Научная статья на тему 'Инструменты стимулирования модернизации обрабатывающих производств в регионах'

Инструменты стимулирования модернизации обрабатывающих производств в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
818
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ / ИННОВАЦИИ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / REGIONS / ECONOMIC GROWTH / INDUSTRIAL COMPLEX / SUPPORT TOOLS / INNOVATIONS / HIGH-TECH INDUSTRIES / IMPORT SUBSTITUTION / INDUSTRY DEVELOPMENT FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазилов Евгений Александрович

Промышленный комплекс является основой экономики Российской Федерации. Территории с развитой промышленностью наиболее конкуренты, причем не только на российском, но и на мировом уровне. В качестве одного из приоритетных направлений развития отечественной обрабатывающей промышленности в ближайшей перспективе рассматривается инновационная деятельность, поскольку именно здесь генерируются и внедряются инновации. Производственные предприятия выступают в качестве инициаторов проведения научно-технических разработок. В то же время инновационное развитие отечественной обрабатывающей промышленности идет с заметным отставанием от ведущих мировых экономик. Результатом этого являются постоянно нарастающая технологическая отсталость российской экономики и снижающаяся конкурентоспособность предприятий, усугубляющиеся негативными внешними политическими и экономическими факторами. Реализуемая в настоящее время в Российской Федерации политика по активизации инновационных процессов недостаточно эффективна, а предлагаемые меры не всегда носят системный характер. Одним из инструментов поддержки инновационной деятельности является формирование институтов развития промышленности. В то же время, несмотря на активное создание таких структур, их деятельность не всегда несет реальную поддержку, а оказываемые услуги зачастую являются формальными. Поэтому проблема формирования институтов развития инновационной деятельности в обрабатывающей промышленности, оказывающих реальную поддержку предприятиям, должна стать приоритетом экономического развития как на федеральном, так и на региональном уровне. В статье подробно рассмотрены проблемы развития обрабатывающей промышленности в России. Доказано, что основной из них является нехватка средств на развитие производства. Проанализирована существующая система инструментов поддержки обрабатывающей промышленности на федеральном и региональном уровне. Предложены мероприятия по формированию на региональном уровне Фонда развития промышленности, целью которого является финансовая поддержка отдельных приоритетных проектов по выпуску высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, в том числе в рамках реализации политики импортозамещения. Представлены результаты прогноза социально-экономического эффекта от формирования предлагаемого инструмента поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мазилов Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools to promote the upgrading of manufacturing industries in the regions

The industrial complex is the backbone of Russia’s economy. Areas with developed industry are the best competitors not only in Russia but also at the global level. Innovation activity is considered to be a priority direction of development of domestic manufacturing industry in the short term, because it generates and implements innovations. Manufacturing enterprises act as initiators of scientiϔic and technological developments. At the same time, innovation development of domestic manufacturing industry lags considerably behind the leading economies of the world. The result is a constantly growing technological backwardness of the Russian economy and the declining competitiveness of enterprises, which is aggravated by negative external political and economic factors. The policy to enhance innovation processes that is currently implemented in the Russian Federation is not sufficiently effective, and the measures proposed are not always systematic in nature. One of the tools to support innovative activity is the formation of institutes for development of industry. At the same time, despite the active formation of such structures, their activities not always bring real support and the services rendered are often only formal. Therefore, the problem of formation of institutions for development of innovation activities in the manufacturing industry providing real support to enterprises should be a priority of economic development, both at the federal and regional levels. The paper considers in detail the problems of development of Russian manufacturing industry. It proves that the major issue is lack of funds for the development of production. The author analyzes the current system of tools that support the manufacturing industry at the federal and regional levels. The article proposes the activities that aim to create the an industry development Fund at the regional level; the purpose of this fund is to provide financial support to specific priority projects in the framework of which high-tech competitive products are produced, this also includes the implementation of import substitution policies. Furthermore, the article presents the results of the forecast of the socio-economic effect that the formation of the tool proposed can help achieve.

Текст научной работы на тему «Инструменты стимулирования модернизации обрабатывающих производств в регионах»

УДК 338.45(470) ББК 65.305.02(Рос)

© Мазилов Е.А.

ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ В РЕГИОНАХ

МАЗИЛОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

кандидат экономических наук, заведующий лабораторией инновационной экономики отдела проблем научно-технологического развития и экономики знаний Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: eamazilov@mail.ru.

Промышленный комплекс является основой экономики Российской Федерации. Территории с развитой промышленностью наиболее конкуренты, причем не только на российском, но и на мировом уровне. В качестве одного из приоритетных направлений развития отечественной обрабатывающей промышленности в ближайшей перспективе рассматривается инновационная деятельность, поскольку именно здесь генерируются и внедряются инновации. Производственные предприятия выступают в качестве инициаторов проведения научно-технических разработок. В то же время инновационное развитие отечественной обрабатывающей промышленности идет с заметным отставанием от ведущих мировых экономик. Результатом этого являются постоянно нарастающая технологическая отсталость российской экономики и снижающаяся конкурентоспособность предприятий, усугубляющиеся негативными внешними политическими и экономическими факторами. Реализуемая в настоящее время в Российской Федерации политика по активизации инновационных процессов недостаточно эффективна, а предлагаемые меры не всегда носят системный характер. Одним из инструментов поддержки инновационной деятельности является формирование институтов развития промышленности. В то же время, несмотря на активное создание таких структур, их деятельность не всегда несет реальную поддержку, а оказываемые услуги зачастую являются формальными. Поэтому проблема формирования институтов развития инновационной деятельности в обрабатывающей промышленности, оказывающих реальную поддержку предприятиям, должна стать приоритетом экономического развития как на федеральном, так и на региональном уровне. В статье подробно рассмотрены проблемы развития обрабатывающей промышленности в России. Доказано, что основной из них является нехватка средств на развитие производства. Проанализирована существующая система инструментов поддержки обрабатывающей промышленности на федеральном и региональном уровне. Предложены мероприятия по формированию на

