Научная статья на тему 'Особенности подготовки конкурентоспособной рабочей силы в условиях развития рынка труда'

Особенности подготовки конкурентоспособной рабочей силы в условиях развития рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА РАБОЧАЯ СИЛА / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круглов Игорь Валерьевич

Рассмотрены особенности подготовки конкурентоспособной рабочей силы в Липецком регионе. Предложены новые подходы к организации системы подготовки кадров, основанные на применении прогнозирования и совершенствовании содержания программ образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на базе создания эффективной системы непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки конкурентоспособной рабочей силы в условиях развития рынка труда»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X

стремление все большего количества иностранных студентов обучаться в высших учебных заведениях именно США. Другими не менее серьезными конкурентами на рынке образовательных услуг являются страны Европы, в частности, Великобритания, Франция, Испания и Германия. Также стоит отметить Китай и Японию, в университеты которых стремятся поступить все большее и большее количество иностранных студентов.

Список использованной литературы:

1. Open Doors Survey, November 14, 2011. Institute of International Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iie.org/en/Research-and-Publications/Open-Doors —2011г.

2. Ковальчук, Ю.С. Япония без вранья / Ю.С. Ковальчук. — М. РИПОЛ классик, 2015. —288с.

3. Канада ставит цель вдвое увеличить количество иностранных студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newcаnаdiаn.ru/news/kаnаdа-stаvit-tsel-vdvoe-uvelichit-kolichestvo-inostrаnnykh-studentov-07-10-14.html—2014г.

4. Галичин В. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития /В. Галичин // «Век глобализации». — 2013. —№2. —с. 5-8.

5. Турция планирует обучать 100 000 иностранных студентов к 2018 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://аntаlyаtodаy.ru/news/аntаlyа-5539.html

6. Academic ranking of world universities [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httр: //www .shаnghаirаnking .сот/т/^ех.Мт1

7. Times Higher Education World University Rankings 2014-2015 / Образование без границ интернет-журнал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httр://www.1аnguаgе-trаvе1.ru/01.01.04.01/614.аsрx

© Криворотько И.А., 2016

УДК 331.5.024.5

Круглов Игорь Валерьевич

канд.экон.наук, доцент ЛГТУ, г.Липецк,РФ E-mail:komrad.igor-2013@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА

Аннотация

Рассмотрены особенности подготовки конкурентоспособной рабочей силы в Липецком регионе. Предложены новые подходы к организации системы подготовки кадров, основанные на применении прогнозирования и совершенствовании содержания программ образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на базе создания эффективной системы непрерывного образования.

Ключевые слова

Конкуренция, конкурентоспособность товара рабочая сила, система подготовки рабочей силы

Большое значение для процветания России имеет социальный фактор, фактор человека как наивысшей ценности, наиэффективнейшего капитала, творца всей общественной жизни. Поэтому основной целью стратегии долгосрочного развития России становится человек. Только высококвалифицированный, высокопроизводительный и творческий труд людей, работающих в производственной и непроизводственной сферах экономики, поднимет Россию на более высокую ступень цивилизации. Поэтому, развитию культуры, знаний, всех прогрессивных способностей человека необходимо уделять постоянное внимание.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

В таких странах, как США, Япония и Германия, все это уже поняли. Например, в 2014 году США на образование потратило 6,5 % ВВП, Германия - 4,7% ВВП, а Россия - 4,3% ВВП [1,с.1].

