Научная статья на тему 'Анализ регламентации международных стандартов, регулирующих правовое положение несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы'

Анализ регламентации международных стандартов, регулирующих правовое положение несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
413
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ОСУЖДЕННЫЕ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / INTERNATIONAL STANDARDS / CRIMINAL PUNISHMENT / IMPRISONMENT / CONVICTED / LEGAL STATUS OF MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Деревич Александра Радиславовна

В статье исследуется международно-правовая регламентация правового положения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Анализ норм, рекомендаций и принципов в области исполнения наказаний, которые приняты на международном уровне и обязательны для исполнения государствами, присоединившимся к ним показал, что международные стандарты имеют классификацию на акты общего характера и специализированные акты. Исследование международных норм, правил и стандартов обращения с несовершеннолетними осужденными к лишению свободы и их имплементация на уровне законотворчества и практики в уголовно-исполнительной системе РФ позволяют сделать вывод, что не все международные нормы реализуются в отечественном законодательстве и практике исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних. Автор статьи делает вывод о том, что уголовное наказание в отношении данной категории осужденных должно выполнять не только карательную, но и воспитательную функцию в целях повышения эффективности процесса ресоциализации как в процессе отбывания наказания, так и после его освобождения, что способствует снижению рецидива преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Деревич Александра Радиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the regulation of international standards regulating the legal status of minors determined to determination of the freedom

The article examines the international legal regulation of the legal status of minors sentenced to imprisonment. The analysis of the norms, recommendations and principles in the field of enforcement of sentences, which are internationally accepted and binding on the states that have joined them, has shown that international standards are classified into general acts and specialized acts. The study of international norms, rules and standards regarding the treatment of minors sentenced to imprisonment and their implementation at the level of lawmaking and practice in the penitentiary system of the Russian Federation suggests that not all international norms are implemented in the domestic legislation and practice of imprisonment in respect of minors. The author of the article concludes that criminal punishment in relation to this category of convicts should perform not only punitive, but also educational function in order to increase the efficiency of the process of re-socialization in the process of serving the sentence, and after his release, reduce the recurrence of crimes.

Текст научной работы на тему «Анализ регламентации международных стандартов, регулирующих правовое положение несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы»

УДК 343.815 http://doi.org/10.5281/zenodo.2278128

АНАЛИЗ РЕГЛАМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

©Деревич А. Р., Томский государственный университет, г. Новосибирск, Россия, a.derevich@mail.ru

ANALYSIS OF THE REGULATION OF INTERNATIONAL STANDARDS REGULATING THE LEGAL STATUS OF MINORS DETERMINED TO DETERMINATION OF THE FREEDOM

©Derevich A., Tomsk state University, Novosibirsk, Russia, a.derevich@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется международно-правовая регламентация правового положения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Анализ норм, рекомендаций и принципов в области исполнения наказаний, которые приняты на международном уровне и обязательны для исполнения государствами, присоединившимся к ним показал, что международные стандарты имеют классификацию на акты общего характера и специализированные акты. Исследование международных норм, правил и стандартов обращения с несовершеннолетними осужденными к лишению свободы и их имплементация на уровне законотворчества и практики в уголовно-исполнительной системе РФ позволяют сделать вывод, что не все международные нормы реализуются в отечественном законодательстве и практике исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних. Автор статьи делает вывод о том, что уголовное наказание в отношении данной категории осужденных должно выполнять не только карательную, но и воспитательную функцию в целях повышения эффективности процесса ресоциализации как в процессе отбывания наказания, так и после его освобождения, что способствует снижению рецидива преступлений.

Abstract. The article examines the international legal regulation of the legal status of minors sentenced to imprisonment. The analysis of the norms, recommendations and principles in the field of enforcement of sentences, which are internationally accepted and binding on the states that have joined them, has shown that international standards are classified into general acts and specialized acts. The study of international norms, rules and standards regarding the treatment of minors sentenced to imprisonment and their implementation at the level of lawmaking and practice in the penitentiary system of the Russian Federation suggests that not all international norms are implemented in the domestic legislation and practice of imprisonment in respect of minors. The author of the article concludes that criminal punishment in relation to this category of convicts should perform not only punitive, but also educational function in order to increase the efficiency of the process of re-socialization in the process of serving the sentence, and after his release, reduce the recurrence of crimes.

Ключевые слова: международные стандарты, уголовное наказание, лишение свободы, осужденные, правовое положение несовершеннолетних.

