Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ'

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / МОНИТОРИНГ / АНКЕТИРОВАНИЕ / МНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумова Ольга Сергеевна, Дробная Елена Валериановна

Представлены результаты анализа актуального состояния реализации духовно-нравственного воспитания в образовательной практике Забайкальского края на основе анализа условий преподавания предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», изучения мнения педагогов различных дисциплин и классных руководителей. В рамках исследования определены теоретико-методологические подходы, проблемы и достижения реализации духовнонравственного воспитания на различных уровнях образования, определены перспективные направления дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумова Ольга Сергеевна, Дробная Елена Валериановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE EDUCATIONAL PRACTICE OF THE TRANS-BAIKAL TERRITORY

The problem of the research was the study of the theoretical foundations of spiritual and moral education of the younger generation and the analysis of the current state of the implementation of spiritual and moral education in the TransBaikal Territory. The research materials were the results of the monitoring of teaching conditions in the Trans-Baikal Territory's educational institutions in the subject areas Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics (ORCSE) and Basics of the Spiritual and Moral Culture of the Peoples of Russia (ODNKNR), and a survey of teachers on the problems of spiritual and moral education of the individual. In the course of the research, the following methods were used: analysis of scientific literature on the problems of spiritual and moral education, monitoring and analysis of its results; study of teachers' opinions on the problems of the implementation of spiritual and moral education by means of a questionnaire. The authors of the study analyzed the works of modern scientists on the problem of spiritual and moral education in domestic and foreign pedagogy, revealed the essence and content of theoretical and methodological approaches to the implementation of spiritual and moral education: philosophical-anthropological, cultural, system-activity, competence-based. The authors analyzed the results of monitoring of the implementation of the conception of spiritual and moral education of a person and the development of a citizen of Russia and a survey of teachers of educational organizations of the Trans-Baikal Territory on the implementation of spiritual and moral education, which was attended by representatives of 240 schools in the region. The authors found a contradiction between the importance of the ORCSE and ODNKNR subject areas for achieving the goals of spiritual and moral education and the poor quality of their teaching, and an insufficient differentiation of the concepts “spiritual and moral education” and “moral education” by teachers. Teachers are aware of the importance of implementing spiritual and moral education in teaching all general education disciplines and in the practice of classroom management. The authors draw conclusions about the need (1) to improve the organizational and managerial mechanisms for the implementation of courses, methods of teaching them, and educational and methodological support, including the search for effective forms, methods, means and technologies for the implementation of spiritual and moral education in an information and digital society (based on a system-activity approach); (2) to expand the teaching of courses on the basics of religious cultures and secular ethics and the foundations of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia from the first to the ninth grade on the basis of continuity; (3) to create conditions for the basic training of teachers of these courses at the bachelor's and master's levels in pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 487. С. 155-167 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 487. рр. 155-167

Научная статья УДК 37

аог 10.17223/15617793/487/18

Анализ реализации духовно-нравственного воспитания в образовательной практике Забайкальского края

Ольга Сергеевна Наумова 13, Елена Валериановна Дробная 2 4

1 Забайкальский государственный университет, Чита, Россия 2 Институт развития образования Забайкальского края, Чита, Россия 3 о^а.паитоуа.72.72@mail.ru 4 Drobnayelena@yandex.ru

Аннотация. Представлены результаты анализа актуального состояния реализации духовно-нравственного воспитания в образовательной практике Забайкальского края на основе анализа условий преподавания предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», изучения мнения педагогов различных дисциплин и классных руководителей. В рамках исследования определены теоретико-методологические подходы, проблемы и достижения реализации духовно-нравственного воспитания на различных уровнях образования, определены перспективные направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, образовательная практика, мониторинг, анкетирование, мнение педагогов

Источник финансирования: статья подготовлена при поддержке гранта 326-ГР «Духовно-нравственное воспитание личности в условиях информационно-цифрового общества», получившего поддержку в конкурсе научных грантов Забайкальского государственного университета в 2021 г.

Для цитирования: Наумова О.С., Дробная Е.В. Анализ реализации духовно-нравственного воспитания в образовательной практике Забайкальского края // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 487. С. 155-167. аог 10.17223/15617793/487/18

Original article

doi: 10.17223/15617793/487/18

Analysis of the implementation of spiritual and moral education in the educational practice of the Trans-Baikal Territory

Olga S. Naumova1,3, Elena V. Drobnaya2,4

1 Transbaikal State University, Chita, Russian Federation 2 Institute for the Development of Education of the Trans-Baikal Territory, Chita, Russian Federation

3 olga.naumova.72.72@mail.ru 4 Drobnayelena@yandex.ru

Abstract. The problem of the research was the study of the theoretical foundations of spiritual and moral education of the younger generation and the analysis of the current state of the implementation of spiritual and moral education in the TransBaikal Territory. The research materials were the results of the monitoring of teaching conditions in the Trans-Baikal Territory's educational institutions in the subject areas Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics (ORCSE) and Basics of the Spiritual and Moral Culture of the Peoples of Russia (ODNKNR), and a survey of teachers on the problems of spiritual and moral education of the individual. In the course of the research, the following methods were used: analysis of scientific literature on the problems of spiritual and moral education, monitoring and analysis of its results; study of teachers' opinions on the problems of the implementation of spiritual and moral education by means of a questionnaire. The authors of the study analyzed the works of modern scientists on the problem of spiritual and moral education in domestic and foreign pedagogy, revealed the essence and content of theoretical and methodological approaches to the implementation of spiritual and moral education: philosophical-anthropological, cultural, system-activity, competence-based. The authors analyzed the results of monitoring of the implementation of the conception of spiritual and moral education of a person and the development of a citizen of Russia and a survey of teachers of educational organizations of the Trans-Baikal Territory on the implementation of spiritual and moral education, which was attended by representatives of 240 schools in the region. The authors found a contradiction between the importance of the ORCSE and ODNKNR subject areas for achieving the goals of spiritual and moral education and the poor quality of their teaching, and an insufficient differentiation of the concepts "spiritual and moral education" and "moral education" by teachers. Teachers are aware of the importance of implementing spiritual and moral education in teaching all general education disciplines and in the practice of classroom management. The authors draw

© Наумова О.С., Дробная Е.В., 2023

conclusions about the need (1) to improve the organizational and managerial mechanisms for the implementation of courses, methods of teaching them, and educational and methodological support, including the search for effective forms, methods, means and technologies for the implementation of spiritual and moral education in an information and digital society (based on a system-activity approach); (2) to expand the teaching of courses on the basics of religious cultures and secular ethics and the foundations of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia from the first to the ninth grade on the basis of continuity; (3) to create conditions for the basic training of teachers of these courses at the bachelor's and master's levels in pedagogical universities.

Keywords: spiritual and moral education, educational practice, monitoring, questioning, teachers' opinion

Financial support: The article was prepared with the support of Grant 326-GR, Spiritual and Moral Education of the Individual in an Information and Digital Society, which won the competition of scientific grants of the Trans-Baikal State University in 2021.

For citation: Naumova, O.S. & Drobnaya, E.V. (2023) Analysis of the implementation of spiritual and moral education in the educational practice of the Trans-Baikal Territory. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 487. рр. 155-167. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/487/18

Духовно-нравственное воспитание личности является приоритетной государственной задачей и стержневым направлением, в рамках которого должны рассматриваться вопросы развития ценностных представлений личности о самой себе, людях, Родине, истории и культуре своей страны. От эффективности решения этой задачи зависит уровень духовно-нравственной культуры российского социума как основы различных отношений, определяющих будущее Отечества. Эти задачи обозначены в государственных документах: указах Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (далее - Стратегия) [1-3].

