Научная статья на тему 'Стратегический прогноз развития сегментов телекоммуникационного рынка России на 2007 2009 гг'

Стратегический прогноз развития сегментов телекоммуникационного рынка России на 2007 2009 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астафьева Ирина, Савин Сергей, Куренков Кирилл, Стародубцева Татьяна

Колоссальный опыт анализа действующих проектов и возможность сопоставления трендов российского рынка с пульсом зарубежных телекоммуника ций позволяет компании J'son & Parthners уже сегодня исследовать такие сегменты, в которых пока не работают даже самые смелые отечественные игроки, опережая развитие рынка на несколько шагов вперед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический прогноз развития сегментов телекоммуникационного рынка России на 2007 2009 гг»

Стратегический прогноз развития сегментов телекоммуникационного рынка России

на 2007 - 2009 гг.

Ирина Астафьева

(Рынки мобильной связи 2G)

Сергей Савин

(Рынки handsets & gadgets)

Кирилл Куренков

(Рынки фиксированной связи)

Татьяна Стародубцева

(Рынки цифрового и мобильного контента)

КОЛОССАЛЬНЫЙ ОПЫТ АНАЛИЗА ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ СОПОСТАВЛЕНИЯ ТРЕНДОВ РОССИЙСКОГО РЫНКА С ПУЛЬСОМ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ПОЗВОЛЯЕТ КОМПАНИИ J'SON & PARTHNERS УЖЕ СЕГОДНЯ ИССЛЕДОВАТЬ ТАКИЕ СЕГМЕНТЫ, В КОТОРЫХ ПОКА НЕ РАБОТАЮТ ДАЖЕ САМЫЕ СМЕЛЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИГРОКИ, ОПЕРЕЖАЯ РАЗВИТИЕ РЫНКА НА НЕСКОЛЬКО ШАГОВ ВПЕРЕД

Ключевые прогнозы по сегментам рынка: Мобильная связь 2G

В течение 2006 г. российский рынок услуг GSM перешагнул через рубеж проникновения в 100 %.

Фактически достигнута та критическая масса, при которой дальнейший интенсивный рост абонентской базы невозможен, а уровень маржи операторов уже не так высок как в период зарождения и активного роста рынка мобильной связи.

На текущий момент предельно понятно, что появление нового федерального

игрока в сегменте GSM не только маловероятно, но и практически невозможно. Единственным исключением может быть консолидации существующих региональных GSM-активов МРК “Связьинвест" под единым брендом и возможное присоединение к этому альянсу одного из независимых региональных операторов (СМАРТС, Екатеринбург-2000, Новая Телефонная Компания и др.). Не исключено, что Tele2 также продолжит региональную экспансию путем поглощения немногих оставшихся региональных GSM-игроков.

По оценкам J'son & Partners третья лицензия на строительство сетей 3G в РФ может быть выдана компании не входящей в “Большую тройку" и непосредственно не работающих на рынке услуг мобильной связи в стандартах GSM/CDMA/DAMPS.

Вторым вариантом развития событий будет выдача не трех, а четырех лицензий в течение 2007 г.

Ключевые прогнозы по сегментам рынка: Мобильная связь 3С

В течение II кв. 2007 г. в России будут выданы лицензии на строительство сетей стандарта WCDMA. Для всех участников рынка ЭБМ развертывание сетей WCDMA будет не столько коммерческим,сколько имидж-шагом. Оператор, который развернет первую WCDMA сеть, будет позиционироваться в глазах потребителей как самый высокотехнологичный. Для тех операторов, акции которых котируются на международных биржах, это событие будет еще более важным - биржа должна положительно отреагировать на запуск WCDMA-сетей на такой большой территории как Россия, несмотря на “неудачи" подобных проектов в Европе, которые связаны в большей части с неготовностью рынка на этапе развертывания сетей (2003 — 2005 гг.).

Наибольшая вероятность получения лицензий на строительство сети WCDMA существует у операторов «большой тройки». Эти игроки успели провести практически полную консолидацию своих дочерних компаний. Альянсы других мобильных операторов в той (СМАРТС + Те1е2 + НТК) или иной (дочерние компании ОАО “Связьинвест") комбинации имеют меньшие шансы на борьбу за третью лицензию.

