Научная статья на тему 'Анализ развития сотовой связи'

Анализ развития сотовой связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
870
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / СОТОВАЯ СВЯЗЬ / РЕГИОН / СЕВЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скуфьина Т. П.

В статье рассмотрена эволюция сотовой связи. Проведен анализ развития сотовой связи в регионах Севера. Определены некоторые особенности, проблемы и перспективы развития сотовой связи в пространственном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ развития сотовой связи»



УДК 338.984

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СОТОВОЙ СВЯЗИ"

Т. П. СКУФЬИНА,

доктор экономических наук, главный научный сотрудник E-mail: [email protected] Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН

В статье рассмотрена эволюция сотовой связи. Проведен анализ развития сотовой связи в регионах Севера. Определены некоторые особенности, проблемы и перспективы развития сотовой связи в пространственном аспекте.

Ключевые слова: анализ, коммуникационный комплекс, сотовая связь, регион, Север.

Изучение специфики развития коммуникационного комплекса, его влияния на экономический рост и социальную сферу, оценка перспектив развития электронного правительства является одним из базовых направлений исследований мировой науки. Огромные вливания финансовых средств в развитие сети коммуникаций и повышенное внимание органов власти стран и регионов к процессам коммуникационного развития обусловливаются тем, что согласно результатам экономических исследований именно от уровня развития коммуникаций во многом зависит экономический рост и характеристики качества жизни населения. Поэтому закономерно, что результаты этих исследований отражаются в формировании экономической и социальной политики, а также практике регули-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ «Информационно-коммуникационные технологии в региональном пространстве и их влияние на социальное и экономическое развитие субъектов РФ», проект № 11-06-00110-а.

рования стран и регионов. Например, еще в 2000 г. лидеры Евросоюза приняли план экономических реформ, цель которого — превратить ЕС в наиболее динамичную и конкурентоспособную информационную экономику в мире. Эти реформы касались в первую очередь коммуникационного аспекта развития. Значимость подобного рода документов обусловливается не только проблематикой качества жизни, но и существенным отставанием Европы от США в темпах роста производительности труда, эффективности экономики в целом.

Очевидно, что столь амбициозные цели развития для России ставить еще рано. Поэтому основное внимание российских ученых в сфере оценки специфики развития информатизации, коммуникаций, электронного правительства направлено на выявление проблемных и перспективных направлений развития информационно-коммуникационных технологий. Одним из значимых контуров этих проблем является существующая межрегиональная дифференциация по уровню социального и экономического развития.

В исследовании представлены специфические черты развития сотовой связи в пространственном аспекте. Акцент именно на этом виде коммуникаций обусловлен тем, что за последние 15 лет в России сотовая связь стала главным мобильным средством связи и одним из основных коммуникационных средств. Особенно ее значение возрастает для населения Севера в связи с очевидными способностями сокращать расстояние, нивелировать

проблему транспортной доступности и т. д. Кроме того, развитие системы мобильной связи, степень ее доступности для населения являются своеобразным отражением социально-экономического развития территории.

Впервые идея сотовой телефонной связи появилась еще в 1946 г. у компании AT&T Bell Labs, создавшей первый в мире радиотелефон, весивший более 40 кг и устанавливаемый в автомобили. Отсутствие коммерческого успеха радиотелефонного сервиса и неверие в возможность создать компактный сотовый телефон привели к тому, что только в 1960-хгг. начались масштабные конкурирующие исследовательские работы в двух компаниях — AT&T Bell Labs и Motorola. Первый в мире сотовый телефон разработан компанией Motorola в 1973 г., на разработку которого было затрачено 15 лети 100 млн долл. Первая коммерческая версия телефона появилась в 1983 г. Начался бурный рост количества абонентов, число которых к 1990г. составило 11 млн. Таким образом, развитие сотовой связи от создания новой технологии и до ее коммерческого использования, в том числе получения разрешения, продолжалось в течение 37 лет. Это связано с огромными вложениями и жесткой конкурентной борьбой крупнейших коммерческих компаний. В настоящее время сотовая связь — это не простая передача голоса, но и возрастающая востребованность неголосовых услуг. Фактически происходит слияние сотового телефона, компьютера и сети Интернет.

Анализ особенностей развития сотовой связи регионов Севера проводится по материалам 13 субъектов Федерации Севера России: республики Карелия, Коми, Саха (Якутия), Тыва, Камчатский

край, Архангельская (включая Ненецкий автономный округ), Магаданская, Мурманская, Сахалинская области, Ханты-Мансийский — Югра, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Представления о включенности населения регионов РФ в сотовую связь дает динамика числа зарегистрированных абонентских терминалов сотовой связи (табл. 1).

