Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К ПРОЕКТУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ "О БЕЗОПАСНОСТИ БУТИЛИРОВАННЫХ ПРИРОДНЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ, ПРИРОДНЫХ ПИТЬЕВЫХ И ПИТЬЕВЫХ СТОЛОВЫХ ВОД"'

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К ПРОЕКТУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ "О БЕЗОПАСНОСТИ БУТИЛИРОВАННЫХ ПРИРОДНЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ, ПРИРОДНЫХ ПИТЬЕВЫХ И ПИТЬЕВЫХ СТОЛОВЫХ ВОД" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белов Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К ПРОЕКТУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ "О БЕЗОПАСНОСТИ БУТИЛИРОВАННЫХ ПРИРОДНЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ, ПРИРОДНЫХ ПИТЬЕВЫХ И ПИТЬЕВЫХ СТОЛОВЫХ ВОД"»

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К ПРОЕКТУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ «О БЕЗОПАСНОСТИ БУТИЛИРОВАННЫХ ПРИРОДНЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ, ПРИРОДНЫХ ПИТЬЕВЫХ И ПИТЬЕВЫХ

СТОЛОВЫХ ВОД»

Белов Г.В. - д.м.н., проф., замдиректора Научно-производственного объединения «Профилактическая медицина», председатель технического комитета ТК16 «Экологическая безопасность питьевой воды и водных ресурсов», Кыргызстан, Бишкек, ул.Батик Батыра 34,

тел. (312) -544578, e-mail: bgv@infotel.kg

Кыргыз Республикасынын "Табигый минералдык бетелкеге куюлган, табигый ичуучу жана ичуучу ашкана суулардын зыянсыздуулугу" техникалык регламентинин проектисине

регулятивдуу таасирин анализдее.

Белов Г.В.

Проект технического регламента «О безопасности бутилированных природных минеральных, природных питьевых и питьевых столовых вод» разработан в соответствии с Законом «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике». Обоснование разработанного проекта Закона Кыргызской Республики «Общий технический регламент «О безопасности питьевой воды» осуществлялось с проведением процедур анализа регулятивного воздействия в соответствии с «Методикой анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства», утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 декабря 2007 года № 603.

Данный проект предусматривает установление на уровне Закона Кыргызской Республики обязательных требований к безопасности бутилированных вод для юридических и физических лиц, занятых в производстве и обращении бутилированной воды.

Описание проблемы

Значение обеспечения населения качественной питьевой водой с каждым годом возрастает. Это проблема мирового масштаба, не случайно решением Генеральной Ассамблеи ООН период 2005-2015 годов объявлен международным десятилетием действий «Вода для жизни». Треть всего человечества - 1,4 млрд. человек не имеют свободного доступа к питьевой воде. При громадных запасах воды мирового океана питьевые воды составляют лишь 2,5-3,0%, причем две трети этих запасов заключены в ледниках, в необжитых людьми регионах, таких как, например Антарктида. Из оставшегося одного процента лишь одна часть приходится на безопасные воды подземного происхождения. А девять частей пре-

сной воды приходится на реки и пресные озера. К сожаленью поверхностные пресные воды, особенно подвержены экологическому загрязнению в связи с хозяйственной деятельностью человека. Загрязнение воды происходит за счет обсеменения различными видами бактерий, вирусов, простейших, цист гельминтов от домашних и диких животных, птиц и самого человека. Также за счет промышленных и бытовых стоков, удобрений, гербицидов, дефолиантов, используемых в сельском хозяйстве, за счет радионуклидов, отходов горнорудной промышленности. И это лишь важнейшие источники загрязнения.

Из годной к употреблению безопасной пресной воды люди используют примерно 54%. Население планеты ежегодно возрастает на 85 млн. человек. Еще большими темпами возрастает потребление воды на душу населения - каждые два десятилетия оно удваивается, правда преимущественно за счет северных стран (Финляндия, Канада).

Географическая неоднородность распределения водных ресурсов привело к дефициту пресных вод в ряде регионов. По данным Всемирной организации здравоохранения в начале этого тысячелетия более двух миллиардов человек в мире страдают от нехватки питьевой воды. От жажды особо страдают Ближний Восток, Северный Китай, Мексика, страны Северной Африки, Юго-Восточной Азии и некоторые регионы стран Центральной Азии. Даже в Кыргызстане столь богатом водными ресурсами равнинные территории южных областей не обеспечены питьевой водой.