региональном уровне Фонда развития промышленности, целью которого является финансовая поддержка отдельных приоритетных проектов по выпуску высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, в том числе в рамках реализации политики импор-тозамещения. Представлены результаты прогноза социально-экономического эффекта от формирования предлагаемого инструмента поддержки.

Регионы, экономический рост, промышленный комплекс, инструменты поддержки, инновации, высокотехнологичные производства, импортозамещение, фонд развития промышленности.

Промышленный комплекс является основой экономики Российской Федерации, обеспечивая все отрасли народного хозяйства средствами труда, гарантируя экономическую безопасность государства и достойный уровень жизни населения. Его развитие является приоритетом обеспечения стратегической безопасности государства. Несмотря на это, в данном секторе экономики до сих пор существует ряд системных проблем, которые не позволяют вывести его на интенсивный путь развития.

Мировой финансовый кризис, пик которого пришелся на период 2008 - 2009 гг., отчетливо продемонстрировал уязвимость экономической модели, оторванной от реального производства [2], а экономические санкции 2014 года в отношении России еще раз показали степень зависимости отечественной экономики от внешних факторов. В связи с этим вопросы модернизации промышленного комплекса и повышения его конкурентоспособности становятся еще более актуальными, особенно в контексте национальной безопасности.

Поэтому целью исследования является поиск новых инструментов стимулирования развития обрабатывающих производств, деятельность которых направлена на организацию выпуска высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, в том числе в рамках реализации политики импортозамещения.

Цель определяет необходимость решения следующих задач: анализ тенденций промышленного развития в РФ, выявле-

ние основных проблем развития обрабатывающей промышленности, изучение существующей системы финансовой поддержки на федеральном и региональном уровне, разработка проекта нового института поддержки.

За 25 лет построения рыночной экономики обрабатывающей промышленности так и не удалось достичь объемов производства 1991 года (рисунок). Для сравнения: за данный период промышленность Китая выросла в 2,4 раза [5]. По мнению ведущих ученых, темпы роста промышленного производства в развитых и новых индустриальных странах достигали 7 - 8,5% в год [1]. Таким образом, можно говорить о том, что проводимая в стране промышленная политика не дала должных результатов, а системный кризис в экономике, длящийся уже четверть века, продолжается.

Анализ структуры отечественного промышленного комплекса показал, что более 66% продукции производится предприятиями обрабатывающего сектора (табл. 1). Причем за десятилетие ситуация кардинальным образом не изменилась. В 2014 г. каждый пятый рубль отгруженной продукции приходился на химическое производство, производство кокса и нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий. В то же время сложилась тенденция к росту данного вида производства - за исследуемый период его доля увеличилась на 4,6 п. п. (до 21,5%).

Доля стратегически важного для экономики вида экономической деятельности - производства машин и оборудо-

% 110,0

90,0

50,0

112,3

40,7

1991 1998 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

добыча полезных ископаемых ■ обрабатывающие производства ■ производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Рис. Динамика промышленного производства Российской Федерации в 1991 - 2014 гг. (1991 = 100), %

Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru

Таблица 1. Структура промышленного комплекса РФ в 2005 - 2014 гг., %

70,0

30,0

Группы отраслей Год Абс. откл. 2014 - 2005 гг.

2005 2010 2012 2013 2014

Обрабатывающие производства, в том числе: 65,1 65,6 65,7 65,6 66,2 1,1

- химическое производство, производство кокса и нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий 16,9 19,3 20,3 21,5 23,1 6,2

- производство машин, транспортных средств и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования 13,0 12,9 14,7 14,6 13,2 0,2

- производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 10,9 11,5 10,5 10,3 10,8 -0,1

- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 13,9 12,1 10,5 9,6 9,9 -4

- прочие виды производств 3,1 3,2 3,2 3,2 3,2 0,1

- производство прочих неметаллических минеральных продуктов 3,1 2,9 3,0 3,0 2,7 -0,4

- целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 2,3 2,1 2,0 1,8 1,7 -0,6

- обработка древесины и производство изделий из дерева 1,0 0,9 0,9 0,9 0,9 -0,1

- текстильное, швейное производство, производство кожи, изделий из кожи 0,9 0,8 0,7 0,7 0,7 -0,2

Добыча полезных ископаемых 22,5 21,7 23,4 23,5 23,4 0,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 12,4 12,7 10,9 10,9 10,3 -2,1

Источники: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru; Расчеты автора.

вания - составляет 13,2%. В структуре промышленного производства ведущих мировых экономик аналогичный показатель достигает 50%. Доля машиностроения в Китае и Франции составляет 35 - 40%, в США - 46%, Японии и Германии - 51 - 54%) [4; 15]. Таким образом, в целом динамика значений по России не показывает ухудшения структурных пропорций промышленного комплекса,

но основные показатели не соответствуют мировым тенденциям, что свидетельствует о недостаточном уровне развития базовых отраслей промышленности.

