Научная статья на тему 'Анализ распределения и оценка эффективности использования социально-экономических ресурсов на образование'

Анализ распределения и оценка эффективности использования социально-экономических ресурсов на образование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / МИРОВЫЕ РЕЙТИНГИ / КОРРЕЛЯЦИЯ / CORRELATION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC RESOURCES FOR EDUCATION / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / GLOBAL RATINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бебенина Екатерина Вячеславовна

В данной статье проведен совокупный анализ всех основных авторитетных рейтингов в области использования социально-экономических ресурсов на образование, что позволяет сделать доказательные и достаточно неожиданные выводы о независимости индекса образования от его финансирования; высокой зависимости состояния науки от финансирования науки и образования, возможном наличии связи развития образования с развитием здравоохранения и предпринимательства. Создание производных рейтингов на основе проанализированных известных рейтингов позволяет сделать компаративистский анализ по странам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DISTRIBUTION AND ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF USE OF SOCIALLY-ECONOMIC RESOURCES FOR EDUCATION

This paper first held cumulative analysis of all the major authoritative rankings in the field of social and economic resources for education that allows to make an evidence-and quite unexpected conclusions about the independence of the education index from its funding; high dependence on condition of science from the funding of science and of education, the possible existence of relation between education’s state, health development and entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Анализ распределения и оценка эффективности использования социально-экономических ресурсов на образование»

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.014.54

Е.В. Бебенина

Анализ распределения и оценка эффективности использования социально-экономических ресурсов на образование*

В данной статье проведен совокупный анализ всех основных авторитетных рейтингов в области использования социально-экономических ресурсов на образование, что позволяет сделать доказательные и достаточно неожиданные выводы о независимости индекса образования от его финансирования; высокой зависимости состояния науки от финансирования науки и образования, возможном наличии связи развития образования с развитием здравоохранения и предпринимательства. Создание производных рейтингов на основе проанализированных известных рейтингов позволяет сделать компаративистский анализ по странам.

Ключевые слова: качество образования, мировые рейтинги, корреляция, социально-экономические ресурсы на образование, оценка эффективности.

В мире образования наблюдаются серьезные изменения, причем как внутренние, так и диктуемые внешними обстоятельствами. Начнем с внешних. Экономические, социально-экономические задачи государств, геополитические проблемы, затрагивающие экономики всех стран, сегодня диктуют образованию стратегические пути развития. Основным является то, что национальные системы образования должны выпускать специалистов, способствующих развитию экономики, повышению конкурентоспособности как выпускника на рынке труда, так и в целом национальной экономики определенной страны в глобальном мире. Аналогичным образом развиваются внутренние условия существования систем

* Статья подготовлена в рамках работы по теме «Методологические основы организации образовательного пространства государства: гражданско-идентификационный, социокультурный и геополитический аспекты» Плана фундаментальных исследований Российской академии образования на 2014 год под руководством профессора С.В. Ивановой. Представленный материал имеет общий характер ( без распределения по странам). В этом направлении ведется исследование, и результаты будут изложены в последующих публикациях.

© Бебенина Е.В., 2014

104

Анализ распределения и оценка эффективности использования ресурсов...

образования. Болонский процесс с введением сопоставимости образования и стремлением к академической мобильности, с одной стороны, и все более модернизирующиеся и распространяющиеся дистанционные технологии, с другой — ведут к тому, что в недалеком будущем университеты станут конкурировать за студентов в мировом масштабе [1].

Наблюдается глобализация образования. Так, если ранее образование в других странах получали несколько процентов студентов, то уже в настоящее время крупнейшие университеты и корпорации мира (например, Массачусетский технологический университет, корпорация Майкрософт) реализуют проекты, которые позволяют любому абитуриенту в любой точке мира, обладая только компьютером и доступом в глобальную сеть, выбирать страну обучения и вуз [2]. В силу этого миграция студентов, а впоследствии специалистов может увеличиться на порядки. В условиях конкурентной борьбы побеждает сильнейший, поэтому неслучайно, что в современном мире явственно проявляется потребность выявить сильнейшие страны в сфере образования, попытаться провести анализ выделения ресурсов на образование и приблизиться к пониманию того, как это влияет на качество образования в мире.

