of work to prepare students for this kind of Olympiad, indicates modern sources that can be used to prepare for the Olympiad.

Key words: All-Russian Olympiad in Russian language, academic movement, regional stage, linguistic tasks, complex tasks, diachronic aspect, systematic approach.

Н.А. Волкова, канд. филол. наук, доц., Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: volkova_n.altay@mail.ru

Т.И. Орехова, канд. филол. наук, доц., Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: oretatiwa@mail.ru

С.И. Драчева, канд. филол. наук, доц., Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: swdrachewa@mail.ru

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ В 2022 ГОДУ

В статье проанализированы результаты регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, который проходил в январе 2022 года. Представлен краткий обзор заданий и освещены основные итоги их выполнения. Приведены статистические данные, отражающие уровень выполнения каждого задания, проанализированы возможные причины неполных ответов. Отмечается, что степень сложности отдельных заданий связана с новизной и необычностью формы подачи языкового материала. В статье подчёркивается важность системного подхода в подготовке к разным этапам олимпиады по русскому языку, что обусловлено значимостью участия в такого рода испытаниях не только с целью получения участниками дополнительного преимущества при поступлении в вузы, но и в связи с возрождением научного интереса к вопросам языкознания. В заключение статьи предложены возможные подходы и формы работы по подготовке школьников к подобной олимпиаде, указаны современные источники, которые можно использовать для подготовки к олимпиаде.

Ключевые слова: всероссийская олимпиада по русскому языку, олимпиадное движение, региональный этап, лингвистические задачи, комплексные задания, диахронический аспект, системный подход.

Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что олимпиадное движение школьников не теряет своей популярности. Подготовка к олимпиаде и участие в ней являются стимулом для глубокого погружения в изучаемый предмет, для расширения кругозора и тренировки нестандартного оригинального мышления. Участие в олимпиаде - это не только отработанный алгоритм решения лингвистических задач, демонстрация сегодняшней степени культурного уровня, языковой эрудиции и лингвистического чутья учащегося, но и показатель его готовности к саморазвитию, решению сложных задач в будущей жизни.

Цель статьи - дать аналитический обзор итогов выполнения олимпиадных заданий по русскому языку регионального уровня в 2021-2022 учебном году с обозначением проблем и путей их решения. Задачи статьи: описать особенности каждого из этапов всероссийской олимпиады по русскому языку, проанализировать результаты регионального этапа и указать возможные причины неуспешного выполнения олимпиады по русскому языку, дать методические рекомендации по подготовке к решению олимпиадных заданий обучающимся и учителям, принимающим участие в подготовке школьников к олимпиаде.

Новизна работы обусловлена её материалом, анализом результатов регионального этапа. Теоретическая значимость статьи объясняется, на наш взгляд, сделанными выводами и обобщениями по выполнению заданий с выделением проблемных вопросов. Практическая значимость заключается в том, что в статье намечены пути решения поставленных проблем. Результаты аналитического обзора, проведённого в статье, могут быть использованы в практической деятельности учителей русского языка в средней школе при работе с одарёнными детьми.

Всероссийская олимпиада школьников (далее также: ВсОШ) представляет собой систему ежегодных олимпиад по разным предметам для обучающихся в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы. Участие во ВсОШ -это возможность для школьника показать свои знания, аналитические умения для решения заданий, выходящих за рамки школьной программы. Такое соревновательное обучение стимулирует ребёнка не только получать новые знания, но и углублять уже накопленные.

Куратором ВсОШ является Департамент государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации. Олимпиада проводится в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный, заключительный всероссийский. Организаторами олимпиады на школьном этапе выступают образовательные организации, на муниципальном этапе - органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования, на региональном этапе - органы государственной власти субъектов РФ в сфере образования, на заключительном этапе - Министерство просвещения.

По русскому языку Всероссийская олимпиада школьников проводится с 1996 года. В первом, школьном, этапе может участвовать любой желающий (с 4 по 11 класс) независимо от оценки по предмету. Задания этого этапа, как правило, предполагают краткий ответ, и, чтобы справиться с ними, школьникам понадобятся знания сложных случаев орфоэпии, орфографии, пунктуации, лексических системных отношений, понимание фразеологизмов, архаизмов, а также логика и смекалка.