Основные индикаторы развития обрабатывающих производств в 2005 -2014 году свидетельствуют об отсутствии существенных положительных изменений (табл. 2). Рентабельность предприятий имеет устойчивую тенден-

Таблица 2. Основные показатели функционирования обрабатывающих производств в Российской Федерации в 2005 - 2014 гг.

Показатель Год Абс. откл. 2014 - 2005 гг.

2005 2010 2012 2013 2014

Рентабельность реализованной продукции, % 15,3 14,3 11,0 8,8 10,7 -4,6

Сальдированный финансовый результат в сопоставимых ценах, млрд руб. 2093,4 2139,2 2639,4 1643,0 877,1 -1216,3

Уровень износа ОПФ, % 47,8 47,8 46,8 46,8 47,1 0,7

Доля занятых в обрабатывающей промышленности в общей численности экономически активного населения, % 17,2 15,2 15,1 14,8 14,6 -2,6

Инвестиции в основной капитал предприятий обрабатывающей промышленности на одно предприятие, млн руб. 2,6 4,3 5,1 5,2 5,0 2,4

Уровень инновационной активности, % 10,9 11,3 13,4 13,3 12,2 2,3

Количество используемых производственных технологий в расчете на одно предприятие обрабатывающего комплекса 0,29 0,51 0,47 0,48 0,51 0,22

Источники: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru; Расчеты автора.

цию к снижению и в 2014 году составила лишь 10,7%. В то же время средневзвешенная процентная ставка по кредитам, предоставленным кредитными организациями в 2014 году составила 11,34% (для субъектов МСП этот показатель выше - 12,91%). Такой размер процентной ставки в сочетании с низким уровнем рентабельности продукции обрабатывающей промышленности делают кредит практически недоступным. Обрабатывающая промышленность также не привлекательна с инвестиционной точки зрения, поскольку инвестору выгоднее открывать депозиты в банках и вкладывать средства в более рентабельные отрасли экономики.

На фоне этого по-прежнему остается высоким износ основных производственных фондов (ОПФ, 47%). Продолжает сокращаться доля работников обрабатывающего сектора (на 2,6 п. п.). Одним из немногих показателей, демонстрирующих рост, является объем инвестиций в основной капитал предприятий обрабатывающей промышленности (в расчете на одно предприятие). Данный показатель за анализируемый период увеличился на 2,4 млн руб. в сопоставимых ценах, составив в 2014 году порядка 5 млн руб. в расчете на одно промышленное предприятие.

Уровень инновационной активности предприятий обрабатывающей промышленности составляет порядка 12%, что намного ниже, чем в странах-лидерах. Так, в Германии удельный вес организаций промышленности, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе организаций достигает 80%, в Финляндии - 52%, во Франции - 50%. К тому же количество используемых передовых производственных технологий в расчете на одно промышленное предприятие осталось на уровне 2005 года, что, несомненно, является негативным результатом [5].

За последние несколько лет в России разработка и внедрение технологических инноваций осуществлялась лишь на 5% промышленных предприятий, причем на наиболее перспективные НИОКР, связанные с новыми технологиями, приходится всего лишь 2,3% от общей суммы затрат на инновации. По различным оценкам, в России реализуется от 8 - 10% инновационных идей и проектов, в то время как в Японии - 95%, в США - 62% [3].

Низкий уровень технологичности обрабатывающего сектора РФ приводит к тому, что экономика по-прежнему является низкоукладной. На долю пятого (высшего на данном этапе развития современных производственных сил и технологий)

технологического уклада приходится порядка 1% производимой промышленной продукции. Выпуск высокотехнологичной продукции напрямую зависит от степени активности использования достижений научно-технического прогресса и внедрения инновационных процессов в промышленности.

В то же время существует масса факторов, препятствующих активному использованию этих достижений. Так, в 2014 году руководители предприятий1 отмечали недостаток собственных денежных средств на развитие нововведений (66%, табл. 3). Почти столько же отметили высокую стоимость нововведений (63%). Более половины (55%) длительный срок окупаемости. Таким образом, основной причиной является нехватка у предприятий свободных денежных средств. В то же время ни один из ответивших не считает, что организация не способна к освоению инновации.

Таблица 3. Основные факторы, препятствующие инновационной деятельности на предприятиях промышленного комплекса в 2014 г. (по данным опроса руководителей), %

1 По данным опроса по оценке состояния и развития промышленности Вологодской области по итогам прошедшего года, проведенного в 2015 году. В опросе приняли участие 67 руководителей крупных и средних промышленных предприятий. Опрос проводился сотрудниками отдела проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах под руководством зав. отделом д-ра экон. наук Т.В. Усковой.

Таким образом, проблема получения и использования заемного капитала является одной из наиболее острых и актуальных на современном этапе развития промышленного комплекса. Эффективная система финансирования и наличие возможностей привлечения инвестиций, в том числе и на реализацию инновационных проектов, должны быть приоритетными для государственной политики.

В настоящее время в РФ осуществляется поддержка компаний обрабатывающей промышленности. Реализуются следующие госпрограммы: «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (2012 - 2020 гг.), «Развитие авиационной промышленности» (2013 - 2025 гг.), «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» (2013 - 2025 гг.), «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» (2013 - 2020 гг.), «Развитие судостроения» (2013 - 2030 гг.). Кроме того, Министром промышленности и торговли РФ подписаны 20 приказов об утверждении планов по импортозамеще-нию в приоритетных отраслях промышленности, которые также предусматривают поддержку приоритетных отраслей промышленности.