В данной работе предлагается анализ качества образования в ряде стран мира на основе сопоставления различных известных рейтингов. Такой прием позволяет провести компаративистское исследование, обладающее валидностью, так как рейтинги известных организаций мира построены на представительных выборках и вызывают доверие. Разнообразие этих рейтингов, решающих (каждый из них) свою задачу, позволяет при сопоставлении получить довольно неожиданные результаты. Выбранные нами рейтинги условно можно разделить на три группы (в зависимости от «удаленности» образования, иными словами, в зависимости от того, внутренними или внешними показателями относительно образования они оперируют) [3].

1. Рейтинги, характеризующие ситуацию в образовании

Индекс уровня образования — комбинированный показатель Программы развития Организации Объединенных Наций (ПР ООН). Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования ее населения по двум основным показателям: индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса) и индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование (1/3 веса) [9].

Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование проводится Всемирным банком (The World Bank). В данном исследовании принята позиция, что расходы на образование — относительная величина, которая рассчитывается как общий объем государственных и частных расходов на образование в течение календарного года, включая государственные бюджеты всех уровней, частные фонды, внешние заимствования, гранты и пожертвования от международных учреждений и неправительственных организаций [4].

105

Анализ распределения и оценка эффективности использования ресурсов...

2. Рейтинги, описывающие ситуацию в науке

Эта группа рейтингов строится на внешних условиях, влияющих на образование, и опосредованно показывает уровень его развития. Наука является одним из заказчиков качественного развития образования. Другими словами, качество науки и качество образования тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР рассчитывается как общий объем государственных и частных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), выраженный в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП)[6]. Исследование проводится Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Рейтинг стран мира по уровню научно-исследовательской активности

считается одним из ключевых показателей научно-технического развития страны и рассчитывается как общее количество научно-исследовательских статей, опубликованных в рецензируемых научных журналах и изданиях, включенных в систему индексов научного цитирования: Science Citation Index (SCI) и Social Sciences Citation Index (SSCI)[7]. Исследование организуется Национальным научным фондом США.

Глобальный индекс инноваций составляется из 80 различных переменных, которые детально характеризуют инновационное развитие стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Рассчитывается по методике международной бизнес-школы INSEAD, Франция. Исследование проводится с 2007 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей инновационного развития по различным странам мира. Индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей: ресурсы и условия для проведения инноваций; достигнутые практические результаты, осуществление инноваций [8].

3. Рейтинги, описывающие качество жизни

Эта группа рейтингов также относится к внешним обстоятельствам, она характеризует различные стороны благосостояния и успешности, связанные с общим уровнем образования ее членов и успешностью применения этого образования.

Индекс развития человеческого потенциала Программы развития Организации Объединенных Наций (ПР ООН) измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан по трем основным направлениям, для которых используются свои индексы: индекс ожидаемой продолжительности жизни; индекс образования; индекс валового национального дохода (достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВНД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС) [9]).

106

Анализ распределения и оценка эффективности использования ресурсов...

Индекс процветания стран мира Института Legatum составляется на основе 79 различных показателей, объединенных в восемь категорий, которые отражают различные аспекты жизни общества и параметры общественного благосостояния: экономика, предпринимательство, управление, образование, здравоохранение, безопасность, личные свободы, социальный капитал. Рейтинг каждой страны определяется путем вычисления средневзвешенного значения указанных индикаторов, каждый из которых определяется в качестве основы процветания [10].

Валовой национальный доход (ВНД) — это совокупная ценность всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории государства (то есть валовый внутренний продукт, ВВП [2]), плюс доходы, полученные гражданами страны из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами. Валовой национальный доход на душу населения — это ВНД, поделенный на среднегодовую численность населения страны [11]. Этот показатель рассчитывается по методике Всемирного банка (The World Bank).

Особо отметим, что этот показатель в определенной мере также может служить неким рейтингом для прикладных задач нашего исследования.

