Научная статья на тему 'Анализ результатов эффективности профориентационного тестирования в цифровой среде (на примере цифровой платформы "HR+")'

Анализ результатов эффективности профориентационного тестирования в цифровой среде (на примере цифровой платформы "HR+") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональная ориентация / профориентационная диагностика / цифровые инструменты диагностики / поколение Z / критерии оценки способностей / цифровая платформа / экосистема / психолого-педагогический мониторинг. / professional orientation / career guidance diagnostics / digital diagnostic tools / generation Z / ability assessment criteria / digital platform / ecosystem / psychological and pedagogical monitoring.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царско А. А., Белгибаев Р., Костюкова Т. А.

Цель исследования – анализ эффективности использования цифровой системы "HR+" в профориентационной диагностике, обоснование её структурных компонентов и инструментария, а также влияния "HR+" на выбор профессии у современных старшеклассников. Актуализирована проблематика профессиональной ориентации в современной школе. Определены причины и факторы, препятствующие проведению качественных профориентационных мероприятий в учебных заведениях. Рассматриваются вопросы эффективности цифровых подходов в профориентационной диагностике. Предложен авторский подход к профориентационной диагностике на примере цифровой экосистемы "HR+". В ходе исследования получены результаты, свидетельствующие о высокой степени эффективности и целесообразности использования автоматизированной системы в профориентационной диагностике современных подростков, представителей поколения Z.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Царско А. А., Белгибаев Р., Костюкова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the efficiency results of vocational guidance testing in a digital environment (on the example of the digital platform "HR+")

The purpose of the study is to analyze the effectiveness of using the digital system "HR +" in career guidance diagnostics, substantiate its structural components and tools, as well as the influence of "HR +" on the choice of profession among modern high school students. The problems of vocational guidance in the modern school are actualized. The reasons and factors hindering the implementation of high-quality career guidance activities in educational institutions are determined. The issues of the effectiveness of digital approaches in career guidance diagnostics are considered. The author's approach to career guidance diagnostics is proposed on the example of the digital ecosystem "HR +". As a result of the study, were obtained that indicate a high degree of efficiency and the likelihood of using a free system in career guidance diagnostics of modern adolescents, generation Z.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов эффективности профориентационного тестирования в цифровой среде (на примере цифровой платформы "HR+")»

Analysis of the efficiency results of vocational guidance testing in a digital environment (on the example of the digital platform "HR+")

Tsarsko Alexander Alexandrovich, Postgraduate student, National Research Tomsk State University, Tomsk

Belgibaev Rashit, Undergraduate student, Moscow Institute of Psychoanalysis, Petropavlovsk, Kazakhstan

Kostyukova Tatyana Anatolyevna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, National Research Tomsk State University, Tomsk

The purpose of the study is to analyze the effectiveness of using the digital system "HR +" in career guidance diagnostics, substantiate its structural components and tools, as well as the influence of "HR +" on the choice of profession among modern high school students. The problems of vocational guidance in the modern school are actualized. The reasons and factors hindering the implementation of high-quality career guidance activities in educational institutions are determined. The issues of the effectiveness of digital approaches in career guidance diagnostics are considered. The author's approach to career guidance diagnostics is proposed on the example of the digital ecosystem "HR +". As a result of the study, results were obtained that indicate a high degree of efficiency and the likelihood of using a free system in career guidance diagnostics of modern adolescents, generation Z.

Keywords: professional orientation; career guidance diagnostics; digital diagnostic tools; generation Z; ability assessment criteria; digital platform; ecosystem; psychological and pedagogical monitoring.

