Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА "ЛУЧШИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"'

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА "ЛУЧШИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЗАДЕРЖКА / УЧАСТНИК КОНКУРСА / ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дронь Антон Юрьевич, Ракина Анастасия Алексеевна, Дронь Юлия Андреевна

Введение. Для коррекции проблем и развития личности детей школьного возраста с задержкой психического развития особое значение имеет правильная постановка оценки предметных результатов по предмету «физическая культура». Методы исследования - изучение и анализ научно-методической литературы, обобщение передового практического опыта, педагогическое наблюдение, методы математической статистики. Результаты, полученные в процессе проведения эксперимента указывают на неготовность педагогов школ г. Сургута и Сургутского района к внедрению новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, использования образовательных ресурсов, реализации инновационных проектов и программ в образовательный процесс по предмету «Физическая культура», а также формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой. Вывод - полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство школьников испытывают значительные трудности при выполнении заданий конкурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дронь Антон Юрьевич, Ракина Анастасия Алексеевна, Дронь Юлия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS BASED ON THE RESULTS OF THE COMPETITION "THE BEST IN PHYSICAL EDUCATION SUBJECT"

Introduction. In order to correct the problems and develop the personality of the children of school age with delay in mental development, it is of particular importance to correctly assess the subject results in the subject "physical culture". Research methods - study and analysis of scientific and methodological literature, synthesis of best practice, pedagogical observation, methods of mathematical statistics. The results obtained during the experiment indicate the lack of readiness of teachers of schools in Surgut and Surgut district to introduce the new methods of training and education, the educational technologies, the use of educational resources, the implementation of innovative projects and programs in the educational process in the subject "Physical culture," as well as the formation of motivation among the students for regular physical education. Conclusion - the obtained results of the study indicate that most schoolchildren experience significant difficulties in fulfilling the tasks of the competition.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА "ЛУЧШИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"»

учетом полового признака свидетельствует о достоверном приросте (p<0,05) координационных и скоростно-силовых способностей нижних конечностей (в прыжке вверх) у мальчиков и скоростно-силовых способностей нижних (в прыжке в длину) и верхних конечностей и скоростной выносливости у представителей обоего пола.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о гетерохронном изменении отдельных показателей физической подготовленности у мальчиков и девочек 8 и 9 лет, занимающихся теннисом. Что, на наш взгляд, актуализирует вопросы изучения возможности дифференцированного подхода к планированию содержания физической подготовки и оставляется открытым вопрос целесообразности реализации тренировочного процесса со смешанным наполнением у представителей изученных половозрастных групп.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джумок, А.А. Физическое развитие детей 8-12 лет занимающихся и не занимающихся теннисом / Джумок А. А., Мамедова А. А., Брагина А.И//В Современные подходы в подготовке баскетболистов и волейболистов : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Московская государственная академия физической культуры. - Москва, 2017. - С. 34-39.

2. Джумок, А.А. Гендерные различия физического развития теннисистов 8-12 лет / А.А. Джумок // Теннис - вчера, сегодня, завтра. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Москва, 2016. - С. 30-34.

3. Матвеев, Ю.А. Возрастная физиология: учебное пособие для студентов педагогических высших физической культуры и образовательную деятельность по специальности 44.03.01 - Педагогическое образование; профиль подготовки «Физическая культура» / Ю.А. Матвеев - Москва : МГПУ, 2018. - 18 с.

REFERENCES

1. Dzhumok, A.A., Mamedova, A.A. and Bragina, A.I (2017), "Physical development of children 8-12 years old, playing and not playing tennis", Modern approaches in the training of basketball and volleyball players. Materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation, Moscow State Academy of Physical Culture, Moscow,- pp. 34-39.

2. Dzhumok, A.A. (2016), "Gender differences in the physical development of tennis players 812 years old", Tennis - yesterday, today, tomorrow, materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, Moscow, pp. 30-34.

3. Matveev, Yu.A. (2018), "Age physiology": textbook for students ofpedagogical higher physical education and educational activities in the specialty 44.03.01 - Pedagogical education; training profile "Physical culture", MGPU, Moscow.

Контактная информация: sawa_fresh-art@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.05.2021

УДК 371.72

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА «ЛУЧШИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА»

Антон Юрьевич Дронь, кандидат биологических наук, доцент, Анастасия Алексеевна

Ракина, студент, Сургутский государственный педагогический университет, Юлия Андреевна Дронь, инструктор-методист, Спортивная школа «Виктория», Сургут

Аннотация

Введение. Для коррекции проблем и развития личности детей школьного возраста с задержкой психического развития особое значение имеет правильная постановка оценки предметных ре-

зультатов по предмету «физическая культура». Методы исследования - изучение и анализ научно-методической литературы, обобщение передового практического опыта, педагогическое наблюдение, методы математической статистики. Результаты, полученные в процессе проведения эксперимента указывают на неготовность педагогов школ г. Сургута и Сургутского района к внедрению новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, использования образовательных ресурсов, реализации инновационных проектов и программ в образовательный процесс по предмету «Физическая культура», а также формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой. Вывод - полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство школьников испытывают значительные трудности при выполнении заданий конкурса.