Практическая реализация задач структурной перестройки экономики России в условиях перехода к цивилизованным формам рыночных отношений привела к уменьшению доли работников материальной сферы производства в общей структуре работающего населения, ликвидации убыточных предприятий, преодолению скрытой безработицы, конверсии, сокращению управленческого аппарата, армии. Сдвиги в трудовой сфере вызывают необходимость и практическую целесообразность проведения адекватных требованиям современного рынка труда изменений в качестве рабочей силы, что может обесечить лишь современная высокоэффиктивная система профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

В то же время замедление темпов экономического роста в России приводит к появлению негативных тенденций в системе формирования высококвалифицированной рабочей силы как в России в целом, так и в её регионах. Существующая в Липецкой области система подготовки рабочей силы, включая профориентацию, подготовку кадров в среднеспециальных и высших учебных заведениях, зависит от финансового состояния предприятий и организаций, доходов бюджета государства и области, с каждым годом теряет свою материально-техническую базу, ведущих преподавателей и специалистов, что не содействует надлежащему уровню подготовки кадров. Негативной тенденцией в Липецкой области является сокращение выпуска специалистов и рабочих из среднеспециальных образовательных учреждений и профессионально-технических училищ.

Среди высококвалифицированных рабочих, в основном в отрасли машиностроения, утрачиваются профессиональные навыки через активное разрушение продуманной научно-технической политики, а самое главное - отсутствие нового поколения рабочих, которые должны перенять их предовой опыт.

Процессы трансформации государственного сектора экономики, его интеграция в рыночное хозяйство не означают разрушения материально-технической базы государственных предприятий, деквалификацию кадров. Поэтому в современных условиях, когда страна переходит на рыночные отношения, должны устанавливаться новые, повышенные требования к воспроизводству рабочей силы высокой квалификации, конкурентоспособной на рынке труда.

Под конкуренцией в общем плане понимают, в первую очередь, желание достижения результатов в определенный период времени. Конкуренция - это необходимый атрибут рыночного товарного производства и его объема, сориентированного на потребителя. Она побуждает товаропроизводителя повышать качество выпускаемой продукции, расширять ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Реагируя на это, наемный работник должен повышать свою конкурентоспособность. Позитивный опыт экономически развитых стран свидетельствует о необходимости овладения работником несколькими профессиями, что повышает конкурентоспособность его рабочей силы и быстрее адаптирует его на рынке труда.

Конкуретоспособность товара рабочая сила, по мнению автора, - это совокупность качественных и стоимостных характеристик этого товара, обеспечивающих удовлетворение потребностей современного рынка труда [2, с. 148]. Она (К с) определяется отношением полезного эффекта (Эк) к суммарным затратам

на рабочую силу (прием,подготовку, использование), т.е. ценой на неё (Ц с) :

К.. =Э

р Ц

^ р.с.

Условиями достижения рабочей силой конкурентоспособности являются:

1.Практическая необходимость и конкретная польза работника дл яработодателя.

2.Выгодность приобретения работника работодателем на рынке труда.

Один из ведущих зарубежных экономистов Ф.А.Хайек рассматривая содержание понятие «конкурентоспособность рабочей силы» и выступал против преобладающего в то время в экономической теории статического подхода к конкуренции, который связывает её однообразием поведения экономических субъектов. Он видел в конкуренции процесс выявления изменений в системе индивидуальных потребностей

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

и неизвестных ранее способов их удовлетворения. Ученый считает, что конкуренция ценна тем, что её результаты непредсказуемы и в целом отличаются от тех, что кто-нибудь мог запланировать [3, с.76].

В настоящее время во многих развитых капиталистических странах типична ситуация, когда средний уровень доходов работающего населения превышает затраты на его физиологические потребности и в них также действуют эффективные системы социальной защиты, что снижает уровень мотивации работника к напряженному и результативному труду. Поэтому логично возникет потребность в новых стимулах для повышения работником профессионально-образовательного уровня, что можно проиллюстировать на примере процветающей Японии, где работодатели для получения маскимальной прибыли и рентабельности уделяют большое внимание конкурентоспособности своих работников, их профессиональному росту.

Для этого они заинтересовывают своих работников в повышении их уровня квалификации с помощью целой системы материальных, социальных, моральных стимулов.

Разумеется, что менталитет работника, т.е. образ мышления, душевное состояние, трудовые традиции в силу разных исторических, географических, социальных, экономических факторов имеет свои особенности как в Японии, так и в России. Однако понятно одно, что подготовка конкурентоспособного работника должна осуществляться в рамках соответствующего мотивационного механизма.

