#
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ -
ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
JUSTIFICATION OF THE HEALTH-PROMOTING MODEL OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
В. Н. Агафошкин, М. Ф. Болсунов
Авторами выявлены основные подходы к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, предпринята попытка оценить состояние здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, выделить факторы, влияющие на сохранение и развитие здоровья учащихся, а затем на их основе разработать и экспериментально проверить эффективность модели формирования здоро-вьесберегающей среды образовательного учреждения.
Ключевые слова: педагогические условия, здоровье-сберегающая среда образовательного учреждения, физическое воспитание.
V. N. Agafoshkin, M. F. Bolsunov
The article is devoted to solving the problem of promoting and improving adolescents' health and physical well-being. The authors have identified the main approaches to solving this problem and attempted to assess the status of health-promoting ambience in educational institutions, to identify the factors conducive to subjects' good health, and on their basis to design and to experimentally test the effectiveness of the model of health-promoting ambience in educational establishments.
Keywords: pedagogical conditions, heath-promoting ambience of educational institutions, physical education.
Смена образовательной парадигмы в России идет на фоне модернизации системы образования, главной задачей которой является обеспечение качества образования и определения здоровья как компонента этого качества. Проведенный нами анализ литературы позволил установить, что подходы к проблеме сохранения и развития здоровья молодежи, как проблеме формирования здорового поколения, характеризуется рядом противоречий:
- между общественно-государственной потребностью в формировании здорового поколения, заявленной в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», национальной Доктрине развития образования и реальными условиями жизни и обучения школьников; концепции модернизации российского образования, программе международного сотрудничества «Здоровье и поведение детей школьного возраста» (НВБС), реализуемой под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского регионального бюро ВОЗ-ЕВРО, и фактическим состоянием здоровья молодежи и неготовностью образовательного учреждения сохранять и развивать их здоровье; притязаниями выпускников школ и вузов на успешную самореализацию и их отношением к здоровью и здоровому образу жизни как условию этой успешности;
- необходимостью перехода к созданию здоровьесберегающей среды общеобразовательных учреждений и недостаточной теоретической и практической проработанностью условий ее формирования.
Эти противоречия определили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы пути и средства формирования здоро-вьесберегающей среды образовательного учреждения? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы форми-
рования здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях.
2. Оценить состояние здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях и выделить факторы, влияющие на сохранение и развитие здоровья субъектов образовательного процесса.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность модели формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.
При решении первой задачи исследования проводился анализ философской, медицинской, психолого-педа гогиче-ской и другой методической литературы, диссертаций. Анализировался опыт и документы РФ, определяющие политику государства в области образования, сохранения, развития, организации и управления здоровьесберегающей средой образовательных учреждений - дошкольных, школьных и высших. Всего было подвергнуто анализу более 120 источников литературы. Установлено, что в кандидатских диссертациях рассмотрены проблемы разработки и реализации здоровье-сберегающих педагогических технологий (Т. М. Резер, Л. М. Су-раева, Т. И. Шкарина), создания педагогических условий реализации здоровьесберегающей деятельности в учебных учреждениях (С. М. Десятов, С. Н. Лопарева, О. В. Морозов, С. Г. Палий, Н. В. Третьякова), проектирования модели образовательного учреждения на основе здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса (Н. В. Никитин), формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (С. Н. Белова, Л. Н. Овчинникова).
В результате исследования современного состояния проблемы и анализа работ Н. А. Бабушкиной (2005), Я. М. Герчак (2007), Е. И. Глебовой (2005), Т. К. Говорушиной (2005), А. В. Казанниковой, С. В. Никитенко (2006), Н. Т. Рыло-вой (2007), Е. Н. Романенкова (2005), Н. К. Смирнова, М. В. Аносовой (2005), Н. В. Тверской (2005), Г. И. Тушиной
Ф
#
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
(2005), Е. Г. Федосимова (2004), В. Е. Фертик (2009) было сформулировано определение здоровьесберегающей среды: это среда, в которой создаются такие условия, при которых ребенок может осознать ценность своего здоровья, овладеть способами его сохранения и научиться способам саморегуляции, которые позволят ему сохранить здоровье.
