Научная статья на тему 'Особенности реализации правовой политики Удмуртской республики в сфере образования'

Особенности реализации правовой политики Удмуртской республики в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОГРАММА / ПРОЕКТ / УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Латухова Анастасия Владимировна, Марцинкевич Инга Викторовна

Статья посвящена особенностям правовой политики Удмуртской Республики в сфере образования. Рассматриваются наиболее успешно реализованные проекты и программы в сфере образования Удмуртской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Латухова Анастасия Владимировна, Марцинкевич Инга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the features of education legal policy of the Udmurt Republic. In this connection, the authors analyze the most successful projects and programs in the field of education realized in the Udmurt Republic.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации правовой политики Удмуртской республики в сфере образования»

ЛАТУХОВА А. В., МАРЦИНКЕВИЧ И. В. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена особенностям правовой политики Удмуртской Республики в сфере образования. Рассматриваются наиболее успешно реализованные проекты и программы в сфере образования Удмуртской Республики.

Ключевые слова: правовая политика, образование, программа, проект, Удмуртская Республика.

LATUKHOVA A. V., MARTSINKEVICH I. V.

FEATURES OF EDUCATION LEGAL POLICY IN UDMURT REPUBLIC

Abstract. The article considers the features of education legal policy of the Udmurt Republic. In this connection, the authors analyze the most successful projects and programs in the field of education realized in the Udmurt Republic.

Keywords: legal policy, education, program, project, Udmurt Republic.

Правовая политика в области образования Удмуртской республики в первую очередь осуществляется на основании нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Закона Удмуртской Республики «О реализации полномочий в сфере образования» от 25 февраля 2014 года, вступившего в силу 25 марта 2014 года и других нормативно-правовых актов.

Основные направления политики в сфере образования Удмуртской республики обусловлены стратегическими целями и задачами, обозначенными на федеральном уровне. Акцент сделан на реализацию проектов модернизации общего и дошкольного образования, а также на исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в результате чего был разработан конкретный план мероприятий Министерства образования и науки Удмуртской республики.

Необходимо отметить следующие наиболее важные позитивные изменения в региональной системе образования за 2013 год. По результатам независимого рейтинга, который был проведен Министерством образования и науки Российской Федерации, можно отнести следующее:

- по рейтингу эффективности управления отраслью, Удмуртия занимает 10-12 место среди субъектов Российской Федерации, стоит отметить, что в 2007 году, она находилась на 65 месте;

- Удмуртская республика находится на 2 месте по строительству новых детских садов и входит в число 10 регионов Российской Федерации, которые лидируют по темпам введения новых дошкольных мест;

- Удмуртия отмечена в числе регионов, где наиболее активно ведется школьное строительство. В 2013 году таких школ было 10 из 110-ти, построенных в России;

- по количеству победителей и призеров олимпиад Удмуртская республика занимает 9 место в Российской Федерации и 3 место - в Приволжском федеральном округе [1].

В 2013 году Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации перед регионами была поставлена конкретная задача - обеспечить к 2016 году 100% доступность детских садов для детей в возрасте 3 -7 лет.

Стоит отметить, что модернизация и повышение качества образования в Удмуртии началось еще в 2000 году.

Так, ежегодно четверть бюджета Удмуртской республики направляется на развитие отрасли. Республика уверено занимает первое место в Приволжском федеральном округе по расходам на образование. Данный вопрос решается республикой уже на протяжении 13-ти лет.

Также задолго до поручения Президента Российской Федерации началось строительство под одной крышей детских садов и школ. Они идеально подходят для небольших школ и деревень. С одной стороны, это повышает доступность дошкольного и школьного образования для населения, а с другой способствует экономии бюджетных средств. В результате столь масштабной работы Удмуртская республика на протяжении 9-ти лет занимает первое место в Приволжском федеральном округе по охвату детей дошкольного образования в возрасте с 1 до 6 лет.

Таким образом, финансовые вложения, о которых шла речь, полностью оправдывают себя.

На сегодня, к сожалению, доля школ с малой фактической наполняемостью составляют 52%, в результате чего фактическая наполняемость классов менее нормальной численности. Это проблема актуальна, к сожалению, не только для данной республики, но и для России в целом.

В результате чего, в ряде случаев в конкретном селе или деревне появляется необходимость для принятия мер по сохранению школ. Для этого в республике имеется отработанный механизм - так называемая малокомплектная школа. На сегодня таких учреждений в республике - 111.

