Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ГОРНО-ХИМИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ'

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ГОРНО-ХИМИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА / ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПОТРЕБЛЕНИЕ УДОБРЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гендон А.Л.

Статья посвящена анализу развития горно-химических компаний. Происходящие существенные изменения на мировых и национальных товарно-сырьевых рынках, основные тенденции современного развития промышлен- ности и мирового хозяйства в целом, такие как глобализация, консолидация отраслей, укрупнение и интеграция предприятий, усиление конкуренции, создают беспрецедентные вызовы и возможности развития промышленного сектора и горно-химического комплекса в частности. Новые условия хозяйствования влекут за собой необходи- мость поиска и обоснования новых вариантов стратегического конкурентного развития, а также наращивания и удержания конкурентных преимуществ горно-химических компаний. Определены основные тенденции и прогноз развития рынка, выявлены отраслевые особенности индустрии, представлено концептуальное видение сбыта и потребления продукции. Проанализированы позиции ключевых игроков рынка в глобальном масштабе. На основе проведенного исследования разработаны концептуальные основы развития отрасли с выделением ключевых параметров потребления и сбыта продукции, представлена их характеристика и стратегическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RUSSIAN MINING-CHEMICAL COMPANIES DEVELOPMENT

This paper is focused the development analysis of mining-chemical companies. Occurring significant changes in the global markets and national commodity markets, the major trends of industry and world economy contemporary development generally, such as like globalization, industries consolidation, enterprises amalgamation and integration, enhancing competition - they all generally establishing unprecedented challenges and opportunities for the industrial sector and mining-chemical complex development, among others. The new conditions of economic entities are implying the necessary to search and substantiate the strategic competitive development new options, as well as increasing and retaining competitive advantages of the mining-chemical companies. There are determined the major trends and market forecast, discovered the economic- branch characteristics of the industry, given a conceptual version of product consumption and distribution. There are analyzed the market key stakeholders positions in a global scale. Following undertaken a study there have been formulated conceptual frameworks of the industry development with the allocation of product consumption and distribution key settings and presented their characteristics and strategic significance.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ГОРНО-ХИМИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ»

УДК 338.2

Гендон А.Л.,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры финансового контроля, анализа и аудита Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ГОРНО-ХИМИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ

Статья посвящена анализу развития горно-химических компаний. Происходящие существенные изменения на мировых и национальных товарно-сырьевых рынках, основные тенденции современного развития промышленности и мирового хозяйства в целом, такие как глобализация, консолидация отраслей, укрупнение и интеграция предприятий, усиление конкуренции, создают беспрецедентные вызовы и возможности развития промышленного сектора и горно-химического комплекса в частности. Новые условия хозяйствования влекут за собой необходимость поиска и обоснования новых вариантов стратегического конкурентного развития, а также наращивания и удержания конкурентных преимуществ горно-химических компаний. Определены основные тенденции и прогноз развития рынка, выявлены отраслевые особенности индустрии, представлено концептуальное видение сбыта и потребления продукции. Проанализированы позиции ключевых игроков рынка в глобальном масштабе. На основе проведенного исследования разработаны концептуальные основы развития отрасли с выделением ключевых параметров потребления и сбыта продукции, представлена их характеристика и стратегическое значение. Ключевые слова: отрасль минеральных удобрений, тенденции рынка, отраслевые особенности, горно-химические компании, сбыт продукции, потребление удобрений

Gendon A.,

PhD in Engineering Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Chair of State Financial Control, Accounting and Audit of Plekhanov Russian University of Economics

ANALYSIS OF THE RUSSIAN MINING-CHEMICAL COMPANIES DEVELOPMENT

This paper is focused the development analysis of mining-chemical companies. Occurring significant changes in the global markets and national commodity markets, the major trends of industry and world economy contemporary development generally, such as like globalization, industries consolidation, enterprises amalgamation and integration, enhancing competition - they all generally establishing unprecedented challenges and opportunities for the industrial sector and mining-chemical complex development, among others. The new conditions of economic entities are implying the necessary to search and substantiate the strategic competitive development new options, as well as increasing and retaining competitive advantages of the mining-chemical companies. There are determined the major trends and market forecast, discovered the economic-branch characteristics of the industry, given a conceptual version of product consumption and distribution. There are analyzed the market key stakeholders positions in a global scale. Following undertaken a study there have been formulated conceptual frameworks of the industry development with the allocation of product consumption and distribution key settings and presented their characteristics and strategic significance.