Помимо нормативно-правового обеспечения, существует целый комплекс инструментов поддержки. Так, Минпром-торгом РФ осуществляется субсидирование процентной ставки по кредитам в сфере производства редких и редкоземельных металлов, а также НИОКР в рамках реализации комплексных проектов по организации серийных производств станкоинструментальной продукции, выдаются субсидии в виде имущественного взноса РФ в госкорпорацию «Ростех» на цели реализации проектов по созданию серийных производств станкоинстру-ментальной продукции для предприятий тяжелого машиностроения, металлургии и станкостроения.

Основные факторы %

Недостаток собственных денежных средств 65,7

Высокая стоимость нововведений 62,7

Длительные сроки окупаемости нововведений 55,2

Высокий экономический риск 44,8

Недостаток финансовой поддержки со стороны государства 32,8

Низкий инновационный потенциал организации 20,9

Недостаток квалифицированного персонала 20,9

Неразвитость инновационной инфраструктуры 16,4

Низкий платежеспособный спрос на новые продукты 13,4

Несовершенство законодательных и нормативно-правовых документов 9,0

Недостаток информации о новых технологиях 7,5

Недостаток информации о рынках сбыта 6,0

Для предприятий авиастроения предоставляются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на техническое перевооружение, а также субсидии российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на закупку воздушных судов. Судостроительным компаниям выдаются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и уплату лизинговых платежей на закупку гражданских судов.

Предприятиям транспортного машиностроения предоставляются субсидии на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, соответствующих нормам Евро-4 и Евро-5. Также осуществляется субсидирование процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных и инновационных проектов, на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест, на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности, процентной ставки по кредитам на технологическое перевооружение, на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций, а также на уплату процентов по кредитам на приобретение инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой.

Для компаний легкой промышленности существует возможность получения субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредиту и части затрат на уплату лизинговых платежей, на компенсацию части затрат на создание и (или) развитие имущественного комплекса, в том числе инфраструктуры индустриальных парков, на организацию индустрии детских товаров на компенсацию части затрат на проведение НИОКР, на покрытие процентной ставки по кредитам на осуществление сезонных заку-

пок сырья и материалов и осуществление технического перевооружения, а также на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению.

Предприятия химического комплекса и лесной промышленности имеют возможность получения субсидий на поддержку развития производства композиционных материалов (композитов), на комплексные инвестиционные проекты по созданию новых производств с применением промышленных биотехнологий, покрытие процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов для предприятий химического комплекса, а также на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива, техническое перевооружение, реализацию инвестиционных проектов создания новых высокотехнологичных обрабатывающих производств.

С 2015 года функционирует Фонд развития промышленности, который выдает целевые займы в размере от 50 до 700 млн руб. под льготную процентную ставку в размере 5% [11]. Фонд был реорганизован из Российского фонда технологического развития, который был учрежден в 1992 году и осуществлял финансовую поддержку научно-технических проектов и экспериментальных разработок, которые соответствуют приоритетным для Фонда Технологическим платформам. Фонд предоставлял целевой беспроцентный заем. Назначение займа - финансирование НИОКР в составе технологического проекта. Сумма займа - от 10 до 300 млн руб. на срок займа до 60 месяцев.

Фонд развития промышленности с момента своего создания на реализацию проектов компаниям выделил 19,61 млрд руб., еще 5,01 млрд руб. зарезервирован на одобренные проекты. Большая часть из выделенных средств направлена на финансирование крупного бизнеса в машиностроении (7,33 млрд руб.). Кроме

того, активно поддерживаются проекты в отрасли фармацевтики, металлообработки и металлургии, электроники.

Деятельность Фонда определяется приоритетами развития отечественного промышленного комплекса, закрепленными в программных документах и указах Президента РФ. Так, Фондом развития промышленности осуществляется поддержка, проектов по следующим направлениям.

1. «Проекты импортозамещения» -направлены на импортозамещение и производство конкурентоспособной продукции гражданского назначения.

2. «Проекты добанковского финансирования» - проекты на стадии завершения разработки нового продукта гражданского назначения и разработки технико-экономического обоснования проектов, планируемых к реализации при поддержке коммерческих банков.

3. «Проекты прединвестиционного финансирования» - проекты на стадии завершения разработки нового продукта гражданского назначения и технико-экономического обоснования проектов, планируемых к реализации при основном объеме финансирования со стороны крупных институтов развития, ориентированных на поддержку стратегических проектов, а также частных стратегических инвесторов.

4. «Проекты консорциумов» - проекты консорциумов предприятий по разработке перспективных, учитывающих принципы наилучших доступных технологий, базовых отраслевых технологий, предусматривающих дальнейшую их адаптацию и внедрение на предприятиях консорциума.

Однако перечень направлений использования средств незначительный и жестко регламентирован (к примеру, на средства Фонда нельзя осуществлять строительство производственных площа-

дей). Кроме того, проекты рассматриваются и поддерживаются только в случае, если их общий бюджет составляет более 100 млн руб., а в отдельных случаях (проекты прединвестиционного финансирования) не менее 1 млрд руб. Кроме того, объем продаж новой продукции, производимый в рамках полученных средств, должен быть не меньше 1 млрд руб. Все это в значительной степени ограничивает перечень компаний, способных воспользоваться данным инструментом поддержки.

