Научная статья на тему 'Перспективы развития российского транспорта'

Перспективы развития российского транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
676
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспорт / пассажирский транспорт / грузовой транспорт / пассажирооборот / грузооборот / transport / passenger transport / freight transport / passenger turnover / freight turnover

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подхалюзина Валентина Александровна

Цель: определение перспектив развития транспортного комплекса России. Методы: сравнения, обобщения, наблюдения, системного анализа, группировки данных. Результаты: на основе анализа современного состояния транспорта России и существующих государственных программ рассмотрены перспективы развития транспортного комплекса страны. Научная новизна: в статье впервые на основе представленных методов исследованы будущие состояния российского транспортного комплекса. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов российского транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN TRANSPORT

Objective: to determine the prospects of development of transport complex of Russia. Methods: comparison, generalization, observation, systematic analysis of group data. Results: based on the analysis of the current state of transport of Russia and existing state programs discussed the prospects of development of transport complex of the country. Scientific novelty: for the first time on the basis of the presented methods, we study future the state of the Russian transport complex. Practical relevance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and teaching activities when considering the issues of Russian transport.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития российского транспорта»

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

UDC 338 DOI: http://dx.doi.org/10.20534/AJH-17-1.2-182-191

V. A. Podhalyuzina 1

1 Moscow automobile and road construction state technical university (MADI), Moscow, Russia

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN TRANSPORT

Abstract

Objective: to determine the prospects of development of transport complex of Russia. Methods: comparison, generalization, observation, systematic analysis of group data.

Results: based on the analysis of the current state of transport of Russia and existing state programs discussed the prospects of development of transport complex of the country.

Scientific novelty: for the first time on the basis of the presented methods, we study future the state of the Russian transport complex.

Practical relevance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and teaching activities when considering the issues of Russian transport.

Keywords: transport, passenger transport, freight transport, passenger turnover, freight turnover.

References:

1. Alekseeva, I. M. Statistika avtomobil'nogo transporta/I. M. Alekseeva, O. I. Ganchenko, E. V. Petrova. - M.:Jekza-men, 2005. - 352 c.

2. Golubchik, A. M. Transportno-jekspeditorskij biznes. Sozdanie, stanovlenie, upravlenie/A. M. Golubchik. - M.: TransLit, 2012. - 328 c.

3. Demihov, V. Ju. Upravlenie sbytovoj dejatel'nost'ju v korporativnyh sistemah transportnogo kompleksa/VJu. Demihov. - M.: VINITI RAN, 2008. - 180 c.

4. Kak organizovat' cepochku postavok. - M.: Junajted Press, 2008. - 208 c.

5. Kokin, A. S. Transportno-jekspeditorskie uslugi pri mezhdunarodnoj perevozke gruzov/A. S. Kokin, G. A. Levikov. - M.: Infotropik Media, 2011. - 576 c.

6. Kuz'min, A. S. Mezhdunarodnye perevozki/A. S. Kuz'min. - M.: TetraSistems, 2008. - 128 c.

7. Levikov, G. A. Logistika, transport i jekspedirovanie. Kratkij slovar'-spravochnik/G. A. Levikov. - M.: TransLit, 2008. - 224 c.

8. Levikov, G. A. Upravlenie transportno-logisticheskim biznesom/G. A. Levikov. - M.: TransLit, 2007. - 224 c.

9. Logistika. Obshhestvennyj passazhirskij transport/L. B. Mirotin i dr. - M.: Jekzamen, 2003. - 224 c.

10. Nikiforov, V. V Logistika. Transport i sklad v cepi postavok/V. V. Nikiforov. - M.: GrossMedia, ROSBUH, 2008. - 192 c.

11. Panova O. N. Metodologicheskie osnovy optimizacii parametrov sistemy osvoenija dal'nih passazhiro-potokov/O. N. Panova. - M.: LKI, 2011. - 160 c.

12. Parshina, R. N. Logistika transsibirskih kontejnernyh perevozok/R. N. Parshina. - M.: VINITI RAN, 2008. - 420 c.

13. Pluzhnikov, K. I. Transportnye dokumenty. Spravochnik/K. I. Pluzhnikov, Ju. A. Chuntomova. - M.: TransLit, 2010. -176 c.