Keywords: international standards, criminal punishment, imprisonment, convicted, legal status of minors.

После обретения Россией независимости с 1991 г. глобальной тенденцией совершенствования уголовно-исполнительного законодательства становится приведение его в соответствие с международно-правовыми стандартами. Несмотря на некоторые ограничения последних лет, мы все еще являемся членами Совета Европы и в связи с этим приняли на себя ряд обязательств. Кроме того, постоянно набирают силу международные контакты между пенитенциарными системами РФ и других стран, что также способствует гармонизации и гуманизации уголовно-исполнительного законодательства.

Актуальной проблемой, по-прежнему, остается поиск баланса в такой правотворческой сфере как исполнение наказания: здесь требуется найти баланс, чтобы наказание выполняло как карательную, так и воспитательную функцию, оставляя шанс для дальнейшей ресоциализации осужденного. Перестройка системы отношений подростка имеет трудности как внешнего, так и внутреннего порядка и во многом зависит от поддержки их родственниками. Отношение подростков-осужденных к исправлению проявляется в таких качествах, как пассивность, лень, недобросовестность, безответственность, легкомысленность, пессимизм, равнодушие. Одна из причин наличия этих качеств в характере осужденных кроется в отсутствии положительных интересов, трудовых навыков, что делает их мало приспособленными к активной жизнедеятельности. Подростки не могут длительно удерживать в своем сознании поставленную цель. Вопросы дальнейшей жизни откладываются («потом», «все само собой образуется» и т. д.) (1, с. 182).

Международно-правовые стандарты обращения с осужденными — это нормы, рекомендации и принципы в области исполнения наказаний, принятые на международном уровне и обязательные для исполнения государствам, присоединившимся к ним.

В советский период развития международно-правовые правила и нормы фактически игнорировались и не получали соответствующего анализа в юридической науке. Однако, в связи с тем, что Конституция РФ в ч. 4 ст. 15 провозглашает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права по отношению к национальному законодательству, в современный период развития правовой системы, эти стандарты находят прямое отражения в принимаемых законах (8). В соответствие с этой конституционной нормой выстроена и диспозиция ст. 3 УИК РФ, согласно которой в практике работы уголовно-исполнительной системы учитываются международные акты, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными (9). Согласно ч. 2 ст. 3 УИК РФ, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора» (9).

Обновление пенитенциарной системы и уголовно-исполнительного законодательства берет свое начало после вступление РФ в Совет Европы. Россия взяла на себя ряд обязательств по гармонизации собственного законодательства с европейским, в том числе и в области обеспечения прав и свобод человека и в уголовно-исполнительной практике. Именно следование в русле развития уголовно-исполнительной системы с имплементацией международно-правовых правил, стандартов и норм и может гарантировать гуманность и законность в области исполнения наказания, в том числе и в виде лишения свободы для несовершеннолетних осужденных. Абсолютно необходимым является ознакомление персонала исправительных учреждений и других лиц, причастных к уголовно-

исполнительной системе, с соответствующими международно-правовыми стандартами и нормами.

Рассмотрим систему действующих международно-правовых актов, содержащих стандарты обращения с несовершеннолетними осужденными. Классифицировать международные акты об обращении с несовершеннолетними осужденными можно следующим образом:

1. Акты общего характера: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) (1); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) (4); Конвенция о правах ребенка (1989 г.) (2).

2. Специализированные акты: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.) (5), Конвенция против пыток и других, жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1987 г.) (3); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (1985 г.) (6) и Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.) (7).

Очевидно, что количество норм в сфере регламентации правового положения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы весьма велико, существуют как общие, так и специфические нормы. Рассмотрим конкретные акты международного права и те нормы, которые ими закрепляются. В первую очередь следует рассмотреть такие документы, как Конвенция о правах ребенка, Правила ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы и Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, поскольку именно они содержат наибольшее количество норм в этой области. Так, согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок является полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Никогда до принятия этой Конвенции не было такого отношения к ребенку, поскольку благодаря ей ребенок наделяется всем комплексом прав человека во всех сферах своей жизнедеятельности: это касается и гражданских, и экономических, и культурных прав. Эта Конвенция помимо установления прав ребенка регламентирует и ответственность государства за их нарушение.

Рассмотрим структуру данного документа, и то каким образом он отражает правовое положение несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.

