АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.В. Шебанец, магистрант
М.С. Орехова, канд. экон. наук, доцент
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-11-3-176-179
Аннотация. Статья посвящена анализу развития транспортного комплекса Российской Федерации, его роли и значению в социально-экономическом развитии страны. Рассматриваются особенности функционирования и основные показатели развития всех видов транспорта в стране, включая железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный транспорты. В работе акцентируется внимание на вызовах, с которыми сталкивается транспортная система в условиях сокращения бюджетного финансирования и влияния международных санкций.
Ключевые слова: транспортный комплекс, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт.
Транспортный комплекс играет ключевую роль в экономике любого государства и является важным элементом как производственной, так и социальной инфраструктуры. Этот сектор экономики обеспечивает не только географическую связанность между различными регионами страны, но и экономическую интеграцию всех отраслей экономики [1].
Транспорт представляет собой сферу материального производства и является самостоятельной отраслью экономики. Он играет ключевую роль в обмене произведенной продукцией между различными хозяйствующими субъектами, регионами и странами. Транспорт является фундаментом территориального разделения труда. Его развитие помогает осваивать новые территории, перемещать население и грузы, а также способствует развитию специализации.
Россия, обладая мощной транспортной системой, вместе с США и Китаем составляет
лидирующую тройку стран по общим объемам грузовых и пассажирских перевозок, а также по величине грузо- и пассажирооборо-та. В 2023 году доля валового внутреннего продукта (ВВП), созданного в сфере транспортировки и хранения, составила 6,2% в общем объеме ВВП России, что соответствует высокому уровню вклада в ВВП в общемировой практике [2].
В условиях обширной географической территории нашей страны эффективное развитие транспортного комплекса требует значительных вливаний бюджетных средств, которые, как показано на рисунке 1, за последние 3 года сократились на 4,2%, а по сравнению с уровнем 2022 года сокращение в 2023 году составило чуть более 20%, что вызвано перераспределением бюджетных средств в пользу других приоритетных областей.
2500
2000
1500
1000
500
2059,4
1700,1 1629,4
2021 r. 2022 r. 2023 r.
Рисунок. Объемы бюджетного финансирования развития транспортного комплекса, млрд руб.
Транспортная система России сегодня - это 87 тыс. км железнодорожных путей, более 1,5 млн км дорог общего пользования, более 100 тыс. км внутренних судоходных путей и более 1,9 млн работников крупных и средних предприятий транспортной сферы. Все эти элементы работают в единой системе, обеспе-
Таблица 1. Динамика основных комплекса России
В Российской Федерации виды транспорта классифицируются на следующие категории:
- железнодорожный транспорт;
- автомобильный транспорт;
- водный транспорт, который включает внутренний водный и морской;
- воздушный транспорт [3].
Ведущим видом транспорта в России является железнодорожный транспорт. Он эффективно применяется для транспортировки грузов и пассажиров на длинные дистанции, удовлетворяя нужды населения в перевозках в любых климатических условиях и в любое время года.
По показателю пассажирооборота железнодорожный транспорт уступает только воздушному, а его доля в общем пассажирообо-
чивая как внутренние перевозки грузов и пассажиров, так и международные транспортные связи.
В таблице 1 отражена динамика основных показателей развития транспортного комплекса России за период 2021-2023 гг.
показателей развития транспортного
роте по всем видам транспорта в 2023 году составила 27,8%.
При этом по грузообороту этот вид транспорта на сегодняшний занимает 84,4% от всего грузооборота, что обусловлено возможностью транспортировки железнодорожным транспортом большого объема грузов на самые дальние расстояния. Общий парк грузовых вагонов на 1 января 2024 г. составляет 1,3 млн ед., в т.ч. более 230 тыс. ед. инновационных вагонов, доля которых в парке выросла с 16,6% до 17,6%. Введенные в 2022 г. санкционные ограничения вызвали разворот грузов на Дальний Восток и рост дальности перевозок. Произошел дисбаланс экспортных и импортных потоков и в этих условиях грузооборот в исследуемом периоде сократился на 0,1%.
Показатель 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2023 г. в % к 2021 г.
Пассажирооборот, млрд пасс.-км в том числе во видам транспорта: - автомобильный (автобусный); - железнодорожный; - внутренний водный; - морской; - воздушный. 436,5 88,5 104.2 0,418 0,035 243.3 487,0 87,7 124 0,583 0,031 228 496,9 93,5 138 0,686 0,036 264,7 113.8 105,6 132,4 164,1 102.9 108,8
Грузооборот (по транспорту отраслей Минтранса России), млрд т-км в том числе во видам транспорта: - автомобильный; - железнодорожный; - внутренний водный; - морской - воздушный 3048,5 285,3 2639,4 70,6 43,9 9,2 3067,3 313,9 2637,8 68 44,7 2,8 3124,5 383,3 2638,3 54,7 46,4 1,7 102,5 134,3 100,0 77,5 105,7 18,5
Среднесписочная численность работников транспортного комплекса (без субъектов малого предпринимательства), тыс. чел. 1907,7 1915,7 1919,5 100,6
Среднемесячная начисленная заработная плата работников транспортного комплекса (без субъектов малого предпринимательства), руб. 67095,7 76122 87117 129,8
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования, тыс. км 87 87 87 100,0
Протяженность автомобильных дорог общего пользования, тыс. км 1566,1 1575,3 1579,9 100,9
Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием, % 70,7 70,8 71,2 100,7
Протяженность внутренних водных судоходных путей, тыс. км 101,6 101,6 101,6 100,0
Автомобильный транспорт в России является самым универсальным и популярным способом перевозок. Он отличается удобством, так как обеспечивает прямую доставку грузов от отправителя к получателю без необходимости перегрузок и способен добираться до мест, куда другие виды транспорта не доходят.
