Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОНЛАЙН-КОНКУРСА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХМАО-ЮГРЫ'

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОНЛАЙН-КОНКУРСА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХМАО-ЮГРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-КОНКУРС / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синявский Николай Иванович, Дронь Антон Юрьевич, Фурсов Алексей Валерьевич, Ракина Анастасия Алексеевна

Методика и организация исследования. В конкурсе приняло участие 25 обучающихся в 6-7 классах детей с задержкой психического развития образовательных учреждений ХМАО-Югры. Конкурс проводится в форме онлайн-тестирования теоретических знаний с использованием системы прокторинга (онлайн-контроля за прохождением испытания). Результаты исследования и выводы. Конкурс профессионального мастерства среди обучающихся детей с задержкой психического развития общеобразовательных организаций ХМАО-Югры «Лучший по предмету “Физическая культура”» позволил выявить проблемы, как содержательного характера, так и методического характера в преподавании учебного предмета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синявский Николай Иванович, Дронь Антон Юрьевич, Фурсов Алексей Валерьевич, Ракина Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RESULTS OF AN ONLINE COMPETITION ON THE SUBJECT OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION OF THE KHMAO- YUGRA

Methodology and organization of the study. The competition was attended by 25 children studying in grades 6-7 with mental retardation in educational institutions of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra. The competition is held in the form of online testing of theoretical knowledge using the proctoring system (online control over the passage of the test). Research results and conclusions. The contest of professional skills among students of children with mental retardation of general education organizations of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra "The best in the subject "Physical Culture" " allowed to identify problems of both a substantive nature and a methodological nature in teaching an educational subject

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОНЛАЙН-КОНКУРСА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХМАО-ЮГРЫ»

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОНЛАЙН-КОНКУРСА ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ХМАО-ЮГРЫ

Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Антон Юрьевич Дронь, кандидат биологических наук, доцент, Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Анастасия Алексеевна Ракина, магистрант, Сургутский государственный педагогический университет

Аннотация

Методика и организация исследования. В конкурсе приняло участие 25 обучающихся в 6-7 классах детей с задержкой психического развития образовательных учреждений ХМАО-Югры. Конкурс проводится в форме онлайн-тестирования теоретических знаний с использованием системы прокторинга (онлайн-контроля за прохождением испытания). Результаты исследования и выводы. Конкурс профессионального мастерства среди обучающихся детей с задержкой психического развития общеобразовательных организаций ХМАО-Югры «Лучший по предмету "Физическая культура"» позволил выявить проблемы, как содержательного характера, так и методического характера в преподавании учебного предмета

Ключевые слова: онлайн-конкурс, обучающиеся с задержкой психического развития, теоретические задания, учебный предмет «физическая культура»

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p278-282

ANALYSIS OF THE RESULTS OF ONLINE COMPETITION ON THE SUBJECT OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION OF THE

KHMAO-YUGRA

Nikolay Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, Anton Yuryevich

Dron, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Alexey Valerievich Fursov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Anastasia Alekseevna Rakina, the master's student, Surgut State Pedagogical University

Abstract

Methodology and organization of the study. The competition was attended by 25 children studying in grades 6-7 with mental retardation in educational institutions of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra. The competition is held in the form of online testing of theoretical knowledge using the proctoring system (online control over the passage of the test). Research results and conclusions. The contest of professional skills among students of children with mental retardation of general education organizations of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra "The best in the subject "Physical Culture" " allowed to identify problems of both a substantive nature and a methodological nature in teaching an educational subject

Keywords: online competition, students with mental retardation, theoretical tasks, subject "physical culture".

ВВЕДЕНИЕ

Исследуемая проблема остаётся сегодня недостаточно изученной в теории и методически неразработанной в практике применения конкурсных испытаний как оценки предметных результатов по физической культуре [1, 2, 3, 4].

Изучение учебного предмета «Физическая культура» вносит весомый вклад в общую систему оздоровительной и коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с задержкой психического развития. В связи с вышеизложенным, выявление особенностей применения конкурсных испытаний как оценки предметных результатов по физической культу -

ре у детей с задержкой психического развития является актуальным направлением современной системы адаптивной физической культуры.

Применение в образовательном процессе конкурсных испытаний по предмету физическая культура у детей, имеющих задержку психического развития, как оценки предметных результатов по физической культуре, позволит выявить «пробелы» в теоретических знаниях обучающихся, а также повысит мотивацию к занятиям физической культурой в школе и даст возможность учителям по физической культуре применять конкурсы, как новое средство оценки предметных результатов по физической культуре у детей с задержкой психического развития.

