Научная статья на тему 'Реализация модели формирования грамотности учащихся в области укрепления здоровья на основе рефлексивно-культурологического подхода'

Реализация модели формирования грамотности учащихся в области укрепления здоровья на основе рефлексивно-культурологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ГРАМОТНОСТЬ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ / HEALTH / HEALTH STRENGTHENING / LITERACY OF HEALTH STRENGTHENING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баукина Л. В.

Одной из задач современной школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся. В настоящее время актуально вести речь о культуре здоровья и рефлексивных умениях анализировать свои действия по укреплению здоровья. В статье представлено обоснование использования модели по формированию грамотности учащихся в области укрепления здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баукина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF FORMATION OF STUDENTS LITERACY IN HEALTH PROMOTION ON THE BASIS OF REFLEXIVE-CULTURAL APPROACH

One of the challenges of the modern school is to preserve and promote the health of students. At present it is actually to mention about health culture and reflexive abilities to analyse the activities for health strengthening. The paper presents a case for using models to build students' literacy in health promotion.

Текст научной работы на тему «Реализация модели формирования грамотности учащихся в области укрепления здоровья на основе рефлексивно-культурологического подхода»

Анализ анкет участниц тренинговой группы показал, что женщины высоко оценивают значимость заявленной темы и информационную насыщенность программы. Отмечают, что полученные знания начали использовать на практике уже в процессе работы, чему способствовало выполнение домашних заданий, а обратная связь от участниц группы заставила задуматься над переосмыслений некоторых своих действий и поступков, несмотря на то, что выслушивать мнения других участниц было не всегда комфортно. Некоторые участницы

считают, что данный тренинг показал им необходимость дальнейшей работы над собой.

Таким образом, опираясь на представление о том, что семейное самосознание может функционировать на индивидуальном уровне, нам удалось создать программу тренинга, помогающую женщинам осознать и проработать семейные проблемы, возникающие вследствие дисгармонии их внутреннего мира.

Библиографический список

1. Минеева, О.А. Многомерное шкалирование психосемантических данных как прием исследования имплицитных теорий (на примере имплицитных теорий семьи) / О.А. Минеева, А.Г. Лидерс // Психологическая диагностика. - 2007. - № 6.

2. Мишина, Т.М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» // Психогигиена и психопрофилактика. - Л., 1983.

3. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2007.

4. Тарновска-Якобец, У.Я. Особенности социализации детей с дистантным отцовством: автореферат дис. ... доктора педагогических наук. - М., 2006.

5. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 1999.

Bibliography

1. Mineeva, O.A. Mnogomernoe shkalirovanie psikhosemanticheskikh dannihkh kak priem issledovaniya implicitnihkh teoriyj (na primere implicit-nihkh teoriyj semji) І O.A. Mineeva, A.G. Liders ІІ Psikhologicheskaya diagnostika. - 2007. - № 6.

2. Mishina, T.M. Semeyjnaya psikhoterapiya i dinamika «obraza semji» ІІ Psikhogigiena i psikhoprofilaktika. - L., 1983.

3. Karabanova, O.A. Psikhologiya semeyjnihkh otnosheniyj i osnovih semeyjnogo konsuljtirovaniya. - M.: Gardariki, 2007.

4. Tarnovska-Yakobec, U.Ya. Osobennosti socializacii deteyj s distantnihm otcovstvom: avtoreferat dis. ... doktora peda-gogicheskikh nauk. - M., 2006.

5. Ehyjdemiller, Eh.G. Psikhologiya i psikhoterapiya semji І Eh.G. Ehyjdemiller, V. Yustickis. - SPb.: Piter, 1999.

Статья поступила в редакцию 12.04.11

УДК 371.7

Baukina L.V. IMPLEMENTATION OF THE MODEL OF FORMATION OF STUDENTS LITERACY IN HEALTH PROMOTION ON THE BASIS OF REFLEXIVE-CULTURAL APPROACH. One of the challenges of the modern school is to preserve and promote the health of students. At present it is actually to mention about health culture and reflexive abilities to analyse the activities for health strengthening. The paper presents a case for using models to build students' literacy in health promotion.

