Научная статья на тему 'Олимпиада по русскому языку как средство повышения мотивации школьников к изучению лингвистических дисциплин'

Олимпиада по русскому языку как средство повышения мотивации школьников к изучению лингвистических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1085
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ / ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ / ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / ШКОЛЬНИКИ / OLYMPIAD IN THE RUSSIAN LANGUAGE / SCHOOL OLYMPIAD / LEARNING MOTIVATION / RUSSIAN LANGUAGE / METHODS OF TEACHING RUSSIAN AT SCHOOL / KNOWLEDGE TEST / LINGUISTIC TASKS / PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гоголина Татьяна Владимировна, Иванова Евгения Николаевна

В статье обобщен личный опыт авторов, занимающихся подбором и созданием олимпиадных заданий по русскому языку для школьников, позволяющий сделать вывод о том, что выполнение олимпиадных заданий стимулирует научное мышление, демонстрирует лингвистическую эрудицию, развивает творческие способности обучающихся, то есть является продуктивной формой активизации и мотивации школьников к изучению определенного предмета, в данном случае русского языка. Отбор лингвистических заданий позволяет не только проверить подготовленность учащихся к выполнению стандартных заданий, опирающихся на системные знания по предмету, очерченные школьной программой, но и определить интеллектуально-творческий потенциал обучающегося. Особое внимание уделяется таким параметрам, как способность к самостоятельному нестандартному мышлению, лингвистическая «догадка» и ее научное обоснование в рамках проблематики предложенных школьникам заданий. В статье акцентируется внимание на том, что участие школьников в олимпиадах различного ранга эффективно влияет на их подготовку по предмету. Кроме того, позволяет рационально подойти к отбору потенциальных абитуриентов вуза по конкретной специальности, дать учащимся рекомендации по выбору определенного вида профессиональной деятельности и др. В статье рассматривается использование конкретных олимпиадных лингвистических заданий, позволяющих проверить уровень подготовленности потенциальных абитуриентов к обучению в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIAD IN THE RUSSIAN LANGUAGE AS A MEANS OF INCREASING MOTIVATIONOF PUPILS TO LEARN LINGUISTIC DISCIPLINES

The article summarizes the experience of the authors involved in the selection and creation of olympiad tasks in the Russian language for schoolchildren, which makes it possible to conclude that participation in the olympiad stimulates scientific thinking, demonstrates linguistic erudition, and develops pupils’ creativity. It is a productive form of motivating schoolchildren to study a particular subject, in this case the Russian language. The selection of linguistic tasks allows not only to check the pupils' readiness to do standard tasks based on the system knowledge on the subject outlined by the school curriculum, but al-so to determine the learner’s intellectual and creative potential. Special attention is paid to such parameters as the ability for independent non-standard thinking, linguistic “guess” and its scientific substantiation within the framework of the problems proposed by the tasks. The article focuses on the fact that participation of schoolchildren in competitions of various ranks posi-tively affects their knowledge in the subject. In addition, it allows finding a rational approach to the selection of potential university applicants in a particular specialty, to give pupils career guidance advice, etc. The article discusses the use of specific olympiad linguistic tasks to check the level of potential universi-ty applicants.

Текст научной работы на тему «Олимпиада по русскому языку как средство повышения мотивации школьников к изучению лингвистических дисциплин»

УДК 372.881.161.1:371.8 ББК Ч426.819=411.2-28

ГРНТИ 14.25.19

Код ВАК 13.00.02; 13.00.08

Гоголина Татьяна Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

Иванова Евгения Николаевна,

кандидат филологических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: олимпиады по русскому языку; школьные олимпиады; учебная мотивация; русский язык; методика русского языка в школе; проверка знаний; лингвистические задания; школьники.