Keywords: mineral fertilizers sector, market trends, economic-branch characteristics, mining-chemical companies, product distribution, fertilizer consumption

Химическая промышленность является одной из важнейших базовых отраслей современной экономики. Ее продукция (70 тыс. наименований) широко используется для производства разнообразных потребительских товаров, а также - в больших объемах - в других отраслях экономики, таких как сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, строительство и сфера услуг. Сама химическая промышленность потребляет больше чем 25% своего производства химикатов. Среди самых важных потре-

бителей ее продукции - автомобильная, текстильная промышленность, производство одежды, металлургия и др.

Российские горно-химические холдинги производят приблизительно 10% мирового объема минеральных удобрений, приблизительно 18,4 миллионов тонн минеральных удобрений в перерасчете на 100% п.в. (питательные вещества)[5,8].

Ожидается, что к 2050 мировое население достигнет 9,6 миллиардов человек. Согласно предвари-

тельным вычислениям, чтобы накормить растущее население, потребуется увеличить сельскохозяйственное производство на 60%. Помимо роста населения спрос на сельхозпродукцию определяется и другими факторами, как изменение рациона питания и альтернативные варианты применения выращиваемых культур (например, производство биоэтанола).

Крупнейшие российские компании-продуценты минеральных удобрений входят в перечень 15-ти ведущих мировых производителей и экспортеров. В частности, по производству калия Россия занимает первое место в мире. Таким образом, Россия является значительной частью мирового рынка удобрений и наблюдается динамика роста ее влияния[6,7].

Производство минеральных удобрений присутствует практически во всех федеральных округах РФ. Транспортировка продукции осуществляется всеми видами транспорта [8,9].

На настоящее время в российской горно-химической промышленности сформированы пять крупных вертикально-интегрированных групп, которые обеспечивают выпуск большей части минеральных удобрений в России (таблица 1).

Проведя анализ развития этих несколько компаний, можно отметить, что компании:

1. В ФосАгро были выполнены ключевые факторы роста производства, которые были запланированы, в частности:

• Увеличение линейки выпускаемой продукции с 23 (в 2013 г.) до 28 марок, включая РКБ-удобрения и ЫРБ-удобрения с содержанием элементарной серы

• Ввод в эксплуатацию ствола ГС-2 и сопутствующей инфраструктуры позволит увеличить производительность Кировского рудника в ближайшей перспективе (с 2018 года) до 16,5 млн тонн руды в год

• Ввод в эксплуатацию мощностей по добыче руды гор. +90 м Кукисвумчоррского крыла в составе комплекса подземного дробления №2.

• Перевооружение производства фтористого алюминия: увеличение выпуска с 23 до 35 тыс. тонн в год;

• Реализация программы операционных улучшений с увеличением производства фосфорных удобрений

Производство удобрений, ТПФН, КМКФ «ФосАгро» (всего по Группе) (рисунок 1).

Перспектива производства удобрений АО «Фо-сАгро-Череповец» (рисунок 2).

В 2015 году Компания продемонстрировала рекордные финансовые результаты: выручка составила 189,7 млрд руб., а показатель EBITDA увеличился более чем вдвое, достигнув 82,5 млрд руб. Благодаря столь высокой эффективности, подкрепленной устойчивым денежным потоком, «ФосАгро» сохранила кредитный рейтинг инвестиционного класса, присвоенный агентством Standard&Poor's. Объем капитальных затрат Компании составил 42,6 млрд руб., а объем дивидендных выплат акционерам - 18,1 млрд руб.

Клиенты «ФосАгро» - это сельхозпроизводители из более чем 100 стран мира. В 2015 году крупнейшими рынками сбыта для продукции «ФосАгро» были Россия (1,6 млн т), Европа (1,2 млн т), Латинская Америка (1,5 млн т), Южная и Юго-Восточная Азия (0,9 млн т).