Одним из решений вопроса обеспечения населения безопасной питьевой водой является ее промышленный розлив в бутылки.

В Кыргызской Республике имеются богатейшие запасы природных питьевых и природных минеральных вод, которые могли бы стать базой

У§ЦУ!§§А| ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ

Кыргызстана

100 80 60 40 20 0

Г=1

2004

2006

2008

□ производство для потребления внутри страны ■ на экспорт

□ торговля собственными водами □ торговля иммортными водами

Рис. 1. Доля экспортируемых и импортируемых вод в производстве и торговле Кыргызстана

в 2004 и 2008 году.

для развития целой промышленной отрасли ориентированной на экспорт.

Президент Кыргызской Республике КР К.С. Бакиев так оценивает проблемы и перспективу производства бутилированных вод: «Вода для Кыргызстана должна стать товаром государственной важности. Рынок питьевой воды непростой, но наиболее приемлемый вариант для перспектив нашего экономического развития. Водный бизнес по поступлениям денежных средств может у нас занять второе место после золотодобычи. ... Конечно, для выхода на мировой рынок питьевой воды кыргызстанско-му бизнесу требуется государственная поддержка. Особенно при изучении новых источников минеральных вод, оценке их лечебных свойств, проведении проектно-испытательных работ, разработке национальных стандартов и в продвижении нашей кыргызстанской воды на внешний рынок».

К сожалению, данные нашего мониторинга за последние пять лет свидетельствуют о снижении валового производства, уменьшении ассортимента производимых бутилированных вод, об увеличении импорта и уменьшении экспорта, что требует государственного вмешательства.

Производство и оборот бутилированных при-продных минеральных, природных питьевых и столовых питьевых вод на территории Кыргызской Республики в настоящее время регулируется большим количеством нормативных и ведомственных документов.

Изготовители бутилированных природных минеральных, природных питьевых и столовых питьевых вод в настоящее время несут полную ответственность за безопасность выпускаемой продукции и при этом подвергаются многократному дублированному контролю со стороны различных государственных органов.

Существующая система регулирования доступа бутилированных природных минеральных, природных питьевых и столовых питьевых вод на внутренний и внешний рынки основана на многоступенчатых разрешительных процедурах и обязательной сертификации продукции.

Примерный перечень таких процедур и оценки их стоимости в расчете на одно наименование продукции и на производство с объемом продаж 50 тысяч литров приведены в разделе «Экономический анализ».

Объем валового производства бутилированных природных минеральных, природных питьевых и столовых питьевых вод в 2007 году составил 2,196 тысяч дал, в 2008 году - 1,927 тысяч дал, за 11 месяцев 2009 года - 1,400 тыс. дал (по данным Министерства сельского хозяйства КР). Однако официальные данные нельзя признать полными. Многие фирмы в отчетности принижают объемы выпускаемой продукции, для снижения отчислений в бюджет.

Также нет точных данных по объему экспорта и импорта бутилированных вод. Имеются данные по суммарному экспорту безалкогольных напитков (включая кроме воды национальные напитки типа «Максым-Шоро» и сахаросодержащие напитки). В 2007 году экспортировано 302, 2 тыс. дал напитков на сумму 1 900 тысяч сомов, в 2008 году - 317,8 тыс. дал сумму 2 400 тысяч сомов. Если учесть бутилированные воды составляют не больше трети из этого объема, то величина около 1 миллиона сомов, совсем не соответствует потенциалу Республики. Импорт минеральной воды и безалкогольных напитков в десятки раз превышает экспорт, по данным Платежного баланса КР за 6 месяцев 2006 года объем импорта минеральной воды и безалкогольных напитков составил 3,5 млн. долларов или около 140 000 тысяч сомов.

Мы проследили соотношение экспорта-импор-

та вод и внутреннего потребления и производства по наименованиям бутилированной продукции (рис.1).