Особую интригу конкурсу на выдачу лицензий 3Э придает жесткое ограничение по количеству лицензий — три на всю Российскую Федерацию. При этом вполне очевидно, что двум компаниям из “Большой тройки" лицензии обязательно выдадут.

Первая сеть WCDMA (3 — 5 ВТБ на территории крупного населенного пункта) будет запущенна в опытно-коммерческую эксплуатацию уже в середине 2007 г. Причем регион для запуска будет выбран исключительно на основании наличия свободного частотного ресурса. Дальнейшее строительство сетей WCDMA в РФ будет предельно сдержанным. Ни один из существующих GSM-игроков не готов идти на высокий 3G CAPEX ради призрачного увеличения ARPU от дополнительных услуг на базе передачи данных. При этом все три компании в отведенный регулятором срок будут вынуждены строить 3G сети в регионах РФ, чтобы оправдать выданные им лицензии.

Строительство сетей WCDMA в Европе

было немного преждевременным (отсутствовал сформированный спрос со стороны абонентов). Европейский опыт заставляет российских игроков быть более осторожными. Однако именно сейчас для развертывания 3G в России складывается оптимальная ситуация - существенное количество мобильных терминалов dual mode GSM/WCDMA на рынке и на руках у населения, формирующаяся потребность в мобильном IP трафике, низкое проникновение широкополосного доступа в регионах

В настоящий момент компанией J'son & Partners разработана уникальная методика прогнозирования количества потенциальных потребителей услуг 3G (WCDMA) в каждом конкретном регионе РФ. Методика основана на сплаве масштабного полевого исследования и инструментальных оценок статистических данных операторов.

Пример описанной методики можно оценить на основании данных, полученных в одном из крупных регионов Поволжского Федерального Округа. По состоянию на 1.12.2006 г. в рассматриваемом регионе на руках у абонентов находится следующее количество телефонов dual mode (GSM/WCDMA) в шт. (см. таблицу ниже)

Следует отметить, что подобное полевое исследование позволяет с высокой

точностью определить потенциальные регионы, в которых развертывание сетей WCDMA будет не только более эффективно с коммерческой точки зрения. Кроме того, модель рынка 3G в РФ, разработанная J'son & Partners, позволяет оценить дополнительное конкурентное преимущество, получаемое оператором GSM+WCDMA над остальными операторами GSM в регионе. Сеть GSM/WCDMA даст возможность не только повысить ARPU от услуг передачи данных, но и привлекать абонентов конкурентов, благодаря полной поддержке функций 3G (Video Call, Push-To-Talk, Mobile TV т.д.).

На фоне высокой конкуренции за лицензии 3G в стандарте WCDMA в 2006 г. в России уже появились первые абоненты сетей третьего поколения — клиенты оператора Скай Линк (Москвa, Санкт Петербург, Екатеринбург), Сибирьтелекома и РТЦ, получившие возможность воспользоваться высокоскоростной передачей данных благодаря надстройке 1x EV-DO Revision 0.

Подобная модификация базовой сети CDMA-450 позволила оператору предоставить абонентам доступ к услугам передачи данных на скорости 2,4 Мбит/с. Практическая скорость передачи данных с использованием технологии EV-DO в Москве значительно ниже заявленного технологического предела (в среднем 0,6 — 1,2 Мбит/с), однако это вполне достаточно, чтобы обеспечивать полно-

Российским операторам WCDMA следует учесть мировой опыт эксплуатации подобных сетей совместно с GSM. Оптимальным является стратегия использования flat rate тарифных планов при обслуживании в сети любого стандарта (GSM или WCDMA). При этом абонент автоматически начнет использовать сеть WCDMA именно для передачи данных (за счет высоких скоростей), а сеть GSM для голосового трафика (за счет большей территории покрытия).

Оператор GSM Регион ПФО. Общая потенциальная абон.база WCDMA, шт. абонентов Доля оператора в потенциальном рынке 3G региона Региональный центр Второй ПО величине город в регионе

ОАО "Вымпелком" 7 172 16,73% 4 159 3 013

ОАО "Мегафон” 17 335 40,43% 10 054 7 281

ОАО"МТС 7 627 17,79% 4 423 3 204

Региональный оператор 10 740 25,05% 6 229 4 511

Всего 42 874 100,00% 24 865 18 009

С внедрением сетей 3G понятие “Дополнительные Услуги Связи" (VAS) обретет новый, диаметрально противоположный смысл существующей трактовке этого термина. В сетях 3G услуга передачи голоса является дополнительной, тогда как услуга передачи данных является основной.