Ассортимент продукции «ФосАгро» включает 33 марки фосфорсодержащих и азотных удобрений. Это позволяет Компании предлагать сельскохозяйственным производителям со всего мира оптимальные решения для любых культур.

Благодаря минимальному содержанию токсичных элементов (в частности, кадмия) в апатит-нефелиновой руде удобрения Компании применяются при выращивании культур, к которым предъявляются особенно строгие санитарно-гигиенические требования, например, используемые при производстве детского питания.

Спрос на минеральные удобрения обусловлен рядом фундаментальных факторов. Однако все они сводятся к одному простому объяснению: удобрения способствуют решению проблемы глобального дефицита продовольствия. Производители сельскохозяйственной продукции во всем мире используют мине-

Таблица 1

Основные производители минеральных удобрений в России

Компания Производственные активы Добывающие активы

ФосАгро Аммофос; Балаковские минеральные удобрения; Череповецкий Азот; Агро-Череповец Апатит

Акрон Акрон; Дорогобуж Хунжи-Акрон (Китай) Северо-Западная фосфорная компания

Еврохим Невинномысский Азот; Азот (Новомосковск) Еврохим-БМУ; Лифоса (Литва); Фосфорит Ковдорский ГОК

Уралхим Азот (Березники); Кирово-Чепецкий химический комбинат; Минеральные удобрения (Пермь); Воскресенские минеральные удобрения -

Уралкалий Уралкалий Уралкалий

1600

1200

800

200

Прочее

КМКФ

Карбамид, ам. селитра, САФУ

ЫРК, ЫРБ, РРБ

МАР, DAP

1 -е полугодие 2014 г. 1 -е полугодие 2015 г.

Рис. 1. Производство удобрений, ТПФН, КМКФ «ФосАгро»

3500 3000 2500 2000 1500

1 -е полугодие 1 -е полугодие 1 -е полугодие 2014 г. 2015 г. 2018 г.

Прочее Карбамид Ам.Селитра, САФУ ЫРК, ЫРЗ

Рис. 2. Перспектива производства удобрений АО «ФосАгро-Череповец»

ральные удобрения в качестве важнейшего средства обеспечения международной продовольственной безопасности по ряду причин:

- Рост мирового населения Задача наращивания объемов сельскохозяйственного производства обусловлена ростом спроса на фоне увеличения численности населения Земли - Сокращение площади пахотных земель Сокращение пахотных земель в расчете на душу населения делает задачу рационального использования каждого гектара земли и увеличения показателей удельной урожайности особенно актуальной

- Изменение рациона питания Экономическое развитие ведет к изменению пищевого рациона населения и росту объемов потребления мясных продуктов, а поскольку в качестве основного корма в животноводстве выступают зерновые культуры, это только увеличивает спрос на продовольствие в мире - Новые технологии Новые технологии (например, производство биоэтанола) также изменяют структуру спроса на сельскохозяйственные продукты за счет использования пищевых ресурсов, которые ранее направлялись на обеспечение населения продоволь-

ствием

В условиях интенсивного развития сельского хозяйства, обусловленного растущим спросом на пищевые продукты, применение высококачественных удобрений с минимальным содержанием вредных примесей, таких как удобрения «ФосАгро», становится ключом к решению проблемы глобального дефицита продовольствия[10].

2. ПАО «Уралкалий» - ведущий мировой производитель и экспортер калия, одного из важнейших элементов, необходимых для развития и роста всех живых организмов на планете. В 2015 году на долю Компании пришлось 18% от общего мирового объема продаж калийных удобрений. Компания контролирует всю производственную цепочку - от добычи калийной руды до поставок хлористого калия потребителям по всему миру. Вертикальная интеграция позволяет ПАО «Уралкалий» поддерживать одну из самых низких в отрасли себестоимостей производимой продукции.

В 2015 году негативная конъюнктура рынка привела к снижению объема продаж на 9% - до 11,2 млн тонн. Чистая выручка сократилась на 5% - до 2,6

600

400

0

500

млрд долларов США. Высокий уровень загрузки производственных мощностей Компании, эффективно выстроенная бизнес-модель и девальвация рубля привели к снижению денежной себестоимости реализованной продукции на 30% и обеспечили рост рентабельности по EBITDA до 72%.

