Научная статья на тему 'Анализ результативности государственной поддержки высокотехнологичных отраслей'

Анализ результативности государственной поддержки высокотехнологичных отраслей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ОТРАСЛИ / НИОКР / ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / STATE SUPPORT / INSTRUMENTS OF STATE SUPPORT / HIGH TECHNOLOGIES / HIGH-TECH INDUSTRIES / R&D / ECONOMY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / BUDGET FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Милькина И. В., Лиц С. В.

Рассмотрен вопрос о результативности государственной поддержки отраслей отечественной экономики, осуществляющих разработку и производство продукции с использованием высоких технологий. На основе анализа показателей, характеризующих результативность мер государственной поддержки в рассматриваемой сфере, сделан вывод о недостаточной эффективности данной деятельности. Также сделан вывод о том, что меры по поддержке со стороны государства отраслей отечественной экономики, относящихся к ее высокотехнологичному сегменту, недостаточны, что приводит к отставанию России от ведущих экономически развитых стран (США, Японии, Германии) в развитии высокотехнологичных отраслей гражданской сферы. Данная ситуация требует принятия мер по поддержке и развитию высокотехнологичного сегмента отечественной экономики на государственном уровне. Условием повышения эффективности мер государственной поддержки высокотехнологического комплекса является увеличение ассигнований на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в тех отраслях, продукция которых способна на равных конкурировать с аналогичными иностранными образцами или превосходить их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STATE SUPPORT EFFECTIVENESS FOR HIGH-TECH INDUSTRIES

The issue of the effectiveness of state support for sectors of the domestic economy, engaged in the development and production of products using high technologies, has been considered. Вased on the analysis of indicators characterizing the effectiveness of state support measures in this area, the conclusion has been made about the lack of effectiveness of this activity. It also has been concluded, that measures to support the domestic economy sectors related to its high-tech segment by the state are insufficient, which leads to backwardness of Russia behind the leading economically developed countries (the USA, Japan, Germany) in the development of high-tech industries of the civil sphere. This situation requires the adoption of measures to support and develop the high-tech segment of the domestic economy at the state level. The condition for increasing the effectiveness of measures of state support for the high-tech complex is to increase allocations for R&D in those industries whose products are able to compete with or surpass similar foreign models on an equal basis.

Текст научной работы на тему «Анализ результативности государственной поддержки высокотехнологичных отраслей»

СТРАТЕГИИ И ИННОВАЦИИ

УДК 338.28

JEL F63, L52

Милькина Ирина Владимировна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-5254-6326 e-mail: irina_milkina@bk.ru

Лиц Светлана Валерьевна

студент магистратуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-4932-2855 e-mail: SLits@list.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2020-1-48-56

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ

Аннотация. Рассмотрен вопрос о результативности государственной поддержки отраслей отечественной экономики, осуществляющих разработку и производство продукции с использованием высоких технологий. На основе анализа показателей, характеризующих результативность мер государственной поддержки в рассматриваемой сфере, сделан вывод о недостаточной эффективности данной деятельности. Также сделан вывод о том, что меры по поддержке со стороны государства отраслей отечественной экономики, относящихся к ее высокотехнологичному сегменту, недостаточны, что приводит к отставанию России от ведущих экономически развитых стран (США, Японии, Германии) в развитии высокотехнологичных отраслей гражданской сферы. Данная ситуация требует принятия мер по поддержке и развитию высокотехнологичного сегмента отечественной экономики на государственном уровне. Условием повышения эффективности мер государственной поддержки высокотехнологического комплекса является увеличение ассигнований на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в тех отраслях, продукция которых способна на равных конкурировать с аналогичными иностранными образцами или превосходить их. Ключевые слова: государственная поддержка, инструменты государственной поддержки, высокие технологии, высокотехнологичные отрасли, НИОКР, экономика, инновационное развитие, бюджетное финансирование.

Цитирование: Милькина И.В., Лиц С.В. Анализ результативности государственной поддержки высокотехнологичных отраслей//Вестник университета. 2020. № 1. С. 48-56.