Анализ показывает чрезвычайно бурную динамику роста по всем субъектам Севера России в течение рассматриваемого периода. Существенно более значительные темпы роста в регионах Севера объясняются низким стартовым порогом и относительно незначительными темпами роста в период с 2000 по 2003 г. в сравнении с последующим периодом. Эта особенность обусловлена тем, что сотовые компании стали масштабно осваивать малозаселенные северные территории позднее, чем остальную территорию России. Однако к концу 2008 г. только пять северных регионов не достигли общероссийских значений исследуемого показателя (республики Саха, Тыва, Магаданская и Сахалинская области, Чукотский АО).

Представленные данные не отражают реальной численности населения субъектов РФ, пользующейся сотовой связью. Ведь совершенно очевидно, что у одного человека может иметься несколько вт-карт, купленных в том числе и в других регионах страны. Тем не менее представленные данные позволяют сделать вывод — потребление услуг сотовой связи населением Севера существенно возросло и в целом достигло среднероссийского уровня.

Что касается покрытия сотовой связью территорий Севера, то по очевидным коммерческим

Число зарегистрированных абонентских на численность населения регионов за 2000

терминалов сотовой 2008 гг. (оценкана

связи, нормированное конец года, шт. /чел.)

Субъект РФ 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Республика Карелия 0,004 0,013 0,059 0,216 0,474 0,833 1,01 1,221 1,463

Республика Коми 0,007 0,021 0,049 0,123 0,344 0,759 1,09 1,339 1,495

Республика Саха 0,003 0,008 0,023 0,061 0,111 0,381 0,523 0,714 0,957

Республика Тыва - - - - 0,013 0,253 0,53 0,739 0,916

Архангельская обл.* 0,005 0,013 0,047 0,165 0,416 0,766 1,023 1,272 1,476

Камчатский край 0,013 0,017 0,046 0,101 0,303 0,882 1,104 1,258 1,419

Магаданская обл. - - 0,008 0,017 0,067 0,546 0,877 1,101 1,371

Мурманская обл. 0,011 0,03 0,115 0,324 0,599 0,986 1,164 1,356 1,789

Сахалинская обл. 0,008 0,016 0,029 0,083 0,16 0,721 0,999 1,148 1,331

Ханты-Мансийский АО - 0,022 0,037 0,21 0,53 0,994 1,137 1,376 1,593

Чукотский АО - - - - - 0,022 0,02 0,548 0,76

Ямало-Ненецкий АО - 0,003 0,009 0,15 0,477 0,865 1,163 1,478 1,732

В целом по РФ 0,022 0,053 0,121 0,247 0,497 0,865 1,086 1,206 1,406

5]

Таблица 1

' С учетом Ненецкого автономного округа.

причинам оно значительно хуже, чем в остальных регионах РФ, обладающих большей плотностью населения. Именно коммерческие факторы, по мнению автора, определяют отсутствие зависимости между числом зарегистрированных абонентских терминалов сотовой связи по регионам Севера и среднедушевыми денежными доходами населения этих субъектов. Более значимыми факторами являются численность жителей субъекта и его удаленность от центральной части РФ.

Наибольший интерес представляет анализ стоимости услуг сотовой связи. Согласно данным исследовательской компании ComNews Research, изучившей ситуацию в 83 субъектах РФ, она чрезвычайно варьируется в зависимости от региона [4]. Для расчета стоимости услуг ComNews Research воспользовалась модифицированной методикой расчета стоимости набора услуг (корзины), дифференцированной по уровням потребления. На основе этой методики рассчитывается сравнительная стоимость услуг сотовой связи в странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также используется для мониторинга тарифов на сотовую связь в странах ЕС. Стоимости малой, средней, дорогой корзины и интегральный рейтинг субъектов Севера представлены в табл. 2.

Категория тарифов с низкой стоимостью услуг (малая корзина) соответствует критериям:

- низкая стоимость одной минуты разговора;

- отсутствие абонентской платы и любых включенных услуг;

- ориентация на внутрисетевые звонки (без абонентской платы и включенных услуг);

- ориентация на школьников, студентов, людей старшего поколения (без абонентской платы и включенных услуг);

- прогрессивно снижающаяся стоимость минуты разговора, наличие многосоставных тарифных конструкций.