В нашем исследовании необходимым условием развития здоровьесберегающей среды является полифункциональная модель, в которой образование ребенка происходит не за счет его собственных ресурсов, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласующихся основных компонентов: диагностического, физкультурно-оздоровительного, профилактического, гигиенического, коррекционного, реабилитационного - и базируется на педагогической позиции учителя в вопросах здоровье-сбережения, постоянного мониторинга среды, консолидации усилий всех заинтересованных участников процесса.
Для решения второй задачи исследования, связанной с оценкой состояния здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях и выделении факторов, влияющих на сохранение и развитие здоровья субъектов образовательного процесса, нами была разработана соответствующая методика. С ее помощью исследована здоровьесбе-регающая среда в образовательных учреждениях:
- дошкольных - прогимназии № 73 г. Владимира, д/с № 113, № 47 г. Калининграда, д/с № 2552 г. Москвы, № 100 г. Люберцы Московской области;
- школах - гимназии № 1596, школы № 598 г. Москвы, лицея № 17 г. Калининграда, прогимназии № 73 г. Владимира;
- вузах - Федеральном государственном университете им. И. Канта г. Калининграда, Московском педагогическом государственном университете, Социально-спортивном институте г. Подольска.
Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения определяется комплексом показателей: динамика заболеваний учащихся, сформированность культуры здоровья, уровень физического развития и подготовленности учащихся, уровень владения физкультурно-оздоровительными технологиями, уровень владения приемами профилактики и коррекции, педагогическая позиция учителей в вопросах здоровьесбережения и др. Полученные в ходе решения второй задачи исследования данные были подвергнуты обработке, представлены в виде таблиц, проанализированы и позволили разработать модель формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения, системообразующим компонентом которой является физкультурно-оздоровительный.
Экспериментальная проверка разработанной модели формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения проходила на базе гимназии № 1596 г. Москвы. Условиями эффективной реализации модели формирования здоровьесберегающей среды являлись: понимание и принятие руководителем школы целей и задач физкультурно-оздоровительной работы; готовность участников образовательного процесса к сотрудничеству; проектирование и мо-
делирование здоровьесберегающего образовательного процесса по физической культуре; мотивация, консультирование и просвещение педагогов по физической культуре; взаимодействие с родителями учащихся; результаты мониторинга состояния здоровьесберегающей среды; постоянное включение участников образовательного процесса в деятельность по реализации здоровьесберегающих проектов и программ в режиме самоуправления. Для проведения экспериментальной работы было разработано научно-методическое обеспечение формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения, в которую вошли комплексно-целевая программа по реализации модели по всем компонентам формирования здоровьесберегающей среды; комплексно-целевая программа по формированию педагогической позиции учителей по развитию здоровьесберегающей среды в образовательном процессе; программы по развитию и сохранению здоровья учащихся, формированию навыков саморегуляции и культуры здоровья; общешкольный план физического воспитания школьников.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабушкина Н. А. Проектирование здоровьесберегающей среды как функция управления коррекцион-ным общеобразовательным учреждением: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2005. - С. 18.
2. Герчак Я. М. Формирование готовности к здоро-вьесбережению студентов высшего профессионального образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2007. - 24 с.
3. Глебова Е. И. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2005. - С. 18.
4. Говорушина Т. К. Особенности формирования здо-ровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования детей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2005. - С. 18.
5. Никитенко С. В. Формирование и развитие инте-гративной здоровьесберегающей образовательной системы «Школа здоровья полного дня»: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - С. 18.
6. Рылова Н. Т. Организационно-педагогические условия создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2007.
7. Романенков Е. Н. Организационно-педагогические условия формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - С. 18.
8. Тверская Н. В. Управление развитием здоровье-сберегающей среды учащихся в образовательном процессе школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - С. 18.
9. Тушина Г. И. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2005. - С. 18.
Ф