Из рисунка 1 видно, что доля экспортируемых бутилированных вод за 5 пять лет снизилась и представлена небольшими партиями, реализуемыми в приграничных районах соседних стран. Прекратили поставку воды на экспорт СП «Корона (Дон)», ОсОО «Рентон-групп». В то же время увеличивается доля импортируемых вод, сегодня

Особо плохо то, что уменьшается доля лечебно-столовых минеральных вод (рис.3), так как их источники расположены в сложных географических условиях - в отдаленных от больших городов ущельях с плохими дорогами, открытыми только в летнее время, например «Бешбельчир-Арашан», «Чатыр-куль», и себестоимость их производства оказыва-

это «Боржоми» и его разновидности, «Ессентуки 17, 20, 4», «Тасай», «Аква-минерале», «Nestle», «Dalina», «Kalipso», «Aqvafina». Качество этих вод не выше кыргызстанских, к тому же такие воды как «Боржоми», «Ессентуки», «Славяновская», поступающие в Кыргызстан, как правило, не соответствуют географическому происхождению известных брендов, и нарушают существующие в СНГ межгосударственные соглашения о защите мест происхождения товаров.

ется значительно выше, нежели пресных питьевых вод Чуйской долины, прежде всего окрестностей Бишкека. В то же время доля бутилированных вод сомнительного происхождения (определить которое по этикетке не возможно) растет, что показывает на необходимость неотложного введения настоящего технического регламента.

2004

2007

г и

J

с н J

10

20

30

40

50

□ лечебно-столовые

■ искусственно минерализованные

□ природные питьевые

□ сомнительные

Рис.2. Динамика ассортимента бутилированных вод в торговых точках Бишкека в количественном отношении.

Рис. 3. Динамика ассортимента бутилированных вод на рынке Кыргызстана в качественном отношении.

МЕДИЦИНА

Кыргызстана

Подземные воды относятся к недрам, их использование для промышленного розлива подлежит лицензированию. Согласно налоговому кодексу при лицензировании водоисточников взимается бонус, который рассчитывается исходя из объема забираемой воды: при объеме 1 тысяч кубометров в сутки величина бонуса составляет 13 тысяч долларов. На практике любая фирма забирает значительно меньше подземных вод - максимум 50 кубометров в сутки и величина бонуса пропорционально снижается до 3 - 1 тысяч долларов. После введения этой нормы в действие количество юридических и физических лиц, обращающихся за лицензией резко уменьшилось. В конце 2009 года лицензии отозваны у 70 фирм, не предоставивших отчеты по водоотбору за прошедший период. Логичнее требовать от пользователей вместо бонуса вложения не меньшей суммы в ремонт скважины и обустройство зон горно-санитарной охраны.

На территории республике действует сотни малодебетных, но достаточно ценных источников природных минеральных вод. Соответственно сотни хозяев из любых регионов Республики могли разливать соответственно небольшие объемы (300-1000 бутылок в день) минеральной воды и реализовывать как на местном рынке, так и специализированных магазинах Бишкека. Препятствием для развития малого и среднего бизнеса по производству бытылированных вод в регионах является большое количество разрешительной документации, выдаваемой различными ведомствами (Местными органными самоуправления, Государственным агентством по регистрации прав, Министерством природных ресурсов, Минздравом и региональными центрами санитарно-эпидеми-ческой службы, органами статистики и налоговой службы).

В результате, наши многие известные месторождения минеральных вод остаются не освоенными.

ЕЖЕМЕСЯЧНЫИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ МЕДИЦИНСКИМ ЖУРНАЛ

В то же время необходимость лицензирования промышленного розлива природных минеральных и питьевых вод не вызывает сомнения.

В лицензии оговаривается объем забираемой воды, для уменьшения нерегулируемого сброса подземных вод, оголовок скважин должны иметь кран, однако громадное количество минеральных вод (например, Иссык-Ата - на 90%) идет на сброс.

Согласно закону КР «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» вокруг используемых водоисточников должна устанавливаться зона горно-санитарной охраны. Однако на сегодняшний момент зоны горносанитарной охраны на важнейших месторождениях либо отсутствуют, либо требуют ремонта.