Milkina Irina

Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia

ORCID: 0000-0002-5254-6326 e-mail: irina_milkina@bk.ru

Lits Svetlana

Graduate student, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-4932-2855 e-mail: SLits@list.ru

ANALYSIS OF STATE SUPPORT EFFECTIVENESS FOR HIGH-TECH INDUSTRIES

Abstract. The issue of the effectiveness of state support for sectors of the domestic economy, engaged in the development and production of products using high technologies, has been considered. Вased on the analysis of indicators characterizing the effectiveness of state support measures in this area, the conclusion has been made about the lack of effectiveness of this activity. It also has been concluded, that measures to support the domestic economy sectors related to its high-tech segment by the state are insufficient, which leads to backwardness of Russia behind the leading economically developed countries (the USA, Japan, Germany) in the development of high-tech industries of the civil sphere. This situation requires the adoption of measures to support and develop the high-tech segment of the domestic economy at the state level. The condition for increasing the effectiveness of measures of state support for the high-tech complex is to increase allocations for R&D in those industries whose products are able to compete with or surpass similar foreign models on an equal basis. Keywords: state support, instruments of state support, high technologies, high-tech industries, R&D, economy, innovative development, budget financing.

For citation: Milkina I.V., Lits S.V. (2020) Analysis of state support effectiveness for high-tech industries. Vestnik universiteta. I. 1, pp. 48-56. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-1-48-56

© Милькина И.В., Лиц С.В., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

В настоящее время негативные тенденции в политической и экономической сферах диктуют необходимость ускорения темпов развития отечественной экономики. В первую очередь, это касается ее высокотехнологичного сегмента. Посредством государственной поддержки высокотехнологичных отраслей экономики достигается их ускоренное развитие. Это, в свою очередь, увеличивает прибыль отечественных предприятий, и, соответственно, налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, способствует созданию новых рабочих мест. Подобные результаты представлены в научных исследованиях специалистов ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» М. Е. Стадолина, О. А. Петриной, Р. Ж. Сираждинова и др. [11; 12]. Таким образом, тема статьи является актуальной.

Чтобы определить эффективность государственной поддержки высокотехнологичных отраслей, проведем анализ результативности государственной поддержки высокотехнологичных отраслей.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятия «высокотехнологичные отрасли» и «государственная поддержка»;

- определить критерии и показатели оценки результативности государственной поддержки;

- определить эффективность государственной поддержки, обозначить направления работы органов государственной власти по повышению результативности данной деятельности.

Рассматривая вопросы эффективности государственной поддержки отраслей российской экономики, которые используют в производстве продукции высокие технологии, дадим определение понятия «высокотехнологичная отрасль». А. А. Шполянская рассматривает данное понятие как отрасль, в которой при создании продукции используются новейшие технологии и осуществляются научные и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) [15].

Перечень высокотехнологичных отраслей экономики определяется нормативными документами федерального уровня. Так, постановлением Правительства Российской Федерации (далее - РФ) от 15 апреля 2014 г. № 328 была утверждена государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в которой (подпрограмма 5) сделан акцент на государственную поддержку отраслей, выпускающих высокотехнологичную продукцию (экологического машиностроения, приборостроения, элементных комплектующих) [3].

Перечень высокотехнологичных отраслей приводится в утвержденных Председателем Правительства РФ 31 января 2013 г. Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года:

- авиастроение;

- космическая отрасль;

- атомный энергопромышленный комплекс;

- отрасль судостроения;

- радиоэлектронная промышленность [4].

Помимо вышеперечисленных отраслей к сегменту экономики, в котором используются высокие технологии, также был отнесен сектор информационно-коммуникационных технологий.

Именно на развитие указанных отраслей, в первую очередь, направляются меры государственной поддержки. Доцент кафедры финансов и цен ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» М. В. Долгова рассматривает меры государственной поддержки как один из видов деятельности органов государственной власти, направленный на развитие того или иного института общества [7].

Государственная поддержка осуществляется с целью обеспечения достижения определенных показателей развития отраслей отечественной экономики, использующих, разрабатывающих или занятых производством продукции с использованием высоких технологий.

Классификация мер государственной поддержки содержится в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и представлена следующими группами:

- экономические меры: предоставление льгот и разного рода преференций, предоставление на льготных условиях государственного имущества;

- правовые меры: нормативно-правовое регулирование различных аспектов развития высокотехнологичных отраслей;

- организационные меры: оказание поддержки организационного характера, обучение и переподготовка кадров, консультационные услуги [1].

