Научная статья на тему 'Некоторые вопросы совершенствования услуг в сфере безопасности дорожного движения'

Некоторые вопросы совершенствования услуг в сфере безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ГИБДД / ТЕХНИЧЕСКИЙ ОСМОТР / АККРЕДИТОВАННЫЕ ОПЕРАТОРЫ / КОНТРОЛЬ ДОПУСКА ВОДИТЕЛЕЙ К УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ПЕРЕДАЧА ФУНКЦИЙ / TRAFFIC POLICE FUNCTIONS / THE TECHNICAL INSPECTION / THE ACCREDITED OPERATORS / CONTROL OF THE ADMISSION OF DRIVERS TO PARTICIPATION IN TRAFFIC / FOREIGN EXPERIENCE / TRANSFER OF FUNCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Затолокин Александр Александрович

Статья посвящена важным в теоретическом и практическом плане проблемам, связанным с проведением технического осмотра в Российской Федерации. Автор, ссылаясь на практический опыт, практику апробации нового законодательства в сфере технического осмотра и зарубежный опыт, обозначает пути решения проблем, связанных с услугой по техническому осмотру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions improvement of services in the sphere of safety of traffic

Article is devoted important in the theoretical and practical plan to the problems connected with carrying out technical inspection in the Russian Federation. The author referring to practical experience, practice of approbation of the new legislation in the sphere of technical inspection and foreign experience designates solutions of problems connected with service in technical inspection.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы совершенствования услуг в сфере безопасности дорожного движения»

Некоторые вопросы совершенствования услуг в сфере безопасности дорожного движения

Статья посвящена важным в теоретическом и практическом плане проблемам, связанным с проведением технического осмотра в Российской Федерации. Автор, ссылаясь на практический опыт, практику апробации нового законодательства в сфере технического осмотра и зарубежный опыт, обозначает пути решения проблем, связанных с услугой по техническому осмотру.

Ключевые слова: функции ГИБДД, технический осмотр, аккредитованные операторы, контроль допуска водителей к участию в дорожном движении, зарубежный опыт, передача функций.

A.A. Zatolokin, Teacher of a Chair of Administrative Activity and Safety Traffic of Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: 89284240053.

Some questions improvement of services in the sphere of safety of traffic

Article is devoted important in the theoretical and practical plan to the problems connected with carrying out technical inspection in the Russian Federation. The author referring to practical experience, practice of approbation of the new legislation in the sphere of technical inspection and foreign experience designates solutions of problems connected with service in technical inspection.

Key words: traffic police functions, the technical inspection, the accredited operators, control of the admission of drivers to participation in traffic, foreign experience, transfer of function.

Затолокин Александр Александрович

преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России _(тел.: 89284240053)

Одной из основных функций ГИБДД до недавнего времени оставалась деятельность по проведению государственного технического осмотра. Происшедшие изменения в законодательстве вывели из обязанностей ГИБДД данную функцию. Но улучшили ли эти изменения саму процедуру?

В феврале 2010 г. был подписан Указ Президента РФ «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» № 208 [1], в котором Д.А. Медведев в связи с реформированием Министерства внутренних дел Российской Федерации постановил Правительству Российской Федерации подготовить и представить предложения по оптимизации структуры Министерства внутренних дел, в том числе предусмотрел передачу полномочий по проведению технического осмотра, сохранив за ГИБДД полномочия по осуществлению государственного контроля за проведением такого технического осмотра. С 1 января 2012 г. в соответствии со ст. 54 Федерального закона России «О полиции» МВД России было освобождено от несвойственной обязанности по проведению технического осмотра. Предпосылки такого

перераспределения функций назревали давно. Еще в конце 80-х гг., когда на предприятиях стали апробироваться экономические методы управления, назрел вопрос о передаче части функций ГАИ, а именно осмотра государственного транспорта самим предприятиям. Что и было успешно осуществлено в 1988 г. [2]. Данное нововведение на тот момент не увенчалось успехом, на что существовало, на наш взгляд, ряд причин. Наиболее значимая из них - это экономическая причина: отсутствовал финансовый интерес для предприятий в содержании транспортных средств в надежном состоянии, кроме того, крах страны вызвал и развал предприятий, на балансе которых вместо десятков и сотен автотранспортных средств стало несколько единиц. Руководители ГАИ (77,8 %) выступали против такой реформы [3]. Учитывая сложившуюся ситуацию, другой альтернативы, кроме как вернуть функцию технического осмотра в ГАИ, не было. В конце ХХ в. ряд ученых прорабатывали механизмы передачи функции технического осмотра от МВД к иным организациям. С.Е. Мельников рассматривал возможность передачи функций по проведению технического осмотра автомо-

235

тотранспортных средств диагностическим станциям, которые являлись бы членами саморегулируемых организаций [4]. М.Е. Молодых в работе «Государственный технический осмотр в Российской Федерации: административно-правовое регулирование» предлагает передать технический осмотр страховым компаниям [5].