Производственные мощности на 95% сосредоточены в Чуйской области и г. Джалал-Абаде. В Исскыккульской области, имеющей многочисленные скважины, инфраструктуру, потребителей в виде иностранных туристов (до миллиона в год), нет крупных производителей МВ. Нет их в На-рынской, Таласской, Баткентской и даже Ошской областях.

Все производители бутилированных вод в Кыргызстане работают в одном направлении, пытаясь достичь конкурентоспособности за счет снижения себестоимости продукции. В результате доля минеральных вод (требующих как было выше сказано больших транспортных расходов, зависящих от сезонности) среди бутылочной продукции постоянно снижается.

Совершенно нет бутилированных минеральных вод класса «Премиум» - в ресторанах, барах по завышенной цене предлагается искусственно-минерализованная «Бон-Аква», изготовленная из воды центрального водопровода г.Бишкек. По цене в 3-4 раза выше местной продукции продаются «Боржоми» и «Ессентуки» сомнительного происхождения (рис.4).

45

40 35

£ 25 О ° 20 15 10 5 Ш\т

Родники 1 Боржоми .сентуки \ 56 естле Аквафина Калипсо Легенда Иссык-Ата

Рис.4. Уровень цен на импортируемые и отечественные бутилированные воды (упаковка - 1 л).

На сегодня все импортируемые воды продаются на много дороже отечественных, хотя по своей сути они либо являются исскуственно минерализованными, приготовленными на водопроводной воде Алматы (Аква-минерале, Dalina, Kalipso, Aqvafina) или Ташкента (Nestle), либо (Боржоми лайт, Ессентуки 17) разливаются не из тех источников, с которыми исторически связаны их бренды. В любом случае они значительно уступают по качеству природным водам, разливаемым в Кыргызстане. На цивилизованном рынке природные минеральные и питьевые воды имеют гораздо большую ценность, нежели подготовленные (столовые) воды, у нас с точностью наоборот. И никто ситуацию не контролирует. В данном случае имеет место факт недобросовестной конкуренцией, возникают риски, связанные с фальсификацией продукции и введением потребителя в заблуждение.

Введение настоящего технического регламента позволит проводить отечественным производителям маркетинговые компании на основе установленной экологической и биологической ценности вод. Необходимо раскручивать отечественные воды класса «Премиум» и повысить их продажную стоимость. Под этот класс подойдут минеральные воды «Арашан», «Кара-Шоро», джарташская «Ак-Суу» и природные питьевые типа «Легенда». Доля бутилированных вод класса «Премиум» может составить до 20% или приблизительно 400 тыс. дал. Если цену на каждую бутылку поднять хотя бы на 5 сомов то дополнительно производители получат около 10 миллионов сомов прибыли, и соответственно государство в виде обязательных отчислений в бюджет тоже определенную сумму. Постепенно практика, когда сверхприбыль из-за несправедливых цен получают зарубежные фирмы, будет прекращаться.

причины, согласно которым необходимо принять данный документ

Основными причинами для принятия данного регламента являются:

- нарушение требований сбора природной воды, транспортировки от источника к цехам розлива, нарушение технологии обработки воды перед розливом;

- нарушение режимов содержаний зон санитарной охраны водоисточников;

- отсутствие производственного контроля за качеством воды;

- слабая материально-техническая база производственных лабораторий;

- искажение информации для потребителей о соответствии воды на этикетках и при рекламе в СМИ,

- возможное поступление на рынок республики бутилированной воды, которая может негативно отразиться на здоровье и представлять угрозу жизни людей;

- отсутствие единой государственной отраслевой политики для промышленного розлива воды;

- барьеры для признания соответствия бутилированных вод Кыргызстана международным стандартам при экспорте продукции;

- жалобы населения на неудовлетворительное качество бутилированных вод.

целью принятия технического регламента «О безопасности бутилированных природных минеральных, природных питьевых и питьевых столовых вод» является недопущение нарушений установленных требований на всех этапах сбора, производства, оборота бутилированных вод, уменьшение рисков для здоровья и сокращения заболеваемости, связанной с употреблением недоброкачественной питьевой воды, установление минимальных нормативов, обеспечивающих безопасность бутилированных вод и меры ответственности при их неисполнении.