Муниципальный этап рассчитан на учеников 7-11 классов. Первоначально по форме задания были аналогичны школьному этапу. Однако в последние годы возникла необходимость усложнения заданий этого этапа, так как, ориентируясь на результаты выполнения регионального этапа, составителям нужно формировать задания по модели всероссийской олимпиады, для того чтобы не возникало большого отрыва в уровне заданий. Например, в олимпиадах муниципального этапа стали включаться лингвистические задачи с древнерусскими текстами, кейсовые задания, задания по этимологии.

В региональном этапе участвуют уже только старшие классы (9-11). В нём значительно увеличивается число заданий, которые требуют развернутого ответа. На их выполнение отводится три часа. Заключительный всероссийский этап также проводится для 9-11 классов. Соревнование проходит в два тура. Победители из регионов в первом туре выполняют лингвистические задачи, для решения которых участникам нужно продемонстрировать знания по всем уровням языка, этимологии, истории языка. Задание второго дня обычно творческое, чтобы справиться с ним, школьникам надо применить весь спектр лингвистических умений.

Участие в олимпиаде может дать определённые перспективы, которые открываются для победителей и призёров заключительного этапа: во-первых, получение льгот при поступлении на профильные направления вузов (в частности, на сайте олимпиады указано: «Успешно выступив на олимпиаде, можно заработать преимущества при поступлении в вузы - от дополнительных баллов до поступления без экзаменов») [1], причём за диплом одной олимпиады из перечня проводимых олимпиад, указанных на сайте, можно получить льготу сразу в несколько вузов; во-вторых, присуждение премий для поддержки талантливой молодёжи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Система олимпиад в целом служит популяризации наук и выявлению талантливых школьников.

Для того чтобы победить в олимпиаде, приходится усердно заниматься (изучать теорию и тренироваться в решении задач), это подстёгивает у участников интерес к предмету. «Участие в олимпиадах играет важную роль в формировании

интеллектуально-творческого потенциала ребёнка» [2]. Будучи соревновательной по натуре, олимпиада приучает учеников к конкурентоспособности, к тому, что для получения хороших результатов требуется практика. В целом участие в олимпиадном движении даёт стимул для самосовершенствования личности обучающегося [3].

Вместе с тем следует отметить и проблемные стороны таких олимпиад: при неправильном подходе к их подготовке и проведению проигрыш на одном из этапов может оттолкнуть некоторых школьников сложностью предлагаемых заданий, и они потеряют уверенность в своих силах. Это может привести к утрате интереса в решении сложных заданий и последующему отказу от участия в мероприятиях такого рода. Под лозунгом защиты персональных данных_могут не публиковаться протоколы олимпиад, что не даёт возможности участникам сравнить свои результаты. Тем не менее перед каждым этапом олимпиады участник или его законный представитель подписывает согласие на обработку персональных данных и публикацию работы в сети в случае победы. В последние два года в связи с антиковидными мерами апелляции проводились дистанционно, поэтому у школьников не было возможности в режиме офлайн проанализировать свои ответы, детально разобраться в допущенных ошибках.

Центральные предметно-методические комиссии олимпиад, состав которых утверждает Минпросвещения, разрабатывают тексты олимпиадных заданий, критерии оценки их выполнения, форму проведения регионального и заключительного этапов. Жюри всех этапов олимпиады оценивает выполненные олим-пиадные задания. Его состав утверждается организатором определённого этапа олимпиады.

Авторы данной статьи в течение нескольких лет являются составителями заданий для муниципального этапа и членами жюри регионального этапа олимпиады по русскому языку, проводимой в школах Республики Алтай. Этот опыт, а также работа с одарёнными детьми в рамках школы «Эврика» при Горно-Алтайском государственном университете позволяют провести анализ заданий и результатов их выполнения и сделать определённые выводы.