ценный мобильный широкополосный доступ в сеть Интернет.

Несмотря на ограниченное количество абонентских терминалов (1 модель телефона и несколько моделей модемов для PC и ноутбуков), абоненты Sky Turbo (Скай Линк) смогли первыми в России попробовать настоящие 3G услуги - в том числе мобильное телевидение, просмотр изображения в режиме реального времени с удаленных web-камер и потоковое вещание. В конце ноября 2006 г. Скай Линк дополнил пакет услуг возможностью загрузки BREW приложений, что уже в 2007 г. позволит полноценно утилизировать все возможности по высокоскоростной передаче данных за счет десятков тысяч приложений, доступных для загрузки на мобильный телефон из on-line каталога QUALCOMM.

Вполне очевидно, что к концу 2008 г. в РФ начнется конкуренция между двумя основными стандартами 3G. Потенциал запуска сетей UMTS/WCDMA на территории РФ предсказуем. При условии работы операторов в режиме GSM/WCDMA с использованием единой SIM-карты в первый полный год эксплуатации сети возможен рост рынка 3G на 50 % за счет подключения абонентов в стандарте WCDMA. Увеличению абонентской базы будет способствовать большой выбор терминалов с различным функционалом в различных ценовых категориях. При этом, по состоянию на конец 2008 г., количество абонентов Скай Линк в отдельных регионах будет сопоставимо и даже превышать количество новых WCDMA абонентов.

Ключевые прогнозы по сегментам рынка: Рынок дополнительных услуг (VAS)

В ожидании запуска сетей WCDMA в России активные потребители новых технологий и услуг задаются вопросом: “Какие новые сервисы получат абоненты с

введением сетей 3G в коммерческую эксплуатацию?". Ответ на этот вопрос достаточно прост - никаких!

Запуск сетей 3G не дает абонентам ничего нового, кроме возможности еще быстрее передавать данные. Часть тех услуг, которые предоставляются сегодня (MMS, Mobile TV, Video Call) заработают в этих сетях с приемлемым качеством и адекватной скоростью. Запуск принципиально новых услуг будет осложнен нежеланием операторов инвестировать в новые платформы, которые могут оказаться коммерчески не эффективными (как это произошло в свое время с сервисом MMS). И эта неэффективность во многом уже подтверждена примерами западных операторов.

Возможным решением является концепция IMS (IP Multimedia Sub-system), которая может применяться как на сетях 2G, так и на сетях 3G, а так же фиксированных и беспроводных сетях. Концепция IMS позволяет существенно упростить реализацию новых услуг самого разнообразного характера, при этом стоимость запуска услуги на сети оператора снижается на порядок. Также происходит существенное ускорение запуска новых услуг и сервисов.

По оценкам J'son & Partners первые pre-IMS решения в России появятся на сетях операторов к концу 2007 г. При этом отечественные контент-провайдеры, предвосхищая события уже с II квартала 2007 г., начнут подготовку к появлению IMS, активно работая с западными операторами уже внедрившими эти решения на своих сетях. Это позволит повторить опыт компании Скай Линк, которая практически сразу после внедрения на сети

платформы BREW смогла привлечь несколько российских компаний разработчиков мобильных приложений, до этого успешно взаимодействовавших с BREW операторами в Европе и США.

Единственная из услуг, которая получит большую популярность среди широкой аудитории пользователей после внедрения сетей WCDMA - это Push2Talk и другие решения на базе клиентских приложений (J2ME, Symbian, Windows Mobile), обеспечивающих мобильный VoIP. Это будут самые показательные услуги 3G, так как они наиболее востребованы абонентами.

