Научная статья на тему 'Анализ рейтинговой ситуации на мировом рынке образовательных услуг'

Анализ рейтинговой ситуации на мировом рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
100
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / СТУДЕНТЫ / ИНОСТРАНЦЫ / СТРАНА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Криворотько Инна Алексанровна

В статье представлены основные направления учебы студентов за границей. Направления привлечения иностранных студентов в Россию. Рейтинг мировых известных ВУЗов разных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ рейтинговой ситуации на мировом рынке образовательных услуг»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X

№07(101). С. 1753 - 1776. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/115.pdf.

3. Мишин, Ю.А. Система управленческого учета на современном предприятии / Ю.А. Мишин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - №3.- с. 315-317.

4. Хромова, И.Н. Организационно-методические аспекты формирования финансовых результатов в системе управленческого учета сельскохозяйственных организаций/ И.Н. Хромова, Е.С. Мячева// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.-2015.-№109.-С.160-170.

5. Хромова И.Н. Формирование рациональной модели внутрихозяйственной отчетности в системе управления финансовыми результатами/ И.Н. Хромова, Е.С. Мячева // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 2. С. 93-95.

6. Кривичев Д.А. Сходства и различия отражения в учете нематериальных активов по российскому законодательству и в соответствии с МСФО 38/Д. А. Кривичев, Р. Г. Дагаргулия, Е. А. Оксанич//Актуальные вопросы составления бухгалтерской финансовой отчетности в условиях реформирования бухгалтерского учета и отчетности Материалы IV международной студенческой научной конференции. 2014. С. 26-30.

© Кривичев Д.А., Мотрошилова Т.В., 2016

УДК 339.9

Криворотько Инна Алексанровна,

канд.экон. наук, доцент кафедры мировой экономики Институт экономики и управления Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

г. Симферополь, Республика Крым E-mail: krivorotko-inna@mail.ru

АНАЛИЗ РЕЙТИНГОВОЙ СИТУАЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация

В статье представлены основные направления учебы студентов за границей. Направления привлечения иностранных студентов в Россию. Рейтинг мировых известных ВУЗов разных стран.

Ключевые слова Учебные заведения, университет, студенты, иностранцы, страна.

В современных условиях международный рынок образовательных услуг является важной отраслью мировой экономики с многомиллионным объемом продаж и растущим экспортом услуг, академической мобильностью студентов, преподавателей, профессоров и ученых. Университеты, стремятся к привлечению максимально большого количества студентов, чтобы вносить свой вклад в развитие социальной и экономической жизни государства, в котором они расположены.

США и Западная Европа привлекают наибольшее количество студентов, но в последние годы на мировом рынке образовательных услуг наблюдается значительный рост конкуренции, так как другие страны начинают более активную борьбу за место на мировом рынке образования.

Например, Сингапур планировал привлечь 200 тыс. иностранных студентов к 2016 г., Иордания - 100 тыс. иностранных студентов к 2020 г., Япония - 300 тыс. иностранных студентов к 2025 г. Больших успехов в привлечении студентов достигла Малайзия, в которой уже к 2012 году количество иностранных студентов стремилось к числу 100 000. Агентство по высшему образованию Малайзии ориентировано на то, что к 2020 г. число иностранных студентов превысит 200 тыс. человек [1].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

Турция также открыла широкомасштабную программу по привлечению иностранных студентов в турецкие вузы. Около 50000 иностранных студентов обучалось в Турции в течение 2013-2014 академического года, что в процентном соотношении составило 0,9% от глобального числа международных студентов. С запуском 10-го Плана развития Турция ожидает увеличения своей доли на рынке до 1,5%, то есть до 100000 студентов. В 2013-2014 академическом году в государственные университеты Турции было зачислено 80% иностранных студентов, остальные 20% получали образование в частных высших учебных заведениях. Кроме того, 60% всех международных студентов в Турции учатся в университетах Стамбула, Анкары, Измира, Коньи и Эрзурума. Множество университетов Турции предлагают образовательные программы разных уровней на английском языке.