АННОТАЦИЯ. В статье обобщен личный опыт авторов, занимающихся подбором и созданием олимпиадных заданий по русскому языку для школьников, позволяющий сделать вывод о том, что выполнение олимпиадных заданий стимулирует научное мышление, демонстрирует лингвистическую эрудицию, развивает творческие способности обучающихся, то есть является продуктивной формой активизации и мотивации школьников к изучению определенного предмета, в данном случае — русского языка. Отбор лингвистических заданий позволяет не только проверить подготовленность учащихся к выполнению стандартных заданий, опирающихся на системные знания по предмету, очерченные школьной программой, но и определить интеллектуально-творческий потенциал обучающегося. Особое внимание уделяется таким параметрам, как способность к самостоятельному нестандартному мышлению, лингвистическая «догадка» и ее научное обоснование в рамках проблематики предложенных школьникам заданий.

В статье акцентируется внимание на том, что участие школьников в олимпиадах различного ранга эффективно влияет на их подготовку по предмету. Кроме того, позволяет рационально подойти к отбору потенциальных абитуриентов вуза по конкретной специальности, дать учащимся рекомендации по выбору определенного вида профессиональной деятельности и др.

В статье рассматривается использование конкретных олимпиадных лингвистических заданий, позволяющих проверить уровень подготовленности потенциальных абитуриентов к обучению в вузе.

Gogolina Tat'yana Vladimirovna,

Candidate of Philology, Associate Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Ivanova Evgeniya Nikolaevna,

Candidate of Philology, .Associate Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

OLYMPIAD IN THE RUSSIAN LANGUAGE AS A MEANS OF INCREASING MOTIVATION OF PUPILS TO LEARN LINGUISTIC DISCIPLINES

KEYWORDS: olympiad in the Russian language; school Olympiad; learning motivation; Russian language; methods of teaching Russian at school; knowledge test; linguistic tasks; pupils.

ABSTRACT. The article summarizes the experience of the authors involved in the selection and creation of olympiad tasks in the Russian language for schoolchildren, which makes it possible to conclude that participation in the olympiad stimulates scientific thinking, demonstrates linguistic erudition, and develops pupils' creativity. It is a productive form of motivating schoolchildren to study a particular subject, in this case the Russian language. The selection of linguistic tasks allows not only to check the pupils' readiness to do standard tasks based on the system knowledge on the subject outlined by the school curriculum, but also to determine the learner's intellectual and creative potential. Special attention is paid to such parameters as the ability for independent non-standard thinking, linguistic "guess" and its scientific substantiation within the framework of the problems proposed by the tasks.

The article focuses on the fact that participation of schoolchildren in competitions of various ranks positively affects their knowledge in the subject. In addition, it allows finding a rational approach to the selection of potential university applicants in a particular specialty, to give pupils career guidance advice, etc. The article discusses the use of specific olympiad linguistic tasks to check the level of potential university applicants.

к дной из форм мотивации учащихся 'к изучению лингвистических дисциплин может стать олимпиада по русскому языку. В современных условиях проблема «человек — язык» находится в основе решения не только собственно лингвистических, но и методических задач обучения

русскому языку, направленных на формирование развитой языковой личности, хорошо владеющей речью и способной грамотно проанализировать различные лингвистические явления.

Олимпиада — одна из традиционных и общепризнанных форм работы со школь-

© Гоголина Т. В., Иванова Е. Н., 2018

никами различных возрастных групп. Участие в олимпиадах играет важную роль в формировании интеллектуально-творческого потенциала ребенка [1; 5; 7; 8]. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к учебным дисциплинам, но и стимулируют активность обучающихся при подготовке к выполнению развивающих заданий, выходящих за рамки школьной программы, вопросов, требующих дополнительных знаний и креативного подхода к их рассмотрению.

Общие тенденции развития образования требуют такой организации учебной деятельности, в условиях которой у учащихся формировалась бы потребность в реализации интеллектуально-творческого потенциала в процессе овладения новыми знаниями, поэтому появляется необходимость в повышении внутренней мотивации ученика, так как формирование познавательной активности возможно только при условии, что деятельность, которой он занимается, ему интересна.

В настоящее время проводятся олимпиады различного уровня, в качестве подготовительного этапа — школьные олимпиады, в которых может принять участие любой желающий, интересующийся русским языком как учебным предметом.

