ПРАВО
УДК 351/354
Денисенко В.В., Майоров В.И.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНАМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ПУТЕМ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы обеспечения безопасности пассажирских перевозок в рамках контрольно-надзорной деятельности Госавтоинспекции. Автором обосновано, что направления контрольно-надзорной деятельности Госавтоинспекции существенно различаются в зависимости от категорий поднадзорных субъектов. Дана характеристика основных контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в ходе проверок субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки. Проанализированы современные законодательные инициативы в области расширения полномочий Госавтоинспекции в части контроля за техническим состоянием транспортных средств, сделаны выводы о направлениях дальнейшего совершенствования правового регулирования обеспечения безопасности пассажирских перевозок.
Ключевые слова: техническое состояние транспортного средства, пассажирские перевозки, Госавтоинспекция, контроль и надзор, технический осмотр транспортных средств.
* * *
Denisenko V.V., Mayorov V.I.
ENSURING THE SAFETY OF PASSENGER TRAFFIC BY BODIES OF THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE BY MONITORING AND SUPERVISING THE TECHNICAL CONDITION OF VEHICLES
Annotation. The article discusses the problems of ensuring the safety of passenger traffic in the framework of the control and supervision activities of the State traffic inspectorate. The author substantiates that the directions of the control and supervisory activity of the State traffic inspectorate vary significantly depending on the category of supervised entities. The characteristic ofthe main control and supervision measures carried out during inspections of entities engaged in passenger transportation is given. The modern legislative initiatives in the field of expanding the powers of the State traffic inspectorate in terms of monitoring the technical condition of vehicles are analyzed, a conclusion is drawn on the directions for further improvement of the legal regulation of ensuring passenger traffic safety.
Keywords: technical condition of a vehicle, passenger transportation, traffic police, control and supervision, technical inspection of vehicles.
AAA
Введение
Безопасность пассажирских перевозок является одной из существенных проблем в области безопасности дорожного движения. Ежегодно в результате дорожно-транспортных аварий в России погибает и полу-
чает ранения большое число пассажиров. Так, в 2019 г. в ДТП погибли 15,6 тыс. человек, из которых 4,6 тыс. являлись пассажирами. Постоянно происходят резонансные аварии с участием автобусов, в том числе
перевозящих детей. Пассажиры относятся к одной из наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения, поэтому совершенствование безопасности пассажирских перевозок входит в ряд важных государственных задач [1, с. 24].
В настоящее время все более распространенной причиной ДТП становится неисправность транспортного средства; причем данная проблема только обостряется в условиях отсутствия должного уровня контроля за техническим состоянием подвижного состава как со стороны перевозчиков, так и со стороны государственных органов.
По справедливому замечанию А.Н. По-зднышева, «немалое количество аварий на автотранспорте обусловлено неудовлетворительным состоянием техники, а действующее транспортное законодательство не вполне обеспечивает надлежащий контроль за состоянием автомобилей и за качеством используемых запчастей» [2, с. 28].
Описание исследования
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1996 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон «О безопасности дорожного движения») техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения1. Далее в этой статье уточняется, что поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии является обязанностью их владельцев или лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России (далее - Госавтоинспекция) в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет контроль за техническим состоянием транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
В Положении о Госавтоинспекции, утвержденном Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. 711, контрольно-надзорные полномочия данного органа реализуются в отношении соблюдения положений нормативных правовых актов, устанавливающих требования:
- к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
- к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
- к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомо-тотранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;
- к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомотот-ранспортных средств и прицепов к ним;
- к перевозкам в пределах компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов2.
Госавтоинспекция реализует федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения (далее федеральный надзор), который направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, в том числе требований к техническому состоянию транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Субъектами, в отношении которых осуществляется данный вид надзора (далее поднадзорные субъекты), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также граждане-участники дорожного движения.