В современной отечественной педагогике уделяется большое внимание проблемам духовно-нравственного воспитания личности и подготовке будущего учителя к реализации данного направления воспитания в образовательной практике. За период конца ХХ - начала ХХ1 в. защищено значительное количество диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук по данной проблематике: В.А. Беляевой (Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре, 1999 г.); Е.И. Артамоновой (Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя, 2000 г.); Т.А. Костюковой (Профессиональное самоопределение будущего педагога в традиционных российских ценностях, 2002 г.); А.В. Роговой (Идея воспитания человека культуры в философско-педагогической мысли России и русского зарубежья: вторая половина Х1Х -первая половина ХХ в., 2004 г.); Е.В. Шестуна (Православные традиции духовно-нравственного становления личности: историко-теоретический аспект, 2006 г.); Т.В. Скляровой (Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях, 2008 г.); С.Ю. Див-ногорцевой (Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России, 2012 г.);

В.В. Мороз (Аксиологические основы развития креативности студентов, 2015 г.); А.М. Гущиной (Аксио-лого-педагогическая концепция и модель воспитания нравственности будущего учителя, 2019 г.) и др. Ключевыми направлениями проведенных исследований явилось обращение к накопленному культурно-историческому опыту в области духовно-нравственного воспитания личности и подготовке будущего педагога к реализации данного направления в образовательной практике, а также рассмотрение аксиологических аспектов данной проблематики. Следует отметить, что за последние пять лет защищено достаточно большое количество кандидатских диссертаций по проблемам духовно-нравственного воспитания, которые, в свою очередь, также требуют фундаментального анализа и обобщения. Перспективным направлением педагогических исследований является изучение особенностей духовно-нравственного воспитания личности в условиях информационно-цифрового общества.

Результаты проведенных исследований в области духовно-нравственного воспитания отражены в публикациях современных ученых. Раскрывается содержание ценностных основ жизни российского общества, актуализируются значение национального образовательного идеала как цели образования и его значение для будущего России, а также требования к современному педагогу как носителю и транслятору ценностей культуры [4]. Поднимается чрезвычайно важная проблема аксиологической неоднородности современного российского общества и ее отражение в содержании современного образования [5]. На наш взгляд, ее необходимо рассматривать также в контекстах мировоззренческих установок действующих и будущих педагогов, реализующих духовно-нравственное воспитание, с условием четкого разграничения понятий «духовность» и «нравственность», а также решения проблемы воспитания детей в семье. Базовые традиционные ценности с позиции различных типов мировоззрения и решения вопросов аксиологического воспитания школьников на уроках основ религиозных культур и светской этики и литературы в рамках интегративного подхода были рассмотрены ранее [6, 7].

Исследуются значение, место и консенсус светского и религиозного компонентов в современном школьном образовании, предлагаются механизмы их взаимодействия на основе диалога культур; подчеркивается «гуманитарный флюид высокой духовности, света, морали, красоты и блага», который может нести религия, выявляется значение культурологического подхода к решению задач духовно-нравственного воспитания [8]. В этой связи ученые обращаются к изучению проблемы личностной готовности будущего педагога к работе с ценностями православной культуры, решением которой, по их мнению, должно стать «личностное вхождение учителя в пространство православной культуры» на основе овладения теологическими, религиозно-философскими, культурологическими, антропологическими и психологическими знаниями [9]. Предлагаются различные подходы, формы, методы и средства подготовки будущих педагогов к реализации ценностей духовно-нравственной культуры в различных психолого-педагогических исследованиях, как в рамках изучения конкретных учебных дисциплин (например, «Педагогики») [10], так и специальных курсов [11]. Проблема подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию в процессе реализации магистерской программы рассмотрена в исследовании [12]. В зарубежной педагогике уделяется внимание подготовке педагогических кадров к решению задач нравственного развития личности [13, 14].

Необходимость воспитания подрастающих поколений, способных обеспечить устойчивое и успешное развитие нашей Родины с опорой на национальный идеал и базовые национальные ценности, акцентируется в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся его методологической основой (далее -Концепция) [15]. В Концепции рассмотрен генезис идеи национального воспитательного идеала, представлены его особенности на современном этапе; обозначены цель и задачи, раскрыты принципы, условия и особенности реализации духовно-нравственного развития и воспитания; дана характеристика базовым национальным ценностям, составляющим основу культуры многонационального народа России и воспитания. Другим документом, который позволяет школе на современном этапе выстраивать воспитательный процесс на основе системного подхода с учетом особенностей конкретной образовательной организации (далее - ОО) уровней начального, основного и среднего общего образования, является примерная программа воспитания [16].

Несмотря на меры, принимаемые со стороны государства в области решения задач духовно-нравственного воспитания (принятия стратегических документов, активной разработки этого направления воспитания учеными и педагогами), в современной образовательной практике этого направления существует значительное количество вопросов, требующих решения.

Реализация духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения происходит сегодня в

особых общественно-экономических и политических условиях, когда быстрое технологическое развитие, информатизация и цифровизация общества не только открывают новые возможности, но и обусловливают ряд проблем в современной образовательной практике: повреждение внутреннего, духовного мира формирующегося человека; манипулирование сознанием и экстремизм у подростков, интернет-зависимость, доступность негативной информации и ее разрушительное влияние на личность и др. В этой связи новым направлением является изучение влияния информационно-цифрового пространства на внутренний мир личности, определение возможностей применения информационно-коммуникационных технологий для решения задач духовно-нравственного воспитания [17, 18]. В тоже время следует констатировать отсутствие комплексного подхода к изучению состояния духовно-нравственного воспитания, в том числе широкого исследования мнения учителей общеобразовательных организаций по данной теме, что является проблемой настоящего исследования.

Целью предложенного исследования является анализ реализации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в Забайкальском крае на современном этапе.

Для достижения данной цели были использованы следующие методы исследования:

- анализ научной литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания;

- мониторинг реализации Концепции в ОО Забайкальского края и анализ его результатов;

- изучение мнения педагогов о проблемах реализации духовно-нравственного воспитания методом анкетирования.

Настоящее исследование строится на основе фи-лософско-антропологического, культурологического, системно-деятельностного и компетентностного подходов. В основе философско-антропологического подхода, основоположником которого является великий русский педагог К. Д. Ушинский, лежат представления о месте человека в мире, идеи о его сущности и назначении, смысле жизни, приоритетном значении духовных и нравственных ценностей. Философско-антропологический подход строится на основе синтеза различных наук о человеке, позволяет комплексно рассматривать проблемы воспитания человека. Широкое признание и дальнейшую разработку эти идеи получили в зарубежной педагогике в работах М. Шелера и др. В современной отечественной педагогике к идеям философско-антропологического подхода обращаются Т.И. Петракова [19], В. С. Шубин-ский и др. Идеи культурологического подхода в отечественной педагогике связаны с работами ученых XIX в. (Н.А. Бердяев, К. Д. Ушинский и др.). В рамках этого подхода были заложены фундаментальные основы духовно-нравственного воспитания, ядром которых являются ценности и традиции национальной культуры. В современной педагогике широко используются идеи культурологического подхода, позволя-

ющие рассматривать проблемы духовно-нравственного воспитания в культурологическом аспекте [20]. Системно-деятельностный подход позволяет рассмотреть организацию процесса духовно-нравственного воспитания с позиции взаимосвязи его отдельных компонентов: целевого, содержательного, орга-низационно-деятельностного и аналитико-результа-тивного. Изучению системного подхода посвящены труды В. А. Караковского, Л.И. Новиковой и др. Дея-тельностный подход разрабатывали Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.И. Слободчиков и др. Реализация системно-деятельностного подхода в условиях циф-ровизации образования приобретает новый характер, предполагающий включение цифрового пространства в качестве образовательной среды, взаимодействие субъектов образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. Учет этих особенностей позволяет подойти к решению проблемы духовно-нравственного воспитания личности с новых позиций. Использование ком-петентностного подхода (разработчики - В.А. Болотов, В.А. Сластёнин и др.) дает возможность оценить готовность педагогов к реализации духовно-нравственного воспитания в современной образовательной практике.