Таким образом, мы видим, что меры государственной поддержки носят разнообразный характер. Исследователи ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее - РАНХиГС) В. А. Баринова, С. П. Земцов выделяют следующие инструменты деятельности органов государственной власти по поддержке высокотехнологичных отраслей:

- отбор перспективных компаний, выпускающих высокотехнологичную продукцию и относящихся к предприятиям мелкого и среднего бизнеса (компаний-лидеров), с последующим предоставлением государственной поддержки;

- поддержка инновационных кластеров, на площадках которых выпускается продукция в рамках программ импортозамещения;

- образование в регионах центров развития кадрового потенциала (центров компетенций) [5].

Государственная поддержка высокотехнологичных отраслей осуществляется с использованием программного подхода. Это позволяет рационально распределить ресурсы (финансовые, материальные, кадровые) для достижения запланированных результатов.

Далее проанализируем результативность государственной поддержки высокотехнологичных отраслей. В настоящее время отечественными исследователями выработано множество методик оценки государственной поддержки высокотехнологичных отраслей. К их числу можно отнести методику доцента ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» В. В. Спицына [13].

Также методики оценки эффективности государственной поддержки в рассматриваемой сфере, содержатся в разработках крупнейших научных центров. В частности, в Национальном докладе о развитии высокотехнологичного бизнеса в регионах РФ, разработанном и опубликованном РАНХиГС, определены индикаторы оценки, разделенные на две группы показателей:

- условия развития высокотехнологичных отраслей (капитал, кадры, научный потенциал, институты, инфраструктура, госзакупки);

- результаты развития (продукция, экспорт, налоги, рабочие места, новый бизнес) [17].

По этим показателям возможно оценивать вклад государства в развитие высокотехнологичных отраслей и определять достигнутые результаты.

С. П. Земцов, В. А. Баринова, Р. И. Семенова в своей методике предлагают оценивать эффективность государственной поддержки по следующим показателям:

- объем финансирования со стороны государства высокотехнологичных отраслей;

- объем затрат из бюджета на НИОКР;

- объем государственных закупок, обеспеченных компаниями, относящимися к высокотехнологичному сектору экономики [5].

Результаты государственной поддержки высокотехнологичных отраслей могут выражаться также в таких показателях, как доля наукоемкой продукции, выпускаемой отечественными компаниями на мировом рынке, в сравнении с экономически развитыми государствами, и доля экспорта высокотехнологичной продукции [6].

Таким образом, в настоящее время отсутствует единая система оценки результативности государственной поддержки высокотехнологичных отраслей. В рамках данного исследования будем использовать показатели, разработанные С. П. Земцовым, В. А. Бариновой, Р. И. Семеновой [5].

Финансовая поддержка со стороны государства высокотехнологичным отраслям оказывается через институты развития и разного рода фонды, крупнейшими из которых являются:

- АО «Роснано»;

- Российская венчурная компания (АО «РВК»);

- Фонд содействия инновациям;

- Фонд «Сколково»;

- Фонд развития промышленности (ФРП);

- АО «Российский экспортный центр»;

- государственные программы развития [9].

Рассмотрим динамику объема финансирования на реализацию государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», а также на реализацию подпрограммы 5 «Стимулирование инноваций» за 2016-2019 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика»

Показатель Год

2016 2017 2018 2019

Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», тыс. руб. 106 143 280,0 97 045 524,8 96 187 193,2 144 883 800,3

Подпрограмма 5 «Стимулирование инноваций», тыс. руб. 6 680 705,8 6 302 781,2 7 925 298,4 16 205 666,9

Доля финансирования подпрограммы 5 в общем объеме финансирования программы, % 6,3 6,5 8,2 11,2

Составлено авторами по материалам источника [2]

Из данных таблицы 1 видим, что объем государственного финансирования государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» отраслей снизился в 2018 г. (по сравнению с 2017 г.), при этом увеличился объем финансирования и доля финансирования подпрограммы 5 «Стимулирование инноваций». В 2019 г. наблюдается резкое увеличение объемов финансирования. По данным, представленным в исследовании специалистов РАНХиГС, государственная поддержка за период 2016-2017 гг. была оказана через АО «Роснано» и Фонд содейсвия инновациям [5].

На основе данных различных источников (информации Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее - НИУ ВШЭ)), проанализированы такие показатели, как объем расходов на НИОКР и доля расходов федерального бюджета на НИОКР за период 2017-2019 гг. [8; 14]. При анализе указанных показателей, учитывались только расходы на НИОКР гражданского назначения. Вместе с тем при анализе государственного финансирования необходимо учитывать также расходы на НИОКР в сфере обороны и государственной безопасности. На данный момент сделать это не представляется возможным в силу неполноты статистических данных, содержащихся в открытых источниках.