14. Pravila avtotransportnyh perevozok. Sbornik normativnyh dokumentov. - M.: Feniks, 2010. - 384 c.

15. Pravila po oborudovaniju morskih sudov. Pravila po gruzopod#emnym ustrojstvam morskih sudov. Pravila o gruzovoj marke morskih sudov. - M.: Rossijskij Morskoj Registr Sudohodstva, 2011. - 448 c.

16. Savin, V. I. Perevozki gruzov avtomobil'nym transportom: monogr/V. I. Savin. - M.: Delo i servis, 2002. - 544 c.

17. Simonov, A. K. Obshhij kurs transporta/A. K. Simonov. - Moskva: Mashinostroenie, 2004. - 148 c.

18. Sosnauskene, O. I. Uchet avtotransporta i zatrat na ego soderzhanie na predprijatii/O. I. Sosnauskene. - M.: Dashkov i Ko, 2012. - 256 c.

19. Transportnoe obespechenie kommercheskoj dejatel'nosti: monogr. - M.: Finansy i statistika, 2006. - 128 c.

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

20. Troickaja, N. A. Edinaja transportnaja sistema/N. A. Troickaja, A. B. Chubukov. - M.: Akademija, 2013. - 240 c.

21. Truhanovich, L. V. Morskoj i rechnoj transport/L. V. Truhanovich, D. L. Shhur. - M.: Finpress, 2009. - 160 c.

22. Upravlenie gruzovymi potokami v transportno-logicheskih sistemah. - M.: Gorjachaja linija - Telekom, 2010. - 704 c.

23. Feoktistov, I. A. Uproshhennaja sistema nalogooblozhenija v obshhestvennom pitanii i torgovle/I. A. Feoktis-tov. - M.: ROSBUH, GrossMedia Ferlag, 2009. - 160 c.

Information about the author Podhalyuzina Valentina Alexandrovna,

candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department "Economics of road transport", Moscow automobile and road construction state technical university (MADI), Moscow, Russia Address: 64, Leningradsky prosp., Moscow, 125319, tel.: 8 (967) 232-44-88 E-mail: valya74@rambler.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2049-6045

В. А. Подхалюзина 1

1 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет. г. Москва. Россия.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация

Цель: определение перспектив развития транспортного комплекса России.

Методы: сравнения, обобщения, наблюдения, системного анализа, группировки данных.

Результаты: на основе анализа современного состояния транспорта России и существующих государственных программ рассмотрены перспективы развития транспортного комплекса страны.

Научная новизна: в статье впервые на основе представленных методов исследованы будущие состояния российского транспортного комплекса.

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов российского транспорта.

Ключевые слова: транспорт, пассажирский транспорт, грузовой транспорт, пассажирооборот, грузооборот.

введение

Российская Федерация расположена на крупнейшем материке земного шара — Евразии. Территория РФ составляет 17 125 407 км2. В состав Российской Федерации входят 85 субъектов, из них — 22 Республики, 46 областей, 9 краев, 1 автономная область, 4 автономных округа и 3 города Федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Обратимся к транспортной системе в РФ.

Транспортная система Российской Федерации представляет собой совокупность транспортных средств и инфраструктуры действующей на территории страны. Транспортная сеть России — одна из наиболее обширных в мире, она включает в себя: железнодорожное сообщение, морской и речной транспорт,

путепроводы и ЛЭП, городской электротранспорт, метрополитен, авиа- и автомобильный транспорт.

современное состояние российского транспорта

Для представления деятельности транспортного комплекса РФ обратимся к данным за 2015 год (см. табл. 1).

Исходя из данных (табл. 1), можно сделать следующие выводы:

- максимальное количество грузов в 2015 году было перевезено автомобильным транспортом, минимальное — воздушным транспортом;

- максимальный показатель грузооборота в 2015 году у трубопроводного транспорта, минимальный — у воздушного.

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

Таблицы 1. - Объем перевозок по видам транспорта в 2015 г.

Вид транспорта Перевезено грузов, млн. тонн Грузооборот, млрд. т-км

Транспорт в целом

в том числе: 7465,1 5089,6

Железнодорожный 1217,9 2305,5

Автомобильный 5038,7 232,1

Морской 18,3 39,8

Внутренний водный 118,1 62,6

Воздушный 1,1 5,4

Трубопроводный 1071,0 2444,2

Источник: Составлено автором по данным Росстат1.

Таблица 2. - Пассажирооборот по видам транспорта в 2015 г.