Кроме того, в РФ функционирует Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который активно поддерживает малые инновационные компании [12]. Фондом реализуется ряд программ, в рамках которых на конкурсной основе обеспечивается финансирование перспективных проектов: программа «СТАРТ» (безвозмездная и безвозвратная субсидия в денежной форме (грант) малым предприятиям), программа «Развитие» (финансирование на паритетной основе малых предприятий по следующим направлениям: «Энергосбережение», «Умный дом», «ФАРМА», «Медицина будущего», «Медицина и биотехнологии», «Экспорт»), программа «Кооперация» (паритетное финансирование крупным предприятиям коммерциализации результатов выполненных НИОКР), программа «Коммерциализация (субсидии малым предприятиям на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией инновационных проектов, результаты которых имеют перспективу коммерциализации, за исключением расходов на выполнение НИОКР) и др.

В рамках проводимых конкурсов малый бизнес может получить гранты от 1 до 15 млн руб. на инновационные разработки по различным программам. Объем финансирования НИОКР из средств федерального бюджета по программам и

конкурсам Фонда в 2014 году составил 3,7 млрд руб. Фонд профинансировал 6692 контрактов на выполнение НИОКР, в том числе заключено 4263 новых контракта. Таким образом, несмотря на активную работу Фонда, рассматривает он только проекты малых инновационных компаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В РФ также создано Акционерное общество «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк»), который реализует льготные программы кредитования (в том числе лизинг и банковские гарантии) субъектов МСП через услуги банков-партнеров, факторинговые компании, микрофинансовые организации, действующих в субъектах РФ. Кредиты выдаются под процентную ставку 13 - 15% годовых на срок до пяти лет (к примеру ПАО «Сбербанк» выдает кредит по ставке 16 - 23% годовых).

Организацией, предоставляющей услуги венчурного финансирования, является ОАО «Фонд посевных инвестиций РВК» - государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. Миссия ОАО «РВК» - осуществить с учетом приоритетов государства увеличение объема, ускорение темпов роста и коррекцию направлений развития венчурного рынка РФ с целью повышения конкурентоспособности инновационного сектора экономики страны в международном масштабе. В рамках проекта финансируется не более 75% от объема инвестиционной потребности инновационной компании в денежных средствах и не более 25 млн руб. на первом раунде инвестирования.

РВК вкладывает средства через венчурные фонды, создаваемые совместно с частными инвесторами. Общее количество региональных фондов, сформированных ОАО «РВК», достигло двадцати двух, их суммарный размер - 8,9 млрд руб.

Число одобренных к инвестированию фондами ОАО «РВК» инновационных компаний в 2015 году достигло 182. Совокупный объем одобренных к инвестированию средств - 16,9 млрд руб. В РВК также входят ООО «Инфрафонд РВК», ООО «Биофонд РВК» и ряд других.

Для поддержки сельхозтоваропроизводителей создана ОАО «Росагролизинг» -лизинговая компания с государственным участием, действующая в агропромышленном комплексе. Компания выполняет в том числе задачи, поставленные Правительством Российской Федерации по передаче отечественным сельхозтоваропроизводителям на доступных условиях финансовой аренды (лизинга) современных средств производства (сельхозтехника, племенные животные, технологическое и перерабатывающее оборудование).

ОАО «Росагролизинг» реализует мероприятия, предусмотренные Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717.

На региональном уровне в России на условиях софинансирования с федеральным бюджетом также создана разветвленная система поддержки предприятий. Ежегодно в рамках конкурсного отбора субъектам РФ выделяются средства на реализацию мер поддержки малого и среднего предпринимательства. Доля регионального бюджета ежегодно изменяется в соответствии с эффективностью работы субъекта в данном направлении и может колебаться от 5 до 20%. В то же время регион-получатель самостоятельно выбирает пакет видов поддержки, на которые выделяется софинансирование.

Так, например, выделяются субсидии на возмещение части затрат по кредитам субъектам малого и среднего предприни-

мательства. Субсидии предоставляются в текущем финансовом году на возмещение части затрат по процентам, уплаченным в текущем финансовом году, в размере % процентной ставки, установленной кредитной организацией, но не более % ставки рефинансирования Центрального банка РФ (на данный момент 8,25, возможный процент к возврату - 5,5%), действовавшей на дату уплаты процентов. Максимальная сумма субсидии одному Заявителю в текущем финансовом году не может превышать 10 млн рублей.

Также могут выдаваться субсидии на возмещение части затрат по лизинговым платежам, субсидии на создание и обеспечение деятельности центров инноваций социальной сферы. Кроме того, субсидируется до 50% затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (при численности сотрудников организации более 15 человек в размере до 10 млн руб., до 15 чел. -до 1 млн руб.).

В Вологодской области Департаментом экономического развития сформирован перечень приоритетных инвестиционных проектов, которым осуществляется предоставление налоговых льгот. Согласно существующей программе компании либо освобождаются от уплаты налога на имущество, либо им снижается налог на прибыль на 4,5%, снижается налог на имущество, а также освобождаются от транспортного налога.