1 Федеральный закон от 10 декабря 1996 г. N° 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2 Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. N° 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Анализ Положения о федеральном надзоре позволяет сделать вывод, что направления контрольно-надзорной деятельности Госавтоинспекции существенно различаются в зависимости от категорий поднадзорных субъектов. Так, в отношении юридических лиц федеральный надзор осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»3 посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок поднадзорных субъектов с учетом особенностей организации и проведения данных проверок, установленных пунктами 4-8 статьи 30 Закона «О безопасности дорожного движения».
Осуществление федерального надзора в отношении физических лиц - участников дорожного движения включает ряд административных процедур, реализуемых непосредственно в ходе дорожного движения, в том числе проверку технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства [3].
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся пассажирскими перевозками, относятся к категории поднадзорных субъектов, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств4. При проверке данных субъектов транспортной деятельности Госавтоинспекция осуществ-
ляет информационное взаимодействие с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Минтранса России (далее - Ро-странснадзор), в том числе рассмотрение сведений о поднадзорном субъекте, включенных в реестры указанной службы. Кроме того, субъект обязан предоставить проверяющим органам ряд документов, перечисленных в п. 67 Административного регламента МВД России, регулирующего исполнение данной государственной функ-ции5.
При выездной проверке субъектов, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, сотрудники Госавтоинспекции осуществляют комплекс мероприятий, среди которых:
1. Установление факта проведения пред-рейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств с внесением соответствующей отметки в путевые листы транспортных средств.
2. Установление факта проведения проверки технического состояния транспортных средств перед их выпуском на линию.
3. Проверка наличия и правильности оформления документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом (в части, касающейся перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов), Правилами организованной перевозки групп детей автобусами.
4. Проверка оснащения транспортных
3 См.: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №2 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС «КонсультантПлюс».
4 Также выделяются субъекты, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.
5 Приказ МВД России от 14 ноября 2016 г. №2 727 «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
средств тахографами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе:
соответствия тахографов установленным требованиям;
работоспособности установленных тахографов, своевременности их поверки и целостности нанесенных пломб;
наличия у водителей и должностных лиц карт для работы с тахографами (водительская карта и карта предприятия соответственно).
В ходе контроля за автобусными перевозками в 2019 г. сотрудниками Госавтоинспекции проводились рейдовые мероприятия, сплошные проверки автобусов, в процессе которых было пресечено более 1,8 млн различных нарушений. При этом было выявлено 160 тысяч технически неисправных автобусов, в том числе 5,7 тысяч с неисправностями тормозной системы или рулевого управления. Данная цифра является весьма серьезной даже в сравнении со статистикой других нарушений:
- случаев нарушений режима труда и отдыха водителей более 3 тысяч;
- правил использования тахографов свыше 32 тысяч;
- правил перевозки пассажиров 100 тысяч;
- скоростного режима движения 550 тысяч.
553 факта было связано с нарушением правил организованной перевозки групп детей. Кроме того, сотрудниками Госавтоинспекции выявлено более 2,5 тысяч водителей автобусов, находившихся в состоянии опьянения или отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования6.
Большое количество нарушений в области пассажирских перевозок также выявляется органами Ространснадзора, которые занимаются лицензированием деятельнос-
ти перевозчиков. Приведенные данные свидетельствуют о массовых нарушениях в рассматриваемой сфере, среди которых существенная часть приходится на техническую исправность транспортных средств.
Следует отметить, что с 2015 года нормативная база в области пассажирских перевозок постоянно совершенствуется: вносятся изменения, касающиеся режима труда и отдыха водителей, медицинского осмотра, прохождения технического осмотра транспорта, требований к максимальному количеству штрафов, наличию ремней безопасности и других аспектов, влияющих на безопасность дорожного движения. Тем не менее показатели смертности и аварийности в этой области не претерпели существенных изменений. Так, в 2019 г. произошло 60 640 ДТП с участием пассажиров, в которых погибли 4 606 чел., было ранено 81 982. В сравнении с показателем предыдущего года количество ДТП уменьшилось менее чем на 2,5 %7.