Ключевые слова: физическая культура, психическое развитие, задержка, участник конкурса, обучающийся.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p112-116

ANALYSIS OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS BASED

ON THE RESULTS OF THE COMPETITION "THE BEST IN PHYSICAL EDUCATION SUBJECT"

Anton Yuryevich Dron, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Anastasia Ale-kseevna Rakina, the student, Surgut State Pedagogical University; Julia Andreevna Dron, the instructor-methodologist, Sports school "Victoria"

Abstract

Introduction. In order to correct the problems and develop the personality of the children of school age with delay in mental development, it is of particular importance to correctly assess the subject results in the subject "physical culture". Research methods - study and analysis of scientific and methodological literature, synthesis of best practice, pedagogical observation, methods of mathematical statistics. The results obtained during the experiment indicate the lack of readiness of teachers of schools in Surgut and Surgut district to introduce the new methods of training and education, the educational technologies, the use of educational resources, the implementation of innovative projects and programs in the educational process in the subject "Physical culture," as well as the formation of motivation among the students for regular physical education. Conclusion - the obtained results of the study indicate that most schoolchildren experience significant difficulties in fulfilling the tasks of the competition.

Keywords: physical culture, mental development, delay, competition participant, student.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура составляет важную часть оздоровительной и воспитательной работы в образовательной школе. Она является мощнейшим средством укрепления здоровья и правильного развития детей с задержкой психического развития, у которых, при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития, наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности и эмоциональная неустойчивость [2].

Как отмечает Синявский Н.И., в своем исследовании, в принятой концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, отмечается, что в методическом обеспечении учебного предмета недостаточное внимание уделяется: созданию современных, научно обоснованных технологий обучения в области физической культуры и спорта, а также современным методам и средствам обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Конкурсы по физической культуре среди школьников, имеющих задержку психического развития, направлены, прежде всего, на пропаганду физической культуры, приобщение обучающихся к ценностям физической культуры, формирования у них знаний в

области физической культуры и навыков ведения здорового образа жизни, а также на объективную оценку физических способностей, демонстрацию навыков и двигательных возможностей [1, с. 311].

Особое значение для коррекции проблем и развития личности детей школьного возраста с задержкой психического развития имеет правильная постановка оценки предметных результатов по предмету «физическая культура» школьников с задержкой психического развития.

Цель исследования - выявление динамики уровня результатов участников конкурса «Лучший по предмету физическая культура» среди обучающихся, имеющих задержку психического развития, общеобразовательных организаций г. Сургута и Сургутского района, как показателя качества образования по предмету «Физическая культура».

Задачи исследования:

1. Проанализировать результаты участников конкурса среди обучающихся, имеющих задержку психического развития, «Лучший по предмету физическая культура».

2. Разработать рекомендации по совершенствованию конкурсных испытаний обучающихся, имеющих задержку психического развития, по предмету «Физическая культура».

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение и анализ научно-методической литературы, обобщение передового практического опыта, педагогическое наблюдение, методы математической статистики. Для достижения поставленной цели был проведен анализ результатов выполнения заданий конкурса среди обучающихся, имеющих задержку психического развития, общеобразовательных организаций г. Сургута и Сургутского района «Лучший по предмету физическая культура», в период с 2019 г. по 2020 г. За два года в конкурсе приняли участие ученики 67 классов, с задержкой психического развития, обучающихся в образовательных учреждениях г. Сургута и Сургутского района.

Конкурс проводится кафедрой «Теории и методики физического воспитания» БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет» с 2019 года, в спортивном зале БУ ВО «СурГПУ». К участию в конкурсе допускались учащиеся 6-х классов общеобразовательных учреждений, имеющих задержку психического развития, в составе 4 человек (2 юноши + 2 девушки). Программа конкурса представляет собой только практическое задание, представляющее собой комплексную полосу препятствий, состоящую из следующих испытаний: прыжок в длину с места; челночный бег 3*6 м; метание теннисного мяча в цель; координационная лестница; веерный бег; прыжки через барьеры; ведение и бросок баскетбольного мяча в кольцо.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

В ходе исследования было установлено, что за 2019 и 2020 гг., в конкурсе приняло участие 31 юноша и 14 девушек. Следует отметить, что в анализируемом периоде, количество юношей, участников конкурса, превышало количество девушек. Но, анализируя динамику количества участников заметно в 2020 г., по сравнению с 2019 г. снизилось общее количество участников конкурса (девушек на 4 человека и юношей на 3 человека) (рисунок 1).

Динамика результатов участников конкурсов 20019-2020 гг., согласно рисунку 2 говорит о том, что в 2020 г.: у юношей произошло снижение показателей результатов: низкий уровень - на 12%, средний уровень - на 1%, выше среднего уровня - на 2%, и увеличился показатель результата ниже среднего - на 15%.