Наибольшее количество студентов прибывает из Туркменистана, затем следует Азербайджан и Иран. За последние три года также возросло количество студентов из Африки. Это произошло благодаря введению политики правительства Турции по отношению к Африканскому континенту. Данная политика заключается в помощи малоимущему населению и в оказании финансовой помощи. Целью властей Турции является увеличение количества иностранных студентов до 100 тысяч человек к 2020 году. Предполагается, что данный прирост студентов принесет около 3 миллиардов долларов в национальную экономику [5].

Находящаяся на одном континенте с Соединенными Штатами Америки, Канада не является самой популярной страной для обучения иностранных студентов. Однако на сегодняшний день в Канаде обучается около 225 тысяч иностранных студентов. В большинстве - это граждане Мексики, Бразилии, Китая, Пакистана, Индии и Турции, а так же стран Ближнего Востока. К 2022 году Канада поставила перед собой цель достигнуть 500 тысяч иностранных студентов, которые будут обучаться в канадских учебных заведениях. Для достижения этой цели правительство Канады анонсировало программу под названием «Международная образовательная стратегия». Эта программа направлена на стимулирование экономики Канады. В части, которая касается образовательных реформ, продолжительность программы охватывает период с 2014 по 2022 годы. Программа нацелена на стимулирование и привлечение студентов из-за границы, которые желают учиться в высших учебных заведениях Канады [3].

Правительство Китая к 2020 году намерено привлечь около 500 тысяч иностранных студентов. По состоянию на 2014 год в Китае уже обучалось порядка 300 тысяч иностранных студентов, которые приехали на обучение по обмену, либо получавшие академическую степень. Для достижения задачи по привлечению большего количества студентов, правительство Китая уже предпринимает шаги по повышению потенциала и престижа своих высших учебных заведений для приема иностранцев на обучение. В ближайшем будущем Китай планирует стать крупнейшей принимающей страной в Азии и одной из главных стран в мире, где будут обучаться студенты со всего мира [4, с.6-8].

Как известно, Япония не является самой гостеприимной страной для иностранцев. Иммигрировать в эту страну считается практически невозможным. Однако Япония заинтересована в обучении иностранных студентов в своих университетах. Большую часть иностранных студентов составляют, как ни странно, японцы. Точнее, их этническая разновидность - никкэй. Семьи никкэй в свое время иммигрировали в Бразилию, Перу, Австралию и другие страны. Изучив культуру и язык, многие студенты после обучения остаются работать в Японии или в японских компаниях в своих странах. Многие образовательные программы предоставляют стипендию именно для никкэй [2, с. 135].

Относительно ситуации в России можно сказать, что за прошедший 2015 год количество иностранных студентов, обучающихся в вузах России, значительно возросло и теперь составляет порядка 186 тысяч человек. По статистике, большинство иностранных студентов в России выходцы из стран СНГ, а именно из Казахстана, Молдовы, Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана, а также из Индии и Китая. Для иностранных студентов в России открыты курсы преподавания на английском языке, самым популярным курсом является курс по направлению «международные отношения». Для привлечения иностранных студентов высшие учебные заведения проводят целый комплекс мероприятий, например, проведение выставок, организация презентаций и дней открытых дверей, а также очные и онлайн-консультации с абитуриентами.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

По словам генерального директора Института развития образования, профессиональное образование России до сих пор высоко ценится за рубежом. Дипломы, полученные в России, легко подтверждаются за границей, даже если существуют проблемы с их признанием. Благодаря иностранным студентам Российские университеты постепенно получают все высший и высший рейтинг на международном рынке.

Основными проблемами, которые сдерживают прирост иностранных студентов в России, являются слабое развитие социально-бытовых условий, недостаточное развитие медицинского обслуживания иностранных студентов, а также несовершенство нормативно-правовой базы. Но решающим фактором является сложность русского языка, ведь даже если преподавание ведется на английском, в повседневной жизни студенты непременно сталкиваются с необходимостью владения именно русским языком.

Более подробная информация о лучших учебных заведениях в мире, количестве студентов и доли иностранных студентов в них изложена в Таблице 1. В качестве расчетных показателей для таблицы были использованы следующие критерии: качество образования, квалификация преподавателей, достижения в области научных исследований и производительность на душу населения. Показатель Alumni - это число выпускников-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии. Выпускники - те, кто получил степень бакалавра, магистра или доктора наук в этом университете.