Технический регламент создаст основу для предотвращения действий, вводящих в заблуждение потребителей, обеспечит необходимый уровень защиты прав потребителей, поддержание условий добросовестной конкуренции и защиты интересов производителей и поставщиков бутилированных вод, регламентирует проведение производственного и государственного контроля безопасности бутилированных вод.

правовой анализ

В техническом регламенте реализованы нормы Закона «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике», Законов Кыргызской Республики «О питьевой воде», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «О недрах», «О лицензировании», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об общественном здравоохранении». Кроме этого при разработке проекта учтены требования санитарных норм и правил, методических указаний, национальных стандартов, методик на проведение испытаний показателей безопасности бутилированных вод.

Основой для определения показателей безопасности являются СанПиН 2.1.4.002-03 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества», Национальные стандарты КМС 252:2005 «Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно столовые», КМС 943:2005 «Воды природные питьевые столовые», требования которых гармонизированы с международными требованиями. Проект не противоречит действующему законодательству, направлен на совершенствование нормативной правовой базы в области промышленного розлива и оборота бу-тилированных вод, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и не дублирует нормы, содержащиеся в других норматив-

МЕДИЦИНА

Кыргызстана

ных правовых актах.

Разработанный проект технического регламента гармонизирован со следующими международными регламентами:

• Стандарт кодекса на природные минеральные воды. Codex standard for natural mineral waters. 108-1981, Rev. 1-1927;

• Общий стандарт для бутилированных / упакованных питьевых вод (отличных от минеральных вод) CODEX STAN 227-2001,

• Международный гигиенический кодекс по сбору, обработке и маркетингу природных минеральных вод САС/ RCP 33-1985.

• Кодекс международных норм и правил Основные принципы пищевой гигиены. САС/ RCP 11969. Rev. 2-1985.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Кодекс по гигиенической практике для бу-тилированных / упакованных питьевых вод Международный гигиенический кодекс САС/ RCP 482001.

• Директива Совета от 15 июля 1980 г. По сближению законов государств-членов в отношении использования и организации сбыта природных минеральных вод 80/777/ЕЕС.

• Руководство по контролю качества питьевой воды. Том 1. Рекомендации. 1. Питьевая вода стандарты ISBN 4 1544600. ВОЗ. Женева, 1994.

Учтены основные положения международных договоров и Соглашения ВТО «По техническим барьерам в торговле» и требования природоохранных конвенций, стороной которых является Кыргызская Республика.

Экономический анализ

Положения настоящего технического регламента направлены на обеспечение безопасности бутилированных природных минеральных, природных питьевых и питьевых столовых вод для потребителя на всех этапах их жизненного цикла: разработка и постановка продукции на производство, производство, хранение и перевозка, допуск на рынок, оптовая и розничная торговля, утилизация.

В этих целях используются принятые в международной практике формы и методы оценки соответствия.

Принятие технического регламента окажет прямое воздействие на снижение рисков для здоровья людей, связанных с употреблением бути-лированной воды, а в долгосрочной перспективе сведет эти риски до минимума за счет значительного увеличения на рынке доли более безопасной продукции.

Должны быть восстановлены зоны горно-санитарной охраны водоисточников, и налажен контроль за их состоянием, что потребует дополнительных затрат от производителей.

Введение технического регламента предусматривает обязательное выполнение программ производственного контроля производителей бу-

тилированной воды. Следовательно, потребуются определенные затраты для укрепления материально-технической базы лабораторий.

Приведение информации на этикетках, рекламных проспектах, сертификация продукции не приведут к дополнительным расходам, так как предусмотрен переходный период для введения технического регламента, и производители смогут использовать заказанные этикетки до конца срока действия сертификатов.

Прогнозируемые объемы затрат по достижению нормативных величин по безопасности бути-лированной воды приведет к временному увеличению издержек производителей, которые ориентировочно могут составить от 6 до 9 млрд. сомов с учетом существующего технического состояния объектов централизованного и нецентрализованного водоснабжения и сложившихся объективных экономических условий.

Государственный надзор за безопасностью бу-тилированной воды будет осуществляться специально уполномоченными государственными органами без дополнительного выделения бюджетных средств, на их содержание.