Отличия категории тарифов со средней стоимостью услуг (средняя корзина) от малой состоят в более высокой стоимости минуты трафика, отсутствии сложных систем расчетов.

К категории тарифов с высокой стоимостью услуг (дорогая корзина) относятся тарифы, характеризующиеся значительными объемами трафика (включая безлимитные) и абонентской платой.

Рассмотрение стоимости услуг сотовой связи для регионов Севера в общероссийском контексте по трем категориям тарифов (дешевый, средний, дорогой) позволило установить следующее.

Во-первых, северные субъекты РФ определяют параметры высокой дифференциации стоимости услуг сотовой связи по регионам России.

Во-вторых, наблюдается слабая зависимость между уровнями доходов населения, потребительскими ценами и стоимостью тарифов в регионах Севера.

В-третьих, определяющий фактор стоимости услуг сотовой связи — конкурентная ситуация на рынке сотовой связи.

В-четвертых, в большинстве северных субъектах РФ стоимость услуг сотовой связи значительно

Таблица 2

Стоимость корзины и интегральный рейтинг стоимости услуг сотовой связи в регионах Севера РФ (оценка — июнь 2009 г.) [4]

Субъект Стоимость корзины, руб. Интегральный индекс, ед.*

Малая Средняя Высокая (дорогая)

Республика Карелия 106,24 275,1 427,17 0,93

Республика Коми 99,26 251,89 729,44 1,24

Республика Саха 157,11 511,4 944,67 1,85

Республика Тыва 103,66 303,93 638,17 1,2

Архангельская обл.** 90,02 249,16 454,37 0,91

Камчатский край 101,3 274,12 653,61 1,18

Магаданская обл. 160,22 517,12 950,79 1,87

Мурманская обл. 83,35 242,02 401,89 0,74

Сахалинская обл. 165,33 424,06 823,19 1,62

Ханты-Мансийский АО 115,05 335,25 785,77 1,42

Чукотский АО 171,73 - 1 170,84 2,31

Ямало-Ненецкий АО 112,35 333,03 754,51 1,38

В среднем по РФ 96,69 237,8 560,13 1

* Интегральный рейтинг составлен по следующей методике: сумма трех корзин по каждому из регионов приводилась к среднему значению; сумма медиан трех корзин по всем регионам России приводилась к среднему значению; среднее значение по каждому из регионов выражалось коэффициентом относительно среднего значения по всем регионам, которое бралось за единицу. ** С учетом Ненецкого автономного округа.

выше, чем в среднем по России (исключение составляют Мурманская и Архангельская области, Республика Карелия).

Учитывая повышенную значимость сотовой связи для населения Севера, можно отметить несоответствие уровня предоставления этого вида услуг потребностям населения. Причем нужно хорошо осознавать, что в настоящее время развитие сотовой связи привело к существенной модификации этой услуги — это уже не только голосовые сообщения, приоритет получают неголосовые составляющие услуги, во многом обусловившие и историю развития сотовой связи.

В конце 1990-хггдпяудовлетворенияпотребнос-тей клиентов в доступе к сети Интернет с помощью использования трубки как модема был изобретен протокол беспроводного доступа к приложениям (WAP-протокол—Wireless Application Protocol). WAP-ресурсы адаптированы под мобильные телефоны. Услуга WAP позволяет получить доступ в Интернет без модема или поддержки GPRS. Многие сайты сети Интернет имеют WAP-версии, для посещения которых требуется только мобильный телефон [8]. Однако доступ к большинству сайтов с помощью технологии WAP был ограничен в связи с тем, что интернет-страницы должны были быть написаны на языке, адаптированном для сотовых телефонов (WML). Кроме того, данные передаются по голосовому каналу, что приводит к тому, что во время передачи данных канал для связи занят и со счета списываются денежные средства как во время голосового разговора.

В продолжение работы над увеличением скорости передачи данных вскоре была разработана технология HSCSD (High-Speed Circuit Switched Data), позволившая уменьшить время на установление соединения и ускорить работу приложений. При использовании HSCSD в сети GSM удается достичь скорости передачи 43,2 кбит/с, что сравнимо со скоростью передачи данных по проводным сетям с использованием современных модемов. Качественное увеличение скорости передачи данных позволило перейти к новым неголосовым услугам — мобильная навигация с использованием карт и графического интерфейса [7]. Вместе с тем осталось ограничение — для доступа к ресурсам использовался тот же канал сотовой связи, что и для передачи голоса.

