Анализ развития скотоводства в регионах Российской Федерации
Е.М. Дусаева, д.э.н., профессор, Г.Н. Мушинская, н.с., ФГБНУ Всероссийский НИИМС
Скотоводство является одной из ключевых отраслей аграрного сектора экономики России, продукция которого обеспечивает население мясом. В общем объёме мясной продукции и в структуре мясного баланса страны в дореформенный период говядина составляла 43%, потребности населения удовлетворялись исключительно за счёт внутреннего производства.
За период реформ в скотоводстве, как и в целом в животноводстве, в результате резкого сокращения поголовья крупного рогатого скота, в основном молочных пород, в хозяйствах всех категорий собственное производство говядины за 1990—2015 гг. уменьшилось более чем в 2,6 раза (с 4,3 до 1,6 млн т) [1]. Это отразилось на снижении потребления говядины на душу населения. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат), только за последние десять лет оно составило 12,4% (с 17,8 кг в 2005 г. до 15,6 кг в 2014 г.). При тех же объёмах потребления мяса крупного рогатого скота на уровне отчётного года и в соответствии со средним вариантом прогноза Росстата по изменению численности населения страны на 27.05.2016 г. к 2020 г. обеспеченность говядиной должна составлять не менее 2,3 млн т и сохранить эти объёмы до 2030 г.
В связи с этим в решении проблем продовольственной безопасности страны увеличение объёмов производства мясной продукции скотоводства является важным и актуальным.
Целью анализа производства мяса крупного рогатого скота за последние три года является исследование динамики производства по категориям хозяйств и субъектам Российской Федерации и выявление регионов, в которых развитие отрасли скотоводства имеет перспективы.
В 2015 г. в структуре мясной продукции скотоводства максимальный удельный вес принадлежал Приволжскому и Сибирскому федеральным округам, где произвели соответственно 29,8 и 18,8% общего объёма мяса крупного рогатого скота, а минимальный — Северо-Западному (3,0%), Дальневосточному и Крымскому федеральным округам - 1,9 и 0,8% (рис. 1) [2].
В обеспечении мясопродуктового рынка говядиной в сравнении с 2013 г. возросла роль Центрального, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, где произвели соответственно на 0,8; 0,8 и 0,6 п.п. больше продукции. В остальных субъектах наблюдалось некоторое её снижение на уровне 0,2-2,0 п.п.
В процентном соотношении с аналогичным показателем предыдущего года в 2015 г. также в хозяйствах всех категорий Центрального и Южного федеральных округов отмечался рост производства говядины, составивший 110,6 и 102,7% (рис. 2).
В Северо-Кавказском и Северо-Западном федеральных округах в 2015 г. производство мяса крупного рогатого скота было сохранено на уровне 2014 г. — соответственно 100,4 и 100,2%. В пяти федеральных округах отмечалось снижение производимой хозяйствами всех категорий продукции, причём наибольшее в Уральском и Крымском федеральных округах — 90,4 и 61,3% к предыдущему году.
В динамике за три года по темпам роста производства мяса крупного рогатого скота на убой прослеживается следующая картина. Значительный прирост производства мясной продукции в скотоводстве обеспечили сельхозтоваропроизводители Северо-Кавказского (107,5%), Южного (107,0%) и Центрального (106,1%) федеральных округов, а наименьший — хозяйства всех категорий СевероЗападного (93,6%), Приволжского (94,8%) и Уральского (95,4%) федеральных округов.
Исследования производственной структуры показывают, что значительная часть произведённого мяса крупного рогатого скота сосредоточена в хозяйствах населения — 60,2—61,3% общего объёма, что в абсолютном выражении составило 0,99—1,00 млн т (рис. 3). В динамике отмечается колебание величины производства говядины в хозяйствах всех категорий. В 2015 г. по сравнению с 2013 г. темп роста произведённого мяса крупного рогатого скота был равен 99,2%.