Вид транспорта Перевезено пассажиров, млн. чел. Пассажирооборот, млрд. пасс-км

Транспорт в целом

в том числе: 13885,5 404,6

Трамвайный 1088,5 3,54

Троллейбусный 1198,6 4,53

Метрополитен 2436,6 32,55

Автомобильный 8301,7 87,63

Внутренний водный 11,758 0,476

Воздушный 73,59 181,4

Железнодорожный 774,8 94,5

Источник: Составлено автором по данным Минтранса2.

общего пользования

Рисунок 1. Основные прогнозные показатели развития транспортного комплекса России (2015-2018 гг.)

Источник: Минэкономразвития РФ3.

1 «Социально-экономическое положение России 2015 г. »//Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/social/osn-12-2015.pdf

2 «Информационно-статистический бюллетень «Транспорт России» за январь-сентябрь 2015 г. »//Министерство транспорта РФ URL: http://www.mintrans.ru/upload/iblock/d9d/isb_tr_1_9_2015.doc

3 Прогноз социально-экономического развития России на 2016-2018 годы »//Министерство экономического развития РФ URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/fb93efc7d9ad4f638d51f0958ae58d3e/1.pdf?M0D=AJPE RES&CACHEID=fb93efc7-d9ad-4f63-8d51-f0958ae58d3e

< EASTWEST >

SdB*ELMTTS

Исходя из данных (табл. 2), можно сделать следующие выводы:

- максимальное количество перевозок пассажиров в 2015 году было выполнено на автомобильном транспорте, минимальное — на внутреннем водном транспорте;

- максимальный показатель пассажирооборота в 2015 году у автомобильного транспорта, минимальный — у внутреннего водного транспорта.

перспективы российского транспорта

По прогнозу до 2018 г., объем коммерческих перевозок составит 3,7 млрд. (100,5% по отношению к 2014 г.). Коммерческий грузооборот возрастет до 2605 млрд. т-км. (102,6%), а пассажирооборот — 527 млрд. пасс.-км (97%) (рис. 1).

Исходя из данных (рис. 1), можно заключить, что:

• наибольшее увеличение прогнозируется по объему коммерческих перевозок (148,3 млн. тонн);

• наименьшее увеличение прогнозируется по пассажирообороту (7,7 млрд. пасс-км).

Долгосрочный прогноз транспортного комплекса до 2030 года представлен тремя вариантами:

1. Преодоление «узких мест» в развитии транспортной инфраструктуры с низким уровнем инвестиций. Среднегодовые темпы роста грузооборота отстают от роста ВВП.

2. Интенсивное развитие транспортной системы и преодоление «узких мест» к 2020 г. в сочетании с пуском новых транспортных проектов.

3. Опережающее развитие транспортной инфраструктуры к 2020 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим прогноз по грузовым и пассажирским перевозкам в перспективе до 2030 г. (см. табл. 3).

Таблица 3. - Основные показатели по видам транспорта до 2030 г.

Виды транспорта 2020 г. 2030 г. 2020/2015, 2030/2015,

2015 (прогноз) (прогноз) % %

1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар.

Грузоперевозки, млн. т.: 2618,5 4755 5125 6009 7016 181,6 195,7 229,5 267,9

Ж/д транспорт 1410 2338 2500 2790 3179 165,8 177,3 197,9 225,5

Автотранспорт 1099,7 2221 2429 2980 3580 202,0 220,9 271,0 325,5

Внутренний водный транспорт 95,72 148 152 176 183 154,6 158,8 183,9 191,2

Морской транспорт 12,326 43 47 60 72 348,9 381,3 486,8 584,1

Воздушный транспорт 0,777 1 1 2 2 128,7 128,7 257,4 257,4

Грузооборот, млрд.т-км: 1882 3036 3243 3784 4326 161,3 172,3 201,1 229,9

Ж/д транспорт 1713,45 2699 2886 3328 3790 157,5 168,4 194,2 221,2

Автотранспорт 86,43 165 181 246 296 190,9 209,4 284,6 342,5

Внутренний водный транспорт 50,361 91 92 123 137 180,7 182,7 244,2 272,0

Морской транспорт 27,76 72 79 74 89 259,4 284,6 266,6 320,6

Воздушный транспорт 4,004 7 8 11 13 174,8 199,8 274,7 324,7

Пассажирооборот, 404,6 627 664 820 965 155,0 164,1 202,7 238,5

млрд. пасс-км:

Ж/д транспорт 120,6 152 160 163 203 126,0 132,7 135,2 168,3

Автотранспорт 118 147 157 181 206 124,6 133,1 153,4 174,6

Электротранспорт 57 62 64 66 74 108,8 112,3 115,8 129,8

Внутренний водный транспорт 1 1 1 1 1 100,0 100,0 100,0 100,0

Воздушный транспорт 226,9 266 283 409 481 117,2 124,7 180,3 212,0

Источник: Составлено автором по данным Минэкономразвития РФ.1

1 Прогноз социально-экономического развития России до 2030 года»//Министерство экономического развития РФ URL: http://government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf

Анализ данных (табл. 3) позволяет сделать следующие выводы:

- объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 2136,5 млн. тонн, по ж/д транспорту — на 928 млн. тонн, по автомобильному транспорту — на 1121,3 млн. тонн, по внутреннему водному транспорту — 52,28 млн. тонн, по морскому транспорту — на 30,674 млн. тонн, по воздушному транспорту- на 0,223 млн. тонн;

- объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 3390,5 млн. тонн, по ж/д транспорту — на 1380 млн. тонн, по автомобильному транспорту — на 1880,3 млн. тонн, по внутреннему водному транспорту — 80,28 млн. тонн, по морскому транспорту — на 47,674 млн. тонн, по воздушному транспорту- на 1,223 млн. тонн;

- объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 1154 млрд. т-км, по ж/д транспорту — на 985,55 млрд. т-км, по автомобильному транспорту — на 78,57 млрд. т-км, по внутреннему водному транспорту — 40,639 млрд. т-км, по морскому транспорту — на 44,24 млрд. т-км, по воздушному транспорту- на 2,996 млрд. т-км;

- объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 1902 млрд. т-км, по ж/д транспорту — на 1614,55 млрд. т-км, по автомобильному транспорту — на 159,57 млрд. т-км, по внутреннему водному транспорту — 72,639 млрд. т-км, по морскому транспорту — на 46,24 млрд. т-км, по воздушному транспорту — на 6,996 млрд. т-км;

- объем пассажирооборота должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 222,4 млрд. пасс.-км, по ж/д транспорту — на 31,4 млрд. пасс.-км, по автомобильному транспорту — на 29 млрд. пасс.-км, по электрическому транспорту — на 5 млрд. пасс.-км, по воздушному транспорту — на 39,1 млрд. пасс.-км;

- объем пассажирооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта обще-

го пользования на 415,4 млрд. пасс-км, по ж/д транспорту — на 42,4 млрд. пасс.-км, по автомобильному транспорту — на 63 млрд. пасс.-км, по электрическому транспорту — на 9 млрд. пасс.-км, по воздушному транспорту — на 182,1 млрд. пасс.-км;

- объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 2506,5 млн. тонн, по ж/д транспорту — на 1090 млн. тонн, по автомобильному транспорту — на 1329,3 млн. тонн, по внутреннему водному транспорту — 56,28 млн. тонн, по морскому транспорту — на 34,674 млн. тонн, по воздушному транспорту- на 0,223 млн. тонн;

- объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 4397,5 млн. тонн, по ж/д транспорту — на 1769 млн. тонн, по автомобильному транспорту — на 2480,3 млн. тонн, по внутреннему водному транспорту — 807,28 млн. тонн, по морскому транспорту — на 59,674 млн. тонн, по воздушному транспорту — на 1,223 млн. тонн;

- объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 1361 млрд. т-км, по ж/д транспорту — на 1172,55 млрд. т-км, по автомобильному транспорту — на 94,57 млрд. т-км, по внутреннему водному транспорту — 41,639 млрд. т-км, по морскому транспорту — на 51,24 млрд. т-км, по воздушному транспорту — на 3,996 млрд. т-км;

- объем коммерческого грузооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 2444 млрд. т-км, по ж/д транспорту — на 2076,55 млрд. т-км, по автомобильному транспорту — на 209,57 млрд. т-км, по внутреннему водному транспорту — 86,639 млрд. т-км, по морскому транспорту — на 61,24 млрд. т-км, по воздушному транспорту — на 8996 млрд. т-км;

- объем пассажирооборота должен увеличиться к 2020 году по всем видам транспорта общего пользования на 259,4 млрд. пасс.-км, по ж/д транспорту — на 39,4 млрд. пасс.-км, по автомобильному транспорту — на 39 млрд. пасс.-км, по электрическому транспорту —

< EAiTWEST >

SdB*ELMTTS

на 7 млрд. пасс.-км, по воздушному транспорту — на 56,1 млрд. пасс.-км; объем пассажирооборота должен увеличиться к 2030 году по всем видам транспорта общего пользования на 560,4 млрд. пасс-км, по ж/д транспорту — на 82,4 млрд. пасс.-км, по ав-

томобильному транспорту — на 88 млрд. пасс.-км, по электрическому транспорту — на 17 млрд. пасс.-км, по воздушному транспорту — на 254,1 млрд. пасс.-км.