Число участников регионального этапа олимпиады по русскому языку в нашем регионе в последние годы остается стабильно невысоким (23-29 обучающихся), но результаты уже давно не превышают необходимого порога для прохождения в следующий тур. Как отмечают исследователи, «региональный этап олимпиады по русскому языку является тем барьером, преодолеть который может далеко не каждый школьник: уровень сложности заданий по сравнению с муниципальным этапом становится намного выше, и, чтобы пройти на заключительный этап ВсОШ, необходим достаточно высокий процент правильных ответов» [4, с. 382]. В 2021-2022 учебном году в региональном этапе ВсОШ по русскому языку приняли участие 24 человека из разных школ районов Республики Алтай и города Горно-Алтайск. Анализ работ показывает, насколько участники олимпиады справились с предложенными заданиями.

В целом, анализируя результаты олимпиады по русскому языку за последние три года, мы можем обозначить, к сожалению, отсутствие положительной динамики. Следует отметить, что результаты школьников по всем видам олим-пиадных заданий показали низкий уровень, что обусловлено, с одной стороны, сложностью олимпиадных вопросов, с другой стороны, слабой подготовкой обучающихся. В сравнении с итогами позапрошлого года в этом году результаты оказались слабее по всем классам (табл. 1), максимальный набранный бал не превысил необходимого порога для прохождения в следующий тур.

Таблица 1

Средний балл по результатам олимпиады за последние три года

Класс 2020 2021 2022

9 26,4 (из 90 баллов) 11,4 (из 90 баллов) 13 (из 88 баллов)

10 26,4 (из 105 баллов) 24,4 (из 100 баллов) 12 (из 100 баллов)

11 24,8 (из 110 баллов) 23 (из 110 баллов) 18 (из 112 баллов)

Отметим, что в целом формулировка заданий для 9, 10 и 11 классов была одинакова (кроме 4 вопроса, который в 9 классе отличался от 10 и 11, а также в отдельных пунктах 5 и 7 заданий) с некоторыми усложнениями для 11 класса. В силу объёмности заданий олимпиады в данной статье будут проанализированы вопросы в общем виде, а полный комплект заданий можно найти на сайте ВсОШ [1].

Вопрос № 1, отражающий особенности диалектной фонетики (произношение первого предударного гласного звука на основе проиллюстрированных в задании примеров), выполнили многие участники, однако набрать максимально количество (20 баллов) никто не смог. Это объясняется, в том числе, и строгими требованиями к оценке вопроса. Например, в критериях ответа для проверяющих указано, что нужно учитывать связанность компонентов объяснения между собой применительно к каждому анализируемому слову. В ответе необходима была системность, обязательное указание двух взаимосвязанных признаков: характеристика ударного гласного и качество согласного, после которого находится ударный. Многие участники увидели зависимость произношения предударного гласного звука от ударного, однако провести связь с твёрдостью/мягкостью согласного, предшествующего ударному, никто не смог. Это объясняется тем фак-

том, что такая фонетическая зависимость характерна только для диалектной речи, поскольку в примерах представлен один из подтипов яканья, характеризующийся тем, что перед мягкими согласными проявляется диссимилятивность (зависимость от ударного), но перед твёрдыми всегда произносится [а].

Наиболее трудным для всех участников оказался вопрос № 2, который был либо неправильно решён, либо к его выполнению участники вовсе не приступали. Он является комплексным, включающим знания по словообразованию, лексике и морфологии. Нужно было назвать ряд слов, учитывая контекстную омонимию, паронимию, синонимию и соотнесённость с разными производящими словами. Школьникам необходимо было применить глубокие аналитические способности (что всегда не просто) и решить пять заданий в составе одного вопроса. Успешность выполнения определялась правильным ответом на первое задание, а все остальные опирались на него. Ни один участник правильно не ответил на этот вопрос и, следовательно, никто не справился с заданием в целом. Это может быть связано также, на наш взгляд, во-первых, с тем, что первое задание анализируемого вопроса ориентировано больше на отгадывание слов (контекстные антонимы: тактичный и токсичный), а последующие уже связаны с лингвистическими умениями вычленить морфемы, указать синонимы и паронимы; во-вторых, со сложностью и неоправданной информативной переполненностью некоторых формулировок задания. Например, пункт 3, в котором нужно назвать и соотнести слова токсин и синтаксический путём очень сложной цепочки, отсылающей к 1 и 2 пунктам, которые остались у участников олимпиады без ответа.