Важным ресурсом для решения задач духовно-нравственного воспитания в России являются традиционные ценности и нормы, которые сохраняются и транслируются носителями ее многонационального народа (христианские, прежде всего, в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддист-

ские). Обеспечить духовно-нравственное и социокультурное развитие обучающихся, способствовать становлению их гражданской идентичности призваны новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (далее - ФГОС НОО и ФГОС ООО), разработанные с учетом особенностей национальной культуры народов России [21, 22]. ФГОС включют обязательные для изучения школьниками комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) и предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР).

Анализ предметных результатов ОРКСЭ и ОДНКНР, на наш взгляд, позволяет утверждать, что они по своему содержанию во многом сближаются с личностными результатами обучения. Примеры коррелирующих личностных результатов обучения (согласно обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО) и предметных результатов ОРКСЭ и ОДНКНР представлены в табл. 1.

В Забайкальском крае реализация ОРКСЭ в 4-х классах ОО началась с 2012 г. [23], ас 1 сентября 2015 г. в соответствии с введенным ФГОС реализуется обязательная предметная область ОДНКНР для обучающихся основного общего образования. Изучение мнения забайкальских педагогов о состоянии практики и условий преподавания в Забайкальском крае ОРКСЭ и ОДНКНР как факторов, способствующих духовно-нравственному воспитанию школьников на уровне начального и основного общего образования, является важным для настоящего исследования.

Таблица 1

Сравнение личностных результатов обучения на уровнях начального общего и основного общего образования с предметными результатами обучения ОРКСЭ и ОДНКНР

Личностные результаты обучения (п. 41 ФГОС НОО, п. 42 ФГОС ООО) Предметные результаты обучения ОРКСЭ/ОДНКНР

Уровень начального общего образования (ОРКСЭ, п. 43.6)

Первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений Формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении

Уважение к своему и другим народам Овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания. Осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения

Признание индивидуальности каждого человека Понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества

Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства в обществе

Уровень основного общего образования (ОДНКНР, п. 45.8. ФГОС ООО)

Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе Формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации

Личностные результаты обучения (п. 41 ФГОС НОО, п. 42 ФГОС ООО) Предметные результаты обучения ОРКСЭ/ОДНКНР

Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России Формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного наследия народов Российской Федерации. Поддержка интереса к традициям собственного народа и народов, проживающих в Российской Федерации. Понимание вклада представителей различных народов России в формирования ее цивилизационного наследия. Осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия

Ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа. Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения. Понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества Понимание ценности многообразия культурных укладов народов, Российской Федерации

Достижение результатов обучения, закрепленных в образовательных стандартах, требует наличия в образовательной организации целого комплекса мер и ресурсов, на выявление которых был направлен мониторинг реализации Концепции в рамках комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР, проведенный ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» (далее - ИРО) в сентябре 2021 г. В мониторинге приняли участие 198 образовательных организаций из 31 района Забайкалья, что составляет 34% от ОО края. Причинами невысокого охвата мониторингом образовательных организай края могут быть как объективные - проведение в начале учебного года, так и субъективные - недостаточно внимательное отношение к его заполнению - факторы.

Анализ результатов мониторинга, включавшего 12 вопросов по нескольким направлениям, показал, что планы работы по реализации Концепции подготовлены в 75% образовательных организаций края, рабочие группы (ответственные) по реализации Концепции имеются только в 58%, положение ОО о мероприятиях среди учителей и учащихся, направленных на реализацию Концепции, создано в 54% образовательных организаций края. Последние значения свидетельствуют о том, что почти в половине ОО недооценивают важность духовно-нравственного и гражданско-патриоти-ческого воспитания школьников и не обеспечивают системность и целенаправленность этой деятельности на уровне плана работы образовательной организации.

Реализации Концепции в ОО может способствовать преподавание ОРКСЭ и ОДНКНР, выстроенное в соответствии с требованиями. Анализ результатов мониторинга подтверждает, что в большинстве образовательных организаций края уделяют внимание участию родителей в выборе модуля ОРКСЭ (проведение родительских собраний по выбору модуля включены в план работы 86%). Вместе с тем мониторинг выявил, что ОРКСЭ как отдельный предмет не преподается в трех образовательных организациях (1,5%), а ОДНКНР - в 35 (19%). Отсутствие преподавания ОДНКНР в данном случае может быть связано с необязательностью ее преподавания именно в 5-м классе или по причине интегрирования курса в другие предметы.

Население Забайкалья включает более ста национальностей, основными из которых являются русские, буряты и эвенки, поэтому многонациональ-ность и поликонфессиональность региона не может не сказаться на выборе родителями модуля ОРКСЭ для изучения младшими школьниками. В силу социокультурных причин наиболее востребованными участниками образовательных отношений в Забайкальском крае являются модули «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур». Согласно данным мониторинга, в 2019/20, 2020/21 учебных годах родителями обучающихся начальной школы был сделан следующий выбор модулей ОРКСЭ (табл. 2):

Таблица 2

Выбор модулей ОРКСЭ родителями обучающихся начальной школы в 2019/20, 2020/21 учебных годах

Модуль ОРКСЭ Процент выбора в 2019/20 учебном году Процент выбора в 2020/21 учебном году

Основы светской этики 59,82 43,0

Основы православной культуры 18,67 22,4

Основы буддийской культуры 4,55 4,95

Основы мировых религиозных культур 16,96 29,65

Таким образом, следует отметить, что в крае в течение 2019/20 и 2020/21 учебных годов наиболее востребованным у родителей обучающихся оставался модуль «Основы светской этики» (59,82% и 43,0% соответственно). При этом в 2020/21 учебном году наблюдалось повышение интереса к модулям «Основы мировых религиозных культур» (на 12,69%), «Основы православной культуры» (на 3,73%), «Основы буддийской культуры» (на 0,4%).

Данные о преподавании в средней школе тех или иных учебных курсов предметной области ОДНКНР

Таким образом, самыми популярными для реализации направлениями ОДНКНР, наряду с Основами светской этики (33% ОО края), становятся Основы мировых религиозных культур, преподавание которых увеличивается в образовательных организациях с 16,96% (ОРКСЭ) до 33%, причем увеличение количества школ, преподающих Основы мировых религиозных культур, происходит за счет отказа от преподавания Основ светской этики и Основ православной культуры - преподавание последних в рамках ОДНКНР ведется в 17% образовательных организаций края. Снижение наблюдается и в реализации Основ буддийской культуры, преподавание которых в рамках ОДНКНР сохраняется в одной школе края (согласно данным мониторинга).

Причинами изменения направлений изучения ОРКСЭ при переходе в среднюю школу могут быть отсутствие квалифицированных (прошедших специальную подготовку) кадров, наличие в образовательных организациях учебников только по конкретному учебному курсу ОДНКНР, что в целом приводит к нарушению преемственности в преподавании данных предметных областей.

Ведение педагогами предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР предполагает ряд значительных изменений в их профессиональной деятельности: постановку принципиально новых задач педагогической деятельности, построение нетрадиционной системы взаимодействия педагога и обучающихся, образовательной организации и семей обучающихся, освоение педагогом нового предметного содержания; освоение и применение на практике новых методических подходов, установление и реализацию взаимодействия с централизованными религиозными организациями и многое другое.