На основе данных (табл. 3) рассчитаем показатели темпов роста и прироста (табл. 4).

Таблица 4. - Темпы роста и прироста основных показателей деятельности транспортного комплекса,%

Виды транспорта темп роста темп прироста

1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар.

Грузоперевозки, млн. т.: 126,4 136,9 26,4 36,9

Ж/д транспорт 119,3 127,2 19,3 27,2

Автотранспорт 134,2 147,4 34,2 47,4

Внутренний водный транспорт 119,0 120,4 19,0 20,4

Морской транспорт 139,5 153,2 39,5 53,2

Воздушный транспорт 200 200 100 100

Грузооборот, млрд.т-км: 124,6 133,4 24,6 33,4

Ж/д транспорт 123,3 131,3 23,3 31,3

Автотранспорт 149,1 163,5 49,1 63,5

Внутренний водный транспорт 135,2 148,9 35,2 48,9

Морской транспорт 102,8 112,7 2,8 12,7

Воздушный транспорт 157,1 162,5 57,1 62,5

Пассажирооборот, млрд. пасс-км: 130,8 149,8 30,8 49,8

Ж/д транспорт 107,2 126,9 7,2 26,9

Автотранспорт 123,1 131,2 23,1 31,2

Электротранспорт 106,5 115,6 6,5 15,6

Внутренний водный транспорт 100 100 0,0 0,0

Воздушный транспорт 153,8 170,0 53,8 70,0

Источник: Рассчитано автором по данным таблицы 3. В результате анализа данных (табл. 4) заключаем,

что:

по первому варианту: перевозки грузов по всем видам транспорта к 2030 году, по сравнению с 2020 годом, должны увеличиться на 26,4%, из них по ж/д транспорту — на 19,3%, по автомобильному транспорту — на 34,2%, по внутреннему водному транспорту — на 19%, по морскому транспорту — на 39,5%, по воздушному транспорту — на 100%; грузооборот по всем видам транспорта должен увеличиться на 24,6%, из них по ж/д транспорту — на 23,3%, по автомобильному транспорту — на 49,1%, по внутреннему водному транспорту — на 35,2%, по морскому транспорту — на 2,8%, по воздушному транспорту — на 57,1%; пас-сажирооборот по всем видам транспорта должен увеличиться на 30,8%, из них по ж/д

транспорту — на 7,2%, по автомобильному транспорту — на 23,1%, по электрическому транспорту — на 6,5%, по воздушному транспорту — на 53,8%;

по второму варианту: перевозки грузов по всем видам транспорта к 2030 году, по сравнению с 2020 годом, должны увеличиться на 36,9%, из них по ж/д транспорту—на 27,2%, по автомобильному транспорту — на 47,4%, по внутреннему водному транспорту — на 20,4%, по морскому транспорту — на 53,2%, по воздушному транспорту — на 100%; грузооборот по всем видам транспорта должен увеличиться на 33,4%, из них по ж/д транспорту — на 31,3%, по автомобильному транспорту — на 63,5%, по внутреннему водному транспорту — на 48,9%, по морскому транспорту — на 12,7%, по воздушному транспорту — на 62,5%; пассажирооборот

по всем видам транспорта должен увеличиться на 49,8%, из них по ж/д транспорту — на 26,9%, по автомобильному транспорту — на 31,2%, по электрическому транспорту — на 15,6%, по воздушному транспорту — на 70%.

плановые мероприятия по видам транспорта

Автомобильные перевозки:

1) обновление парка городского пассажирского транспорта с целью роста качества транспортного обслуживания пассажиров и ограничению автомобилизации;

2) мероприятия по проведению Чемпионата мира по футболу в России в 2018 г. с целью прироста объемов пассажирских перевозок городским электро-и автотранспортом до 7% и 4%, соответственно;

3) дополнительное финансирование автодорог с целью их удвоения к 2020 г. Всего к 2030 г. построят и реконструируют примерно 221 тыс. км автодорог общего пользования.

