Научная статья на тему 'Анализ реализации ассортиментной политики ( на примере ПАО «Челябинский цинковый завод»)'

Анализ реализации ассортиментной политики ( на примере ПАО «Челябинский цинковый завод») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC GROWTH / ASSORTMENT POLICY / COMPETITIVE ASSORTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батырова Олия Толибовна

В статье рассмотрена сущность ассортиментной политики, приведена методика оценки выполнения плана по ассортименту, произведен расчет коэффициента выполнения ассортиментной политики на примере ПАО «Челябинский цинковый завод»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the implementation of the assortment policy ( on the example of JSC "Chelyabinsk zinc plant")

In article the essence of assortment policy is considered, the technique of an assessment of implementation of the plan for the range is given, calculation of coefficient of performance of assortment policy on the example of PJSC Chelyabinsk Zinc Plant is made.

Текст научной работы на тему «Анализ реализации ассортиментной политики ( на примере ПАО «Челябинский цинковый завод»)»

Анализ реализации ассортиментной политики ( на примере ПАО «Челябинский

цинковый завод»)

Analysis of the implementation of the assortment policy ( on the example of JSC

"Chelyabinsk zinc plant")

Батырова Олия Толибовна

Студент

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Челябинский филиал. e-mail: [email protected]

Batyrova Oliya Talibovna

Student

Russian Academy of national the economy and public administration the President of the Russian Federation The Chelyabinsk branch. e-mail: olja. b [email protected]

Аннотация.

В статье рассмотрена сущность ассортиментной политики, приведена методика оценки выполнения плана по ассортименту, произведен расчет коэффициента выполнения ассортиментной политики на примере ПАО «Челябинский цинковый завод»

Annotation.

In article the essence of assortment policy is considered, the technique of an assessment of implementation of the plan for the range is given, calculation of coefficient of performance of assortment policy on the example of PJSC Chelyabinsk Zinc Plant is made.

Ключевые слова: экономический рост, ассортиментная политика, конкурентоспособная ассортиментная политика.

Key words: economic growth, assortment policy, competitive assortment policy.

Главные значительные направления деятельности уточняют [2, с. 101]: целевые перспективные потребительские части, планируемые освоить; характер коммуникаций и каналов распределения, которые необходимы для выхода на новые перспективные рынки; преимущества, которые отличают предполагаемые меры от мероприятий оппонентов; варианты инновационного и инвестиционного развития; преобразование структуры и систем управления, разновидности реорганизации (поглощение, присоединение, выделение, разделение, смена организационно-правовой формы).

Процессы экономических преобразований в Российской Федерации привели к тому, что появилось новое понимание принципов предпринимательской деятельности. Развивающиеся рыночные отношения и усиливающаяся конкуренция указывают на то, что необходим ввод новых подходов в предпринимательстве, ориентированных на повышение прибыли и конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность и прибыльность предприятия определяется, зачастую, способностью ассортимента товаров предприятия нормально реагировать текущему потребительскому спросу на качественном и количественном уровнях. Именно поэтому, увеличение эффективности управления товарным ассортиментом предприятия - актуальная задача в современных условиях хозяйствования. Предприятие каждый день сталкивается с такой задачей как -задача быстрого реагирования на каждое изменение рыночной ситуации, что, в первую очередь, отражается на

ассортименте. Ассортиментная политика относится к одному из важных объектов системы управления, потому что именно отношение потребителей к продукции определяет возможности существования и развития предприятия.

Для любого предприятия покрупично спроектированная ассортиментная политика является определяющим его стабильности, рентабельности, индивидуальности, конкурентоспособности и, в конечном итоге, определяет успех предприятия на рынке. Помимо этого, ассортиментная политика - важный из всех инструментов, с помощью которых предприятие осуществляет свою деятельность на рынке. Соответствие товара, которые определяют номенклатуру предприятия, потребностям покупателей по качественным и количественным характеристикам является одной из главнейших задач ассортиментной политики. Исполнение такой функции как, сбалансирование соотношение спроса и предложения происходит посредством планирования и реализации ассортиментной политики маркетинговой деятельности предприятия.

