Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / дорожно-транспортное происшествие / технический осмотр транспортных средств / административная ответственность / диагностическая карта / traffic safety / traffic accident / technical inspection of vehicles / administrative responsibility / diagnostic card

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петр Геннадьевич Андреев

Рассматриваются отдельные проблемные вопросы реализации процедуры технического осмотра, актуальность которых подтверждается увеличением числа дорожно-транспортных происшествий из-за эксплуатации транспортных средств, имеющих технические неисправности. Указывается на неправомерные действия юридических лиц, оказывающих услуги техосмотра; предлагается расширить спектр функций операторов технического осмотра для ужесточения процесса выдачи диагностических карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петр Геннадьевич Андреев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME TOPICAL ISSUES IN THE FIELD OF TECHNICAL INSPECTION OF VEHICLES

Some problematic issues of the implementation of the technical inspection procedure are considered, the relevance of which is confirmed by the increase in the number of road accidents due to the operation of vehicles with technical malfunctions. Illegal actions of legal entities providing technical inspection services are pointed out, and it is also proposed to expand the range of functions of technical inspection operators to tighten the process of issuing diagnostic cards.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

УДК 351.81 ШЮ№ 2003-0059-5/21 -039

ББК 67 MOSURED: 77/27-003-2021 -05-238

DOI 10.24412/2073-0454-2021-5-187-189 © Андреев П.Г., 2021

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Петр Геннадьевич Андреев, старший преподаватель кафедры организации деятельности ГИБДД Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова (302027, Орел, ул. Игнатова, д. 2) E-mail: petya.and@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются отдельные проблемные вопросы реализации процедуры технического осмотра, актуальность которых подтверждается увеличением числа дорожно-транспортных происшествий из-за эксплуатации транспортных средств, имеющих технические неисправности. Указывается на неправомерные действия юридических лиц, оказывающих услуги техосмотра; предлагается расширить спектр функций операторов технического осмотра для ужесточения процесса выдачи диагностических карт.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, технический осмотр транспортных средств, административная ответственность, диагностическая карта.

SOME TOPICAL ISSUES IN THE FIELD OF TECHNICAL INSPECTION OF VEHICLES

Petr G. Andreev, Senior Lecturer of Department of Organization of Work of the Traffic Police

Orel Law Institute of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.V. Lukyanov (302027, Orel, ul. Ignatova, d. 2) E-mail: petya.and@yandex.ru

Abstract. Some problematic issues of the implementation of the technical inspection procedure are considered, the relevance of which is confirmed by the increase in the number of road accidents due to the operation of vehicles with technical malfunctions. Illegal actions of legal entities providing technical inspection services are pointed out, and it is also proposed to expand the range of functions of technical inspection operators to tighten the process of issuing diagnostic cards.

Keywords: traffic safety, traffic accident, technical inspection of vehicles, administrative responsibility, diagnostic card.

Для цитирования: Андреев П.Г. Некоторые актуальные вопросы в сфере осуществления технического осмотра транспортных средств. Вестник Московского университета МВД России. 2021; (5): 187—189.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодатель ные акты Российской Федерации»1 является началом нового этапа процесса реализации технического осмотра (ТО) транспортных средств. Главным нововведением данного нормативно-правового акта стало перенаправление обязанности по техосмотру к профессиональному объединению страховщиков, что повлекло утрату техническим осмотром государственного статуса. Кроме того, одним из последствий указанных изменений стало участившееся, в том числе и в Орловской области, привлечение к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ, а именно за выдачу диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

По официальным данным ГИБДД МВД России за 2020 г. в Орловской области зафиксировано 30 дорожно-транспортных происшествий, произошедших из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в которых 43 человека получили травмы различной степени тяжести, один человек погиб. В целом по стране за 2020 г. по той же причине было совершено 7658 ДТП (6734 — 2019 г.), погибло 1223 человека (1107 — 2019 г.), 10 283 человека ранено (9789 — 2019 г.)2.