Цель исследования - выявить уровень знаний по предмету «Физическая культура» участников онлайн - конкурса среди обучающихся у детей с задержкой психического развития общеобразовательных организаций ХМАО-Югры.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В конкурсе приняло участие 25 детей (16 юношей и 9 девушек) с ОВЗ из образовательных учреждений ХМАО-ЮГРЫ. Программа конкурса в 2021 году представляла собой тестовое задание из 30 вопросов. Задания представлены в закрытой форме, то есть, с предложенными вариантами ответов (задания представлены в форме незавершенных утверждений, которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными, при выполнении заданий необходимо было выбрать правильное завершение из предложенных вариантов) и в открытой форме, предполагающие самостоятельный поиск ответа. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные завершения, а также частично соответствующие смыслу утверждений. Правильным является то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения. Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл, неправильное - 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать каждый участник - 30 баллов. Конкурс проводится в форме онлайн-тестирования с использованием системы прокторинга (онлайн-контроля за прохождением испытания). Продолжительность теоретико-методического испытания составляла 45 минут.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретические задания по предмету «Физическая культура» для участников онлайн конкурса среди обучающихся у детей с задержкой психического развития общеобразовательных организаций ХМАО-Югры были разработаны согласно УМК «Школа России» на основе учебника в соответствии с рабочей программой по физической культуре для учащихся 5-9 классов (автор В. И. Лях).

Анализ выполнения заданий конкурса среди обучающихся, имеющих задержку психического развития общеобразовательных организаций «Лучший по предмету физическая культура» в 2021 г. конкурса представленный на рисунке 1 показал, что заданиями в полном объеме справились только 4 юношами (16 %) из 16 участников.

На вопрос об исторических основах олимпийского движения ответили 18% юношей или 3 человека и 0% девушек, а с основными понятиями олимпийского движения разобрались только 84% (7 чел.) девушек.

На вопрос о специфической направленности физического воспитания ответили 75% девушек или 6 участниц, а о характеристике физической нагрузки знают 29% девушек (2 чел.) и 16% юношей (4 чел.).

Правильно ответили на вопрос о характеристике разделов физической культуры 65% (6 чел.) девушек и 16% юношей (4 чел.), формы организации занятий в физическом воспитании умеют различать 28% (2 чел.) девушек и 30% (6 чел.) юношей. Задания где необходимо дать характеристику техники физических упражнений не вызвали затруднений у 42% (4 чел.) девушек и 78% (15 чел.) юношей.

Исторические основы физкультурно-спортивной деятельности Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности

Воспитание физических качеств

Характеристика соревнований по видам спорта

Терминологические сочетания упражнений в физической культуре

Основные понятия физических качеств

Специфические условия, способствующие решению задач физического воспитания

Определение физического качества

Исторические основы разделов физической культуры по видам спорта Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений

Характеристика техники физических упражнений

Формы организации занятий в физическом воспитании

Характеристика разделов физической культуры

Характеристика физической нагрузки

Специфическая направленность физического воспитания

Основные понятия олимпийского движения Исторические основы олимпийского движения

_| 4%

0%

^ Девушки -I Юноши

27%

18%

41%

45%

_1 51%

45% 50%

51%

42%

25%

Ж 60% 56%

56%

25%

20%

28%

50%

± 53%

42%

75%

0%

84%

0% 0%

18%

Рисунок 1 - Показатели выполнения теоретических заданий в закрытой форме конкурса среди обучающихся, имеющих задержку психического развития (п=25), %

Справились с ответами на задание о спортивно-оздоровительных системах физических упражнений 28% (2 чел.) девушек и 53% (10 чел.) юношей, определили физические качества 50% (4 чел.) девушек и 20% (4 чел.) юношей, специфические условия, способствующие решению задач физического воспитания знают 56% (5 чел.) девушек и 25% (5 чел.) юношей, определяют основные понятия физических качеств 56% (5 чел.) девушек и 25% (5 чел.)

С заданием о терминологических сочетаний упражнений в физической культуры справились 4% (1 чел.) девушек и 51% (10 чел.) юношей,

Правильный ответ на вопрос о воспитании физических качеств дали 45% (4 чел.) девушек и 51% (10 чел.) юношей.

С заданием по разделу «медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности» справились 18% (3 чел.) девушек и 41% (7 чел.) юношей

Затруднения были вызваны у учащихся по разделу «исторические основы физкультурно-спортивной деятельности» где правильно ответили только лишь 27% (5 чел.) юношей. Задания в открытой форме, где обучающимся без предложенных вариантов ответов. необходимо самостоятельно подобрать определение, которое, завершая высказывание, образует истинное утверждение.

Согласно данных на рисунке 2, на вопрос о спортивном инвентаре ответили правильно все на вопрос на вопрос об Олимпиаде ответили все участники (100%), про ГТО

правильно ответили 30 % (3 чел.) девушки и юноши 40% (6 чел.), о стихотворении, которое представил Пьер де Кубертеном на конкурс искусств Игр V Олимпиады 1912 г. правильно ответили 30 % (3 чел.) девушки и юноши 50% (8 чел.).