Царско Александр Александрович, аспирант, Томский государственный университет, Томск

Цитировать: Царско А.А., Белгибаев Р., Костюкова Т.А. Анализ результатов эффективности профориентационного тестирования в цифровой среде (на примере цифровой платформы "HR+") // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 271-278. EDN: ZQQCXT . DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.47

Белгибаев Рашит, магистрант, Московский институт психоанализа, Петропавловск, Казахстан

Костюкова Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор. Томский государственный университет, Томск

Цель исследования - анализ эффективности использования цифровой системы «HR+» в профориентационной диагностике, обоснование её структурных компонентов и инструментария, а также влияния «HR+» на выбор профессии у современных старшеклассников. Актуализирована проблематика профессиональной ориентации в современной школе. Определены причины и факторы, препятствующие проведению качественных профориентационных мероприятий в учебных заведениях. Рассматриваются вопросы эффективности цифровых подходов в профориентационной диагностике. Предложен авторский подход к профориентационной диагностике на примере цифровой экосистемы «HR+». В ходе исследования получены результаты, свидетельствующие о высокой степени эффективности и целесообразности использования автоматизированной системы в профориентационной диагностике современных подростков, представителей поколения Z.

Ключевые слова: профессиональная ориентация; профориентационная диагностика; цифровые инструменты диагностики; поколение Z; критерии оценки способностей; цифровая платформа; экосистема; психолого-педагогический мониторинг.

УДК 37.048.45

5.8.7

Царско А.А., Белгибаев Р., Костюкова Т.А.

Анализ результатов эффективности профориентационного тестирования в цифровой среде (на примере цифровой платформы «HR+»)

Целью данного исследования стал сравнительный анализ использования цифровой системы «HR+» в профориентационной диагностике современных подростков, представителей поколения Z, с точки зрения обоснования эффективности её структурных компонентов, предложенного инструментария и её влияния на выбор будущей профессии.

Современная система образования готовит молодое поколение, которое стремительно трансформируется, впитывая новые поколенческие тренды. При этом зачастую оказывается, что знания, получаемые этими поколениями, быстро перестают быть релевантными в текущей ситуации. А ведь знания, полученные в школе, могли бы стать прочным фундаментом для освоения будущей профессии.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является система профессиональной ориентации школьников, которая регламентируется целым рядом нормативных документов [1-3]. Профориентация школьников — приоритетная государственная задача, закрепленная в национальном проекте «Образование» (2019 г.) и ее развитие, является гарантом прав граждан на труд и выбор специальности, сферы деятельности или профессии.

Являясь отнюдь не новой проблемой в образовании, она тем не менее актуализируется следующими фактами, обнаруженными в результате исследования, проведенного в 2016-2022 годах, с использованием анкетирования и углубленного интервьюирования педагогов-психологов, социальных педагогов, профориентаторов России и Казахстана (выборка 370 человек).

Во-первых, профессиональная ориентация для педагогического состава является дополнительной нагрузкой и не несет прямую материальную заинтересованность. Поэтому профориентационные мероприятия в современном образовании проводятся формально и сводятся к знакомству с профессией посредством классных часов, тематических профессиональных уроков и т.п.

Во-вторых, проведение профориентационных психодиагностических мероприятий в режиме индивидуального тестирования ограничено существующими стандартами. Так, к примеру, регламентированными методиками для осуществления профессионального тестирования в образовательных системах по-прежнему являются опросник Голланда [4] и тест Климова [5]. Указанные методики технически и морально устарели и не дают достоверных результатов [6, 7], а школьные психологи в своих отчётах вынуждены указывать количество профориентационных мероприятий, проведённых с использованием именно указанных выше методов.

В-третьих, проведение индивидуального профориентационного тестирования с учётом высокой нагрузки специалистов неэффективно и энергозатратно, в то время как, в соответствии с нормативными документами, образовательная система не может регламентировать количество ставок психологов, а рекомендует иметь в штате одного психолога на 500 учащихся [3].

В-четвёртых, высшее психологическое и педагогическое образование не является релевантным профессии профориентолога, так как в вузах, где готовят специалистов-психологов, отсутствуют необходимые профориентационные программы, а в стандартах образования России такая специализация отсутствует.