В статьях 5-11 Конвенции детям гарантируется право на жизнь, имя и гражданство. Кроме того, в перечне этих прав немаловажное место занимают право знать родителей, право на родительскую заботу, на неразлучение, и на воссоединение с семьей. Относительно права на не разлучение необходимо отметить, что это положение Конвенции не содержит специфических положений, касающихся детей, сопровождающих взрослых или молодых родителей в тюрьме, но содержит положения, которые напрямую относятся к защите, помощи и уходу за детьми, находящимися в особых ситуациях. Однако системы защиты детей часто подвергаются испытанию реальностью, именно когда маленькие дети живут в тюрьме со своей матерью или отцом на реализацию их прав напрямую влияет факт лишения свободы их первичного опекуна. Так, например, в Индии родители могут передать своих детей, живущих с ними в тюрьме, на усыновление, но «по словам сотрудников тюрьмы никто не хочет усыновлять детей, родители которых осуждены за уголовные преступления». Это означает, что детям приходится оставаться со своими родителями в тюремной среде, которая мало пригодна для их проживания (2, с. 118). В отношении несовершеннолетних осужденных это право реализуется через институт ресоциализации подростка после освобождения из мест заключения (2).

В статьях 12-17 Конвенции гарантируются такие права, как право свободно выражать свое мнение и взгляды, свободу совести, включая свободу вероисповедания. По аналогии с Декларацией прав человека, включается доступ ребенком к сбору и распространению информации и право на мирные собрания и объединение в ассоциации. Эти права несовершеннолетних впервые продекларированы именно в этом международно-правовом документе. Статья 19 Конвенции гарантирует основные законодательные меры для обеспечения защиты ребенка от насилия, будь то физическое насилие или психологическое, оскорбление или злоупотребление, отсутствие заботы или грубого обращения с ним. Государства, присоединившиеся к Конвенции, должны обеспечить выполнение этой статьи закреплением этих норм в национальном законодательстве (2).

Статьи 20-26 говорят о правах угнетенных категорий детей и подростков. Это такие категории детей, как сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, беженцы, дети с отклонениями в развитии. Декларируется право детей на получение медицинской помощи, а нуждающиеся дети должны получать специальную, в соответствие с их потребностями, помощь. Перед современными исправительными учреждениями, помимо медицинских, стоят также наркологические задачи, задачи психологической помощи и разгрузки несовершеннолетних осужденных. Статьи 28-31 Конвенции о правах ребенка говорят о праве ребенка на получение образования. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным. Обеспечение школьной дисциплины должно осуществляться методами, которые соответствуют требованиям уважения человеческого достоинства ребенка (2).

В РФ этот принцип реализуется следующим образом. Упор в учебно-воспитательном процессе несовершеннолетних осужденных делается на получении среднего образования и на профессиональном обучении. Это связано с тем, что многие осужденные еще не имеют профессии и не могут привлекаться к труду. Следовательно, получение начального профессионального образования является основным приоритетом учебно-воспитательного процесса, но, кроме того, не следует и забывать об общепедагогических и общегуманных принципах таких, как коррекция делинкветного поведения, формирование добросовестного отношения к учебе и труду, повышение уровня знаний, умений и навыков несовершеннолетних. В основе учебно-воспитательной работы лежит принцип дифференциации на основе учета разницы в индивидуальных и психофизиологических особенностях несовершеннолетних осужденных.

Руководит процессом учебно-воспитательной работы учебно-воспитательный совет колонии. Кроме того, в каждой воспитательной колонии существует методический кабинет, на который возлагается методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. В организационной структуре учебно-воспитательной работы присутствуют такие должности, как заместитель начальника колонии по воспитательной работе, начальники отрядов, воспитатели и так далее, вплоть до руководителей кружков, если таковые в колонии присутствуют.

Среднее профессиональное образование и профессиональное обучение несовершеннолетних осужденных проводится на базе трудовой мастерской, а для получения среднего общего образования, начального профессионального образования и профессионального обучения разные воспитательные колонии имеют вечерние школы и ПТУ. Регламентация получения среднего общего образования несовершеннолетними осужденными осуществляется согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Согласно пп. 2 п. 1 ст. 3 данного ФЗ, государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость

дискриминации в сфере образования (10). Реализация данного принципа и лежит в основе обеспечения права на получение среднего образования всеми категориями несовершеннолетних, в том числе и несовершеннолетними осужденными.