На сельскохозяйственные организации страны приходится 31,9—32,4% производимой в отрасли скотоводства на убой мясной продукции (525,9— 529,9 тыс. т в абсолютном выражении), в динамике
■ Центральный ФО В Северо-Западный ФО
■ Южный ФО
■ Северо-Кавказский ФО
■ Приволжский ФО 13,7 Уральским ФО
■ Сибирский ФО Дальневосточный ФО
и Крымский ФО
Источник: ФСГС РФ
Рис. 1 - Структура производства крупного рогатого скота на убой в убойном весе в 2015 г. по федеральным округам (в хозяйствах всех категорий), %
Источник: ФСГС РФ
Рис. 2 - Динамика производства крупного рогатого скота на убой в убойном весе в 2015 г. к 2014 г. по федеральным округам (в хозяйствах всех категорий), %
7,9
Источник: ФСГС РФ
Рис. 3 - Структура производства крупного рогатого скота на убой в убойном весе в 2015 г. (по категориям хозяйств), %
наблюдается сокращение их доли в общем объёме производства говядины. Темп роста продукции в 2015 г. к уровню 2013 г. составил 99,3%.
Продукция крестьянских (фермерских) хозяйств, а также хозяйств индивидуальных предпринимателей занимает в общем объёме произведённого мяса крупного рогатого скота на убой в среднем 7,1%, или 117,1 тыс. т. В 2015 г. в сравнении с 2013 г. объём производства мясной продукции значительно вырос, темп прироста составил 27,3%, или 27,8 тыс. т, и достиг 129,8 тыс. т. В динамике отмечается ежегодное увеличение доли производства говядины крестьянских (фермерских) хозяйств, а также хозяйств индивидуальных предпринимателей в общем объёме продукции скотоводства: 2013 г. — 6,2%; 2014 г. - 7,2%; 2015 г. - 7,9%.
За анализируемый период производство говядины в хозяйствах всех категорий Российской Федерации стабилизировалось на уровне 1,63-1,65 тыс. т.
Наиболее перспективными в развитии скотоводства среди федеральных округов являются Приволжский, Центральный, Северо-Кавказский и Южный. В разрезе регионов наблюдается та же
тенденция. Наименьший удельный вес производства продукции крупного рогатого скота отмечался в Северо-Западном, Уральском, Дальневосточном и Крымском федеральных округах.
Среди хозяйств всех категорий возросла роль субъектов малого и среднего бизнеса, чему способствовало принятие на федеральном уровне нормативных актов по их поддержанию (табл.). Оренбургская область, как и многие регионы нашей страны, также стимулирует развитие малого и среднего бизнеса. Так, благодаря поддержке фермеров со стороны министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области только в 2016 г. в конкурсе по отбору начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм победили 92 проекта в различных отраслях сельского хозяйства. На их реализацию выделено 210,3 млн руб. (в том числе из федерального бюджета — 157,5 млн руб. и областного — 52,8 млн руб.). Государственные и собственные средства планируется направить на приобретение скота, в том числе крупного рогатого скота, сельхозтехники. В 2016 г. предполагается построить или отремонтировать 19 производственных помещений, приобрести семена зерновых, кормовых культур и др. Планируется создание 276 постоянных рабочих мест в сельской местности.
В 2012—2016 гг. в области предоставлен 321 грант на общую сумму 750,9 млн руб. С участием федеральных средств с 2012 по 2015 г. были вложены инвестиции в скотоводство, овцеводство и коневодство, комбикормовую промышленность. Закуплена сельскохозяйственная техника и оборудование, земельные участки. Реконструировано, построено и приобретено 79 ферм, складских или производственных помещений, приобретены семена. На селе создано более 600 рабочих мест.
До 2020 г. с помощью грантов планируется поддержать 443 начинающих фермера, построить и реконструировать 55 семейных животноводческих ферм. Это позволит дополнительно создать около 1,5 тыс. рабочих мест в сельской местности [5].
Для реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг. из федерального бюджета выделяются средства на оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса Оренбургской области в скотоводстве в форме субсидий на возмещение части затрат на развитие молочного и мясного скотоводства, на поддержку племенного животноводства, на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, взятым малыми формами хозяйствования [6].
