Научная статья на тему 'Анализ конкурентных преимуществ компаний горно-химического комплекса России'

Анализ конкурентных преимуществ компаний горно-химического комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНО-ХИМИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ / МИРОВОЙ РЫНОК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / MINING AND CHEMICAL COMPANIES / COMPETITIVE ADVANTAGES / MINERAL FERTILIZERS / WORLD MARKET / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гендон Анжелика Леонидовна

В статье рассмотрены основные стратегические направления развития крупнейших российских горно-химических холдингов. Автором обоснована необходимость укрепления позиций отечественных горно-химических компаний на мировых рынках. Показано, что происходящие существенные изменения на мировых и национальных товарно-сырьевых рынках, основные тенденции современного развития промышленности и мирового хозяйства в целом, такие как глобализация, консолидация отраслей, укрупнение и интеграция предприятий, усиление конкуренции, создают беспрецедентные вызовы и возможности развития промышленного сектора, в частности горно-химического комплекса. Новые условия хозяйствования влекут за собой необходимость поиска и обоснования новых вариантов стратегического конкурентного поведения, а также стратегического планирования конкурентных преимуществ для их развития и удержания. Проанализированы преимущества отечественных горно-химических компаний, которые способны обеспечить российским производителям успех в конкурентной борьбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гендон Анжелика Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the key strategic lines in the development of the biggest Russian mining and chemical holding companies. The author explains the necessity to strengthen positions of Russian mining and chemical companies on global markets. It is shown that current changes on world and national commodity markets, main trends of present development of industry and world economy in general, such as globalization, consolidation of industries, extension and integration of enterprises, intensification of competition create unprecedented challenges and opportunities of developing industrial sector, in particular mining and chemical complex. New situation in economy causes the necessity to find and ground new variants of strategic competitive behaviour, as well as strategic planning of competitive advantages for their development and retaining. The author analyzes advantages of Russian mining and chemical companies, which can ensure success for Russian producers.

Текст научной работы на тему «Анализ конкурентных преимуществ компаний горно-химического комплекса России»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИЙ ГОРНО-ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Гендон Анжелика Леонидовна

кандидат технических наук, доцент кафедры анализа хозяйственной деятельности РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: gendon1@yandex.ru

В статье рассмотрены основные стратегические направления развития крупнейших российских горно-химических холдингов. Автором обоснована необходимость укрепления позиций отечественных горно-химических компаний на мировых рынках. Показано, что происходящие существенные изменения на мировых и национальных товарно-сырьевых рынках, основные тенденции современного развития промышленности и мирового хозяйства в целом, такие как глобализация, консолидация отраслей, укрупнение и интеграция предприятий, усиление конкуренции, создают беспрецедентные вызовы и возможности развития промышленного сектора, в частности горно-химического комплекса. Новые условия хозяйствования влекут за собой необходимость поиска и обоснования новых вариантов стратегического конкурентного поведения, а также стратегического планирования конкурентных преимуществ для их развития и удержания. Проанализированы преимущества отечественных горно-химических компаний, которые способны обеспечить российским производителям успех в конкурентной борьбе.

Ключевые слова: горно-химические компании, конкурентные преимущества, минеральные удобрения, мировой рынок, конкурентоспособность.

ANALYZING COMPETITIVE ADVANTAGES OF COMPANIES OF MINING AND CHEMICAL INDUSTRY IN RUSSIA

Gendon, Anjelica L.

PhD, Assistant Professor of the Department for Economic Activity Analysis of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: gendon1@yandex.ru

The article describes the key strategic lines in the development of the biggest Russian mining and chemical holding companies. The author explains the necessity to strengthen positions of Russian mining and chemical companies on global markets. It is shown that current changes on world and national commodity markets, main trends of present development of industry and world economy in general, such as globalization, consolidation of industries, extension and

integration of enterprises, intensification of competition create unprecedented challenges and opportunities of developing industrial sector, in particular mining and chemical complex. New situation in economy causes the necessity to find and ground new variants of strategic competitive behaviour, as well as strategic planning of competitive advantages for their development and retaining. The author analyzes advantages of Russian mining and chemical companies, which can ensure success for Russian producers.

Keywords: mining and chemical companies, competitive advantages, mineral fertilizers, world market, competitiveness.

Российская отрасль минеральных удобрений - один из наиболее развитых сегментов отечественной химической промышленности. Россия является крупнейшим в мире производителем и экспортером всех видов минеральных удобрений, на долю которых приходится более 20% товарной продукции химической и нефтехимической промышленности страны и более 35% экспорта химической продукции1.