В-пятых, для осуществления необходимых диагностических мероприятий у психолога образования практически отсутствуют официальные комплексные цифровые инструменты диагностики (батареи тестов), которые помогают сократить время тестирования и обработать полученные данные.

В-шестых, в российской психолого-педагогической науке нет системных критериев оценки способностей и компетенций школьников, которые бы позволили связать их с направлениями подготовки в вузах и колледжах, поэтому специалисты при рекомендации профессии опираются преимущественно на желание «неосознанно некомпетентных» [8] школьников.

В-седьмых, большинство специалистов-психологов не всегда учитывают специфику современных подростков, представителей поколения Z, которые не желают проходить скучные опросники, но готовы профессионально определиться в игровом формате [6].

В-восьмых, со времени введения Болонской системы образования в РФ, количество часов психолого-педагогической практики для студентов педагогических вузов значительно сократилось, что не позволяет им чувствовать себя достаточно уверенными в практической деятельности.

В-девятых, в психолого-педагогической практике отсутствует системный мониторинг оценки личностных особенностей школьников, который позволил бы делать достоверные выводы о сильных качествах и способностях подростка, чтобы помочь ему подобрать подходящую сферу деятельности или профессию.

Однако, одним из показателей эффективности профориентационного процесса в современной школе по-прежнему является количество и качество проводимых профориентационных мероприятий на всех этапах образовательного процесса: профориентационные игры и квесты, профессиональные пробы, тематические классные часы, экскурсии на предприятия, профориентационная психодиагностика.

При этом одним из важных этапов профориентационной работы принято считать мониторинг способностей, системы ценностей, мотивации, интеллектуальных, когнитивных и других личностных качеств, которые в ближайшей перспективе помогут современному старшекласснику, представителю поколения Z, подобрать конгруэнтное направление подготовки в колледже или вузе, а также развить профессиональные компетенции.

Основная проблема психолого-педагогической практики профориентационных измерений заключается в том, что психика отдельного человека является огромной индивидуальной вселенной смыслов и переживаний, поэтому крайне трудно делать какие-либо достоверные количественные замеры, особенно в случае масштабных исследований.

Эффективность профориентационной диагностики, проводимой в системе образования в настоящий период времени, оценивается существующей статисткой, которая фиксирует людей, работающих не по профессии, полученной в колледже или вузе. По результатам регулярных исследований, проводимых «Рострудом», динамика этого показателя не несёт положительные тенденции. В 2016 году этот показатель составлял 63%, в 2019 году уже 67% опрошенных заявляли, что работают не по профессии, полученной в колледже или вузе [9]. В 2020 году наметилось снижение данного показатель до 64% [10].

Однако, следует отметить, что существует неофициальная статистика, которая несет в себе более объективные показатели, так как учитывает количество безработных, самозанятых, а также граждан, вовлеченных в теневой сектор экономики. Учитывая тот факт, что в России 4 миллиона самозанятых человек [11], уровень безработицы на 2021 год составлял 3.630.500 граждан или 4.83% от трудоспособного населения [12], а в теневом секторе экономики задействовано по различным оценкам 30-45 % от числа работающего населения [13, 14], реальная статистика граждан, работающих не по профессии, полученной в колледже или вузе, по самым скромным подсчётам составляет более 83%.

Приведенная выше статистика прямо указывает на тот факт, что профориентационная диагностика в школе является неэффективной, несмотря на то, что цели и задачи деятельности службы практической психологии в соответствии с нормативными документами регламентируют: «содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни» [2].

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вывод, что образовательные профориентационные программы не вполне соответствуют требованиям основных нормативных документов, регламентирующих профессиональную ориентацию в Российском обществе [1,2,3]. Перечисленные факторы осложняют адекватный выбор будущей профессии молодым поколением и в этой связи как никогда актуальна мысль Н.С Пряжникова о том, что «важна психологическая готовность детей к выбору дальнейшей профессии, а также более углублённое расширение кругозора профессий и сфер их деятельности» [15].