Федеральная служба исполнения наказаний России является учредителем общеобразовательной или вечерней школы при воспитательной колонии. Подбор педагогов для школы осуществляется при помощи органов управления образованием субъектов РФ. Федеральный орган исполнительной власти, обладающий такой правоспособностью, поставляет в школу бланки аттестатов, классные журналы, тексты контрольных и экзаменационных работ, и другую необходимую для работы школы документацию. Школа при колонии является самостоятельным юридическим лицом. В соответствие с уровнями общеобразовательных программ осуществляется трехступенчатый процесс получения общего образования осужденными. В случае наличия в колонии воспитанников, имеющих отклонения в развития, в школе создаются и действуют соответствующие коррекционные классы. На время прохождения итоговой аттестации (сдачи ОГЭ и ЕГЭ), несовершеннолетние, обучающиеся в 9 и 11 классах, соответственно, освобождаются от работы. Прошедшие соответствующую аттестацию выпускники получают документы государственного образца, подтверждающие их уровень образования.

Для получения начального профессионального образования либо профессионального обучения при колониях создаются профессионально-технические училища, а на базе предприятий создаются мастерские учебно-производственного предназначения. Такое профессионально-техническое училище ничем не отличается от соответствующего заведения вне пределов колонии — это государственное образовательное учреждение начального профессионального образования, выдающее соответствующие дипломы государственного образца. Управление такими ПТУ осуществляют органы управления профессиональным образованием: в пределах их компетенции находятся такие вопросы, как методическое обеспечение учебного процесса и контроль за деятельностью профессионально-технических училищ.

Кроме того, среди возможностей участия осужденных в учебно-воспитательном процессе присутствует возможность заочного обучения в организациях высшего образования и других образовательных организациях, предоставляющих такую возможность. Среди обязанностей администрации является содействие такому обучению — обеспечение условий для обучения, предоставление учебных отпусков и так далее. На самом деле эта норма применяется достаточно редко, поскольку в силу возраста немногие осужденные данной категории нуждаются в профессиональном обучении в заочной форме. Однако само ее наличие свидетельствует о том, что конституционное право на свободу образования не нарушается, ограничивается лишь форма его получения — заочная форма.

Статьи 32-36 Конвенции о правах ребенка, прямо запрещают все виды эксплуатации детей, будь то экономическая, социальная или сексуальная эксплуатация. В отношении несовершеннолетних осужденных должны соблюдаться все правила и нормы, касающиеся детского труда, а также правила охраны труда и техники безопасности. Статьи 37-40 касаются непосредственно прав ребенка в случае совершения им правонарушения, в период отбывания наказания и так далее (2).

Специализированным первым международно-правовым документом, в котором определяются правила и принципы обращения с несовершеннолетними осужденными являются так называемые Пекинские правила (Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних) (6). Они носят рекомендательный характер, поскольку каждое государство имеет право применять их в

соответствие с экономико-социальным и культурным контекстом, которые в нем присутствуют. В нем рамочно фиксируются принципы обращения с несовершеннолетними на всех этапах уголовно-правового преследования, включая наказание в виде лишения свободы. При этом провозглашается два принципа:

1) лишение свободы в отношении несовершеннолетнего — крайняя мера;

2) минимизация в рамках необходимого срока лишения свободы в отношении несовершеннолетнего.

Рассмотрим часть Правил ООН, которая затрагивает принципы обращения с несовершеннолетними осужденными. Провозглашаются право осужденного на профессиональную подготовку, образование, опеку и защиту в местах лишения свободы. Право на уход и медицинскую, психологическую, социальную помощь также является безусловным право несовершеннолетнего осужденного, согласно нормам Пекинских правил. Для того чтобы реализация данных и иных прав была более эффективна, Пекинские правила говорят о неукоснительном соблюдении принципа раздельного содержания. Он касается не только разделения контингента на парней и девушек, но и раздельного содержания взрослых и несовершеннолетних, и раздельного содержания различных категорий осужденных.

Пекинскими правилами закрепляется право родителей или опекунов ребенка на посещение исправительного учреждения, поскольку это способствует достижению целей столь сурового наказания. В РФ это право реализуется с помощью системы родительских комитетов, которые создаются с целью повышения эффективности воспитательной деятельности и для оказания помощи администрации. Родительские комитеты формируются либо из родителей осужденных, либо из лиц, их заменяющих, и других близких родственников несовершеннолетних осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, которое утверждается начальником колонии, согласно ч. 2 ст. 142 УИК РФ (9). Председатель родительского комитета и представитель в совет воспитателей отряда избираются из числа состава родительского комитета. Активное участие родительских комитетов в решении вопросов об изменении условий содержания и досрочного освобождения.