20 15 10 5

17 14

о

9

5

-1

2019 г. 12020 г.

Юноши

Девушки

Рисунок 1 - Количество участников конкурса среди обучающихся имеющих задержку психического развития (юноши) общеобразовательных организаций г. Сургута и Сургутского района «Лучший по предмету физическая культура» в 2019 и 2020 гг., чел.

80 60 40 20 0

65 64

12

0

17 15

2019 г.

2020 г.

00

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

Рисунок 2 - Результаты практических этапов конкурсов среди обучающихся, имеющих задержку психического развития (юноши) общеобразовательных организаций г. Сургута и Сургутского района «Лучший по предмету

физическая культура» в 2019 и 2020 гг., %

На рисунке 3 мы можем наблюдать, что у девушек разница результатов 2019 г. и 2020 г. представляет собой снижение показателей результатов выше среднего уровня - на 33%, и увеличение результатов среднего уровня - на 13%, увеличение результатов ниже среднего уровня - на 20%, не изменились показатели низкого и высокого уровней.

67 80

ч>

0 0 20 0 Ч/ 33 0 0 0 -1

2019 г.

2020 г.

Низкий

Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

Рисунок 3 - Результаты практических этапов конкурсов среди обучающихся, имеющих задержку психического развития (девушки) общеобразовательных организаций г. Сургута и Сургутского района «Лучший по предмету

физическая культура» в 2019 и 2020 гг., %

Обобщая данные испытаний практических заданий конкурсов среди обучающихся, имеющих задержку психического развития общеобразовательных организаций г. Сургута и Сургутского района «Лучший по предмету физическая культура», можно сделать вывод о том, что результаты школьников в 2020 г., по сравнению с 2019г., тали хуже. Различия в результатах, рассчитанные по и-критерию Манна-Уитни (при уровне Р = 0,95 (а = 0,05)), не были выявлены.

Результаты, полученные в процессе проведения эксперимента, могут быть связаны с неготовностью педагогов школ г. Сургута и Сургутского района к внедрению новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, использования образовательных ресурсов, реализации инновационных проектов и программ в образовательный процесс по предмету «Физическая культура», а также формирования у обучающихся мотивации к регулярным занятиям физической культурой, а также минимальным участием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных формах кон -

0

0

курсных мероприятий. Организаторам конкурса рекомендуем разрабатывать усложненные, но доступные для возраста, заявленного в конкурсе, задания, включать в программу конкурса новые физкультурно-спортивные виды, популярные среди школьников.

ВЫВОДЫ

Таким образом, полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство школьников испытывают значительные трудности при выполнении заданий конкурса. Результаты практических заданий указывают на необходимость совершенствования работы по формированию различных физических способностей. Это можно объяснить тем, что заболевания, которыми страдают представленные ученики, мешают выполнять упражнения силовой направленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Оценка теоретической и физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций ХМАО-Югры по результатам проведения конкурса «Лучший по предмету физическая культура» / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, Р.И. Садыков, Н.Н. Синявский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 311-315.

2. Стекольщиков, В.В. Особенности планирования и проведения занятий физической культурой в коррекционных классах / В.В. Стекольщиков. -2917. - URL: https://videouroki.net/razrabotki/mietodichieskoie-posobiie-osobiennosti-planirovaniia-i-proviedieniia-zaniatii-fi.html (дата обращения: 06.04.2021).

REFERENCES

1. Sinyavsky, N.I., Fursov, A.V., Sadykov, R.I. and Sinyavsky, N.N. (2019), "Evaluation of the theoretical and physical readiness of the students of the general educational organizations of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Ugra according to the results of the competition "The best in the subject of physical culture"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 311-315.

2. Stekolschikov, V.V. (2017), Features of planning and conducting physical culture lessons in correctional classes, available at: https://videouroki.net/razrabotki/mietodichieskoie-posobiie-osobiennosti-planirovaniia-i-proviedieniia-zaniatii-fi.html (accessed 04 June 2021).

Контактная информация: leeg86rus@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.05.2021

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЖЧИН

Алексей Олегович Егорычев, доктор педагогических наук, доцент, Сергей Петрович Мещеряков, доцент, Нелли Васильевна Зырянова, кандидат биологических наук, преподаватель, Наталия Викторовна Титушина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, Москва

Аннотация

Введение - в прошедшем году население нашей страны впервые столкнулось с вынужденной самоизоляцией. В период ограничений недостаток двигательной активности отмечали более 70% студентов. Контрольные испытания физической подготовленности студентов после выхода из самоизоляции выявили снижение двигательных способностей студентов в отдельных тестах. Цель настоящего исследования - анализ влияния периода самоизоляции на уровень физической подготовленности студентов-мужчин. Методика и организация исследования - проводились контрольные испытания в беге на 100 м и 3000 метров и в подтягиваниях на высокой перекладине; проводился анализ результатов с использованием перцентильных шкал и методов описательной статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.