В начале 2015 года ПАО «Уралкалий» приняло программу развития производственных мощностей сроком на 6 лет. Реализация программы позволит увеличить производственные мощности Компании до 14,4 млн тонн к 2020 году. За прошедший год «Урал-калий» успешно привлекал внешнее финансирование. Компания получила синдицированный кредит от международных банков на сумму 655 млн долларов США, а также открыла кредитную линию в Сбербанке на сумму 1,5 млрд долларов США сроком на 5 лет.

Снижение спроса на калийныеудобрения в 2015 году было вызвано фундаментальными факторами.

Основными факторами, повлиявшими на рынок калийных удобрений в 2015 году, стали использование покупателями переходящих запасов в первом квартале, колебания курсов валют, продолжающаяся макроэкономическая нестабильность и ограниченная доступность кредитных ресурсов в ряде регионов.

Потребление калия сельхозкультурами (рисунок 3)

В 2015 году «Уралкалий» сохранил свои лидирующие позиции на мировых рынках, несмотря на снижение покупательской активности. Компания произвела 11,4 млн тонн хлористого калия, что на 6% меньше, чем в прошлом году. Авария на руднике «Соликамск-2» в ноябре 2014 года сократила доступные мощности Компании, однако этот эффект удалось сгладить благодаря оптимизации и повышению загрузки других производственных мощностей Компании.

В первом квартале 2015 года «Уралкалий» утвердил программу развития производственных мощностей, которая предполагает инвестиции около 4,5 млрд долларов США и расширение мощностей до 14,4 млн тонн в год к 2020 году.

В 2015 году завершили проект системы внутреннего контроля (СВК) за достоверностью финан-

совой отчетности. 2. Начали работу по внедрению системы противодействия коррупции и комплайнс-системы в зарубежных дочерних компаниях и представительствах. 3. Обновили методы и подходы к оформлению и визуализации выявляемых рисков, их описанию.

В 2016 году планировали внедрить процедуру текущего мониторинга рисков. 2. Начать работу по интеграции риск-менеджмента в операционное управление на более глубоком уровне с разработкой политик управления рисками в отдельных областях бизнеса. 3. Продолжать интегрировать процессы управления рисками Компании и формализовать наши практики подготовки, реализации и мониторинга планов действий по управлению рисками для ключевых областей.

Компания постоянно улучшает систему взаимодействия с ключевыми стейкхолдерами, тщательно изучая их потребности и ожидания и стремясь к созданию взаимовыгодных отношений.

Еще одна традиционная группа промышленных потребителей - нефтяные, химические и атомные предприятия - приобрела в 2015 году для специальных производственных процессов 0,16 млн тонн хлористого калия.

Помимо хлористого калия, в 2015 году «Уралкалий» реализовал на внутренний рынок 0,33 млн тонн карналлита обогащенного и 0,76 млн тонн различных видов технической соли. Основными потребителями карналлита обогащенного являются ОАО «Соликамский магниевый завод» и ПАО «Корпорация ВСМПО-Ависма», использующие его для производства маг-ния[11].

3. «ЕвроХим» одна из ведущих мировых агрохимических компаний, сообщает, что ее выручка за I кв. 2016 г. составила 1,26 млрд долл. США. Повышение объема продаж в тоннах нивелировало потери от значительного снижения цен на продукцию и позитивно отразилось на выручке. Выручка Группы за I кв. 2016 г выросла на 2% по сравнению с 1,24 млрд долл. США, вырученными в аналогичный период прошлого года.

30 25 20 15 10 5

Рис. 3. Потребление калия сельхозкультурами, %

□ш

Несмотря на продолжающуюся (хотя и менее выраженную) благоприятную динамику валютных курсов показатель EBITDA снизился на 17% по сравнению с первым кварталом предыдущего года. На показатель EBITDA, который в первые три месяца 2016 г. составлял 384 млн долл. США, что ниже показателя предыдущего года (461 млн долл. США), оказало давление снижение цен на удобрения и железную руду. Тем не менее, рентабельность по EBITDA за отчетный период составила 31%. В первом квартале 2016 Группа получила чистую прибыль в размере 321 млн долл. США.