Key words: health, health strengthening, literacy of health strengthening.

Л.В. Баукина, соискатель МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: charitu80@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ РЕФЛЕКСИВНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Одной из задач современной школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся. В настоящее время актуально вести речь о культуре здоровья и рефлексивных умениях анализировать свои действия по укреплению здоровья. В статье представлено обоснование использования модели по формированию грамотности учащихся в области укрепления здоровья.

Ключевые слова: здоровье, укрепление здоровья, грамотность в области укрепления здоровья.

Проблема состояния здоровья в инновационных образовательных учреждениях поднимается многими исследователями: Вайнер Э.Н., Брехмана И.И., Зайцевым Г.К., Колбано-вым В.В. и др. Учеными достаточно хорошо освещены вопросы формирования, укрепления, сохранения здоровья школьников, предложены различные решения проблемы создания здоровьесберегающей среды учреждений. Однако анализ сложившейся в мире ситуации показывает, что учащиеся недостаточно четко осознают зависимость здоровья от образа жизни, слабо владеют навыками самоанализа, самооценки своего образа жизни и состояния здоровья, самостоятельной деятельности по его сохранению и укреплению. Очевидно, что само по себе формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека стойкой мотивации на здоровье [1; 2], какие формы отношений к здоровью и здоровому образу жизни будут воспитаны у ребенка [3]. Поэтому стоит вести речь о культуре здоровья. Формирование культуры отношения подростков к собствен-

ному здоровью и здоровью других людей - важнейшая сфера ответственности школы. Этому необходимо не столько научить, обеспечить информацией, сколько решить воспитательную задачу сформировать отношение к здоровью как к ценности, мотивацию на заботу о нем, потребность в здоровом образе жизни. Первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением [4-6].

В данной статье раскрывается реализация модели формирования грамотности учащихся в области укрепления здоровья на основе рефлексивно-культурологического подхода. Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абст-

ракций. Моделирование как метод достаточно активно применяется для построения моделей в педагогических исследованиях. В нашем случае речь идет о построении функционально-динамической модели. Это связано с тем, что в исследовании речь идет об управлении процессом, раскрываются связи между элементами, способы функционирования системы. Моделирование, рассматриваемое нами, обусловлено необходимостью разрешения актуальной проблемы, которая отражает противоречия между потребностями общества, представленными социальным заказом, и невозможностью науки своевременно их удовлетворить. Как следует из Закона об образовании одним из принципов, на котором основывается государственная политика в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (Ст. 2.1.), а социальным заказом для образовательных учреждений является создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся. Реализация же социального заказа и определяет цель разрабатываемой модели. В нашем исследовании она состояла в обеспечении эффективной реализации развития грамотности учащихся в области укрепления здоровья на основе рефлексивнокультурологического подхода.

В качестве основополагающего при построении модели использованы системный, рефлексивный и культурологический подходы. Системный подход позволяет рассматривать объект исследования как совокупность структурных компонентов, функциональных связей и отношений, обусловливающих определенную целостность, устойчивость и его внутреннюю организацию. Используя системный подход, рассматриваемый процесс представлен как педагогическая система, включающая в себя нормативно-целевой, организационнометодический, результативно-оценочный компоненты, связанные между собой в единое целое.

В основе рефлексивного подхода лежит понятие рефлексии. Согласно философскому словарю [7, с. 491] «рефлексия -форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека». Рефлексия, включенная в учебную деятельность, является показателем субъектности и позволяет личности регулировать собственную активность, влиять на систему норм и стандартов, управлять познавательной и практической деятельностью. Исследователями Макаровой Н.М., Салаватовой М.К., Вахитовым Р.Р. выполнены работы по поиску педагогических условий развития рефлексивных умений как формы самопознания как основы укрепления здоровья. Данные исследования показывают, что в целом рефлексивная деятельность определяется как составляющая человека культуры. И наоборот, «культурное самоопределение может проходить только на основе механизмов рефлексии каждого отдельного индивида» [8, с. 12]. В данной интерпретации рефлексивный подход напрямую связан с культурологическим подходом к укреплению здоровья. С позиций культурологического подхода, культуру здоровья учащегося можно трактовать как результат целостного развития его индивидуальности, проявляющийся в высокой активности по освоению и трансляции ценностей здорового образа жизни, системы знаний и способов деятельности по его осуществлению с учетом индивидуальных особенностей.

