Научная статья на тему 'Анализ региональной системы образования на примере Республики Алтай'

Анализ региональной системы образования на примере Республики Алтай Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппов Д.В., Черепкова Т.Н., Шевцова Е.В.

В статье проводится анализ состояния региональной системы образования Республики Алтай. Разработан прогноз развития системы образования Республики Алтай в части дошкольного и общего образования. Оценивается потребность региональной системы образования в кадровых ресурсах и бюджетном финансировании. Разработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы образования Республики Алтай.Article presents the results of analysis of education system Altai Republic. In article gives forecast of development pre-school and school education in Altai Republic and makes recommendations for improve it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ региональной системы образования на примере Республики Алтай»

УДК 373

Д. В. Филиппов

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)

Т. Н. Черепкова

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)

Е. В. Шевцова

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)

АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

В статье проводится анализ состояния региональной системы образования Республики Алтай. Разработан прогноз развития системы образования Республики Алтай в части дошкольного и общего образования. Оценивается потребность региональной системы образования в кадровых ресурсах и бюджетном финансировании. Разработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы образования Республики Алтай. Ключевые слова: региональная система образования, Республика Алтай.

Региональная система образования — это сложная многокомпонентная система, требующая всестороннего анализа состояния и прогноза ее развития. Исходя из этого основной целью своего исследования авторы поставили анализ системы образования Республики Алтай и прогноз ее развития. В соответствии с поставленной целью была разработана методология проведения исследования, которая включает отбор основных показателей, характеризующих региональную систему образования, и алгоритм выполнения исследования. При проведении данного прикладного исследования использовались методы, основанные на методологии оценки состояния и прогнозирования основных показателей экономики и финансов системы образования субъекта Российской Федерации, разработанной и рекомендованной Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Исследование состояния региональной системы образования Республики Алтай, проведенное в 2014 г., и разработка прогноза ее развития на 2015—2020 гг. осуществлялась по следующим показателям:

— численность детей 1—6 лет, посещающих дошкольные образовательные организации (учреждения) и зарегистрированных для зачисления

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2016. № 1 (4). © Д. В. Филиппов, 2016 © Т. Н. Черепкова, 2016 © Е. В. Шевцова, 2016

в ошкольные образовательные организации (учреждения);

— потребность в местах в дошкольных образовательных организациях (учреждениях);

— потребность в педработниках для дошкольных образовательных организаций (учреждений);

— потребность в бюджетном финансировании дошкольных образовательных организаций (учреждений);

— численность детей и молодежи 7—17 лет (вариант — 7—18 лет), обучающихся по программам общего образования;

— потребность в педагогических работниках (учителях) организаций (учреждений), реализующих программы общего образования;

— потребность в бюджетном финансировании образовательных организаций (учреждений), реализующих программы общего образования (в части финансирования обучения по программам общего образования).

В свою очередь, алгоритм выполнения исследования включал следующие фазы:

— сбор необходимых статистических данных для анализа и прогнозирования указанных показателей по субъектам Российской Федерации Сибирского федерального округа за 2009—2014 гг.;

— анализ эмпирических данных с выявлением динамики каждого показателя в период с 2009 по 2014 г.;

— разработку прогноза развития систем образования субъектом Российской Федерации Сибирского федерального округа на основе аппроксимации динамики показателя в базовом периоде

и экстраполяция ее на прогнозируемый период 2015—2020 гг.

На первом этапе исследования дадим краткую характеристику системы образования Республики Алтай.

Органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования Республики Алтай, является Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай. Министерство образования и науки Республики Алтай является органом, осуществляющим государственное управление в сфере образования на территории Республики Алтай, осуществляющим функции по координации и контролю деятельности образовательных организаций в Республике Алтай, нормативно -правовому регулированию в сферах образования, воспитания, социальной поддержки обучающихся и воспитанников образовательных организаций в Республике Алтай, разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Республики Алтай, федеральных государственных образовательных стандартов и функционированию системы образования в Республике Алтай на уровне государственных нормативов, а также является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности, государственной аккредитации об-

разовательной деятельности образовательных организаций, подтверждению документов об образовании и (или) квалификации. Министерство разрабатывает и реализует единую государственную научно-техническую политику, осуществляет деятельность в научной и научно-технической сфере, принимает и реализует научные, научно-технические и инновационные программы и проекты Республики Алтай, координирует деятельность республиканских научных и учебных заведений1.