Госавтоинспекция привела перечень наиболее частых дефектов транспортных средств, влекущих образование аварийных ситуаций:

♦ проблемы с шинами (слишком большой износ, неподходящая сезонность);

♦ незаконная тонировка (низкая светопропускае-мость ухудшает обзор);

1 Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2 Официальный сайт Госавтоинспекции // ИКХ:/Ли^://-гибдд.рф/

♦ неисправные световые приборы;

♦ самовольные изменения, внесенные в конструкцию автомобиля.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определил, что ТО транспортных средств имеет своей целью проверку соответствия технического состояния автомобилей заданным производителями параметрам и характеристикам для обеспечения безопасного их эксплуатирования в процессе движения.

Основу реализации техосмотра составляет ответственность операторов ТО, которые, после осуществления своих прямых обязанностей по исследованию транспортных средств, выдают диагностические карты, содержащие сведения о соответствии или несоответствии транспортных средств обязательным требованиям безопасности. Статья 19 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ указывает, что диагностическая карта, подтверждающая отсутствие неисправностей в транспортном средстве, должна содержать срок ее действия. Срок хранения такой диагностической карты составляет пять лет. В случае, если при осмотре транспортного средства были установлены технические неисправности, в диагностической карте указывается весь перечень подлежащих устранению недостатков, и, кроме того, указывается дата, соответствующая последнему дню срока проведения повторного технического осмотра (не позднее чем двадцать календарных дней со дня проведения предыдущего технического осмотра).

Несмотря на последовательную организацию процесса проведения технического осмотра транспортных средств, в последнее время участились случаи судебных разбирательств с участием индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, недобросовестно осуществляющих свои обязанности по реализации ТО, а именно, по поводу выдачи диагностических карт без должного обследования автомобиля. Поддерживаем мнение Э.Л. Лещина, который справедливо отметил, что одной из причин увеличения аварий с неисправными транспортными средствами выступает то, что большая часть владельцев транспортных средств игнорирует процедуру техосмотра; при этом необходимые документы выдаются «вслепую» [1, с. 160].

Так, например, постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Северного района г. Орла ИП Ц. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ, выразившегося в том, что Ц. допустила выдачу диагностической карты води-

телю Б. на транспортное средство при проведении технического осмотра при наличии выявленного несоответствия обязательным требованиям безопасности, и ей назначено наказание в виде административного штрафа3.

Указанные выше обстоятельства говорят о необходимости корректировки законодательной базы, регулирующей осуществление процедуры технического осмотра транспортных средств.

6 июня 2019 г. был принят Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с отсрочкой вступления в силу до 1 марта 2021 г. Основная цель данного нормативно-правового акта — пресечь практику оформления диагностических карт без фактического проведения техосмотра автомобиля.

С момента вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ диагностические карты приобретают новый формат — электронный. Бумажный вариант будет выдаваться в исключительных случаях (например, при выезде за границу). Ужесточается контроль процесса реализации деятельности операторов ТО, которые должны будут фотографировать машины, фиксировать координаты местонахождения автомобиля и направлять данные в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра.

Электронная система учета выдачи диагностических карт позволит также контролировать количество транспортных средств, проходящих ТО в день на одной линии: в случае превышения заранее определенного числа машин система не позволит выдать диагностическую карту. Кроме того, операторы должны будут не менее одного раза в два года подтверждать свою квалификацию.

С 1 марта 2021 г. должен был вступить в силу Указ Президента РФ от 19 февраля 2021 г. № 108 «О внесении изменений в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденное Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711, Положение о Министерстве внутренних дел РФ и Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ, утвержденные Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699», четко прописывающий обязанность осуществления Госавтоинспекцией государственного контроля и надзора за организацией и проведением технического осмотра транспортных

3 Информационный сайт Федерального агентства новостей // URL://https://riafan.ru/

188

Вестник Московского университета МВД России

№ 5 / 2021

средств. Однако реализация данного нормативного акта была отложена на осень 2021 г. ввиду нестабильной эпидемиологической ситуации в стране.