Предложения, высказанные М.Е. Молодых в диссертационной работе, нашли применение в законодательстве:

1) Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ;

2) постановление Правительства «О проведении технического осмотра» от 5 декабря 2011 г. № 1008;

3) приказ Министерства экономического развития «Об утверждении правил аккредитации операторов технического осмотра» от 28 ноября 2011 г. № 697;

4) приказ Министерства финансов Российской Федерации «О порядке обеспечения операторов технического осмотра бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра, а также правила учета, хранения, передачи и уничтожения таких бланков» от 18 ноября 2011 г.

Из анализа перечисленных нормативных правовых актов следует, что в настоящее время технический осмотр проводится соответствующими аккредитованными операторами. Проведение технического осмотра осуществляется на платной основе, размер платы устанавливается оператором технического осмотра. Операторы технического осмотра обеспечивают размещение в сети Интернет для ознакомления текста Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На видном месте в пунктах технического осмотра размещаются Правила проведения технического осмотра и информация справочного характера (адреса операторов технического осмотра и пунктов технического осмотра, номера телефонов, адреса электронной почты, адреса сайта оператора технического осмотра в сети Интернет).

Согласно проведенному журналом «За рулем» социальному опросу в январе 2012 г. следует, что на вопрос «Имеет ли смысл отбирать у МВД технический осмотр?»:

40 % респондентов ответили - «Нет, все останется по-прежнему, но стоимость технического осмотра возрастет»;

35 % респондентов ответили - «Да, если контроль поручат компетентным людям»;

25 % выразили следующую точку зрения -«Техосмотр нужно отменить».

Итоги данного опроса отражают реальное отношение народа к проведенной реформе. Четверть опрошенных считают, что ГТО надо отменить вовсе, а большинство (40 %), уверены, что после передачи техосмотра в руки страховщиков ничего не изменится, только будет дороже [6].

На наш взгляд , процедура проведения технического осмотра как в МВД, так и у операторов Российского союза автостраховщиков далека от совершенства. Порядок проведения ГТО в МВД имел следующие недостатки.

1. Диагностическое оборудование, применяемое при проведении ГТО, не имеет общего стандарта по передаче результатов измерений в компьютер линии диагностики в силу того, что выпускается разными производителями.

2. Отсутствие регламентирующих документов по проведению проверок газового оборудования.

В соответствии с документами, регламентирующими проведение технического осмотра, проверке подлежит только герметичность системы питания и периодичность проверки газового баллона. Но никто не берет во внимание, что газобаллонное оборудование может быть не сертифицировано для использования на конкретной модели транспортного средства.

3. Используемые системы видеорегистрации не дают возможность оценить внешний вид автомобиля со всех сторон. Кроме того, системы наблюдения не подключены к сети Интернет, что препятствует контролировать в режиме реального времени проверку технического состояния.

4. Отсутствие нормативной базы, регламентирующей требования, предъявляемые к техническому состоянию и методам проверки мототранспортных средств. Мототранспортные средства в соответствии с требованиями приказов осматриваются на специальной площадке, т.е. без заезда на пункт технического осмотра. Практически по всем характеристикам мотоциклы проверяются органолептиче-ским способом, который является коррупцион-ноемким и не всегда объективным. Приезд на пункт технического осмотра таких транспортных средств контролируется только лицом, проверяющим мотоцикл.

5. Отсутствие возможности при подготовке к государственному техническому осмотру проверить автомобиль с использованием средств технического диагностирования.

Решением данной проблемы может служить введение процедуры оперативной технической помощи при проведении технического осмотра.

236

Или же, как альтернатива, привлечение станций технического обслуживания с определением минимального перечня диагностического оборудования для дефектовки транспортных средств [7]. Данные меры позволили бы значительно повысить уровень технического обслуживания транспорта, следовательно,и его техническое состояние. В результате чего снизились бы повторные проверки транспортных средств и соответственно временные затраты граждан на прохождение технического осмотра.

Технический осмотр в настоящее время проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с законодательством профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ [8].

Например, в соответствии с ранее действующими Правилами [9] целями данной процедуры являлись:

1) проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

2) контроль допуска водителей к участию в дорожном движении;

3) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

4) выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;

5) государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения;

6) контроль за выполнением владельцами транспортных средств требования об обязательном страховании гражданской ответственности;

7) формирование и ведение федеральной информационной базы данных о результатах проведения государственного технического осмотра.