В связи с тем что рейтинги расходов на образование и НИОКР составлены в относительных величинах (процентах от ВВП), чтобы учесть влияние абсолютных величин финансирования, которые принято измерять в долларах США, необходимо было ввести в исследование еще один рейтинг — рейтинг валового внутреннего продукта стран мира (в миллионах долларов США).

Валовой внутренний продукт (ВВП) — это совокупная ценность всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года на территории государства резидентами данной страны, выраженная в ценах конечного покупателя. В статье введен ВВП, рассчитанный по методике Всемирного банка (The World Bank) [11].

Причина обращения к данным ВВП следующая: зная а) значение ВВП каждой страны, б) рейтинг стран мира по уровню расходов на образование и в) рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР, можно создать два дополнительных рейтинга для учета расходов в миллионах долларов США (а не только в «процентах от»):

рейтинг стран мира по абсолютным расходам на НИОКР;

рейтинг стран мира по абсолютным расходам на образование.

Эти рейтинги в абсолютном выражении характеризуют влияние финансирования на состояние образования и науку.

Прежде чем предложить вниманию читателей таблицы и графики, дадим некоторые пояснения. Для анализа взаимовлияния и взаимозависимости показателей рейтингов все значения мест в рейтингах сведены в общую таблицу, которая, являясь промежуточной и значительной по объему, в статье не представлена. Она послужила основой для таблицы корреляции всех значений между собой. По горизонтали и по вертикали приве-

107

Таблица 1.

Совокупная корреляция всех рейтингов исследования Цифры от 1 до 19 в верхней строке фиксируют те же параметры, что и в левой колонке

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Место в рейтинге по индексу человеческого развития 1 89,9 95,0 67,7 90,5 75,4 43,4 77,5 92,8 80,5 92,1 96,1 79,2 60,5 60,9 92,8 52,6 68,9 52,5

Место в рейтинге по глобальному рейтингу инноваций 2 89,9 90,0 64,7 83,6 78,7 54,5 73,2 92,1 88,2 83,4 87,4 79,8 63,7 61,1 90,1 44,6 65,6 42,5

Место в рейтинге по валовому доходу на душу населения 3 95,0 90,0 69,6 79,5 73,3 40,0 84,4 95,5 86,6 82,1 93,6 76,8 64,3 60,4 92,5 61,2 73,1 60,7

Место в рейтинге по уровню научно-исследовательской активности 4 67,7 64,7 69,6 54,1 78,9 28,1 56,5 66,7 58,4 58,5 66,8 41,5 34,4 32,0 57,7 84,6 94,6 80,1

Место в рейтинге по индексу уровня образования 5 90,5 83,6 79,5 54,1 71,1 49,7 57,9 83,1 66,9 94,3 82,2 76,4 56,1 61,2 85,2 33,4 55,7 33,5

Место в рейтинге по уровню расходов на НИОКР в % от ВВП 6 75,4 78,7 73,3 78,9 71,1 51,1 56,6 76,6 68,4 72,4 74,8 61,8 50,5 50,6 69,6 51,6 81,1 47,8

Место в рейтинге стран мира по уровню расходов на образование в % от ВВП 7 43,4 54,5 40,0 28,1 49,7 51,1 31,3 50,0 42,2 47,2 43,0 38,3 36,8 36,7 46,6 5,6 27,6 6,1

Индекс процветания стран мира Института Legatum

Экономика 8 77,5 73,2 84,4 56,5 57,9 56,6 31,3 -с со го 81,0 61,1 80,6 59,4 70,8 65,2 83,4 65,8 67,7 64,1

Предпринимательство 9 92,8 92,1 95,5 66,7 83,1 76,6 50,0 78,2 86,9 84,8 90,6 79,4 65,3 64,4 93,8 53,3 69,8 51,2

Управление 10 80,5 88,2 86,6 58,4 66,9 68,4 42,2 81,0 86,9 67,9 81,6 73,3 74,8 62,1 87,7 46,0 61,0 42,5