Железнодорожный транспорт:

1) развитие и обновление БАМа в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла с целью увеличения скорости доставки транзитных контейнеров по Транссибирской магистрали путем перераспределения грузовых потоков;

2) создание конкурентоспособных транспортных коридоров на основе технически, а также технологически интегрированной транспортно-логи-стической инфраструктуры и систем координации бизнес-процессов на базе интеллектуальных транспортных систем;

3) повышение пропускной способности, скоростных параметров транспортной инфраструктуры за счет развития высокоскоростных магистралей, создания полигонов с пассажирским и грузовым движением;

4) строительство новых железнодорожных линий общей протяженностью 20 тыс. км. с целью организации скоростного, высокоскоростного пассажирского движения;

5) создание высокоскоростной железнодорожной магистрали на направлениях Москва-Санкт-Петербург и Москва-Нижний Новгород-Чебокса-ры-Казань-Екатеринбург.

Воздушные перевозки:

1) дальнейшее развитие Московского авиаузла с целью реализации транзитного потенциала России и создания благоприятных условия для успешной конкуренции аэропортов России с аэропортами других европейских стран.

2) рост количества аэропортов (500 к 2030 г.), реконструкция 170 взлетно-посадочных полос.

3) развитие инфраструктуры аэропортов в рамках подготовки России к Чемпионату мира по футболу в 2018 г.

перспективы развития АВтотрАнСпортА роССии

В период 2016-2018 гг. Министерство экономического развития РФ планирует реализацию следующих проектов 1:

- реконструкция участков автомобильной дороги Московское большое кольцо;

- реконструкция автомобильной дороги М-7;

- строительство и реконструкция автомобильной дороги М-23;

- реконструкция участков автомобильной дороги А-141;

- строительство и реконструкция в 20162018 гг. 2,2 тыс. км автодорог федерального значения;

- подготовка объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 г.;

- реализация крупных инвестпроектов с целью развития инфраструктуры в крупных транспортных узлах;

- строительство скоростных автодорог;

- развитие транспортного комплекса в рамках Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года», включая строительство мостового перехода через Керченский пролив.

Рассмотрим прогноз перевозок автотранспортом в России к 2030 г. (табл. 5).

1 Прогноз социально-экономического развития России на 2016-2018 годы»//Министерство экономического развития РФ URL: http://economy.gov. ru/wps/wcm/connect/fo93efc7d9ad4f638d51f0958ae58 d3e/1.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=ft93efc7-d9ad-4f63-8d51-f0958ae58d3e (дата обращения: 2016 г.).

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5. - Прогноз автомобильных перевозок до 2020 г.

2015 2020 г. (прогноз) темп роста 2020/2015

1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар.

Грузоперевозки, млн. т.: 1099,7 2221 2429 202,0 220,9

Грузооборот, млрд. т-км: 86,43 165 181 190,9 209,4

Пассажирооборот, млрд. пасс-км: 118 147 157 124,6 133,1

Источник: Составлено автором по данным Минэкономразвития РФ1.

По представленным данным (табл. 5) заключаем:

- по первому варианту развития 2020 год превышает показатели: грузовые перевозки на 1121,3 млн. т, относительно 2015 года; грузооборот на 78,57 млрд. т-км, относительно 2015 года; пассажирооборот на 29 млрд. пасс-км, относительно 2015 года;

- по второму варианту развития 2020 год превышает показатели: грузовые перевозки на 1329,3 млн. т, относительно 2015 года; грузооборот на 94,57 млрд. т-км, относительно 2015 года; пассажирооборот на 39 млрд. пасс-км, относительно 2015 года;

- по первому варианту развития прогноз данных грузовых перевозок на 2020 год превышает 2015 год на 102%; грузооборот на 2020 год на 90,9% превышает 2015 год; пассажиро-оборот на 2020 год превышает показатель 2015 года на 24,6%;

- по второму варианту развития прогноз данных грузовых перевозок на 20320 год превышает 2015 год на 120,9%; грузооборот на 2020 год на 109,4% превышает 2015 год; пассажирооборот на 2020 год превышает показатель 2015 года на 33,1%.

Прогноз автомобильных перевозок представлен дале (табл. 6).

Таблица 6. - Прогноз автоперевозок до 2030 г.