Информация об объемах финансирования НИОКР гражданского назначения в РФ за 2016-2018 гг. показана в таблице 2.

Таблица 2

Информация об объемах финансирования НИОКР в РФ за 2017-2019 гг.

2017 г. 2018 г. 2019 г. (план)

Доля внутренних расходов на НИОКР, % к ВВП Из них, доля расходов федерального бюджета, % к ВВП Доля внутренних расходов на НИОКР, % к ВВП Из них, доля расходов федерального бюджета, % к ВВП Доля внутренних расходов на НИОКР, % к ВВП Из них, доля расходов федерального бюджета, % к ВВП

1,03 0,4 1,16 0,37 1,20 0,33

Источник: [8]

Рассматривая данные, представленные в таблице 2, можем наблюдать тенденцию к увеличению доли внутренних расходов на НИОКР к ВВП. При этом наблюдается снижение доли расходов федерального бюджета. Рассмотрим распределение бюджетных расходов на НИОКР по источникам финансирования. Информация по расходам федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на проведение НИОКР гражданского назначения в 2019 г., по данным Минфина России, представлена на рисунке 1.

1 - средства федерального бюджета; 2 - средства фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности; 3 - иные источники Источник: [8]

Рис. 1. Информация по расходам федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на проведение НИОКР гражданского назначения в 2019 г., по данным Минфина России, тыс. руб.

Из анализируемых данных следует, что основным источником финансирования НИОКР гражданского назначения в России являются субсидии и гранты, предоставляемые из средств фондов поддержки научной или научно-технической деятельности. Средства федерального бюджета и иные источники финансирования НИОКР гражданского назначения распределены почти равномерно.

Далее рассмотрим такой характеризующий результативность государственной поддержки высокотехнологичных отраслей показатель, как объем государственных закупок, обеспеченных компаниями, относящимися к высокотехнологичному сектору экономики. Информация о динамике объема государственных закупок, которые были обеспечены компаниями, выпускающими высокотехнологичную продукцию, по данным, представленным С. П. Земцовым, В. А. Бариновой, Р. И. Семеновой, а также по информации, опубликованной в аналитическом отчете НИУ ВШЭ, показана в таблице 3.

Таблица 3

Динамика объема государственных закупок, которые были обеспечены компаниями, выпускающими высокотехнологичную продукцию

Показатель Год

2016 2017 2018

Объем госзакупок, обеспеченных компаниями, относящимися к высокотехнологичному сектору, трлн руб. 1,2 0,26 0,21

Доля участия компаний высокотехнологичного сектора в общем объеме госзакупок, % 13,6 10,5 9,8

Составлено авторам и по материалам источников [5; 8]

В России наблюдается тенденция к снижению объема госзакупок, обеспеченных компаниями, относящимися к высокотехнологичному сектору. Также снижается доля участия компаний высокотехнологичного сектора в общем объеме госзакупок.

Рассмотрим состояние развития высокотехнологичных отраслей гражданской сферы в России в сравнении с крупнейшими экономически развитыми странами. Доля наукоемкой продукции, произведенной

отечественными компаниями на мировом рынке в сравнении с экономически развитыми государствами по данным НИУ ВШЭ, показана на рисунке 2.

1 - РФ; 2 - США; 3 - Япония; 4 - Германия

Источник: [8]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Доля наукоемкой продукции гражданского назначения РФ на мировом рынке в сравнении с экономически развитыми государствами, %

Из диаграммы (рис. 2) видно, что в настоящее время в России наблюдается отставание в развитии высокотехнологичных отраслей, по сравнению с ведущими экономически развитыми странами.

О степени эффективности государственной поддержки высокотехнологичного сектора отечественной экономики свидетельствуют показатели, характеризующие внешнеэкономическую деятельность, в частности показатель высокотехнологичного экспорта. Структура отечественного экспорта по состоянию на январь-март 2018 г., показана на рисунке 3.

