Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕАГИРОВАНИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020 ГОДУ'

АНАЛИЗ РЕАГИРОВАНИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
330
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ РЕАГИРОВАНИЯ / АНАЛОГИЧНЫЙ ПЕРИОД ПРОШЛОГО ГОДА

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Мехова Вилена Владимировна, Поздняков Никита Александрович, Просветова Дарья Романовна

В статье представлены: статистические данные в сравнении с аналогичным периодом прошлого года по основным показателям реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП; информация по количеству аварийно-спасательных и других неотложных работ; сведения о количестве спасенных и деблокированных в ДТП граждан и оказанной пострадавшим первой помощи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Мехова Вилена Владимировна, Поздняков Никита Александрович, Просветова Дарья Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS RESPONSE OF THE FIRE AND RESCUE UNITS TO THE ROAD ACCIDENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION IN 2020

The article presents statistical data in comparison with the same period last year on the main response indicators of the fire and rescue units to the road accidents, information on the number of rescue and other emergency operations, information on the number of citizens rescued and released in the road accidents and first aid provided to victims

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕАГИРОВАНИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020 ГОДУ»

УДК 614.8

Анализ реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации в 2020 году

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2021

В.В. Мехова, Н.А. Поздняков, Д.Р. Просветова

Аннотация

В статье представлены: статистические данные в сравнении с аналогичным периодом прошлого года по основным показателям реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП; информация по количеству аварийно-спасательных и других неотложных работ; сведения о количестве спасенных и деблокированных в ДТП граждан и оказанной пострадавшим первой помощи.

Ключевые слова: пожарно-спасательные подразделения; дорожно-транспортные происшествия; коэффициент реагирования; аналогичный период прошлого года.

Analysis Response of the Fire and Rescue Units to the Road Accidents in the Russian Federation in 2020

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2021

V. Mekhova, N. Pozdnyakov, D. Prosvetova

Abstact

The article presents statistical data in comparison with the same period last year on the main response indicators of the fire and rescue units to the road accidents, information on the number of rescue and other emergency operations, information on the number of citizens rescued and released in the road accidents and first aid provided to victims.

Key words: fire and rescue units; road accidents; response rate; the same period last year.

10.03.2021

Сотрудниками Центра мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) непрерывно осуществляются сбор и учет сведений об организации деятельности пожарно-спасательных подразделений (ПСП) территориальных органов МЧС России по совершенствованию системы

спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с использованием ресурса федеральной государственной информационной системы «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» (ИАС-ДТП) [1] и официальных данных

ГУОБДД МВД России (ресурс официального сайта ГИБДД МВД России) [2].

В 2020 году в Российской Федерации произошло 145 073 (-11,7%) ДТП, в результате которых погибло 16 152 (-4,9%) человека, а 183 040 (-13,2%) человек получило ранения. Коэффициент тяжести последствий составил 8,1 (8 погибших на 100 пострадавших).

Пожарно-спасательными подразделениями в 2020 году осуществлено 103 592 (-6,2%) [3] выезда на ДТП. Помощь оказана 90 667 (-8,8%) гражданам, из них: спасено 29 927 (-23,3%) человек (деблокировано 8 908 (+0,8%) пострадавших); первая помощь оказана 45 076 (-8,4%) пострадавшим; психологическая помощь оказана 214 (+18,2%) гражданам; иная помощь оказана 43 183 (-7,2%) гражданам (рис. 1).

В 2020 году проводились мероприятия, относящиеся к категории «спасенный»: сердечно-легочная реанимация до появления признаков жизни проведена

144 (-60,3%) пострадавшим; временная остановка наружного кровотечения с наложением давящей повязки — 8 796 (-18,5%) пострадавшим; деблокировано 8 908 (+0,8%) пострадавших; для 329 (-46,6%) пострадавших проведены мероприятия по восстановлению и поддержанию проходимости дыхательных путей; окклюзионная (герметизирующая) повязка при ранении грудной клетки наложена 309 (-86,9%) гражданам; иммобилизация проведена 12 225 (-27,4%) пострадавшим; медицинская помощь силами и средствами аттестованной медицинской службы МЧС России оказана 262 (-64,7%) пострадавшим; авиацией МЧС России транспортировано в лечебно-профилактические учреждения 11 (+175%) пострадавших (рис. 2).

Количество граждан, отнесенных к категории «оказана первая помощь», по видам оказанной помощи в 2020 году распределилось следующим образом:

Рис. 1. Оказание помощи пострадавшим в 2020 году, в абсолютных значениях (человек)

Рис. 2. Количество пострадавших, отнесенных к категории «спасенный», по видам проведенных работ, чел.

