Научная статья на тему 'Анализ развития скотоводства в регионах Российской Федерации'

Анализ развития скотоводства в регионах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
730
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ / СКОТОВОДСТВО / ПРОИЗВОДСТВО МЯСА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / FOOD SECURITY OF THE COUNTRY / LIVESTOCK BREEDING / BEEF PRODUCTION / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Дусаева Евгения Муслимовна, Мушинская Галина Николаевна

В решении проблем продовольственной безопасности России увеличение объёмов производства мясной продукции скотоводства является важным и актуальным. Анализ динамики производства мяса крупного рогатого скота по категориям хозяйств и субъектам Российской Федерации позволил выявить наиболее перспективные регионы развития скотоводства и определить пути повышения эффективности отрасли на основе стимулирования субъектов малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Дусаева Евгения Муслимовна, Мушинская Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CATTLE BREEDING DEVELOPMENT IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

It is pointed out that the enhancement of meat products output is one of the most important and urgent tasks which is brought to the forefront in solving the food security problems in Russia. The analysis of the dynamics of beef production by farm enterprise categories and subjects of the Russian Federation made it possible to reveal the most promising regions of cattle breeding development and to determine the ways to improve the efficiency of the sector by stimulating the subjects of small and medium-sized business.

Текст научной работы на тему «Анализ развития скотоводства в регионах Российской Федерации»

Анализ развития скотоводства в регионах Российской Федерации

Е.М. Дусаева, д.э.н., профессор, Г.Н. Мушинская, н.с., ФГБНУ Всероссийский НИИМС

Скотоводство является одной из ключевых отраслей аграрного сектора экономики России, продукция которого обеспечивает население мясом. В общем объёме мясной продукции и в структуре мясного баланса страны в дореформенный период говядина составляла 43%, потребности населения удовлетворялись исключительно за счёт внутреннего производства.

За период реформ в скотоводстве, как и в целом в животноводстве, в результате резкого сокращения поголовья крупного рогатого скота, в основном молочных пород, в хозяйствах всех категорий собственное производство говядины за 1990—2015 гг. уменьшилось более чем в 2,6 раза (с 4,3 до 1,6 млн т) [1]. Это отразилось на снижении потребления говядины на душу населения. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат), только за последние десять лет оно составило 12,4% (с 17,8 кг в 2005 г. до 15,6 кг в 2014 г.). При тех же объёмах потребления мяса крупного рогатого скота на уровне отчётного года и в соответствии со средним вариантом прогноза Росстата по изменению численности населения страны на 27.05.2016 г. к 2020 г. обеспеченность говядиной должна составлять не менее 2,3 млн т и сохранить эти объёмы до 2030 г.

В связи с этим в решении проблем продовольственной безопасности страны увеличение объёмов производства мясной продукции скотоводства является важным и актуальным.

Целью анализа производства мяса крупного рогатого скота за последние три года является исследование динамики производства по категориям хозяйств и субъектам Российской Федерации и выявление регионов, в которых развитие отрасли скотоводства имеет перспективы.

В 2015 г. в структуре мясной продукции скотоводства максимальный удельный вес принадлежал Приволжскому и Сибирскому федеральным округам, где произвели соответственно 29,8 и 18,8% общего объёма мяса крупного рогатого скота, а минимальный — Северо-Западному (3,0%), Дальневосточному и Крымскому федеральным округам - 1,9 и 0,8% (рис. 1) [2].

В обеспечении мясопродуктового рынка говядиной в сравнении с 2013 г. возросла роль Центрального, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, где произвели соответственно на 0,8; 0,8 и 0,6 п.п. больше продукции. В остальных субъектах наблюдалось некоторое её снижение на уровне 0,2-2,0 п.п.

В процентном соотношении с аналогичным показателем предыдущего года в 2015 г. также в хозяйствах всех категорий Центрального и Южного федеральных округов отмечался рост производства говядины, составивший 110,6 и 102,7% (рис. 2).

В Северо-Кавказском и Северо-Западном федеральных округах в 2015 г. производство мяса крупного рогатого скота было сохранено на уровне 2014 г. — соответственно 100,4 и 100,2%. В пяти федеральных округах отмечалось снижение производимой хозяйствами всех категорий продукции, причём наибольшее в Уральском и Крымском федеральных округах — 90,4 и 61,3% к предыдущему году.