Выбор подходов обусловливает использование принципов. В качестве основных принципов, заложенных в основу построения модели, использованы: принципы системности, субъектности, ценностности, рефлексивности, принцип педагогической поддержки.

Принцип системности исходит из системного подхода как основополагающего и определяет: место изучаемого процесса в целостном педагогическом процессе, раскрытие динамики изучаемого процесса, взаимосвязанность всех элементов и

свойств системы во взаимодействии между собой, другими системами и внешней средой.

В основе принципа ценностности в рассматриваемой модели заложена идея о том, что укрепление здоровья для учащегося будет для него наиболее значимым, когда станет для него ценностью. Ценностность определяет: направленность субъекта на реализацию здоровьесберегающей деятельности, соответствующее направленности содержание представления о своем «я», помогающее рефлексировать свои действия, выделенность в сознании определенного предметно-деятельностного содержания и его ведущую роль в формировании самосознания личности по укреплению своего здоровья.

Следующий принцип, лежащий в основе построения модели - принцип субъектности. Вся деятельность педагогов по повышению грамотности учащихся в области укрепления здоровья направлена на создание условий, где ребенок субъект учебной и воспитательной деятельности. Щуркова Н.Е. [9] характеризует данный принцип как «неуклонную направленность воздействия педагога на сознание воспитанника, на возбуждение самостоятельного осмысления происходящего и связей «Я» воспитанника с реальным миром предметов и людей, событий и явлений».

Принцип рефлексивности. Очень важно активное участие самого обучающегося в формировании культуры здоровья через формирование опыта здоровьесбережения, который приобретается через развитие саморегуляции учащегося (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания. Данный подход к укреплению здоровья предполагает использование принципа рефлексивности.

Принцип педагогической поддержки. Для того, чтобы ребенок мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, направленную на укрепление собственного здоровья, ему необходима педагогическая поддержка. О.С. Газман [10] определяет данную категорию как «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, творчестве, образе жизни».

Описанные принципы определяют использование форм и методов работы. Так, методика, направленная на эффективную реализацию формирования грамотности учащихся в области укрепления здоровья включает в себя:

- методы: частично-поисковый, исследовательский, эвристический, метод проблемного изложения, рефлексивный, игровой, моделирование ситуаций),

- формы: учебный проект, мозговой штурм, консультация, деловая игра, ток-шоу, пресс-конференция, диспут.

Эффективное функционирование и развитие рассматриваемой модели обеспечивает также комплекс педагогических условий: активное применение методов, направленных на осознание здоровья как ценности, обеспечение педагогической поддержки рефлексивного управления в области укрепления здоровья, интеграция знаний учащихся о здоровье человека в образовательном процессе.

Основными признаками развития любой модели, являются: качественный характер изменений, их необратимость и направленность, которые являются необходимыми и достаточными признаками для отграничения развития от других изменений. Под результатом функционирования рассматриваемой модели выступает переход учащихся на более высокий уровень развития грамотности в области укрепления здоровья. В работе указано, что полученный результат должен оцениваться путем сравнения с намеченной целью. Если результат не совпадает с целью модели, то необходима коррекция самого процесса или модели путем изменений содержания, применяемых приемов, средств, методов или педагогических условий в целом.

Все компоненты в рассматриваемой в данной статье модели расположены в порядке последовательности доминирования: сверху вниз. Связь между компонентами прослеживается и внутри них и создаёт целостность всех структурных элементов и системы в целом. Динамичность данной модели отражается в ее многоуровневом характере. Именно уровне-вый подход позволяет рассматривать любой процесс развития как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному.

Наглядно описанная нами модель рассматриваемого процесса представлена нами на рис. 1. Главным достоинством построенной модели является её относительная независимость от конкретной реализации в образовательном процессе любой школы. Эта независимость обеспечивается использованием в модели функций, реализация которых конкретизирует рассматриваемую модель и привязывает её к обозначенным педагогическим условиям.