Вопрос № 3 также был представлен комплексным заданием с включением фрагментов текстов разных жанров и периодов из Национального корпуса русского языка, в которых осуществлялся поиск слов по определённым характеристикам. Участники должны были указать способ и средства словообразования слов данного ряда, частеречную принадлежность, объяснить причины частотности употребления одного из слов и определить, на чём основывается языковая игра в использовании устойчивого выражения Бог любит троицу (в тексте: «Бог Науки любит двоицу»). По данному вопросу были даны только единичные правильные ответы, при этом максимальный набранный балл 5,5 из 10 возможных баллов.

Вопрос № 4 отличался в 9 классе от заданий 10-11 классов. Нужно было найти в текстах из произведений разных писателей существительные, имеющие особенности с точки зрения грамматики современного русского языка. Речь идёт о разносклоняемых существительных, употреблённых в диалектно-просторечных формах, например: «Степан Андреянович в ответ на его требовательный взгляд пожал плечами: «С вымем неладно...», или «... одна моя нога в стреме, а другая под брюхом лошади». Эта тема изучается в шестом классе, и она направлена на запоминание нормативных в литературном языке разносклоняемых форм десяти существительных на -мя, а также слова путь. К сожалению, девятиклассники не увидели форм, которые имеют отклонения от нормы. Это говорит о том, что вопросы, напрямую относящиеся к школьной программе среднего звена, либо не усвоены участниками олимпиады, либо забыты. На наш взгляд, справиться с этим заданием не составляло большого труда.

В 10-11 классах в вопросе № 4 у выделенных устаревших глагольных форм в поэтических текстах нужно было определить инфинитив, доказывая его наличие своим примером подобной модели из современного русского литературного языка. Ответом является инфинитив *взысковать (в тексте - *взыскует, *взы-скуешь), соотносимый с моделью рисует - рисовать в современном русском языке. Далее требовалось ответить на вопрос, почему современные инфинитивы взыскать и взыскивать не могут быть соотносительными инфинитивами для глаголов в тексте. Ответ заключался в том, что эти инфинитивы в соответствии с правилами морфологии русского языка имеют другие личные формы: взыскиваю, взыскиваешь, а не *взыскую, *взыскуешь. К тому же следовало отметить, что у анализируемого глагола *взысковать неполная временная парадигма: нет форм будущего сложного и прошедшего времени. Для успешного решения этого задания также необходимо разграничить семантику устаревшего и современного глаголов (*взысковать - искать, взыскать - потребовать уплатить, привлечь к ответственности). Заключительный вопрос в этом задании, который, на наш взгляд, является самым сложным, направлен на нахождение термина русского синтаксиса - сказуемое, с подобной формой инфинитива этого глагола в XVIII веке (от глагола *сказовать). Из всех участников 10—11 классов к этому заданию приступили семь человек, при этом максимальный набранный балл составил 5,5 из 13 возможных баллов.

Вопрос № 5 включал традиционно для этой олимпиады комплекс подвопро-сов и заданий. Особенностью задания является анализ современной иноязычной профессиональной лексики, относящейся к сфере компьютерных технологий. Были предложены следующие слова: биг дата, жир, конфлюенс, гугл почта, дашборд. Участники должны были определить, во-первых, синтаксическую роль у сочетания биг дата. Сложность состояла в том, что у этого сочетания можно выделить несколько функций - определение, дополнение, обстоятельства. Во-вторых, у слова из контекста в форме «жире» определить начальную форму в соответствии с грамматикой русского языка и дать его грамматическую характеристику. Ответ заключался в том, что данное слово может иметь следующие начальные формы: жир и жирь (2 скл., м. р.), жира и жиря (1 скл., ж. р.), жиро и жире (2 скл., ср. р.), жире как пюре (нескл. сущ., ср. р.). Следует отметить, что в профессиональном языке программистов на морфологическую адаптацию

данного слова влияет нарицательное существительное жир. В целом по этому пункту можно сказать, что участникам нужно было абстрагироваться от значения слова и сосредоточить внимание на морфологической форме и возможном грамматическом значении флексии -е, опираясь на все имеющиеся в языке формы с этой флексией, а также учесть наличие неизменяемых форм, когда эта гласная входит в корень слова. В-третьих, требовалось определить синтаксическую роль слова гугл в контексте, которое являлось согласованным/несогласованным определением. Приступали к выполнению задания 16 из 24 участников, но качество выполнения было низким. Самый высокий результат - 9 баллов из 16 максимальных. Тот факт, что это задание выполнялось большей частью участников, можно объяснить тем, что вопрос касается современной компьютерной лексики, что соответствует возрастным интересам школьников.