Реализация образовательной политики в Республике Алтай осуществляется в рамках направлений, обозначенных приоритетным национальным проектом «Образование», национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», проектом модернизации региональной системы общего и дошкольного образования, государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013—2020 годы», региональной стратегией действий в интересах детей. С 2013 г. основанием планирования деятельности Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай (РА) и реализации ее основных направлений является закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», являющийся основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

Как отмечается в итоговом отчете Министерства образования, науки и молодежной политики РА, в Республике Алтай развивается система образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (табл. 1).

Таблица 1

Обеспеченность РА бюджетными образовательными учреждениям дошкольного образования, штук

Образовательные учреждения 2013 г. 2014 г.

Всего 218 236

В том числе

Детский сад Н/д 155

Школа Н/д 79

Доступность дошкольного образования детей от трех до семи лет составила в 2013 г. 74,35 %, в 2014 г. — 80,14 %, что позволяет говорить о положительной динамике по обеспеченности детей услугами дошкольного образования, однако около 20 % детей в Республике Алтай не охвачены данными услугами. Также крайне острой в Республике остается проблема предоставления услуг дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие системы общего образования Республики Алтай направлено на обеспечение качественного общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам в общеобразовательных учреждениях. В 2014 г. в регионе функционировали 183 муниципальные и государственные общеобразовательные организации, в том числе 177 начальных, основных и средних общеобразовательных орга-

низаций, 4 вечерних общеобразовательных организаций, 2 специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интерната. Из общего числа общеобразовательных организаций 98 (54 %) являются малокомплектными. Доступность начального общего, основного общего и среднего общего образования определяется уровнем охвата детей в возрасте 7—17 лет (с учетом обучающихся в учреждениях среднего профобразования). В 2014 г. данный показатель составил 91,40 % по Республике2.

1 См.: Республика Алтай : офиц. интернет-портал. URL: http://altai-republic.ru/obrazovanie

2 Данные приводятся по: Бондаренко А. В. Итоговый отчет Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2014 год. URL: http://minobr.mon-ra.rUindex.php?optim=com_content&view=article&id=3187:-2014-&catid=200:2014-09- 17-03-30-25&Itemid=251

Одним из ключевых показателей объемов бюджетного финансирования является заработная плата педагогических работников. Средняя заработная плата в сфере общего образования в Республике Алтай за январь—декабрь 2014 г. составила 18 987,6 руб. (в 2013 г. — 16 789 руб.). Средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений за соответствующий отчетный период составила 16 594,2 руб. (отношение к средней заработной плате в сфере общего образования Республики Алтай 101,27 %, в 2013 г. — 98,80 %). Средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования за 2014 г. составила 22 406,7 руб. (в 2013 г. — 20 821 руб.), или 99,49 % (в 2013 г. — 101,2 %) к средней заработной плате по региону.

На втором этапе исследования в соответствии с принятой методикой проанализируем состояние и сформируем прогноз показателей развития системы дошкольного образования Республики Алтай. Прямой расчет производится по статистиче-

ским данным в базовом периоде 2009—2014 гг. Так, численность детей 1—6 лет, посещающих дошкольные образовательные организации и зарегистрированных для зачисления в них составила,

человек :

2009 7877

2010 8362

2011 9032

2012 10 008

2013 11 060

2014 11 901

Приведенные статистические данные показывают рост анализируемого показателя в базовом периоде со средним темпом 7 % в год. Общий прирост данного показателя в базовом периоде составил 3213 человека. Можно допустить, что и в прогнозируемом периоде характер изменения существенно не изменится.

Для аппроксимации представленного ряда данных строится график (рис. 1).

13 000

11 901

6000 5000

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 1. Динамика численности детей 1—6 лет, посещающих дошкольные образовательные организации (учреждения) и зарегистрированных для зачисления в дошкольные образовательные организации (учреждения) с линейной линией тренда

Уравнение аппроксимации описывает сложившуюся динамику показателя, но не может гарантировать, что в последующие годы эта динамика не изменится. В условиях региона прогнозируется рост численности детей данной возрастной категории, что можно интерпретировать как возможное изменение анализируемого показателя в пределах или за пределами прогнозируемого периода.

Прогнозируемая численность детей 1—6 лет, которые будут посещать дошкольные образовательные организации (учреждения) и будут зарегистрированы для зачисления в дошкольные образовательные организации (учреждения) составит, человек:

2015 12 626

2016 13 460

2017 14 294

2018 15 128

2019 15 962

2020 16 796

Проведенный расчет показывает, что контингент детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, будет расти, т. е. спрос населения на услуги дошкольного образования будет увеличиваться. Более наглядно результаты прогнозирования представлены на графике (рис. 2).