Кадровый потенциал преподавателей ОРКСЭ в Забайкальском крае предсказуемо представлен в боль-

претерпевают существенное изменение. Поскольку результаты мониторинга отражают ситуацию преподавания предметной области ОДНКНР в образовательных организациях Забайкальского края в 2020/21 учебном году, корректным будет сравнение динамики выбора учебных курсов ОДНКНР с данными о преподавании модулей ОРКСЭ за 2019/20 г., так как в этом случае речь будет идти о соблюдении принципа преемственности при переходе одних и тех же обучающихся из начальной школы в основную (табл. 3):

шинстве своем учителями начальной школы (69%), поскольку они получают специальные знания в процессе базового обучения в вузе (например, курс «Методика реализации предметной области ОДНКНР» в ФГБОУ ВО ЗабГУ), дающего право на преподавание дисциплин не только в начальной, но и в основной школе. Преподавателями ОДНКНР в среднем звене являются, прежде всего, учителя истории и обществознания (абсолютное большинство, 36%) и учителя русского языка и литературы (15%), а также учителя начальной школы (11%) и педагоги практически всех школьных дисциплин, ЗДУВР, педагоги-психологи и педагоги-библиотекари. Следствием этого становится отсутствие преемственности в преподавании модулей ОРКСЭ, востребованных в начальной школе: если учителя начальной школы изучают методику преподавания и содержание модулей предметной области ОРКСЭ при обучении в вузе и при прохождении обязательных курсов повышения квалификации, то учителя истории и обществознания в реализации ОДНКНР ориентируются, прежде всего, на вузовские курсы философии и истории религий (религиоведческий курс, опирающийся на принципы научного атеизма и рассматривающий религию в первую очередь как социальное явление), что подтверждает выявленное мониторингом увеличение преподавания направлений «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Согласно анализу данных мониторинга, кадровый состав учителей ОРКСЭ и ОДНКНР в ОО края представлен педагогами высшей (14%) и первой категорий (25%), которые соответствуют занимаемой должности (62%). Эти значения свидетельствуют о нежелании (или затруднениях) педагогов подтвердить квалификацию, что может быть следствием как неуверенности в

Таблица 3

Обеспечение преемственности в преподавании ОРКСЭ и ОДНКНР в ОО Забайкальского края

в 2019/20, 2020/21 учебных годах

Учебный курс Процент выбора учебных модулей / учебных курсов

Начальное общее образование, ОРКСЭ, 2019/20 учебных год Основное общее образование, ОДНКНР, 2020/21 учебный год

Основы светской этики 59,82 33

Основы православной культуры 18,67 17

Основы буддийской культуры 4,55 0,5

Основы мировых религиозных культур 16,96 33

себе, так понимания своей недостаточной компетентности в преподавании предмета. Повышать свои профессиональные компетенции забайкальские учителя, преподающие ОРКСЭ и ОДНКНР в образовательных организациях края, предпочитают на базе ИРО (78%), ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края» (11%), ФГБОУ ВО ЗабГУ (9%), ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» (8%).

Преподавание ОРКСЭ и ОДНКНР в образовательных организациях Забайкальского края на момент проведения мониторингового исследования (сентябрь 2021 г.) осуществлялось с использованием следующих цифровых платформ: РЭШ (33%), региональная система АИС «Сетевой город. Образование» (59 %); 4% образовательных организаций края на начало 2021 г. стали пользоваться платформой «Сферум». Кроме того, при подготовке уроков и для коммуникации с обучающимися учителя ОРКСЭ и ОДНКНР указали следующие электронными ресурсы: российская он-лайн-платформа Учи.ру (5%), платформа электронного образования ЯКласс (0,5%), а также различные ресурсы сети Интернет. В последнем случае проблема состоит том, что использование непроверенных или нерекомендованных материалов при преподавании предметов духовно-нравственного содержания, какими являются ОРКСЭ и ОДНКНР, может привести к формированию искаженных представлений о ценностях и нанести вред духовному здоровью и безопасности обучающихся.

Таким образом, анализ результатов мониторингового исследования по реализации Концепции в рамках ОРКСЭ и ОДНКНР, проведенного ИРО, позволяет констатировать наличие противоречия между значением ОРКСЭ и ОДНКНР для духовной безопасности общества и государства, российской системы образования, воспитательной ролью этих предметов и недостаточно высоким качеством их преподавания, а также определить факторы, препятствующие повышению эффективности преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР в образовательных организациях Забайкалья. Исследование выявило необходимость решения ряда задач, направленных на создание условий для достижения обучающимися максимальных результатов образования по данным предметам, а именно: совершенствование организационно-управленческих механизмов реализации ОРКСЭ, ОДНКНР и Концепции в ОО Забайкальского края; последовательное обновление учебно -методического обеспечения реализации курса и обогащение методики его преподавания; повышение профессионального мастерства педагогов, преподающих ОРКСЭ и ОДНКНР в образовательных организациях края, своевременное подтверждение и повышение квалификационных категорий учителями, преподающими предметы, ориентированные на духовно-нравственное воспитание обучающихся (в том числе ОРКСЭ и ОДНКНР); совершенствование мониторинговых процедур, сопровождающих преподавание курса и др.

Духовно-нравственное воспитание не может быть ограничено отдельными предметными областями школьной программы, какими являются ОРКСЭ и ОДНКНР, а должно реализовываться в рамках инте-гративного подхода к преподаванию различных предметов школьного курса и системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса в школе (воспитания и обучения), что отражено в Концепции и примерной программе воспитания [15, 16]. Базовые положения указанных документов раскрывают цели и задачи духовно-нравственного воспитания, содержание, принципы и условия его реализации. Они были взяты нами за основу при составлении вопросов анкеты для выявления мнения учителей о реализации духовно-нравственного воспитания в Забайкальском крае.

Вопросы 1-4 анкеты связаны с особенностями педагогической деятельности респондентов (место работы, стаж, преподаваемая дисциплина, осуществление классного руководства). В исследовании приняли участие 55 респондентов - учителя городских и сельских школ из 10 районов Забайкальского края. Стаж работы респондентов в школе составил от 2 месяцев до 35 лет. Из них 15 являются начинающими педагогами (стаж работы до 3 лет); 16 респондентов имеют стаж работы 15 и более лет; 32 респондента являются классными руководителями. Дисциплины, которые преподают респонденты: предметы начальной школы, ОРКСЭ, русский язык и литература, история и обще-ствознание, английский язык, информатика, изобразительное искусство, музыка.

На вопрос № 5 «Что Вы понимаете под духовно-нравственным воспитанием?» большинство опрашиваемых педагогов (65%) ответили, что сущность понятия «духовно-нравственное воспитание» связана с идеей формирования гармоничной личности и развитием ее ценностно-смысловой сферы; 5% респондентов относят к духовно-нравственному воспитанию развитие общечеловеческих, национальных, духовных и нравственных ценностей; 30% -воспитание нравственных чувств (совесть, вера, долг, ответственность, любовь к Родине, уважение и бережное отношение к культуре и истории своей страны, ее традициям, уважение всех религий и всех народов, любви к семье, уважения и почитания старших), воспитание нравственной позиции (готовность преодоления нравственных испытаний), воспитание нравственного облика (терпение, милосердие, кротость), нравственных качеств (патриотизм, гражданственность, милосердие, справедливость, доверие, толерантность, стремление к знаниям, ценность семьи и труда), нравственного поведения (готовность служению людям и Отечеству) и др. Кроме того, под духовно-нравственным воспитанием респонденты понимают формирование нравственно-моральных принципов, культурной основы, национального самосознания, поликультурного мышления, способности сознательного выстраивания личности отношения к себе, обществу, государству и миру в целом на основе общепринятых норм и нравственных идеалов.

