трудовых ресурсов омского региона [Текст] / Д. В. Рудаков, Т. Г. Рудакова // Социально-культурное и политико-экономическое развитие территории РФ: Сборник статей III Международной научно-практической конференции. -Пенза: Приволжский Дом знаний, 25. - С. 175-178
УДК 338.47
Амелин С. С. студент 1 курса магистратуры специальность «Экономика фирмы и отраслевых рынков» Российская открытая академия транспорта Московский государственный университет путей сообщения
Императора Николая II Россия, г. Москва
РОЛЬ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ
РОССИИ
Аннотация: Автор анализирует динамику доли воздушных перевозок в транспортной системе России.
Ключевые слова: транспорт, транспортный комплекс России, пассажирооборот и грузооборот, перевозки.
THE ROLE OF AIR TRANSPORT IN THE TRANSPORT SYSTEM OF RUSSIA
Abstract: The author analyzes the dynamics of the share of air transport in the transport system of Russia.
Key words: transport, transport sector, passenger and freight turnover of transportation.
Транспорт — одна из ключевых отраслей хозяйства, самостоятельная отрасль экономики. Он относится к сфере нематериального производства и к отраслям, оказывающим услуги. Его значение неимоверно большое. В первую очередь он осуществляет перемещение населения и грузов, а так же служит важнейшей частью инфраструктуры и «каркаса» территории.
В валовом общественном продукте на долю транспорта и связи приходится около 10%. Транспорт обеспечивает около 7% рабочих мест в экономике и имеет целый ряд ключевых особенностей, как отрасль экономики.
По данным зарубежных исследователей, экономический рост в большинстве стран мира сопровождается пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта. Существует и обратная взаимосвязь — транспортная отрасль оказывает существенное воздействие на экономическое развитие, являясь если не двигателем, то, по крайней мере, "колесами" экономической активности [2, 93].
Обеспеченность пассажирскими перевозками в условиях огромной территории России оказывает большое влияние на транспортную доступность регионов и уровень транспортной мобильности граждан, что, в
свою очередь, опосредованно влияет и на благосостояние населения [3,99].
С 2002 г. развитие транспортной системы России осуществлялось в соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» [6], с 2010 г. - Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (20102020гг.)» [7]. Сегодня развитие транспортной отрасли осуществляется в соответствии с новой редакцией Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. от 11 июня 2014 года [5].
В основе классификации транспорта лежит несколько подходов, по которым выделяются следующие виды транспорта, составляющие транспортный комплекс России: автомобильный; железнодорожный; внутренний водный (речной); морской; трубопроводный; воздушный. Отдельно так же выделяется городской электротранспорт, метрополитен и промышленный транспорт.
Общая протяженность наземных (водных и сухопутных) путей сообщения с 2004 по 2015 гг. увеличилась почти на 90%: с 1003,1 тыс. км в 2004 году до 1909,6 тыс. км. Основная доля приходится на автомобильные дороги общего пользования, протяженность которых в 2015г. по сравнению с 2004 г. увеличилась на 880,2 тыс. км (+146,55%). Меньшим приростом обладают: метрополитен (+22,2%), газопроводные пути (+12,75%), троллейбусные линии (+10,4%), нефтепроводы (+9,82%) и железнодорожные пути общего сообщения (+1,17%). Сократилась на 0,3 тыс. км (-10,71%) протяженность трамвайных путей. Протяженность внутренних водных судоходных путей существенно не изменилась. Данные о динамике протяженности наземных путей сообщения по видам транспорта представлены в таблице 1.
Таблица 1
Протяженность путей сообщения по видам транспорта, тыс. км. [8]
« о и Автомобильные дороги общего пользования Внутренние водные судоходные пути Газопроводы Железнодорожны е пути общего пользования Нефтепроводы Пути метрополитена Трамвайные пути Троллейбусные линии
2004 600,6 101,7 157,6 85,3 49,9 0,423 2,8 4,8
2005 581 101,7 159,9 85,2 49,8 0,436 2,8 4,9
2006 701,1 101,6 161,9 85,2 49,6 0,439 2,8 4,9
2007 747,5 101,6 163,5 85,2 49,5 0,442 2,7 4,9
2008 754,1 101,6 164,8 85,6 49,2 0,461 2,7 4,9
2009 792,7 101,5 166,2 85,6 48,9 0,466 2,6 4,9
2010 825 101,4 167,5 85,7 49,2 0,475 2,6 4,9
2011 927,3 101,3 170,6 85,5 51,0 0,485 2,5 4,8
2012 1 278,3 101,4 174,4 85,6 54,9 0,497 2,5 4,8
2013 1 395,7 101,7 174,9 85,6 55,0 0,512 2,5 4,8
2014 1451,2 101,7 177,3 86,3 54,9 0,514 2,5 5,3
2015 1480,8 101,7 177,7 86,3 54,8 0,517 2,5 5,3
Воздушный транспорт имеет одно неоспоримое преимущество перед всеми остальными видами транспорта - пути воздушного сообщения практически неограниченны. Перемещение в воздушном пространстве России регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 г. Москва "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации".