контроль состояния (сознание, дыхание, кровообращение) обеспечен 15 673 (-11,3%) пострадавшим; психологическая поддержка оказана 19 643 (+15,3%) пострадавшим; повязки при травмах различных областей тела наложены 13 033 (-12%) пострадавшим; 3 802 (+17,2%) пострадавшим зафиксирован шейный отдел позвоночника; наземными силами и средствами ПСП в лечебно-профилактические учреждения транспортировано 368 (-15,7%) граждан; местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения проведено для 585 (-17,4%) пострадавших; прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой) осуществлено для 25 (-44,4%) пострадавших (рис. 3).

Всего при реагировании ПСП на ДТП в 2020 году проведено 149 603 работы (технологические операции), среднее время прибытия к месту ДТП составило

7,3 минуты. Коэффициент реагирования в целом по стране составил 0,84 (+0,02) или 84% (реагирование на 8 ДТП из 10-ти).

В абсолютных значениях реагирование ПСП на ДТП составило: г. Москва — 1 848 (-15%) выездов; Центральный ФО — 22 033 (-8,4%) выезда; СевероЗападный ФО — 11 117 (-12,5%) выездов; Южный ФО — 12 167 (-15%) выездов; Северо-Кавказский ФО — 5 315 (+8,6%) выездов; Приволжский ФО — 25 811 (-8,4%) выездов; Уральский ФО — 7 601 (+1,6%) выезд; Сибирский ФО — 11 279 (+8,2%) выездов; Дальневосточный ФО — 6 420 (+2,8%) выездов (рис. 4).

Выезды ПСП на различные виды ДТП распределились следующим образом (рис. 5):

ДТП с пострадавшими (включая 1 и более ТС) — 84 744 выезда (82%) (-7,3% к аналогичному периоду прошлого года (АППГ);

ДТП без пострадавших — 10 350 выездов (10%) (+28,5% к АППГ);

Рис. 3. Количество пострадавших, отнесенных к категории «оказана первая помощь», по видам проведенных работ, чел.

Рис. 4. Реагирование ПСП на ДТП в 2020 году, в абсолютных значениях

ДТП с участием пешеходов — 8 498 выездов (8%) (-23,1% к АППГ).

Наиболее высокий коэффициент реагирования ПСП на ДТП (k) в Центральном федеральном округе — 0,93 (+0,01) (выезд на 9 ДТП из 10-ти); наиболее низкий — в Уральском федеральном округе — 0,76 (+0,05) (выезд на 8 ДТП из 10-ти).

По субъектам Российской Федерации, на основании представленных данных: лучшие показатели в республиках Карелия, Коми, Марий Эл; Пермском, Алтайском, Хабаровском краях; Белгородской, Ивановской, Воронежской, Самарской, Свердловской, Новосибирской областях — 1 (выезд на каждое ДТП). Худшие показатели в г. Москве — 0,28 (-0,02), Челябинской области — 0,37 (+0,03) и Чукотском АО — 0,15 (+0,03).

Коэффициент реагирования на ДТП: в Приволжском ФО — 0,92 (+0,02); в Дальневосточном ФО — 0,84 (+0,09); в Южном ФО — 0,84 (-0,05); в Сибирском ФО — 0,83 (+0,1); в Северо-Западном ФО — 0,82 (-0,08); в Северо-Кавказском ФО — 0,82 (+0,1) (рис. 6).

Среднее время прибытия к месту ДТП в целом по стране составляет 7,3 минуты.

Лучший показатель по федеральным округам: в Центральном и Приволжском — 6,3 минуты; худший — в Сибирском — 9,8 минуты.

По субъектам РФ: лучшее время — в Чукотском АО — 4 минуты; худшее время — в Еврейской АО — 14,4 минуты.

Среднее время прибытия к месту ДТП: в СевероКавказском ФО — 6,7 минуты; в Северо-Западном ФО — 7 минут; в Дальневосточном ФО — 7,6 минуты; в Южном ФО составило 8,1 минуты; г. Москве — 8,1 минуты; Уральском ФО — 8,7 минуты (рис. 7).

В 2020 году силами ПСП при ликвидации последствий ДТП проведено 149 603 работы (в 2019 году — 157 793 работы).

Удельный вес операций по деблокированию пострадавших из транспортных средств составил 4% (деблокировано 8 908 человек), по оказанию первой помощи пострадавшим — 24%.

На операции по стабилизации транспортных средств пришлось 8% от общего количества работ; на работы, не требующие применения аварийно-спасательного инструмента, — 12%, на иные работы — 40%; на операции по деблокированию тел погибших — 2%.

Рис. 5. Динамика реагирования ПСП на ДТП в 2020 году, в разрезе их укрупненных видов

Рис. 6. Коэффициент реагирования ПСП на ДТП в 2020 году

Рис. 7. Среднее время прибытия к месту ДТП в 2020 году, в минутах

На выезды без проведения работ приходится 6% случаев; ликвидация вторичных поражающих факторов составила 3% от общего количества случаев реагирования; возврат на маршруте следования — 1% (рис. 8).