Анализ ответов на вопрос № 6 «Отличаются ли, на Ваш взгляд, понятия "духовно-нравственное воспитание" и "нравственное воспитание"? Поясните, пожалуйста, Ваш ответ» позволяет разделить респондентов на группы на основе понимания сущности духовно-нравственного воспитания. Первая (большая) часть (75%) считает духовно-нравственное воспитание синонимом нравственного воспитания и относит к нему, прежде всего, воспитание таких нравственных качеств, как совесть, вера, долг, ответственность, патриотизм (любовь к Родине), уважение и бережное отношение к культуре и истории своей страны и ее традициям; любовь к семье; уважение и почитание старших и др. Нравственную позицию личности некоторые из них определяют как готовность преодоления нравственных испытаний. В основе нравственного облика человека, по мнению респондентов этой группы, должны быть такие личностные качества, как терпение, милосердие, кротость, справедливость, доверие, толерантность, стремление к знаниям, гражданственность и др., а в основе нравственного поведения - готовность служить людям и Отечеству. Респонденты считают, что для этого необходимо реализовывать воспитание личности на основе нравственно-моральных принципов, культуры, национальном самосознании и поликультурном мышлении, формировать способность человека «сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов». В ответах на вопрос № 6 также прозвучала идея духовно-нравственного воспитания личности, «которая ценит и уважает все религии и народы, не только родных и близких, но и совершенно чужих людей...».

Во вторую (меньшую) группу (25%) могут быть объединены ответы, в которых респонденты связывают духовно-нравственное воспитание с идеями развития общечеловеческих, национальных, духовных и нравственных ценностей; с передачей знаний, «которые формируют духовность и нравственное начало на основе традиций и ценностей жизни»; с процессом, направленным на «воспитание православных ценностей и правил поведения в обществе», разграничивая при этом понятия «духовное» и «нравственное» воспитание.

Тот факт, что многие педагоги не разделяют понятия «духовно-нравственное» и «нравственное» воспитание, используют их как синонимы, подтверждает общение с учителями забайкальских школ в ходе круглых столов, секций научно-практических конференций. Подобное смешение может быть проявлением «аксиологической неоднородности» как следствия инерции советской традиции в отечественной педагогике, в которой понятие «духовность» не рассматривалось, а нравственное воспитание связывалось с воспитанием у школьников отношения к самому себе, к людям, к окружающему миру, к Родине.

Следует отметить, что 52% ответивших на вопрос № 6 не смогли раскрыть содержание понятия «духовность». Различие понятий «духовность» и «нравственность» констатировали 48% респондентов, которые связали духовно-нравственное воспитание с

религиозным воспитанием, показали их иерархичность, в которой духовность определяет нравственность: «Духовность - это глубже, чем нравственность», «В духовно-нравственном воспитании происходит воспитание не только нравственных начал, но и духовного начала, духа», «Нравственное воспитание формирует черты характера, поведение, а духовно-нравственное воспитание - это система социального воспитания, формирование духовного мира», «Понятие "духовный" имеет большее отношение к ценностным и мировоззренческим установкам, а нравственность больше определяется поведением человека», «Духовно-нравственное воспитание чаще всего связывается с религиозным воспитанием, а нравственное - с проблематикой общечеловеческих ценностей», «Нравственное воспитание - это воспитание гуманного отношения к миру, духовно-нравственное воспитание предполагает изменение личности через православные ценности: семейные, национальные, общечеловеческие. В основе здесь - отношение к Богу как к Творцу жизни».

На вопрос № 7 «Решаете ли Вы задачи духовно-нравственного воспитания на своих уроках? Каким образом?» утвердительно ответили, прежде всего, учителя русского языка и литературы, которые подчеркнули, что задачи духовно-нравственного воспитания им помогает решать анализ произведений русской классики, в которых затрагиваются нравственные темы, выполнение творческих работы на нравственные темы. В ответах респондентов звучат идеи: «Практически каждый урок литературы, изобразительного искусства, музыки, русского языка несет в себе воспитательные цели. Именно литература воспитывает человека в духовном, нравственном, моральном плане», «Обучая, воспитываю. Учу правильному поведению, отношению друг к другу. Подбираю воспитывающие тексты. Ориентирую на помощь друг другу, учу работать в команде», «Безусловно, на каждом уроке. Соприкасаясь с сокровищницей русской, мировой литературы. На уроках русского языка. дети учатся любить, ценить Родину, культуру через понимание текста», «Да, пытаюсь. Анализ литературных текстов помогает решить задачу духовно-нравственного воспитания. Также на уроках развития речи при анализе текстов рассматриваются нравственные темы».

При ответе на вопрос № 8 «Насколько это эффективно? Почему?» мнения учителей русского языка и литературы разделились. Одни респонденты считают свою деятельность эффективной, поскольку «литература учит детей аналитическому прочтению текстов, способствует развитию всех УУД (универсальных учебных действий)». Другие определяют эффективность решения задач духовно-нравственного воспитания в учебном процессе уровнем компетентности педагога: «В нашем современном мире вводится много нововведений на уроках русского языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию. Чтобы все было интересно и познавательно, учитель должен знать все азы воспитания в целом и вызвать нравственность в сердцах детей». Третьи отмечают недостаточную эффективность, отмечая решающую роль семьи в духовно-нравственном воспитании школьников:

«Эффективно не всегда, поскольку очень много детей мыслят так, как и их родители. Я считаю, что в семье при воспитании ребенка очень малую роль отводят духовно-нравственному воспитанию», «Нравственные основы все-таки дает семья. В школе учитель дополняет, корректирует».

Учителя музыки и изобразительного искусства подчеркнули воспитательные возможности своих предметов по воспитанию нравственных качеств (толерантности, доброты, внимательности, художественного вкуса и т.п.) средствами музыкальных технологий, «через чувственный мир, связь музыки с жизнью», через знакомство школьников с традициями, обычаями русского народа -«Прививаю любовь к музыке, искусству, знакомлю детей с традициями, обычаями русского народа, с русскими народными песнями», через «формирование художественной культуры детей как неотъемлемой части культуры духовной, формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве - зоркости души ребенка». Высказываясь об эффективности своей деятельности, учителя музыки и изобразительного искусства также подчеркнули роль обстановки в семье и отметили значение профессионализма педагога, выражающегося в выборе методик обучения, подборе обучающего материала. Критерием успешности работы учителя музыки и изобразительного искусства назвали раскрепощенность, уравновешенность и спокойствие детей на уроках - «Музыка обладает силой изменять и улучшать, воспитывать ребенка через эмоциональный отклик на любые музыкальные произведения», а также прочность усвоения материала - «Дети знают шедевры русской культуры, проявляют интерес к ее изучению. Когда группы бывают на экскурсиях в Москве и Санкт-Петербурге, то экскурсоводы отмечают и знания школьников, уровень поведения в музее, и то, с каким интересом дети слушают экскурсовода».