Ассортимент продукции предприятия определяет его позиция на рынке, конкурентоспособность и конкурентные преимущества, поэтому принятие верных управленческих решений в области управления ассортиментом предприятия является важной целью.

Таблица 1. Определения понятия «ассортиментная политика»

Автор Содержание понятия

Баев А.В. политика, сущность которой состоит в определении номенклатуры производства и реализации товаров, продукции с учетом собственных возможностей, возможностей поставщиков и партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности спроса, конъюнктуры и динамики цен

Коноплева Е. система мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, которая обеспечивает устойчивые позиции предприятия на рынке и получает необходимую прибыль

Орлов А.В.. целенаправленное формирование ассортимента с учётом развития общественных потребностей, покупательского спроса, достижений научно-технического прогресса составляет суть ассортиментной политики

Понятие ассортиментной политики включает в себя, во-первых, систему мер стратегического характера, во-вторых, систему мер, которая в свою очередь направлена на конкурентоспособную модель результатом которой является устойчивое положение предприятия на рынке. [4, с. 6]

Место предприятие на рынке определяет ассортиментная плитика, е методы направленности на потребителей, также ее способность изменять внутрипроизводственные направления с потребительским спросом. Конкурентоспособность предмета и субъекта производства происходят из сущности ассортиментной политики.

Для предприятий цветной металлургии свойственен сбор и анализ данных: производимый ассортимент продукции; контрагенты, прибыль. Данная информация может служить качественной опорой для помощи в принятии стратегических решений в ассортиментной политике, в работе с потребителями и работе с поставщиками материалов. Ассортиментная политика для предприятия цветной металлургии - это важный инструмент увеличения прибыли, роста объемов производства, улучшения положения предприятия на рынке.

Формирование конкурентных достоинств ассортиментной политики осуществляется следующими причинами: современность технологий создания продукта и его производства, степень обновления производственного ассортимента, креативность и инновационное мышление сотрудников, эффективность управления имеющимися резервами, развитостью внутренних и внешних связей.

Конкурентоспособная ассортиментная политика предполагает конкурентоспособность всех ее составляющих, включающая конкурентоспособную производственную политику, маркетинг, финансовую политику, коммуникации и другие обязательные сегменты функционирования предприятия (фирмы).

Маркетинговый анализ - это инструмент для реализации данных направлений. Экономическая деятельность хозяйствующего субъекта в обязательном порядке предусматривает маркетинговую деятельность. Маркетинговая деятельность направлена на согласование возможностей организации с ситуацией на рынке в целях получения положительных финансовых результатов и конкурентоспособных преимуществ.

Качественную характеристику маркетинговой деятельности определяют маркетинговые исследования, а поэтому маркетинговый анализ принято рассматривать, как процесс исследования. В этом плане он представляет систему специальных знаний по изучению, направленный на определение рыночной среды по её количественным и качественным характеристикам, либо определения возможности данного предприятия участвовать в этой рыночной среде.

Известны показатели по трем предприятиям: ПАО «Челябинский цинковый завод», ОАО "Электроцинк, ОАО «Святогор». Базовым является ПАО «Челябинский цинковый завод».

Таблица 2. Основные показатели деятельности сравниваемых предприятий

Показате ли ПАО «Челябинский цинковый завод» ОАО «Электроцинк» ОАО «Святогор»

тыс.ру блей % тыс.рублей % от «ЧЦЗ» тыс.рублей % от «ЧЦЗ »

Выручк а 19 56 8 214 100 5121 970 26,1 9 969 404 50,9

Себестоим ость 13 93 641 1 00 3 820 123 27,4 6 121 273 43, 9

Прибыль (убыток) от продаж 3 787 502 1 00 777 694 20,5 2 34 5 757 61, 9

Чистая прибыль (убыток) в тыс. рублей 2 336 276 1 00 9 236 0,4 1 53 6 127 65, 8

По исходным данным необходимо построить вспомогательную матрицу.