Проверить этот тезис можно уже сегодня в сетях CDMA-450 1xEV-DO. Используя один и тот же мобильный телефон, абонент может осуществить голосовой звонок, как с использованием базовой услуги оператора, так и используя связку из телефона (в качестве модема), компьютера и клиент VoIP. Оба сценария приведут к результату, причем во втором случае качество передачи голоса хотя и будет иметь нелинейную зависимость от целого ряда факторов, но в большинстве случаев будет гораздо выше, чем при классическом сценарии. Приведенный пример наглядно показывает, что в сетях ориентированных на передачу данных, голосовая услуга является дополнительной, и ее реализация возможна как аппаратными средствами (коммутатор), так и программными (клиентской приложение + softswitch). При этом на стоимость подобной дополнительной услуги для конечного пользователя напрямую влияет совокупность CAPEX/OPEX затрат на оборудование,необходимое для организации услуги.

Ключевые прогнозы по сегментам рынка: беспроводный доступ в сетях GSM/CDMA/WCDMA

Для определения потенциала и возможностей дальнейшего развития рынка передачи данных с использованием технологий 2G необходимо определить текущие возможности GSM-операторов по обеспечению абонентов качественным и приемлемым по цене сервисом. В существующих GSM-сетях J'son & Partners разделяет потребителей услуг передачи данных на два больших сегмента независимо от технологии доступа к услуге:

— пользователи, получающие услуги непосредственно на экран мобильного телефона (сегмент “WAP");

— пользователи, использующие мобильный телефон в качестве модема для персонального компьютера/ноутбука (сегмент “Мобильный Интернет").

Сегменты потребителей пересекаются, образуя собой общее пространство активных пользователей услуг передачи данных в сетях GSM. При этом для оценки рынка ключевым становится именно количество активных пользователей. Число абонентов с подключенной и настроенной услугой передачи данных перестает являться индикатором.

По оценкам J&P к концу 2006 г. потен-

циальная аудитория потребителей услуг на базе передачи данных достигнет 76 — 78 % от общей абонентской базы GSM, сравнявшись с количеством терминалов, поддерживающих WAP и находящихся на руках у населения.

Неадекватно завышенная стоимость услуг GPRS-WAP (около 8 тыс. долл. за 1 Гб данных) привела к тому, что не все абоненты готовы использовать передачу

данных и доступ в сеть Интернет. Уже к середине 2006 г. многие активные пользователи осознали различие в тарификации услуг GPRS-WAP и GPRS-Internet (в среднем по РФ тариф на GPRS-WAP выше в 40 раз). Подобные абоненты активно переключаются на использование услуг GPRS-Internet, в случае если их телефонные аппараты способны поддерживать работу через эту точку доступа.

Критический момент перехода абонентов от доступа GPRS-WAP к более экономичному GPRS-Internet уже наступил. Операторы GSM осознанно оттягивают широкое анонсирование и перевод своих абонентов с GPRS-WAP на GPRS-Internet, так как это приведет к увеличению трафика, приходящегося на Мобильный Интернет, не компенсируя при этом сокращение доходов от GPRS-WAP.

Для наглядного подтверждения отрицательной динамики доходов от услуг передачи данных в сетях GSM (тренд нестабильной, сокращающейся выручке от услуг GPRS-WAP) приведена динамика одного из операторов большой тройки в одном из крупных российских регионов (абонентская база оператора приближается к 1 млн активных абонентов).

Скачкообразное поведение выручки от услуг GPRS-WAP обусловлено как сезонными факторами, так и элементами зависимости этого сегмента услуг от рекламных акций, проводимых операторами (в первую очередь SMS-рассылка и USSD-реклама).

В 2006 г. основной объем выручки от комплекса услуг передачи данных в сетях GSM по прежнему приходится на услуги GPRS-WAP. Однако наибольший объем трафика генерируется услугой GPRS-Internet. Уже в первом полугодии 2007 г. по оценкам J'son & Partners произойдет существенное (до 30 %) уменьшение трафика и выручки от услуг GPRS-WAP, а к концу года средняя выручка от этого сегмента уменьшится на 60 — 70 % по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.

