Научная статья на тему 'Анализ расходов бюджетов бюджетной системы РФ (Фонд обязательного медицинского страхования, федеральный и региональные бюджеты) по разделу «Здравоохранение» на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.'

Анализ расходов бюджетов бюджетной системы РФ (Фонд обязательного медицинского страхования, федеральный и региональные бюджеты) по разделу «Здравоохранение» на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1257
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансирование здравоохранения РФ / бюджет фонда обязательного медицинского страхования / проблемы здравоохранения РФ / прогнозы государственного финансирования здравоохранения РФ / смертность населения РФ / доступность медицинской помощи населению РФ / public healthcare funding in the Russian Federation (RF) / budget of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund / healthcare problems in the RF / prognosis of healthcare state funding in the RF / population mortality of the RF / accessibility of medical care to the population of the RF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В статье представлен анализ расходов на здравоохранение РФ с 2023 г. и на плановый период 2024–2025 гг. В 2023 г. по сравнению с 2022 г., по прогнозу, государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах возрастут на 8%, а в постоянных ценах 2019 г. – только на 2%. Расходы бюджета фонда обязательного медицинского страхования к 2023 г. по сравнению с 2022 г. в текущих ценах возрастут на 14%, а в постоянных ценах – только на 7%. При этом субвенции субъектам РФ на оказание медицинской помощи возрастут только на 5% в постоянных ценах. В 2023 г. незначительный рост государственных расходов на здравоохранение (+2%) произойдет на фоне: роста смертности населения РФ; снижения ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) до 70,1 года; увеличения числа лиц, нуждающихся в оказании бесплатной медицинской помощи; нерешенных острейших проблем российского здравоохранения, главная из которых – дефицит и низкая оплата труда медицинских кадров. Отсутствие роста государственных расходов на здравоохранение не позволит решить проблемы здравоохранения, снизить смертность и увеличить ОПЖ до 78 лет к 2030 г. согласно Указу Президента от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of expenditures of the Russian Federation’s budgetary system (Federal Compulsory Medical Insurance Fund, federal and regional budgets) under the section "Healthcare Service" for 2023 and for the planned period of 2024 and 2025

The article presents an analysis of expenditures of the Russian Federation’s budgetary system for 2023 and for the planned period of 2024 and 2025. In 2023, compared to 2022, according to the prognosis, public expenditures on primary health care will increase by 8% at current prices and by only 2% at constant prices in 2019. By 2023, the budget expenditures of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund will increase by 14% compared to 2022 in current prices, and only by 7% in constant prices. At the same time, subventions to the constituent territories of the Russian Federation for healthcare delivery will increase by only 5% in constant prices. In 2023, a slight increase in government spending on health care (+2%) will occur against the background of: rise in population mortality rate of the Russian Federation; reduction in life expectancy (LE) to 70.1 years; increasing the number of people in need of free medical care; unresolved most acute problems of Russian health care, main of which is shortage and low wages for medical staff. Lack of growth in government spending on health care will not allow resolve the healthcare problems, reducing mortality and increasing life expectancy to 78 years by 2030 in accordance with Presidential Decree No. 474 of July 21, 2020 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030".

Текст научной работы на тему «Анализ расходов бюджетов бюджетной системы РФ (Фонд обязательного медицинского страхования, федеральный и региональные бюджеты) по разделу «Здравоохранение» на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.»

ГЛАВНОЕ

Анализ расходов бюджетов бюджетной системы РФ (Фонд обязательного медицинского страхования, федеральный и региональные бюджеты) по разделу «Здравоохранение» на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.***

В статье представлен анализ расходов на здравоохранение РФ с 2023 г. и на плановый период 2024-2025 гг. В 2023 г. по сравнению с 2022 г., по прогнозу, государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах возрастут на 8%, а в постоянных ценах 2019 г. - только на 2%.

Расходы бюджета фонда обязательного медицинского страхования к 2023 г. по сравнению с 2022 г. в текущих ценах возрастут на 14%, а в постоянных ценах - только на 7%. При этом субвенции субъектам РФ на оказание медицинской помощи возрастут только на 5% в постоянных ценах.

