Научная статья на тему 'Анализ результатов исследования по формированию грамотности учащихся в области укрепления здоровья'

Анализ результатов исследования по формированию грамотности учащихся в области укрепления здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
501
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ГРАМОТНОСТЬ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / HEALTH / HEALTH STRENGTHENING / COMPETENCE IN HEALTH STRENGTHENING / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Баукина Любовь Владимировна

Обоснована актуальность культуры здоровья и рефлексивных умений анализировать свои действия по укреплению здоровья в современном мире. Представлены результаты исследования, направленного на формирование грамотности учащихся гимназии в области укрепления здоровья, на основе рефлексивно-культурологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Баукина Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RESULTS IN RESEARCH FOCUSED ON FORMATION STUDENTS' COMPETENCE IN HEALTH STRENGTHENING

The topicality of health culture and reflexive abilities to analyze own actions on health strengthening in a modern world is substantiated. The results of research focused on formation of gymnasium students' competence in health strengthening are presented. The research is carried out on reflexive and culturological approaches.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов исследования по формированию грамотности учащихся в области укрепления здоровья»

УДК 371.7 ББК 4421.354

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Л.И. Савва, Л.В. Баукина

Магнитогорский государственный университет

ANALYSIS OF RESULTS IN RESEARCH FOCUSED ON FORMATION STUDENTS’ COMPETENCE IN HEALTH STRENGTHENING

L. Savva, L. Baukina Magnitogorsk State University

Обоснована актуальность культуры здоровья и рефлексивных умений анализировать свои действия по укреплению здоровья в современном мире. Представлены результаты исследования, направленного на формирование грамотности учащихся гимназии в области укрепления здоровья, на основе рефлексивно-культурологического подхода.

Ключевые слова: здоровье, укрепление здоровья, грамотность в области укрепления здоровья, педагогические условия.

The topicality of health culture and reflexive abilities to analyze own actions on health strengthening in a modern world is substantiated. The results of research focused on formation of gymnasium students’ competence in health strengthening are presented. The research is carried out on reflexive and culturological approaches.

Keywords: health, health strengthening, competence in health strengthening, pedagogical conditions.

Социально-экономические изменения в обществе, происходящие в последние годы, негативно влияют на духовное и физическое здоровье подрастающего поколения. В последнее время многими исследователями отмечено снижение уровня здоровья детского населения [2, 4, 7]. В законе РФ «Об образовании» [6] в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизация учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ответственного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Это значит, что все усилия участников образовательного процесса должны быть направлены на формирование мотивации здорового образа жизни, изменение отношения обучающихся к своему здоровью, повышение культуры здорового образа жизни детей.

В констатирующем этапе эксперимента участвовали 683 учащихся на базе общеобра-

зовательных школ № 20, 21,3, гимназии № 14 г. Белорецка, из них 288 детей начальной школы, 230 учащихся среднего звена и 225 старшеклассников.

Одной из наиболее нелегких задач констатирующего этапа эксперимента стало обоснование критериев и показателей эксперимента.

При определении критериев и показателей проанализирован ряд источников. Большое внимание на формирование знаний о здоровом образе жизни обращает внимание Соловьева Н.И. [12]. По ее мнению эти знания расширяют кругозор личности, способность к созидательной деятельности. Безруких Н.А. [1] относит в этот компонент представления о сущности здорового образа жизни и путях приобщения к нему. У Жданова С.И. [5] когнитивный компонент представлен концепцией здоровья, включающей в себя обыденные и научные знания о природе, сущности челове-

ка, его здоровье и факторах сохранения. Халилов А.Б. [13] под мотивами здорового образа жизни понимает целую систему осознанных побуждений, активизирующих и направляющих проявления личности в различных сферах жизнедеятельности с позиции ценностей своего здоровья. Похожее описание критериев отмечено в работе Вахитова P.P. [3], Мулявиной Э.В. [9], Мещеряковой Г.П. [8], Рыловой Н.Т. [11].

Целью нашего исследования явилось обеспечение эффективной реализации развития грамотности учащихся в области укрепления здоровья. В соответствии с этим в качестве критериев для определения эффективности организации работы по укреплению здоровья учащихся выбраны следующие: когнитивный, деятельностно-мотивационный, результативный.

Для оценки когнитивного критерия нами определены следующие показатели: знания о здоровье и здоровом образе жизни, знания о вредных привычках и их влиянии на здоровье человека.

В качестве показателей для оценки дея-тельностно-мотивационного критерия выбраны показатели: потребность учащихся в здоровом образе жизни, мотивация учащихся к занятиям физической культурой, умение вести здоровый образ жизни.

Показателем результативного критерия являются уровень заболеваемости детей, состояние физического здоровья.

В табл. 1 нами представлены все показатели и диагностические методики, соответст-

вующие критериям. Выбранные нами методики являются адаптированными и хорошо известны в научной литературе.

Использование нескольких методик для диагностики того или иного компонента позволяет получить более объективную картину за счет сопоставления данных.