Технологии передачи данных в сетях GSM в РФ

Технология Теоретически возможная скорость Средняя скорость на существующих сетях GSM в РФ Описание

CSD 9.6 Кбит/сек. 9.6 Кбит/сек. Circuit Switched Data

HSCSD 115.2 Кбит/сек. 28.8 Кбит/сек. High-Speed Circuit Switched Data

GPRS 171.2 Кбит/сек. 48-54 Кбит/сек. General Packet Radio Service

EDGE 384.0 Кбит/сек. 56-70 Кбит/сек. Enhanced Data rates for GSM Evolution

Источник: J'son & Partners Технологии передачи данных в сетях CDMA в РФ

Технология Теоретически возможная скорость Средняя скорость на существующих сетях CDMAв РФ Описание

CDMA2000 lx 144.0 Кбит/сек. 100.0 Кбит/сек. lx, lxRTT, IS-2000, cdma2000 lx

lxEV-DO Rev. 0 2.4 Мбит/сек. 0.6 Мбит/сек. lx Evolution-Data Only or EVDO

Источник: J'son & Partners

Существенных изменений на рынке широкополосного доступа РФ с использованием технологии Wi-Fi за 2006 г. не произошло. За исключением, конечно же, масштабного проекта компании Golden Telecom в г. Москва. За две недели пилотной эксплуатации компания подключила 10 тыс. абонентов и по оценкам J'son & Partners подключит не менее 100 тыс. абонентов к концу 2007 г.

Общий тренд по GPRS-WAP отрицательный, тогда как стабильный рост выручки от GPRSInternet демонстрирует устойчивую динамику роста. Однако эта динамика не высока за счет более низкой стоимости трафика GPRS-Internet.

В 2005 г. количество активных потребителей, использующих услуги передачи данных в сетях GSM на территории РФ в

2005 г. достигло 6 млн абонентов, увеличившись в 2,6 раза по сравнению с 2004 г. В 2006 г. данный сегмент достиг 11 млн активных абонентов. По оценкам J'son & Partners тенденция 60 — 70 % роста проникновения услуг мобильного доступа в сетях GSM сохранится в 2007 — 2008 г. на фоне серьезного падения выручки от этого сегмента услуг. К 2008 г. количество абонентов, активно использующих услуги передачи данных посредством каналов CSD/HSCSD и GPRS/EDGE, вырастет в два раза и достигнет 25 миллионов человек, то есть практически каждый пятый житель страны будет использовать мобильную передачу данных.

Тенденция падения выручки GPRS-WAP и плавного роста выручки от услуг GPRS-Internet сохранится в последующих периодах. Однако рост выручки от GPRS-Internet не способен компенсировать потерю доходов от GPRS-WAP.

Ключевые прогнозы по сегментам рынка: беспроводный доступ Wi-Fi/WiMAX

По общепринятой версии событий активный рост сетей WiMAX в России сдерживается основным фактором - неопре-

деленностью с частотным ресурсом и лицензиями. Последние заявления представителей ГКРЧ о готовности к выделению для WiMAX диапазона частот 2,5 — 2,7 ГГц. обнадеживают потенциальных игроков. Четкая определенность с частотным диапазоном для такого огромного рынка как Россия позволит сориентироваться мировым вендорам WiMAX оборудования, что положительно скажется на его стоимости. В свою очередь российские операторы смогут приступить к строительству сетей на оборудовании, которое не потребует в дальнейшем замены или серьезных капитальных вложений на обновление конфигурации.

Однако в настоящее время диапазон 2,5 — 2,7 ГГц достаточно серьезно загрязнен практически во всех регионах РФ. Более того, в этом диапазоне активно эксплуатируется технология MMDS, что с одной стороны сдерживает развитие рынка, а с другой стороны нисколько не мешает самым смелым его участникам. Вполне очевидно, что 2016 г. определенный ранее как последний год существования MMDS — дата абсолютно нереальная. Конверсия радиочастотного спектра произойдет гораздо раньше (не позднее конца 2007 г.), а MMDS уступит место современным стандартам цифрового телевидения (DVB-T, DVB-H). Освободившиеся полосы частот будут использованы под mobile WiMAX или другую технологию широкополосного беспро-

водного доступа. И главным игроком на этом рынке может стать ОАО “Связьинвест", чьи дочерние компании в настоящее время являются владельцами более половины частотных разрешений на системы MMDS в России.

Ситуация, разворачивающаяся вокруг диапазона 2,5 — 2,7 ГГц, является препятствием для активных действий в области WiMAX только для крупных телекоммуникационных холдингов. Молодые динамичные игроки тем временем активно ведут экспансию по всей стране, захватывая любые свободные частотные ресурсы. Они разворачивают системы широкополосного радиодоступа, тем или иным образом совместимые с стандартом IEEE 802.16. Среди самых активных участников этого процесса J'son & Partners выделяет компании Metromax, Synterra, Инфосети, Медиасети, Мегафон, Престиж-Интернет, Сумма Телеком и др. Еще больше потенциальных WiMAX-операторов ожидают получения разрешений ГКРЧ.