1 Данные за 2009—2013 гг., 2014 г. приводятся по: Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=33456

19 000 17 000 15 000 13 000 11 000 9000 7000 5000

16 796

15 962

15 128

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Рис. 2. Прогнозируемая численность детей 1—6 лет, которые будут посещать дошкольные образовательные организации (учреждения) и будут зарегистрированы для зачисления в дошкольные образовательные организации (учреждения), человек

Потребность в местах в дошкольных образовательных организациях (учреждениях) в период 2009—2014 гг. составляла, человек1:

2009 15 674

2010 16 565

2011 20 605

2012 21 325

2013 21 199

2014 20 896

Перебор линий тренда позволяет найти уравнение, описывающее динамику показателя с более высокой степенью достоверности. В частности, для исследуемого ряда более высокую степень достоверности аппроксимации дает квадратичное (полиноминальное) уравнение (рис. 3).

25 000

20 605 21 325 21 199 20 896

20 000

16 565 ......"

15 000

in nnn y = 925,6x + 17 341 R2 = 0,5324

5000

n

2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 3. Динамика потребности в местах в дошкольных образовательных организациях (учреждениях) с линейной линией тренда

С учетом выявленной динамики формируем прогноз изменения показателя в плановом периоде. Прогнозируемая потребность в местах в до-

1 Показатель рассчитан как сумма между численностью детей 1—6 лет, посещающих дошкольные образовательные организации и зарегистрированных для зачисления в них, и численностью детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные организации. (Источник: Единая межведомственная информационно-статистическая систе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ма. URL: //https://www.fedstat.ru/indicator/34049.do).

школьных образовательных организациях (учреждениях) составит, человек:

2015 23 820

2016 24 746

2017 25 671

2018 26 597

2019 27 523

2020 28 448

Проведенный расчет показывает, что потребность в местах в дошкольных образовательных организациях (учреждениях) будет расти, т. е. спрос населения на услуги дошкольного образо-

вания будет увеличиваться. Разрыв между потребностью и обеспеченностью местами к 2020 г. будет сокращаться. Более наглядно результаты прогнозирования представлены на графике (рис. 4).

33 000 28 000

25 671 26 597 27 523 28 448

23 820 24 746

23 000 18 000 13 000 8000

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 4. Прогнозируемая потребность в местах в дошкольных образовательных организациях (учреждениях)

Для оценки ресурсного потенциала обеспечения потребности системы дошкольного образования в педагогических работниках также осуществляется в рамках оценки изменения показателя в базовом периоде. Потребность в педработниках для дошкольных образовательных организаций (учреждений) в период 2009—2014 гг. составила, человек1:

2009 1045

2010 1104

2011 1374

2012 1422

2013 1413

2014 1393

Перебор линий тренда позволяет найти уравнение, описывающее динамику показателя с более высокой степенью достоверности. В частности, для исследуемого ряда более высокую степень достоверности аппроксимации дает квадратичное (полиноминальное) уравнение (рис. 5).

Рис. 5. Динамика потребности в педработниках для дошкольных образовательных организаций (учреждений) с линейной линией тренда

1 Показатель рассчитывается исходя из соотношения потребности в местах в дошкольных образовательных организациях (учреждениях) к нормативу предельной наполняемости детей в группах согласно санитарным правилам СанПиН 2.4.1.1249-03

Прогнозируемая потребность в педработни-ках для дошкольных образовательных организаций (учреждений) составит, человек:

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1588 1650 1711 1773 1835 1897

Проведенный расчет показывает, что потребность в педагогических работниках для дошкольных образовательных организаций (учреждений) будет увеличиваться. Но при росте численности детей рост нагрузки на персонал фактически будет расти. Более наглядно результаты прогнозирования представлены на графике (рис. 6).

2000 1800 1600 1400 1200 1000 800 600

1773

1835

1897

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Рис. 6. Прогнозируемая потребность в педработниках для дошкольных образовательных организаций (учреждений)

На основе представленного подхода разработан прогноз развития системы общего образования Республики Алтай. В частности, численность детей и молодежи в возрасте 7—17 лет, обучающихся по программам общего образования в период 2009—2014 гг. прирастает. Численность детей и молодежи 7—17 лет, обучающихся по программам общего образования в 2009—2014 гг., составляла, человек1:

2009

2010 2011 2012

2013

2014

28 474

29 031

29 621

30 020

30 485

31 731

Наглядно фактическое изменение численности населения 7—17 лет по региону представлено на графике (рис. 7).

