Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАБОТЫ ТЕРАПЕВТА В ПРОИЗВЕДЕНИИ И. ЯЛОМА «Я ВЫЗОВУ ПОЛИЦИЮ!»'

АНАЛИЗ РАБОТЫ ТЕРАПЕВТА В ПРОИЗВЕДЕНИИ И. ЯЛОМА «Я ВЫЗОВУ ПОЛИЦИЮ!» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
125
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ключ к осознанию / экзистенциальный страх смерти / диалог / работа со сном

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванченко А.Н.

В данной статье проводится анализ рассказа Ирвина Ялома «Я вызову 229 полицию!» Описаны основные моменты, над которыми стоит поразмышлять в аспекте экзистенциального анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАБОТЫ ТЕРАПЕВТА В ПРОИЗВЕДЕНИИ И. ЯЛОМА «Я ВЫЗОВУ ПОЛИЦИЮ!»»

длительный рассказ о некоторых фактах ее биографии - «Альберт был мастером на все руки. Он был кровельщиком, автомехаником, вообще умельцем; он мог починить все что угодно. Вдохновленный газетной или журнальной фотографией какого-нибудь предмета мебели или другой штуковины, он мог отправиться в мастерскую и сделать такую же». Здесь прослеживается феноменология трансцендентности, то есть то, что недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта. Именно трансцендентный аспект позволяет определить всю глубину утраты главной героини-смерти мужа Альберта. Вот этому свидетельства: «Будучи безнадежно неумелым в мастерской, я слушал с завистью и восхищением. Сорок один год жизни с таким умельцем - это действительно полный комфорт. Было нетрудно понять, почему Эльва цеплялась за ощущение, что Альберт все еще здесь, в мастерской, заботится о ней, чинит вещи. Как можно отказаться от этого? Почему она должна отказываться? Эта память, подкрепленная опытом сорока одного года, оплела Эльву коконом, укрывавшим ее от реальности - до тех пор, пока у нее не украли сумочку». Этим строчкам свидетельствует огромная рана на душе Эльвы, которую она старалась закрыть, ощущая себя «исключительной». О чем так же говорят эти строки: «Рационально Эльва знала, что Альберт умер, но продолжала вести обычную, повседневную жизнь под покровом иллюзии, которая притупляла боль и смягчала слишком резкую правду. Более сорока лет назад она заключила с жизнью контракт, происхождение и формулировка которого стерлись временем, но основа которого оставалась ясной: Альберт будет всегда заботиться об Эльве. На этой бессознательной предпосылке Эльва выстроила весь свой гипотетический мир - мир безопасности и благодушия». [1, с. 92]

И третьим принципом феноменологической редукции является принцип горизонтализации. В основе этого принципа Ирвин Ялом не занимает позицию «над» клиентом, а старается оставаться на одной горизонтали с ним. Он понял и принял ценности Эльвы и сумел встроить дальнейшую работу с ней на основе ее ценностных ориентаций. Этому свидетельствуют строки: «Я начал ценить Эльву - ее замечательное чувство юмора, ум, ее забавность. Она вела богатую, наполненную жизнь. Мы были во многом похожи. Как и я, она совершила большой скачок по социальной лестнице». [1, с. 95]

Анализируя данный рассказ через принципы феноменологической редукции, мы понимаем, что воспринимаемый нашими органами чувств окружающий мир не является таковым на самом деле. Окружающий нас мир - это лишь интерпретация нашим сознанием реальных свойств, качеств - сущности предметов или явлений. Поэтому для того, чтобы познать эту самую сущность, мы должны освободиться от всех наших интерпретаций. [2, с.329]

Литература

1. Ялом И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. Пер. с англ. А.Б. Фенько. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997. - 288 с.

2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. - М.: Академический проект, 2009. - 486 с.

УДК: 159.964.21

АНАЛИЗ РАБОТЫ ТЕРАПЕВТА В ПРОИЗВЕДЕНИИ И. ЯЛОМА «Я ВЫЗОВУ ПОЛИЦИЮ!»

Иванченко А.Н., магистрант МИП, «Консультативная психология» Аннотация. В данной статье проводится анализ рассказа Ирвина Ялома «Я вызову

полицию!» Описаны основные моменты, над которыми стоит поразмышлять в аспекте экзистенциального анализа.

Ключевые слова: ключ к осознанию, экзистенциальный страх смерти, диалог, работа со сном

ANALYSIS OF THE THERAPIST'S WORK IN I. YALOM'S WORK "I WILL CALL

THE POLICE!" Ivanchenko A.N., master's student at MIP, "Counseling Psychology"

Abstract. This article analyzes the story of Irvin Yalom "I will call the police!" The main points that are worth thinking about in the aspect of existential analysis are described. Keywords: key to awareness, existential fear of death, dialogue, work with sleep

