Научная статья на тему 'Влияние реформы технического осмотра транспортных средств на безопасность дорожного движения'

Влияние реформы технического осмотра транспортных средств на безопасность дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пушишин Р.В.

В данной статье рассмотрена проблема снижения качества проведения технического осмотра после проведения реформы техосмотра транспортных средств. Достижение поставленной государством цели проводимой реформы. На основе проведенного исследования автором предлагается создать единый регулятор процедуры надзора за порядком прохождения техосмотра. Ввести аккредитацию операторов техосмотра только после проверки их производственной базы. Определить исполнительный орган государственной власти, который будет ответственным за техосмотр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние реформы технического осмотра транспортных средств на безопасность дорожного движения»

ВЛИЯНИЕ РЕФОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

© Пушишин Р.В.*

Уральский институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

г. Екатеринбург

В данной статье рассмотрена проблема снижения качества проведения технического осмотра после проведения реформы техосмотра транспортных средств. Достижение поставленной государством цели проводимой реформы. На основе проведенного исследования автором предлагается создать единый регулятор процедуры надзора за порядком прохождения техосмотра. Ввести аккредитацию операторов техосмотра только после проверки их производственной базы. Определить исполнительный орган государственной власти, который будет ответственным за техосмотр.

Политическое решение государственных органов в нашей стране изменило принципиальный подход к техническому осмотру (далее - ТО) транспортных средств (далее - ТС): данная функция передана от государства к негосударственным структурам. Основной целью реформы техосмотра было устранить очереди и коррупцию в этой сфере деятельности.

Находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств [1].

Государственный технический осмотр (далее ГТО) являлся обязательным мероприятием, направленным на выявление всевозможных нарушений в работе автомобиля. Благодаря использованию новейших технологий и современного оборудования, специалисты сервисных центров проверяли со-

* Магистрант.

ответствие полученных исследований нормативным значениям и выписывали необходимые документы, на основании которых выдавался талон о прохождении ГТО.

С 1 января 2012 года государственные органы власти объявили о проведении реформы техосмотра автотранспорта, отняв у сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения функции государственного контроля за техническим состоянием автомобилей.

Основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств, в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра [2].

Теперь за техническое состояние автотранспорта отвечают профессиональное объединение страховщиков и их вышестоящий орган - Федеральная служба по финансовым рынкам Министерства финансов России (далее ФСФР).

Наиболее важным и значимым фактом, измененным Федеральным законом от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является принцип осуществления ТО ТС: контроль за техническим состоянием ТС, и, как следствие, безопасность в процессе дорожного движения от государства переданы частным (негосударственным) компаниям.

Российский союз автостраховщиков законодательно наделен соответствующими полномочиями в сфере регулирования технического осмотра транспортных средств. Это такие функции, как:

- аккредитация операторов ТО;

- осуществление проверок деятельности операторов ТО на основании поступивших жалоб;

- аннулирование аккредитации - в случае наличия соответствующих оснований;

- ведение реестра операторов ТО;

- формирование открытого информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов ТО.

Рассмотрим подробнее, какие же основные изменения в прохождении техосмотра произошли после проведенной реформы:

- Был отметен талон техосмотра - его заменила диагностическая карта техосмотра. В ближайшем будущем планируется использовать электронную форму диагностической карты.

- Техосмотр теперь проводится аккредитованными в РСА (Российский союз авто страховщиков) операторами технического осмотра. Все действовавшие до 2012 года станции техосмотра автоматически получили аккредитацию и продолжают работать.

- Раньше владельцам авто необходимо было пройти техосмотр в том городе где они проживают. Теперь же им не обязательно проходить техосмотр по месту регистрации транспортного средства, они могут сделать этот в любом регионе России.

- Операторы техосмотра теперь подключены к ЕАИСТО (единой автоматизированной информационной системе техосмотра). Информация о каждом прошедшем техосмотр автомобиле в течение суток передается в ЕАИСТО.

Техосмотр в нашей стране фактически был отменен, свидетельством чему выступает ряд причин: Постановление правительства России о моратории на прохождение ТО от 06.2011 г. Талоны, срок действия которых заканчивался в 2011 г., признавались действительными до 2013 г. Закон отменил ТО для новых авто в первые три года. Автомобили возрастом от трех до семи лет должны пройти техосмотр раз в два года, остальные (кроме спецтранспорта) - раз в год. ФСФР контролирует лишь правильность выдачи ОСАГО, но не остальной рынок ТО.

Целью реформы техосмотра являлось сокращение возникающих при его прохождении очередей, а также снижение коррупции. Что же мы имеем в итоге? Очередей, действительно, практически не стало, но вот коррупция не уменьшилась, а, напротив, выросла. Проблема в том, что население, не осознав полностью итогов проведенной реформы, зачастую ищет незаконные пути для прохождения техосмотра, хотя сделать это законными методами сегодня можно совершенно спокойно. Многие страховщики полисы ОСАГО реализуют и без прохождения техосмотра, передавая информацию

об авто «прикормленному» оператору, который ее вносит в реестр автомобилей, прошедших техосмотр.

Причиной такой ситуации является отсутствие государственного контроля над операторами.

Отсутствие очередей, безусловно, является успехом реформы техосмотра. Главным же ее недостатком стало исключение из процесса ГИБДД.

Существенно снизился контроль над прохождением технического осмотра. Поскольку, как уже было упомянуто, страховые компании зачастую продают полисы ОСАГО без диагностической карты техосмотра, многие водители просто перестали его проходить. Последние изменения в законодательстве также оставили лазейки для авто владельцев, которые не могут либо не хотят проходить техосмотр. Привело это в итоге к тому, что увеличилось количество ДТП, произошедших из-за плохого технического состояния автомобилей.

Инспекторы дорожно-патрульной службы проверяют только полюс ОСАГО, а не диагностическую карту, проверка которой, по сути, лишилась смысла - от подделок она никак не защищена и на того, кто ее выдает, ответственность не возлагается.

Контроль технического состояния транспортного средства разрешен исключительно на стационарном посту ДПС;

Для контроля необходимо наличие достаточных оснований полагать, что автомобиль не исправен;

Проверять имеет право только инспектор технического надзора ГИБДД;

Контроль осуществляется только средствами технического диагностирования, внесенными в Государственный реестр средств измерений;

Результат в статистике ГИБДД РФ аварийности за 18 месяцев проведения ТО.

В целом количество аварий в сравнении с прошлым годом снизилось на 1 %. Однако на 48,4 %, выросло число аварий, произошедших из-за неисправностей транспортных средств (1,38 тысячи ДТП за 18 месяцев). Контроль самой процедуры проведения технического осмотра отсутствует совсем. На законодательном уровне прописано, что этим должна заниматься

ФСФР, но она контролирует, лишь правильность выдачи ОСАГО, не вмешиваясь в процедуру.

Необходим надлежащий контроль порядка прохождения технического осмотра. Российский союз автостраховщиков не справляется со своей задачей. Полное исключение ГИБДД повлекло за собой снижение качества проведения технического осмотра, о чем свидетельствуют цифры количества ДТП по причине технической неисправности транспортного средства. Необходимо создать единый регулятор процедуры надзора за порядком прохождения техосмотра. Ввести аккредитацию операторов техосмотра только после проверки их производственной базы. Определить исполнительный орган государственной власти, который будет ответственным за техосмотр.

Список литературы:

1. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 25.11.2013) 13 мая 2013 г. // «РГ». - Федеральный выпуск № 6075. - Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».

2. О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ. (ред. от 23.07.2013) опубликован 4 июля 2011 г. // «РГ». - Федеральный выпуск № 5518. - Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.