32 000 31 000 30 000 29 000 28 000 27 000 26 000

31 731

30 485

29 621 30 020

98 474 29 031

у = 601,31х + 27 789

Я2 = 0,9623

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 7. Динамика численности детей и молодежи 7—17 лет, обучающихся по программам общего образования

с линейной линией тренда

Перебор линий тренда позволяет найти уравнение, описывающее динамику показателя с более высокой степенью достоверности. В частности, для исследуемого ряда более высокую степень достоверности аппроксимации дает линей-

1 Единая межведомственная информационно-статистичес-

кая система. ЦКЬ: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=37514

ное уравнение, что позволяет спрогнозировать будущую динамику с аналогичным трендом. Численность детей и молодежи 7—17 лет, которые будут обучаться по программам общего образования, равномерно возрастает (табл. 8), что свидетельствует о необходимости наращивания мест в системе общего образования и увеличения имеющейся ресурсной базы.

Прогнозируемая численность детей и молодежи 7—17 лет, которые будут обучаться по программам общего образования составит, человек:

2018

2019

2020

33 802

34 403

35 005

2015

2016 2017

31 998

32 599

33 201

Наглядно фактическое изменение численности детей и молодежи в возрасте 7—17 лет по региону представлено на графике (рис. 8).

35 500 35 000 34 500 34 000 33 500 33 000 32 500 32 000 31 500 31 000 30 500 30 000

35 005

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 8. Прогнозируемая численность детей и молодежи 7—17 лет, которые будут обучаться по программам общего образования

Анализ численности педагогического состава за период 2009—2014 гг. не коррелирует с динамикой изменения численности обучающихся. Отчасти это объясняется изменением загруженности учителей, в частности изменением норматива численности обучающихся на одного педагога, также это обусловлено реорганизацией существующей сети образовательных учреждений, ликвидацией малокомплектных школ в населенных пунктах с небольшой численностью населения. Снижение численности приходится на 2012 г. Численность педагогических работников (учителей) организаций (учреждений), реализующих

программы общего образования, в 2009—2014 гг. составляла, человек1:

2009 3317

2010 3250

2011 3257

2012 3300

2013 3407

2014 3399

Наглядно фактическое изменение численности педагогических работников (учителей) организаций (учреждений), реализующих программы общего образования по региону представлено на графике (рис. 9).

3450

3400

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3350

3300

3250

3200

3150

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Рис. 9. Динамика численности педагогических работников (учителей) организаций (учреждений), реализующих программы общего образования, с полиноминальной (квадратичной) линией тренда

В рамках оценки будущей динамики изменения численности педагогических работников (учителей) организаций (учреждений), реализующих программы общего образования, структур-

ных изменений не предвидится, поэтому прогнозируемая численность учителей возрастает без

1 Единая межведомственная информационно-статистическая система. URL: llttp://www.fedstatm/mdюator/data.do?id=37494

существенных колебаний. Прогнозируемая численность педагогических работников (учителей) организаций (учреждений), реализующих программы общего образования, составит, человек:

2015

2016

2017

2018

2019

2020

3530 3656 3806 3981 4182 4407

Наглядно будущее изменение численности педагогических работников (учителей) организаций (учреждений), которые будут реализовывать программы общего образования по региону, представлено на графике (рис. 10).

Рис. 10. Прогнозируемая численность педагогических работников (учителей) организаций (учреждений), реализующих программы общего образования

В рамках оценки потребности в бюджетном финансировании образовательных организаций (учреждений), реализующих программы общего образования (в части финансирования обучения по программам общего образования), принимаем допущение, что изменение объемов финансирования в значительной степени определяет изменение трудозатрат в части реализации основной образовательной программы, а именно оплату труда педагогических работников, так как в структуре затрат на оказание образовательных услуг именно доля фонда оплаты труда является самой значительной. Расчет динамики данного показателя основан на данных мониторинга выполнения «дорожной карты» развития социальной сферы, который ведется с 2012 г. Показатель рассчитан путем произведения численности педагогических работников (учителей) организаций (учреждений), реализующих программы общего образования, на среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников организаций в соответствующем году (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»). Фонд оплаты труда педагогических работников (учителей) организаций (учреждений), реализующих программы общего образования, составлял в 2012— 2014 гг. тыс. руб.1:

1 Источник: Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, рублей. URL:

2012 60 274,50

2013 70 599,85

2014 76 809,24

Прогноз изменения объемов финансирования рассчитывается с учетом прогноза инфляции в России от экспертов «АПЭКОН». В 2014 г. годовая инфляция составила 11,4 %. Прогноз инфляции на 2015 г. — 11,5 %, на 2016 г. — 10,2 %, на 2017 г. — 9,2 %2. Расчет роста фонда оплаты труда педагогических работников (учителей) организаций (учреждений), реализующих программы общего образования, основан на инфляционных ожидания, так как в текущих экономических условиях закладывать основания для индексации оплаты труды темпами, опережающими инфляцию нецелесообразно, что подтверждается сокращением расходов бюджетной системы на образование в целом. Прогнозируемый фонд оплаты труда педагогических работников (учителей) организаций (учреждений), реализующих программы общего образования, составит, тыс. руб.:

2015 85 642,31

2016 94 377,82

2017 103 060,60

http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/04-03.htm

2 http://www.apecon.ru/Prognoz-inflyatsii-v-RF/Prognoz-inflyatsii-v-Rossii-na-2015-2016-i-2017-gody.html

Таким образом, в Республике Алтай до 2020 г. ожидается ежегодный прирост численности детей во всех возрастных группах. Сопоставительный анализ данных роста численности и проектной наполняемости позволяет прогнозировать рост потребности в изменении сети дошкольных и общеобразовательных учреждений. Общий рост заработной платы педагогических работников школ и дошкольных учреждений законодательно предопределен в зависимости от роста заработной

платы в регионе, что, в свою очередь, определяет суммарный рост финансирования на содержание и развитие региональной системы образования. Полученные данные актуализируют потребность региона в переработке региональных целевых программ развития образования в целях оптимизации ресурсного обеспечения и повышения доступности услуг в сфере образования с учетом прогнозной численности.

D. V. Filippov, T. N. Cherepkova, E. V. Shevtsova

ANALISYS OF REGION EDUCATION SISTEM ON EXAMPLE OF THE ALTAI REPUBLIC

Article presents the results of analysis of education system Altai Republic. In article gives forecast of development preschool and school education in Altai Republic and makes recommendations for improve it. Keywords: education system of region, Altai Republic.

УДК 332.1

Н. С. Епифанова

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)

Н. Г. Филатова

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)

РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫХ И ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Статья посвящена проблеме функционирования внешнеторгового комплекса региональной экономики Алтайского края в условиях реализации государственной политики импортозамещения, ставшей приоритетной для правительства Российской Федерации после введенных экономических и финансовых санкций со стороны ряда западных стран против российской экономики. Проведен анализ экономического потенциала региональной экономики Алтайского края с точки зрения развития экспортоориентированных и импортозамещающих производства. Доказывается возможность эффективной интеграции региона в мировую экономику на базе улучшения структуры и пропорций внешнеэкономического обмена, для чего необходимы наращивание экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости и организация в регионе импортозамещающих производств, основанных на структурных преобразованиях уже имеющегося производства, повышении конкурентоспособности продукции, прежде всего на внешних рынках.

Ключевые слова: Алтайский край, внешнеторговый комплекс региональной экономики, экономический потенциал региональной экономики.

В условиях высоких геополитических рисков и санкционных войн между Россией и развитыми странами особую актуальность приобретают исследования возможностей региональной экономики в реализации политики импортозамещения, с одной стороны, и реструктуризации экспорто-ориентированного сектора региона с учетом эффективного использования его преимуществ для увеличения доли наукоемких конкурентоспособных производств — с другой. Целью данной статьи является обоснование условий, возможностей и основных направлений развития экспортоори-ентированных и импортозамещающих отраслей Алтайского края как необходимого фактора обеспечения экономической безопасности данного приграничного региона.

Экономика Алтайского края представляет собой многоотраслевой комплекс, в основе которого лежат такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля. В структуре промышленности Алтайского края доминирует пищевая промышленность, которая обеспечивает значительный удельный вес выпуска важнейших продуктов питания в промышленном производстве Сибирского федераль-

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2016. № 1 (4). © Н. С. Епифанова, 2016 © Н. Г. Филатова, 2016

ного округа и России в целом. Одним из главных направлений развития многоотраслевого комплекса Алтайского края является кластерная политика. С точки зрения внешнеторговых связей регион является экспортоориентированным.

Алтайский край имеет приграничное положение, находится в непосредственной близости к крупным сырьевым и перерабатывающим районам, выполняет функции одного из важнейших транспортных узлов России, поэтому его участие в международной торговле имеет значение не только для социально-экономического положения самого региона, но и для Российской Федерации в целом.

В числе основных торговых партнеров Алтайского края по экспорту выделяются такие страны, как Казахстан, Китай, Беларусь, страны Европейского Союза и др. (рис. 1 ).

К числу основных торговых стран-партнеров, из которых Алтайский край импортирует товары, относятся такие, как Казахстан, Китай, Украина, Узбекистан, Монголия, страны Европейского Союза и др. (рис. 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.