Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА СУРГУТА'

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА СУРГУТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / 1-11 КЛАССЫ / ТЕСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПРЕДМЕТ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Синявский Николай Иванович, Фурсов Алексей Валерьевич, Нацаренус Наталья Николаевна, Гельфанд Инна Михайловна

В статье представлены результаты Всероссийского мониторинга физической подготовленности обучающихся образовательных организаций г. Сургута. Получены результаты исследования уровней физической подготовленности среди 44341 обучающихся 1-11 классов из общеобразовательных организаций города Сургута. По результатам мониторинга у 4906 обучающихся выявлен низкий уровень физической подготовленности, что составляет 11,1%; средний уровень физической подготовленности был выявлен у 23943 обучающихся, что составляет 54%; высокому уровню физической подготовленности соответствуют 15492 обучающихся, что соответствует 34,9%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Синявский Николай Иванович, Фурсов Алексей Валерьевич, Нацаренус Наталья Николаевна, Гельфанд Инна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF SURGUT

The article presents the results of the All-Russian monitoring of physical fitness of students of educational organizations in Surgut. The results of the study of the levels of physical fitness among 44572 students of grades 1-11 from general educational organizations of the city of Surgut were obtained. According to the monitoring results, 4906 students showed a low level of physical fitness, which is 11.1%; the average level of physical fitness was revealed in 23943 students, which is 54%; 15492 students correspond to a high level of physical fitness, which corresponds to 34.9%.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА СУРГУТА»

REFERENCES

1. Belyaev, A.V. (2006), Volleyball, Physical culture and sport, Moscow.

2. Boychenko, S.D. (2003) "On some aspects of the concept of coordination and coordination abilities in physical education and sports training", Theory and practice physical culture, No. 8. рр. 15-18.

3. Marchuk, S.A. (2017), "Sports and gaming method in the psychophysical training of railway university students", Modern problems of science and education, No. 5, available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=26855 (accessed of January 2021).

4. Mokhova, K.S., Witman, D.Yu. and Bobrovsky, D.A. (2020), "Methodology for the development of coordination abilities in volleyball lessons", Human Health, Theory and Methodology of Physical Culture and Sports, No. 2, pp. 280-285.

Контактная информация: ikaliuta@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.02.2021

УДК 371.72

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА СУРГУТА

Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Николаевна Нацаре-

нус, кандидат педагогических наук, Инна Михайловна Гельфанд, магистрант, Сургутский государственный педагогический университет

Аннотация

В статье представлены результаты Всероссийского мониторинга физической подготовленности обучающихся образовательных организаций г. Сургута. Получены результаты исследования уровней физической подготовленности среди 44341 обучающихся 1-11 классов из общеобразовательных организаций города Сургута. По результатам мониторинга у 4906 обучающихся выявлен низкий уровень физической подготовленности, что составляет 11,1%; средний уровень физической подготовленности был выявлен у 23943 обучающихся, что составляет 54%; высокому уровню физической подготовленности соответствуют 15492 обучающихся, что соответствует 34,9%.

Ключевые слова: мониторинг, обучающиеся, физическая подготовленность, 1-11 классы, тестовые упражнения, предмет «Физическая культура».

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p292-296

MONITORING OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF SURGUT

Nikolay Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexey Va-lerievich Fursov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Nikolaevna Natsarenus, the candidate of pedagogical sciences, Inna Mikhailovna Gelfand, the master student, Surgut State Pedagogical University, Surgut

Abstract

The article presents the results of the All-Russian monitoring of physical fitness of students of educational organizations in Surgut. The results of the study of the levels of physical fitness among 44572 students of grades 1-11 from general educational organizations of the city of Surgut were obtained. According to the monitoring results, 4906 students showed a low level of physical fitness, which is 11.1%; the average level of physical fitness was revealed in 23943 students, which is 54%; 15492 students correspond to a high level of physical fitness, which corresponds to 34.9%.

Keyword: monitoring, students, physical fitness, grades 1-11, test exercises, subject "Physical culture".

Одним из важнейших направлений Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» является проведение единого всероссийского мониторинга физической подготовленности обучающихся в образовательных организациях.

В настоящее время в основу оценки физической подготовленности обучающихся положены государственные требования Комплекса ГТО [1, 3, 6, 7].