Поэтому в настоящий период времени актуальным является создание инновационных профориентационных методов, которые были бы эффективны по содержанию и форме своего проведения: учитывали психолого-педагогические особенности современных подростков поколения Z, смогли достоверно оценивать способности и когнитивные признаки старшеклассника и связать их с направлениями подготовки в вузах и колледжах, а также будущей профессией [6, 7, 16].

Гипотеза исследования основывается на том, что использование в качестве одного из этапов профориентационной диагностики цифровой системы, адаптированной для современных подростков, представителей поколения Z, будет не только способствовать повышению мотивации профессионального самоопределения, но и позволит сделать правильный выбор направления подготовки в вузе или колледже на основе рекомендаций, положенных в алгоритм цифровой платформой «HR+». Правильный выбор направления подготовки поможет в дальнейшем сформировать грамотный образ сферы деятельности, способствовать профессиональному и карьерному росту, хорошей мотивации к деятельности, а также защитит будущего специалиста от профессионального выгорания.

Безусловно, одним из важнейших этапов профориентации является индивидуальная консультация с подростком, тем самым образуя профориентационную триаду, отражающую авторскую концепцию в следующей парадигме: цифровая диагностика - игровой тренинг (диагностике в игре) - индивидуальная консультация [6].

В качестве эмпирического материала нашего исследования выступил цифровой след учащихся казахстанских школ в количестве 396.884 обучающихся в 1-11 классах, официально зарегистрированных в цифровой системе «HR+» [17, 18].

Авторам статьи удалось реализовать идею проведения глобальных психолого-педагогических и социологических измерений, совместно с казахстанскими исследователями в цифровой автоматизированной экосистеме «HR+», которая и является объектом нашего исследования.

Цифровая платформа «HR+» [17, 18] содержит в себе функционал для работы психолога, социального педагога, классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе и курирующих их деятельность организаций, тем самым представляет собой эффективный инструмент создания условий для качественного проведения большинства образовательных мероприятий. В основу профориентационной системы «HR+», кроме регламентированных министерством просвещения и науки Казахстана психодиагностических методов, была заложена авторская концепция, сформированная в результате многолетнего психолого-педагогического опыта консультационно-профориентационной работы с подростками [6]. Авторская концепция основана на диагностике устойчивых векторов (признаков) личности, которые смогут помочь старшекласснику освоить направления подготовки в колледже или вузе и сформировать в дальнейшем необходимые профессиональные компетенции. Такой подход несёт энергоэкологичный для старшеклассника характер и позволяет мягко и ненавязчиво выбрать направления подготовки в колледже или вузе из нескольких, совместимых с его типом личности, и предложенных системой.

«HR+» работает с января 2021 года в цифровом образовательном пространстве и содержит базу методик и возможность их применения педагогами-психологами всех ступеней образования на русском и казахском языке. В настоящее время «HR+» официально внедрена в цифровое образовательное пространство Астаны, Акмолинской, Карагандинской, Улытауской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Костанайской и Туркестанской областей. К системе подключены более 1000 школ и 68 колледжей РК. Функционал автоматизированной системы психолого-педагогического мониторинга состоит из методик для работы как школьного психолога, так и психологической службы техникумов, колледжей и вузов. Заложенный в нее принцип экосистемности, то есть функция включения в режим и логику своей работы множества смежных и пересекающихся сфер деятельности, дает возможность для расширения применения данной системы в частных организациях по оказанию профориентационной работы и карьерного консультирования.

Результаты исследования и их анализ

На первом этапе исследования решалась задача сравнительного анализа эффективности проведения психодиагностических мероприятий с точки зрения сокращения времени на подготовку материалов и обработку результатов (тайминг).