2015 2030 г. (прогноз) темп роста 2030/2015

1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар.

Грузоперевозки, млн. т.: 1099,7 2980 3580 271,0 325,5

Грузооборот, млрд. т-км: 86,43 246 296 284,6 342,5

Пассажирооборот, млрд. пасс-км: 118 181 206 153,4 174,6

Источник: Составлено автором по данным Минэкономразвития РФ1.

Анализ данных (табл. 6) позволяет заключить:

- по первому варианту развития 2030 год превышает показатели: грузовые перевозки на 1880,3 млн. т, относительно 2015 года; грузооборот на 159,57 млрд. т-км, относительно 2015 года; пассажирооборот на 63 млрд. пасс-км, относительно 2015 года;

- по второму варианту развития 2030 год превышает показатели: грузовые перевозки на 2480,3 млн. т, относительно 2015 года; грузооборот на 209,57 млрд. т-км, относительно 2015 года; пассажирооборот на 88 млрд. пасс-км, относительно 2015 года;

- по первому варианту развития прогноз данных грузовых перевозок на 2030 год превышает 2015 год на 171%; грузооборот на 2030 г.

на 184,6% превышает 2015 год; пассажирооборот на 2030 г. превышает показатель 2015 года на 53,4%;

- по второму варианту развития прогноз данных грузовых перевозок на 2030 год превышает 2015 год на 225,5%; грузооборот на 2030 год на 242,5% превышает 2015 год; пассажирооборот на 2030 год превышает показатель 2015 года на 74,6%.

Рассчитаем по данным (табл. 6) показатели роста автоперевозок (см. табл. 7).

По данным (табл. 7) делаем выводы:

- по первому варианту развития объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться в 2030 году на 34,2%, по сравнению с 2020 годом; коммерческий грузооборот — на 49,1%;

1 Прогноз социально-экономического развития России до 2030 года»//Министерство экономического развития РФ URL: http://government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf

пассажирооборот — на 21,1%; - по второму варианту развития объем коммерческих перевозок грузов должен увеличиться

в 2030 году на 47,4%, по сравнению с 2020 годом; коммерческий грузооборот — на 63,5%; пассажирооборот — на 31,2%.

Таблица 7. - Темп роста и прироста перевозок автомобильным транспортом,%

темп роста темп прироста

1 вар. 2 вар. 1 вар. 2 вар.

Коммерческие перевозки грузов, млн. т.: 134,2 147,4 34,2 47,4

Коммерческий грузооборот, млрд. т-км: 149,1 163,5 49,1 63,5

Пассажирооборот, млрд. пасс-км: 121,1 131,2 21,1 31,2

Источник: Рассчитано автором по данным таблиц

Также не обходимо отметить, что по данным Минэкономразвития в ближайшей перспективе завершат проекты:

- строительство скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург;

- строительство Центральной кольцевой автодороги Московской области;

- строительство автодороги М-4 в Воронежской области;

- реконструкция федеральной автодороги М-3 от Москвы до границ с Украиной;

- открытие моста через Керченский пролив.

заключение

В результате проведенных исследований приходим к следующим выводам:

- максимальное количество грузов и пассажиров в 2015 году было перевезено автотранспортом, минимальное количество грузов перевезено воздушным транспортом, пассажиров — внутренним водным;

- в 2015 году было перевезено грузов на 375,7 млн. тонн меньше, чем в 2014 году, грузооборот автомобильного транспорта в 2015 году снизился на 14,6 млрд. т-км по сравнению с 2014 годом; перевозки пассажиров в 2015 году сократились на 97,6 млн. человек; пассажирооборот в 2015 году увеличился на 0,6 млрд. пасс.-км;

- государственными программами запланиро-

5, 6.

ван целый ряд важнейших мероприятий с целью развития российского транспортного комплекса и его интеграции; в рамках утвержденных программ разработано несколько вариантов развития российского транспорта. По первому варианту развития 2030 год превышает показатели: грузовые перевозки на 1880,3 млн. т, относительно 2015 года; грузооборот на 159,57 млрд. т-км, относительно 2015 года; пассажирооборот на 63 млрд. пасс-км, относительно 2015 года; по первому варианту развития прогноз данных грузовых перевозок на 2030 год превышает 2015 год на 171%; грузооборот на 2030 год на 184,6% превышает 2015 год; пассажиро-оборот на 2030 год превышает показатель 2015 года на 53,4%;

по второму варианту развития 2030 год превышает показатели: грузовые перевозки на 2480,3 млн. т, относительно 2015 года; грузооборот на 209,57 млрд. т-км, относительно 2015 года; пассажирооборот на 88 млрд. пасс.-км, относительно 2015 года; по второму варианту развития прогноз данных грузовых перевозок на 2030 год превышает 2015 год на 225,5%; грузооборот на 2030 год на 242,5% превышает 2015 год; пассажирооборот на 2030 год превышает показатель 2015 года на 74,6%.

