Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОПЕРАТОРАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА'

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОПЕРАТОРАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ ОСМОТР / НЕИСПРАВНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ / ПУНКТ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА / АВТОБУС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капустин А.В., Михайлов М.Г., Мельник Я.В.

Приведены данные об осуществлении подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне профилактических и контрольных мероприятий в отношении операторов технического осмотра. Сформулированы основные проблемы при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в части соблюдения операторами технического осмотра обязательных требований и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Капустин А.В., Михайлов М.Г., Мельник Я.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION BY THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE UNITS AT THE REGIONAL LEVEL OF THE AUTHORITY TO EXERCISE STATE CONTROL (SUPERVISION) OVER THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF TECHNICAL INSPECTION OF VEHICLES BY TECHNICAL INSPECTION OPERATORS

The article presents data on the implementation of preventive and control measures by the State Tra c Inspectorate units at the regional level in relation to technical inspection operators. The article formulates the main problems in the implementation of federal state control (supervision) in terms of compliance with mandatory requirements by technical inspection operators and suggests ways to solve them

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОПЕРАТОРАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА»

Научная статья NIION: 2010-0082-1/23-114 MOSURED: 77/27-006-2023-01-133

© Капустин А.В., Михайлов М.Г., Мельник Я.В., 2023

УДК 351.811

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОПЕРАТОРАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА

'Андрей Викторович Капустин, 2Максим Геннадьевич Михайлов, 3Янина Васильевна Мельник

1А3Научный центр БДД МВД России 1akapustin37@mvd.ru 2mmikhailov75@mvd.ru 3iatoptalo@mvd.ru

Аннотация. Приведены данные об осуществлении подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне профилактических и контрольных мероприятий в отношении операторов технического осмотра. Сформулированы основные проблемы при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в части соблюдения операторами технического осмотра обязательных требований и предложены пути их решения.

Ключевые слова: технический осмотр, неисправность транспортного средства, Госавтоинспекция, пункт технического осмотра, автобус

Для цитирования: Капустин А.В., Михайлов М.Г., Мельник Я.В. Анализ реализации подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств операторами технического осмотра // Современная наука. 2023. № 1. С. 17-21.

Original article

ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION BY THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE UNITS

AT THE REGIONAL LEVEL OF THE AUTHORITY TO EXERCISE STATE CONTROL (SUPERVISION) OVER THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF TECHNICAL INSPECTION OF VEHICLES BY TECHNICAL INSPECTION OPERATORS

'Andrey V. Kapustin, 2Maxim G. Mikhailov, 3Yanina V. Melnik

U3Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

1akapustin37@mvd.ru

2mmikhailov75@mvd.ru

3iatoptalo@mvd.ru

Abstract. The article presents data on the implementation of preventive and control measures by the State Traffic Inspectorate units at the regional level in relation to technical inspection operators. The article formulates the main problems in the implementation of federal state control (supervision) in terms of compliance with mandatory requirements by technical inspection operators and suggests ways to solve them.

Keywords: technical inspection, vehicle malfunction, state traffic inspectorate, technical inspection point, bus For citation: Kapustin A.V., Mikhailov M.G., Melnik Ya.V. Analysis of the implementation by the State traffic inspectorate units at the regional level of the authority to exercise state control (supervision) over the organization and conduct of technical inspection of vehicles by technical inspection operators // Modern science. 2023. № 1. P. 17-21.

В связи с вступлением в силу 1 марта 2021 г изменений в Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым на Госавтоинспекцию возложены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств операторами технического осмотра, проведен мониторинг реализации указанных полномочий [2].

В частности, осуществлен анализ статистических данных о мероприятиях, реализуемых на региональном уровне, в том числе административной практики в сфере технического осмотра транспортных средств.

С 1 марта 2021 г. также вступила в действие новая редакция ст. 14.4.1 «Нарушение требований законодательства в области технического осмотра

транспортных средств» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [1].

В соответствии с новой редакцией в чч. 3 и 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ1 увеличен нижний предел штрафа для юридических лиц со 100 тыс. рублей до 200 тыс. рублей, введена ответственность за нарушения, предусмотренные указанными частями, в отношении граждан и должностных лиц.

1 Ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ - оформление диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр;

Ч. 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ - передача в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений о проведении технического осмотра транспортного средства, в отношении которого технический осмотр не проводился.