Скорость проведения и автоматизированная система обработки данных в «HR+» позволяла психологам решить многие задачи: сокращать тайминг проведения диагностических мероприятий, своевременно выявлять проблемные зоны у обучающихся, высвобождая время для индивидуальной коррекционной работы с детьми и родителями, поскольку эффективность работы педагога-психолога измеряется не только качеством и количеством диагностических мероприятий, но и временем их проведения. Как показали результаты нашего исследования, именно подготовка психодиагностического материала и обработка результатов тестирования отнимает у специалистов огромное количество времени. Поэтому на первом этапе эксперимента мы проводили исследование времени, затраченного на все этапы диагностического процесса, осуществляемого с помощью цифровой системы, в сравнении с ручной обработкой данных.

Для объективности и чистоты проведения эксперимента мы измерили количество времени, которое потребовалось для проведения всех фаз диагностических мероприятий, проведенных педагогом-психологом вручную -от подготовки тестового материала до подготовки протоколов и написания заключений на примере проведения одной методики в целом классе (30 человек). А затем провели замеры использования аналогичного варианта методики с использованием системы «HR+». В таблице 1 приведены результаты сравнительного анализа тайминга различных диагностических этапов.

Таблица 1 - Сравнительный анализ результатов обработки данных психолого-педагогического мониторинга вручную и с помощью цифровой системы «HR+»

# Этапы диагностики Ручная обработка HR+ Сэкономленное время

(эффективность)

1 Подготовка материала до 8 часов Автоматически до 8 часов

2 Проведение инструктажа 10 минут 10 минут 0

3 Проведение диагностики 35 минут 35 минут 0

4 Обработка результатов до 80 часов Автоматически до 80 часов

5 Анализ результатов до 8 часов 1 час до 7 часов

6 Подготовка рекомендаций по имплементации результатов в учебную деятельность до 8 часов Автоматически до 8 часов

7 Подготовка индивидуальных и групповых протоколов до 8 часов Автоматически до 8 часов

8 Доведение результатов и рекомендаций до коллектива Выступление

на педсовете Аавтоматически 0

9 Мониторинг соблюдения рекомендаций Постоянно Аавтоматически 0

ИТОГО 112 часов 45 мину 1 час 45 минут 111 часов

(в 64,4 раза эффективнее)

Как видно из таблицы 1, огромное количество времени для педагогов-психологов в системе образования занимает рутинная работа: подготовка материалов (до 8 часов), ручная обработка полученных результатов (до 80 часов) и их анализ (до 8 часов), подготовка рекомендаций по имплементации результатов в учебную деятельность (до 8 часов), подготовка индивидуальных и групповых протоколов (до 8 часов). Сравнительный анализ результатов обработки данных психолого-педагогического мониторинга, полученных вручную и с помощью цифровой обработки данных, показал, что все указанные производственные процессы сокращаются на 111 часов за проведение одного цикла групповой диагностики. Таким образом, обработка данных с помощью цифровой системы «HR+» происходит в 64,4 раза быстрее чем ручная, что подтверждает эффективность использования системы «HR+» во всех видах мониторинга в системе образования.

В ходе нашего эксперимента мы использовали статистические данные, предоставленные системой, о количестве психодиагностических мероприятий и их участников за 2019-2021 учебные годы. Используя полученные данные ручной и цифровой обработки (Таблица 1), проведен сравнительный анализ экономии времени и энергозатрат, который полученный психолого-педагогическим составов тех учебных заведений, в учебно-образовательный процесс которых была интегрирована система «HR+». В результате нашего исследования было установлено, сколько времени и психолого-педагогических усилий было сэкономлено за 2019-2021 учебный год на проведении всех диагностических мероприятий, благодаря внедрению цифровой системы «HR+» в образовательный процесс (Таблица 2).

Таблица 2 - Анализ результатов сэкономленного времени в ходе цифровой обработке данных психолого-педагогического мониторинга за 2019-2021 учебные годы.