Матрица распределения мест:

(13 2)

VI 3 2/

По данным проведенного анализа следует, что предприятие ПАО «Челябинский цинковый завод» является ведущим среди сравниваемых предприятий. Ему необходимо сохранить все тенденции. Но предприятию необходима эффективная система управления постоянными и переменными затратами, поскольку по себестоимости занимает 3 место.

В анализируемом предприятии ПАО «Челябинский цинковый завод» имеется следующая продукция: сплав цинковый литейный ЦАМ 4-1 — ГОСТ 19424-97, сплав для горячего цинкования ЦНА (цинк-никель-алюминий), сплавы цинк-алюминиевые ТУ 24.43.12-011-00194228-2016, индий металлический ГОСТ 10297-94, кадмий — ГОСТ 1467-93, сульфат цинка технический ТУ 647-РК-002-00928-119-90, кислота серная техническая ГОСТ 2184-77

В ниже приведенной таблице представлен выпуск основной продукции в натуральном выражении по предприятию ПАО «Челябинский цинковый завод».

Таблица 3. Данные о выпуске основной продукции в натуральном выражении за 2013-2015г.г.

Вид продукции Объем производства продукции, тонн

2013 г 2014 2015

кт Фа % т Фак от 2013 % ан Пл % от 2013

Цинк 700 181 38,9 2800 18 4 39, 3900 18 38, 5

Индий 7 0 4,1 0 0

Кадмий 1,6 91 0,3 8 900, 0,2 1,6 91 0,2

Серная кислота 500 283 60,8 300 278 9 59, 3400 29 61,5

Итого 18,6 4661 100 4,9 46200 100 16,6 4782 100

По представленной таблицы можно сделать вывод, что предприятие не опускает свои позиции, а наоборот с каждым годом увеличивает выпуск продукции. Динамика выпуск цинка в 2013 году составил 38,9%, в 2014 году 39,4%, а в 2015 году почти 40%. Как в 2013 году, так и последующих годах наибольший объем выпуска составила серная кислота 60,8 % 2013 год, 59,9 % в 2014 году и 62,9% в 2015 году. А структура имеет следующие данные, в 2013 году из всего выпуска продукцию наибольший процент составила соляная кислота это 60,8 %, второе место у цинка 38,9 %. В 2014и 2015 годах сохраняется та же тенденция.

Таблица 4

Го д Р еализац ия цинка всего В том числе:

Россия Экспорт Толлинг

Ты с.тонн Т ыс. т онн % Т ыс. т онн % Т ыс. Т онн

20 13 1 66,8 1 10,1 66, 1 1,1 0, 6 5 5,6 3,3

2 014 1 67,2 9 1,8 54, 9 2,3 1, 4 7 3,1 3,7

2 015 1 72,4 1 02,8 59, 6 16, 9 9, 8 5 2,7 0,6

Экспорт 2015 года по сравнению с 2013 годом увеличился на 9,2%, а по сравнению с 2014 годом на 8,4%, 2014 год по сравнению с 2013 годом увеличился 0,8%. Реализация цинка в России в 2015 году по сравнению с 2013 годом уменьшилась на 6,5 %, а по сравнению с 2014 годом, наоборот, увеличилась 4,7%, в 2014 году по сравнению с 2013 году, так же как и в 2015 году произошло уменьшение на 11,2%.

Ассортиментная политика может быть эффективной и конкурентоспособной, если она высоко адаптивна, т. е. соответствует требованиям внешней и внутренней среды.

Критерий конкурентоспособности ассортиментной политики может быть как единичным, так и комплексным. В качестве единичного, обобщающего показателя логичнее предпочесть прибыль (при существенных оговорках).

Конкурентоспособная ассортиментная политика - это, прежде всего, инновации во всех сферах деятельности и глубокое знание рынка как основа их эффективной реализации. В этом определяется сущность данных категорий [5, с.152].

Оценить исполнение плана по ассортименту можно следующими способами.