В 2019 г. Госавтоинспекция с целью выяснения общественного мнения по проблемам обеспечения безопасности пассажирских перевозок провела ряд социологических исследований. Опросы проводились на официальном сайте ведомства; в исследовании приняли участие свыше 35 тысяч человек. Одной из первоочередных проблем в данной сфере, по мнению 31 % опрошенных, является нарушение ПДД водителями автобусов, еще 26 % респондентов считают, что на качестве пассажирских перевозок более всего сказывается слабый контроль перевозчиков за предрейсовой готовностью техники и водителей.
В современных условиях возможности Госавтоинспекции по контролю технического состояния транспортных средств весьма ограничены. В результате реформ последнего десятилетия функция по проведению
6 Безопасность пассажирских перевозок остается одним из приоритетных направлений деятельности Госавтоинспекции [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/ Glavnoe_upravlenie_po_obespecheniju_bezo/Publikacii_i_vistuplenija/item/15838806/?yeal^2020&month=1&day(дата обращения: 21.02.2020).
7 Статистика ГИБДД [Электронный ресурс]. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 24.02.2020).
технического осмотра транспортных средств (далее техосмотр) была передана коммерческим организациям, что обусловило изменения в структуре Госавтоинспекции, в том числе значительное сокращение штата сотрудников технического надзора.
Тем не менее практика показала неэффективность ослабления государственного контроля в области проведения техосмотра, в связи с чем в настоящее время наблюдается обратный процесс: на стадиях разработки и принятия находится целый комплекс нормативных правовых актов, направленных на усиление государственного присутствия в этой сфере, совершенствование организационно-правовых аспектов проведения техосмотра.
МВД России разработаны проекты двух постановлений Правительства РФ, которыми утверждаются правила ведения единой автоматизированной информационной системы техосмотра (ЕАИСТО) и вносятся изменения в процедуры сбора, хранения и использования содержащейся в ней информа-ции8. Указанные документы предусматривают совершенствование процедурных аспектов техосмотра, которые связаны с введением фотофиксации прохождения техосмотра, оформлением электронной диагностической карты, а также с возложением контроля за проведением техосмотра на полицию. Цель нововведений состоит в максимальном уменьшении возможности фальсификации проведения техосмотра, обеспечении качественной проверки технического состояния автомобилей, что в конечном итоге позволит снизить процент аварий по причине неисправности транспортных средств.
Еще один проект нормативного правового акта, разработанный МВД России, содержит Положение о государственном контроле за организацией и проведением технического осмотра9, после принятия которого расширится перечень осуществляемых МВД России видов государственного контроля (надзора). Предметом указанного контроля (надзора) будет являться оценка соблюдения операторами технического осмотра требований, установленных правилами проведения техосмотра.
Также большое значение имеет разработка Правил организации и проведения технического осмотра автобусов10, проект которых представлен на общественное обсуждение. В настоящее время действуют общие Правила проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008, согласно которым проводится и техосмотр автобусов. Однако рост аварийности с участием автобусов, обилие нарушений в сфере пассажирских перевозок обусловили необходимость совершенствования правового регулирования в этой сфере. В соответствии с новыми правилами техосмотр автобусов будет проводиться аккредитованными для этой деятельности операторами техосмотра при участии уполномоченного сотрудника Госавтоинспекции, который выносит финальное заключение о соответствии или несоответствии автобуса обязательным требованиям безопасности транспортных средств. На основании этого заключения будет осуществляться допуск прошедшего техосмотр автобуса к участию в дорожном движении.
8 МВД России подготовлены проекты постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующие работу системы технического осмотра [Электронный ресурс]. URL: https://xn—blaew.xn—plai/news/ item/19522712 (дата обращения: 21.02.2020).