Данный рассказ был включен в конце известной работы Ирвина Ялома «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти». Действительно, эта книга является одной из ключевых и важнейших работ Ялома, прошедшего свой путь от психоаналитика до экзистенциально-гуманистического терапевта. Эту книгу можно рассматривать как итог по изучению проблемы преодоления экзистенциального страха смерти: «Как только мы оказываемся способными противостоять факту своей собственной смертности, мы готовы перестроить свои приоритеты, мы начинаем более глубоко общаться с любимыми людьми, более остро ценить красоту жизни и с готовностью берём на себя риски личностного выбора». Стоит отметить, что рассказ «Я вызову полицию!» читается не настолько легко, как в целом книга «Вглядываясь в солнце», и, скорее всего, это связано с тем, что основной сюжет рассказала заключается в повествовании и диалогах двух героев - самого Ирвина и его друга Боба Бергера, с которым они были знакомы еще со студенческих лет, но учились они на разных направлениях - Боб, прошедший холокост в Венгрии поступил на отделение хирургии-кардиологии, но тем не менее, они всегда поддерживали друг с другом связь. Ирвин в своем рассказе акцентирует внимание на то, что Боб неким образом вел «двойную жизнь», что в целом олицетворяет само разделение условно всего существования человека на жизнь и смерть. Где жизнь - выступает как роль Боба-хирурга, отчаянно и героически спасающего жизни людей на операционном столе (и получалось это у него отлично вплоть до самой старости - подтверждения тому постоянные дальние поездки и желание помогать несмотря на возраст), а смерть - это его ночные кошмары, о которых Ирвин много знал. Но по определенным причинам, Боб не всегда был готов делиться сокровенным с Ирвом, видимо, то было связано с тем, что последний был так или иначе связан с психотерапией -тут мы можем предположить, что так работало внутреннее сопротивление Боба к решению его собственных проблем.

Так или иначе, анализируя и читая рассказ, мы можем смело предположить, что Ирвин все равно тяготел к общению с Бобом: «У нас сложились уникальные отношения. Ни с кем другим из друзей я так себя не вел. Уверен, наше взаимное подтрунивание свидетельствовало о сильной привязанности; вероятно, это был единственный доступный способ быть ближе друг к другу. Шрамы его детства и многочисленные утраты привели к тому, что он не был способен открыто высказывать свою уязвимость или демонстрировать сердечность».[1, с.348-349] Особенно откровенным Боб стал будучи уже семидесятилетним, именно это описывается в рассказе - после очередной поездки Боб открывается Ирвину, повествуя ему о том, что скорее всего, его сны и его жизнь может быть как-то связаны. К такому важному осознанию он пришел через воспоминания о заголовке в журнале, где был изображен известный кардиохирург, цитирую: «Спасать жизни, которые невозможно спасти».

Эта фраза - как ключ к осознанию того, что на самом деле происходило в его жизни - свой

выбор в пользу карьеры хирурга так или иначе был связан с тем, что во время холокоста он пережил несколько страшных эпизодов (а именно, такие моменты происходили каждый день на протяжении долгого времени, как утверждал сам Боб). Эти ужасающие события (например повествование о его друге Миклоше) он так или иначе привязывал к себе виной за то, что не мог повлиять на обстоятельства или как то спасти своих друзей и людей, которые были ему небезразличны. Пройдя этот страшный путь Холокоста в Венгрии, он принял решение стать кардиохирургом, как некий вызов самому себе и некий акт «отмаливания грехов» за то, что не смог повлиять на те жизни, которых не удалось спасти. Ведь держать в руках скальпель - значит иметь возможность держать под контролем ситуацию. Но того самого «скальпеля» у Боба во время холокоста не было. Было лишь отчаянное желание спасти себя и всех, кто так или иначе переживал эти трагические события, от которых в жилах стынет кровь.

Почему же рассказ называется «Я вызову полицию?». Потому что именно эта фраза ни раз спасала Бобу жизнь - в аэропорту после последней поездки (где были случаи похищения людей, и его смелость вызвать полицию сыграла ему на руку) и в холокосте, когда эта фраза буквально вытащила его из под конвоя нацистов, когда враждебно настроенный против немецких оккупантов венгерский полицейский вызволил Боба под предлогом самостоятельно разобраться с ним и его принадлежности к евреям (наш главный герой тогда подрабатывал по нелегальным документам на заводе). И к счастью, тот полицейский его отпустил, поверив на слово, что нереальным образом, словно по волшебству сохранило жизнь Бобу. Мне бы хотелось бы тут провести аналогию с тем, что эта фраза «я вызову полицию!» для Боба является неким скальпелем для самого себя, если рассматривать скальпель не условно как средство для достижения цели, а как некий спасительный инструмент, который необходимо использовать в каких-то критических ситуациях.

Рассказ заканчивается красочным описанием сна Боба для самого Ирвина, связанный с операционной и невозможностью спасти пациента, потому что не было ничего нужного под рукой (стоит тут так же отметить, что человек на столе операционной был в робе - точно такой же, которую одевали всем евреям во время холокоста). Боба сильно тревожили подобные сны, и он просил Ирвина помочь ему с этим. На что Ирвин, очень грамотно, логично и с заботой объяснил Бобу природу его собственных снов: «Именно, ты не мог спасти его. У тебя не было никаких средств в операционной, чтобы спасти его. И у тебя не было никаких средств, когда ты был пятнадцатилетним перепуганным мальчишкой, который в тот день и сам едва спасся. Думаю, в этом и состоит главный момент этого сна. Ты не мог поступить иначе. И все же каждую ночь ты судишь себя, и считаешь себя виновным, и проводишь всю жизнь в искуплении. После многолетних наблюдений за тобой, Роберт Бергер, вынесен вердикт. Объявляю тебя невиновным!» [2, с.379-380] «Объявляю тебя невиновным!» - как часто нам необходимо услышать лишь эту фразу от других, не так ли?..

Литература

1. Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти Рассказ «Я вызову полицию», М., ЭКСМО, 2021

УДК 159.9

ПРИНЦИПЫ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕДУКЦИИ В СУПЕРВИЗИИ

Попова Татьяна Анатольевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Федерального Государственного Научного Учреждения «Психологический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.