Для преодоления этого недостатка была изобретена технология пакетной радиопередачи данных (GPRS — General Packed Radio Services) [6]. Преимущества этой технологии заключаются в использовании принципа разделения каналов для передачи голоса и данных. В результате оплачивается

не длительность соединения, а объем отправленных (полученных) данных. Во время GPRS-соединения телефон принимаетзвонки и SMS [2].

На базе GPRS был разработан новый формат передачи сообщений MMS (Multimedia Messaging Service — сервис мультимедийных сообщений), который позволяет отправлять с трубки сотового телефона на другой телефон, поддерживающий этот формат, или на электронную почту не только текст, но и различную мультимедиа информацию (звукозаписи, фотографии, видеоклипы) [3].

Сравнительно недавно были созданы так называемые высокоскоростные сети третьего поколения 3G. Огромные скорости передачи данных, высокая степень защиты сетей 3G позволяют использовать мобильную сотовую связь для проведения даже финансовых операций.

Однако наши потребности постоянно растут, объем передаваемой информации растет почти ежедневно. И все больше требований выдвигается к сотовым телефонам, ресурсов нынешних технологий становится недостаточно для удовлетворения наших запросов. Ныне проходящая интеграция различных видов связи (сотовой, спутниковой, телевизионной и т.д.), появление гибридных устройств, включающих в себя сотовый телефон, КПК, видеокамеру, безусловно, приведет к появлению сетей 4G, 5G. И о том, чем закончится это эволюционное развитие, сегодня вряд ли смогут рассказать даже писатели-фантасты [2]. Сейчас сети 4G уже появились и активно работают в развитых странах.

Возвращаясь к северной проблематике, отметим, что для населения регионов Севера представленные неголосовые опции сотовой связи означают дополнительную возможность большей включенности в общественные процессы как внутри страны, так и за ее пределами. Образуются принципиально новые области социального взаимодействия, обусловливающие изменения менталитета, образа жизни, организационных структур и фактически всех реальных областей жизнедеятельности. В этом аспекте проблема информационного неравенства регионов Севера, одна из граней которых обозначена в настоящем исследовании, представляется чрезвычайно важной в связи с необходимостью решения задачи обеспечения жителей Севера равенством в доступе к товарам и услугам по сравнению с остальной частью населения России.

Для компаний, предоставляющихуслуги сотовой связи, несоответствие уровня предоставления этого вида услуг потребностям населения Севера означает наличие значительной относительно свободной ниши

практически по всем северным субъектам Федерации. Учитывая высокую конкуренцию, отражающуюся в первую очередь в тарифных планах по остальным несеверным субъектам, можно предположить, что в ближайшие годы стоимость всех корзин для северных субъектов в целом нивелируется относительно общероссийского уровня в связи с усилением конкуренции на рынках сотовой связи в этих регионах. Вероятнее всего, стоимость будет все-таки несколько выше среднероссийского значения в связи с меньшей плотностью населения, проблемой удаленности северных субъектов, обусловливающих более значительные затраты на предоставление услуг связи.

Список литературы

Новые технологии, которые предоставляются современными средствами сотовой связи, становятся необходимым атрибутом современного общества, в котором данные, сопровождающие жизнь любого человека, в подавляющем большинстве обрабатываются и передаются с помощью цифровых технологий. Информатизация, одной из важнейших граней которой является развитие современной связи, не является общественной целью развития, но это необходимый атрибут, который должен рассматриваться как технологический процесс вовлечения населения России в общемировой процесс.

1. Изобретение мобильного телефона. URL: http://www.corporacia.ru/pages/page/show/353.htm.

2. История развития сотовой связи. URL: http://www.corporacia.ru/pages/page/show/237.htm.

3. Мультимедиа (multimedia). URL: http://www.corporacia.ru/subscriber/dictionary/315.htm).

4. Стоимость услуг сотовой связи в регионах России. Открытый отчет по итогам исследования ComNewsResearch. URL: http://www.comnews-research.ru/ds_nwmg/files/31/CNR_Cellular_Tarifrs_ Review_final.pdf.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. URL: http://www. gks. га/bgd/regl/ b09_14p/Main. htm.

6. GPRS. URL: http://www.corporacia.ru/subscriber/services/139.htm.

7. HSCSD (High-Speed Circuit-Switched Data). URL: http://www.corporacia.ru/subscriber/dictionary/69. htm.

8. WAP. URL: http://www.corporacia.ru/subscriber/services/140.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.