Стоит отметить, что отправная точка — 1 марта 2021 г. — вынудила законодательно определить сроки продления действия диагностических карт:

♦ карты, срок действия которых заканчивается с 1 февраля по 1 апреля 2021 г., продлеваются до 1 октября 2021 г.;

♦ карты, срок действия которых заканчивается с 1 апреля по 30 сентября 2021 г., продлеваются на шесть месяцев4.

Такой процесс носит автоматический характер и не требует внесения каких-либо новых сведений в диагностическую карту. Запрета на приобретение страховки ОСАГО при этом не возникает.

Считаем, что складывающаяся ситуация, не однозначна, а ее последствия противоречивы. С одной стороны, юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют возможность тщательнее подготовиться к оказанию услуги ТО транспортных средств. Однако, период дополнительного действия диагностических карт может привести к наличию финансовых трудностей у предпринимателей и, как следствие, сокращению количества станций ТО.

С другой стороны, владельцы транспортных средств получают возможность сэкономить денежные средства на приобретении диагностических карт. В нестабильной экономической обстановке страны такое положение вещей приобретает привлекательный вид. При этом становится очевидным, что вероятность участия в дорожном движении автомобиля, технические неисправности которого не обнаружены, возрастает. Это влечет за собой реальную угрозу жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Поддерживаем мнение президента Союза организаций по контролю и диагностике технического состояния транспортных средств «ТехЭксперт» С. Зайцева, справедливо отметившего, что для устранения ситуации «наживы» на процедуре техосмотра нужен государственный контроль: «Чем быстрее регуляторы из союза страховщиков покинут эти работы, и техосмотр начнет жить профессиональной жизнью под контролем государства, как система организации ТО, ориентированная на безопасность дорожного движения, тем быстрее в отрасли начнется процесс оздоровления»5.

В проверке состояния автобусов во время ТО с 1 марта 2021 г., в соответствии с вышеназванным Указом Президента, участвуют инспекторы ГИБДД МВД России. Техосмотр будет проводиться экспертом-техником, который раньше самостоятельно под-

писывал диагностические карты прошедших диагностику транспортных средств, в том числе автобусов. Теперь на пункте ТО будет работать инспектор, в функции которого входит проверка результатов осмотра и сверка документов. Без заключения инспектора технадзора диагностическая карта не может быть сформирована. Однако, ограничение участия сотрудника ГИБДД в техосмотре лишь маршрутных транспортных средств не позволит полноценно вернуть статус государственности процедуре ТО. Повышение уровня безопасности дорожного движения путем ликвидации передвижения транспортных средств, имеющих технические неисправности, полноценно возможно реализовать при всестороннем участии ГИБДД в процессе технического осмотра.

Существенные поправки в действующее законодательство о техническом осмотре позволяют сделать вывод о создании последовательных условий для прозрачности деятельности в данной сфере. Однако, остается нерешенным такой момент, как достаточность фотографирования транспортного средства на линии ТО для подтверждения его прохождения. Считаем, что требуется более подробная фиксация наличия или отсутствия неисправностей как минимум основных ходовых частей автомобиля с приобщением их к диагностической карте. Кроме того, стоит отметить, что значительная часть станций технического осмотра не оснащены современным оборудованием, позволяющим более полно исследовать автомобиль на наличие неисправностей. Предполагается, что объединение пунктов ТО и сервисных станций позволит не только повысить качество процедуры техосмотра, но и даст право выбора автовладельцу на устранение выявленных нарушений на месте.

Литература

1. Лепихина А.В., Лещина Э.Л.К вопросу об осуществлении государственного технического осмотра транспортных средств // Актуальные вопросы современной науки: Сб. ст. по мат. XVI Междунар. науч.-практ. конф. 2018. С. 159-163.

References

1. Lepikhina A.V., Leshchina E.L. K voprosu ob osushchestvlenii gosudarstvennogo tekhnicheskogo os-motra transportnykh sredstv // Aktual'nyye voprosy so-vremennoy nauki: Sb. st. po mat. XVI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2018. S. 159-163.

4 Статья 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2021 г. № 275 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440» // СПС «КонсультантПлюс».

5 Информационный сайт Федерального агентства новостей // URL://https://riafan.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.