УДК 376.37
Вингольц Е.В.
магистрант, кафедры логопедии и детской речи Новосибирский государственный педагогический университет
(г. Новосибирск, Россия)
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕ
Аннотация: представлен анализ коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений атрибутивного словаря у младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: относительные, качественные, притяжательные прилагательные, семантические поля, критерий Манна-Уитни.
Исследовательская работа проводилась с декабря 2023 года по апрель 2024 года на логопедических занятиях. С учетом скорой утомляемость детей с задержкой психического развития, а также неустойчивость их внимания, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение детей с одной формы работы на другую [1, с. 96].
Для обоснования эффективности представленной нами методики развития на контрольном этапе исследования после осуществленной нами логопедической работы по развитию атрибутивного словаря у младших школьников с задержкой психического развития, посещающих первые классы, была проведена повторная диагностика уровня сформированности изучаемого компонента с использованием той же методики исследования.
Методика включает восемь этапов исследования, в которые состоят из проб, направленных на выявление сформированности всех компонентов атрибутивного словаря.
Смысл первого этапа было отметить, насколько увеличился активный и пассивный объем словаря прилагательных, а также умение детей образовывать отношения между изученными прилагательными и объектами. Часть дидактического картинного материала была заменена. При проверке цветов у экспериментальной группы девять детей из десяти корректно назвали все цвета. Обучающийся под номером два не сумел вспомнить название фиолетового цвета.
Итак, у обучающихся экспериментальной группы осуществилась явная положительная динамика: количество ошибок снизилось. У испытуемых контрольной группы положительная динамика наблюдается, но она является незначительной.
На следующем этапе мы выявляли умение детей подбирать прилагательные с противоположным и схожим по смыслу значением.
С данное задание сделали большинство детей. Отметим детей под номером два и пять, экспериментальной группы, которые верно назвали некоторые антонимичные и синонимичные пары. При диагностике на констатирующем этапе оба ребенка не смогли понять задание и подобрать лексемы. Таким образом дети устанавливают связи между лексемами и организовывают семантические поля. У респондентов экспериментальной группы, число ошибок, связанных с подбором синонимов и антонимов к именам прилагательным снизилось. Абсолютно верное употребление всего словарного материала отмечается у двоих обучаемых.
Младшие школьники с задержкой психического развития контрольной группы, неизменно подбора антонима заменяли приставкой «не». Например: «длинный - недлинный», «большой - небольшой», «красивый - некрасивый» и т.п.
В итоге дети экспериментальной группы, в сравнении с контрольной группой, точнее справились с заданием на подбор родственных слов. Дети
экспериментальной группы правильно подобрали родственные слова к лексемам «огромный» (9 детей), «смелый» (9 детей), «печальный» (6 детей), «радостный» (8 детей).
Исследование умение детей образовывать прилагательные с ласкательным значением.
У младших школьников с задержкой психического развития контрольной группы встречались ошибки в образовании прилагательных с ласкательным значением. Например, испытуемые предлагали такие неверные ответы: «низкий» (3 ребенка), «очень низкий» (5 детей). В экспериментальной группе количество ошибок на контрольном этапе значительно сократилось.
Подавляющая часть экспериментальной группы, верно, образовала слова «беленький» (9 детей), «серенький» (8 детей), «тёпленький» (8 детей), «вкусненький» (9 детей). Также 3 ребенка (под номером 3,5,6) экспериментальной группы абсолютно верно выполнили это задание, образовав все необходимые имена прилагательные с ласкательным значением.
Умение распространять предложения, добавляя к предметам определения с опорой на сюжетную картинку - следующий этап.
Как раньше, некоторые дети контрольной группы (5 детей) нуждались в наводящих вопросах, подсказках, но до проведения формирующего этапа в помощи взрослого нуждались все младшие школьники.
Ошибки у обучающихся экспериментальной группы (10 детей) было допущено меньше, чем на констатирующем этапе. Вместе с тем, и в экспериментальной группе, и в контрольной группе сохранилась тенденция: (3 ребенка в экспериментальной группе и 7 детей в контрольной группе) употребления одних и те же прилагательных во всех предложениях, хотя количество подобранных прилагательных значительно увеличилось.
В целом у младших школьников с задержкой психического развития экспериментальной группы, по сравнению с обучающимися контрольной группы, прослеживается положительная динамика, связанная с употреблением имён прилагательных в структуре предложений.