Образование 11 92,1 83,4 82,1 58,5 94,3 72,4 47,2 61,1 84,8 67,9 86,8 78,7 55,8 65,3 87,9 38,7 59,3 39,5

Здравоохранение 12 96,1 87,4 93,6 66,8 82,2 74,8 43,0 80,6 90,6 81,6 86,8 80,2 64,1 63,9 93,0 54,9 70,2 55,2

Безопасность 13 79,2 79,8 76,8 41,5 76,4 61,8 38,3 59,4 79,4 73,3 78,7 80,2 70,9 57,9 85,7 22,1 42,8 22,0

Личные свободы 14 60,5 63,7 64,3 34,4 56,1 50,5 36,8 70,8 65,3 74,8 55,8 64,1 70,9 66,6 78,1 31,6 44,0 30,6

Социальный капитал 15 60,9 61,1 60,4 32,0 61,2 50,6 36,7 65,2 64,4 62,1 65,3 63,9 57,9 66,6 77,0 30,7 43,3 31,9

Совокупный 16 92,8 90,1 92,5 57,7 85,2 69,6 46,6 83,4 93,8 87,7 87,9 93,0 85,7 78,1 77,0 48,0 63,1 46,6

Место в рейтинге по уровню валового внутреннего продукта (ВВП) 17 52,6 44,6 61,2 84,6 33,4 51,6 5,6 65,8 53,3 46,0 38,7 54,9 22,1 31,6 30,7 48,0 90,4 95,9

Место в рейтинге по абсолютным расходам на НИОКР 18 68,9 65,6 73,1 94,6 55,7 81,1 27,6 67,7 69,8 61,0 59,3 70,2 42,8 44,0 43,3 63,1 90,4 87,2

Место в рейтинге по абсолютным расходам на образование 19 52,5 42,5 60,7 80,1 33,5 47,8 6,1 64,1 51,2 42,5 39,5 55,2 22,0 30,6 31,9 46,6 95,9 СО _-с го

Анализ распределения и оценка эффективности использования ресурсов...

Анализ распределения и оценка эффективности использования ресурсов...

дены (под цифрами 1—19) все параметры корреляции, на пересечении — округленные до десятых долей коэффициенты корреляции в процентах. Коэффициент корреляции используется для определения взаимосвязи между двумя параметрами.

Известно, что значительная корреляция между двумя случайными величинами всегда является свидетельством существования некоторой статистической связи в данной выборке, но это не означает, что между этими величинами существует прямая зависимость, может оказаться, что наблюдается влияние других величин. Все данные получили между собой положительную корреляцию, что означает, что при увеличении одной величины растет и другая. Традиционно для гуманитарных наук очень высокой считается корреляция 0,9 (или 90%) и высокой — 0,6 (или 60%). В рамках данного исследования был установлен достаточно высокий порог: рассматривается только корреляция выше 80%.

Проведем анализ данной таблицы по параметрам, касающимся нашей темы: анализ распределения и оценка эффективности использования социально-экономических ресурсов на образование. Требуется пояснить, что совокупная таблица позволяет оценить и проанализировать широкий круг взаимосвязей, которые не касаются темы данной статьи. Для анализа экономико-статистических показателей и выявления зависимостей образования с финансированием образования и качеством жизни будем последовательно вычленять интересующие нас рейтинги и значение их корреляции с другими рейтингами.

1. Место в рейтинге по индексу уровня образования.

Покажем корреляцию индекса уровня образования с другими рейтингами (таблица 2).

Таблица 2

Корреляция индекса уровня образования с другими рейтингами

Показатель корреляции Коэффициент, %

Место в рейтинге по индексу человеческого развития 90,5

Место в рейтинге по глобальному рейтингу инновации 83,6

Место в рейтинге по валовому доходу на душу населения 79,5

Место в рейтинге по уровню научно-исследовательской активности 54,1

Место в рейтинге по уровню расходов на НИОКР, % от ВВП 71,1

Место в рейтинге стран мира по уровню расходов на образование, % от ВВП 49,7

Индекс процветания стран мира Института Legatum

Экономика 57,9

Предпринимательство 83,1

Управление 66,9

109

Анализ распределения и оценка эффективности использования ресурсов...