1 - продукция с высокой степенью обработки; 2 - несырьевой экспорт; 3 - сырьевой экспорт Источник: [16]

Рис. 3. Структура отечественного экспорта по состоянию на январь-март 2018 г., %

Исходя из анализируемых данных, 65 % отечественного экспорта составляет сырье. Несырьевой сегмент экспорта составляет 35 %. Доля в экспорте продукции с высокой степенью переработки, к которой относится продукция высокотехнологических отраслей, составляет 0,5 %. Таким образом, рассмотренные показатели свидетельствуют о недостаточном уровне эффективности государственной поддержки высокотехнологичных отраслей экономики.

Анализируя также барьеры развития высокотехнологичных отраслей, можно выделить основные из них: проблемы, связанные с подготовкой кадров, власть гигантов на рынке, политическое противостояние, вопросы интеллектуальной собственности, национальной безопасности, технологическое насыщение, которое характеризуется приближением к границе производственных возможностей.

Данная ситуация требует принятия мер по поддержке и развитию высокотехнологичного сегмента отечественной экономики на государственном уровне, а именно:

- увеличение ассигнований на НИОКР в тех отраслях, продукция которых способна на равных конкурировать с аналогичными иностранными образцами или превосходить их;

- разработка и реализация государственных программ развития соответствующих отраслей экономики, с учетом их приоритетного бюджетного финансирования;

- пересмотр существующей практики государственной поддержки отраслей экономики, относящихся к ее высокотехнологичному сегменту, через специализированные фонды, обеспечив финансирование важнейших разработок непосредственно из бюджета. Это позволит государству и его институтам напрямую оказывать влияние на положение дел в тех или иных отраслях, минуя посредников в виде разного рода фондов;

- разработка единой системы оценки эффективности государственной поддержки в рассматриваемой сфере. Для этого необходимо определить показатели оценки результативности данной деятельности и конкретные индикаторы, позволяющие осуществлять соответствующий мониторинг;

- применение в практике подготовки специалистов системы «дуального образования» и расширение списка предприятий, которые включены в эту систему;

- развитие мер стимулирования импортозамещения производств с освоением внутреннего рынка, применяя зарубежные технологии;

- разработка единой системы статистического наблюдения в рассматриваемой сфере. Реализация указанного предложения позволит упорядочить процесс анализа результатов используемых мер государственной поддержки [10].

Взвешенная и научно обоснованная политика по развитию высокотехнологичного сектора отечественной экономики позволит повысить результативность государственной поддержки, а также более эффективно использовать имеющиеся инструменты данной деятельности.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (с изм. от 02.08.2019 г.) «О промышленной политике в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req= doc&n=330906&base=LAW&from=173119-0&rnd=0.6370564964898225#04030909779495392 (дата обращения: 01.10.2019).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 (с изм. от 22.09.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/ (дата обращения: 01.10.2019).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328 (с изм. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_162176/ (дата обращения: 01.10.2019).

4. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством Российской Федерации 31.01.2013) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141585/ (дата обращения: 01.10.2019).

5. Баринова, В. А., Земцов, С. П., Семенова, Р. И. Государственная поддержка высоких технологий и инноваций в России // Инновации. - 2019. - Т. 245. - № 3. - С. 33-44.

6. Дёмин, С. А. Понятие конкурентоспособности предприятия в современных условиях // Вестник ОмГУ. - 2011. -№ 3. - С. 325-329.

7. Долгова, М. В. Современные тенденции развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=35645 (дата обращения: 01.10.2019).

8. Затраты на науку в России и ведущих странах мира // Наука. Технологии. Инновации. -2017. - 07 сент. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://issek.hse.ru/data/2017/09/07/1172519569/NTI_N_64_0709_2017.pdf (дата обращения: 01.10.2019).

9. Милькина, И. В. Региональные институты развития в системе управления территориями Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление в Российской Федерации: настоящее и будущее: сборник научных трудов кафедры государственного и муниципального управления. - М.: ГУУ 2019. - С. 137-140.

10. Милькина, И. В., Лиц, С. В. Влияние конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей на развитие городов России // Муниципальная академия. - 2019. - № 1. - С. 125-130.

11. Петрина, О. А., Стадолин, М. Е. Государственная политика в отношении монопрофильных городов России // Государственное и муниципальное управление в Российской Федерации: настоящее и будущее: сборник научных трудов кафедры государственного и муниципального управления. - М.: ГУУ, 2019. - С. 157-161.