Для российских производителей минеральных удобрений основными рынками сбыта являются Бразилия (19,3%), Китай (12,3%), США (10,5%), Украина (5,6%) и Индия (3,3%)2. Однако замедление роста экономик этих стран, нестабильная макроэкономическая и политическая ситуация, превышение предложения над спросом по всем сегментам на мировом рынке минеральных удобрений приводят к явному усилению конкурентной борьбы.

Кроме того, на рынке усиливается поток более дешевой продукции, производимой в регионах с низкой сырьевой и транспортной составляющими, которая становится более конкурентоспособной по сравнению с продукцией ряда российских предприятий, находящихся в глубине страны, вдалеке от границ и экспортных портов [2].

В этой связи важным представляется анализ основных конкурентных преимуществ отечественных горно-химических компаний, которые способны обеспечить

1 URL: http//Marketing.rbc.ru/ download/ research/ demofile_562949995356247

2 URL: http://rbcdaily.ru/addition/article/ 562949992658986

российским производителям успех в конкурентной борьбе.

Компания «Уралкалий»

Российская компания «Уралкалий» обладает таким устойчивым конкурентным преимуществом, как самые низкие издержки по калийной отрасли. Это обусловливается благоприятными условиями залегания полезного ископаемого на разрабатываемом месторождении и его высоким качеством (себестоимость производства продукции составляет около 47 долларов за тонну на 2014 г.). Кроме того, компания базируется на втором по величине месторождении калийных руд в мире с неглубоким залеганием полезного ископаемого (до 400 метров), а следовательно, низкой стоимостью разработки.

Также существенным конкурентным преимуществом компании является полная вертикальная интеграция - компания контролирует весь производственный процесс (от добычи полезного ископаемого до продажи готовых удобрений), а потому обладает сырьевой и сбытовой независимостью.

Для компании характерен высокий уровень корпоративной социальной ответственности (высокая степень прозрачности, раскрытия информации), а также низкая стоимость труда по сравнению с некоторыми зарубежными конкурентами.

Компания «Уралкалий» обладает возможностью ввода новых производственных мощностей, увеличения объемов производства калийных удобрений, диверсификации рынков сбыта, что предусматривает сбыт продукции на рынках, предлагаю-

щих лучшую цену (страны Азии, Северной Америки, Латинской Америки и Европы).

Что касается конкурентных преимуществ в сфере логистики, то путь продукции компании от фабрики до порта является одним из самых коротких в отрасли.

Компания «Уралкалий» использует собственный парк вагонов-минераловозов (8 000 штук) и Балтийский балкерный терминал. В 2014 г. компания приобрела стратегическую долю в портовом терминале города Антонина (Бразилия) для обеспечения эффективных поставок в этот регион с быстрорастущим спросом на калийные удобрения. Развитая логистическая система позволяет «Уралкалию» поддерживать ведущие позиции на рынке, оптимизировать складские мощности и расширять производство в краткосрочной и среднесрочной перспективе

Компания варьирует объемы продаж в соответствии с динамикой рынка. Основным фактором регулирования объемов производства в соответствии с глобальным спросом является спрос в ключевых регионах - Бразилии, Китае, Юго-Восточной Азии и Индии.

Вместе с тем горно-химическим компаниям также необходимо достигать конкурентных преимуществ в сфере обслуживания. Сегодня недостаточно просто производить продукцию высокого качества и по конкурентоспособным ценам. Важно также привносить мировую научную экспертизу в ежедневную практику фермера - конечного потребителя, чтобы обеспечить оптимальную урожайность выращиваемых культур.

Компания «Уралкалий» является членом российских и международных ассоциаций - Международной ассоциации производителей удобрений (IFA), Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), а также входит в состав научных комитетов авторитетных международных институтов, занимающихся прикладными исследованиями в области агрохимии: Международного института пита-

ния растений (IPNI), Института удобрений (TFI).

Стратегия роста компании «Уралкалий» преследует целью создание долгосрочной стоимости. Этот процесс включает:

- укрепление лидерских позиций в отрасли;

- акцент на взаимодействии с конечными потребителями;

- сохранение позиций лидера по себестоимости выпускаемой продукции;

- сбалансированный подход к инвестициям в расширение производства и возврат свободных денежных средств акционерам.

Компания «Акрон»

Компания «Акрон» - ведущий вертикально интегрированный производитель сложных удобрений NPK в России, который входит в пятерку мировых лидеров по производственным мощностям NPK. Компания производит 13% российского объема азотных и фосфорных удобрений (в активах компании числятся два химических завода и горно-обогатительный комбинат в России, химический завод в Китае суммарной мощностью производства свыше 6,3 млн тонн конечной продукции, а также калийные проекты с общими извлекаемыми ресурсами 0,5 млрд тонн KCl).