Существует единый установленный порядок для знакомства родительских комитетов с различными аспектами работы учреждения. Согласно Положению №1295 от 13.10.1997 г., «родительские комитеты могут знакомиться в установленном порядке с жилищно-бытовыми условиями содержания несовершеннолетних осужденных, обращаться в общественные объединения для оказания помощи сиротам и лицам, лишенным родительского попечения, а также несовершеннолетним из неблагополучных семей, обеспечивать передачами и посылками сирот и лиц, оставшихся без родительского попечения, а также осужденных, чьи родители не поддерживают с ними связь, оказывать помощь этим лицам перед освобождением одеждой гражданского образца, совместно с администрацией воспитательной колонии обращаться в государственные органы, общественные объединения по вопросам оказания помощи в проведении воспитательной работы в колонии». Председатель родительского комитета докладывается замечания на учебно-воспитательном совете. О проделанной работе родительский комитет отчитывается перед учебно-воспитательным советом воспитательной колонии, при этом члены родительского комитета соблюдают как правила внутреннего распорядка, так и правила обращения с осужденными. Кроме того, Пекинскими правилами регламентируется такой принцип как право условно-досрочного освобождения несовершеннолетнего осужденного из исправительного учреждения.

Следующим этапом развития международно-правовой регламентации правового положения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, являются Правила ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Стандарты, принятые в этом документе, конкретизируют те нормы, которые содержатся в Конвенции о правах ребенка и в Пекинских правилах, то есть развивают, дополняют и детализируют их, а также приводят примерный перечень не только прав, но и обязанностей несовершеннолетних осужденных.

Главенствующим принципом, лежащим в основе Правил ООН, является принцип безопасности и защиты прав несовершеннолетних в период отбывания наказания в виде лишения свободы (6). Основной объем прав и законных интересов несовершеннолетних осужденных находится в Правилах, которые определяют условия и порядок исполнения наказания.

Рассмотрим данный документ более подробно. Так, согласно п. 3 Правил, «цель правил состоит в том, чтобы установить минимальные стандарты, принятые ООН для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в какой бы то ни было форме, в соответствии с правами человека, а также для противодействия неблагоприятным последствиям всех видов заключенных и способствования вовлечению в жизнь общества». Согласно п. 4 Правил, «настоящие правила должны применяться беспристрастно, без какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, вероисповедания, культурных взглядов или практики, имущественного, сословного или семейного положения, этнического или социального происхождения и нетрудоспособности. Необходимо обеспечивать уважение религиозных и культурных взглядов, практики и моральных принципов несовершеннолетнего» (6). Здесь мы видим, что данное правило перекликается и с Основным принципом Пекинских правил и с соответствующей нормой Конвенции о правах ребенка.

Далее рассмотрим, какие конкретно права несовершеннолетних осужденных гарантируются правилами ООН. Ст. 19 Правил ООН регламентирует такую область прав несовершеннолетних, как отчеты. Это касается материалов дела, результатов медицинских обследований, протоколов и так далее. Гарантируется право на конфиденциальность отчетов, доступ к которым есть только у узкого круга уполномоченных лиц. Декларируется право несовершеннолетнего на оспаривание материалов, содержащихся в отчетах, и на то, что после освобождения материалы дела будут опечатаны.

Согласно ст. 22 Правил ООН, о помещении подростка в исправительное учреждение необходимо незамедлительно сообщить родителям либо опекунам заключенного. Гарантируется создание таких условий содержания, что учитываются и потребности, и статус заключенного. Учитываются такие факторы, как возраст, пол, тяжесть правонарушения и индивидуальные особенности осужденного.