Вопрос № 6 предполагал реконструкцию фрагментов древнерусского текста с последующим восстановлением ряда пропущенных слов, обозначенных буквами Y и N.

Бишасл* гърнТи градъ и дъльнТи градъ и по седьми дни. посла* цЪсарь слы къ ратникомъ въ гърнии градъ рече* придж съ великою силою. ратници не отъвЪ-щаша* сломъ. влЬзоша* разбоиници. и три тыслщи конникъ цЪсаря и побЪдиша* гърноградныл. и пожьгоша* и разграбиша палаты силныхъ. и дължныхъ грамоты пожгоша*. да будуть имъ помощници дължнТи, избывши дълга. и пожьгоша* всл (У)_градныА. нападоша* на (^ выдали ратници яко нЪсть имъ спасенТа.

Далее задание было связано с поиском слов одного этимологического гнезда и связанных с ним устойчивых выражений. Речь идет о слове жила (У) и устойчивых сочетаний кровь стынет в жилах, найти золотую жилу и т.д. Пропущенное слово N участники должны были определить как супостаты и подобрать к нему эквивалент (враги) из Национального корпуса русского языка. Заключительное задание в этом вопросе связано с формой глагола нлсть и его историческим развитием (нлсть/невесть/ведать). В 11 классе вопрос усложнялся ещё одним заданием: найти орфографическую ошибку, которую допустил книжник, перепутав две графически сходные буквы (тьрноградныл вместо гър-ноградныл). К выполнению задания приступили 10 из 24 участников. Максимальные набранные баллы - 11 из 20 возможных. Задание оказалось сложным, на наш взгляд, из-за большого объёма текстового материала (2,5 страницы), что требовало особой концентрации внимания, логики рассуждения, а кроме этого -использования элементов диахронического анализа.

Вопрос № 7 представлял собой перевод этого же древнерусского текста на современный язык. Обязательным условием была замена подчёркнутых в тексте слов лексемами с другим корнем (например, гърн/и и дьльши градь нужно перевести как верхний и нижний город). Приступили к выполнению задания 9 из 24 участников. Максимальный набранный балл составил 8 из 11 возможных. Традиционно это задание вызывает сложности, т. к. связано с вопросами истории языка, утраченными грамматическими формами, деэтимологизацией слов и другими языковыми процессами, которые затрудняют выполнения задания, и в целом требуют знаний, далеко выходящих за рамки школьной программы.

В целом усовершенствованный в последние годы формат заданий олимпиады по русскому языку (сокращение их количества в последние годы и увеличение объёма за счёт комплексного характера анализа языковых явлений), с одной стороны, даёт школьникам возможность представить свои ответы в более полном и доказательном виде, делает критерии оценивания этих ответов более понятными для членов жюри, но с другой стороны - существенно увеличивает время, затрачиваемое на выполнение каждого задания, а также требует системного подхода и большой концентрации внимания, способности вычленить детали и обобщить их.

В настоящее время большую помощь в подготовке к такой олимпиаде могут оказать современные книжные издания [5-8], а также специализированные сайты, например, РусОлимп [9]. Сайт состоит из нескольких разделов, в том числе «История русского языка» и «Диалектология». Работа с данными разделами предполагает поэтапную подготовку учащихся по всем уровням языка. Каждый из разделов включает в себя четыре вкладки: теоретические сведения по разделу лингвистики, словарь лингвистических терминов, «проверь себя» (вопросы с ответами для самопроверки) и контрольное тестирование. После ознакомления с теоретическим материалом, выполнения тренировочных и контрольных заданий учащимся предлагается выполнить дистанционную олимпиаду в соответствии со ступенью обучения. Предлагаются, в том числе, задания, требующие развёрнутого ответа, умения анализировать языковые единицы в тексте, что, как было освещено выше, необходимо для успешного выполнения олимпиадных заданий.