В тех случаях, когда все же по тем или иным причинам «сохранить» сельскую или деревенскую школу не получается, учащимся таких школ приходится получать образование

в близлежащем населенном пункте, где продолжает функционировать образовательное учреждение, которое готово принять таких учащихся. В связи с эти, возникает другая немаловажная проблема, а именно вопрос транспортной доступности указанных образовательных учреждений. Решением данного вопроса республика Удмуртия начала заниматься уже с 2001 года, до реализации национальных проектов «Образование» и «Модернизации общего образования». Так, с 2001 года для сельских общеобразовательных школ закупаются автобусы, и на сегодня ими обеспечены 100% общеобразовательных школ, которые организуют подвоз учащихся.

Если сравнивать Удмуртию с другими регионами Приволжского федерального округа по количеству учреждений дополнительного образования - Удмуртия имеет самые высокие показатели. Программа дополнительного образования охвачено 64,7% детей в возрасте с 5 до 18 лет, в том числе за счет бюджетных средств - 94%. Это выше значения среднероссийского показателя. Так, к 2020 году необходимо достигнуть 70% занятости детского населения.

Еще в 2012 Владимиром Путиным, который на тот момент являлся Председателем Правительства Российской Федерации, была поставлена задача «... на качественно новом уровне организовать работу по военно-патриотическому воспитанию школьников, развитию военно-прикладных видов спорта и физической культуры» [2].

В Удмуртии к решению этой ключевой государственной задачи подошли масштабно и ответственно. Более 130 тыс. человек ежегодно охвачены патриотическим воспитанием. В 2013 году в Удмуртской республике был открыт первый в России Центр патриотического воспитания. В течение года Центр охватывает 100% учащихся 10 классов.

Важным направление в обновлении и развитии образования является кадровый

вопрос.

Президентом Российской Федерации была поставлена задача поэтапного повышения средней заработанной платы по всем категориям работников образования. Для реализации данной задачи Правительством Удмуртской Республики было принято несколько постановлений, в числе которых постановление от 4 февраля 2013 года № 40 «Об утверждении порядка реализации программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы в отношении государственных учреждений Удмуртской Республики» [3].

Таким образом, заработная плата педагогов Удмуртии находится на 7 месте в Приволжском федеральном округе. По таким показателям Удмуртия опережает Пензенскую, Ульяновскую области, Республику Марий Эл, Чувашскую, в том числе и Республику Мордовия.

Большое внимание уделяется в республике решению жилищных вопросов педагогических работников. В этой связи Удмуртия стала первым регионом, полностью реализовавшим проект «Учительский дом», таких специальных домов для педагогов нет пока ни в одном субъекте Российской Федерации. Реализацию данного проекта планируется продолжить и в 2014 году [4].

Значительные социальные льготы, в особенности для молодых педагогов включены в вышеуказанный республиканский закон «О реализации полномочий в сфере образования».

Республика намерена поддержать сельских молодых учителей и выплачивать единовременные пособия для выпускников со средним или высшим педагогическим образованием, которые выразили желание работать в сельских школах и детских садах. Финансовое обеспечение указанных выплат планируется осуществить за счет средств республиканского бюджета, что является немаловажным, так как тем самым республика демонстрирует свою самостоятельность в решении данного вопроса, для которого не потребуется привлечения дополнительных средств из федерального бюджета. Данное нововведение планируется начать реализовывать с 1 января 2015 года.

Подводя итог, хотелось бы отметить что, безусловно, большинство субъектов Российской Федерации также реализуют указанные программы развития в области образования. Но мы хотели бы обратить внимание на достигнутые успехи Удмуртской Республики в рамках реализации данных программ, продемонстрировать степень результативности и эффективности правовой политики в области образования, делая акцент на сильные ее стороны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад Министра образования и науки Удмуртской Республики «Об итогах работы системы образования и науки Удмуртской Республики в 2013 году и основных направлениях деятельности в 2014 году». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://udmedu.ru/press/doklad/1705

2. Интервью Владимира Путина «Российской газете» от 20 февраля 2012 года. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/02/20/putin-armiya.html

3. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 4 февраля 2013 г. № 40 «Об утверждении порядка реализации программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы в отношении государственных учреждений

Удмуртской республики». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.garant.ru/hotlaw/udmurtia/459578

4. Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 07.02.2014 г. № 158 «О сотрудничестве в области обеспечения жильем педагогических работников». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://udmedu.ru/documents/NPA/npa_2014/pr_moinur07022014_158.PDF

5. Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 10.12.2013 г. № 1256 «Об утверждении показателей, характеризующих качество государственной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в учреждениях регионального значения». -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://udmedu.ru/documents/NPA/npa_2014/pr_moinur1256_10122013.PDF

6. Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 22 октября 2013 г. № 812 «Об осуществлении мониторинга национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Удмуртской Республики». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.udmedu.ru/documents/NPA/pr_moinur131022_812(2).pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.