12. Сивакова, А. В., Сираждинов, Р. Ж. Российский и зарубежный опыт применения программно-целевого метода в государственном управлении // Актуальные проблемы управления - 2016: сборник тезисов 21-й Международной научно-практической конференции. Москва, 23-24 нояб. 2016 г. - М.: ГУУ, 2016. - С. 234-237.

13. Спицын, В. В. Оценка результативности развития высокотехнологичных отраслей России в сравнении с зарубежными странами // Мир новой экономики. - 2014. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-rezultativnosti-razvitiya-vysokotehnologichnyh-otrasley-rossii-v-sravnenii-s-zarubezhnymi-stranami (дата обращения: 01.10.2019).

14. Татаринов, В. В. Стратегический анализ наукоёмких отраслей и факторы развития инновационных технологий // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2017. - № 2 (7) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/strategicheskiy-analiz-naukoyomkih-otrasley-i-faktory-razvitiya-innovatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 01.10.2019).

15. Шполянская, А. А. Высокотехнологичные отрасли: определение и условия развития // Молодой ученый. - 2015. - № 22 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/102/22775/ (дата обращения: 01.10.2019).

16. Итоги внешней торговли России в январе-мае 2018 г. // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/2a25e1df-29ce-4f08-9db5-d7fe45cc5d34/18.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=2a25e1df-29ce-4f08-9db5-d7fe45cc5d34 (дата обращения: 01.10.2019).

17. Национальный доклад «Высокотехнологичный бизнес в регионах России». Вып. 2 / Под ред. С. П. Земцова. - М.: РАНХиГС, АИРР, 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.i-regions.org/images/files/ranepa18.pdf (дата обращения: 01.10.2019).

References

1. Federal'nyi zakon ot 31.12.2014 № 488-FZ (с izm. ot 02.08.2019) "O promyshlennoi politike v Rossiiskoi Federatsii" [Federal Law No. 488-FZ dated December 31, 2014 (with ed. dated August 2, 2019) "On industrial policy in the Russian Federation"], SPS "KonsuFtantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&n=330906&base=LAW&from= 173119-0&rnd=0.6370564964898225#04030909779495392 (accessed 01.10.2019).

2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15.04.2014 № 316 (с izm. ot 22.09.2019) "Ob utverzhdenii gosudarstven-noi programmy Rossiiskoi Federatsii "Ekonomicheskoe razvitie i innovatsionnaya ekonomika" [Resolution of the Government of the Russian Federation dated April 15, 2014 No. 316 (with ed. dated September 22, 2019) "On the approval of the state program of the Russian Federation "Economic development and innovative economy"], SPS "KonsuFtantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/ (accessed 01.10.2019).

3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15.04.2014 No. 328 (с izm. ot 29.03.2019) "Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii "Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti" [Resolution of the Government of the Russian Federation dated April 15, 2014 № 328 (with ed. dated March 29, 2019) "On the approval of the state program of the Russian Federation "Development of the industry and increase of its competitiveness'"], SPS "KonsuFtantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162176/ (accessed 01.10.2019).

BecmuuK yuueepcumema № 1, 2020

4. Osnovnye napravlenia deyatelnosti Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii na period do 2018 goda [The main activities of the Government of the Russian Federation for the period up to 2018 (approved by the Government of the Russian Federation on January 31, 2013)], SPS "KonsuTtantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141585/ (accessed 01.10.2019).

5. Barinova V. A., Zemtsov S. P., Semenova R. I. Gosudarstvennaya podderzhka vysokikh tehnologii i innovatsii [State support of high technologies and innovations in Russia], Innovatsii [Innovations,], 2019, Vol. 245, I. 3, Pp. 33-44.

6. Demin S. A. Ponyatie konkurentosposobnosti predpriatiya v sovremennykh usloviakh [The concept of competitiveness of the enterprise in modern conditions], Vestnik OmGU [Herald of Omsk University], 2011, I. 3, Pp. 325-329.

7. Dolgova M. V. Sovremennye tendentsii razvitiya naukoemkikh i vysokotekhnologichnykh otraslei [Modern trends in the development of science-intensive and high-tech industries], FundamentaTnye issledovaniya [Fundamental research], 2014, I. 11-4, Pp. 852-857. Available at: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35645 (accessed 01.10.2019).