Несмотря на то, что по показателю пасса-жирооборота автомобильный транспорт занимает третье место с долей 18,8% в 2023 году, количество перевезённых пассажиров этим видом транспорта в этом же году составило 8831,7 млн человек, что занимает 86,7% в общем количестве пассажиров, перевезенных всеми видами транспорта. Пассажирские перевозки пассажиров автобусами продолжают уверенно расти 3-й год подряд после сильного сокращения в 2020 г., но докризисного уровня 2019 г. они пока не достигли.
В общем грузообороте по всем видам транспорта в 2023 году автомобильный транспорт занял 12,3% с показателем 383,3 млрд т-км, что на 33,4% выше уровня 2021 года. Такой значительный рост произошел в основном за счет внутреннего сообщения, активного развития маркетплейсов и электронной коммерции. На сегодняшний день парк грузовых автомобилей в России составляет 2,47 млн ед., из них более 67% (1,68 млн ед.) приходится на технику старше 10 лет. Российские марки занимают 58%, крупнейшие отечественные - КАМАЗ (доля 27,5%) и ГАЗ (14,5%), иностранные - МАЗ (7%) и Volvo (4,5%).
Наличие рек и морей в России делает популярным использование водного транспорта. Морской транспорт особенно важен, поскольку он играет ключевую роль в развитии международных торговых связей.
По показателю пассажирооборота водный внутренний водный и морской виды транспорта занимают в общем пассажирообороте 0,14% и 0,007% соответственно. Здесь стоит отметить значительный рост пассажирских перевозок на речном транспорте, где по данным Росстата лидерами по приросту пассажиропотока стали Амурский, Волжский и Московский бассейны
На внутреннем водном транспорте за исследуемый период значительно сократился показатель грузооборота, который в 2023 году
составил 54,7 млрд т-км, что на 22,5% ниже показателя 2021 года. Такое снижение частности обусловлено действующими ограничениями на вывоз лесопромышленной продукции. Однако грузооборот на морском транспорте с 2021 г. по 2023 г. увеличился на 5,7%.
В транспортной системе России воздушный транспорт играет важную роль, является одним из основных видов пассажирского транспорта. Пассажирское авиасообщение действует с 37 зарубежными странами, в т.ч. в 2023 г. начали летать в 7 стран.
По доле в пассажирообороте воздушный транспорт в 2023 году занял 1 место с показателем 264,7 млрд пасс.-км, что составляет 53,3%. Говоря о снижении пассажирских перевозок данным видом транспорта в 2022 году, необходимо отметить негативное влияние, которое оказало закрытие 11 аэропортов на юге и в центре России, а также закрытие воздушного пространства большинства европейских стран. Под влиянием санкций в 2022 г. сокращается количество средне- и дальнема-гистральных иностранных воздушных судов во флоте российских авиакомпаний.
По показателю грузооборота воздушный транспорт среди всех видов транспорта занимает последнее место с долей в общем грузообороте в 2023 году 0,05%. Это обусловлено в первую очередь тем, что перевозка грузов по воздуху значительно дороже, чем другими видами транспорта. Также самолеты имеют ограничения по размеру и весу грузов, которые могут быть перевезены.
Таким образом, транспортный комплекс России играет жизненно важную роль в поддержании и развитии экономики страны, способствуя территориальному разделению труда и обеспечивая значимые торговые связи. Как показали результаты проведенного исследования, несмотря на определенные трудности в бюджетном финансировании и санкционные ограничения, российская транспортная система демонстрирует устойчивость и активное развитие. Значительные достижения в увеличении пассажиро- и грузооборотов по большинству видов транспорта подчеркивают способность системы эффективно адаптироваться к изменениям внутреннего и внешнего экономического ландшафта.
Библиографический список
1. Лебедева Н.А. Проблемы и особенности реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2035 года // Научный результат. Экономические исследования. - 2023. - № 2. -С. 74-84.
2. Дмитриченко, Л.И. Транспортная отрасль России в системе воспроизводства: анализ динамики и современного уровня развития / Л.И. Дмитриченко, Е.С. Шилец, О.А. Чмиль // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2024. - № 3 (102). - С. 74-82.
3. Египко, М.А. Анализ развития транспортной системы Российской Федерации / М.А. Египко // Транспортное дело России. - 2017. - № 3. - С. 73-75.
ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION
A.V. Shebanets, Graduate Student
M.S. Orekhova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article is devoted to the analysis of the development of the transport complex of the Russian Federation, its role and importance in the socio-economic development of the country. The features of the functioning and the main indicators of the development of all types of transport in the country, including rail, road, air and water transport, are considered. The paper focuses on the challenges faced by the transport system in the context of budget cuts and the impact of international sanctions. Keywords: transport complex, railway transport, road transport, water transport, air transport.