Действие такого механизма должно экономически, социально, морально и психологически формировать активную заинтересованность работника в развитии, повышении качества своей рабочей силы, её конкурентоспособности. При этом необходимо акцентировать внимание на то, что мотивировать необходимо как работников, так и работодателей с одной стороны, а учрежения образования - с другой, т. е. мотивационный механизм должен функционировать на макро- и на микроуровнях.

Все это обуславливает поиск новых подходов к организации всей системы подготовки кадров к рынку, основанных на применении прогнозирования и совершенствовании содержания программ образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на базе создания эффективной системы непрерывного образования.

Кардинальной перестройки требует весь комплекс проблем, связанных с организацией, планированием, материальным стимулированием, нормативно-информационным обеспечением процесса подготовки и перподготовки кадров.

Важнейшая задача текущего момента - обеспечить наличие на рынке труда рабочей силы необходимого уровня квалификации, аэто в свою очередь является необходимым условием уменьшения безработицы.

Важную роль в этом должно играть Липецкое областное управление труда и занятости. Так, в 2014 году в Липецкой области продолжалась работа по расширению договорных отношений с учебными учреждениями и предприятиями, изучение конъюнктуры рынкка труда по подготовке и перподготовке кадров профессий и специальностей, в которых есть потребность на региональном рынке труда, отработке учебных планов и программ.

В течение 2014 года в Липецкой области было разработано 36 новых образовательных программ для осуществления учреждениями профессионального образования актуализированной деятельности по повышению квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке кадров для предприятий и организаций реального сектора экономики.

В Липецкой области впервые создан многофункциональный центр прикладных квалификаций (учебный центр профессиональной квалификации в области машиностроения и металлургии) на базе профессионального лицея №10 г. Липецка.

В течение 2014 года повысили квалификацию 9647 работников бюджетных организаций. По направлению органов службы занятости обучались 2056 безработных по 56 профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда. Однако переподготовка и переквалификация с помощью органов служб занятости пока не имеет решающей роли в регулировании спроса и предложения на региональном рынке труда.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

Требует усовершенствования и областная система профессионально-технической подготовки. Количество безработных из числа выпускников по специальностям системы торговли, общественного питания и бытового обслуживания постоянно увеличивается.

Фактически складывается ситуация, когда профессионально-технические училища будут в отдельных случаях готовить специалистов, которые не найдут надлежащего использования своим знаниям и навыкам и, безусловно, сразу или после окончания вынуждены будут прийти в службу занятости и зарегистрироваться как безработные.

Также требует структурной перестройки региональная система высшего образования, что вызывает практическую необходимость в оптимизации количества и структуры новых частных коммерческих вузов.

Сегодняшная концепция развития высшей школы требует научного обоснования и государственного регулирования. Открытие многих частных коммерческих вузов, выдача им сертификатов на подготовку специалистов является следствием определенной безответственности государственных чиновников.

Требует усовершенствования организация учебного процесса. Практика свидетельствует, что интерес студентов к глубокому освоению профессиональных знаний резко падает и зачастую достигает критической черты. Укоренилось нежелание систематически работать над изучением материала. Студенты, как правило, интенсивно работают только в период сессии, чтобы как-нибудь сдать экзамены. Это объясняется рядом причин. Такое отношение к учебе в значительной мере обусловлено тем консерватизмом, который преобладает длительное время при формировании учебных планов.

Чтобы разорвать этот замкнутыый круг, необходимо коренным образом изменить методический подход к разработке учебных планов.

Знания студентов следует оценивать по результатам их текущей работы в течение семестра, года, по объему материала, предусмотренного программой курса. Студент в соответствии с разработанным графиком должен сдавать преподавателям всю выполненную работу.

Оценка знаний студентов должна быть связана с глубиной освоения предмета в рамках минимальной и максимальной границы полезности (бально-рейтинговая система оценки).