В соответствии с Концепцией преподавания предмета «Физическая культура» реализация основных общеобразовательных программ должна предусматривать применение новых средств оценки результатов обучения, физического развития, определения показателей здоровья и физической подготовленности обучающихся [2, 4, 5].

Внедрение единого мониторинга физической подготовленности обучающихся в образовательных организациях имеет первостепенное значение, поскольку позволяет провести анализ состояния физической подготовленности и внести коррекцию содержания программы по предмету «Физическая культура» с учётом личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе, а также принять конструктивные решения для управления процессом физического воспитания.

Цель исследования - обобщение результатов исследования физической подготовленности обучающихся основной медицинской группой здоровья на основе данных всероссийского мониторинга, получение необходимой информации для принятия обоснованных решений по укреплению здоровья обучающихся в общеобразовательных организациях города Сургута.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мониторинг физической подготовленности осуществлялся на основе тестовых упражнений, которые характеризуют оценку уровней двигательных способностей обучающихся: скоростных (бег на 30 м (сек.)), координационных (чел. бег 3*10 м (сек.)), ско-ростно-силовых (пр./дл. с места (см)), силовых (девушки - поднимания туловища за 1 мин. (раз): юноши - подтягивания из виса на высокой перекладине (раз)), а также выносливости (бег на 300 м., 500 м, 1000 м) и гибкости (наклон вперед из положения сидя (см)). В исследовании приняло участие 50211 испытуемых обучающихся г. Сургута. Из них 44572 обучающихся, которые отнесены к основной медицинской группе, что составляет 88,8%. Количество сдавших тесты от общей численности обучающихся с основной группой здоровья составляет 44341 обучающийся или 99,5%.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ состояния физической подготовленности обучающихся г. Сургута проводился на основе тестовых упражнений для 1-11 классов по предмету «Физическая культура», которые характеризуют показатели двигательных способностей у обучающихся: скоростных, координационных, скоростно-силовых, силовых, а также выносливости и гибкости. Результаты анализа уровня физической подготовленности представлены на рисунке 1.

Анализ результатов выполнения тестовых упражнений в первых классах по предмету «Физическая культура» позволил выявить у 507 обучающихся низкий уровень физической подготовленности, что составляет 9,1%; на средний уровень выполнили тестовые упражнения 3079 обучающихся, что процентах составляет 55,1%; на высокий уровень 2000 обучающихся что, соответствует 35,8%.

Во 2-х классах низкий уровень физической подготовленности был выявлен у 517 обучавшихся, что составляет 10,1%; средний уровень у 2721 обучающихся, что процентах составляет 52,9%; высокий уровень выявлен у 1906 обучающихся что, соответствует 37,1%.

Выполнивших тестовые упражнения в 3-х классах по предмету «Физическая культура» на низкий уровень составляет 580 обучавшихся, что соответствует 11,9%; на средний уровень выполнили 2720 обучающихся, что процентах составляет 55,9%; на высокий 1564 обучающихся, что составляет 32,2%.

В 4-х классах, тестовые упражнения на низкий уровень выполнили 611 обучавшихся, что составляет 13,4%; на средний уровень 2538 обучающихся, что процентах со -ставляет 55,7%; на высокий уровень выполнили 1409 обучающихся что, соответствует 30,9%.

100%

80% 35,8% 37,1% 32,2% 30,9% 35,9% 35,2% 34,9% 32,5% 35,5% 38,9% 40,3%

60%

40% 55,1% 52,9% 55,9% 55,7% 54,7% 49,7% 54,6% 55,9% 54,0% 50,4% 51,1%

20%

0% [9.5% 15,1% 8,6%

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11-е классы

низкий уровень средний уровень высокий уровень

Рисунок 1 - Анализ выполнения уровней физической подготовленности 1-11 классов по предмету «Физическая

культура» (п=44341)

С тестовыми упражнениями в 5-х классах низкий уровень физической подготовленности был выявлен у 415 обучавшихся, что составляет 9,5%; средний уровень был выявлен у 2389 обучающихся, что процентах составляет 54,7%; на высокий уровень выполнили тестовые упражнения 1567 обучающихся, что соответствует 35,9%.