Материалы сайта нацелены на развитие умения участника олимпиады абстрактно мыслить, видеть причины тех или иных языковых изменений, вычленять языковые модели с опорой на конкретный языковой материал, проводить семантический, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический анализ предложенных примеров.

Для успешной подготовки к олимпиаде школьникам нужно также обязательно решать задания прошлых лет. Разные задания (начиная с 2005 года) и ответы к ним выложены на сайте ВсОШ в отдельном разделе. Там же можно посмотреть и видео уроки, разборы отдельных заданий школьного и муниципального этапов.

Таким образом, представленный анализ показывает необходимость системного подхода к подготовке школьников для участия в олимпиадах такого уровня.

Считаем, что для достижения более высоких результатов на региональном этапе олимпиады серьёзную подготовку нужно начинать в среднем звене школы, при этом важна систематическая работа для формирования необходимых навыков в исследовании языкового материала. Определённый вклад в эту деятельность могут внести преподаватели вузов на специальных курсах для одарённых детей, при условии регулярности их проведения.

В связи с тем, что олимпиадные задания содержат вопросы из диалектологии и истории языка и вопросы, требующие более широкого, чем предполагает школьная программа, лингвистического кругозора, то при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку этот факт необходимо учитывать. Рекомендуется уделять больше внимания процессам, происходящим при заимствовании иноя-

Библиографический список

зычных слов, переводам древнерусских текстов на современный русский язык, необходимо практиковать выполнение заданий по исторической семантике, синхронному и диахронному морфемному, словообразовательному и морфологическому анализам. Следует также нацеливать учащихся на развернутые, аргументированные ответы на олимпиадные задания, приучать их устанавливать связь с различными фактами языка, истории, подтверждать свои мысли примерами. Анализ олимпиадных работ подтвердил необходимость специальной подготовки к подобному состязанию по примерным заданиям, вопросам прошлых лет. Подготовка к олимпиаде и участие в ней предполагает глубокое погружение в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировку нестандартного мышления, развитие творческих способностей.

1. Всероссийская олимпиада по русскому языку. Available at: https://olimpiada.ru/activity/80

2. Тум Е.А. Олимпиада по русскому языку как стимул самосовершенствования личности учащихся. Гуманитарный научный вестник. 2020; № 6: 155 - 162.

3. Гоголина Т.В., Иванова Е.Н. Олимпиада по русскому языку как средство повышения мотивации школьников к изучению лингвистических дисциплин. Педагогическое образование в России. 2018; № 12: 91 - 94.

4. Каменская Т.Г., Мельникова Е.М. Итоги проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2016/2017 учебном году. Ярославский педагогический вестник. Ярославль: РИО ЯГПУ 2017; № 2: 381 - 384.

5. Тимошенко Т.Е., Хамраева Е.А. Готовимся к олимпиаде по русскому языку: практическое пособие для учителей русского языка, школьников 6-11-х классов, а также их родителей. Москва: Флинта, 2022.

6. Синельников И.Ю. Готовимся к олимпиаде по русскому языку: сборник заданий и ответов для 9-11 классов. Москва: Аркти, 2017.

7. Нелюбова Н.Я., Черепанова Н.В. Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы. Москва: Учитель, 2020.

8. Казанский Б.В. Приключения слов. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2007.

9. Подготовка учащихся к Олимпиаде по русскому языку. Available at: http://rusolimp.kopeisk.ru/

References

1. Vserossijskaya olimpiada po russkomu yazyku. Available at: https://olimpiada.ru/activity/80

2. Tum E.A. Olimpiada po russkomu yazyku kak stimul samosovershenstvovaniya lichnosti uchaschihsya. Gumanitarnyj nauchnyj vestnik. 2020; № 6: 155 - 162.

3. Gogolina T.V., Ivanova E.N. Olimpiada po russkomu yazyku kak sredstvo povysheniya motivacii shkol'nikov k izucheniyu lingvisticheskih disciplin. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018; № 12: 91 - 94.