Мониторинг Количество

Диагностических мероприятий Количество

Участников

мероприятий Сэкономленное время (человека-часов)

Полный мониторинг (все диагностические мероприятия) 16.587 512.116 1.857.744

Мониторинг способностей, проведенный в ходе профориентационных компаний (7-11 классы) 5.936 183.223 636.545

Как видно из таблицы 2, в результате проведения за 2019-2021 учебные годы 16.587 психодиагностических мероприятий с привлечением 512.116 участников, было сэкономлено 1.857.744 человеко-часов, которые раньше уходили на обработку результатов, подготовку протоколов, занесение данных в журналы, сведение данных и т.д. При этом профессиональная диагностика, проведенная в ходе профориентационных компаний у учащихся 7-11 классов за аналогичный период времени, позволила сэкономить 636.545 человека-часов.

Необходимо отметить также такой немаловажный этап профориентационной работы как профинформирование, на которое педагоги-психологи в образовательном пространстве тратят огромное количество времени. В результате профориентационного тестирования, происходящего в цифровом пространстве HR+, система формирует для пользователей автоматические рекомендации: рассказывает о сильных сторонах личности (способностях), показывает список направлений подготовки в колледжах или вузах для реализации этих способностей, информирует пользователей о том, в каких учебных заведениях можно получить указанное направление подготовки, подробно знакомит с теми профессиями, которые старшеклассник освоит в результате учебы в колледже или вузе, помогает оценить шансы поступления на основе анализа успеваемости респондента и заполнить заявку на поступление в учебное заведение. Такое подробное профессиональное информирование экономит в работе педагога-психолога достаточно большое количество времени и в разы сокращает время работы.

Таким образом, полученные результаты объективно доказывают эффективность использования «HR+» с точки зрения экономии времени и снижение энергозатрат при проведение психодиагностических мероприятий.

Второй этап исследования посвящён сравнительному анализу динамики выбора направления подготовки старшеклассниками с учётом рекомендаций системы. За время существования «HR+» было проведено 183.223 профориентационных тестирования (по количеству участников), из которых 128.939 прошло за 2021-2022 учебный год, и нас, как исследователей, интересовало, чем руководствовались оптанты при выборе направления подготовки в колледже или вузе после прохождения профориентационных мероприятий и их профессионального информирования цифровой системой. Результаты исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Анализ результатов второго этапа эксперимента

# Учебные

годы Количество профориентационных мероприятий (участников) Выбор профессии

по другим причинам Выбор профессии

по рекомен-дации

системы Положительная динамика

1 2020-2021 54.284 49,75% 50,25% -

2 2021-2022 128.939 32,3% 67,7% +17,45%

Как видно из таблицы 3, процент старшеклассников, подающих заявки по рекомендациям цифровой системы «HR+» вырос с 49,75% от общего числа участников профориентационных мероприятий, проведенных в 2019-2020 учебном году, до 67,7% по итогам 2021-2022 учебного года. Положительная динамика составила 17,45%. Процент трудоустройства по специальности по завершении обучения можно отследить только после 2023 года (выпуск набора 2021 года).

Третий этап эксперимента нацелен на оценку эффективности «HR+» с точки зрения простоты и удобства использования, а также полноты информативности для педагогического состава.

Одной из важнейших составляющих любой цифровой экосистемы является её безопасность, сервисные параметры, удобство пользования, функциональность интерфейса, интуитивная понятность функционала и др.

Для реализации третьего этапа эксперимента, чтобы ответить на поставленные вопросы и решить данную исследовательскую задачу, мы подготовили анкету для участников мониторинга, внедрили её в цифровое пространство «HR+», предложив педагогам оценить её по шкале от 1 до 10, где 10 — максимальная оценка, а 1 — минимальная. В опросе приняли участие 370 респондентов. Для объективной оценки, по каждому из параметров мы выбрали максимальную и минимальные оценки, и подсчитали среднестатистическое значение, на основе которого нами был вычислен показатель удовлетворенности пользователей системы каждым из опрашиваемых параметров. В заключение мы подсчитали общий среднестатистический коэффициент удовлетворенности, получив общую оценку системы «HR+» по десятибалльной шкале. В таблице 4 приведены результаты эксперимента.