9 Проект Постановления Правительства РФ «О государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением технического осмотра» (по состоянию на 03.02.2020) (подготовлен МВД России, ID проекта 02/ 07/01-20/00099086) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10 Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил организации и проведения технического осмотра автобусов» (подготовлен МВД России, ID проекта 02/07/12-19/00098471) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Заключение
Таким образом, в настоящее время наблюдается процесс совершенствования правового регулирования пассажирских перевозок, однако некоторые проблемы остаются нерешенными. Например, значительно различаются требования и санкции в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность, в связи с чем многие хозяйствующие субъекты выбирают организационную форму ИП. В условиях меньших штрафов и не такого усиленного контроля, как за деятельностью юридических лиц, в работе индивидуальных предпринимателей отдается приоритет экономической эффективности в ущерб соблюдению обязательных требований, что отрицательно сказывается на дорожной безопасности.
На этом фоне следует положительно отметить законодательные инициативы в области проведения техосмотра, вступающие в силу в 2020 г., которые способны уменьшить количество технически неисправных транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в особенности неисправных автобусов.
Вопросы обеспечения безопасности пассажирских перевозок находятся в ведении многих государственных органов, что требует наличия координации между ними. Вследствие этого весьма своевременным и актуальным является поручение министра транспорта Е. Дитриха (на заседании коллегии Министерства транспорта России, 18
февраля 2020 г.) о создании специальной рабочей группы для выработки мер по повышению безопасности перевозок пассажиров автобусами, в которую войдут представители Минтранса России, Ространс-надзора, Госавтоинспекции, Росавтотранса, профильных научно-исследовательских институтов, лизинговых компаний, администраций субъектов РФ11. Одной из задач рабочей группы станет формирование моделей организации работы общественного транспорта в регионах, в том числе оценка состояния подвижного состава и разработка шагов для своевременного обновления устаревшего парка.
Обобщая вышеизложенное, считаем, что работа по повышению безопасности пассажирских перевозок должна продолжаться в следующих направлениях:
1) дальнейшее совершенствование законодательства в области пассажирских перевозок;
2) усиление ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области пассажирских перевозок;
3) расширение контрольно-надзорных полномочий Госавтоинспекции за техническим состоянием транспортных средств, находящихся в эксплуатации;
4) углубление межведомственного взаимодействия Госавтоинспекции с Ространс-надзором и другими государственными органами по вопросам безопасности пассажирских перевозок и контроля за техническим состоянием транспортных средств.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Майоров В.И., Денисенко В.В. К вопросу о расширении полномочий Госавтоинспекции в области контроля и надзора за техническим состоянием транспортных средств // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. №2 (25). С. 24-27.
2. Позднышов А.Н. Анализ основных факторов, влияющих на безопасность дорожного движения / А.Н. Позднышов, Е С. Смирнова // ЮРИСТЪ ПРАВОВЕДЪ. 2012. № 2 (51). С. 28-33.
11 Ространснадзор войдет в состав рабочей группы по выработке мер обеспечения безопасности пассажирских автобусных перевозок. https://rostransnadzor.ru/Press-sluzhba/novosti-i-soby-tiya/document/61634
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. № 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» (вместе с Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения) // СЗ РФ. 26.08.2013. № 34. Ст. 4446.
REFERENCES
1. Majorov V.I., Denisenko V.V. K voprosu o rasshirenii polnomochij Gosavtoinspekcii v oblasti kontrolya i nadzora za tekhnicheskim sostoyaniem transportnyh sredstv // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2020. №2 (25). S. 24-27.
2. Pozdnyshov A. N. Analiz osnovnyh faktorov, vliyayushchih na bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya / A. N. Pozdnyshov, E. S. Smirnova // YURIST" PRAVOVED" 2012. № 2 (51). S. 28-33.
3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 19 avgusta 2013 g. № 716 «O federal'nom gosudarstvennom nadzore v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» (vmeste s Polozheniem o federal'nom gosudarstvennom nadzore v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya) // SZ RF. 26.08.2013. № 34. St. 4446.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
ДЕНИСЕНКО Виктор Васильевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России, г. Краснодар.
E-mail: [email protected]
МАЙОРОВ Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 25.12.2020