Что касается конкурентных преимуществ в логистической сфере, то компания обладает тремя портовыми перевалочными терминалами на Балтийском море, имеет свои развитые дистрибьюторские сети в России и Китае и собственные трей-динговые компании.

Диверсификация и сбалансированность рынков сбыта позволяют компании «Акрон» гибко реагировать на любые изменения конъюнктуры и обеспечивать практически стопроцентный сбыт продукции.

В качестве конкурентного преимущества можно отметить выход на рынок фосфатов в качестве поставщика, так как в 2013 г. компания «Акрон» достигла вертикальной интеграции в фосфатном сегмен-

те, а уже в 2014 г. произвела свой первый 1 млн тонн апатитового концентрата.

Также компания планирует получить сырьевую независимость и в калийном сегменте. Одним из планируемых к запуску активов по добыче калийной руды является ЗАО «Верхнекамская Калийная Компания», находящаяся в Пермском крае. Планируемая мощность горно-обогатительного комбината - около 2,6 млн тонн хлористого калия в год. При этом данный проект нацелен как на удовлетворение собственных потребностей в объеме 600 тыс. тонн в год, так и на продажу калия на рынок.

* Составлено по данным официальных сайтов компаний.

Значительным конкурентным преимуществом компании является гибкая бизнес-модель. Гибкость производственных мощностей позволяет оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции и потребление сырья. Компания «ФосАгро» способна оперативно реагировать на изменение спроса и конъюнктуру рынка, в короткие сроки переключаясь на производство таких удобрений, как MAP, DAP, NPK и NPS.

Компания не располагает собственной дистрибьюторской сетью за пределами России, поэтому не привязана к определенным рынкам, что позволяет выбирать

Компания «ФосАгро»

Фосфатное сырье компании «ФосАгро» обладает наиболее низкими показателями токсичности и радиоактивности по сравнению с рудой других крупнейших мировых производителей сырья (таблица). Содержание вредных и опасных для здоровья человека элементов, таких как кадмий, мышьяк, ртуть и свинец, очень низкое.

Как правило, качество апатитового концентрата определяют по уровню содержания Р2О5. Его концентрация в апатитовом концентрате «ФосАгро» составляет 39-40%, в то время как у продукции основных конкурентов компании этот показатель существенно ниже - на уровне 28-32%.

направление сбыта с наиболее выгодной ценой.

Возможности «ФосАгро» по производству апатитового концентрата превосходят потребности ее дочерних компаний, поэтому можно максимально использовать апатитовый концентрат для производства удобрений или, наоборот, продавать больше апатитового концентрата и производить меньше удобрений, если цены на удобрения падают, а на концентрат - растут. Благодаря гибкости производственных мощностей и сбытовой стратегии компании загрузка мощностей по производству удобрений в последние годы составляла около 100%, что обеспечивает предсказуе-

Качество фосфатного сырья ведущих мировых производителей фосфорных удобрений*

Компания Содержание P2O5, % Содержание тяжелых металлов (среднее содержание кадмия), мг/кг Относительный показатель содержания примесей (значение > 0,1 усложняет производство высококачественного БАР)

ФосАгро 39,0-40,0 < 0,1 0,02-0,05

Еврохим 37,0-38,0 < 0,1 0,11

Agrium 33,0 5 < 0,1

OCP 32,0 15-40 0,02-0,04

PCS 29,5 12-15 0,05

CF Industries 29,0 9 0,1

GCT 29,0 40 0,05

Mosaic 28,5 9 0,1

мый спрос для добывающего бизнеса и способствует его стабильной работе.

Компания выпускает 28 марок продукции, что дает ей возможность поставлять фермерам и агрохолдингам удобрения, подходящие для выращивания сельскохозяйственных культур в любом регионе мира.

Кроме того, в отличие от других компаний «ФосАгро» реализует минеральные удобрения напрямую фермерам и крупным агрохолдингам в России через собственную сеть центров дистрибуции под управлением компании «ФосАгро-Регион». Также компания стремится наладить непосредственные контакты с поку-

пателями на приоритетных международных рынках.

Достаточно низкая стоимость ресурсов и вертикально интегрированная бизнес-модель позволяют компании «ФосАгро» поддерживать себестоимость производства удобрений на сравнительно невысоком уровне. Можно сказать, что компания «ФосАгро» конкурентоспособна по себестоимости производства основного фосфорсодержащего минерального удобрения (диаммоний фосфата - DAP) на ключевых экспортных рынках (263 долл./т), уступая только комплексу Maaden (Саудовская Аравия) (рисунок).