В то же время следует признать, что не все субъекты малого и среднего бизнеса пользуются поддержкой со стороны государства. Это связано с несовершенством налогового законодательства и недостаточностью информации для лиц, желающих
1. Содержание и цели государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса
Нормативный акт федерального значения Содержание и цели господдержки
ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» государственные программы (подпрограммы), содержащие мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, с учётом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей
Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» гранты: - начинающим фермерам; - на развитие семейных животноводческих ферм
субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам банков и займам, полученных в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Предоставляются на основе кредитных договоров на срок до 8 лет, до 5 лет, до 2 лет в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ за счёт средств федерального бюджета и не менее 1/3 - за счёт средств бюджета субъекта РФ
компенсации затрат крестьянских (фермерских) хозяйств по оформлению в собственность земельных участков из земель сельхозназначения, представленных на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, земельных участков, выделяемых в счёт земельных долей
Постановление Правительства РФ «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» субсидии, направленные на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего бизнеса, повышение конкурентоспособности между ними, обеспечение занятости населения и увеличение производства товаров (работ, услуг)
заниматься аграрным бизнесом. Малым и средним предприятиям из-за невыгодности разведения животных, сложностей в создании кормовой базы большее предпочтение отдаётся посевам зерновых культур. До 50% от общего количества малых фирм и, в т.ч. личные подсобные хозяйства, не регистрируются в Госреестре и работают в условиях теневой экономики. По этой причине бюджет страны недополучает значительные средства в виде налогов [7].
В связи с этим, на наш взгляд, важное значение должно отводиться совершенствованию законодательной базы на федеральном уровне путём включения личных подсобных хозяйств в решение госпрограммы наравне с другими категориями хозяйств, стимулирования работы всех типов сельскохозяйственных организаций. Кроме прямых форм федеральной поддержки мы считаем необходимым проведение целенаправленной государственной политики и косвенных форм в виде налоговых льгот, снижения тарифов на газ и электроэнергию для развития конкурентоспособного отечественного скотоводства. Создавать в регионах экономические условия для расширенного воспроизводства поголовья крупного рогатого скота на основе эффективной племенной работы с типами мясных пород. Развивать экономические отношения между всеми категориями хозяйств и стимулировать поставку молодняка на откормочные площадки. Для строительства современных промышленных откормочных площадок следует привлечь на основе партнёрства и кооперации
финансовые ресурсы бизнеса. Стимулировать налоговой и таможенной политикой деятельность мясоперерабатывающих организаций, обеспечивающих глубокую переработку скота и имеющих выход на внешний рынок.
Увеличение объёмов производства говядины собственного производства, а значит, и повышение продовольственной безопасности страны в полной мере зависит от мер, принимаемых государственными органами непосредственно в регионах.
Литература
1. Стратегия развития мясного животноводства в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/9022947l4 (дата обращения: 06.04.2016).
2. Производство скота и птицы на убой в убойном весе. [Электронный ресурс]. URL: http://cbsd.gks.ru/ (дата обращения: 6.06.2016).
3. Федеральные программы поддержки малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: http://smb.gov. ru/measuresupport/programs/celved (дата обращения: 20.06.2016).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году (с изменениями на 25 мая 2016 года)». [Электронный ресурс]. URL: http://docs. cntd.ru/document/420244200 (дата обращения: 17.06.2016).
5. Грантовая поддержка фермеров в 2016 году. [Электронный ресурс]. URL: http://mcx.orb.ru/tovaroproizvoditelym/ fermer/21089/Сдата обращения: 20.06.2016).
6. Господдержка АПК Оренбургской области. [Электронный ресурс]. URL: http://mcx.orb.ru/deyteLnost/gospodderjka/15002/ (дата обращения: 22.06.2016).
7. Спешилова Н.В., Озерова Н.В., Озерова Л.И. Развитие малого и среднего бизнеса в России. Инновационное развитие АПК России: матер. междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 85-летию ФГБНУ ВНИИМС / под общ. ред. д.э.н., проф. Е.М. Дусаевой. М.: ООО «Угрешская типография». 2015. С. 60-63.