Вопрос о ГТО

Стихотворение Пьера де Кубертена (27)

Вопрос об Олимпиаде (26)

и Девушки J Юноши

Рисунок 2 - Показатели выполнения теоретических заданий в открытой форме конкурса среди обучающихся, имеющих задержку психического развития общеобразовательных организаций (n=25), %

ВЫВОД

Таким образом, наиболее сложными для участников конкурса явились тесты открытой формы, предполагающие поиск ответа, исходя из имеющихся теоретических знаний. Необходимо отметить , обучающихся имеющих задержку психического развития небольшой словарный запас, расплывчивость понятий, низкий уровень восприятия, малой подвижностью мышления, примитивность ощущений, интересов. Обучающимся тяжело справиться с заданием, содержащим несколько ответов , или с заданием, требующим определенных правил, т.е. имеется проблема овладением алгоритмом как таковым.

Основные затруднения у юношей возникли по вопросам основных понятий олимпийского движения, специфической направленности физического воспитания и характеристике техники физических упражнений, а у девушек - терминологические сочетания упражнений в физической культуры, исторические основы физкультурно-спортивной деятельности и олимпийского движения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Отношение школьников к участию во всероссийской олимпиаде по предмету "Физическая культура" в аспекте социологического анализа / Е.В. Киселева, М.В. Жийяр, Т.В. Левченкова, В.Б. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 2. - С. 77-79.

2. Симонова Е.А Мотивационно-ценностные траектории участников олимпиады по физической культуре / Е.А. Симонова, М.В. Базилевич // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 12. - С. 18-20.

3. Анализ результатов конкурса «Лучший по предмету «Физическая культура» среди обучающихся общеобразовательных организаций ХМАО-Югры / Синявский Н.И., Фурсов А.В., Дронь А.Ю., Васильев В.В.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2020.- № 1. -С. 20-22.

4. Чесноков Н.Н. Исследование качества заданий теоретико-методического тура олимпиады по предмету "Физическая культура" / Н.Н. Чесноков, А.И. Замогильнов, Д.А. Володькин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 175-184.

REFERENCES

1. Kiseleva E. V., Zhiber M. V., Levchenkova T. V., Solovyov V. B. (2017), "The attitude of schoolchildren to participation in the All-Russian Olympiad on the subject "Physical Culture" in the aspect of sociological analysis", Physical culture: upbringing, education, training, No. 2, pp. 77-79.

2. Simonova E. A., Bazilevich M. V. (2017), "Motivational and value trajectories of participants of the Olympiad in physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 18-20.

3. Sinyavsky N. I., Fursov A.V., Dron A. Yu., Vasiliev V. V. (2020), "Analysis of the results of the competition "The best in the subject "Physical Culture" among students of general education organizations of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug", Physical culture: upbringing, education, training, No. 1, pp. 20-22.

4. Chesnokov N. N., Zamogilnov A. I., Volodkin D. A. (2015), "Research of the quality of tasks of the theoretical and methodological round of the Olympiad on the subject "Physical Culture"", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 7 (125), pp. 175-184.

Контактная информация: leeg86rus@mail.ru, nsin1967@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.09.2021

УДК 796.012.1

МОНИТОРИНГ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ СТУДЕНТОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К МЕДИЦИНСКИМ ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ

Александра Владимировна Соколова, старший преподаватель, Татьяна Владимировна Моор, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Александровна Моисеенко,

кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск; Тамара Генриховна Селецкая, старший преподаватель, Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассмотрены вопросы распределения студентов по медицинским группам на основании заключения врачебной комиссии, для занятий физической культурой и спортом. Проведен анализ отчетной документации, отражающий принадлежность студентов к медицинским группам здоровья на протяжении последних 6 лет. Установлено, что ежегодно снижается число заведомо здоровых студентов, что по нашему мнению, связано с большой учебной нагрузкой в медицинском университете.

Ключевые слова: медицинские группы, группы здоровья, студенты, физическая культура,

спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p282-285

MONITORING OF BELONGING OF STUDENTS OF THE FAR EASTERN STATE MEDICAL UNIVERSITY TO MEDICAL HEALTH GROUPS

Aleksandra Vladimirovna Sokolova, the senior teacher, Tatiana Vladimirovna Moor, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Aleksandrovna Moiseenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far Eastern State Medical University, Khabarovsk, Tamara Genrikhovna Seletskaya, the senior teacher, Pacific State Medical University,

Vladivostok

Abstract

The article considers the issues of distribution of students into medical groups based on the conclusion of the medical commission, for physical culture and sports. The analysis of the reporting documentation reflecting the students' belonging to medical health groups over the past 6 years has been carried out. It is established that the number of obviously healthy students decreases annually, which is associated with a large academic load at a medical university.

Keywords: medical groups, health groups, students, physical education, sports.

Важнейшей проблемой современного общества является значительное ухудшение физической подготовленности и состояние здоровья современного студенчества. Представители данной категории все чаще подвержены заболеваниям опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной системам, важнейшей причиной такого процесса может быть недостаток двигательной активности и должной физической нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.