Учителя начальных классов отметили эффективность преподаваемых ими дисциплин для решения задач духовно-нравственного воспитания личности: «Данные задачи решаются практически на каждом уроке. Это тема семьи, поведения, религии, любви к животным, растениям, родине и т.д.», «Да, я решаю задачи духовно-нравственного воспитания через уроки, проведенные мною. Внедряю в уроки литературного чтения произведения, в которых прослеживаются события, где рассматриваются обычаи, традиции, взаимоотношения друг с другом и т.д.», «Развиваю через уроки технологии, окружающего мира, математики. Воспитываю патриотизм, эстетический вкус, трудолюбие, творческое отношение к труду, жизни, природе, окружающей среде». Учителя начальных классов уверены, что реализация духовно-нравственного воспитания на уроках в начальной школе создает «первооснову культурной личности, что способствует саморазвитию, адаптации к сложной окружающей действительности с социальными проблемами», а также полагают, что «дети младшего школьного возраста, как губка, впитывают все и реагируют на все положительно». Педагоги также уделяют внимание использованию технических средств

обучения для наглядного представления изучаемого материала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учителя истории и обществознания в своих ответах подчеркнули особую роль своих уроков в воспитании патриотизма и гражданственности: «Каждый урок, особенно урок обществознания, включает в себя воспитательный элемент, ситуационные задачи, проблемные вопросы, рассуждения над мыслями знаменитых людей и т.д.». Степень эффективности деятельности, по мнению одного из учителей истории, «варьируется в зависимости от разных составляющих: уровня эмпа-тии педагогов и обучающихся, актуальности поднятой проблемы и т.д.».

На уроках иностранных языков задачи духовно-нравственного воспитания решаются в процессе знакомства с культурой, обычаями, традициями зарубежных государств при изучении тем, связанных с культурой, историей, семьей, этикетом, природой, здоровым образом жизни. Свою деятельность в области духовно-нравственного воспитания учителя иностранных языков считают достаточно эффективной, поскольку обучающиеся в процессе изучения материала «представляют себя на месте другого человека, учатся сопереживать кому-то».

Учитель информатики при ответе на вопрос № 8 анкеты отметил, что его задача «на уроках информатики не только научить применению информационных технологий, но и приобщить к духовным ценностям, создать условия приобретения личных смыслов». По поводу эффективности решения задач духовно-нравственного воспитания на уроках информатики была выражена такая позиция: «устанавливаются широкие человеческие контакты, знакомство с родной культурой ...».

Таким образом, следует отметить, что большинство педагогов-предметников понимают возможности своего предмета для решения задач духовно-нравственного воспитания личности и стремятся к их реализации. К сожалению, встречались ответы, в которых указано, что задачи духовно-нравственного воспитания педагогами решаются только на классных часах.

При ответе на вопрос № 9 «Как Вы решаете задачи духовно-нравственного воспитания личности с позиции классного руководителя?» респонденты, являющиеся классными руководителями, рассказали о различных методах и формах, используемых в процессе воспитания: беседы, классные часы, общение с родителями, различные внеклассные мероприятия, волонтерские проекты, организация встреч с интересными людьми, знакомство с достопримечательностями района, округа, края, с произведениями местных авторов и др.

При ответе на вопрос № 10 «Насколько эффективен такой подход? Почему?» классные руководители назвали критерии эффективности применения различных форм и методов в деятельности по духовно-нравственному воспитанию: «раскрепощенную обстановку», атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи, искренности, доверия друг другу, проявление способности к сочувствию и оказание помощи людям, сплочение коллектива. В то же время они указывают

на такую проблему в реализации духовно-нравственного воспитания, как отсутствие поддержки семьи.

На вопрос № 11 «Какие проблемы духовно-нравственного воспитания личности в современной школе Вы можете назвать?» среди проблем при организации духовно-нравственного воспитания в современной школе респонденты из районов края перечислили такие факторы, как недоступность учреждений культуры, отсутствие специализированных спортивных клубов, разрушение семьи: «У детей мало возможностей общаться с родителями, бабушками, дедушками. В районе нет музеев, театра, концертного зала, выставочных залов»; «Современные дети не получают должного воспитания в семье по разным причинам, в семье детям не уделяется должного внимания, детей воспитывает Интернет. Огромную роль играет социум со своими ценностями». В ответах поднимается проблема бездуховности (отсутствие четких положительных жизненных ориентиров, обесценивание нравственных ценностей, ориентированность на материальное благополучие, подражание обычаям и традициям других стран, реклама алкоголя и табачной продукции, пропаганда в СМИ жестокости и насилия), а также подчеркнута кадровая проблема: «Иногда отсутствует духовность самих педагогов»; «Молодые педагоги, приходящие в школу, не умеют и не желают заниматься внеурочной деятельностью с учащимися. В большинстве своем - это "уроко-датели". Духовно-нравственное воспитание поддерживают педагоги среднего и старшего возраста».

На вопрос № 12 «Какие, на Ваш взгляд, необходимы условия для решения этих проблем?» респонденты ответили, что для решения задач духовно-нравственного воспитания в современной школе необходимо выделять больше часов на изучение гуманитарных наук и предметов эстетического направления, вызывать детей на «живой» диалог, уделять больше времени внеклассной работе и взаимодействию с семьей, проводя круглые столы на тему общения, семьи и традиций. Важным фактором для решения задач духовно-нравственного воспитания является смена приоритетов: «учащиеся нацелены на сдачу ОГЭ, ЕГЭ, поэтому много времени уделяется на механическую подготовку к экзаменам», нужно «возрождать традиции; больше времени родителям проводить с детьми, вести беседы, не заменять себя гаджетами». Особое внимание учителя вновь уделили необходимости обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров.

На вопрос № 13 «Какое значение имеют, на Ваш взгляд, традиции в духовно-нравственном воспитании?» респонденты акцентировали роль традиций в духовно-нравственном воспитании, указав, что они «залог передачи опыта человечества». Опрашиваемые учителя назвали традиции основой жизни: «Это наша связь с национальной культурой, теряя традиции, мы теряем связь с культурой своей страны»; «Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь города и в них заложены общие идеи, ценности общества»; «Духовно-нравственное воспитание детей посредством традиций - важная составляющая их социализации и подготовки к самостоятельной жизни. Творческой созидательной деятельности».

Отвечая на вопрос № 14 «Какие традиции Вы могли бы назвать, которые играют важную роль в духовно-нравственном воспитании детей?», респонденты указали национальные, православные и семейные традиции, а также традиции школы, праздники своего края и страны.

При ответе на вопрос № 15 «Какие проблемы современного общества негативно сказываются на решении задач духовно-нравственного воспитания?» респонденты перечислили большое количество факторов -это и «размытость и искаженность духовно-нравственных ориентиров», и недостаточная заинтересованность общества в духовно-нравственном воспитании детей, и отсутствие интереса к культуре своего народа, семьи, и создание фальшивых ценностей, и экономическая нестабильность, негативно влияющая на обстановку в семье, и атомизация общества. Была поднята проблема компьютерной зависимости: «В современном обществе, особенно среди детей и молодежи, зависимость от компьютеров и телефонов. А также от игр и социальных сетей»; «Компьютеризация. Дети имеют игровую зависимость, не читают книги, не играют с друзьями на улице».

При ответе на вопрос № 16 «Какие новые возможности, на Ваш взгляд, появились для решения задач духовно-нравственного воспитания в настоящее время в Российской системе образования?» респонденты отметили «возрождение патриотического воспитания, воспитания гражданственности, здорового образа жизни через дисциплину ОДНКНР (желательно ввести эту дисциплину по 11 класс включительно)», появление новых педагогических технологий (например, технология схематизации в мысле-деятельностной педагогике Н.В. Громыко), внедрение ИКТ-технологий, широкое сетевое взаимодействие, а также обращение в обучении и воспитании к региональному компоненту, к проектной и исследовательской деятельности, изучение родного языка и родной литературы, возрождение патриотического движения и волонтерства и т.п. Наряду с отмеченными положительными факторами было выражено иное мнение: «Никаких. Это зависит только от воспитания в семье и окружающих!». Важно отметить, что 50% респондентов уклонились от ответа на этот вопрос.