Следующим этапом могут стать муниципальные, а затем региональные туры олимпиад по русскому языку, победители которых становятся участниками Всероссийской олимпиады школьников как самой массовой олимпиады школьников в России по ряду предметов, в том числе и по русскому языку. Из победителей отборочного этапа формируют группы кандидатов в команду России на Международную олимпиаду по конкретному предмету. Международная олимпиада предполагает соревнование в личном зачете школьников из команд разных стран мира. Обычно отбор команды идет из выпускного класса школы, что связано с тем, что многие основные темы по предметам даются школьникам в разных классах и общие знания по предмету появляются к концу школы.

Современные школьные учителя должны создавать развивающую образовательную среду, способствующую развитию возможностей каждого ребенка, а преподаватели вузов продолжать начатую в школе работу по формированию интеллектуально-креативного потенциала студента.

По нашему мнению, особый интерес представляют вузовские олимпиады, организаторами которых становятся различные вузы, некоторые из них дают льготы при поступлении в вузы победителям данных олимпиад, дают возможность школьникам

проверить уровень своей подготовленности не столько к итоговой аттестации по русскому языку, сколько к обучению в вузе по дисциплинам гуманитарного цикла.

Уральский государственный педагогический университет г. Екатеринбурга совместно с Домом учителя Уральского федерального округа на протяжении нескольких лет проводит подобную олимпиаду по русскому языку, состоящую из заочного и очного туров. Ее участниками становятся школьники и обучающиеся среднепрофес-сиональных заведений уральского региона, планирующие в дальнейшем стать студентами данного вуза или просто желающие проверить свои знания по русскому языку.

Мы являемся авторами-составителями олимпиадных заданий, охватывающих все уровни языковой системы от фонетики до синтаксиса, но особое внимание в данной статье нам хотелось бы уделить заданиям, в которых сочетаются синхронный и диахрон-ный подходы к анализу языкового материала, а также заданиям текстового характера, позволяющим создать собственные тексты в жанре сочинения-рассуждения по определенной научной проблематике. Современные школьники хорошо владеют этим типом текста, но в экзаменационной форме он обычно строится на материале художественного или публицистического текста, а мы предлагаем его создать на научном и научно-публицистическом материале. Обратимся к анализу заданий подобного рода.

Комментирование фактов современного русского языка с точки зрения его истории и использование этого материала в школе вызывает интерес многих исследователей [2; 3; 4; 6], мы не стали исключением. Ниже представлены задания, которые можно выполнить на основе знания некоторых фактов из истории русского языка, представленных в школьном курсе.

Одним из признаков старославянизмов является неполногласие. Установите соответствие между старославянским корнем и русским словом:

1. -СМРАД- а) борода

2. -ВРАН- б) солод

3. -ВРАТ- в) смородина

4. -СЛАД- г) ворона

5. -ГРАД- д) поворот

6.-БРАД- е) горожанин

Как авторы-разработчики мы напоминаем в формулировке задания один из признаков старославянизмов и предлагаем задание на соотнесение старославянских и русских элементов в огласовке слов. У учащегося есть возможность поразмышлять в процессе вы-

явления дифференцирующих элементов в словах и корнях и вывести верный ответ.

Следующее задание также связано с таким языковым явлением, как старославянизмы и их фонетическими признаками. Рассмотрим пример задания, проверяющего только знания участника олимпиады содержания темы «Старославянизмы».

Из предлагаемого списка выберите только старославянизмы:

1) печь, 2) дщерь, 3) ноктюрн, 4) вождь, 5) яблоко, 6) урод, 7) единение, 8) я, 9) нужный, 10) просвещение, 11) олень, 12) агнец, 13) ятаган, 14) барабан.

Активизации памяти и логики в рассуждении требует и следующее задание:

Буквы церковнославянского алфавита использовались и для обозначения чисел. Буквы какого алфавита выполняют такую же функцию в современном русском письме?