Таблица 4 - Анализ результатов четвёртого этапа эксперимента

# Этапы диагностики Максим

оценка Миним

оценка Средняя

оценка Показат.

удовлетв

1 Гибкость и адаптивность системы под потребности

пользователей. Возможность интегрировать новые методики.

10

8

9,5

95%

2 Оптимизация взаимодействия различных пользователей воспитательного и педагогического блока (межпредметность).

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

9

90%

3 Качество и визуальная наглядность отчетов. Возможность их использования в презентациях, на педсоветах и т.п.

10

10

10

100%

4 Достоверность полученных психологических рекомендаций в отношении учащихся по профориентации.

10

7

8

80%

5 Экономия времени и усилий при работе с системой, высвобождение времени на индивидуальную работу.

10

10

10

100%

6 Удобство в назначении консультативных мероприятий, а также мероприятий психологической коррекции с учащимися.

10

8

9,5

95%

7 Удобство оформления и ведения журналов, отчетов и сводок о мероприятиях, проводимых с учащимися и сотрудниками.

10

8

9.5

95%

8 Качество интеграции систем HR+ («МК» и «АСППМ»), их преемственность.

10

8

9.5

95%

Общие среднестатистические показатели 9.4 94%

Как видно из таблицы 4, среднестатистическая оценка по восьми параметрам по 10-бальной шкале составляет 9.4, а показатель удовлетворенности 94%.

Заключение

1. Принципиальная новизна цифровой системы «HR+» заключается в реальной возможности метаматематической обработки и моделирования феноменов, связанных с развитием профориентации диагностики, которые в традиционной практике не вполне системно осуществляются школьными психологами, что придает этому процессу комплексность и взаимосогласованность на всех этапах.

2. Эффективное использование данного инструмента способствует автоматизации всех этапов профориентационной диагностики: подготовке материалов профтестирования, обработке результатов диагностики, анализе полученных данных тестирования, помощи в подборе актуальной сферы деятельности и подходящей профессии, а также подбор учебного заведения, способного предоставить образовательные услуги в соответствии с рекомендациями системы (профориентационное информирование).

3. Результаты нашего исследования показали, что цифровая система «HR+» за счёт цифровизации всех процессов психолого-педагогического мониторинга способствует сокращению времени проведения любого психодиагностического, социологического и иного профориентационного исследования, экономит время и силы педагогов, психологов, тьюторов, социальных работников, менеджеров системы образования.

4. Платформа «HR+» создает условия для единовременного прохождения профориентационной диагностики большим количеством участников (до миллиона человек) и моментальной обработки большого массива данных относительно профориентационных процессов с возможностью накопления статистики этих данных в качестве эмпирического материала для научных исследований в области профессиональной ориентации.

5. Анализ показателей выбора будущей профессии старшеклассниками по рекомендации системы на основе профориентационного тестирования свидетельствует о том, что достаточно высокий процент учащихся выпускных классов (67,7%) пользуются рекомендациями «HR+».

6. В результате исследования уровня удовлетворенности пользователей цифровой системой «HR+» по 8 параметрам вычислена среднестатистическая оценка (9.4 по 10-бальной шкале), а показатель удовлетворенности составил 94%, что позволило сделать вывод о высоком уровне цифрового сервиса платформы.

7. Система «HR+» имеет заметный потенциал с точки зрения эмпирического обоснования макротеоретических обобщений в сфере образования и бизнеса, что вполне вероятно может стать серьезным подспорьем для выдвижения новых педагогических концепций и инноваций в области профессиональной ориентации и иных цифровых образовательных технологий.