В регионе также создан Фонд ресурсной поддержки малого и среднего предпринимательства Вологодской области (фонд микрофинансирования). Организация осуществляет финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием механизма микрофинансирования, в том числе за счет целевых ресурсов открытого акционерного общества «Российский

Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк»). Принимаются заявления от представителей малого и среднего предпринимательства на получение ими микрозаймов в сумме от 30 тыс. до 1 млн руб.

Проведенный анализ показал, что сложившаяся система поддержки предприятий обрабатывающего сектора в большей степени сориентирована на малый и крупный бизнес. Поэтому представляется целесообразным формирование и внедрение дополнительных инструментов поддержки обрабатывающей промышленности, сконцентрированной в первую очередь на среднем бизнесе. Реализовывать ее целесообразно на региональном уровне, поскольку таким образом можно учитывать особенности развития бизнеса на конкретной территории, оказывать более точечную адресную помощь. Таким инструментом может стать Региональный фонд развития промышленности (Фонд).

В России уже есть опыт создания аналогичных структур. Так, в Ульяновской области начал работать региональный фонд развития промышленности. Займы на сумму до 20 млн руб. будут предоставляться на модернизацию производства и приобретение зданий и земельных участков, необходимых для расширения действующего или создания нового производства. Срок займа составит не более трех лет по ставке 8,25% годовых. Для субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве обеспечения возврата заемных средств также предусмотрена возможность использования поручительства Ульяновского регионального фонда. На 2016 год в бюджете региона уже заложено 100 млн руб. на наполнение фонда.

Основной целью Фонда должна стать финансовая поддержка отдельных приоритетных проектов по выпуску высокотехнологичной конкурентоспособной

продукции, в том числе в рамках реализации политики импортозамещения.

Его деятельность должна быть сосредоточена на двух основных направлениях. Первое - поддержка предприятий малого бизнеса, стремящихся к росту и переходу в группу средних. Второе - поддержка создания на территории субъекта новых производств, также относящихся к среднему бизнесу.

Основными задачами Фонда являются:

- повышение доступности займов на финансирование производственно-технологических проектов;

- стимулирование модернизации и создания новых производств на базе принципов наилучших доступных технологий;

- стимулирование производства конкурентоспособной продукции, обеспечивающей рыночное импортозамещение.

- содействие в подготовке научных, технических специалистов, необходимых в рыночной инфраструктуре, а также содействие особо приоритетным направлениям народного образования.

Основными направлениями работы Фонда должны стать:

1. Содействие проведению прикладных научно-технических разработок в сфере производства. Проводится ежегодный конкурс на финансирование прикладных научно-технических разработок предприятиями промышленного комплекса. Участниками конкурса могут быть любые организации, осуществляющие инновационные разработки и НИОКР в сфере машиностроения, а также разработки согласно утвержденным критическим технологиям федерального уровня и направлениям им-портозамещения. Приоритет поддержки отдается компаниям, относящимся к среднему бизнесу. Предметом конкурса является финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, прикладное применение которых возможно на предприятиях и организациях области.

2. Коммерциализация разработки. Она является продолжением этапа разработки научно-технического проекта (наиболее эффективных из числа финансируемых за счет средств Фонда), а также победителей ежегодного конкурса бизнес-предложений, организуемого Фондом. Условия конкурса обеспечивают приоритетные для области направления производства.

Результатом работы является оформленный по соответствующим правилам бизнес-проект, который может быть профинансирован Фондом. Решение по финансированию разработки бизнес-проекта принимается советом Фонда.

3. Организация серийного производства разработанной продукции. Финансирование реализации бизнес-проектов производится при условии создания крупного производства, а также привлечения инвесторов.

Результатом реализации проекта является подготовка бизнес-проекта, оформленного в соответствии с существующими правилами.

4. Подготовка научно-технических кадров. Это направление деятельности Фонда позволяет оказать содействие становлению новых специализаций или курсов в учебных заведениях области, созданию приоритетных для развития области научных направлений, повышению качества подготовки специалистов, осуществлять стажировки специалистов и преподавателей в передовых зарубежных научных и производственных центрах. Возможно участие Фонда в совершенствовании системы образования, а также финансирование реализации образовательных программ.

Создание, координацию и контроль над работой Фонда целесообразно осуществлять региональным органам власти и управления. В качестве высшего органа управления Фондом целесообразно рассмотреть возможность формирования

Совета Фонда, в который входят представители власти, научных и учебных организаций, производственных предприятий.

Основным источником финансирования Фонда могут стать средства промышленных предприятий региона. Так, статья 262 «Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки» Налогового кодекса РФ регулирует вопросы, связанные с учетом расходов предприятий на НИОКР [8]. Согласно п. 2 ст. 262 к таким расходам относятся и отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации предприятия.

В п. 1 ст. 15.1 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» указано, что «...фонды могут создаваться Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, физическими лицами и (или) юридическими лицами в организационно-правовой форме фонда.».

Так, к примеру, в Вологодской области объем отгруженной продукции предприятиями промышленности в 2014 году составил 445010 млн руб. (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды), за январь - ноябрь 2015 года - 471393,2 млн руб. В том числе предприятиями обрабатывающей промышленности - 409033 и 436981,2 млн

руб. соответственно. Таким образом, за данный период в бюджет Фонда могло быть перечислено не менее 450 млн руб. (табл. 4).

В 2014 году, согласно данным Федеральной налоговой службы, от организаций Вологодской области, относящихся к перечисленным видам экономической деятельности, поступило платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации 18518,4 млн руб., в том числе региональный - 2430,0 млн руб., а от предприятий обрабатывающего сектора -16619,9 и 2075,3 млн руб. соответственно.