В динамике за три года по темпам роста производства мяса крупного рогатого скота на убой прослеживается следующая картина. Значительный прирост производства мясной продукции в скотоводстве обеспечили сельхозтоваропроизводители Северо-Кавказского (107,5%), Южного (107,0%) и Центрального (106,1%) федеральных округов, а наименьший — хозяйства всех категорий СевероЗападного (93,6%), Приволжского (94,8%) и Уральского (95,4%) федеральных округов.

Исследования производственной структуры показывают, что значительная часть произведённого мяса крупного рогатого скота сосредоточена в хозяйствах населения — 60,2—61,3% общего объёма, что в абсолютном выражении составило 0,99—1,00 млн т (рис. 3). В динамике отмечается колебание величины производства говядины в хозяйствах всех категорий. В 2015 г. по сравнению с 2013 г. темп роста произведённого мяса крупного рогатого скота был равен 99,2%.

На сельскохозяйственные организации страны приходится 31,9—32,4% производимой в отрасли скотоводства на убой мясной продукции (525,9— 529,9 тыс. т в абсолютном выражении), в динамике

■ Центральный ФО В Северо-Западный ФО

■ Южный ФО

■ Северо-Кавказский ФО

■ Приволжский ФО 13,7 Уральским ФО

■ Сибирский ФО Дальневосточный ФО

и Крымский ФО

Источник: ФСГС РФ

Рис. 1 - Структура производства крупного рогатого скота на убой в убойном весе в 2015 г. по федеральным округам (в хозяйствах всех категорий), %

Источник: ФСГС РФ

Рис. 2 - Динамика производства крупного рогатого скота на убой в убойном весе в 2015 г. к 2014 г. по федеральным округам (в хозяйствах всех категорий), %

7,9

Источник: ФСГС РФ

Рис. 3 - Структура производства крупного рогатого скота на убой в убойном весе в 2015 г. (по категориям хозяйств), %

наблюдается сокращение их доли в общем объёме производства говядины. Темп роста продукции в 2015 г. к уровню 2013 г. составил 99,3%.

Продукция крестьянских (фермерских) хозяйств, а также хозяйств индивидуальных предпринимателей занимает в общем объёме произведённого мяса крупного рогатого скота на убой в среднем 7,1%, или 117,1 тыс. т. В 2015 г. в сравнении с 2013 г. объём производства мясной продукции значительно вырос, темп прироста составил 27,3%, или 27,8 тыс. т, и достиг 129,8 тыс. т. В динамике отмечается ежегодное увеличение доли производства говядины крестьянских (фермерских) хозяйств, а также хозяйств индивидуальных предпринимателей в общем объёме продукции скотоводства: 2013 г. — 6,2%; 2014 г. - 7,2%; 2015 г. - 7,9%.

За анализируемый период производство говядины в хозяйствах всех категорий Российской Федерации стабилизировалось на уровне 1,63-1,65 тыс. т.

Наиболее перспективными в развитии скотоводства среди федеральных округов являются Приволжский, Центральный, Северо-Кавказский и Южный. В разрезе регионов наблюдается та же

тенденция. Наименьший удельный вес производства продукции крупного рогатого скота отмечался в Северо-Западном, Уральском, Дальневосточном и Крымском федеральных округах.

Среди хозяйств всех категорий возросла роль субъектов малого и среднего бизнеса, чему способствовало принятие на федеральном уровне нормативных актов по их поддержанию (табл.). Оренбургская область, как и многие регионы нашей страны, также стимулирует развитие малого и среднего бизнеса. Так, благодаря поддержке фермеров со стороны министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области только в 2016 г. в конкурсе по отбору начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм победили 92 проекта в различных отраслях сельского хозяйства. На их реализацию выделено 210,3 млн руб. (в том числе из федерального бюджета — 157,5 млн руб. и областного — 52,8 млн руб.). Государственные и собственные средства планируется направить на приобретение скота, в том числе крупного рогатого скота, сельхозтехники. В 2016 г. предполагается построить или отремонтировать 19 производственных помещений, приобрести семена зерновых, кормовых культур и др. Планируется создание 276 постоянных рабочих мест в сельской местности.

В 2012—2016 гг. в области предоставлен 321 грант на общую сумму 750,9 млн руб. С участием федеральных средств с 2012 по 2015 г. были вложены инвестиции в скотоводство, овцеводство и коневодство, комбикормовую промышленность. Закуплена сельскохозяйственная техника и оборудование, земельные участки. Реконструировано, построено и приобретено 79 ферм, складских или производственных помещений, приобретены семена. На селе создано более 600 рабочих мест.