Кроме этого, мы считаем, что наиболее плодотворным в нашем случае является уров-невый подход к выбору основных критериев. Он позволяет проанализировать динамику изучаемого процесса как переход школьников от одного уровня к другому по каждому критерию. Нами определены следующие уровни по каждому критерию: высокий, средний и низкий.

Не менее важной задачей было определение показателей и обоснование механизма перевода качественных показателей в количественные.

При этом мы руководствовались следующими принципами:

- максимальной независимостью критериев друг от друга;

- диагностичностъю признаков, входящих в систему оценки достигнутого результата;

- однозначностью выделения диагностируемого качества;

- наличием «инструмента» для измерения;

-возможностью шкалирования измеряемого признака.

Сравнение результатов констатирующего этапа (табл. 2) эксперимента позволяет нам с достаточной степенью уверенности выявить явное преобладание низкого и среднего уров-

Таблица 1

Критерии, показатели и методики определения уровня грамотности учащихся в области укрепления здоровья

Критерии Показатели Диагностические методики по определению показателей

Когнитивный Знания о здоровье и здоровом образе жизни Анкета «Что ты знаешь о здоровье», разработанная Государственным научно-исследовательским центром профилактической медицины М3 РФ

Знания о вредных привычках и их влиянии на здоровье человека

Деятельностно- мотивационный Потребность учащихся в здоровом образе жизни Методика «Ваш стиль жизни», Рожнов Р.В. [10]

Уровень мотивации учащихся к выбору здорового образа жизни «Индекс отношения к здоровью и здоровому образу жизни», Дерябо С.Д., Ясвин В.А. [10]

Умение вести здоровый образ жизни Анкета «Цените ли вы свое здоровье»

Результативный Оценка уровня заболеваемости Методика «Определение коэффициента заболеваемости группы учащихся» Компьютерный валеологический мониторинг

Состояние физического здоровья

Таблица 2

Результаты констатирующего этапа эксперимента по оценке уровня грамотности учащихся в области укрепления здоровья в разных образовательных учреждениях

Группы Уровень грамотности учащихся по укреплению здоровья К-во человек в группе

Низкий Средний Высокий

к-во % к-во % к-во %

ЭГ-20 95 56 53 31 22 13 170

ЭГ-21 94 55 54 32 23 13 171

ЭГ-3 96 56 53 31 23 13 172

ЭГ-Г 90 53 56 33 24 14 170

Данные констатирующего этапа эксперимента по среднему распределению учащихся по уровням грамотности в области укрепления здоровья

ня грамотности учащихся в области укрепления здоровья во всех четырех группах: учащихся МОБУ СОШ № 20 г. Белорецк (ЭГ-20), МОБУ СОШ № 21 г. Белорецк (ЭГ-21), МОБУ СОШ № 3 г. Белорецк (ЭГ-3), МОБУ Гимназия № 14 г. Белорецк (ЭГ-Г).

На рисунке дано наглядное представление результатов рассматриваемого констатирующего этапа эксперимента по измерению уровней грамотности учащихся в области укрепления здоровья, обучающихся в разных школах и гимназии г. Белорецка.

Проведенный констатирующий этап эксперимента показал, что в сложившейся системе традиционной работы общеобразовательных учреждений развитие грамотности учащихся в изучаемой нами области не соответствует современным требованиям. Это позволило нам сформулировать общий вывод о необходимости введения специальных педагогических условий, направленных на эффективное развитие грамотности учащихся в области укрепления здоровья.

Согласно гипотезе исследования формирование грамотности учащихся гимназии в области укрепления здоровья будет более эффективным, если будет реализован следующий комплекс педагогических условий: активное

применение методов, направленных на осознание здоровья как ценности, обеспечение педагогической поддержки рефлексивного управления в области укрепления здоровья; интеграция знаний учащихся о здоровье человека в образовательном процессе.

В экспериментальной базе для формирующего эксперимента были выбраны 3 экспериментальные (ЭГ-1,ЭГ-2, ЭГ-3) и 3 контрольные группы (КГ-1, КГ-2, КГ-3) из учащихся 2-11 классов МОБУ гимназии № 14 (общей численностью 450 школьников, включающих учащихся начальной, общей и средней (полной) школы). Особое внимание уделено тому, что экспериментальные группы были типичными по наполняемости и по исходному уровню знаний в области укрепления здоровья. Выбор групп обусловлен необходимостью доказать эффективность введения комплекса педагогических условий в экспериментальных группах и сравнить результаты в группах учащихся разного возраста.

Анализ результатов формирующего эксперимента позволяет нам отметить стабильный рост гимназистов, перешедших на более высокий уровень грамотности. Однако эти изменения наблюдаются только в экспериментальных группах (табл. 3).