Стоимость поддерживаемых проектов может варьироваться в пределах от 10 до 100 млн руб., при этом не менее 20% финансируется за счет средств компании, а 80% - льготный заем под ставку рефинансирования на срок до 5 лет из средств Фонда. Именно такие объемы финансирования оптимальны для поддержки реализуемых средними предприятиями проектов.

Эффект от реализации подобного проекта заключается не только в росте налоговых отчислений, но и в увеличении объемов реализованной высокотехнологичной продукции, а также создании новых рабочих мест (табл. 5).

Таким образом, при объеме затрат бюджетных средств за 10 лет в размере порядка 2,5 млрд руб. экономический эффект только за счет отчислений с заработной платы сотрудников вновь созданных рабочих мест составит порядка 3,7 млрд руб.

Подводя итоги, следует отметить, что на сегодняшний день в стране создан пакет инструментов поддержки модер-

Таблица 4. Возможный объем финансирования регионального Фонда развития промышленности

Год 1,5% от выручки 1,0% от выручки 0,1% от выручки

Промышленность в целом

2014 г., млн руб. 6675,1 4450,1 445,0

январь - ноябрь 2015 г., млн руб. 7070,9 4713,9 471,4

В том числе обрабатывающие производства

2014 г., млн руб. 6135,5 4090,3 409,0

январь - ноябрь 2015 г., млн руб. 6554,7 4369,8 437,0

Таблица 5. Прогноз социально-экономического эффекта от реализации проекта

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2025 г. Накопленный итог

Количество поддержанных проектов, ед. 8 10 13 16 21 29 185

Объем реализации высокотехнологичной продукции, созданной в результате реализации проекта, млн руб. - 91,9 944,8 2821,3 5702,6 12007 61154,2

Количество вновь созданных и (или) модернизированных высокопроизводительных рабочих мест, ед. 11 72 162 266 377 683 3785

НДФЛ (13%), млн руб. 0,86 6,47 19,11 39,86 69,3 295,2 1119,4

Отчисления во внебюджетные фонды (30%), млн руб. 1,98 14,90 44,10 91,98 159,8 681,3 2583,2

Источник: Расчеты автора.

низации обрабатывающих производств, которые позволяют проводить модернизацию отечественной обрабатывающей промышленности. В то же время существующая система инструментов в большей степени сориентирована на малый и крупный бизнес. Поэтому, с позиции автора, формирование Фонда раз-

вития промышленности должно стать одним из приоритетных инструментов стимулирования модернизации обрабатывающих производств. Данный инструмент позволит учитывать особенности развития бизнеса на конкретной территории и оказывать точечную адресную поддержку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазьев, С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса [Текст] / С. Ю. Глазьев. - М. : Экономика, 2010. - 255 с.

2. Гулин, К. А. Национальная промышленная политика России в рамках неоиндустриального вектора развития: концептуальные подходы [Текст] / К. А. Гулин, А. П. Ермолов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - № 6. - С. 58-77.

3. Краскина, О. С. Инновационная деятельность как инструмент повышения конкурентоспособности [Текст] / О. С. Краскина, С. А. Мироседи // Материалы IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке». Том третий. Экономика. - Ставрополь : СевКавГТУ 2010. - 592 с.

4. Мазилов, Е. А. Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности в промышленном секторе [Текст] / Е. А. Мазилов // Молодой ученый. - 2014. - № 3 (62). - Ч. IV. - С. 469-472.

5. Мазилов, Е. А. Организационно-экономический механизм управления промышленным комплексом как инструмент развития экономики региона [Текст] / Е. А. Мазилов, К. А Гулин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - № 3. - С. 71-84.

6. Мазилов, Е. А. Основные индикаторы и факторы инновационного развития промышленности региона [Текст] / Е. А. Мазилов // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2013. - № 1. -С. 166-177.

7. Маковеев, В. Н. Инновационные процессы в отечественном машиностроении [Текст] / В. Н. Мако-веев // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2013. - № 4. - С. 96-106.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.10.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.10.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671

9. Официальный сайт Евростата [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://epp.eurostat. ec.europa.eu/portal/page/portal/science_technology_ innovation/data/main_tables

10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.gks.ru

11. Официальный сайт Фонда развития промышленности [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rftr.ru

12. Официальный сайт Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.fasie.ru

13. Петров, А. Б. Посткризисные проблемы развития российского машиностроения [Электронный ресурс] / А. Б. Петров // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 2 (38). - Режим доступа : http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3631

14. Промышленность Вологодской области [Текст] : стат. сб. - Вологда : Вологдастат, 2014.

15. Science and Engineering Indicators - 2008 [Text]. - Washington : NSA, 2008.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Мазилов Евгений Александрович - кандидат экономических наук, заведующий лабораторией инновационной экономики отдела проблем научно-технологического развития и экономики знаний. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: eamazilov@mail.ru. Тел.: (8172) 59-78-10.

Mazilov E.A.