Проанализировав данные таблицы 2 о месте различных видов транспорта в структуре грузооборота транспортной системы России, себестоимости, среднего расстояния перевозок и средней скорости сообщения, а также данные об объеме перевезенных грузов различными видами транспорта в 2015г. (рис.1) можно сделать вывод, что воздушный транспорт занимает последнюю строчку по объемам перевезенных грузов, что обусловлено самой высокой себестоимостью перевозки среди всех видов транспорта. Также по показателю перевезенных грузов на километр он занимает последнее место, что свидетельствует о дальности перевозок грузов. Отсюда можно сделать вывод, что роль воздушного транспорта в грузовой специализации весьма невысока, но очень важна. Воздушный транспорт используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, выполняет работы при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, участвует в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Только воздушным транспортом можно доставить груз и пассажиров в труднодоступные местности в короткие сроки. Кроме того, трудно переоценить роль воздушного транспорта в доставке скоропортящихся грузов.
Таблица 2
Место, занимаемое различными видами транспорта
(по различным параметрам оценки транспортного комплекса России)
[8]
Характеристики
Мест о Грузооборот Пассажирооборот Себестоимость перевозок
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Трубопроводный Железнодорожный Речной Морской Автомобильный Воздушный Железнодорожный Автобусный Воздушный Метрополитен Городской Электротранспорт Речной Морской Воздушный Автомобильный Железнодорожный Речной Морской Трубопроводный
Характеристики
Мест о Среднее расстояние перевозок Средняя скорость сообщения
1 Морской Воздушный
2 Трубопроводный Автомобильный
3 Воздушный Железнодорожный
4 Железнодорожный Морской
5 Речной Речной
6 Автомобильный Трубопроводный
6000
5000
4000
3000
2000
1000
1230
I
5414
16
¿Г
1191
И
Железнодорожный
Автомобильный
Морской
Внутренний водный Воздушный
£
£
Рис. 1. Объем перевезенных грузов различными видами транспорта в России в 2015 году (млн. тонн) [4].
По доле перевезенных пассажиров на дальние расстояния воздушный транспорт уступает только железнодорожному транспорту, хоть и весьма значительно. Это обусловлено более низкой себестоимостью пассажироперевозок железнодорожным транспортом, и его преимуществами на перевозку на относительно небольшие расстояния, как правило, до 1000 километров, которые составляют большую долю в пассажирских перевозках. А вот доля дальних перевозок на большие расстояния, где доминирование находится у воздушного транспорта, невелика, вследствие чего и создается такая картина.
Использование авиационного транспорта дает большой временной
1
0
выигрыш (за счет большой скорости самолетов и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что на расстояниях свыше 1000 км в пассажирских перевозках начинает преобладать воздушный транспорт. Поэтому не случайно среднее расстояние перевозки одного пассажира воздушным транспортом на внутренних линиях достигает почти 2 тыс. км, что в 3 раза превышает аналогичный показатель для железнодорожного транспорта (перевозки пассажиров в дальнем сообщении).
На рис. 2 представлены данные о перевозке пассажиров всеми видами транспорта в России в 2015г.
14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
11562
3360 3437
=ш
1?