Тестовые упражнения в 6-х классах по предмету «Физическая культура» на низкий уровень выполнили 599 обучающихся, что составляет 15,1%; на средний уровень выполнили 1979 обучающихся, что в процентах составляет 49,7%; на высокий уровень выполнили тестовые упражнения 1401 обучающихся, что соответствует 35,2%.

В 7-х классах, справившихся с тестовыми упражнениями по предмету «Физическая культура», на низкий уровень составляет 445 обучающихся, что соответствует 10,5%; на средний уровень выполнили 2303 обучающихся, что процентах составляет 54,6%; на высокий уровень 1474, или 34,9% обучающихся.

Тестовые упражнения в 8-х классах по предмету «Физическая культура» на низкий уровень выполнили 470 обучавшихся, что составляет 11,7%; на средний уровень выполнили 2252 обучающихся, что процентах составляет 55,9%; на высокий уровень 1310 обучающихся, что соответствует 32,5%.

В 9-х классах по предмету «Физическая культура» тестовые упражнения на низкий уровень физической подготовленности выполнили 364 обучающихся, что составляет 10,5%; на средний уровень 1876 обучающихся, что процентах составляет 50,0%; на высокий уровень 1234 обучающихся, что соответствует 35,5%.

В 10-х классах, справившихся с тестовыми упражнениями по предмету «Физическая культура» на низкий уровень 225 обучающихся, что составляет 10,7%; на средний уровень выполнили тесты 1059 обучающихся, что процентах составляет 50,4%; на высокий уровень 816 обучающихся что, соответствует 38,9%.

Тестовые испытания в 11-х классах выполнили на низкий уровень физической подготовленности 173 обучавшихся, что составляет 8,9%; на средний уровень 1027 обучающихся, что процентах составляет 51,1%; на высокий уровень выполнили 811обучающихся, что соответствует 40,3%.

ВЫВОДЫ

Полученные данные о физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального округа города Сургута позволили выявить, что из

44341 обучающихся выполнили тестовые упражнения по предмету «Физическая культура» на высокий уровень 15492 обучающихся, что соответствует 34,9%; на средний уровень 23943 обучающихся, что процентах составляет 54,0%; на низкий уровень 4906 обучающихся, что составляет 11,1%.

Полученные данные мониторинга помогут провести анализ состояния физической подготовленности обучающихся города Сургута и внести соответствующие коррективы, спланировать содержание и здоровьесберегающую направленность образовательного процесса по предмету «Физическая культура», а также принять конструктивные решения для управления процессом физического воспитания в образовательных организациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Особенности планирования и реализации программы подготовки к испытаниям комплекса «Готов к труду и обороне» с учетом приоритетов школьников России (на примере подростков 13-15 лет) / С.П. Аршинник, В.В. Лысенко, Е.Г. Костенко, О.С. Толстых // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8., № 3. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/21PDMN320.pdf (дата обращения 01.01.2021).

2. Состояние физической подготовленности 11-классников и студентов, поступивших на первый курс в высшее учебное заведение / Е.В. Гарина, Н.Н. Воронова, С.В. Першиков, А.М. Шульгин, Н.И. Смирнова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5 (183). -С. 84-90.

3. Зюрин Э.А., Управление физическим воспитанием учащихся образовательных учреждений в условиях деятельности школьного физкультурно-спортивного клуба / Э.А. Зюрин, В.А. Куренцов, М.Р. Сяфуков // Вестник спортивной науки. - 2017. - № 3. - С. 45-49.

4. Лутковская О.Ю. Динамика физической подготовленности детей среднего и старшего школьного возраста / О.Ю. Лутковская // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2. № 2. С. 44-49.

5. Матвеев А.П. Образовательный модуль «общая физическая подготовка» в структурной организации содержания учебной дисциплины «Физическая культура» / А. П. Матвеев, Э. А. Зюрин, Е.Н. Петрук // Вестник спортивной науки. - 2019. - № 1. - С. 71-74.

6. Синявский Н.И. Мониторинг готовности подростков к выполнению нормативов комплекса ГТО / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, В.Ю. Лосев // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 11. - С. 98-100.

7. Черкасов В.В. Исследование результатов испытаний I-IV ступеней комплекса «Готов к труду и обороне» в аспекте изменения нормативных требований / В.В. Черкасов, Е.А. Лапаев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 474-476.