Следует отметить определеные позитивные тенденции, которые наметились в области в подготовке специалистов для агропромышленного комплекса. Так, в соответствии с новой концепцией в основу кадрового обеспечения аграрной реформы положено усовершенствование подготовки специалистов массовых профессий. Проводятся изменения в структуре учебных заведений и учебных программ, перешли на целевую подготовку специалистов по заказу товаропроизводителей на основе контрактной формы и трудоустройства.

Формируются учебные заведения нового типа со ступенчатой формой подготовки кадров, происходит интеграция научно-исследовательских и учебных процессов при подготовке бакалавров, специалистов, магистров.

Одним из направлений системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров озвученных недавно Президентом России является подготовка кадров для наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики, что определяет перспективы развития экономики России.

Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров в области, как и в целом по России направлено на:

обеспечение производства рабочей силой необходимой численности и квалификации, т.е. удовлетворение потребностей рынка труда;

удовлетворение потребности человека в получении профессионального образования, повышении квалификации, профессиональному росту, что является резервом повышения эффективности труда и улучшения социального самочувствия личности;

выпуск работников по перспективным конкурентоспособным профессиям широкого профиля;

рост авторитета учебных заведений, численности студентов и учеников в них, что благоприятствует уменьшению напряжения на рынке труда и повышает качество рабочей силы.

В основу становления процесса профессионального образования в условиях развития регионального рынка труда необходимо заложить следующие принципы:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

обеспечение каждому гражданину равных стартовых условий для получения профессионального образования;

добровольность профессионального образования, возможность его получения и продолжения в любом возрасте;

гуманизацию образования, ориентация на развитие способностей человека;

последовательность получения общего, профессионального и высшего образования как звеньев единой системы непрерывного образования и развития человека.

Список использованной литературы:

1.Топас О.Недобрали с медициной /О.Топас//Газета.ги- 2015 - 8 января. -с.1.

2.Круглов И.В.Организация производства на предприятиях машиностроения УкраиныбДис.канд.экон.наук: 08.06.01./Круглов Игорь Валерьевич; Кировоградский государственный технический университет.-Кировоград,2000.-202 с.

3.Хайек Ф.А.Индивидуализм и экономический порядок. - М.:Социум, 2011.-432с.

©. Круглов И.В., 2016

УДК 330-147

Курганова Зарина Суюнбековна

студентка 4 курса ИЭиУ ФГАОУ ВПО «СКФУ»,

г. Ставрополь, РФ E-mail: zarina.kurganova@mail.ru Хуртаева Зарина Султановна студентка 4 курса ИЭиУ ФГАОУ ВПО «СКФУ»,

г. Ставрополь, РФ E-mail: zarina_hurtaeva555@mail.ru Научный руководитель: Меркулова Инна Васильевна канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»

ФГАОУ ВПО «СКФУ», г. Ставрополь, РФ E-mail: merkulova-inna@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА ОТТОК КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ

Аннотация

В статье рассматриваются негативные последствия влияний санкций на экономику, послужившие массовому оттоку капитала за рубеж. Содержатся основные цели и причины «бегства капитала» из России, а также меры по его уменьшению.

Ключевые слова

Отток капитала, санкции, экономика России, чистый вывоз капитала, иностранные инвестиции, внешний долг.

За последние годы экономика России испытывает колоссальное международное давление. После событий на востоке Украины, в отношении России весной 2014 года были введены ограничительные экономические и политические меры. Инициатором введения санкций стало руководство США, а главной их целью являлась международная изоляция страны. Негативные последствия влияния санкций на экономику дали стимул к развитию экономической системы и перехода ее на кардинально новый качественный уровень.

Россия извлекла такие положительные моменты для страны, как: развитие высоких технологий в стране; подъем сельского хозяйства, являющегося «локомотивом экономики» России; выход на новые рынки импорта и сбыта продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.