0
хг
#
13
93
1076
/ /
е>
Трамвай и троллейбус
I Метрополитен
I Автомобильный (автобусный)
I Внутренний водный I Воздушный I Железнодорожный
Рис. 2. Объем пассажиропотока по видам транспорта в России,
2015 г., млн. чел. [4]
В таблице 3 представлены данные о динамике перевезенных воздушным транспортом грузов и пассажиров за период 2000 - 2015 гг. [8]
Таблица 3
Динамика пассажирооборота и грузооборота воздушного
2000 2005 2010 2015
Перевезено грузов всего, млн. тонн 0,8 0,8 1,1 1,2
Грузооборот всего, млрд. тонн * км. 2,5 2,8 4,7 5,4
Перевезено пассажиров всего, млн. чел. 23,0 36,5 58,6 93,6
Пассажирооборот всего, млрд. пассажиро-км. 54,0 85,8 147,1 226,8
Как видно из данных таблицы 3 количество перевезенных воздушным транспортом грузов и пассажиров неуклонно растет: объем перевезенных грузов за 15 лет вырос на 50%, а пассажиров - более чем в четыре раза, почти на 307 %.
В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т. д.
В настоящее время основными центрами авиасообщения являются:
Москва, Санкт-Петербург, курорты Северного_Кавказа,
Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток, Томск. При этом подавляющая часть пассажирских воздушных перевозок замкнута на московском авиаузле: около 80% авиаперевозок осуществляется из Москвы или в Москву.
Вместе с тем, если к 1991 г. в России, в результате проводимой в советское время политики аэрофикации по обеспечению широкого доступа населения к услугам воздушного транспорта, сложилась довольно развитая аэропортовая и аэродромная сеть, состоявшая из 1450 объектов, то с 1991 по 2015 год количество аэродромов в Российской Федерации сократилось на 1168 объектов. В свое время такая развитая воздушная сеть позволяла государству поддерживать устойчивое транспортное равновесие в обеспечении населения воздушными сообщениями по всей территории России, включая Сибирь и Дальний Восток. Эта сеть стабильно обслуживала значительные потоки авиапассажиров. В 1990 году «Аэрофлот» перевез 140 миллионов пассажиров и значительную долю в этом пассажирском потоке занимали жители Сибири и Дальнего Востока. До сих пор этот объем перевозок недосягаем для российских авиаперевозчиков. Если в 20 веке российское государство проложило воздушные коммуникации по всей стране, то в 21 веке их поддержание оказалось не под силу «невидимой руке рынка», ставшей регулятором авиаперевозок в России. Сегодня в стране от былой аэродромной сети осталось всего 282 аэродрома. (Кстати, такое же количество аэродромов размещено в одном из 51 штатов США - Аляске) [1].
Закрытие аэродромов происходило, как правило, в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, где зачастую отсутствуют одновременно альтернативные виды транспорта - автомобильные, железнодорожные и
водные коммуникации. Указанные территории составляют 70% территории России и воздушный транспорт там зачастую является единственным средством транспортного сообщения. Еще в 2011 году Счетная Палата Российской Федерации установила недоступность услуг авиакомпаний для миллионов граждан, и, прежде всего, на местных авиалиниях Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера в силу закрытия в этих регионах аэродромов и аэропортов. В результате почти 20 миллионов сибиряков и дальневосточников лишились услуг гражданской авиации, доступных им ещё два десятка лет назад. Возникли огромные районы удаленных от центра территорий пребывающих в транспортной глуши [1].
Использованные источники:
1. Горбачев В., Бордунов В. Размышления об аэропортовой и аэродромной сети России: сила территорий прирастает силой транспорта. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aex.ru/docs/2/2015/12/31/2360/ [20 января 2016].
2. Жежеря Е.А., Кирова И.В., Попова Т.Л. Анализ динамики российского рынка грузоперевозок (2004-2013гг.) / Экономика и социум. - 2015. - № 1-3(14). - С.93-98.
3. Жежеря Е.А., Кирова И.В., Попова Т.Л. Российский рынок пассажирских перевозок: аналитический обзор (2004-2013гг.) / Экономика и социум. - 2015. - № 1-3(14). - С.99-103.
4. Министерство транспорта Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mintrans.ru/ [1 ноября 2016].
5. Об утверждении новой редакции Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение от 11 июня 2014 года №1032. Распоряжение Правительства от 11 июня 2014 г. N 1032-р от 11.06.2014 № 1032-р // Официальный интернет-портал правовой информации. 20.06.2014 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:: http://government.ru/docs/13190/
6. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Отчет о ходе реализации и эффективности использования финансовых средств за январь-июнь 2014 года. // Министерство транспорта РФ. - 2014 г.
7. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/enterprise/transport/ [ 19 января 2017].