Зарубежный опыт показывает разнообразие требований к порядку прохождения технического осмотра. Например, в Германии установлены строгие нормы техосмотра, которые содержатся в Положении о допущении транспортных средств к уличному движению [11]. Согласно п. 29 данного Положения предоставлять автомобиль в Германии на технический осмотр необходимо через три года после пер-

вого допуска к движению, а затем каждые два года. Автобусы, такси и автомобили «скорой помощи» проверяются один раз в год. Грузовики весом до 3,5 т должны проходить техосмотр каждые два года, до 12 т - ежегодно, больше 12 т обязаны еще и раз в полгода пройти контроль дорожной безопасности. Без документа о пройденном техосмотре ни одно транспортное средство не имеет права выезжать на дорогу. Штрафы за просроченный техосмотр дифференцируются в зависимости от транспортного средства.

В контексте рассматриваемого вопроса предлагаем пойти по пути США, где в отношении легковых автомобилей законодательство разных штатов широко варьируется (однако в некоторых он вообще отсутствует). В 13 американских штатах самого понятия технического осмотра нет, а в большинстве остальных технический контроль машин, занимающий от пяти минут до одного часа, даже называется по-разному: от «инспекции» до «сертификата на дым» [12].

Частные и коммерческие автомобили осматривают авторизованные мастерские. Если машина приобретена у дилера новой, то талон техосмотра к ней на четыре года прилагается автоматически. Для подержанных частных машин во всех штатах, за исключением упомянутых 13, в соответствии с законом о чистоте воздуха обязательны проверки на выхлопные газы каждые два года.

Пассажирский, грузовой и спецтранспорт, помимо токсичности выхлопа, каждый год проверяют на безопасность. Любопытно, что городские такси каждые шесть месяцев проходят проверку, включающую обязательный осмотр подушек и ремней безопасности. По прохождении технического осмотра, время которого автовладельцы в США обычно выбирают через Интернет, инспектор наклеивает специальный стикер с указанием даты следующего осмотра на лобовое стекло машины.

На наш взгляд, следует отказаться вообще от прохождения технического осмотра легковым автомобилям (разрешенная максимальная масса до 3500 т) и мотоциклам. Прохождение других категорий транспортных средств сделать обязательным с передачей функции по предоставлению государственной услуги в Федеральное агентство наземного транспорта с последующим введением этого агентства в состав Министерства транспорта Российской Федерации.

1. О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 18 февр. 2010 г. № 208 // Рос. газ. № 36. 19 февр.

237

2. Правила проведения государственного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов: утв. Министром внутренних дел СССР 19 дек. 1988 г.

3. Россинский Б. В. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения (тенденции, проблемы и перспективы развития): дис. ... д-ра юрид. наук. М, 1993.

4. Мельников С.Е. Правовые и организационные проблемы технического осмотра автотранспортных средств. М., 2007.

5. Молодых М.Е. Государственный технический осмотр в Российской Федерации: административно-правовое регулирование: дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2005.

6. За рулем. 2012. № 1(967). янв.

7. Пустовит В. А. Проблемы контроля технического состояния транспортных средств при проведении государственного технического осмотра // Информационный бюллетень. 2009. Вып. 44.

8. О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ // СПС «Гарант».

9. Об организации и проведении Государственного технического осмотра транспортных средств: правила проведения Государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 марта 1999 г. № 190 // СПС «Гарант».

10. О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ // СПС «Гарант».

11. URL: www.yapragmatik.livejournal.com

12. URL: www.online812.ru/2011/06/17/019

1. About some measures for reforming of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation of February 18, 2010. № 208 // Rus. newsp. № 36. February 19.

2. Rules the state technical inspection of mechanical vehicles and trailers: are approved as the Minister of the Ministery of the Interiorof the USSR of December 19, 1988.

3. Rossinskiy B.V. State system ofsafety of traffic (tendency, problem and development prospect): dis. ... Doctor of Law. M., 1993.

4. Melnikov S.E. Legal and organizational problems of technical inspection of vehicles. M., 2007.

5. Molodih M.E. The state technical inspection in the Russian Federation: administrative-legal regulation: dis. ... Master of Law. Saratov, 2005.

6. At a wheel. 2012. № 1(967). Jan.

7. Pustovit V.A. Problems of control of a technical condition of vehicles when carrying out the state technical inspection // Newsletter. 2009. Vol. 44.

8. About technical inspection of vehicles and about modification of separate acts of the Russian Federation: feder. law of July 1, 2011. № 170-FL // HLS «Garant».

9. About the organization and carrying out the State technical inspection of vehicles: rules the state technical inspection of vehicles by the state inspectorate of safety of traffic of the Ministry of the Interior of the Russian Federation of March 15, 1999. № 190 //HLS «Garant».

10. About technical inspection of vehicles and about modification of separate acts of the Russian Federation: feder. law of July 1, 2011. № 170-FL // HLS «Garant».

11. URL: www.yapragmatik.livejournal.com

12. URL: www.online812.ru/2011/06/17/019

238

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.