Таблица 1

Академический рейтинг университетов мира 2015*

Рейтинг в мире Учреждение Страна/Рег ион Рейтинг в стране Кол-во студентов (тыс. чел.) Кол-во иностран-ных студентов Рейтинг по Alumni

1 Гарвардский университет ™ 1 20,152 25% 100.0

2 Стэнфордский университет 2 15,596 22% 40.7

3 Массачусетский технологический институт ™ 3 11,074 33% 68.2

4 Калифорнийский университет в Беркли ™— 4 36,186 15% 65.1

5 Кембриджский университет 1 18,812 34% 77.1

6 Принстонский университет ■— 5 7,929 27% 53.3

7 Калифорнийский технологический институт ™ 6 2,243 27% 49.5

8 Колумбийский университет Ш— 7 25,055 28% 63.5

9 Чикагский университет -— 8 14,221 21% 59.8

10 Оксфордский университет ш 2 19,919 34% 49.7

21 Токийский университет • 1 26, 199 10% 30,8

25 Торонтский университет 1*1 1 66,198 15% 19,9

36 Университет имени Пьера и Марии Кюри (Париж VI) II 1 27,862 18% 33,6

46 Гейдельбергский университет ™ 1 28,881 17% 19,9

86 МГУ им. Ломоносова ■ 1 30,822 20% 41,4

115 Пекинский университет ■ 1-4 40,148 14% -

167 Римский университет Ла Сапиенца II 1-5 120,986 7% 11,5

Источник: [6,7]

На основании данных, можно сделать вывод, что действительно университеты Соединенных Штатов Америки занимают лидирующие позиции в мировом рейтинге. Возможно, именно это и обусловливает

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X

стремление все большего количества иностранных студентов обучаться в высших учебных заведениях именно США. Другими не менее серьезными конкурентами на рынке образовательных услуг являются страны Европы, в частности, Великобритания, Франция, Испания и Германия. Также стоит отметить Китай и Японию, в университеты которых стремятся поступить все большее и большее количество иностранных студентов.

Список использованной литературы:

1. Open Doors Survey, November 14, 2011. Institute of International Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iie.org/en/Research-and-Publications/Open-Doors —2011г.

2. Ковальчук, Ю.С. Япония без вранья / Ю.С. Ковальчук. — М. РИПОЛ классик, 2015. —288с.

3. Канада ставит цель вдвое увеличить количество иностранных студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newcаnаdiаn.ru/news/kаnаdа-stаvit-tsel-vdvoe-uvelichit-kolichestvo-inostrаnnykh-studentov-07-10-14.html—2014г.

4. Галичин В. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития /В. Галичин // «Век глобализации». — 2013. —№2. —с. 5-8.

5. Турция планирует обучать 100 000 иностранных студентов к 2018 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://аntаlyаtodаy.ru/news/аntаlyа-5539.html

6. Academic ranking of world universities [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httр: //www .shаnghаirаnking .сот/т/^ех.Мт1

7. Times Higher Education World University Rankings 2014-2015 / Образование без границ интернет-журнал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httр://www.1аnguаgе-trаvе1.ru/01.01.04.01/614.аsрx

© Криворотько И.А., 2016

УДК 331.5.024.5

Круглов Игорь Валерьевич

канд.экон.наук, доцент ЛГТУ, г.Липецк,РФ E-mail:komrad.igor-2013@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА

Аннотация

Рассмотрены особенности подготовки конкурентоспособной рабочей силы в Липецком регионе. Предложены новые подходы к организации системы подготовки кадров, основанные на применении прогнозирования и совершенствовании содержания программ образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на базе создания эффективной системы непрерывного образования.

Ключевые слова

Конкуренция, конкурентоспособность товара рабочая сила, система подготовки рабочей силы

Большое значение для процветания России имеет социальный фактор, фактор человека как наивысшей ценности, наиэффективнейшего капитала, творца всей общественной жизни. Поэтому основной целью стратегии долгосрочного развития России становится человек. Только высококвалифицированный, высокопроизводительный и творческий труд людей, работающих в производственной и непроизводственной сферах экономики, поднимет Россию на более высокую ступень цивилизации. Поэтому, развитию культуры, знаний, всех прогрессивных способностей человека необходимо уделять постоянное внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.