Окончание табл.

Показатель корреляции Коэффициент, %

Образование 94,3

Здравоохранение 82,2

Безопасность 76,4

Личные свободы 56,1

Социальный капитал 61,2

Совокупный 85,2

Место в рейтинге по уровню валового внутреннего продукта (ВВП) 33,4

Место в рейтинге по абсолютным расходам на НИОКР 55,7

Место в рейтинге по абсолютным расходам на образование 33,5

Очевидно, что рейтинг уровня образования сильно коррелирует со следующими рейтингами:

место в индексе человеческого развития (90,5%); показатель образования в рейтинге процветания (94,3%); глобальный индекс инноваций (83,7%);

рейтинг индекса процветания (категория предпринимательство) (83,1%); рейтинг индекса процветания (категория здравоохранение) (82,2%); совокупное место в рейтинге индекса процветания (85,2%); а также достаточно высокое значение корреляции (79,6%) с рейтингом валового подоходного дохода на душу населения.

Сильная корреляция с образованием в рейтинге процветания говорит о том, что два рейтинга образования используют близкие показатели оценки. Рейтинги индекса человеческого развития и рейтинг процветания в качестве одного из компонентов берут образование, что может быть причиной высокой корреляции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не имеющие очевидных причин результаты были обнаружены в следующем соотношении:

• сильная корреляция индекса образования со здравоохранением и предпринимательством (рисунок 1).

На данном графике видно, как при изменении одной величины изменяется другая. Голубой и оранжевый графики меняются практически одинаково, что и характеризует сильную корреляцию. Рейтинги процветания по странам дают достаточно разную картину, однако динамика выявляется та же, что и для индекса образования. Если расположить страны по увеличению индекса образования, то наблюдается и рост показателей рейтинга процветания по категориям «здравоохранение» и «предпринимательство». Однако в данном случае мы не можем определить причинноследственную зависимость: здравоохранение ли положительно влияет на предпринимательство или же наоборот.

110

Анализ распределения и оценка эффективности использования ресурсов...

Рисунок 1. Распределение значений индекса здравоохранения и индекса предпринимательства при распределении стран по возрастанию рейтинга образования

• слабая корреляция как с относительными расходами в процентах от ВВП (рисунок 2), так и с абсолютными расходами на образование и расходами на душу населения (рисунок 3). Слабая корреляция характеризуется кардинально разными (по направлению) изменениями графиков (голубой и оранжевый на рисунке 2, а также голубой и желтый цвет на рисунке 3).

Рисунок 2. Распределение значений расходов на образование в процентах от ВВП при распределении стран по возрастанию рейтинга образования

111

Анализ распределения и оценка эффективности использования ресурсов...

Рисунок 3. Распределение абсолютных расходов на образование при распределении стран по возрастанию рейтинга образования

Из того, что мы видим, можно сделать чрезвычайно важный вывод: по различным странам индекс уровня образования не зависит от расходов на образование, как выраженным в процентах от ВВП (рисунок 2), так и по абсолютным расходам (рисунок 3).

Однозначен ли этот вывод? Давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны.

2. Показатель «образование» рейтинга процветания, как и индекс образования, сильно коррелирует с:

— местом в индексе человеческого развития — 92,8%;

— глобальным индексом инновации — 83,4%;

— рейтингом индекса процветания (категория здравоохранение) — 86,8%;

— рейтингом индекса процветания (категория предпринимательство) — 84,8%

— совокупным индексом рейтинга процветания — 87,9%.

См. таблицу 3 корреляции показателя «образование» рейтинга процветания с другими рейтингами.

Таблица 3

Корреляция показателя «образование» рейтинга процветания с другими рейтингами

Показатель корреляции Коэффициент, %

Место в рейтинге по индексу человеческого развития 92,1

Место в рейтинге по глобальному рейтингу инновации 83,4

112

Анализ распределения и оценка эффективности использования ресурсов...

Окончание табл.