По результатам мониторинга и проведенного анализа реагирования ПСП на ДТП установлено, что:

1. В условиях снижения общих показателей аварийности на авто-мототранспорте в Российской Федерации в 2020 году наблюдается пропорциональное снижение количества реагирования на ДТП в абсолютных значениях; при этом зафиксирован рост коэффициента реагирования ПСП на ДТП (доли участия) [4].

По территориальным органам МЧС России значительная положительная динамика реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП в абсолютных значениях отмечена в 15 субъектах Российской Федерации.

Предположительно, указанный рост реагирования является следствием высокого уровня исполнения Регламента ведения территориальными органами МЧС России информационных ресурсов в области развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и качественной организационной работы в части постановки задач по реагированию на ДТП, контроля

органов управления территориального пожарно-спасательного гарнизона.

Вместе с тем, снижение абсолютных показателей реагирования ПСП на ДТП отмечено в 9 субъектах Российской Федерации.

Одной из причин снижения показателей может являться низкая исполнительская дисциплина ответственных лиц в части невнесения сведений в базу данных в соответствии с Регламентом ведения территориальными органами МЧС России информационных ресурсов в области развития системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, а именно — несвоевременная корректировка карточек базы данных ИАС-ДТП.

2. За отчётный период в 12 субъектах РФ, по сведениям, представленным в базе данных, коэффициент реагирования составил 1 (100%).

Значительный рост показателя отмечается в 15 субъектах Российской Федерации.

Одновременно, сильная отрицательная динамика коэффициента реагирования отмечается в 10 субъектах Российской Федерации.

При проведении анализа причин снижения коэффициента реагирования в субъектах РФ основными причинами являются:

Рис. 8. Работы при ликвидации последствий ДТП в 2020 году, удельный вес

низкое качество организационной работы в части постановки задач по реагированию на ДТП, контроля органов управления территориального пожарно-спасательного гарнизона;

снижение уровня межведомственного взаимодействия, в том числе информационного обмена при возникновении ДТП;

значительное количество ДТП (до 30%), принимающихся по заявлению (случаи, принятые в учёт в течение 30 дней по результатам сверки органов управления ГИБДД с медицинскими учреждениями) при их совершении не фиксируется, сообщения о них не поступают. На статистический учет ГИБДД такие ДТП принимаются по обращению потерпевшего в медицинское учреждение;

наличие количества ДТП с участием пешеходов и с наездом на пешеходов, с падением пассажира(ов) в общественном транспорте, с наездом на велосипедиста, с наездом на гужевой транспорт, с наездом на животное, как составных частей общего количества

ДТП с пострадавшими. Фактически, в большинстве таких случаев отсутствует необходимость привлечения пожарно-спасательных сил (например, наезд на пешехода или велосипедиста);

возникновение ДТП на значительном удалении от мест дислокации пожарно-спасательных подразделений (более 20 км), при которых по прибытии на место ДТП первая помощь либо эвакуация пострадавших в лечебные учреждения произведены до прибытия пожарно-спасательных подразделений (в том числе силами участников и очевидцев).

3. Уменьшилось количество ДТП-ЧС, произошедших на территории Российской Федерации в 2020 году — 67 ДТП-ЧС (в 2019 году — 90 ДТП-ЧС), также уменьшилось количество пострадавших в данном виде ДТП (1 218 человек в 2019 году против 682 человек в 2020 году), одновременно количество погибших в ДТП-ЧС уменьшилось по сравнению с АППГ (240 человек в 2019 году, против 195 в 2020 году).

Литература

1. [Электронный ресурс] // Федеральная государственная информационная система «Информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий». URL: http://abdtp.ru/ (дата обращения: 17.03.2021).

2. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГУ ОБДД МВД России. URL: http://www.gibdd.ru (дата обращения: 17.03.2021).

3. Анализ функционирования системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в части МЧС России в 2019 году/ МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020. 111 с.

4. Анализ основных показателей эффективности реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП в Российской Федерации 2020 году/ МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021. 108 с.

Сведения об авторах

Мехова Вилена Владимировна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-код: 3816-1762.

Поздняков Никита Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

е-mail: centrriskdtp@mail.ru

SPIN-код: 3786-5159.

Просветова Дарья Романовна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN-код: 6874-4594.

Information about authors

Mekhova Vilena V.: All-Russian Research Institute for Civil

Defense and Emergencies, Researcher.

7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia.

е-mail: centrriskdtp@mail.ru

SPIN-scientific: 6874-4594.

Pozdnyakov Nikita A.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher, Research Center.

7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia. е-mail: centrriskdtp@mail.ru SPIN- scientific: 3786-5159.

Prosvetova Daria R.: All-Russian Research Institute for Civil

Defense and Emergencies, Researcher.

7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia.

е-mail: centrriskdtp@mail.ru

SPIN- scientific: 6874-4594.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название URL

Пискарев В.И. и др. Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации: Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и XIII научно-практической конференции «Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации», г. Ногинск, 6 июня 2018 г. https://elibrary.ru/item.asp?id=36778035

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.