Далее Правила ООН вводят понятия открытых исправительных учреждений для несовершеннолетних. Это такие учреждения, в которых меры безопасности отсутствуют или ограничены. Согласно концепции, предлагаемой Правилами, в таких учреждениях должно быть как можно меньше осужденных для применения индивидуального подхода в наказании и воспитании детей. Согласно ст. 32 Правил, «исправительные учреждения для несовершеннолетних и условия в них должны соответствовать цели перевоспитания пребывающих в них несовершеннолетних при уделении должного внимания потребности несовершеннолетних в уединении, эмоциональным стимулам, возможностям общения со сверстниками и участию в занятиях спортом, физкультурой и проведении досуга. Планировка и конструкция помещений, предназначенных для несовершеннолетних, должны сводить к минимуму возможность возникновения пожара и обеспечивать безопасную эвакуацию из

помещений. Для обеспечения безопасности несовершеннолетних устанавливается эффективная пожарная сигнализация и отрабатываются действия на случай пожара. Исправительные учреждения не должны располагаться в районах, известных как опасные для здоровья или связанные с другими рисками» (6).

Согласно ст. 33 Правил, «спальные помещения, как правило, должны состоять из нескольких комнат для небольших групп или отдельных комнат на одного человека в зависимости от местных стандартов. Во время, предусмотренное для сна, производится регулярное ненавязчивое наблюдение за всеми спальными помещениями, в том числе за индивидуальными комнатами и комнатами для групп, с целью обеспечения защиты каждого несовершеннолетнего. Каждый несовершеннолетний в соответствии с местными или национальными нормами должен обеспечиваться необходимыми постельными принадлежностями, которые должны выдаваться чистыми, поддерживаться в должном порядке и меняться достаточно часто, чтобы обеспечивалась их чистота».

Правилами декларируется возможность иметь личные вещи является одним из основных элементов права на личную жизнь и имеет важнейшее значение для психологического благополучия несовершеннолетнего. Необходимо полностью признавать и уважать право каждого несовершеннолетнего иметь личные вещи и соответствующие условия для хранения этих вещей. Те личные вещи, которые несовершеннолетний не хочет оставлять у себя или которые конфискуются, должны помещаться на хранение в надежное место. Их перечень подписывается несовершеннолетним. Следует принимать меры для сохранения их в хорошем состоянии. Все такие вещи и деньги возвращаются несовершеннолетнему при освобождении, за исключением тех случаев, когда ему было разрешено израсходовать эти деньги или выслать эти вещи за пределы исправительного учреждения. Если обнаруживается, что несовершеннолетний получает или имеет какие -то лекарственные препараты, вопрос о том, что следует с ними делать, решает медицинский работник.

Далеко не все из этих важнейших правил реализуются в отечественном законодательстве. Так практически не находит своей реализации концепция семейного отбывания наказания, не созданные открытые учреждения отбывания наказания в виде лишения свободы [2].

Следующим важным разделом является раздел «Образование, профессиональная подготовка и трудовая деятельность» Правил ООН. Правилами декларируется возможность и право каждого несовершеннолетнего осужденного на получение образования. Целью получения образования является подготовка несовершеннолетнего к возвращению в общество.

Важно отметить, что до сих пор не утратило актуальности правило, согласно которому неграмотные несовершеннолетние имеют право на специальное образование. Даже в РФ растет число осужденных несовершеннолетних, не получивших даже начального школьного образования. Также это касается и подростков с особыми нуждами в области образования: имеющих отклонения в развитии или инвалидность. В связи с тем, что за решетку попадают несовершеннолетние из самых разных социальных слоев и кругов, необходимо учитывать разницу в уровне образования и интеллекта, а следовательно, нужен широкий спектр образовательных программ, направленных на различные группы осужденных.

Отдельно Правилами ООН регламентируется право на доступ к библиотеке, которое прямо вытекает из права на доступ к информации и образование. В ней должен быть в наличии полный спектр учебных пособий по программам, реализуемым в исправительном учреждении, а также развлекательная литература и периодика, предназначенная для

подростков. Доступ к библиотеке в исправительном учреждении не должен ограничиваться, при этом осужденные должны поощряться к пользованию ее фондами. Кроме того, несовершеннолетние осужденные должны иметь возможность приобретать литературу и пользоваться ей помимо фондов библиотеки.

Правилами декларируется право на получение профессионального образования. Важность этого правилами заключается в том, чтобы после освобождения несовершеннолетний мог работать по полученной в местах лишения свободы специальности. Профессиональное образование должно иметь практическую направленность и учитывать востребованность тех или иных специальностей на рынке труда.