Конец 2007 г. будет первым этапом консолидации бизнесов новых WiMAX-игроков. Наступит первичная волна слияний и поглощений, а также взаимного обмена частотными ресурсами в различных регионах. На рынке РФ сформируется до 20 крупных игроков, оказывающих услуги широкополосного мобильного доступа. Однако это будет только первый этап большого пути. Уже к середине 2009 г.

Согласно прогнозам J&P, объем российского рынка цифрового контента в 2007 г. вырастет до 2,1 млрд долл., более половины контента будет реализовано с помощью offline каналов (носители через розничную сеть). При этом объемы продаж контента через Интернет (+75 %)и цифровое ТВ (+44 %) будут расти намного быстрее, чем рынок в целом (+26 %).

начнется вторая волна консолидации, после которой на рынке сформируется 3 — 6 крупных игроков, каждый из которых будет оказывать услуги доступа в своем частотном диапазоне. Единая стандартизация оборудования позволит в конечном итоге развивать по настоящему массовую модель рынка, когда абонент будет свободен в выборе одного из операторов, оказывающих услуги в регионе, без необходимости менять абонентское оборудование. Однако эта модель не будет жизнеспособна в условиях фиксированного WiMAX, поэтому текущие проекты по развертыванию сетей в основном преследуют цели занятия частотного ресурса и подготовки технологической площадки для запуска мобильного широкополосного беспроводного доступа.

Пока WiMAX находиться в фазе fixed и nomadic особых преимуществ у этой технологии не будет. Переход к фазе mobile связан, прежде всего, с началом массового производства дешевых чипов для терминального оборудования и базовых станций. По оценкам J&P массового появления первых устройств с технологией mobile WiMAX в России следует ожидать не ранее конца 2009 г.

Ключевые прогнозы по сегментам рынка: цифровой контент

Россия становится частью мировой индустрии цифрового контента, но пока находится только на пороге цифровой революции.

Факторы роста рынка

Расширение емкости передающих сетей (широкополосного проводного и беспроводного доступа в сеть Интернет) параллельно с падением стоимости трафика заставляет операторов искать новые

источники дохода в контенте и услугах.

Наличие первичного опыта в пользовании различных устройств (сотовых телефонов, компьютеров и т.д.) и высокий спрос на новые устройства (мода, престиж), в том числе вслед за снижением их стоимости.

Высокий платежеспособный спрос на отечественный контент.

Рост концентрации медиа-активов, что существенно облегчает «цифровизацию» СМИ и создает совершенно новый формат медиахолдингов - вертикально интегрированные, мультимедийные.

Расширение присутствия на рынке крупных иностранных компаний (правообладателей, 1п1вгпв1-порталов) - с новыми технологиями и бизнес-моделями.

Принимая во внимание указанные факторы роста рынка, J&P характеризует 2007 г. как ключевой год в развитии российского рынка цифрового контента. Помимо массового, популярного контента, все более заметную роль в структуре потребления будет занимать нишевый и созданный самими пользователями контент (фото, видео, блоги), что будет естественным образом стимулировать дальнейший рост индустрии в России.

Характерной тенденцией будет развитие новых бизнес-моделей:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— «рекламная»: когда бренды, интегрируя рекламные коммуникации с развлекательными сервисами, фактически субсидируют потребление контента пользо-

вателями;

— «пакетирование услуг» [triple/ quadro play].

Указанные процессы и тенденции повлекут дальнейший рост рынка цифрового контента, объем которого в России к 2010 г. достигнет 4,8 млрд долл.

Ключевые прогнозы по сегментам рынка: услуги на базе широкополосного доступа (VoIP/IPTV/VoD)

Популярность услуги IPTV стремительно растет и с постоянно увеличивающимся проникновением широкополосного доступа в России, рынок IPTV станет одним из лидеров наряду с другими видами цифрового телевидения. Одним из главных факторов, который будет существенно способствовать успеху IPTV в России, станет увеличение спроса пользователей на интерактивные услуги, которые обеспечат взрывной рост всей отрасли IPTV в период 2007 — 2009 гг. Также прогнозируется, что производители оборудования и компании, разрабатывающие решения IPTV, наконец разрешат некоторые проблемы, касающиеся стандартизации оборудования, что поможет общему развитию услуг. По оценкам J'son & Partners уже в 2006 г., общее количество IPTV-абонентов в мире превысило 5,5 миллионов.