Таблица 3

Результаты формирующего этапа эксперимента по изменению уровня грамотности учащихся гимназии в области укрепления здоровья

Г руппы Уровень грамотности учащихся К-во человек в группе

Низкий Средний Высокий

к-во % к-во % к-во %

ЭГ-1 (Н) 39 52 25 33 11 15 75

ЭГ-1 (К) 26 35 27 36 22 29 75

ЭГ-2 (Н) 38 51 26 35 И 15 75

ЭГ-2 (К) 24 32 28 37 23 31 75

ЭГ-З(Н) 40 53 25 33 10 13 75

ЭГ-З(К) 25 33 27 36 23 31 75

КГ-1 (Н) 40 53 26 35 9 12 75

КГ-1(К) 37 49 29 39 9 12 75

КГ-2 (Н) 40 53 26 35 9 12 75

КГ-2 (К) 37 49 28 37 10 13 75

КГ-3 (Н) 41 55 25 33 9 12 75

КГ-3 (К) 38 51 28 37 9 12 75

Как следует из этой табл. 3, на начало формирующего эксперимента в экспериментальных группах 14 % гимназистов имели высокий уровень грамотности в области укрепления здоровья, 34 % - средний уровень и 52 % - низкий уровень.

На конец формирующего эксперимента в экспериментальных группах 30 % гимназистов вышли на высокий уровень грамотности в области укрепления здоровья, 37 % - достигли среднего уровня и 33 % осталось на низком уровне.

Сопоставление приведенных выше данных показало, что в экспериментальных группах количество учащихся с низким уровнем грамотности в интересующей нас области уменьшилось в 1,6 раз, а со средним и высоким уровнем увеличилось соответственно в 1,1 раза и в 2,1 раза.

Проанализируем изменения в контрольных группах. На начало эксперимента здесь данные мало отличаются от экспериментальных групп. В контрольных группах 12 % учащихся гимназистов имели высокий уровень, 34 % - средний уровень и 54 % - низкий уровень. Сравнение этих данных с данными в экспериментальных группах показывает, что на начало формирующего эксперимента группы были примерно равны относительно уровня грамотности в области укрепления здоровья. За время эксперимента в контрольных группах произошли следующие изменения: основная часть гимназистов (50 %) по третьему критерию имели низкий уровень, 38 % -средний уровень 12 % - высокий грамотности в области укрепления здоровья.

Итак, анализ полученных данных формирующего эксперимента по изменению уровня грамотности учащихся гимназии в области укрепления здоровья показал, что введение комплекса педагогических условий эффективно влияет на изменение когнитивного критерия (то есть с изменением знаний учащихся в изучаемой области), деятельностно-мотива-ционного критерия (то есть умений и мотивов укреплять свое здоровье) и результативного критерия (то есть получаемых результатов в области укрепления здоровья) и в целом на формирование грамотности учащихся в области укрепления здоровья. Отсюда следует, что выдвинутая нами гипотеза исследования нашла свое подтверждение, а сформулированная цель достигнута.

Литература

1. Безруких, Н.А. Формирование установки студентов на здоровый образ жизни в образовательном процессе профессиональной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Безруких. - Саратов: [б. и.], 2006. - 22 с.

2. Вайнер, Э.Н. Реформа школьного образования и проблема здоровья учащихся / Э.Н. Вайнер // Валеология. - 2002. - № 1. -С. 13-15.

3. Вахитов, P.P. Формирование здорового образа жизни студентов университета на основе механизмов рефлексии: автореф. дис. ... канд. пед. наук / P.P. Вахитов. - Магнитогорск: [б. и.], 2007. - 21 с.

4. Дрибинский, П.Л. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего

школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / П.Л. Дрибинский. - Смоленск: [б. и.], 2009. - 21 с.

5. Жданов, С.И. Педагогические условия формирования у студента вуза субъектной позиции оздоровительной направленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.И. Жданов. - Челябинск: [б. и.], 2009. -23 с.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании». -М.: Эксмо, 2010. - 208 с.

7. Кучма, В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В.Р. Кучма. - М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2001. - 376 с.

8. Мещерякова, Г.П. Организационно-пе-дагогическое обеспечение реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Г.П. Мещерякова. - Ставрополь: [б. и.], 2006. -24 с.

9. Мулявина, Э.А. Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников:

автореф. дис. ... канд. пед. наук / Э.А. Мулявина. - Екатеринбург: [б. и.], 2007. - 23 с.

10. Преемственность формирования культуры здоровья учащихся в образовательной среде региона: коллективная моногр. / науч. ред. Р.В. Рожнов. - Пенза: Информ.-издат. центр ПГУ, 2006. -104 с.

11. Рылова, Н.Т. Организационно-педаго-гические условия создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук/Н.Т. Рылова. - Кемерово: [б. и.], 2007. - 22 с.

12. Соловьева, Н.И. Здоровьесберегающая система образования в обеспечении формирования культуры здорового образа жизни учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.И. Соловьева. - Ставрополь: [б. и.], 2005. -24 с.

13. Халилов, А.М. Педагогические условия формирования здоровьесберегающих технологий образования в образовательном учреждении: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.М. Халилов. - Карачаевск: [б. и.], 2004. -22 с.

Поступила в редакцию 15 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.