ПРАВО

17

Статья 14.4.1 КоАП РФ дополнена чч. 5-7, которые предусматривают ответственность за следующие нарушения:

осуществление при проведении технического осмотра транспортных средств технического диагностирования транспортных средств лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре операторов технического осмотра, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования данной категории транспортных средств, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования в данном пункте технического осмотра (далее - ПТО) или на передвижной диагностической линии (ч. 5);

осуществление деятельности по проведению технического осмотра лицом, не аккредитованным

в установленном порядке на право проведения технического осмотра, лицом, действие аттестата аккредитации которого на дату проведения технического осмотра было приостановлено, либо лицом, которое в соответствии с установленной для данного пункта технического осмотра областью аккредитации не вправе проводить технический осмотр данной категории транспортных средств (ч. 6);

повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных чч. 3-6 ст. 14.4.1 КоАП РФ (ч. 7).

Анализ данных о применении ст. 14.4.1 КоАП РФ сотрудниками Госавтоинспекции в 2021 г. показал следующее (рис. 1).

2500

2037

2000

1500

1000

500

1 14

239 91 — 3 323 1 183 0 — 0 14 0 12

ч. 2 ст. 14.4.1 ч. 3 ст. 14.4.1 ч. 4 ст. 14.4.1 ч.5ст.14.4.1 ч. 6 ст. 14 4.1 ч. 7 ст. 14.4.1 ■ 2020 год Ш 2021 год

Рисунок 1 - Количество дел об административных правонарушениях, возбужденных по ст. 14.4.1 КоАП РФ

Проанализировав приведенные выше данные, можно отметить, что количество дел об административных правонарушениях, возбужденных в 2021 г. по ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ в 8,5 раз превысило количество дел, возбужденных за данное правонарушение в 2020 г., по ч. 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ - в 3,5 раза.

Наибольшее количество дел по составам административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.4.1 КоАП РФ, возбуждено в следующих субъектах Российской Федерации: г. Москве, Ростовской области, Республике Карелия, Московской области, Красноярском крае, Ставропольском крае, Нижегородской, Волгоградской, Вологодской, Ульяновской, Тульской областях, Республике Саха (Якутия).

В то же время в следующих субъектах Российской Федерации в 2021 г. подразделениями Госавтоинспекции не возбуждались дела об административных правонарушениях за нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств (республики Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, республики Коми, Марий Эл, Тыва, Удмуртская, Чеченская республики, Ивановская, Иркутская, Курганская, Липецкая, Магаданская, Новгородская, Орловская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Томская, Ярославская области, Еврейская

автономная область, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ. В трех субъектах Российской Федерации возбуждено по одному делу об административных правонарушениях (Удмуртская Республика, Ивановская, Орловская области).

Анализ данных о применении административных взысканий за нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств свидетельствует о существенном увеличении активности по привлечению операторов технического осмотра к ответственности за данный вид нарушений, в первую очередь за нарушения, предусмотренные чч. 3 и 4 ст. 14.4.1 КоАП РФ.

Однако имеют место случаи, когда судом принимаются решения об отказе в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.4.1 КоАП РФ.

Согласно информации, предоставленной подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне, наиболее частыми причинами принятия судами решений об отказе являются следующие:

истечение срока давности привлечения к административной ответственности;

недоказанность события административного правонарушения (не опрошен владелец транспорт-

18

ЬА'Н'

ного средства по обстоятельствам прохождения техосмотра и выдачи диагностической карты, не установлена личность лица, выдавшего диагностическую карту, отсутствие данных о возложении на технического эксперта полномочий должностного лица по внесению данных в ЕАИСТО и т.д.);

несколько дел об административных правонарушениях прекращено за малозначительностью совершенного деяния;

отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения в случае его обращения в полицию с заявлением о совершении взлома программы ЕАИСТО;

прекращение дел по причине малозначительности совершенного деяния, а также назначение

наказания по административным делам данной категории в виде предупреждения (вместо предусмотренной КоАП РФ санкции в виде штрафа в размере от 200 до 300 тыс. рублей).

В этой связи необходимо обратить внимание руководителей подразделений Госавтоинспекции на необходимость качественного сбора и оформления доказательных материалов по указанным составам нарушений. В таблице 1 представлена информация о ходе реализации полномочий Госавтоинспекции в сфере технического осмотра транспортных средств, полученная из подразделений Госавтоинспекции 81 субъекта Российской Федерации.