Топ 5 Европейских IPTV Операторов [30 2006]

ИЯ Оператор Абоненты

France Telecom 310 ООО

Free 280 ООО

Telefonica 271 ООО

FastWeb 172 ООО

Neuf Telecom 105 ООО

Сильный рост 1РТУ будет особенно заметен в Москве, где уровень проникновения домашних широкополосных подключений достиг уровня 22 %. По оценкам J&P в 2006 г. общее число абонентов 1РТУ в России достигло 7 тыс., а к 2010 г. оно увеличится до 630 тыс. абонентов.

IPTV является услугой цифрового телевидения, которая доставляется пользователям посредством IP-протокола, используя широкополосное соединение. Как правило, данная услуга предоставляется вместе с доступом в Интернет и VoIP-услугами, так называемый «triple-play».

Услуга IPTV начала свой быстрый рост в начале 2004 г. Именно тогда европейские операторы запустили многочисленные проекты «Triple-Play». К третьему кварталу

2005 г., по крайней мере, 10 операторов в мире превысили отметку в 50 тыс. IPTV абонентов, в то время как абонентская база оператора PCCW (Гонконг) превысила 500 тыс. IPTV-пользователей.

Уровень ARPU от услуг IPTV будет варьироваться в различных регионах. В северной Америке и Западной Европе операторы будут получать большую прибыль с абонентов, в то время как в Западной Европе и Азиатском регионе IPTV будет предоставляться по более дешевой цене в связи с более низким уровнем доходов населения.

Если рассматривать структуру ARPU, то на данный момент абонентская плата (платежи) составляет большую часть доходов чем «дополнительные услуги» (VAS), однако в период 2006 — 2010 гг. данная тенденция изменится. Основной рост ARPU будет обеспечиваться за счет более широкого спектра предоставляемых VAS-услуг, а также более высокого

спроса на эти услуги.

J&P прогнозирует, что в период с 2007 по 2010 гг., Российский рынок 1РТУ будет расти феноменальными темпами. Сильный рост абонентской базы уже начался в IV квартале 2006 г. и продолжится в 2007 г., так как множество операторов закончат тестовые периоды и начнут коммерческую эксплуатацию.

J&P рекомендует российским Интернет-провайдерам и потенциальным 1РТУ-операторам сфокусироваться на предоставлении привлекательных пакетов услуг, особенно выделяя УАБ (дополнительные) услуги и диверсифицированный контент на доступном ценовом уровне для российских пользователей. Также операторы должны стремиться к предоставлению самого нового контента для услуги “видео-по-запросу" (VOD), а также своевременно запустить новые интерактивные услуги.

Ожидается, что уровень проникновения домашнего широкополосного доступа в крупных городах, например Москве (26 % на конец 2006 г.), продолжит свой

стабильный рост. Рост проникновения широкополосного доступа в регионах будет еще более стремительным, что будет способствовать распространению услуги 1Р-телевидения.

В период 2007 — 2010 гг., эволюция и запуск новых интерактивных услуг приведет к увеличению APRU и впоследствии доходов операторов. По мере роста российской аудитории 1Р-телевидения, услуга интерактивной рекламы станет все более важной для операторов с точки зрения привлечения существенных дополнительных прибылей. В данный период общее число игроков на российском рынке 1Р-телевидения может превысить 50 компаний. С 2008 г. небольшие региональные операторы будут поглощены более крупными игроками. На рынке будут доминировать межрегиональные компании, предоставляющие услуги большой аудитории по своей развитой инфраструктуре.

Ключевые рекомендации Российским операторам:

Снизить стоимость абонентского оборудования (БТБ) или частично субсидировать его приобретение Снизить стоимость самых простых пакетов услуг, а также добавить больше «премиум» контента и услуг.