В 2023 г. незначительный рост государственных расходов на здравоохранение (+2%) произойдет на фоне: роста смертности населения РФ; снижения ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) до 70,1 года; увеличения числа лиц, нуждающихся в оказании бесплатной медицинской помощи; нерешенных острейших проблем российского здравоохранения, главная из которых -дефицит и низкая оплата труда медицинских кадров.

* Данные по макроэкономическим показателям представлены согласно «Основным направлениям бюджетной политики на 2023 г. и на плановый период 2024-2025 гг.» (Минфин России, 2021 г. и 2022 г.), а также в соответствии с проектом федерального закона «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»).

** Подготовлено ректором Высшей школы организации и управления здравоохранения (ВШОУЗ) доктором

медицинских наук Г.Э. Улумбековой.

АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ (ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ) ПО РАЗДЕЛУ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ» НА 2023 г. И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 гг.

Отсутствие роста государственных расходов на здравоохранение не позволит решить проблемы здравоохранения, снизить смертность и увеличить ОПЖ до 78 лет к 2030 г. согласно Указу Президента от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Ключевые слова:

финансирование здравоохранения РФ; бюджет фонда обязательного медицинского страхования; проблемы здравоохранения РФ; прогнозы государственного финансирования здравоохранения РФ; смертность населения РФ; доступность медицинской помощи населению РФ

Для цитирования: Анализ расходов бюджетов бюджетной системы РФ (Фонд обязательного медицинского страхования, федеральный и региональные бюджеты) по разделу «Здравоохранение» на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2022. Т. 8, № 3. С. 4-9. 001: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-3-4-9

Analysis of expenditures of the Russian Federation's budgetary system (Federal Compulsory Medical Insurance Fund, federal and regional budgets) under the section "Healthcare Service" for 2023 and for the planned period of 2024 and 2025

The article presents an analysis of expenditures of the Russian Federation's budgetary system for 2023 and for the planned period of 2024 and 2025. In 2023, compared to 2022, according to the prognosis, public expenditures on primary health care will increase by 8% at current prices and by only 2% at constant prices in 2019.

By 2023, the budget expenditures of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund will increase by 14% compared to 2022 in current prices, and only by 7% in constant prices. At the same time, subventions to the constituent territories of the Russian Federation for healthcare delivery will increase by only 5% in constant prices.

In 2023, a slight increase in government spending on health care (+2%) will occur against the background of: rise in population mortality rate of the Russian Federation; reduction in life expectancy (LE) to 70.1 years; increasing the number of people in need of free medical care; unresolved most acute problems of Russian health care, main of which is shortage and low wages for medical staff.

Lack of growth in government spending on health care will not allow resolve the healthcare problems, reducing mortality and increasing life expectancy to 78 years by 2030 in accordance with Presidential Decree No. 474 of July 21, 2020 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030".

Keywords:

public healthcare funding in the Russian Federation (RF); budget of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund; healthcare problems in the RF; prognosis of healthcare state funding in the RF; population mortality of the RF; accessibility of medical care to the population of the RF

For citation: Analysis of expenditures of the Russian Federation's budgetary system (Federal Compulsory Medical Insurance Fund, federal and regional budgets) under the section "Healthcare Service" for 2023 and for the planned period of 2024 and 2025. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2022; 8 (3): 4-9. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-3-4-9 (in Russian)

В 2023 г. по сравнению с 2022 г., по прогнозу, государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах возрастут на 8% (422,8 млрд руб.). В постоянных ценах 2019 г. (т.е. с поправкой на инфляцию) они возрастут только на 2% (при условии, что инфляция будет 6%; если инфляция будет выше, то указанный рост будет меньше).

За период с 2021 по 2023 г. сократится и доля государственного финансирования здравоохранения в валовом внутреннем продукте (ВВП) - с 3,9 до 3,8% (см. таблицу). При этом в 2019 г. в РФ эти расходы были в 1,4 раза ниже, чем в «новых» странах Евросоюза (ЕС), близких к нашей стране по уровню экономического развития, соответственно 3,5 и 5,0% ВВП (рис. 1).