Проверка сформированности семантических полей, умение проводить качественный анализ и на его основе выделять лишнее (неподходящее) к остальным слово. У многих обучающихся практически не было затруднений найти такую лексему среди семантически далеких, но детям под номером два и пять, экспериментальной группы, требовалась помощь. Обучающиеся под номером один, четыре и шесть, экспериментальной группы, смогли объяснить свой выбор, выделяя признак для дифференциации. При выявлении неподходящего слова среди семантически близких фонем сложности возникли у четверых детей. Но подсказки помогли установить верные семантические отношения и обнаружить лишнее слово. В связи с этим, мы можем утверждать, что у большей части детей семантические поля и лексические отношения между словами сформированы на должном уровне.
Умение обучающихся образовывать относительные прилагательные -следующий этап. Относительные прилагательные - не вызывали затруднений. Младшие школьники под номером два и девять, экспериментальной группы, справились с заданием с маленькими подсказками и самостоятельно исправляли допускаемые ошибки.
Обучающиеся контрольной группы назвали много относительных прилагательных. Но наблюдались ответы, при которых дети неверно изменяли форму слова (6 детей), добавляя аффиксы после корня, используя единую словообразовательную форму. Подавляющее большинство обучающихся экспериментальной группы справились с заданием, верно изменяя форму слова (6 детей).
При исследовании качественных прилагательных обучаемые, верно, подбирали атрибутивы к изображаемым объектам и явлениям, вербальные парафазии практические не наблюдались. В ходе изучения притяжательных прилагательных обучающиеся экспериментальной группы свободно выполнили с первой частью, в которую входит называние прилагательных, касающихся объектов (мамин, папин, бабушкин). Многие верно называли атрибутивы, относящиеся к животным (заячий, медвежий, лисий). Маленькая часть
обучающихся допускала единичные ошибки из-за использования одинаковой словообразовательной модели, но уточняющие вопросы помогли дать правильный ответ.
Образовывание притяжательных прилагательных. Просьба назвать прилагательные, употребляемые младшими школьниками в обиходно-бытовой речи, не приводила к сложностям (9 детей) (те, которые относятся к их родственникам). Так же обучающиеся экспериментальной группы справились с заданием лучше контрольной группы, верно, изменяя форму слова
Результаты обучающихся экспериментальной группы, показали значительное увеличение уровня сформированности словаря прилагательных по сравнению с детьми контрольной группы. Шесть обучающихся, экспериментальной группы, на этапе завершения логопедической работы имеют высокий уровень развития атрибутивного словаря. У них достаточный пассивный и активный словарный запас, сформированы разряды прилагательных. Младшие школьники способны устанавливать синонимичные и антонимичные пары, в том числе и на основе контекста. При этом допускают единичные ошибки, которые способны исправить сами, без помощи со стороны.
Четверо обучающихся, экспериментальной группы, по окончанию коррекционно-логопедической работы имеют средний уровень развития. В том числе и младшие школьники под номером 2,9 и 10, у которых на формирующем этапе отмечался низкий уровень развития.
Итак, дети экспериментальной группы (10 детей) и контрольной группы (10 детей) лучше справились с диагностическими заданиями на завершающем этапе исследования.
Количество детей со средним уровнем увеличилось, а с низким уровнем сократилось. Эти данные свидетельствуют об эффективности проведенной нами логопедической работы.
Для оценки достоверности полученных на контрольном этапе исследования результатов был проведен расчет значимости количественных различий с использованием Критерия Манна-Уитни.
Нами были сопоставлены результаты выявления уровня развития атрибутивного словаря у младших школьников с задержкой психического развития, полученные входе формирующего этапа исследования и после проведённой логопедической работы у экспериментальной группы.
По формуле Манна-Уитни был рассчитан эмпирический критерий и его показание сравнивалось с критическим. Полученное эмпирическое значение иэмп (7,5) находится в зоне значимости.
Таким образом, во время контрольного этапа исследования было проведено обследование уровня сформированности атрибутивного словаря у детей 6-8 лет с задержкой психического развития. Осуществлен качественный и количественный анализ полученных данных. На основании которого, в экспериментальной группе, у четырех детей имеется высокий уровень сформированности словаря прилагательных, у шести- средний. Это подтверждает эффективность осуществления целенаправленной логопедической работы по развитию атрибутивного словаря у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. Москва: АРКТИ, 2000. 208 с.
Wingolts E.V.
Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)
ANALYSIS OF RESULTS OF CORRECTIONAL SPEECH THERAPY WORK ON DEVELOPMENT OF ATTRIBUTIVE VOCABULARY IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION AT CONTROL STAGE
Abstract: the analysis of correctional speech therapy work on overcoming violations of the attributive vocabulary in younger schoolchildren with mental retardation is presented.
Keywords: relative, qualitative, possessive adjectives, semantic fields, Mann-Whitney criterion.