4. Kamenskaya T.G., Mel'nikova E.M. Itogi provedeniya regional'nogo 'etapa vserossijskoj olimpiady shkol'nikov po russkomu yazyku v 2016/2017 uchebnom godu. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Yaroslavl': RIO YaGPU, 2017; № 2: 381 - 384.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Timoshenko T.E., Hamraeva E.A. Gotovimsya k olimpiade po russkomu yazyku: prakticheskoe posobie dlya uchitelej russkogo yazyka, shkol'nikov 6-11-h klassov, a takzhe ih roditelej. Moskva: Flinta, 2022.

6. Sinel'nikov I.Yu. Gotovimsya k olimpiade po russkomu yazyku: sbornik zadanij i otvetov dlya 9-11 klassov. Moskva: Arkti, 2017.

7. Nelyubova N.Ya., Cherepanova N.V. Olimpiadnye zadaniya po russkomu yazyku. 9-11 klassy. Moskva: Uchitel', 2020.

8. Kazanskij B.V. Priklyucheniya slov. Sankt-Peterburg: Azbuka-klassika, 2007.

9. Podgotovka uchaschihsya k Olimpiade po russkomu yazyku. Available at: http://rusolimp.kopeisk.ru/

Статья поступила в редакцию 30.05.22

УДК 811

Garipova A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism (Kazan, Russia),

E-mail: Alia-tggpy@mail.ru

Karimova S.G., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism (Kazan, Russia),

E-mail: ksg@telmana-edu.ru

PHRASEOLOGICAL UNITS WITH A SOMATIC COMPONENT IN MODERN ENGLISH. The study reveals the specifics of phraseological units of the English language with a somatic component. The collected phraseological units have a complement that gives the characteristics of a person's mental activity. Phrases are formed with the help of somatic components that characterize the worldview, cognition and desire to change the surrounding world, associated with being, emotions, different types of labor actions, personality temperament, etc. The researchers have studied phraseological units with somatisms, which allow to characterize details of the human mental activity. The somatic component, which is associated with the perception of the world, its cognition and change, in which associations arise with life, feelings, physical and mental work, the character of a person, actively manifests itself in the process of phrase formation. The research has shown how important it is to study somatic phraseological units as independent linguistic means that have historically undergone the least changes and which are the most consistent, stable and unchanging concepts of language. Somatic expressions are important for confirming conceptual ideas with new facts, clarifying general theoretical issues and giving critical, figurative, expressive and stylistic nuances to existing ideas. Studies have shown that somaticisms, especially those associated with the following parts of the body, such as a head, eyes, heart, throat, ears and hands, are more productive in the formation of figurative somatic phraseological compounds.

Key words: somatic phraseological units, English, problem of language, figurative and metaphorical meanings.

А.Н. Гарипоеа. канд. пед. наук., доц., Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань,

E-mail: Alia-tggpy@mail.ru

C.n Каримова, канд. филол. наук., ст. преп., Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань,

E-mail: ksg@telmana-edu.ru

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ С СОМАТИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТОМ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

В исследовании раскрываются особенности фразеологизмов английского языка с соматическим компонентом. Данные фразеологизмы дополняют характеристики умственной деятельности личности. Фразы образуются с помощью соматических компонентов, характеризующих миросозерцание, познание и желание изменить окружающий мир, ассоциирующихся с бытием, эмоциями, разными видами трудовых действий, темпераментом личности и т. д. В данной статье нами изучены фразеологические единицы с компонентом-соматизмом, позволяющие более подробно охарактеризовать умственную деятельность человека. Установлено, что соматический компонент, тесно связанный с восприятием и познанием мира, при котором могут появляться ассоциации с жизнью, чувствами, характером человека, физическим и умственным трудом, проявляет себя активно в процессе словообразования. Наши исследования показали, насколько важно изучение соматических фразеологических единиц как самостоятельных языковых средств, которые исторически претерпели наименьшие изменения и являются наиболее последовательными, стабильными и неизменными концепциями языка. Соматические выражения важны для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.