Первый способ - наименьшего процента, необходимо найти наименьший процент. Из данных таблицы 1 наименьший процент по годам составляет в 2013 году - 86,9%, в 2014 году - 58,6%, а в 2015 году -90,9%.

Второй способ - по удельному весу в общем перечне наименования продукции, по которым выполнен план выпуска продукции.

Третий способ - оценка выполнения плана по ассортименту продукции часто производится с помощью одноименного коэффициента. Данный способ расчета приведен в формуле 4.

Таблица 5. Выполнение плана по ассортименту ПАО «Челябинский цинковый завод»

В: д продукции Объем производства продукции, тонн Выполнение плана % Продукция зачтенная в выполнение плана

2013 г 2014 2015 013 014 015 013 22 014 015

( акт лан ( акт лан акт I лан

Ц инк 81700 75700 1 82800 79000 8225 0 83900 03,4 02,1 00,9 75700 : 9000 18 250

И ндий ,5 4 ,1 ,5 07,7 8,6 0,9 ,5 4 ,1 к ,5

К адмий 9 11,6 047,9 9 00,8 08,7 06,2 9 11,6 6,9 9,1 00,6 11,6 9 00,8 9 06,2

С ерная кислота 83500 64500 22 78300 75150 80900 93400 07,2 01,1 04,4 64500 22 75150 75150

И того 4 118,6 1254,4 4 2004,9 065,7 64061,7 478 >,6 05,6 01,5 03,1 1118,1 4 5054,9 54 8311,7

Из таблицы 1 видно, что план выполнен в 2013 году по таким продукциям, как цинк, индий и серная кислота, в 2014 году - цинк, и серная кислота, а в 2015 году цинк, кадмий и серная кислота.

Из таблицы 1 можно рассчитать по ПАО «Челябинский цинковый завод» выполнение плана по ассортименту продукции по формуле:

Ка = ВПф:ВПО*100%, (4)

где, Ка - выполнение плана по ассортименту, %; ВПф/пл - сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска; ВПО - плановый выпуск продукции. Выполнение плана по ассортименту имеет следующие данные: Ка2013 =(441118,1/441254,4)* 100%= 99,97% Ка2014= (455054,9/455065,7)*100%=99,99% Ка2015= (458311,7/478216,6)*100%=95,84%

Образование грамотной, рациональной ассортиментной политики предприятия устанавливает уровень удовлетворенности клиентов предлагаемыми товарами и услугами, обеспечивает серьезные конкурентные превосходства и способна привести к требуемому росту продаж и увеличению прибыли.

Список используемой литературы:

1. Бухтиярова, Т.И. Реализация конкурентных преимуществ на основе клиентоориентированной стратегии/ Т. И. Бухтиярова, А. В. Плешакова// Наука и мир.2013. № 3(3). С. 112- 116

2. Бухтиярова, Т.И. Обеспечение конкурентоспособности предприятий в розничной торговли/ Т. И. Бухтиярова, Т. В. Ташкинова// Современные проблемы науки и образования//. 2012. № 6.С. 423-430

3. Данилов, Г.В. Учет ассортиментных сдвигов в структуре вы-пускаемой продукции в анализе безубыточности/ Г.В.Данилов, И.Г. Рыжова, Е.С. Войнова//Экономический анализ: теория и практика. 2009.№ 26. С. 35-39.

4. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии (2-е издание) [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Дубровин И.А. Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.431 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24774.html.— ЭБС «1РКЬоок5» (дата обращения 08.04.2017 год)

5. Ивашкевич, В. Б. Бухгалтерский управленческий учет [Текст]:

учебник для вузов / В.Б. Ивашкевич. - 3-е изд., перераб. и доп. -М. :Магистр: ИНФРА-М, 2015.448с.

6. Коноплева, Е. Оценка ассортиментной политики предприятия. - М.:Лаборатория Книги, 2010.-

80с.

7. Коцур М.В. Конкурентоспособная ассортиментная политика в системе целей предприятия// Проблему управления (Минск). 2009. № 4 (33). С.149—155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.