По мере роста спроса на интерактивное телевидение со стороны российских пользователей, операторы будут запускать все более прогрессивные интерактивные услуги. Запуски данных услуг будут проводиться в несколько стадий, где более прогрессивные услуги, такие как HDTV и интерактивные игры, будут запущены в период с 2008 по 2010 гг.

J&P рекомендует российским операторам предоставлять пользователям более диверсифицированный контент, а также предоставлять возможность изменения пакета услуг самим пользователем. Также операторы должны стремиться снизить стоимость простых пакетов услуг, а также стоимость абонентского оборудования (БТБ). Российским операторам рекомендуется начать оказание услуг с предоставления простого пакета услуг, включающего 25 каналов 1Р-телевидения и высокоскоростной Интернет по привлекательной цене для потребителя.

Ключевые прогнозы по сегментам рынка: Handsets & Gadgets

Средняя стоимость телефона, проданного в розницу, в 2005 г. составляла 165 долл., по итогам 2006 г. - около 205 долл., в 2007 г. данный показатель достигнет отметки в 215 долл. Активный рост продаж телефонов в сегменте стоимостью «более 250 долл.» наблюдается с 2005 г., в

2006 г. данная тенденция только усилилась. Особенно активно растет сегмент высокобюджетных телефонов стоимостью более 350 долл. За последний год данный сегмент вырос более чем на половину.

В 2007 г. настоящим прорывом станет повсеместное внедрение в переносные и портативные устройства технологий глобального позиционирования (GPS) и персональной сети передачи данных (PAN). В течение 2006 г. на рынке уже появилось достаточное количество устройств с модулями GPS в самых разнообразных ценовых категориях. Однако наибольший интерес

для рынка представляют устройства, обеспечивающие совмещение функций позиционирования и мобильной связи в одном из популярных стандартов. Уровень цен на такие мобильные терминалы уже опустился до рекордно низкой отметки примерно 700 — 720 долл. по состоянию на декабрь

2006 г. и будет неуклонно снижаться в течение 2007 г., достигнув уровня примерно 500 долл. и ниже. Наиболее привлекательными моделями коммуникаторов для массового пользователя в 2007 г. могут стать продукты на платформе компании HTC семейства Artemis и Trinity, а также компаний MiTac и ETen. В нижнем ценовом сегменте можно с уверенностью предполагать успех платформы Prophet - стоимость устройств на ее базе уже упала до уровня примерно 500 долл., сделав их доступными даже малообеспеченным слоям населения.

2007 год станет переломным в противостоянии двух основных операционных систем для мобильных устройств - Symbian и Windows Mobile. В сегменте бизнес-уст-

ройств Symbian имеет минимальные шансы выйти победителем из этой борьбы и будет неуклонно терять долю рынка среди новых продаж. Однако уже к концу 2007 г. на рынок выйдет новый потенциальный лидер - клон операционной системы Linux. Большие шансы на лидерство для Linux заключаются в возможности установки этой операционной системы на портативные устройства, оригинально поставляемые производителями с Symbian, Windows Mobile или пропретарной ОС. Однако коммерческого успеха в использовании Linux на мобильных устройствах можно ожидать не ранее 2009 г.

Технологии PAN как стандартизированные (Bluetooth) так и пропритарные (Wibree) будут активно внедряться в самые неожиданные портативные устройства. Первые MP3-плееры с поддержкой Bluetooth уже появились в продаже в конце 2006 г. по цене примерно 200 долл. Еще раньше на рынок вышли стерео Bluetooth-гарнитуры с поддержкой профиля AV (Audio/Video). Качество звука, обеспечивающееся этим профилем, вполне приемлемо для прослушивания музыкальных треков, аудиокниг и радиопередач. Относительно высокий уровень цен на стерео Bluetooth гарнитуры (примерно 100 долл.) уже сегодня не останавливает активных потребителей новых технологий. При этом по оценкам J'son & Partners уже в I полугодии 2007 г. возможно существенное падение цен на эти устройства до уровня примерно 50 долл. Этому процессу будут активно способствовать новые игроки, появляющиеся на российском рынке портативных устройств и аксессуаров.

Прогнозы подготовлены компанией J'son & Partners

По оценке J'son & Partners, в 2007 г. будет наблюдаться некоторое сокращение продаж мобильных телефонов, по предварительному прогнозу продажи составят около 31 млн штук. Основное объяснение данного факта - это насыщение рынка сотовой связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.