Расходы бюджета ФОМС к 2023 г. по сравнению с 2022 г. в текущих ценах возрастут на 14% (382,7 млрд руб.), а в постоянных ценах - только на 7% (с 2019 г. рост составит тоже 7%). При этом субвенции субъектам РФ на оказание медицинской помощи возрастут на 286 млрд руб., что составит 11% по сравнению с 2022 г. в текущих ценах и 5% в постоянных ценах (при условии, что инфляция составит не более 6%).

В 2023 г. незначительный рост государственных расходов на здравоохранение (+2%) произойдет на фоне:

■ роста смертности населения РФ: за 2 года пандемии по сравнению с 2019 г. дополнительно умерло почти 1 млн человек (в среднегодовом выражении +28%), это самый высокий показатель в расчете на 1 млн населения по сравнению со странами ЕС и США;

■ снижения ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) до 70,1 года (на 3,3 года с 2019 г.), в 2021 г. по этому показателю наша страна вернулась на уровень 1987 г.;

в результате в РФ этот показатель стал на 5 лет ниже, чем в «новых» странах ЕС, и на 10 лет ниже, чем в «старых» странах ЕС;

■ увеличения числа лиц, нуждающихся в оказании бесплатной медицинской помощи: это больные с острой и хронической формой новой коронавирусной инфекции и пациенты, которым медицинская помощь была отложена в предшествующие периоды;

■ нерешенных острейших проблем российского здравоохранения - дефицит и низкая оплата труда медицинских кадров (1,5-кратный дефицит врачей участковой службы и двукратный дефицит фельдшеров); недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях (в 3 раза меньше в расчете на душу населения по сравнению со странами, близкими к РФ по уровню экономического развития); недостаточные объемы бесплатной помощи (высокотехнологичная медицинская помощь, реабилитация, паллиативная помощь); низкие тарифы по оказанию медицинской помощи, которые во многих случаях не позволяют выполнять требования клинических рекомендаций;

■ новых социально-экономических вызовов в 2022-2023 гг.:

• рост цен на ~15% на лекарственные средства и медицинские изделия в связи с логистическими проблемами;

• падение реальных доходов населения на 2,2%, что потребует увеличения объемов бесплатной медицинской помощи, так как у многих людей не окажется средств для ее оплаты.

Решение всех вышеперечисленных проблем требует увеличения государственного финансирования здравоохранения, которого

о

"О ~~I

ш >

>

р? X

о ш О

х го х

О

СП <

х го

X

ш го п

Ш

Е

0

<

ш

01

2 со

ш

м о м м

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение 2019-2025 гг. в текущих и постоянных ценах (2019 г. = 100%)

Государственные расходы на здравоохранение - прогноз на 2022 г. и плановый период 2023-2025 гг. (Данные по макроэкономическим показателям согласно «Основным направлениям бюджетной политики на 2023 г. и на плановый период 2024-2025 гг.», Минфин 2022 г. и Минфин 2021 г., а также в соответствии с проектом Федерального закона «0 бюджете Фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»)

Наименование показателя 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2023/ 2023/ 2025/

факт прогноз 2019, прирост 2022, прирост 2021, прирост

Макроэкономические показатели

ВВП в текущих ценах, млрд руб. 109 608,3 107 390,3 131015,0 140 700 147 800 158 100 167 900 35% 5% 28%

Инфляция (ИПЦ), декабрь к декабрю предыдущего года 3,04 4,91 8,39 12,90 6,00 4,00 4,00 X X X

Государственные расходы на здравоохранение

Государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах, млрд руб. 3805,0 4964,0 5060,0 5187,0 5609,8 5936,7 X 47% 8% X

Государственные расходы на здравоохранение в ценах 2019 г., млрд руб. 3805,0 4731,7 4449,8 4040,3 4122,3 4194,7 X 8% 2% X

Доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП 3,5% 4,6% 3,9% 3,7% 3,8% 3,8% X X X X

из них: расходы федерального бюджета

Расходы федерального бюджета в текущих ценах, млрд руб. 713,0 1334,4 1362,3 1245,5 1211,5 1234,8 X 70% -3% X

Расходы федерального бюджета в ценах 2019 г., млрд руб. 713,0 1271,9 1198,0 970,2 890,3 872,5 X 25% -8% X