Список литературы:

1. Алексеева, И. М. Статистика автомобильного транспорта/И. М. Алексеева, О. И. Ганченко, Е. В. Петрова. -М.: Экзамен, 2005. - 352 с.

2. Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес. Создание, становление, управление/А. М. Голубчик. - М.: ТрансЛит, 2012. - 328 с.

- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -

3. Демихов, В. Ю. Управление сбытовой деятельностью в корпоративных системах транспортного комплекса/В. Ю. Демихов. - М.: ВИНИТИ РАН, 2008. - 180 с.

4. Как организовать цепочку поставок. - М.: Юнайтед Пресс, 2008. - 208 с.

5. Кокин, А. С. Транспортно-экспедиторские услуги при международной перевозке грузов/А. С. Кокин, Г. А. Левиков. - М.: Инфотропик Медиа, 2011. - 576 с.

6. Кузьмин, А. С. Международные перевозки/А. С. Кузьмин. - М.: ТетраСистемс, 2008. - 128 с.

7. Левиков, Г. А. Логистика, транспорт и экспедирование. Краткий словарь-справочник/Г. А. Левиков. - М.: ТрансЛит, 2008. - 224 с.

8. Левиков, Г. А. Управление транспортно-логистическим бизнесом/Г. А. Левиков. - М.: ТрансЛит, 2007. -224 с.

9. Логистика. Общественный пассажирский транспорт/Л. Б. Миротин и др. - М.: Экзамен, 2003. - 224 с.

10. Никифоров, В. В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок/В. В. Никифоров. - М.: ГроссМедиа, РОС-БУХ, 2008. - 192 с.

11. Панова, О. Н. Методологические основы оптимизации параметров системы освоения дальних пассажиропотоков/О. Н. Панова. - М.: ЛКИ, 2011. - 160 с.

12. Паршина, Р. Н. Логистика транссибирских контейнерных перевозок/Р. Н. Паршина. - М.: ВИНИТИ РАН, 2008. - 420 с.

13. Плужников, К. И. Транспортные документы. Справочник/К. И. Плужников, Ю. А. Чунтомова. - М.: ТрансЛит, 2010. - 176 с.

14. Правила автотранспортных перевозок. Сборник нормативных документов. - М.: Феникс, 2010. - 384 с.

15. Правила по оборудованию морских судов. Правила по грузоподъемным устройствам морских судов. Правила о грузовой марке морских судов. - М.: Российский Морской Регистр Судоходства, 2011. - 448 с.

16. Савин, В. И. Перевозки грузов автомобильным транспортом: моногр./В. И. Савин. - М.: Дело и сервис, 2002. - 544 с.

17. Симонов, А. К. Общий курс транспорта/А. К. Симонов. - Москва: Машиностроение, 2004. - 148 с.

18. Соснаускене, О. И. Учет автотранспорта и затрат на его содержание на предприятии/О. И. Соснаускене. -М.: Дашков и Ко, 2012. - 256 с.

19. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности: моногр. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 128 с.

20. Троицкая, Н. А. Единая транспортная система/Н. А. Троицкая, А. Б. Чубуков. - М.: Академия, 2013. - 240 с.

21. Труханович, Л. В. Морской и речной транспорт/Л. В. Труханович, Д. Л. Щур. - М.: Финпресс, 2009. - 160 с.

22. Управление грузовыми потоками в транспортно-логических системах. - М.: Горячая линия - Телеком, 2010. - 704 с.

23. Феоктистов, И. А. Упрощенная система налогообложения в общественном питании и торговле/И. А. Феоктистов. - М.: РОСБУХ, ГроссМедиа Ферлаг, 2009. - 160 с.

информация об авторе

Подхалюзина Валентина Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика

автомобильного транспорта»,

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Адрес: 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64. тел.: 8 (967) 232-44-88

E-mail: valya74@rambler.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2049-6045

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.