TOOLS TO PROMOTE THE UPGRADING OF MANUFACTURING INDUSTRIES IN THE REGIONS

The industrial complex is the backbone of Russia's economy. Areas with developed industry are the best competitors not only in Russia but also at the global level. Innovation activity is considered to be a priority direction of development of domestic manufacturing industry in the short term, because it generates and implements innovations. Manufacturing enterprises act as initiators of scientific and technological developments. At the same time, innovation development of domestic manufacturing industry lags considerably behind the leading economies of the world. The result is a constantly growing technological backwardness of the Russian economy and the declining competitiveness of enterprises, which is aggravated by negative external political and economic factors. The policy to enhance innovation processes that is currently implemented in the Russian Federation is not sufficiently effective, and the measures proposed are not always systematic in nature. One of the tools to support innovative activity is the formation of institutes for development of industry. At the same time, despite the active formation of such structures, their activities not always bring real support and the services rendered are often only formal. Therefore, the problem of formation of institutions for development of innovation activities in the manufacturing industry providing real support to enterprises should be a priority of economic development, both at the federal and regional levels. The paper considers in detail the problems of development of Russian manufacturing industry. It proves that the major issue is lack of funds for the development of production. The author analyzes the current system of tools that support the manufacturing industry at the federal and regional levels. The article proposes the activities that aim to create the an industry development Fund at the regional level; the purpose of this fund is to provide financial support to specific priority projects in the framework of which high-tech competitive products are produced, this also includes the implementation of import substitution policies. Furthermore, the article presents the results of the forecast of the socio-economic effect that the formation of the tool proposed can help achieve.

Regions, economic growth, industrial complex, support tools, innovations, high-tech industries, import substitution, industry development fund.

REFERENCES

1. Glazyev S. Yu. Strategiya operezhayushchego razvitiya Rossii v usloviyakh global'nogo krizisa [Strategy of priority development of Russia under the global crisis]. Moscow: Ekonomika, 2010. 255 p.

2. Gulin K. A., Ermolov A. P. Natsional'naya promyshlennaya politika Rossii v ramkakh neoindustrial'nogo vektora razvitiya: kontseptual'nye podkhody [National industrial policy of Russia in the framework of neo-industrial vector of development: conceptual approaches]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2015, no. 6, pp. 58-77.

3. Kraskina O. S., Mirosedi S. A. Innovatsionnaya deyatel'nost' kak instrument povysheniya konkurentospo-sobnosti [Innovation activity as a tool to increase competitiveness]. Materialy IV Mezhdunarodnoi nauch-noi konferentsiistudentov, aspirantov i molodykh uchenykh "Nauchnyipotentsialstudenchestva vXXI veke". Tom tretii. Ekonomika [Proceedings of the 4th International scientific conference of students, postgraduates and young scientists "Scientific potential of students in the 21st century". Volume three. Economics]. Stavropol: SevKavGTU, 2010. 592 p.

4. Mazilov E. A. Zarubezhnyi opyt stimulirovaniya innovatsionnoi deyatel'nosti v promyshlennom sek-tore [Foreign experience of stimulation of innovation activity in the industrial sector]. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2014, no. 3 (62), part 4, pp. 469-472.

5. Mazilov E. A., Gulin K. A. Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm upravleniya promyshlen-nym kompleksom kak instrument razvitiya ekonomiki regiona [Organizational-economic mechanism for industrial complex management as a tool of regional economic development]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2015, no. 3, pp. 71-84.

6. Mazilov E. A. Osnovnye indikatory i faktory innovatsionnogo razvitiya promyshlennosti regiona [Main indicators and factors of innovative development of industry in the region]. Menedzhment i biznes-administrirovanie [Management and business administration], 2013, no. 1, pp. 166-177.

7. Makoveev V N. Innovatsionnye protsessy v otechestvennom mashinostroenii [Innovation processes in domestic mechanical engineering]. Menedzhment i biznes-administrirovanie [Management and business administration], 2013, no. 4, pp. 96-106.

8. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast vtoraya) ot 05.08.2000 № 117-FZ (red. ot 05.10.2015) (s izm. i dop., vstup. v silu s 30.10.2015) [Tax Code of the Russian Federation (part 2) dated August 05, 2000 No. 117-FZ (as amended on October 05, 2015) (with revisions and supplements that came into force October 30, 2015)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671

9. Ofitsial'nyi sait Evrostata [Official website of Eurostat]. Available at: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/ portal/page/portal/science_technology_ innovation/data/main_tables

10. Ofitsial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki [Official website of the Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru

11. Ofitsial'nyi sait Fonda razvitiya promyshlennosti [Official website of the Foundation for the Development of Industry]. Available at: http://www.rftr.ru

12. Ofitsial'nyi sait Fonda sodeistviya razvitiyu malykh form predpriyatii v nauchno-tekhnicheskoi sfere [Official website of the Fund for assistance to the development of small forms of enterprises in the scientific and technological sphere]. Available at: www.fasie.ru

13. Petrov A. B. Postkrizisnye problemy razvitiya rossiiskogo mashinostroeniya [Post-crisis problems of development of Russian engineering]. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of modern economics], 2011, no. 2 (38). Available at: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3631

14. Promyshlennost' Vologodskoi oblasti: stat. sb. [Industry of the Vologda Oblast: statistics collection]. Vologda: Vologdastat, 2014.

15. Science and Engineering Indicators - 2008. Washington: NSA, 2008.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Mazilov Evgenii Aleksandrovich - Ph.D. in Economics, Head of the Laboratory for Innovation Development of the Department for Issues of Scientific and Technological Development and Knowledge Economy. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of SocioEconomic Development of Territories of Russian Academy of Science. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: eamazilov@mail.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.