Таблица 1

Сведения о деятельности Госавтоинспекции по государственному контролю (надзору) за организацией и проведением технического осмотра операторами технического осмотра

Проведено профилактических мероприятий в период с 1 марта 2021 г. по настоящее время

Кол-во субъектов Кол-во мероприятий

1. Проведено публичных мероприятий (семинаров, конференций, встреч) с операторами технического осмотра и перевозчиками 75 1315

2. Выдано предостережений операторам технического осмотра 22 292

3. Подано операторами технического осмотра возражений в отношении предостережений, выданных должностными лицами Госавтоинспекции. 1 8

4. Подано операторами технического осмотра уведомлений об исполнении предостережения 17 183

5. Осуществлено профилактических визитов 37 1314

Проведено контрольных мероприятий с 1 марта по 1 июля 2021 г.

1. Мероприятий по контролю без взаимодействия с операторами технического осмотра 52 1583

2. Внеплановых документарных проверок 1 9

3. Внеплановых выездных проверок 4 26

4. Контрольных закупок 0 0

Принято мер по результатам контрольных мероприятий

1. Возбужденоделоб административных правонарушениях 49 1440

2. Выдано предписаний об устранении выявленных нарушений 7 46

3. Направлено материалов в Российский Союз Автостраховщиков (далее - РСА) о нарушении операторами ТО требований аккредитации 38 242

4. Аннулировано диагностических карт по результатам контрольных мероприятий 35 1331

В 2021 г. в соответствии с действующим законодательством контрольные (надзорные) мероприятия в отношении операторов технического осмотра осуществлялись с 1 марта по 1 июля (с 1 июля 2021 г. по 1 января 2022 г. введен мораторий

на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в рассматриваемой сфере деятельности).

При этом наиболее востребованным контрольным (надзорным) мероприятием являлся контроль без взаимодействия с операторами технического ос-

19

ПРАВО

мотра - проведено 1583 мероприятия. Иные виды контрольных (надзорных) мероприятий практически не проводились (проведено 26 выездных проверок и 9 документарных).

В 2021 г. не проведено ни одной контрольной закупки. Это обусловлено тем, что не урегулирован вопрос о выделении денежных средств для проведения данного мероприятия.

В рамках профилактики нарушения обязательных требований в сфере технического осмотра в регионах проведено 1315 публичных мероприятий (семинаров, конференций, встреч) с операторами технического осмотра, последним выдано 292 предостережения.

С 1 июля 2021 г. введено новое профилактическое мероприятие - профилактический визит. При этом по состоянию на ноябрь 2021 г. осуществлено 1314 профилактических визитов, что свидетельствует о востребованности и эффективности данного мероприятия.

В частности, полагаем, что профилактические визиты можно использовать в целях оценки производственно-технической базы оператора технического осмотра на предмет возможности диагностирования отдельных категорий транспортных средств, например, грузовых автомобилей.

В то же время недостаточно активно применяется выдача предостережений, также являющаяся, по мнению авторов, наиболее эффективным мероприятием.

В этой связи представляется целесообразным рекомендовать территориальным органам Госавтоинспекции на региональном уровне более активно использовать такое профилактическое мероприятие, как выдача предостережений.

К основным проблемам при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения в части соблюдения операторами технического осмотра обязательных требований можно отнести:

отсутствие у РСА конкретных рычагов влияния на НТО, кроме приостановления деятельности за совершение двух и более нарушений правил проведения технического осмотра оператором ПТО (информация о нескольких нарушениях, допущенных одним и тем же оператором, направленная от разных подразделений или от одного подразделения, но в разных письмах, РСА не учитывается);

неэффективность механизма аннулирования диагностических карт, так как аннулирование диагностической карты должно осуществляться одновременно с принятием решения о привлечении к административной ответственности оператора технического осмотра транспортного средства в соответствии со ст. 14.4.1 КоАП РФ (срок вступления решения в законную силу может превышать 2 месяца);

недостаточную проработанность требований к фотоизображению - в ЕАИСТО возможно вносить фотографии только государственного регистрационного знака транспортного средства без привязки к помещению пункта технического осмотра;

отсутствие порядка запрета эксплуатации транспортных средств, не прошедших технический осмотр;

непринятие РСА экстренных мер по направляемой информации о нарушениях операторами правил проведения технического осмотра в части оформления диагностических карт без предоставления транспортных средств, что позволяет операторам продолжать противоправные действия;