400 350 300 250 200 150 100 50 0

60 61

28 29 39

51

21

308 307 311 315 317

209 263

Maaden ФосАгро Jordan China Morocco USA USA

(Florida) (North DAP (FOB порт) ■ Фрахт Caro|ina)

Рис. Себестоимость производства DAP, долл./т

Себестоимость производства DAP остальных компаний в отрасли - более 300 долл./т, тогда как у неинтегрирован-ных производителей - до 500 долл./т. Это позволяет утверждать о наличии значительного преимущества компании «ФосАгро» перед конкурентами. Однако в условиях запуска ряда крупных конкурентоспособных проектов мировыми производителями удобрений и с учетом того, что около 51% расходов на производство DAP приходится на добычу и переработку руды, необходимо укрепление статуса производителя с низким уровнем производственных издержек [2].

Таким образом, проанализировав деятельность крупнейших горно-химических

компаний России, видно, что многие сильные стороны компании трактуют как конкурентные преимущества. Вместе с тем конкурентные преимущества должны обеспечивать эффект по сравнению с другими участниками рынка. Так, если компании «ФосАгро» и «Уралкалий» обладают развитой логистической инфраструктурой, то само по себе наличие ее не обеспечивает конкурентного преимущества для каждой из них. В то же время по отношению к другим компаниям - это конкурентное преимущество.

Также необходимо отметить, что российские горно-химические холдинги по фосфорному и калийному сегментам обладают устойчивым конкурентным пре-

имуществом перед иностранными компаниями в виде богатых и высококачественных руд.

Кроме того, горно-химическим компаниям целесообразно ориентироваться на формирование именно устойчивых конкурентных преимуществ, обеспечивающих поддержание конкурентоспособности в долгосрочной перспективе и оказывающих

определяющее влияние на развитие компании. В настоящее время конкурентоспособность российских горно-химических компаний в большей мере основана на ресурсных преимуществах, что подвергает существенным рискам дальнейшее развитие отечественной отрасли минеральных удобрений в целом.

Список литературы

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. - 7-е изд. / пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. - СПб. : Питер, 2011.

2. Ильинова А. А. Конкурентный анализ рынка горно-химических компаний // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4. - Ч. 2. - С. 485-488.

3. Ларионова А. С. История и инструментарий стратегического планирования в России // Управление экономическими системами : электрон. науч. жур. - 2011. - № 10 (34). -URL: http://uecs.ru/uecs-34-342011/item/687-2011-10-14-08-25-07

4. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов : пер. с англ. - 3-е изд. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007.

5. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость : пер. с англ. - 3-е изд. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2008.

6. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа : пер. с англ. - 12-е изд. - М. : Вильямс, 2011.

References

1. Aaker D. Strategicheskoe rynochnoe upravlenie [Strategic Market Management], 7th edition, translated from English, edited by S. G. Bozhuk. Saint Petersburg, Piter, 2011. (In Russ.).

2. Il'inova A. A. Konkurentnyy analiz rynka gornokhimicheskikh kompaniy [Competitive Analysis of Mining and Chemical Companies Market]. Ekonomika i predprinimateVstvo [Economics and Entrepreneurship], 2015, No. 4, Part 2, pp. 485-488. (In Russ.).

3. Larionova A. S. Istoriya i instrumentariy strategicheskogo planirovaniya v Rossii [History and Tools of Strategic Planning in Russia]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, elektron. nauch. zhur. [Managing Economic Systems. E-journal], 2011, No. 10 (34). (In Russ.). Available at: http://uecs.ru/uecs-34-342011/item/687-2011-10-14-08-25-07

4. Porter M. Konkurentnaya strategiya: metodika analiza otrasley i konkurentov [Competitive Strategy: Methodology of Industries' and Competitors' Analysis], translated from English, 3rd edition. Moscow, Al'pina Biznes Buks, 2007. (In Russ.).

5. Porter M. Konkurentnoe preimushchestvo: kak dostich' vysokogo rezul'tata i obespechit' ego ustoychivost' [Competitive Advantage: How to Reach High Result and Guarantee its Stability], translated from English, 3rd edition. Moscow, Al'pina Biznes Buks, 2008. (In Russ.).

6. Tompson-ml. Artur A., Striklend III A. Dzh. Strategicheskiy menedzhment: kontseptsii i situatsii dlya analiza [Strategic Management: Concepts and Situations for Analysis], translated from English, 12th edition. Moscow, Williams, 2011. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.