Объем продаж азотных и фосфорных удобрений (без учета минерального сырья и углеводородов) за I кв. 2016 г. составил 2,0 млн т. и 1,2 млн т. соответственно, что на 13% превышает показатель за первые три месяца 2015 г. (2,8 млн т.). Объем продаж азотных удобрений увеличился на 18%, фосфорных -на 6%. Приобретение американской дистрибьюторской компании Bentrei способствовало реализации продукции сторонних производителей. Объем продаж по данному показателю составил 937 тыс. т., что на 448 тыс. т. больше продаж первого квартала 2015г. (488 тыс. т.). Кроме того, Группа реализовала 1,3 млн т. железорудного и бадделеитового концентрата.

В настоящий момент ЕвроХим разрабатывает два калийных месторождения в России. Проекты Группы на Верхнекамском калийном месторождении (Пермский край) и Гремячинском месторождении (Волгоградская область) - ключевые компоненты долгосрочной стратегии Группы. Они позволят обеспечить производство более восьми миллионов тонн калия и должны стать одними из самых низкозатратных производств калия в мире. На 31 марта 2016 г. в данные два калийных проекта Группа вложила в общей сложности 2,93 млрд долл. (по обменному курсу рубля к доллару соответствующих периодов).

В условиях, когда китайские производители, адаптируясь к новым реалиям собственного внутреннего рынка, являются определяющим фактором для мировых цен, компании, имеющие конкурентные производства на локальных рынках или находящиеся в непосредственной близости к своим клиентам, как ЕвроХим, будут сохранять выигрышные позиции

На долю сельхозпроизводителей в 2015 году пришлось 0,12 млн тонн продукции, а основными регионами-потребителями стали Краснодарский край, Курская, Липецкая, Белгородская, Орловская, Воронежская области.

Российский сельскохозяйственный рынок обладает огромным потенциалом. Около 10% всех пахотных земель мира приходится на Россию, из них более половины земель заняты под сельскохозяйственные культуры, нуждающиеся в повышенном внесении калия, - пшеницу, подсолнечник, кукурузу и сахарную свеклу. Общий объем потребления калия российски-

ми сельхозтоваро-производителями (включая потребление калия в составе ЫРК) в 2015 году составил 0,5 млн тонн, что непропорционально мало по сравнению с другими странами со схожим климатом [9].

Также можно проанализировать развития сельхозпродукции на мировых рынках.

В 2015 году наблюдалось снижение цен на сельскохозяйственную продукцию, вызванное ростом предложения сельскохозяйственных культур, падением цен на энергоносители и укреплением доллара США. Это привело к падению прибыли фермеров, что, в свою очередь, ограничивало их закупочную активность на рынке удобрений в течение всего года.

Сочетание слабого спроса со стороны развивающихся рынков, вызванного укреплением доллара США, наряду с ухудшением финансовых позиций фермеров и сильной конкуренцией среди производителей хлористого калия привело к значительному давлению на цены в 2015 году. К концу 2015 года спо-товые цены на основных рынках упали ниже уровня контрактных цен в Китае и Индии. Во второй половине 2015 года спрос на калий так и не восстановился, и многие производители объявили о снижении объемов производства в четвертом квартале.

Китай продолжал активно импортировать в течение всего прошлого года. В 2015 году Китай продемонстрировал наилучшую динамику по сравнению с другими рынками с точки зрения роста объемов импорта. Импорт калия достиг 9,4 млн тонн, что на 18% больше, чем в 2014 году. Однако введение 13% НДС, низкие цены на масличные и зерновые культуры и замедление экономического роста негативно повлияли на потребление калия в четвертом квартале 2015 года. Сочетание активных закупок на протяжении 2015 года с исключительно высокими объемами закупок в 2014 году привело к тому, что к концу прошлого года складские запасы калия достигли рекордного уровня 6 млн тонн.