8. Zatraty na nauku v Rossii i vedushchikh stranakh mira [Science costs in Russia and leading countries of the world], Nauka. Tekhnologii. Innovatsii [Science. Technologies. Innovations], 2017, 7 sent. [September 7, 2017]. Available at: https://issek.hse. ru/data/2017/09/07/1172519569/NTI_N_64_0709_2017.pdf (accessed 01.10.2019).

9. MiFkina I.V Regional'nye instituty razvitiya v sisteme upravleniya territoriyami Rossiiskoi Federatsii [Regional institutes of development in the system of management of territories of the Russian Federation], Gosudarstvennoe i munitsipaFnoe upravlenie v Rossiiskoi Federatsii: nastoyashchee i budushchee: sbornik nauchnykh trudov kafedry gosudarstvennogo i munutsipaFnogo upravleniya [State and municipal administration in the Russian Federation: present and future: collection of scientific papers of the Department of Public and Municipal Administration], Moscow, GUU, 2019, Pp. 137-140.

10. MiFkina I. V., Lits S. V. Vliyanie konkurentosposobnosti vysokotekhnologichnykh otraslei na razvitie gorodov Rossii [Impact of competitiveness of high-tech industries on the development of Russian cities], MunitsipaFnaya akademiya [Municipal Academy], 2019, I. 1, Pp. 125-130.

11. Petrina O. A., Stadolin M. E. Gosudarstvennaya politika v otnoshenii monoprofil'nykh gorodov Rossii [State policy in relation to single-profile cities of Russia], Gosudarstvennoe i munitsipaFnoe upravlenie v Rossiiskoi Federatsii: nastoyashchee i budushchee: sbornik nauchnykh trudov kafedry gosudarstvennogo i munutsipaFnogo upravleniya [State and municipal management in the Russian Federation: present andfuture: collection of scientific papers of the Department ofPublic and Municipal Administration], Moscow, GUU, 2019, Pp. 157-161.

12. Sivakova A. V., Sirazhdinov R. J. Rossiiskii i zarubezhnyi opyt primeneniya programmno-tselevogo metoda v gosudarstvennom upravlenii [Russian andforeign experience in the application of the program-target method in public administration], AktuaF nye problemy upravleniya - 2016: sbornik tezisov 21-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moscow, 23-24 noyab. 2016 g. [Actual problems of management-2016: collection of abstracts of the 21st International scientific and practical conference. Moscow, November 23-24, 2016], Moscow, GUU, 2016, pp. 234-237.

13. Spitsyn V. V. Otsenka rezul'tativnosti razvitiya vysokotekhnologichnykh otraslei Rossii v sravnenii s zarubezhnymi stranami [Assessment of the effectiveness of the development of high-tech industries in Russia in comparison with foreign countries], Mir novoi ekonomiki [The World of New Economy], 2014, I. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-rezultativnos-ti-razvitiya-vysokotehnologichnyh-otrasley-rossii-v-sravnenii-s-zarubezhnymi-stranami (accessed 01.10.2019).

14. Tatarinov V. V. Strategicheskii analiz naukoemkikh otraslei i factory razvitiya innovatsionnykh tekhnologii [Strategic analysis of high-tech industries and factors of development of innovative technologies], Biznes-obrazovanie v ekonomike znanii, 2017, I. 2 (7). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskiy-analiz-naukoyomkih-otrasley-i-faktory-razvitiya-innovat-sionnyh-tehnologiy (accessed 28.09.2019).

15. Shpolyanskaya A. A. Vysokotekhnologichnye otrasli: opredelenie i usloviya razvitia [Hi-Tech industries: definition and conditions of development], Molodoi uchenyi, 2015, I. 22. Available at: https://moluch.ru/archive/102/22775/ (accessed: 01.10.2019).

16. Itogi vneshnei torgovli Rossii v yanvare-mae 2018 [Results of Russia's foreign trade in January-May 2018], OfitsiaFnyi sait Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii [Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Available at: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/2a25e1df-29ce-4f08-9db5-d7fe45cc5d34/18.pdf?-M0D=AJPERES&CACHEID=2a25e1df-29ce-4f08-9db5-d7fe45cc5d34 (accessed 01.10.2019).

17. Natsional'nyi doklad "Vysokotekhnologichnyi biznes v regionakh Rossii". Vyp. 2 [National report "High-tech business in the Russian regions". I. 2], pod red. S. P. Zemtsova, Moscow, RANKhiGS, AIRR, 2019. Available at: http://www.i-regions.org/ images/files/ranepa18.pdf (accessed 01.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.