Показатель корреляции Коэффициент, %

Место в рейтинге по валовому доходу на душу населения 82,1

Место в рейтинге по уровню научно-исследовательской активности 58,5

Место в рейтинге по индексу уровня образования 94,3

Место в рейтинге по уровню расходов на НИОКР, % от ВВП 72,4

Место в рейтинге стран мира по уровню расходов на образование, % от ВВП 47,2

Индекс процветания стран мира Института Legatum

Экономика 61,1

Предпринимательство 84,8

Управление 67,9

Здравоохранение 86,8

Безопасность 78,7

Личные свободы 55,8

Социальный капитал 65,3

Совокупный 87,9

Место в рейтинге по уровню валового внутреннего продукта (ВВП) 38,7

Место в рейтинге по абсолютным расходам на НИОКР 59,3

Место в рейтинге по абсолютным расходам на образование 39,5

Вновь подтвердился вывод о том, что индекс уровня образования не зависит от расходов на образование, как выраженным в процентах от ВВП, так и в абсолютных расходах.

3. Но и обратившись к рассмотрению относительных расходов на образование, мы увидим, что расходы на образование не коррелируют ни с показателями уровня образования, ни с показателями качества жизни (таблица 4).

Таблица 4

Корреляция относительных расходов на образование с другими рейтингами

Показатель корреляции Коэффициент, %

Место в рейтинге по индексу человеческого развития 43,4

Место в рейтинге по глобальному рейтингу инновации 54,5

Место в рейтинге по валовому доходу на душу населения 40,0

Место в рейтинге по уровню научно-исследовательской активности 28,1

Место в рейтинге по индексу уровня образования 49,7

Место в рейтинге по уровню расходов на НИОКР, % от ВВП 51,1

Индекс процветания стран мира Института Legatum

Экономика 31,3

113

Анализ распределения и оценка эффективности использования ресурсов...

Окончание табл.

Показатель корреляции Коэффициент, %

Предпринимательство 50,0

Управление 42,2

Образование 47,2

Здравоохранение 43,0

Безопасность 38,3

Личные свободы 36,8

Социальный капитал 36,7

Совокупный 46,6

Место в рейтинге по уровню валового внутреннего продукта (ВВП) 5,6

Место в рейтинге по абсолютным расходам на НИОКР 27,6

Место в рейтинге по абсолютным расходам на образование 6,1

4. При этом есть возможность рассмотреть корреляции абсолютных расходов на образование (таблица 5)

Таблица 5

Корреляция абсолютных расходов на образование с другими рейтингами

Показатель корреляции Коэффициент, %

Место в рейтинге по индексу человеческого развития 52,5

Место в рейтинге по глобальному рейтингу инновации 42,5

Место в рейтинге по валовому доходу на душу населения 60,7

Место в рейтинге по уровню научно-исследовательской активности 80,2

Место в рейтинге по индексу уровня образования 33,5

Место в рейтинге по уровню расходов на НИОКР, % от ВВП 47,8

Место в рейтинге стран мира по уровню расходов на образование, % от ВВП 6,1

Индекс процветания стран мира Института Legatum

Экономика 64,1

Предпринимательство 51,2

Управление 42,5

Образование 39,5

Здравоохранение 55,2

Безопасность 22,0

Личные свободы 30,6

Социальный капитал 31,9

Совокупный 46,6

Место в рейтинге по уровню валового внутреннего продукта (ВВП) 95,9

Место в рейтинге по абсолютным расходам на НИОКР 87,2

114

Анализ распределения и оценка эффективности использования ресурсов...

Рассмотрев таблицу, можно сделать следующее наблюдение: абсолютные расходы на образование сильно коррелируют:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— с местом по ВВП — 95,9%, что логично, так как страны, обладающие большими доходами, тратят на образование больше вне зависимости от политики в области образования и относительных затрат просто вследствие большего бюджета, и наоборот;

— с уровнем научно-исследовательской активности (количество статей) — 80,2% (рисунок 4).

Рисунок 4. Распределение значений уровня научно-исследовательской активности при распределении стран по рейтингу абсолютных расходов на образование

Рисунок 5. Распределение значений уровня абсолютных расходов на НИОКР при распределении стран по уровню научно-исследовательской активности

115

Анализ распределения и оценка эффективности использования ресурсов...