Этот вопрос требует и наличия некоторых фоновых знаний учащихся о графических особенностях в обозначении чисел в русском языке. Параллельно в задании школьнику ненавязчиво сообщается интересный факт, касающийся использования кириллических букв, который может заинтересовать его. Ответом на этот вопрос должно стать воспоминание о римских цифрах.

Следующее задание требует от участника размышления над лингвистическим (словарным) текстом конца XVIII в., сопоставления его с современным толкованием, известным ему из современных нормативных словарей, анализа стиля этого толкования.

Прочитайте толкование, взятое из «Словаря Академии Российской» (17891794), и определите, о чем идет речь. Текст адаптирован орфографически:

Плод древесной, овальной, с обеих концов суженной, бывающий иногда величиною в гусиное яйцо; поверхность коего морщевата, изпещрена точками; цветом бледножелтая; кожа плотная, тельная, белая, почти безвкусная; наружная же кожица желтоватая обведена веществом из пузырков кругловатых состоящим, наполненным пахучим приятным маслом; каждой пузырек снабжен отверстием, тонкою перепонкою прикрытым. Тело разделено на 9ть вместилищ, состоящее из пузырков цилиндрических, нежных, параллельно лежащих, наполненных прозрачным весьма кислым соком; в каждом вместилище находится по два семичка белых, овально выпуклых. Кожица, пахучее масло содержащая, имеет силу горячащую, укрепляющую; сок же прохлаждает;

как то, так и другое употребляется в приправах и в лекарствах.

После знакомства с примером толкования школьнику задается вопрос: «Чем данное толкование слова отличается от современного?» Предполагается, что учащийся после того, как «угадает» название толкуемого предмета, сможет дать краткий ответ, указав на энциклопедичность (всестороннее описание предмета), детальность, излишнюю подробность в характеристике. Задание, безусловно, рассчитано на лингвистическую эрудицию обучающегося.

Следующий пример также способствует активизации мышления школьника, поскольку задание исподволь сообщает некоторый факт из истории русской орфографии: случаях написания буквы «ять».

В учебниках русского языка начала XX в. было стихотворение, которое помогало обучающимся запомнить одно орфографическое правило. Выпишите название буквы церковнославянского алфавита, обозначенной в приведенном ниже фрагменте этого стихотворения, использованию которой и посвящен этот текст:

Ведай, брат, что клеть и клетка,

Решето, решетка, сетка,

Вежа и железо с ять, —

Так и надобно писать.

Задание по латинизмам проверяет языковое чутье участников олимпиады, которое является бесценным, например, в подготовке будущих студентов-филологов.

Ниже даны латинские слова и их значения. Подберите к ним родственные слова русского языка:

1. Gladius — меч.

2. Terra — земля; страна.

3. Alter — другой (из двух); один (из двух); второй.

4. Audio — слушаю, слышу.

Представим также и комплекс заданий к

смоделированному тексту об истории современного русского алфавита, предлагаемого участникам олимпиады для ознакомления, обдумывания и порождения собственного текста-рассуждения по мотивам исходного:

1. Озаглавьте его (в названии должно быть больше, чем одно слово).

2. В каком стиле написан данный текст? Ответ аргументируйте.

3. Напишите небольшое эссе на тему «Роль алфавита в изучении языка» (эссе не является пересказом исходного текста).

Такого рода задания могут быть отнесены к творческим, поскольку требуют от учащегося и создания собственного текста-комментария, и формулировки заголовка (заголовок — сильная позиция текста), и стилистического комментария предложенного текста. Задание проверяет, в первую очередь,

навыки текстопорождения и, конечно, аналитические способности школьника.

Еще одним заданием текстового характера можно считать такое:

1. Объектом изучения каких дисциплин является текст?

2. Чем лингвистическое понимание текста отличается от литературоведческого?

3. Почему сейчас возникла такая наука, как лингвистика текста? Прокомментируйте свою позицию.

Это задания для старшеклассников, изучивших базовый курс русского языка, владеющих определенным уровнем знаний по лингвистическим и литературоведче-

ским дисциплинам, способных задуматься над особенностями развития гуманитарных наук и обосновать свое видение данной научной проблемы.