Как было указано выше, существующая в настоящее время в Кыргызской Республике система регулирования доступа бутилированных природных минеральных, природных питьевых и питьевых столовых вод на внутренний и внешний рынки основана на многоступенчатых разрешительных процедурах и обязательной сертификации продукции.

Все разрешительные процедуры в настоящее время на территории Республики носят платный характер.

Расчет затрат изготовителя (предприятия):

Затраты изготовителя (предприятия) - (Зп) на проведение разрешительных процедур складываются из затрат времени (косвенные затраты - Кз) и денежных затрат перечисляемых, проектным и контролирующим организациям, как единовременных, так и повторяющихся (прямые затраты

- Пз).

Косвенные затраты изготовителя (предприятия) на проведение разрешительных процедур (Кз) исчисляют в зависимости от заработной платы своих специалистов, производящих необходимые процедуры, и времени, затраченного на проведение соответствующих процедур, по формуле: Зср х (nt/t)

Средняя сложившаяся зарплата специалистов при проведении необходимых процедур составляет 8000 сомов, среднее количество времени, затрачиваемое на проведение всех процедур - 150 часов, количество рабочих часов в одном месяце

- 176.

Таким образом, косвенные затраты составляют: Кз = 8000 х (100:150) = 5333 сомов.

Примерный перечень разрешительных процедур и оценка их стоимости в расчете на одно на-

именование продукции и на производство с объемом продаж 50 тысяч литров бутылированных вод следующие:

1. - санитарно-эпидемиологическое заключение на производство - 546 сомов - 5 часов;

2. - режимное гидрогеологическое наблюдение за источником (цена договорная - не менее 10 тыс. сомов), в 32 часа в течение года,

3. - полный физико-химический анализ воды и подготовка бальнеологического заключения от КНИИК и ВЛ - 20 часов - 8 тысяч сомов,

4. - разработка технологической схемы и программы освоения лицензируемого объекта - 5 часов - 1500 сомов,

5. - лицензия Министерства природных ресурсов - 400 сом,

6. - бонус - 88 000 сомов,

7. - санитарно-эпидемиологическая экспертиза и заключение на готовую продукцию - 5 часов, 3000 сом;

8. - обязательная сертификация - 5 часов, 2000 сом;

9. - инспекционный контроль - 5 часов, 2000 сом.

10. - клинические испытания (для минеральных лечебных и лечебно-столовых вод), разработка показаний к применению - 150 часов, 50 тысяч сомов.

11. разработка изменений в национальный стандарт на минеральные воды - 5000 сомов

Для подготовки этих 5 из этих заключений требуется вывоз разных специалистов на источник и к месту производства, что требует также дополнительных транспортных затрат.

В целом, прямые затраты изготовителя (предприятия ) (Пз) на проведение разрешительных процедур составляют примерно: 546 + 10000 + 8000 + 1500 + 400 + 88000 + 3000 + 2000 + 2000 + 50000 + 5000 = 170 446 сомов для лечебно-столовых вод.

Для природных питьевых вод прямые затраты - составляют 115 446 сомов.

При обновлении этикеточной продукции в размере 15 % дополнительные прямые затраты предприятия составляют примерно (50000 х 15:100) = 7500 сомов,

где:

7500 - затраты на изготовление этикеточной продукции в год, сомов;

15 - обновляемость этикеточной продукции, %.

Итого затраты изготовителя (предприятия) на проведение разрешительных процедур и обновление этикеточной продукции составляют примерно: Зп = 5333 + 170 446 + 7500 = 183 276 сомов.

Удельные затраты на 1 тыс. литров в этом случае составляют 3666 сома.

При себестоимости 1 тыс. литров продукции около 12 тысяч сомов эти расходы составляют примерно 32,7 % от стоимости продукции.

Расчет затрат государственного органа (Зг):

Затраты государственного органа складываются из прямых затрат государственного органа и косвенных затрат государственного органа.

Зг = прямые затраты государственного органа (Пзг) + косвенные затраты государственного органа.

Прямые затраты государственного органа составляют:

Пзг = 2000 + 546 + 10000 + 400 + 8000 = 20946

сомов,

где: 2000 - стоимость инспекционного контроля;

546 - стоимость оценки состояния производства.