Таким образом, проведенное исследование выявило главные аспекты, отражающие преимущества и эффективность системы «HR+» в использовании её в профориентационной диагностике современных подростков, представителей поколения Z, с точки зрения эффективности её структурных компонентов, предложенного инструментария и её влияния на выбор будущей профессии. Отсюда следует доказательный вывод о высокой степени эффективности и целесообразности использования автоматизированной системы в профориентационной диагностике современных подростков, представителей поколения Z.

Литература:

1. Какая серость: многие россияне получают зарплаты «в конверте» URL:https://iz.ru/1140589/dmitrii-alekseev/kakaia-serost-mnogie-rossiiane-poluchaiut-zarplaty-v-konverte (дата обращения: 21.01.2023).

2. Климов Е.А. Как выбирать профессию? Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1990. С.54-57.

3. Концепция реализации проекта «Билет в будущее». URL: http://rcro.tomsk.ru/wp-content/uploads/2020/04/Kontseptsiya-realizatsii-proforientatsionnogo-proekta-Bilet-v-budushhee-v-2020-godu.pdf (дата обращения: 12 февраля.

4. Письмо Минобразования России от 29.03.1995 № 7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации» URL:https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/99_9053771 (Дата обращения: 30.01.2023).

5. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 N 1186)].

6. Приказ Минобра РФ от 22 октября 1999 года N 636 Об утверждении «Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» URL: https://docs.cntd.ru/document/58865666 (Дата обращения: 30.01.2023).

7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 400 с. (Серия «Библиотека школьного психолога») URL: https://psychlib.ru/mgppu/pma-2003/pma-393.htm#$p1 (дата обращения: 22.01.2023).

8. Роструд узнал, сколько россиян работают по специальности. URL: https://ria.ru/20170607/1495988368.html (дата обращения: 20.12.2020).

9. Стало известно, сколько россиян не работают по специальности. URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2020/09/10/n_14918648.shtml (дата обращения: 20.06.2022).

10. Тест профессионального личностного типа Голланда. URL: https://psytests.org/profession/hollandA-run.html (дата обращения: 23 декабря 2020).

11. Труд и занятость в России. 2021: Стат.сб./Росстат Т78 M., 2021. – 177 c. URL: https://rg.ru/2017/08/23/opros-pochti-45-rossiian-zaniaty-v-tenevom-sektore-ekonomiki.html (дата обращения: 22.01.2023).

12. Уровень безработицы в России URL: https://gogov.ru/articles/unemployment-rate (дата обращения: 21.01.2023).

13. Царско А.А., Белгибаев Р., Костюкова Т.А., Царско В.А. «Использование цифровых технологий в профориентации старшеклассников поколения Z посредством экосистемы «HR+» // Мир человека в фокусе психологических метапрактик: материалы VIII Сибирского психологического форума (Международной научной конференции) / под ред. И.А. Филенко. - Томск, 2022. – С. 130-132.

14. Царско А.А. Игровой тренинг как эффективное средство выбора профессии старшеклассниками поколения Z // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 2 (48). С. 37-47.

15. Царско А.А., Костюкова Т.А. Специфика выбора профессии у представителей поколения Z // Антропологические чтения: материалы VIII Антропологических чтений студентов философского и психологического факультетов НИ ТГУ, 25 декабря 2020 г. / Нац. исслед. Том. гос. ун-т; отв. ред. Г. И. Петрова, Т. А. Костюкова. - Томск: [б.и.], 2020. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000795940 (Дата обращения: 22.03.2021).

16. Число самозанятых в России достигло четырёх миллионов. URL: https://rg.ru/2022/01/24/chislo-samozaniatyh-v-rossii-dostiglo-chetyreh-millionov.html (дата обращения: 21.06.2022).

17. «HR+». Автоматизированная цифровая система психолого-педагогического мониторинга (АСППМ). URL: https://asppm.kz/ (Дата обращения: 22.05.2022).

18. «HR+». Автоматизированная цифровая профориентационная система MyCollege. URL: https://mycollege.kz/ (Дата обращения: 22.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.