Библиографический список

1. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987.

2. Вайнер, Э.Н. Валеология: учебник для вузов. - М.: Флинта-Наука, 2001.

3. Рылова, Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений: автореф.

дис. . канд. пед. наук. - Кемерово, 2007.

4. Дидук, И.А. Воспитание ответственного отношения младших подростков к здоровью как общественной ценности: автореф. дис.... канд. пед. наук. - Смоленск, 2007.

5. Дрибинский, П.Л. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Смоленск, 2009.

6. Мелюхин, Г.М. Аксиологический аспект здорового образа жизни в формировании личности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Чебоксары, 2008.

7. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1987.

8. Вахитов, Р.Р. Формирование здорового образа жизни студентов университета на основе механизмов рефлексии: автореф. дис. . канд.

пед. наук. - Магнитогорск, 2007.

9. Щуркова, Н.Е. - Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005.

10. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. - М., 1989.

Bibliography

1. Brekhman, I.I. Vvedenie v valeologiyu - nauku o zdorovje. - L.: Nauka, 1987.

2. Vayjner, Eh.N. Valeologiya: uchebnik dlya vuzov. - M.: Flinta-Nauka, 2001.

3. Rihlova, N.T. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya sozdaniya zdorovjesberegayutheyj sredih obrazovateljnihkh uchrezh-deniyj: avtoref. dis. . kand. ped. nauk. - Kemerovo, 2007.

4. Diduk, I.A. Vospitanie otvetstvennogo otnosheniya mladshikh podrostkov k zdorovjyu kak obthestvennoyj cennosti: avto-ref. dis.. kand. ped. nauk. - Smolensk, 2007.

5. Dribinskiyj, P.L. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya cennostnogo Статья поступила в редакцию 31.05.11

УДК 371: 745.59

Burbaieva S.B. THE PROBLEM ABOUT THE CONNECTION OF THE VALUABLE ORIENTATIONS AND PERSON’S MORAL ACTIVITY IN HIS CIVIL BECOMING. In this work is given the characteristics of the activity phenomenon as the personal quality. the peculiarity of the moral activity and correlation of the valuable orientations of the person’s developing and civil life experience are underlined.

Key words: activity, moral activity, valuable methods of behaviour constructions, valuable orientations of the developing person.

С.Б. Бурбаева, г. Костанай, начальник управления образования Костанайской области,

E-mail: dep@edu-kost.kz

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И НРАВСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЕЕ ГРАЖДАНСКОМ СТАНОВЛЕНИИ

В работе дана характеристика феномена активности как личностного качества. Подчеркнута особенность нравственной активности и взаимосвязь ценностных ориентиров развивающейся личности и опыта гражданской жизнедеятельности.

Ключевые слова: активность, нравственная активность, ценностные способы моделирования поведения, ценностные ориентации развивающейся личности.

Активность - это характеристика деятельности, имеющая самостоятельную силу реагирования, проявляющая себя в свободной, сознательной, внутренне необходимой деятельности. Это деятельность по собственной инициативе. "Активность выступает как личностный способ соотнесения себя с другими людьми, определения своей позиции и тем самым самоопределения" [1]. Ни сам по себе социальный опыт, усвоенный личностью, ни сама по себе активность личности не выражают позиции. Лишь при их взаимодействии возникает сложное личностное отношение, имеющее определенную направленность. При этом социальный опыт, выражающийся в характере и объеме освоенных личностью социальных цен-

ностей, является базисом позиции, а активность, выражающаяся в интенсивности процессов освоения и обмена ценностями, ее деятельностным стержнем. В зависимости от отношения субъекта к деятельности определяются уровни нравственной активности. Нравственная активность субъекта занимает ведущее место среди других форм социальной активности. Характеризуя нравственно активную личность, Н.Д. Зотов отмечает, что "это личность, чаще всего совершающая нравственные действия, более устойчиво, чем другие, следующая требованиям долга, проверяющая идеалами добра свой жизненный путь" [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.