10000 - режимное гидрогеологическое наблюдение

400 - лицензия,

8000 - бальнеологическое заключение.

Косвенные затраты государственного органа составляют:

Кзг = 0,8 х [5500 х (58:176)] = 1450 сомов, где:

0,8 - коэффициент функциональной загрузки;

5500 - средняя заработная плата;

58 - количество часов, затраченных на процедуры;

176 - количество рабочих часов в месяце.

Итого затраты государственного органа составляют:

Зг = 20946 + 1450 = 22 396 сомов.

Перенос этих данных на весь объем выпускаемой бутылированных вод (12140 тыс. л в 2008 году) дает объем затрат отрасли на разрешительные процедуры и обновление этикеточной продукции в размере более 5,5 млн. сомов в году.

Таким образом, отмена разрешительных процедур и снижение затрат на обновление этикеточной продукции, предусмотренные настоящим техническим регламентом, будет означать снижение стоимости продукции и рост эффективности производства бутылированных вод.

Сокращаемые затраты не относят к платежам в бюджет, поэтому принятие технического регламента «О безопасности бутилированных природных минеральных, природных питьевых и питьевых столовых вод» не имеет последствий для бюджета.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод об экономической целесообразности принятия технического регламента «О безопасности бутилированных природных минеральных, природных питьевых и питьевых столовых вод», так как при неизменности рисков нанесения вреда жизни и здоровью людей, его принятие ведет за собой сокращение затрат производства, снижение стоимости продукции и, соответственно, рост ее потребления.

выгоды для населения и государства

Бутилированная вода пользуется спросом, как в странах третьего мира, так и в развитых запад-

МЕДИЦИНА ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ

Кыргызстана

ных государствах. По данным Международной Ассоциации Бутилированной Воды (IBWA) за год мировым сообществом выпивается 11 млрд. бутилированной воды. Согласно расчетам российских экспертов на территории СНГ рынок питьевой бутилированной воды способен ежегодно показывать 100%-й рост в течение еще нескольких лет. В этом смысле в мире еще имеются огромные неосвоенные рынки, на которых мировые корпорации будут вести борьбу за потребителя в будущем.

Чистую питьевую воду Кыргызстана можно назвать одним из наиболее перспективных для Кыргызстана товаров. Но на данный момент бутили-рованная кыргызская вода не может прорваться на мировой рынок.

В настоящее время рынок питьевой воды Кыргызстана находится в стадии освоения. Комплексные маркетинговые исследования ни внутреннего рынка, ни возможно внешнего - не проводились. Точных данных как по общему объему производства питьевой и минеральной воды в республике, так и по объему продаж нет.

Небольшой выборочный опрос и визуальные наблюдения продемонстрировали следующую картину. В течение последних 3-5 лет экспертами отмечается тенденция увеличения востребованности питьевой бутилированной воды среди частных лиц.

Классическими брендами сегодня на рынке воды Кыргызстана можно считать: «Легенда», «Артезиан», «Жалал-Абад» и «Бонаква». Наибольшим спросом на сегодняшний день пользуется вода в ПЭТ-бутылках емкостью 1.5л. По оценкам производителей представленность в рознице воды в такой упаковке составляет больше 60%. Потребление воды в емкостях 0.5л и 1.0л во время максимального летнего спроса поднимается до 5% и 9% соответственно. Наблюдается рост популярности 5.0л емкостей и кулеров. В дальнейшем можно ожидать продолжение роста сегмента рынка воды в больших емкостях.

На внутреннем рынке страны значительную часть составляет импортная продукция. По данным Платежного баланса КР за 6 месяцев 2006 года объем импорта минеральной воды и безалкогольных напитков составил 3,5 млн. $. Ориентировочные данные по импорту за 2008 год около 12 млн. $. или 500 млн. сомов.

Как выше было показано импортируемые воды продаются на 60-300% дороже отечественных. Только выравнивание по цене при активной маркетинговой политике отечественных производителей и государственной поддержке пропаганды водных богатств Кыргызстана - при том же покупательном спросе могло бы дополнительно принести не менее 30 млн. сомов, а в связи с тем, что спрос ежегодно увеличивается не на проценты а в разы, эта цифра также будет расти.