До 2020 г. с помощью грантов планируется поддержать 443 начинающих фермера, построить и реконструировать 55 семейных животноводческих ферм. Это позволит дополнительно создать около 1,5 тыс. рабочих мест в сельской местности [5].

Для реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг. из федерального бюджета выделяются средства на оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса Оренбургской области в скотоводстве в форме субсидий на возмещение части затрат на развитие молочного и мясного скотоводства, на поддержку племенного животноводства, на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, взятым малыми формами хозяйствования [6].

В то же время следует признать, что не все субъекты малого и среднего бизнеса пользуются поддержкой со стороны государства. Это связано с несовершенством налогового законодательства и недостаточностью информации для лиц, желающих

1. Содержание и цели государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса

Нормативный акт федерального значения Содержание и цели господдержки

ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» государственные программы (подпрограммы), содержащие мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, с учётом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей

Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» гранты: - начинающим фермерам; - на развитие семейных животноводческих ферм

субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам банков и займам, полученных в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Предоставляются на основе кредитных договоров на срок до 8 лет, до 5 лет, до 2 лет в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ за счёт средств федерального бюджета и не менее 1/3 - за счёт средств бюджета субъекта РФ

компенсации затрат крестьянских (фермерских) хозяйств по оформлению в собственность земельных участков из земель сельхозназначения, представленных на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, земельных участков, выделяемых в счёт земельных долей

Постановление Правительства РФ «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» субсидии, направленные на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего бизнеса, повышение конкурентоспособности между ними, обеспечение занятости населения и увеличение производства товаров (работ, услуг)

заниматься аграрным бизнесом. Малым и средним предприятиям из-за невыгодности разведения животных, сложностей в создании кормовой базы большее предпочтение отдаётся посевам зерновых культур. До 50% от общего количества малых фирм и, в т.ч. личные подсобные хозяйства, не регистрируются в Госреестре и работают в условиях теневой экономики. По этой причине бюджет страны недополучает значительные средства в виде налогов [7].

В связи с этим, на наш взгляд, важное значение должно отводиться совершенствованию законодательной базы на федеральном уровне путём включения личных подсобных хозяйств в решение госпрограммы наравне с другими категориями хозяйств, стимулирования работы всех типов сельскохозяйственных организаций. Кроме прямых форм федеральной поддержки мы считаем необходимым проведение целенаправленной государственной политики и косвенных форм в виде налоговых льгот, снижения тарифов на газ и электроэнергию для развития конкурентоспособного отечественного скотоводства. Создавать в регионах экономические условия для расширенного воспроизводства поголовья крупного рогатого скота на основе эффективной племенной работы с типами мясных пород. Развивать экономические отношения между всеми категориями хозяйств и стимулировать поставку молодняка на откормочные площадки. Для строительства современных промышленных откормочных площадок следует привлечь на основе партнёрства и кооперации

финансовые ресурсы бизнеса. Стимулировать налоговой и таможенной политикой деятельность мясоперерабатывающих организаций, обеспечивающих глубокую переработку скота и имеющих выход на внешний рынок.

Увеличение объёмов производства говядины собственного производства, а значит, и повышение продовольственной безопасности страны в полной мере зависит от мер, принимаемых государственными органами непосредственно в регионах.

Литература

1. Стратегия развития мясного животноводства в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/9022947l4 (дата обращения: 06.04.2016).

2. Производство скота и птицы на убой в убойном весе. [Электронный ресурс]. URL: http://cbsd.gks.ru/ (дата обращения: 6.06.2016).

3. Федеральные программы поддержки малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: http://smb.gov. ru/measuresupport/programs/celved (дата обращения: 20.06.2016).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году (с изменениями на 25 мая 2016 года)». [Электронный ресурс]. URL: http://docs. cntd.ru/document/420244200 (дата обращения: 17.06.2016).

5. Грантовая поддержка фермеров в 2016 году. [Электронный ресурс]. URL: http://mcx.orb.ru/tovaroproizvoditelym/ fermer/21089/Сдата обращения: 20.06.2016).

6. Господдержка АПК Оренбургской области. [Электронный ресурс]. URL: http://mcx.orb.ru/deyteLnost/gospodderjka/15002/ (дата обращения: 22.06.2016).

7. Спешилова Н.В., Озерова Н.В., Озерова Л.И. Развитие малого и среднего бизнеса в России. Инновационное развитие АПК России: матер. междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 85-летию ФГБНУ ВНИИМС / под общ. ред. д.э.н., проф. Е.М. Дусаевой. М.: ООО «Угрешская типография». 2015. С. 60-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.