В Индии вопросы, связанные с субсидированием удобрений, и падение рупии к американскому доллару сдерживали рост спроса на калийные удобрения. Импорт калия вырос на 15% в первом полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, но во второй половине прошлого года ситуация кардинально изменилась. Слабый сезон муссонный дождей во многом оказал негативное влияние на потребления калия в стране. В третьем квартале Индия попыталась добиться от поставщиков пересмотра текущих контрактных цен, ссылаясь на резкую девальвацию рупии. В четвертом квартале импортеры начали затягивать поставки. По оценкам, к концу года запасы калийных удобрений достигли 1,1 млн тонн. Спрос в 2015 году уменьшился до 3,9 млн тонн по сравнению с 4,5 млн тонн в 2014 году.

Динамика спроса и цен на калий в Юго-Восточной Азии в 2015 году во многом была обусловлена

обесценением местных валют и волатильностью цен на пальмовое масло. Обесценивание малайзийского ринггита и индонезийской рупии привело к росту цен для фермеров и повлияло на спрос на двух крупнейших рынках региона. В четвертом квартале тендеры были отложены в ожидании дальнейшего снижения цен. Импорт калия в 2015 году оценивается в 9,3 млн тонн, что на 9% меньше по сравнению с 2014 годом.

В Латинской Америке ограниченная доступность заемных средств, низкие цены на основные сельскохозяйственные культуры, колебания курсов валют относительно американского доллара и использование ранее накопленных складских запасов привели к падению спроса, вызвав резкий обвал цен и ужесточение конкуренции в регионе. Спрос в Бразилии оставался низким в связи с использованием запасов, накопленных в первой половине 2015 года. По оценкам, спрос на калий в регионе снизился на 3-4% до 11,3 млн тонн [10].

Североамериканский рынок находился под серьезным давлением практически весь прошлый год. Спрос на калий оставался ниже среднего в основном из-за позднего посевного сезона, резкого колебания цен на калий, вызванного возросшей конкуренцией среди производителей, и снижения посевных площадей кукурузы. Ослабление спроса в Бразилии, регионе с высоким уровнем конкуренции среди поставщиков, оказало значительное влияние на динамику цен. В результате в 2015 году историческая премия к цене на других рынках в США была утрачена. Спрос сократился на 23% в сравнении с 2014 годом и составил 8,0 млн тонн.

По оценкам в 2015 году спрос на рынках Европы, Ближнего Востока и Африки и стран бывшего СССР остался на уровне предыдущего года и составил 12,0 млн тонн. Снижение спроса на калий в Западной и Центральной Европе было компенсировано ростом спроса, в странах бывшего СССР и Африки.

В 2015 году мировой спрос на калий уменьшился на 3-4% по сравнению с 2014 годом и составил приблизительно 61 млн тонн. Большой объем предложения калийных удобрений в сочетании со слабым спросом создали дисбаланс на рынке и, очевидно, привели к снижению загрузки мощностей ведущих производителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожидается, что мировой спрос на калийные удобрения в 2016 году составит 58-60 млн тонн по сравнению с 61 млн тонн в прошлом году. Спрос в Китае может уменьшиться по сравнению с рекордными

17 млн тонн в 2015 году из-за большого объема складских запасов на конец года.

В Индии размер субсидий на покупку калия в 2016/17 финансовом году в целом не изменится. Правительство может сократить максимальную розничную цену в целях поддержания спроса на калий со стороны фермеров, снизившегося в 2015 году. Тем не менее, значительный объем переходящих запасов может негативно повлиять на индийский импорт калия в 2016 году.

Мы ожидаем восстановления спроса в Бразилии, снизившегося в 2015 году после многих лет планомерного роста. Однако восстановление, вероятно, будет небольшим из-за замедления экономического роста, больших запасов по состоянию на конец года (1,4 млн тонн) и проблем с доступностью кредитных ресурсов.

Спрос на рынке Юго-Восточной Азии остается высокочувствительным к изменениям курсов местных валют, которые могут ограничить потенциальный рост рынка в 2016 году. Тем не менее, существует вероятность, что темпы укрепления доллара снизятся, тогда как цены на пальмовое масло продемонстрировали заметный рост, что способно поддержать уровень спроса в регионе.