В результате принятия технического регламента повышается шансы выхода бутилированной

продукции на экспорт. Выгоды для государства и производителей, если бы мы экспортировали хотя бы 10% производимой продукции, составили бы 1-2 миллиарда сомов ежегодно.

Результаты проведения консультаций

В соответствии со ст. 9 Закона «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике для уведомления о разработке данного законопроекта было опубликовано на веб-сайте Министерства экономического развития и торговли. Для публичного обсуждения принципов построения и первой, второй редакции проекта технического регламента организовано три круглых стола, с приглашением фирм производителей бутилированных вод и специалистов различных министерств и ведомств (26-27 сентября 2008, в гостинице Отель «Holiday», 25 участников, 27 ноября 2008, Министерство сельского и водного хозяйства, и перерабатывающей промышленности, 1-2 апреля 2009 Бишкекский Пресс клуб). Техническую помощь в разработке ТР оказывал проект «Support to PCA Implementation Kyrgyz Republic Phase 3», в лице руководителя проекта СПС - фаза III Стивина Джон А. Ньютона и правового экспертов Карла Ульбрихта, и других специалистов.

Принципиально новые положения Проекта были разобраны на научно-практической конференции «Актуальные вопросы курортологии», Чол-пон-Ата, май 2009, на V Всероссийском научно-практическом форуме «Здоровье нации - основа процветания России», Москва, сентябрь 2009, и опубликованы в материалах этого форума, в Центрально-Азиатском медицинском журнале, 2009, №3, и в журнале «Медицина Кыргызстана», 2009, №4.

Приказом МЭРТ № 77 от 6 мая 2009 г. была создана экспертная комиссия под председательством проф. Султанмуратова М.Т. Проект был презентован экспертной комиссии, проведено 4 заседания комиссии, на которых проведено согласование проекта. По результатам экспертизы проект ТР получил положительную оценку (Заключение от 26 июня 2009).

Для получения отзывов проект регламента направлялся в 9 заинтересованных ведомств, юридическим лицам и неправительственным организациям, от которых были получены положительные отзывы (Министерство сельского и водного хозяйства, и перерабатывающей промышленности, Министерство здравоохранения, Министерство чрезвычайных ситуаций, Министерство науки и образования, Государственное агентство по охране окружающей среды и лесному хозяйству Национальный институт страндартизации и метрологии, Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам, Республиканская ассоциация защиты прав потребителей «Айкын», ЗАО «Фирма Шоро», ОсОО «Артезиан», ОсОО «Ак-бата».

резюме

Реализация настоящего технического регламента повысит безопасность потребляемой населением бутилированной воды, уменьшит риски для здоровья человека, связанные с употреблением недоброкачественной воды, позволит укрепить здоровье населения, так как увеличится доля продаваемых лечебно-столовых вод, что позволит сократить ежегодные издержки здравоохранения, в том числе на некоторые медикаменты, будет способствовать развитию международной торговли и участию в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве.

Технический регламент «О безопасности бу-тилированных природных минеральных, природных питьевых и питьевых столовых вод» окажет положительное воздействие на широкий круг экономических агентов и может иметь существенный социальный эффект:

- укрепление экономики за счет повышения экспорта бутилированных вод и увеличения рабочих мест;

- повышение имиджа страны на международ-

ном рынке производителей бутилированных вод;

- будет способствовать правильному образованию цен на бутилированные воду, устранит имеющийся перекос цен, природные питьевых и минеральные воды не будут стоить меньше искусственно минерализованных или очищенных, неустановленного местопроисхождения, отечественные воды значительно ниже экспортируемых.

- увеличения поступления налоговых отчислений, связанных с повышением качества и конкурентоспособности продукции;

- улучшение здоровья населения, снижение издержек здравоохранения, уменьшения расходов на социальное страхование.

Принятиезаконопроекта позволитупорядочить действующую нормативную базу регулирования в области промышленного розлива минеральных и питьевых природных вод, гармонизировать технические требования с общепринятой международной практикой и будет способствовать конкурентоспособности производителей и поставщиков бутилированной воды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.