Так, представленные задания на материале фактов истории языка проверяют уровень языковой подготовки (знания, умения), творческие возможности учащихся, готовность к анализу языковых фактов различных эпох, склонность к языкам. В задания необходимо включать интересные тексты, языковые примеры и иные факты, потому что могут вызывать интерес у участников-школьников, которые в значительной степени и заинтересуются проблемами лингвистики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гетманская Е. В. Олимпиада как форма взаимосвязи среднего и высшего образования // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. — Филологические науки. — 2010. — № 3. — С. 82-89.

2. Глухих Н. В. Историко-культурный блок в системе подготовки школьников к олимпиаде по русскому языку // History, languages and cultures of the Slavic peoples: from origins to the future Materials of the VI international scientific conference. — 2017. — С. 37-41.

3. Еремина С. А. Факультатив по истории языка как форма подготовки учащихся к всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку / / Филологический класс. — 2015. — № 4 (42). — С. 65-70.

4. Клинкова И. С. Особенности изучения темы «Старославянизмы» в процессе подготовки школьников к олимпиаде по русскому языку // Вестник научных конференций. —2016. —№ 9-4 (13). — С. 52-56.

5. Колтакова Е. В., Татаринова Н. В., Волкова С. Н. Олимпиады по русскому языку как инструмент поддержки талантливых школьников // Русский язык за рубежом. — 2018. — № 2 (267). — С. 94-101.

6. Крисанова И. В. Задания к олимпиадам по русскому языку (сектор «История русского языка») // Амурский научный вестник. — 2016. — № 1. — С. 106-112.

7. Пелихов Д. А. Подготовка к олимпиаде по русскому языку как форма лингводидактической работы с учащимися / / Наука ЮУрГУ : мат-лы 65-ой науч. конф. — 2013. — С. 59-63.

8. Пересецкий А. А., Давтян М. А. Эффективность ЕГЭ и олимпиад как инструмента отбора абитуриентов // Прикладная эконометрика. — 2011. — № 3 (23). — С. 41-56.

REFERENCES

1. Getmanskaya E. V. Olimpiada kak forma vzaimosvyazi srednego i vysshego obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholokhova. — Filologicheskie nauki. — 2010. — № 3. — S. 82-89.

2. Glukhikh N. V. Istoriko-kul'turnyy blok v sisteme podgotovki shkol'nikov k olimpiade po russkomu yazyku // History, languages and cultures of the Slavic peoples: from origins to the future Materials of the VI international scientific conference. — 2017. — S. 37-41.

3. Eremina S. A. Fakul'tativ po istorii yazyka kak forma podgotovki uchashchikhsya k vserossiyskoy olimpiade shkol'nikov po russkomu yazyku / / Filologicheskiy klass. — 2015. — № 4 (42). — S. 65-70.

4. Klinkova I. S. Osobennosti izucheniya temy «Staroslavyanizmy» v protsesse podgotovki shkol'nikov k olimpiade po russkomu yazyku // Vestnik nauchnykh konferentsiy. —2016. —№ 9-4 (13). — S. 52-56.

5. Koltakova E. V., Tatarinova N. V., Volkova S. N. Olimpiady po russkomu yazyku kak instrument pod-derzhki talantlivykh shkol'nikov / / Russkiy yazyk za rubezhom. — 2018. — № 2 (267). — S. 94-101.

6. Krisanova I. V. Zadaniya k olimpiadam po russkomu yazyku (sektor «Istoriya russkogo yazyka») // Amurskiy nauchnyy vestnik. — 2016. — № 1. — S. 106-112.

7. Pelikhov D. A. Podgotovka k olimpiade po russkomu yazyku kak forma lingvodidakticheskoy raboty s uchashchimisya / / Nauka YuUrGU : mat-ly 65-oy nauch. konf. — 2013. — S. 59-63.

8. Peresetskiy A. A., Davtyan M. A. Effektivnost' EGE i olimpiad kak instrumenta otbora abiturientov // Prikladnaya ekonometrika. — 2011. — № 3 (23). — S. 41-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.