Администрация исправительного учреждения должна предоставлять возможность для выбора вида работ, которые выполняет несовершеннолетний осужденный, с учетом его выбора профессии и материально-технической базы учреждения. Кроме того, нельзя не отметить, что Правила ООН прямо закрепляют правило, по которому в отношении несовершеннолетних осужденных должны соблюдаться все правила и нормы, касающиеся детского труда. Это касается и национального уровня регулирования охраны труда, и международных норм в этой области. Так, Правилами декларируется право на вознаграждение в справедливом размере и указывается на приоритет интересов осужденного перед прибылью, получаемой исправительным учреждением от труда несовершеннолетних. Интерес представляет правило, согласно которому часть заработка несовершеннолетнего накапливается на специальном счету и выдается ему при освобождении. Оставшаяся часть заработка должна быть предоставлена несовершеннолетнему или для покупки товаров, или для посылки средств семье, или для возмещения ущерба в случае, если судебное решение подразумевает такую меру наказания помимо лишения свободы.

Правила учитывают физиологию и психологию подросткового возраста и декларируют право несовершеннолетних на занятия спортом и физическими упражнениями. В структуре исправительного учреждения необходимо иметь подходящие для этого помещения, тренажеры, оборудование и так далее. Помимо материально-технической стороны здесь также указывается на право несовершеннолетнего осужденного на свободное время. Свободное время может быть потрачено, как на физические упражнения, так и на занятия по выбору осужденного — это может быть искусство или ремесло. Также следует следить за тем, чтобы участие в физической подготовке было посильно всем участникам этих программ.

Функции, которые Правила возлагают на физическую культуру и спорт в исправительных учреждениях следующие:

1) эмоциональная разгрузка, то есть избавление от негативной энергии, накопленной в период отбывания наказания;

2) поддержание или совершенствование физической формы, которое необходимо вследствие того, что отбывание наказания в виде лишения свободы, сопровождается подавление физической активности и малоподвижным образом жизни.

При освобождении для ресоциализации осужденного немаловажное значение будет иметь состояние его здоровья. Для несовершеннолетних, нуждающихся в лечебной физкультуре и терапии, обеспечивается соответствующий курс под медицинским наблюдением. Реализации права несовершеннолетнего осужденного на медицинское обслуживание посвящена целая группа правил. Так, каждому несовершеннолетнему предоставляется соответствующее медицинское обслуживание как профилактическое, так и лечебное. Все вышеуказанные виды медицинского обслуживания, по возможности, предоставляются несовершеннолетним, находящимся в исправительных учреждениях, через соответствующие учреждения и службы здравоохранения, с тем чтобы не допустить их

уединения и способствовать развитию у них чувства самоуважения и вовлечению их в жизнь общества.

Вопросам охраны здоровья большое внимание уделяется и в российском законодательстве. Так, в ст. 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь (8). Причем помощь в государственных и муниципальных учреждениях должна оказываться гражданам бесплатно за счет средств бюджета, страховых взносов, других поступлений. Право на охрану здоровья есть неотъемлемое право каждого человека, в том числе и, в первую очередь, несовершеннолетнего. Данное право обеспечивается охраной окружающей природной сферы, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-санитарной помощи. Каждый несовершеннолетний имеет право быть осмотренным врачом сразу же после поступления в исправительное учреждение с целью регистрации любых признаков предыдущего плохого обращения и определения физических и психических отклонений, которые потребуют наблюдения у врача. Каждый несовершеннолетний, который болен, жалуется на заболевание, должен быть немедленно осмотрен медицинским работником.

Весьма важным представляется правило, по которому несовершеннолетний, страдающий психическим заболеванием, должен проходить лечение в специализированном учреждении под независимым медицинским контролем. По согласованию с соответствующими органами следует принимать меры по обеспечению, в случае необходимости, продолжения психиатрического лечения после освобождения [3].

Таким образом, из проведенного исследования видно, что регламентация правового положения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, является достаточно проработанным вопросом международного права. Международное уголовно-исполнительное законодательство устанавливает особый правовой режим наказания несовершеннолетних и это заключается в том, что приоритетом является получение несовершеннолетним образования и защита его прав. Самое важное в исполнении наказания в виде лишения свободы — это воспитание и исправление несовершеннолетнего осужденного, снижение рецидива преступлений.

Источники:

(1). Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. №67.

(2). Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

(3). Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года). Режим доступа: https://goo.gl/jqXc78.

(4). Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.

(5). Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены

Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях. 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года). Режим доступа: https://goo.gl/dznDav

(6). Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года). Режим доступа: https://goo.gl/bSNc8D.

(7). Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (Приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года). Режим доступа: https://goo.gl/AJ1VSH.

(8). Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. №31. Ст. 4398.