Спрос на рынках Европы, Ближнего Востока, Африки и стран бывшего СССР, как ожидается, покажет умеренный рост благодаря увеличению спроса в Восточной Европе. Потенциал роста спроса в Западной Европе будет ограничен по причине большого объема переходящих запасов.

Необходимость пополнения почв калием в Северной Америке после чрезвычайно слабого 2015 года может стимулировать спрос на калий в 2016 году[10].

Таким образом, в целом российские и зарубежные игроки мирового рынка минеральных удобрений вынуждены искать пути эффективного конкурентного развития для своевременной адаптации к отраслевым и рыночным условиям. Компании превращают реструктуризацию бизнеса, оптимизацию производственного портфеля, совершенствование системы управления и поставок в особый источник прибыли. Однако необходима разработка новых форм адаптации к возрастающему конкурентному давлению на мировых рынках путем поиска и обоснования новых источников конкурентных преимущество - элементов бизнеса, которые обеспечат существенное (значимое) преимущество над существующими и будущими конкурентами.

Список литературы

1. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. 3-е изд. М.: Аль-пина Бизнес Букс, 2007. 453с.

2. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 715 с.

3. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2011. 928 с.

4. Гендон А.Л. Стратегическое управление в промышленных холдингах // В сборнике: Научные идеи, прикладные исследования и проекты стратегий эффективного развития российской экономики сборник статей-презентаций научно-исследовательских работ. Образовательно-научный центр «Финансы». Москва, 2016. с. 38-41.

5. Гендон А.Л. Анализ ситуации и конкурентной среды на мировых рынках минеральных удобрений // В сборнике: От научных идей к стратегии бизнес-развития сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов. Москва, 2015. С. 133-147.

6. Гендон А.Л. Анализ основных проблем и тенденций развития российских горно-химических компаний в современных условиях // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. № 3. С. 187.

7. Гендон А.Л. Проблемы развития горно-химических компаний России // Федерализм. 2015. № 3. С. 85-94.

8. Гендон АЛ. Возможности конкурентоспособности горно-химических компаний России // Управление качеством. 2015. № 1-2.

9. Официальный сайт компании «ЕвроХим» [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.eurochemgroup. com/ru/home-ru/#

10. Официальный сайт ОАО «ФосАгро» [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.phosagro.ru

11. Официальный сайт объединенной компании «Уралкалий» [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// www.uralchem.ru/about/

Reference list

1. PorterM. Competitive Strategy. Techniques for Analyzing Industries and Competitors / Translation from English.3rd edition. M.: Al'pina Biznes Buks, 2007. 453 p.

2. Porter M. The Competitive Advantage: How to Achieve High Results and Ensure Its Sustainability / Translation from English. 3rd edition. M.: Al'pina Biznes Buks, 2008. 715 p.

3. Thomson A. Jr., Strickland III A. J. The Strategic Management: Concepts and Situations for Analysis, 12th edition / Translation from English. M.: Publishing house "Vil'yams", 2011. 928 p.

4. Gendon A. Strategic management in industrial enterprises // In the collection: Research ideas, applied research and draft strategies for the effective development of the Russian economy a collection of articles and presentations of scientific research. Educational and Scientific Centre "Finansy". Moscow, 2016. P. 38-41.

5. Gendon A. The situation analysis and the competitive environment in the world markets of mineral fertilizers // In the collection: From scientific ideas to the strategy business development collection of scientific papers and the results of joint research projects. Moscow, 2015. P. 133-147.

6. Gendon A. Analysis of main problems and tendencies of development of the Russian mining and chemical companies in modern conditions // RISC: Resources, information, supply, competition. 2015. №. 3. P. 187.

7. Gendon A. The issues of mining and chemical companies development in Russia // Federalism. 2015. №. 3. P. 85-94.

8. Gendon A. Opportunities of mining and chemical companies competitiveness in Russia // Quality Management. 2015. №. 1-2.

9. The Official website of company "EuroChem" [Electronic resource]. Access mode http://www.eurochemgroup.com/ ru/home-ru/#.

10. The Official website of JSC "FosAgro" [Electronic resource]. Access mode https://www.phosagro.ru

11. The Official website of the combined company "Uralkaliy" [Electronic resource]. Access mode http://www. uralchem.ru/about/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.