REFERENCES

1. Arshinnik, S.P., Lysenko, V.V., Kostenko, E.G. and Tolstykh, O.S. (2020), "Features of planning and implementation of the training program for the tests of the "Ready for labor and defense" complex, taking into account the priorities of Russian schoolchildren (on the example of teenagers 13-15 years old)", Mir nauki. Pedagogy and psychology, Vol. 8, No. 3, available at: https://mir-nauki.com/PDF/21PDMN320.pdf (data accessed 01.01.2021).

2. Garina, E.V., Voronova, N.N., Pershikov, S.V., Shulgin, A.M. and Smirnova, N.I. (2020), "The State of physical fitness of 11th graders and students who entered the first year of higher education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (183). pp. 84-90.

3. Zyurin, E.A., Kurentsov, V.A. and Syafukov, M.R. (2017), "Management of physical education of students of educational institutions in the conditions of school sports club activity", Bulletin of sports science, No. 3, pp. 45-49.

4. Lutkovskaya, O.Y. (2017), "Dynamics of physical fitness of children of middle and senior school age", Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 2, No. 2, pp. 44-49.

5. Matveev A.P., Zyurin, E.A. and Petruk, E.N. (2019), "Educational module "General physical training" in the structural organization of the content of the discipline "Physical culture"", Bulletin of sports science, No. 1, pp. 71-74.

6. Sinyavsky N.I., Fursov, A.V. and Losev, V.Yu (2020), "Monitoring of readiness of teenagers to fulfill the standards of the GTO complex", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 98-100.

7. Cherkasov, V.V. and Lapaev, E.A. (2020), "Research of test results of I-IV stages of the complex "Ready for labor and defense" in the aspect of changes in regulatory requirements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 474-476.

Контактная информация: fursovav@bk.ru

Статья поступила в редакцию 29.01.2021

УДК 378.14.015.62

ПОИСК ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Елена Александровна Слушкина, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Александровна Дерябина, старший преподаватель, Елена Сергеевна Воробьева, старший преподаватель, Уральский федеральный университет, Екатеринбург

Аннотация

В статье обсуждаются вопросы улучшения качества обучения по физической культуре в высшем учебном заведении на примере Уральского федерального университета. Целью данного исследования было: определение и обоснование организационно-методических условий, позволяющих повысить интерес к дисциплине «Физическая культура». Авторами были применены следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме; педагогическое наблюдение; анкетный опрос студентов. В работе представлены результаты анкетированного опроса о причинах пропусков, в опросе участвовали студенты основной медицинской группы из разных спортивных отделений. Основной причиной пропусков является болезнь - 62,9%, достаточно большой процент пропусков по обыкновенному нежеланию - 18,2%, на третьем курсе неявка на занятия по физической культуре становится еще выше в связи с материальным положением. Авторами поднимается проблема пробелов в теоретических знаниях студентов по предмету «Физическая культура»; в статье приоритетными условиями, мотивирующими студентов на занятия физической культурой, называются разнообразные по своей форме и содержанию занятия, а также занятия, объединяющие в себе, как цели педагогов, так и желания студентов; в работе рекомендованы направления по повышению мотивации к занятиям физической активностью молодежи. Результаты опроса показали, что как показал опрос, высказываются за необходимость занятий физической культурой - 86,2% студентов и лишь 13,8% говорят, что такой необходимости нет. Первый курс в большинстве своем приходит на физкультуру за оценкой, а вот старшие курсы уже идут из интереса и желания повысить свои физические данные и укрепить здоровье. Важность данного исследования отражена во взаимосвязи повышения физической активности современной молодежи с повышением уровня их здоровья и с повышением качества физкультурного образования в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: физическая культура, образование, студенты, мотивация, посещение занятий.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p296-299

SEARCH FOR WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF PHYSICAL EDUCATION IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Elena Aleksandrovna Slushkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Alexandrovna Deryabina, the senior teacher, Elena Sergeevna Vorobyeva, the senior teacher, Ural Federal University, Yekaterinburg

Abstract

The article discusses the issues of improving the quality of teaching physical culture in a higher educational institution on the example of the Ural Federal University. The purpose of this study was: determination and substantiation of organizational and methodological conditions, allowing increasing interest in the discipline "Physical culture". The authors used the following research methods: the analysis and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.