На основании анализа проведенного анкетирования педагогов забайкальских школ можно сделать вывод, что большинство учителей занимают неравнодушную позицию по отношению к духовно-нравственным проблемам современного общества и необходимости их решения в образовательной практике, понимают возможности преподаваемых дисциплин для их решения и значение реализации внеурочной деятельности. Использование новых информационно-цифровых технологий респонденты осознают, с одной стороны, как возможность для реализации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а с другой -как фактор негативного влияния на внутренний мир детей. Перед учеными и педагогами-практиками встает необходимость предотвратить разрушительное воздействие информационно-цифрового мира и использовать новейшие достижения в области развития

технологий для решения образовательных задач. К сожалению, современные учителя, воспитанные в советских традициях, а также родители школьников часто недооценивают значение в духовно-нравственном воспитании личности православной культуры.

Анализ практической реализации духовно-нравственного воспитания в Забайкальском крае, проведенный на основе мониторинга реализации Концепции и анкетирования педагогов забайкальских школ, показал:

1. Ведущими методологическими подходами к реализации духовно-нравственного воспитания являются философско-антропологический, культурологический, системно-деятельностный и компетентностный. Фило-софско-антропологический подход определяет духовную направленность целостного образовательного процесса и духовно-нравственного воспитания как его компонента. Культурологический подход позволяет раскрыть ценностное содержание образовательного процесса и духовно-нравственного воспитания на основе традиций отечественной культуры. Системно-де-ятельностный подход позволяет рассмотреть все компоненты (целевой, содержательный, организационно-деятельностный, аналитико-результативный) как образовательного процесса в целом, так и духовно-нравственного воспитания - его неотъемлемой части - в единстве, взаимосвязи и целостности. На основе ком-петентностного подхода можно сформулировать требования к определению уровня готовности педагога к реализации духовно-нравственного воспитания.

2. Анализ результатов мониторинга реализации Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России в рамках ОРКСЭ и ОДНКНР, проведенного ИРО Забайкальского края в сентябре 2021 г., позволяет констатировать наличие противоречия между значением ОРКСЭ и ОДНКНР для реализации духовно-нравственного воспитания и недостаточно высоким качеством их преподавания, которое определяют, в частно -сти, недочеты организационно-управленческого сопровождения реализации Концепции на уровне создания и деятельности рабочих групп (ответственных) по ее реализации. В рамках анализа результатов мониторинга указаны социокультурные основания выбора родителями модулей ОРКСЭ, востребованных в начальных классах, а также определено нарушение преемственности их преподавания в основной школе, связанное с кадровым обеспечением реализации ОДНКНР. Кроме того, мониторинг позволил выявить недостаточный уровень квалификации учителей ОРКСЭ и ОДНКНР края и сделать вывод о необходимости системного повышения их профессиональных компетенций (предметных, методических, информационно-коммуникационных) с одновременным обновлением учебно-методического обеспечения

реализации курсов и обогащением методики их преподавания и др.

3. Результаты анкетирования педагогов Забайкальского края на предмет определения проблем реализации духовно-нравственного воспитания в школьной образовательной практике выявили недостаточное различение педагогами понятий «духовно-нравственное воспитание» и «нравственное воспитание», что указывает на слабую педагогическую подготовку, отсутствие знаний о значении философско-антропологического подхода для решения задач воспитания, знаний в области истории отечественной педагогики, традиций педагогической практики. Среди положительных результатов анкетирования необходимо отметить: осознание педагогами необходимости реализации духовно-нравственного воспитания в процессе изучения всех общеобразовательных дисциплин и в практике классного руководства, что подтверждает понимание значимости и практическую реализацию ими системно-деятельностного подхода в образовании и воспитании; понимание педагогами роли традиций, в том числе религиозных, для успешной реализации духовно-нравственного воспитания в рамках культурологического подхода, значения взаимодействия семьи и школы для успешного решения задач воспитания. На наш взгляд, является целесообразным создание условий для базовой подготовки преподавателей курсов ОРКСЭ и ОДНКНР на уровнях бакалавриата и магистратуры в педагогических вузах.

4. Практическая значимость исследования заключается в выявления актуального состояния реализации духовно-нравственного воспитания в образовательной практике Забайкальского края; определении проблем и достижений его реализации на различных уровнях образовательной системы.

Перспективами исследования являются:

- изучение проблемы подготовки педагогических кадров к реализации духовно-нравственного воспитания, в том числе овладение компетенциями в области реализации духовно-нравственного воспитания, знаниями истории и культуры России, религиозных традиций и традиций духовно-нравственного и граждан-ско-патриотического воспитания в отечественной педагогике, повышение культуры использования информационно-коммуникационных технологий;

- поиск эффективных форм, методов, средств и технологий реализации духовно-нравственного воспитания в условиях информационно-цифрового общества;

- исследование влияния цифровой образовательной среды на решение задач духовно-нравственного воспитания и внутренний мир личности.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Прези-

дент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 19.11.2022).

2. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреп-

лению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Президент России. URl: http://kremlin.ru/acts/news/69810 (дата обращения: 19.11.2022).

3. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на

период до 2025 года» // Российская газета. URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 19.11.2022).

4. Слободчиков В.И., Остапенко А. А., Рыбаков С.Ю. Базовые смыслы национально-ориентированного образования Российской Федерации //

Непрерывное образование. 2019. № 2. С. 6-9. EDN: HUXLNB

5. Склярова Т.В. Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся // Сибирский педагогический журнал.

2017. № 5. С. 13-19. EDN: ZRESQJ

6. Наумова О.С., Дробная Е.В. Постановка и решение аксиологических проблем воспитания школьников в учебниках религиозных культур

и светской этики // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2022. № 1. С. 22-31.

7. Наумова О.С., Дробная Е.В. Интегративный подход к развитию аксиологических представлений о мире у школьников на уроках литера-

туры // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2022. № 3. С. 31-41.

8. Костюкова Т.А., Петрова Г.И., Шапошникова Т.Д. Социокультурные основания и особенности взаимодействия светского и религиозного

компонентов в современном российском образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 6 (212). С. 191-198.

9. Казанцев Д.А., Костюкова Т.А. Философские основы становления личностной готовности учителя к работе с ценностями православной

культуры // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2022. № 1. С. 88-93. EDN: PYOSDX

10. Наумова О.С. Подготовка будущих учителей к реализации ценностей духовно-нравственной культуры // Гуманитарный вектор. 2015. № 1 (41). С. 67-71.

11. Истомина И. П. Профессиональная подготовка будущих педагогов к формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 1. С. 58-65.

12. Козлова А.Г. Реализация магистерской программы «Духовно-нравственное воспитание» как ответ на вызовы современности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 9 (142). С. 93-99.

13. Morris A.B., Clark A., Potter H. The spiritual, moral, social and cultural development of pupils in Catholic schools in England // International Journal of Children's Spirituality. 2012. Vol. 17, Is. 2. P. 117-135.

14. Martin-Raugh M., Tannenbaum R.J., Tocci C.M., Reese C. Behaviorally anchored rating scales: An application for evaluating teaching practice // Teaching and Teacher Education. 2016. Vol. 59. P. 414-419. doi: 10.1016/j.tate.2016.07.026

15. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М. : Просвещение, 2009. 29 с.

16. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20 // Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaja-programma-vospitanija (дата обращения: 19.11.2022).

17. Наумова О.С. Духовно-нравственное воспитание личности студентов в условиях информационно-цифрового общества: проблемы, возможности, перспективы // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16, № 5. С. 30-41.

18. Bayanov D.I., Novitskaya L.Yu., Panina S.A., Paznikova Z.I., Martynenko E.V., Ilkevich K.B., Karpenko V.L., Allalyev R.M., Ksenofontova A.N., Chelpachenko T.V., Nevzorov M.N. Digital Technology: Risks or Benefits in Student Training? // Journal of Environmental Treatment Techniques. 2019. Vol. 7, Is. 4. P. 659-663.