значительные временные затраты в связи с обязанностью информировать владельцев транспортных средств об аннулировании диагностической карты;

отсутствие у подразделений Госавтоинспекции полномочий по временному прекращению возможности оформления оператором диагностических карт в случае нарушения правил проведения технического осмотра;

нестабильная работа ЕАИСТО: длительная загрузка, периодическое удаление ранее загруженных фотографий транспортных средств, отсутствие возможности подписания диагностической карты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве дополнительных мер для совершенствования деятельности Госавтоинспекции по федеральному государственному контролю (надзору) в области безопасности дорожного движения в части соблюдения операторами технического осмотра обязательных требований предлагаются следующие:

упростить процедуру аннулирования диагностических карт;

предоставить Госавтоинспекции полномочия по временному прекращению возможности оформления оператором диагностических карт в случае наруше-нияй правил проведения технического осмотра;

предоставить полномочия по аккредитации операторов технического осмотра и контролю за соблюдением требований аккредитации государственным органам исполнительной власти вместо РСА;

наделить Госавтоинспекцию полномочиями по участию в осуществлении аккредитации оператора технического осмотра в части проведения предварительной оценки производственно-технической базы;

предусмотреть присутствие сотрудников Госавтоинспекции при проведении технического осмотра грузового автотранспорта и транспорта, принадлежащего юридическим лицам;

ввести обязательную видеофиксацию проведения технического осмотра всех видов транспортных средств с возможностью просмотра процесса его проведения в режиме реального времени;

увеличить штатную численность сотрудников службы технического надзора Госавтоинспекции и провести мероприятия по повышению их квалификации;

осуществлять мониторинг деятельности операторов технического осмотра одним подразделением (например, ЦСН БДД МВД России или ГУОБДД МВД России, управлением ГИБДД на региональном уровне) с последующим направлением информации для проведения административного расследования по месту совершения правонарушения (по аналогии с Автоматизированной информационно-управляющей системой Госавтоинспекции);

разработать административный регламент (приказ МВД России), регулирующий осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения в части соблюдения операторами технического осмотра обязательных требований к проведению технического осмотра.

В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о вне-

20

ЬАН7

сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] (об отмене обязательности технического осмотра для транспортных средств, принадлежащих физическим лицам и используемых ими исключительно в личных целях) наметилась тенденция к сокращению числа операторов технического осмотра. Это может привести к недостаточности или полному отсутствию станций технического осмотра во многих муниципальных образованиях различных регионов.

В этой связи представляется необходимым принять меры, направленные на поддержку добросовестных операторов технического осмотра, например, установление пониженных коэффициентов на стоимость полисов ОСАГО для владельцев транспортных средств, добровольно прошедших процедуру технического осмотра.

Также повысить загрузку ПТО возможно за счет утверждения требований, предусматривающих внеплановое прохождение технического осмотра транспортными средствами, эксплуатация которых запрещена по причине выявления технических неисправностей.

Одновременно целесообразно проработать возможность введения обязательного технического осмотра для транспортных средств, восстановленных после ДТП.

Список источников:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.02.2023).

2. Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 04.07.2011. № 27. Ст. 3881.

3. Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL: http: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.02.2023).

References:

1. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30.12.2001 № 195-FZ // SPS «Consultant Plus» (date of access: 15.02.2023).

2. Federal law of 01.07.2011 № 170-FZ «On the technical inspection of vehicles and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Collected Legislation of the Russian Federation. 04.07.2011. № 27. Art. 3881.

3. Federal law № 494-FZ of30.12.2021 «On amendments to Article 15 of the Federal law «On the technical inspection of vehicles and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» and Article 15 of the Federal law «On state registration of vehicles funds in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // URL: http: www.pravo.gov.ru (date of access: 15.02.2023).

Информация об авторах

А.В. Капустин - заместитель начальника отдела Научного центра БДД МВД России М.Г. Михайлов - научный сотрудник Научного центра БДД МВД России Я.В. Мельник - старший научный сотрудник Научного центра БДД МВД России Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293

Information about the authors

A.V. Kapustin - Deputy head of the of Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

M.G. Mikhailov - Researcher of Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

Ya.V. Melnik - Senior researcher ofFederal public establishment «Scientific State Institution ofRoad Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 20.02.2023; одобрена после рецензирования 24.02.2023; принята к публикации 02.03.2023. The article was submitted 20.02.2023; approved after reviewing 24.02.2023; accepted for publication 02.03.2023.

ПРАВО

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.