из них: расходы бюджета ФОМС

Расходы бюджета ФОМС в текущих ценах, млрд руб. 2186,7 2360,5 2592,5 2801,1 3183,8 3401,0 3610,0 46% 14% 39%

Расходы бюджета ФОМС в ценах 2019 г., млрд руб. 2186,7 2250,0 2279,9 2181,9 2339,6 2403,1 2452,6 7% 7% 8%

из них: расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ

Расходы бюджетов субъектов РФ в текущих ценах, млрд руб. 905,3 1269,1 1105,2 1140,4 1214,5 1300,9 X 34% 6% X

Расходы бюджетов субъектов РФ в ценах 2019 г., млрд руб. 905,3 1209,7 971,9 888,3 892,5 919,2 X -1% 0% X

= " '3

5 Р

> сг

ч

сп О

^ т ОТ

о Щ э I

о о

6 О ^

й Е

го ^ о в о о

X I

и

* 5

> сг

м ж

о о

м о

ы о

> 1= =] 3 - I . о 1 5 о о

¥3

Е.о

= 3

3 2

О 5 > >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и 5 ы

.

м

В

Е

? >

? т

Доля ВВП, %

9,0

8,0 8,0 7,9 8,0

«Старые» страны ЕС 6 6 6,8 70 6,9„ л 7,9 7,9

6,3

«Новые-8» страны ЕС 5,1 ~5,0

4,9 4,8 4,9 4,9 5,0

4,1 4!^ 4,8

4,7

2,8 2,9

«Новые-8» страны ЕС включают Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению. Источники: Минздрав России; Казначейство России; база данных ОЭСР «ОЕСЭ^а^; расчет ВШОУЗ-КМК.

Рис. 1. Динамика государственных расходов на здравоохранение с 2000 по 2019 г. в РФ, «новых» и «старых» странах Евросоюза (ЕС), доля в валовом внутреннем продукте (ВВП)

3500

3000

2500

2000

1500 -

^ СОУЮ-19 N ^+33% к 2012т/

Необходимо к 2024 г. 3229,1 (постоянные цены) : 7100,0 (текущие цены)

( НП «Здравоохранение» ) Ч.,+7% к 2012г..^

I

_ _ ___Л___С2___

2

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

■ Факт ■ Прогноз

Рис. 2. Государственные расходы на здравоохранение в ценах 2012 г., млрд руб.

АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ (ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ) ПО РАЗДЕЛУ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ» НА 2023 г. И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 гг.

практически не произойдет. Следует отметить, что выделяемые государством с 2019 г. дополнительные бюджетные средства на модернизацию первичного звена здравоохранения и НП «Здравоохранение» направлены преимущественно для обновления инфраструктуры отрасли (увеличение объемов и тарифов медицинской помощи предусмотрено только по одному профилю - онкология). Этого недостаточно для решения вышеперечисленных острейших проблем российского здравоохранения. Аналогично не решает эти проблемы и рост государственного финансирования здравоохранения в 2020 и 2021 гг., направленный на борьбу с пандемией (рис. 2).

Для решения вышеперечисленных проблем здравоохранения (без учета дополнительных расходов на пациентов с острой и хронической формой новой коронавирусной инфекцией) необходимо дополнительно около 500 млрд руб.,

чтобы к 2024 г. эти государственные расходы составили не менее 4,5% ВВП, или 7,1 трлн руб.

18 июня 2022 г. Президент РФ В.В. Путин подчеркнул фундаментальную роль здравоохранения в решении национальных целей и поставил задачу его дальнейшего развития: «Будем и дальше вместе с вами работать для того, чтобы наши граждане получали достойную медицинскую помощь. Это важно и для сохранения здоровья, и для будущего нации, ее приумножения и увеличения возраста жизни, для будущих поколений, для детей».1

Однако при отсутствии роста государственных расходов на здравоохранение, направленных на снижение смертности населения, выполнить указания Президента РФ, а именно: снизить высокую смертность населения, увеличить ОПЖ населения (с нынешних 70,1 года до 78 лет к 2030 г.) и расширить доступность бесплатной медицинской помощи, будет невозможно.

1 http://www.kremlin.ru/events/president/transcn'pts/deliberations/68673#sel=298:18:x,298:18:x ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. Том 8, № 3, 2022 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.