19. Петракова Т. И. Некоторые моменты антропологического характера в процессе духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2008. № 1 (8). С. 75-83.

20. Рогова А.В. Роль православия и образования в культурно-цивилизационном развитии человечества // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 2. С. 321-328.

21. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 19.11.2022).

22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 19.11.2022).

23. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 20.11.2022).

References

1. President of Russia. (2021) Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021, No. 400 On the National Security Strategy of the

Russian Federation. [Online] Available from: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (Accessed: 19.11.2022). (In Russian).

2. President of Russia. (2022) Decree of the President of the Russian Federation of November 9, 2022, No. 809 "On Approval of the Fundamentals of

State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values". [Online] Available from: http://krem-lin.ru/acts/news/69810 (Accessed: 19.11.2022).

3. Rossiyskaya gazeta. (2015) Decree of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015, N 996-r "On approval of the Strategy for the

development of education in the Russian Federation for the period up to 2025". [Online] Available from: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospi-tanie-dok.html (Accessed: 19.11.2022). (In Russian).

4. Slobodchikov, V.I., Ostapenko, A.A. & Rybakov, S.Yu. (2019) Bazovye smysly natsional'no- orientirovannogo obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii

[Basic Meanings of Nationally Oriented Education in the Russian Federation]. Nepreryvnoe obrazovanie. 2. pp. 6-9.

5. Sklyarova, T.V. (2017) Tsennostnye orientiry dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya obuchayushchikhsya [Value-based orientations of

spiritual and moral development and education of students]. Sibirskiypedagogicheskiy zhurnal. 5. pp. 13-19.

6. Naumova, O.S. & Drobnaya, E.V. (2022) Postanovka i reshenie aksiologicheskikh problem vospitaniya shkol'nikov v uchebnikakh religioznykh

kul'tur i svetskoy etiki [Statement and solution of axiological problems of education of schoolchildren in textbooks on religious cultures and secular ethics]. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 1. pp. 22-31.

7. Naumova, O.S. & Drobnaya, E.V. (2022) Integrativnyy podkhod k razvitiyu aksiologicheskikh predstavleniy o mire u shkol'nikov na urokakh liter-

atury [An integrative approach to the development of axiological ideas about the world among schoolchildren in literature lessons]. Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 3. pp. 31-41.

8. Kostyukova, T.A., Petrova, G.I. & Shaposhnikova, T.D. (2020) Sotsiokul'turnye osnovaniya i osobennosti vzaimodeystviya svetskogo i religioznogo

komponentov v sovremennom rossiyskom obrazovanii [Socio-cultural foundations and features of the interaction of secular and religious components in modern Russian education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 6 (212). pp. 191-198.

9. Kazantsev, D.A. & Kostyukova, T.A. (2022) Filosofskie osnovy stanovleniya lichnostnoy gotovnosti uchitelya s tsennostyami pravoslavnoy kul'tury

[Philosophical foundations for the formation of the personal readiness of a teacher with the values of Orthodox culture]. Niva Gospodnya. Vestnik Penzenskoy dukhovnoy seminarii. 1. pp. 88-93. EDN: PYOSDX.

10. Naumova, O.S. (2015) Podgotovka budushchikh uchiteley k realizatsii tsennostey dukhovno-nravstvennoy kul'tury [Preparation of future teachers for the implementation of the values of spiritual and moral culture]. Gumanitarnyy vektor. 1 (41). pp. 67-71.

11. Istomina, I.P. (2019) Professional'naya podgotovka budushchikh pedagogov k formirovaniyu dukhovno-nravstvennykh tsennostey obuchayush-chikhsya [Professional training of future teachers for the formation of spiritual and moral values of students]. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. 1. pp. 58-65.

12. Kozlova, A.G. (2019) Realizatsiya magisterskoy programmy "Dukhovno-nravstvennoe vospitanie" kak otvet na vyzovy sovremennosti [Implementation of the master's program "Spiritual and moral education" as a response to the challenges of our time]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 9 (142). pp. 93-99.

13. Morris, A.B., Clark, A. & Potter, H. (2012) The spiritual, moral, social and cultural development of pupils in Catholic schools in England. International Journal of Children's Spirituality. 17 (2). pp. 117-135.

14. Martin-Raugh, M. et al. (2016) Behaviorally anchored rating scales: An application for evaluating teaching practice. Teaching and Teacher Education. 59. pp. 414-419. doi: 10.1016/j.tate.2016.07.026

15. Danilyuk, A.Ya., Kondakov, A.M. & Tishkov, V.A. (2009) Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya rossiyskikh shkol'nikov [The concept

of spiritual and moral education of Russian schoolchildren]. Moscow: Prosveshchenie.

16. Fgosreestr.ru. (2020) Exemplary educational program. Approved by the decision of the federal educational and methodological association for general education. Protocol dated June 2, 2020, No. 2/20. [Online] Available from: https://fgosreestr.ru/poop/primernaja-programma-vospitanija (Accessed: 19.11.2022). (In Russian).

17. Naumova, O.S. (2021) Dukhovno-nravstvennoe vospitanie lichnosti studentov v usloviyakh informatsionno-tsifrovogo obshchestva: problemy, vozmozhnosti, perspektivy [Spiritual and moral education of students' personality in the conditions of the information-digital society: problems, opportunities, prospects]. Uchenye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 16 (5). pp. 30-41.

18. Bayanov, D.I. et al. (2019) Digital Technology: Risks or Benefits in Student Training? Journal of Environmental Treatment Techniques. 7 (4). pp. 659-663.

19. Petrakova, T.I. (2008) Nekotorye momenty antropologicheskogo kharaktera v protsesse dukhovno-nravstvennogo vospitaniya v usloviyakh ob-shcheobrazovatel'noy shkoly [Some moments of an anthropological nature in spiritual and moral education in a general education school]. Vestnik pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya. 1 (8). pp. 75-83.

20. Rogova, A.V. (2017) Rol' pravoslaviya i obrazovaniya v kul'turno-tsivilizatsionnom razvitii chelovechestva [The role of Orthodoxy and education in the cultural and civilizational development of humankind]. VestnikDonetskogopedagogicheskogo instituta. 2. pp. 321-328.

21. Publication.pravo.gov.ru. (2021) Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021, No. 286 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Primary General Education" (Registered on July 5, 2021, No. 64100). [Online] Available from: http://pub-lication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (Accessed: 19.11.2022). (In Russian).

22. Publication.pravo.gov.ru. (2021) Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated December 17, 2010, No. 1897 "On approval of the federal state educational standard for basic general education". [Online] Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202107050027 (Accessed: 19.11.2022). (In Russian).

23. Garant. (2010) Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 17, 2010, No. 1897 "On approval of the federal state educational standard for basic general education". [Online] Available from: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/55070507/ (Accessed: 20.11.2022). (In Russian).

Информация об авторах:

Наумова О. С. - канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики Забайкальского государственного университета (Чита, Россия). E-mail: olga.naumova.72.72@mail.ru

Дробная Е.В. - канд. культурологии, зам. директора Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Института развития образования Забайкальского края (Чита, Россия). E-mail: Drobnayelena@yandex.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

O.S. Naumova, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor, Transbaikal State University (Chita, Russian Federation), E-mail: olga.naumova.72.72@mail.ru

E.V. Drobnaya, Cand. Sci (Cultural Studies), deputy director of the Center for Continuous Professional Development of Teachers, Institute for the Development of Education of the Trans-Baikal Territory (Chita, Russian Federation), E-mail: Drobnayelena@yandex.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 01.12.2021; одобрена после рецензирования 07.02.2023; принята к публикации 28.02.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 01.12.2021; approved after reviewing 07.02.2023; accepted for publication 28.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.