Обнаружив корреляцию абсолютных расходов на образование с уровнем научно-исследовательской активности (количество статей —80,2%), мы рассмотрели в рамках данной статьи и другие факторы, связанные с уровнем научно-исследовательской активности. Была обнаружена очень высокая корреляция научно-исследовательской активности с абсолютными расходами на НИОКР (0,946) и местом по уровню ВВП (0,846). Это позволяет сделать вывод, что высокие расходы на образование окупаются высоким уровнем научной активности при высоком уровне расходов на НИОКР (рисунки 5, 6).

Рисунок 6. Распределение значений уровня расходов на НИОКР, выраженных в процентах от ВВП (%), при распределении стран по уровню научно-исследовательской активности

Таким образом, на основе анализа статистических данных можно сделать ряд выводов.

1. Индекс уровня образования, приведенный в двух независимых рейтингах, не зависит ни от абсолютного, ни от относительного его финансирования. Количество людей, получающих образование всех уровней, не зависит от государственных и частных расходов на образование, включая гранты и пожертвования от международных учреждений и неправительственных организаций.

2. Несмотря на отсутствие связи между финансированием образования и его уровнем, следует учитывать, что финансирование образования высоко коррелирует с уровнем научной активности. Из этого можно предположить, что инвестирование в образование может повышать научный уровень.

3. Наличие сильной корреляции индекса образования со здравоохранением и предпринимательством позволяет сделать предположение, что уровень образования зависит не столько от инвестирования в образование, сколько от качества жизни.

116

Анализ распределения и оценка эффективности использования ресурсов...

Литература

1. Иванова С.В. К вопросу о влиянии инфокоммуникационных технологий на образовательное пространство // Пространство и время. 2013. № 3. С. 72-75.

2. Иванова С.В. О влиянии внешних условий и специфике принятия решений в отечественной системе образования // Ценности и смыслы. 2012. № 2. С. 4-17.

3. Савина А.К. Формирование интеграционных процессов в мировом образовательном пространстве. Педагогика. 2012. № 6. С. 107-116.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://data.worldbank.org/ Дата обращения: 15 декабря 13

5. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/

expenditure-on-education/info Дата обращения: 15 декабря 2013

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uis.unesco.org/ Дата обращения: 15 декабря 2013

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nsf.gov/statistics/ Дата обращения: 15 декабря 2013

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.globalinnovationindex. org/ Дата обращения: 15 декабря 2013

9. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://hdr.undp.org/Дата обращения: 15 декабря 2013

10. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.prosperity.com/Дата обращения: 15 декабря 2013

11. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:: http://www.worldbank.org/ Дата обращения: 15 декабря 2013

References

1. Ivanova, S.V. On the effect of information and communication technologies on the educational space. Prostranstvo i vremya [Space and time], 2013, no.3, pp.72-75

2. Ivanova S.V. On the influence of external conditions and specificity of decision-making in the national education system. Tsennosti I smysly [Values and meanings], 2012, no.2 pp.4-17

3. Savina A.K Forming the integration processes in the world educational space. Pedagogika [Pedagogks], 2012. No.6, pp.107-116

4. The World bank Available at: http://data.worldbank.org/ (accessed 15 December 2013)

5. Tsentr gumanitarnyh tehnologiy [Centre of humanitarian technologies] Available at: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info (accessed 15 December 2013)

6. UNESCO Institute for statistics Available at: http://www.uis.unesco.org/ (accessed 15 December 2013)

7. National Science Foundation Available at: http://www.nsf.gov/statistics/ (accessed 15 December 2013)

8. Global innovation index Available at: http://www.globalinnovationindex.org/ (accessed 15 December 2013)

9. Human development Reports Available at: http://hdr.undp.org/ (accessed 15 December 2013)

10. The Legatum prosperity index Available at: http://www.prosperity.com/ (accessed 15 December 2013)

11. The World bank Available at: http://www.worldbank.org/ (accessed 15 December 2013)

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.