(9). Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // СЗ РФ. 1997. №2. Ст. 198.

(10). Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. №53 (ч. 1). Ст. 7598.

Sources:

(1). Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka (prinyata General'noi Assambleei OON 10.12.1948) // Rossiiskaya gazeta. 1995. №67.

(2). Konventsiya o pravakh rebenka (odobrena General'noi Assambleei OON 20.11.1989), (vstupila v silu dlya SSSR 15.09.1990) // Sbornik mezhdunarodnykh dogovorov SSSR. 1993. Vyp. XLVI.

(3). Konventsiya protiv pytok i drugikh zhestokikh, beschelovechnykh ili unizhayushchikh dostoinstvo vidov obrashcheniya i nakazaniya (Prinyata rezolyutsiei 39/46 General'noi Assamblei ot 10 dekabrya 1984 goda). Rezhim dostupa: https://goo.gl/jqXc78.

(4). Mezhdunarodnyi pakt o grazhdanskikh i politicheskikh pravakh (Prinyat 16.12.1966 Rezolyutsiei 2200 (XXI) na 1496-om plenarnom zasedanii General'noi Assamblei OON) // Byulleten' Verkhovnogo Suda RF. 1994. №12.

(5). Minimal'nye standartnye pravila obrashcheniya s zaklyuchennymi (Prinyaty na pervom Kongresse Organizatsii Ob"edinennykh Natsii po preduprezhdeniyu prestupnosti i obrashcheniyu s pravonarushitelyami, sostoyavshemsya v Zheneve v 1955 godu, i odobreny Ekonomicheskim i Sotsial'nym Sovetom v ego rezolyutsiyakh. 663 S (XXIV) ot 31 iyulya 1957 goda i 2076 (LXII) ot

13 maya 1977 goda). Rezhim dostupa: https://goo.gl/dznDav

(6). Minimal'nye standartnye pravila Organizatsii Ob"edinennykh Natsii, kasayushchiesya otpravleniya pravosudiya v otnoshenii nesovershennoletnikh (Pekinskie pravila) (Prinyaty rezolyutsiei 40/33 General'noi Assamblei ot 29 noyabrya 1985 goda). Rezhim dostupa: https://goo.gl/bSNc8D.

(7). Pravila Organizatsii Ob"edinennykh Natsii, kasayushchiesya zashchity nesovershennoletnikh, lishennykh svobody (Prinyaty rezolyutsiei 45/113 General'noi Assamblei ot

14 dekabrya 1990 goda). Rezhim dostupa: https://goo.gl/AJ1VSH.

(8). Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) // SZ RF. 2014. №31. St. 4398.

(9). Ugolovno-ispolnitel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 08.01.1997 N 1-FZ (red. ot 20.12.2017) // SZ RF. 1997. №2. St. 198.

(10). Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 03.08.2018) «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» // SZ RF. 2012. №53 (ch. 1). St. 7598.

Список литературы:

1. Нестеров А. Ю. Пенитенциарные адаптационные технологии по отношению к несовершеннолетним осужденным в воспитательных колониях УФСИН России // Власть. 2016. №3. С. 178-185.

2. Минстер М. В. Реализация международных стандартов, регулирующих положение женщин, осужденных к лишению свободы в России и за рубежом // Библиотека уголовного права и криминологии. 2018. №2 (26). С. 110-122.

3. Ашин А. А. Воспитательная колония: история и современность. Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2008. 428 с.

References:

1. Nesterov A. Yu. (2016). Penitentiary adaptation technologies for minor convicts in educational colonies (UFSIN Russia). Vlast, (3). 178-185.

2. Minster, M. V. (2018). Exercise of international standards regulating status of women condemned to deprivation of freedom in Russia and abroad. Criminal Law and Criminology Library, 2 (26). 110-122.

3. Ashin A. A. (2008). Vospitatel'naya koloniya: istoriya i sovremennost'. Vladimir: Izd-vo Vladim. gos. un-ta, 428.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 05.11.2018 г. 09.11.2018 г.

Ссылка для цитирования:

Деревич А. Р. Анализ регламентации международных стандартов, регулирующих правовое положение несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №12. С. 521-532. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/12-25 (дата обращения 15.12.2018).

Cite as (APA):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Derevich, A. (2018). Analysis of the regulation of international standards regulating the legal status of minors determined to determination of the freedom. Bulletin of Science and Practice, 4(12), 521-532. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.